Торжество в память Чесменской победы

Из торжеств, совершившихся в Петропавловском Соборе, особенно замечательно – изъявление признательности ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ бессмертному Основателю наших морских сил за подвиги флота во время первой в Ее царствование турецкой войны.

По получении флагов и вымпелов, взятых в Чесменской битве и при других морских делах, ИМПЕРАТРИЦА повелела, чтобы в Ее присутствии в Петропавловском Соборе, августа 29-го, в день Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи (в этот день в Православной Церкви всегда совершается поминовение убиенных на брани), совершено было поминовение за всех падших в сражениях против Турок, и чтобы в этот день морские трофеи принесены были торжественным образом в собор.

Рота гардемаринов принесла в крепость флаги и вымпелы, и построилась пред входом в храм с западных дверей. По прибытии ИМПЕРАТРИЦЫ, члены Адмиралтейств-Коллегии, флагманы и капитаны, взяв эти трофеи, повергли их к стопам Ее ВЕЛИЧЕСТВА и потом внесли их в собор.

По окончании заупокойной литургии и панихиды ИМПЕРАТРИЦА, приняв от вице-президента Адмиралтейств-Коллегии графа Чернышева главный флаг, подошла к гробнице ПЕТРА и, преклонив колена, повергла флаг к ее подножию со словами: «Твоя от твоих Тебе приношу». В ту же минуту барабаны загремели, раздались пушечные выстрелы и начался колокольный звон. Таким неожиданным действием ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ торжественно изъявила благодарность и благоговение Свое к Создателю флота.

Потом преосвященный Платон произнеси слово в память ПЕТРА. Исчислив труды и победы ВЕЛИКОГО, Златоуст нашей Церкви неожиданно сошел с кафедры, приблизился к гробнице и, коснувшись покрова ее, вдохновенными голосом воскликнули:

«Но восстань теперь, Великий Монарх, Отечества нашего Отец! Восстань и воззри на любезное изобретение Твое: оно не истлело от времени, и слава его не помрачилась! Восстань и насладись плодами трудов Твоих! Флот, Тобою устроенный, уже не на море Балтийском, не на море Каспийском, не на море Черном, не на океане Северном; но где? Он на море Медитерранском, в странах восточных, в Архипелаге, близ стен константинопольских, в тех местах, куда Ты нередко око свое обращали, намереваясь смирить гордую Порту. О! как бы Твое, ВЕЛИКИЙ ПЕТР! сердце возрадовалося, если бы… Но слыши: мы Тебе, как живому вещаем, слыши: флот Твой в Архипелаге, близ берегов Азийских, Оттоманский флот до конца истребил. Российские высокопарные орлы, торжествуя, именем Твоими весь Восток наполняют и стремятся предстать пред стены византийские. Сим славными происшествием обрадовано Отечество Твое, а особливо Помазанница Господня, Любезнейшая сродница Твоя, по Бозе сию победу Твоему имени посвящает, и нас, чад Своих, привела пред лице блаженных мощей Твоих, прославить имя Твое, а в имени Твоем прославить добродетель, в добродетели же прославить Самого Бога. Услыши наши сии к Тебе провозглашения; или паче Ты, Господи Боже Духов и всякия плоти! упокой в недрах Твоих любезную нам ПЕТРОВУ душу, и в радости вечной и сего торжества удовольствие чувствовать ей благоволи.

Тебе же Великая Монархиня, столь благородно славу нынешней победы, приписывающей ПЕТРОВУ имени, славу, в которой Сама наибольшее имееши участие: какие Тебе жертвы благодарности принесет Отечество, и чем возвеличим мы имя Твое? Твои наставления были руководством воинам Твоим и главною побед их причиною. Твои молитвы воздвизали ветры, и обращали их на лице сопротивных. Слава Твоя превознесена, но она тем еще есть большая, что Ты славу свою поставляешь не просто в победах, а в том, что они доставляют благополучие народу Твоему. Мы, приветствуя Тебя, Великая Государыня, с таковым Вышнего о Тебе благоволением, Его благость усердно молим, да оное вечно над Тобою сохраняет.

Да возрадуется же и Твое сердце, благоверный Государь, высокоповелительный генерал-адмирал! Сие торжество есть тебе свойственно, ибо оно сопряжено со званием, тебе от Монархини порученным. Радуемся же и мы с тобою, ибо надеемся несомненно, что Ты снисканную славу не токмо сохранишь, но и умножишь».

В преосвященном Платоне к дару витийства присоединялся дар слова; он говорил проповеди с особенным выражением и чувствами, которые изъявлялись на прекрасных чертах лица его; в воззвании к ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ этот дар и чувство оказались во всей их силе. Внезапный переход его речи, это смелое и необыкновенное ораторское движение поразили слушателей изумлением и даже невольным страхом. Стоявший близ гробницы праправнук ПЕТРА, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ, испугался, как он сам сказал после Платону, что «Прадедушка встанет»119, ГОСУДАРЫНЯ была восхищена словом и ораторским красноречием Платона.

* * *

Примечания

119

Известный своим наивным остроумием, граф Кирилл Григорьевич Разумовский, услышав воззвание Платона к ПЕТРУ, тихонько сказал окружавшим: «Чего вин Его кличе? Як же встане, то всим нам достане».


Источник: Описание кафедрального собора во имя святых первоверховных апостол Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости : Посвящено его имп. величеству Александру II / Сост. плац-майором Петропавлов. крепости, лейб-гвардии сапер. батальона полк. Семеном Новоселовым. - [Санкт-Петербург] : Лит. А. Траншель, 1857. - XIII, 308 с.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное

Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #