Церковь Рождества Богородицы (Дивеево)
Рождества Богородицы (Дивеево). Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и приказала соорудить для этой обители двухпрестольную церковь — «в честь Рождества Сына Моего и Моего Рождества». Этот храм был пристроен к колокольне Казанской церкви с западной стороны.
История[править | править код]
Летом 1829 года строительство церкви во имя Рождества Христова закончилось. Этот храм был пристроен к колокольне Казанской церкви с западной стороны и предполагался сперва одноэтажным, на высоком фундаменте. Однако сразу после освящения храма Рождества Христова призвал к себе батюшка Серафим М.В. Мантурова и встретил его словами: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: "Сына Моего почтил, а Меня позабыл!" Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли нам это исправить; нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...»
Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то и храм в честь Рождества Его Матери должен получиться. Когда был готов подкоп и Михаил Васильевич стал по мерке, данной батюшкой Серафимом, вымеривать подкоп, то он пришелся как раз по этой мерке. Мантуров поехал доложить об этом батюшке. Радостно, в восхищении благодарил его старец и благословил строить эту новую церковь.
Свод потолка был пологим и низким и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Но Батюшка, услышав от Мантурова об этом, «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: «Четыре столба – ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая".
В разговоре со старицей Прасковьей Ивановной батюшка Серафим сказал, что в храме Рождества Богородицы будет матушка Александра почивать в мощах. И спросил: «Много ли их там, матушка?» Старица молчала, недоумевая. Склонил батюшка головку, минутку спустя сказал твердым голосом: «Там? Три».
В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. Их обретение состоялось в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Первым был вскрыт склеп монахини Елены, где были обнаружены ее мощи. Во время Всенощного бдения под Воздвижение Креста Господня мощи были подняты из склепа и перенесены в храм Рождества Христова. Святые мощи первоначальницы матушки Александры были перенесены после праздничной Литургии 27 сентября, а схимонахини Марфы – вечером того же дня. Гроб с мощами торжественно внесли в храм Рождества Христова матушка игумения и сестры с пением «Святый Боже». Более чем через 170 лет после предсказания прп. Серафима церковь Рождества Богородицы стала усыпальницей святых мощей преподобных жен Дивеевских.
Четыре столба – четверо мощей! Четыре столба – четверо мощей! Радость-то нам какая, батюшка! Преподобный Серафим Саровский Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8/21 сентября храм освятил настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший по просьбе отца Серафима и по благословению Нижегородского епископа Афанасия в Дивеево, невзирая на эпидемию холеры. Получив указ о новом освящении, он в удивлении спросил: «Да ведь я недавно освятил вам церковь, где же еще-то освящать?!» – «Тут же и другую!» Когда М.В. Мантуров объяснил ему чудное устройство этой новой церкви по желанию батюшки Серафима, то в удивлении отец архимандрит воскликнул: «О, Серафим, Серафим! Сколь дивен ты в делах твоих, старец Божий!»
После освящения церкви архимандрит Иоаким, протоиерей Василий Садовский и Михаил Васильевич Мантуров по приглашению батюшки отправились к нему в Саров и, не найдя его в монастыре, пошли в дальнюю пустынку. Батюшка был чрезвычайно рад гостям и благодарил отца архимандрита. Потом сказал: «Чем же угощать нам на радостях такого гостя?» Он повел отца Василия в угол своей пустынки. Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды: «Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!» Он стал потчевать ими, говоря: «Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас! Это Сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!»
