Тольятти
Толья́тти (до 1964 года Ста́врополь, от греч. Σταυρούπολη — букв.: Город креста, встречаются неофициальные названия: Ста́врополь-на-Во́лге или Ста́врополь-Во́лжский) — город в Самарской области России, административный центр Ставропольского района. Расположен на левом берегу Волги напротив Жигулей. Самый крупный город России, не являющийся центром субъекта федерации.
Православие в Тольятти[править | править код]
У истоков православия г. Ставрополя-на-Волге (1738- 1809гг.)
С самого начала город Ставрополь (ныне - Тольятти) задумывался как центр принявших Православие и переселившихся в наши края калмыков. Однако впоследствии оказалось, что политика правительства в отношении перевода калмыков на оседлый образ жизни не удалась, слишком глубоки были традиции и привычки кочевников. В 1842 году калмыки были переселены в оренбургские степи.
Поскольку одной из целей основания города было упрочение и распространение христианства среди калмыков, ему решили дать название Ставрополь, в переводе с древнегреческого Город Святого Креста. Это название осталось за городом до 1964 года.
В конце лета 1738 года Ставрополь уже имел вид небольшой крепости. Храм во имя Святой Троицы начал возводиться почти сразу же после основания города.
К концу лета 1738 года в Ставрополь прибыли переселенцы из крещеных калмыков и раскинули свои 700 кибиток в лесу, близ берега Волги, за несколько верст от города. Они привезли походную Воскресенскую церковь, предназначенную для перевозки из одного улуса в другой. В сентябре 1738 года эта церковь была установлена близ строящегося Троицкого собора.
Первоначально церковное строительство в Ставрополе и его окрестностях возглавлял архимандрит Никодим (Ленкевич). Ему был поручен перевод на калмыцкий язык символа веры, Нового Завета, 10 заповедей и молитв.
В.Н.Татищев, сообщая Коллегии иностранных дел об освящении храма, просил открыть при нем полный штат духовенства, знающего калмыцкий язык. В 1740 г. Святейший Синод во главе ставропольского духовенства поставил знающего калмыцкий язык протоиерея Андрея Чубовского, ставшего настоятелем Троицкого собора. Служба в соборе шла только летом, поскольку он не отапливался. В зимнее время служили в зимнем приделе, называемом Андреевской церковью.
Протоиерей Андрей Чубовский открыл калмыцко-русское училище для обучения калмыцких детей закону Божиему, русскому языку, математике и правописанию, в нем обучалось более 50 детей. Сенат разрешил совместное обучение калмыцких детей и детей русских священнослужителей, чтобы последние могли занимать места священников в калмыцких слободах.
Помимо Троицкого собора с придельной Андреевской церковью, в Ставрополе долгие годы функционировали еще 2 церкви: во имя Успения Божией Матери и во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Уже в 1739 году у Ставрополя появились русские служилые люди, преимущественно бывшие солдаты. Они избрали местом своего поселения местность к востоку от крепости. Вскоре там возникла целая слобода, названная Солдатской. Едва только ставропольские слобожане устроили свой быт, они сразу же, в 1743 году, обратились к Казанскому епархиальному начальству с просьбой разрешить им построить храм во имя Успения Божией Матери. Церковь была сооружена из дерева уже в следующем 1744 году и тогда же освящена.
Кроме Солдатской, в городе была еще и Купеческая слобода. В 1741 году купцы решили построить свой храм, тем более, что правительство обещало им помощь строительным материалом и деньгами. В 1742 году состоялась торжественная закладка храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а уже в 1744 году этот храм был построен и освящен. В 1809 году Рождественская церковь была закрыта и разобрана, как излишняя
Стараниями протоиерея Андрея Чубовского на городском кладбище были построены еще одна церковь и часовня. Церковь сделали теплой и освятили во имя Воскресения Христова.
Через несколько лет после основания Ставрополя протоиерей Андрей образовал в нём духовное правление, в состав которого, кроме него самого, вошли два соборных священника и два подьячих. Вскоре после этого протоиерей Андрей Чубовский стал благочинным г. Ставрополя и калмыцких приходов. Он правил всеми духовными делами, к его голосу всегда прислушивались городские власти. Умер протоиерей Андрей Чубовский 26 марта 1780 года.
