Термины «отсту́пка» и «престу́пка» используются в церковном богослужебном лексиконе применительно к рядовым чтениям из Евангелия и Апостола. При этом «отступка» – повторение уже прочитанных чтений в тех случаях, когда рядовых чтений не хватает; мы как бы отступаем назад и проходим снова тот же путь. «Преступка» – напротив, пропуск определенных рядовых чтений; мы как бы переступаем через них в своем направленном шествии. При этом нужно отличать преступку в самих евангельских чтениях и преступку в системе рядовых чтений Евангелия; если мы говорим о преступке в евангельском зачале, то имеем в виду пропуск фрагмента (например, на Богородичные праздники читается Лк.1:39–49, 56, очевидно, что отрывок Лк.1:50–55 пропускается, происходит преступка); если мы говорим о сентябрьской преступке евангельских зачал, то подразумеваем пропуск от одной до трех седмиц рядовых чтений.
Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий дает чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее. Однако этот круг очень редко выдерживается в точности, так как дважды в год действует правило преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения) или отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно). Церковный Устав различает два вида преступки / отступки: сентябрьскую и зимнюю.
Сентябрьская / Воздвиженская преступка или отступка определена правилом: после Недели по Воздвижении начинается ряд чтений из Евангелия от Луки: сразу читаются рядовые Евангелия 18-й седмицы (в понедельник – Лк. зач. 10 и т. д.). и затем следующих седмиц по порядку. При этом данное правило соблюдается вне зависимости от того, какой порядковый номер в текущем году имеет Неделя по Воздвижении и какой седмицы и Недели читались Евангелия до этого. Если Пасха ранняя (до 30 марта по старому стилю), то бывает отступка: повторяются чтения одной или двух уже прочитанных седмиц; если Пасха поздняя (от 7 по 25 апреля), то происходит преступка: чтения от одной до трех седмиц пропускаются, их пропуск никак не компенсируется. Если же Пасха случается в диапазоне между 31 марта и 6 апреля, то нет ни преступки, ни отступки.
Зимой в январе возможна только отступка, которая называется зимней или Крещенской (Богоявленской). Для евангельских чтений она определена правилом: в период между окончанием литургических рядовых чтений и началом Триоди (в основном это период между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее) мы повторяем чтения последних рядовых седмиц. При этом только в случае самой ранней Пасхи 22 марта (причем только в невисокосный год) отступки нет; в остальных случаях она охватывает период от 1 до 5 седмиц.
Цитаты об отступке и преступке
«Временной отрезок между Пасхой одного года и Пасхой следующего года может иметь разную протяженность. А «расписание», помещенное в конце богослужебного Евангелия, «не учитывает» этот факт. Если верить ему, пасхальный год всегда делится на 50 седмиц.
Рядовые чтения открываются первыми стихами Евангелия от Иоанна (на пасхальной Литургии), далее идет Евангелие от Матфея. Потом (осенью) – один из рубежей. В зависимости от того, какая будет Пасха (более ранняя или более поздняя), до пятницы по Воздвижении Креста Господня мы успеем прочитать все зачала евангелиста Матфея (17 воскресных дней, 17 седмиц) или не успеем. Но – в любом случае – с понедельника, следующего за Неделей по Воздвижении, необходимо начать чтение Евангелия от Луки. Почему?
Здесь заключен богословский смысл, связанный с зачатием Иоанна Предтечи, которое празднуется 23 сентября по старому стилю. Оно является первым «звоночком», предвозвещающим Рождество Христово. О зачатии Предтечи повествует как раз Евангелие от Луки. Так вот… Чаще всего какая-то часть Матфеева ряда остается непрочитанной. Возникает воздвиженская «преступка»: мы отсекаем остаток и как бы переступаем через него.
В годовом цикле есть еще один подобный рубеж – крещенская «отступка». Неделя по Богоявлении и Неделя о мытаре и фарисее редко совпадают, чаще между ними остается промежуток. Получается, что мы уже прочли весь ряд евангелиста Луки, а Неделя о мытаре и фарисее еще не наступила. Что делать? Мы идем вспять и еще раз читаем уже прочитанные зачала. Если «преступка» – это отсечение, то «отступка» – это повтор. Кто-то считает, что воздвиженская «преступка» не нужна, кто-то возражает (уже сломано много копий).
В полной мере традиция «преступки» и «отступки» была восстановлена только в конце XIX века. Ее «следы» мы видим в календарях митрополита Сергия. Кстати, святитель Афанасий (Сахаров), возглавлявший в 1950-е годы Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде, тоже придерживался этой традиции. Его пример ценен для нас».
заведующий Календарным отделом Издательства МП священник Александр Шишкин
Литература по теме
- Отступки и преступки рядовых чтений Евангелия А.С. Кашкин
- Об «отступке». Литургика Гермоген Шиманский
- О порядке церковных чтений Евангелия М. Скабалланович
- Евангельские «отступка» и «преступка» протопресв. Валерий Лукьянов
- О порядке церковных чтений Евангелия П.М. Мироносицкий
- О сентябрьской преступке Евангельских чтений проф. Н.Д. Успенский
- О порядке чтения Евангелия за Божественной литургией в свете рекомендаций Поместного Собора 1917–1918 гг. А.А. Андреев
- О годовом порядке церковных чтений Евангелия
Комментировать