Здесь произошло чудесное событие, о котором рассказала церковница Ксения Васильевна. Этот случай описан в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря»: «Когда все вышли из храма, она, приблизившись к иконе, увидела, что масло все выгорело и лампада потухла. С горестными чувствами она отошла от лампады и, вспомнив невольно завещание о. Серафима, подумала: "Если так несправедливыми оказались слова о. Серафима, потому что для лампады нет теперь ни масла, ни денег, то, может быть, и во всех других случаях не сбудутся его предсказания, исполнения которых мы, несомненно, ожидали". Тысячи сомнений волновали душу сестры, и вера в прозорливость старца начала оставлять ее. В столь неприятном расположении духа Ксения Васильевна, закрыв лицо руками, на несколько шагов отступила от иконы Спасителя. Вдруг слышит треск... Восклонив голову, она увидела, что лампада загорелась; подошла ближе к ней и заметила, что стакан лампады полон масла и на нем два серебряных рубля. В смятении духа она заперла церковь и спешила поведать дивное видение старице своей Елене Васильевне. На пути ее застигла одна сестра, с которой был крестьянин, искавший церковницу и что-то желавший передать ей. Крестьянин этот, увидевши Ксению Васильевну, спросил: "Вы, матушка, здесь церковница?" – "Я, – отвечала сестра Ксения. – А что тебе нужно?" – "Да вот батюшка о. Серафим завещал вам о неугасимой лампаде, так я принес тебе 300 рублей ассигнациями денег на масло для лампады, чтобы она горела за упокой родителей моих". При сем он назвал имена усопших родителей и подал деньги. Сомнения сестры в прозорливости старца и в истинности его завещания тотчас рассеялись: она устыдилась их и поскорбела о своем неверии».
В годы советской власти здание храма Рождества Богородицы использовалось для хранения овощей.
Современная жизнь обители[править | править код]
22 июля 1991 года храм передали монастырю. Повторно церковь освящена 21 октября 1992 года. В 1993 году здесь состоялся первый после открытия монастыря иноческий постриг. В канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, 2 апреля, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай прибыл в Серафимо-Дивеевскую обитель для совершения первого со дня возобновления монастырской жизни иноческого пострига. В журнале Нижегородской епархии «Сеятель» было напечатано подробное описание этого события. «Маленькая уютная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с низкими белыми сводами. Тихо, благодатно поет сестринский хор. Горят лампады. Они стоят перед алтарем – простоволосые, в чёрных свободных одеждах. В руках у каждой – свеча… "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" – и мир, с его неуравновешенной жизнью, с его соблазнами и грехами остается где-то позади… По очереди архиерей облачает их: подрясник, апостольник, клобук… И встают двенадцать инокинь: Мария, Екатерина, Евдокия, Мария, Мария, Марина, Наталья, Екатерина, Надежда, Ирина, Любовь, Нина. Открывается новая страница Серафимо-Дивеевской летописи… "Ныне вы, как некогда маленькие камешки, легли в основание возрождённой обители, – обращается к новопостриженным с напутственным словом митрополит Николай. – Вы добровольно пришли сюда, отреклись от всего, что связывало вас с миром; но не думайте, что мир отрекся от вас… Вам еще будет предлагаться множество соблазнов явно или тайно, при помощи нашептывания или при помощи печатного слова. Помните одно – никогда не теряйте чувства молитвенного пребывания во Христе и Господе нашем Иисусе».
В этой же нижней Рождественской церкви батюшка завещал на вечные времена читать денно и нощно неугасимую Псалтирь по усопшим, начиная с царских родов, иерархов Православной Церкви, благотворителей обители и кончая всеми просящими молитв о себе и присных своих.
По заповеди преподобного Серафима, как и прежде, в церкви Рождества Богородицы горит неугасаемая лампада перед храмовой иконой и читается неусыпаемая Псалтирь. Чтение неусыпаемой Псалтири в церкви Рождества Богородицы прерывается лишь в Великую Среду и начинается в субботу Светлой седмицы.
В 2010 году храм Рождества Богородицы был расписан художниками творческой мастерской «Царьград» (г. Москва) под руководством Дмитрия Трофимова при участии дивеевских сестер и специалистов московской мастерской «MarmorTec». Стены покрыты сусальным золотом. Золото – символ Божества, Божественной славы, Божественного света. Это нетварное небо – Царствие Небесное. Все говорит о том, что здесь наша жизнь не заканчивается. Благодаря этой символике нам передается радость о том, что существует Царствие Божие. Росписи посвящены земной жизни Пресвятой Богородицы и дивеевской истории.