Православие г. Ставрополя в ХIХ веке
В последнюю четверть XVIII века Волга стала менять свое русло и весной все больше и больше устремлялась в Кунью Воложку, которая впадала в Волгу и на которой, собственно, и стоял город. Песчаный городской берег все больше подмывался весенними водами. Городские власти энергично укрепляли берег, забивая в него толстые сваи, но они не спасали положение. Берег вместе со сваями размывался, и это создавало угрозу городу. Было необходимо перенести часть городских строений на новое место, подальше от берега.
В 1809 году Троицкий собор вместе с зимней Андреевской и Рождественской церквами были разобраны и перевезены на новое место, на котором в 1813 году построили, а в 1815 году освятили новый Троицкий собор, вмещающий до 800 человек. Андреевскую и Рождественскую церкви закрыли, как излишние.
7 сентября 1824 года Ставрополь посетил император Александр I. Архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий спешно прислал из Симбирска священника «для наставления духовенства, как встречать государя, и что и как петь, и даже как звонить». Из окрестных сел собрали лучших священников и причетников. Все ставропольское население встречало государя на берегу Волги. Впереди с хлебом-солью стоял городской голова купец Тимофей Пантелеев. Приняв от него хлеб-соль, Александр направился в ставропольский собор, где его с крестом встретил протоиерей Матвей Леонтьевич Вознесенский, много лет прослуживший полковым священником в Уфимском мушкетерском полку. Протоиерей с гордостью показал императору новый Троицкий собор. После собора император Александр I направился осмотреть калмыцкое казачье войско.
С 1851 года, когда была образована Самарская губерния, в ней учредили самостоятельную архиерейскую кафедру. Она стала именоваться Самарской и Ставропольской. С этого времени визиты правящих архиереев в Ставрополь стали более частыми и регулярными.
Несколько раз посещал Ставрополь-на-Волге в бытность свою правящим архиереем Самарской епархии в 1891-1892 годах епископ Владимир (Богоявленский), позже причисленный к лику святых.
В июле 1894 года Ставрополь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908), протоиерей и настоятель Андреевского кафедрального собора в Кронштадте. Отец Иоанн обладал даром прозорливости, по его молитвам исцелялись сотни безнадежно больных людей.
История православия г. Ставрополя после Октябрьской революции 1917 года
После октябрьской революции 1917 года начались гонения на Русскую Православную церковь. В феврале 1918 года был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Несмотря на провозглашенный в декрете принцип свободы совести, предпочтение в нашей стране было отдано воинственно-атеистической идеологии.
Согласно декрету, все капиталы церквей подлежали национализации, религиозные общества лишались прав юридического лица. Отдельным членам этих обществ предоставлялось право устраивать только складчины на приобретение для церковных целей имущества.
Для практического проведения в жизнь этого декрета на местах создавались специальные комиссии. Впоследствии все дела, связанные с религиозными организациями, перешли в ведение секретаря райисполкома (затем горисполкома).
Практически отделение Церкви от государства в Ставрополе и его селах происходило следующим образом. Священники были обязаны составить подробную опись всего имущества, находящегося в храме. После сверки имущества назначалось общее собрание верующих, на котором представитель ставропольского уездного исполнительного комитета зачитывал декрет об отделении Церкви от государства и от имени советской власти передавал весь храм со всем имуществом в бесплатное пользование религиозного общества. Затем представитель ставропольского уездного исполкома и верующие подписывали договор. В нем говорилось: «Храмами и всеми находящимися в них богослужебными предметами обязуемся мы пользоваться и предоставлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей».
Возобновление церковной жизни г. Ставрополя в годы Великой Отечественной войны (1943-1944 годы)
В условиях возрождения религиозного сознания нашего народа советское правительство с началом Великой Отечественной войны было вынуждено изменить свое отношение к Церкви, обратившись к государственным, национальным ценностям. В сентябре 1943 года председатель Совнаркома И. В. Сталин принял православных иерархов, тогда же при Совнаркоме был образован Совет по делам Русской Православной церкви, одной из задач которого было рассмотрение заявлений от верующих об открытии церквей.
Для открытия Троицкого собора в Ставрополе в конце 1943 года была образована инициативная группа верующих (т. н. «двадцатка»). Она неоднократно обращалась с ходатайствами об открытии храма к уполномоченному Совета по делам Русской Православной церкви в Самаре.
Согласовав этот вопрос с облисполкомом, уполномоченный направил все документы в Москву. Там, в Совете по делам Русской Православной церкви, было вынесено предварительное положительное решение. И лишь после того, как оно было одобрено СНК СССР, церковь в Ставрополе разрешили открыть. Произошло это 23 октября 1944 года.
Настоятелем возвращенной верующим церкви стал священник Александр Стефанович Красавцев. После него настоятелями Троицкой, а затем Богороднично-Казанской церкви были протоиереи: Александр Надеждин, Симеон Сагалаев, Георгий Никитин, Александр Рягузов, Виктор Утехин, Евгений Зубович, Вячеслав Тарасов, Валерий Марченко, Николай Манихин.
Симеон Сагалаев после того, как оставил должность настоятеля, стал жить в Самаре, был духовником епархии, но приезжал и в Ставрополь, когда надо было кого-то из священников заменить.
После открытия в 1944 году церковные службы велись не в самом Троицком соборе, а в построенной при нем колокольне, где на первом этаже первоначально находился Никольский храм с придельными престолами в честь Казанской иконы Божией Матери и Серафима Саровского.
Прихожане Ставропольского храма сдали в годы войны и в первые послевоенные годы на нужды фронта и на помощь семьям фронтовиков несколько десятков тысяч рублей. Священнослужители Ставрополя старались помочь в меру своих сил народному хозяйству нашей Родины.
История православия г. Ставрополя (50-70 годы ХХ века)
В связи с образованием Куйбышевского водохранилища, город Ставрополь попадал в зону затопления и поэтому должен был быть перенесен на новое место. В 1955 году, когда завершали подготов¬ку ложа под затопление, их приказали ра-зобрать. Но кладка Троицкого собора была настолько прочная, что кирпич крошился, а швы не разбивались. Несколько месяцев разбирали, потом пустили в ход взрывчатку. Успенскую церковь также разобрали. После того, как с таким трудом разобрали летнюю церковь, т.е. собственно Троицкий собор, зимнюю, устроенную в колокольне, взорвали.
Перед затоплением Ставрополя местные власти, уступая просьбам церковной общины Троицкого собора, выделили участочек земли под строительство молитвенного дома. Его собрали из 2-х обычных срубовых домов, перенесённых из затопляемой зоны и освятили 14 февраля 1955 года во имя Казанской иконы Божией Матери.
Начало 60-х годов ознаменовалось усилением антирелигиозной пропаганды в СССР. У ворот церковной ограды Богородично-Казанского молитвенного дома комсомольцы по воскресным и праздничным дням выставляли пост и останавливали подростков и матерей с детьми, не пропуская их на богослужение, отговаривали желающих совершить таинство крещения. Все это было составной частью антирелигиозной пропаганды, поддерживавшейся государством.
Церковная бухгалтерия в те годы была вынуждена сдавать в государственные органы сведения о крестинах, венчании, отпевании людей. Финансы церкви регулярно проверял горфинотдел. Духовенство облагалось высокими налогами, достигавшими 50% от зарплаты.
Возрождение православной жизни г. Тольятти (Ставрополя) в конце ХХ века
Долгие годы православные богослужения в г. Тольятти проходили в единственном приходе: Богородично-Казанском молитвенном доме. Верующим в старом молитвенном доме к этому времени было тесно, да и небезопасно: стены почти разваливались.
В 1985 году на месте Богородично-Казанского молитвенного дома был построен храм, главный престол которого освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Строительство храма продолжалось несколько месяцев. С 1981 года до настоящего времени настоятелем Богородично-Казанского храма является протоиерей Николай Манихин.
В конце 80-х гг. в связи с юбилейными торжествами, посвящёнными 1000-летию Христианства, расширилась внебогослужебная деятельность церкви. Хор Богородично-Казанского храма несколько раз выступал с концертами церковной музыки в благотворительных целях в ДК «Юбилейный».