Землю с обеих сторон Рождественской церкви батюшка Серафим велел отгородить заборчиком, потому что тут стопочки Царицы Небесной прошли, это земля святая. В 2008 году с южной и северной сторон храма Рождества Богородицы сделаны пристрои и в них освящены храмы в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. Преподобный Серафим задолго до этого уже знал, что с левой стороны Рождественской церкви будет непременно придел во имя Михаила Архангела. В алтарях под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, находятся могилы любимого батюшкиного ученика Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского. В начале XIX века саровский старец говорил отцу Василию: «Как умирать-то будешь, то чтобы тебе лечь с правой стороны алтаря Рождественской церкви, а Мишенька-то (Мантуров) ляжет с левой».
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Святыни[править | править код]
На южной стене храма Рождества Богородицы помещены старинные иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Этот деисусный чин был подарен преподобным Серафимом для украшения Рождественских храмов.
- Мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских.
Престольные праздники[править | править код]
Контакты[править | править код]
Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Телефоны: +7 (83134) 4-34-45 (по общим вопросам) +7 (83134) 4-40-49, +7 (83134) 4-39-63 (по вопросам бронирования), +7 (83134) 4-34-45 (экскурсии), +7 (831-34) 4-20-10 (информация о требах).
Электронная почта: palomnik.dm@yandex.ru (по общим вопросам), diveevo-bron2@yandex.ru, diveevo-bron2@yandex.ru (по вопросам бронирования), gid@diveevo-palomnik.ru (экскурсии), diveevo.pochtovik@yandex.ru (информация о требах).
Сайт: https://diveevo-monastyr.ru/architecture/cerkov-rozhdestva-bogorodicy/
Паломнику[править | править код]
Богослужения[править | править код]
Богослужения совершаются здесь нечасто и, как правило, только для сестер Дивеевской обители. В этом храме бывают ранние литургии в Богородичные праздники, в дни памяти преподобных жен Дивеевских. Каждое утро здесь служится славление у мощей преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. Ежедневно с 8 до 17 часов открыты двери для желающих поклониться святым мощам дивеевских угодниц Божиих. Из церкви Рождества Богородицы обычно отправляются сестры на постриги.
Экскурсии[править | править код]
Индивидуальные или групповые экскурсии проводятся с 9.00 до 17.00.
Обзорная экскурсия по монастырю проходит по всей территории монастыря – от Казанского собора до святой Канавки. Во время ознакомительной прогулки сотрудница монастыря, имеющая соответствующую подготовку, рассказывает об истории, святых и святынях Дивеевской обители, о ее архитектуре.
Подробнее смотрите на сайте Паломнического центра.
Гостиницы[править | править код]
Паломнический центр при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре
Как добраться[править | править код]
Проезд из Москвы:
- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится на юге Нижегородской области, в селе Дивееве, которое расположено на берегу реки Вичкинзы. От Нижнего Новгорода до Дивеева – 180 км, от Арзамаса – 65 км, от Сарова – 12 км. На юге Дивеевский район граничит с республикой Мордовия.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт монастыря
- ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
- Страница монастыря в соцсети "Вконтакте"
- Страница монастыря в соцсети "Instagram"
- Youtube-канал монастыря
- Серафимо-Дивеевские предания
- Трудничество в Серафимо-Дивеевском монастыре
- Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Священномученик Серафим (Чичагов)
- На земном небе. Три поездки в Саров и Дивеево
- От Петербурга до Забайкалья: 1
- Паломничество в Серафимо-Дивеевский женский монастырь (2012 г.)
- Краткие истории. Серафимо-Дивеевский монастырь