12 декабря 1985 года Богородично-Казанский храм г.Тольятти посетил митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий, ставший впоследствии патриархом Московским и всея Руси. После посещения храма митрополит Алексий в сопровождении секретаря горисполкома М. А. Попова, отвечавшего в те годы за религиозные вопросы, отправились на ВАЗ, где познакомился с работой главного конвейера. В своих одеждах священнослужители произвели переполох на конвейере, где работающие во вторую смену рабочие, в основном женщины, чуть не побросали работу, увидев непривычное для советского человека зрелище.
В 1990 году началась реконструкция Богородично-Казанского храма. В первую очередь возвели величественную колокольню. После укрепления фундамента храма он в 1996 году был надстроен ввысь, у него появилось 5 куполов. Сегодня Богородично-Казанская церковь включает в себя храм с колокольней, двухэтажное административное здание, крестильный храм и трехэтажное здание Знаменской богадельни с торговым залом, гаражами и другими службами: библиотекой, воскресной школой, катехизаторскими курсами, благотворительной столовой.
Расцвет церковной жизни и церковного строительства в г. Тольятти (конец ХХ — начало ХХI века)
Долгие годы на весь 700-тысячный город приходилась лишь одна Богородично-Казанская церковь. Положение изменилось в 1989 году с открытием храма в Фёдоровке. У этого храма своя интересная история.
Большим событием для г. Тольятти стал приезд патриарха Московского и всея Руси Алексия 14 октября 1999 года. Это был первый, и пока единственный, визит патриарха в наш город.
4 октября 2008 г., наш город посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – ныне патриарх Московский и всея Руси.
Возрождение и появление в г. Тольятти новых приходов, религиозных обществ, образовательных учреждений, общин и братств – закономерное явление в жизни современного общества. Их деятельность оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание людей, формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, терпимости, милосердия и благотворительности.
Свято-Воскресенский мужской монастырь расположен в районе Портпоселка г. Тольятти. Зданиям обители более ста лет. Ранее здесь находилась Ставропольская Земская городская больница. В 1997 г. комплекс зданий бывшей Земской больницы был полностью передан Свято-Воскресенскому приходу. В том же году было решено приход расширить и основать монастырь. Кроме Свято-Воскресенского храма в монастыре имеется храм во имя святого Силуана Афонского, который располагается в трапезном корпусе.
В 1995 году в Тольятти открылось негосударственное образовательное учреждение — Православная классическая гимназия. В этой гимназии дети наряду с классическим образованием получают углубленные знания основ Православной веры. Сегодня в Православной классической гимназии обучается 300 человек. Действуют детский сад и подготовительные курсы.
Украшением нашего города стал Преображенский собор, вмещающий до 5000 человек с храмом св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 62-метровый красавец храм поднялся на самом видном месте в центре Автозаводского района в 2002 г. Днем он сверкает золотыми куполами, ночью его освещают прожекторы. Площадь застройки храма составила 2,8 тыс. кв. метров. Преображенский собор по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.
В декабре 2007 года в г. Тольятти началось строительство Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского – светского вуза теологического и гуманитарного направления. Студенты будут обучаться по ряду направлений и специальностей на 5 факультетах: вуза теологии (пастырско-богословское и миссионерско-катехизаторское отделения); гуманитарных наук (отделения филологии, истории, иностранных языков, журналистики); философии и политологии; педагогики (отделения дошкольного и начального образования); искусств (отделения музыки, иконописи, архитектуры). Общий контингент обучающихся на 5 факультетах будет составлять 700 человек.
В настоящее время в нашем городе действуют приходы Русской Православной церкви, объединенные в 4 благочиния.
Святыни[править | править код]
Воскресенский мужской монастырь (Тольятти):
- Икона святой великомученицы Варвары
- Икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
- Почаевская икона Божией Матери
- Икона преподобного Иова и преподобного Амфилохия Почаевских Чудотворцев с частицами их мощей
- Мощевик с мощами разных святых угодников Божиих и частицы святых угодников Божиих, находящиеся в иконах
- Частица Мамврийского дуба
- Крест-мощевик, который был передан в дар обители и в котором находятся частица Животворящего Древа Креста Господня, частица Гроба Господня и мощи 31 святых. Крест хранится в Алтаре.
Спасо-Преображенский собор (Тольятти):
- Дарственные иконы «Всецарица», преподобного Афанасия Афонского и преподобного Максима Грека, написанные на Святой горе Афон и привезённые архимандритом Ефремом, настоятелем Ватопедского монастыря.
Храм Казанской иконы Божией Матери (Тольятти):
- Особым поклонением прихожан пользуется величественная местночтимая икона Божией Матери «Казанская» в киоте с левой стороны клироса. Казанская икона Божией Матери, покровительница храма, самая старинная святыня. Икона была перенесена из храма, находившегося в затопленном позже Ставрополе-на-Волге. Также в храме имеется много других святынь.
Монастыри[править | править код]
Воскресенский мужской монастырь (Тольятти)[править | править код]
Свято-Воскресенский мужской монастырь города Тольятти – один из немногих монастырей в России, который создается заново. Он расположен в районе Портпоселка на берегу рукотворного Жигулевского водохранилища, покрывшего своими водами город Ставрополь-на-Волге.
Зданиям обители более ста лет. Ранее здесь находилась Ставропольская земская городская больница, которая была основана Евграфом Осиповым. Начало строительства земской больницы датировано 1868 годом, окончание 1872 годом. До 1953 года больница служила по своему прямому назначению. С 1953 года в связи со строительством Куйбышевской ГЭС, в ходе которого старый Ставрополь был затоплен, начались изменения, как в городе, так и в больнице.
Адрес: 445003, г. Тольятти, Портпоселок, ул. Нагорная, 1А;
Телефон: (8482) 48-92-97
Храмы[править | править код]
Спасо-Преображенский собор (Тольятти)[править | править код]
28 мая 1996 года владыка Сергий заложил первый камень в строительство Спасо-Преображенского собора и в присутствии многочисленных священнослужителей и гостей отслужил водосвятный молебен. Камень, который заложили вместе с памятной грамотой в кирпичную кладку храма, является частицей камня с горы Фавор, на которой Спаситель явил ученикам Свое Преображение. Камень был вручен группе тольяттинских паломников настоятелем Преображенского монастыря на горе Фавор.
В день Преображения Господня 19 августа 2002 г. в Тольятти состоялось торжественное освящение Спасо-Преображенского собора, а затем началась Божественная литургия, провел которую архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
Адрес: г. Тольятти, ул. Революционная, 19
Телефон: +7 (8482) 32-21-76
Храм Казанской иконы Божией Матери (Тольятти)[править | править код]
В 1953 году при затоплении города был уничтожен главный храм Ставрополя - Троицкий собор. В перенесённом городе в сентябре 1954 года был выделен участок для строительства молитвенного дома, который вскоре был построен. 15 февраля 1955 года, в Ставрополе, в новом молитвенном доме был освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот день считается днём рождения Казанского храма. Казанский храм Тольятти10.jpg
В 1960-е годы гонения на церковь усилились. У ворот церкви по воскресным и праздничным дням дежурили комсомольцы, не пропуская людей на богослужения и отговаривая желающих принять крещение.
В конце 1960-х настоятель протоиерей Евгений Зубович добился у местных властей разрешения пристроить колокольню. Молитвенный дом внешне стал напоминать настоящую церковь.
Адрес: г. Тольятти, ул. Клавдии Вавиловой, 2
Телефон: +7 (8482) 224326
Храм святых Петра и Февронии Муромских (Тольятти)[править | править код]
В 2008 году российским государственным праздником стал День семьи, любви и верности. Он приурочен ко дню памяти покровителей семьи — святых Петра и Февронии Муромских, чей союз является символом христианского брака. Возрождение этого праздника направлено на сохранение семейных традиций, укрепление нравственных ценностей брака.
29 июля 2011 г. на площади перед Дворцом бракосочетаний Автозаводского района города Тольятти состоялся молебен и освящение места строительства венчального храма во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, и семейного просветительского центра. На строительной площадке был поставлен поклонный крест. В церемонии освящения приняли участие молодожены, зарегистрировавшие свой брак в этот день.
Проект строительства венчальной церкви получил благословение Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Единственный подобный храм в России был открыт в Калининграде.
Адрес: 445026 Россия, Самарская область, Тольяти, Автозаводский р-он, ул. Революционная, площадь Семьи, любви и верности (напротив Дворца бракосочетания)
Телефон: +7 (917) 811-75-83
Где остановиться[править | править код]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Фото[править | править код]
-
Местночтимая икона Божией Матери «Казанская» в Казанском храме
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]