Прибытие в город Филиппы, особенность отношений его жителей к апостолу

      С облегченным сердцем всходил ап. Павел на корабль. Теперь уже ничто, казалось, не могло воспрепятствовать ему ехать к возлюбленными филиппийцам, и ничто не могло задержать во время предстоящего недалекого плавания. Прежде, во время третьего обратного путешествия этот самый морской путь апостол совершил в пять дней, то же самое количество времени требовалось и теперь. Морская гавань, к которой должен был пристать корабль, был город Неаполь. Он находился при глубоком и поместительном заливе и представлял собой очень удобное место для стоянки кораблей. Он соединялся с городом Филиппы большой выложенной камнями дорогой, по которой и направился ап. Павел, спеша поскорее увидеть дорогих своему сердцу филиппийцев. Скоро совершил он этот веселый и короткий путь и скоро был в объятиях филиппийских христиан.

С великой радостью был принят филиппийцами давно ожидаемый ими желанный гость. Епископы и диаконы, которым он писал приветствие из Рима, вышли к нему на встречу; вышел навстречу и радостно приветствовал его и Епафродит. Это тот самый филиппиец, который был прислан филиппийскими христианами с их пожертвованиями для апостола, и который, прибыв в Рим и исполнил свое поручение, не хотел, расстаться с апостолом, но, как пишет этот последний, сделался его братом, сотрудником и служителем в его нуждах (Флп.2:25–30). – Как видно отсюда, Епафродит своими трудами помогал ап. Павлу добывать те скудные средства, которые необходимы были для узника, жившего на собственном иждивении. Пред своим освобождением из римских уз ап. Павел отослал этого нужного для себя человека на его родину, к его соотечественникам, ибо видел как хотелось ему быть среди них и знал, как он был нужен им и полезен своей христианской мудростью и благочестием. А в своем «Послании к филиппийцам» апостол пишет им: «примите же его, Епафродита, в Господе, со всякой радостью, и таких имейте в уважении. Ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности свою жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне» (Флп.2:23–30).

В высшей степени должна была быть трогательна встреча апостола с столь дорогими и близкими лицами. Сколько воспоминаний из прошлой жизни, сколько вопросов о настоящей и гаданий и намерений относительно будущей должно было быть высказано с той и другой стороны! Ведь филиппийцы были любимейшими духовными детьми апостола; он питал к ним самое полное доверие, только от них одних он позволял себе пользоваться материальной поддержкой. Но за то она, «всегда» приносит с радостью свою молитву за их участие в благовествовании от первого дня даже до конца его пребывания в римских узах. Он так интересовался их внутренней церковно-общественной жизнью, что мало того, что послал к ним свое полное выражение любви и отеческого чувства послание, отправил к ним также и Тимофея (Флп.2:19), чтобы узнать о их религиозно-нравственной жизни. Тимофей был в Филиппах и узнал, что узнать ему было нужно и поручено, и с этим возвращался в Рим к своему учителю. И теперь этот последний, придя сам в Филиппы, отчасти уже был знаком с тем положением вещей, которое теперь ему представилось. Он писал им из Рима обращаясь ко всему обществу: «берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп.3:2). Он, как видно, предостерегал их от увлечения лжеучением иудействующих, убеждал их заботиться не о своей праведности, которая от закона, но о той, которая достигается через веру во Христа, чтобы «познать Его и силу Его воскресения и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп.3:9,10). Он умолял тогда всех «стоять в Господе», умолял Еводию и Синтихию, а особенно Епафродита и Климента помогать всему обществу достигать христианского совершенства (Флп.4:1–3).

Что же, теперь, нашел ап. Павел в Филиппах при своем личном посещении этого города? – Должно думать, что кроме утешительного ничего. Да и странно было бы предполагать, чтобы община, относившаяся к апостолу с такой горячей любовью, с такой преданностью и покорностью. не приняла во внимание и не выполнила со всей точностью апостольских советов и увещаний. Невозможно допустить, чтобы труды Епафродита и Климента, которым было поручено от апостола заботиться о филиппийской общине, не оказали благих последствий.

Благоприятное религиозно-нравственное состояние филиппийского общества должно было произвести на апостола отрадное впечатление, особенно если принять во внимание то, как неудачны и неутешительны были его посещения малоазийских, общин и городов, где влияние иудействующих достигло своего крайнего развития.

Впрочем и здесь, в Греции, только лишь одни Филиппы утешили ап. Павла; а общества, основанные им в других городах, находились также в опасном состоянии, и требовали личного присутствия среди них самого апостола и его личных трудов. Так что апостол был вынужден предпринять путешествие по городам Греции, во время которого он надеялся удовлетворить духовные нужды еще неокрепших в христианской вере и знаний греческих церквей. Таким образом прежде составленный ап. Павлом план его скорого возвращения в Малую Азию должен был измениться. Теперь он уже отдумал прямо из Филипп возвратиться через Троаду в Ефес к своему ученику Тимофею. Он это возвращение отложил на неопределённое время, которое потребуется у него положением вещей. А так как Тимофей ждал его, и так как он несомненно нуждался при своем затруднительном положении в апостольских наставлениях, то ап. Павел шлет ему послание. Это и есть наше каноническое первое послание к Тимофею.

В нем апостол старается, насколько то было возможно заменить свое обещанное личное прибытие в Ефес подробным изложением обязанностей его, Тимофея, как апостольского заместителя, и сообщением наставлений, исполнение которых было необходимо для него, как руководителя большой христианской общиной. Он пишет ему о борьбе и о приемах этой борьбы с еретиками, с учением которых ему пришлось ознакомиться во время своего пребывания в Малой Азии; убеждает и ободряет его и приравнивает к доброму воину. Дает ему наставления об устройстве ефесского общества, общественного богослужения, упорядочения жизни вдовиц, избрания и рукоположения епископов, пресвитеров и диаконов, вразумления рабов. И, наконец, дает советы относительно его собственного поведения и его собственной жизни. Но, конечно, апостол хорошо сознавал, что послание, как бы оно не было подробно и обстоятельно никогда не может заменить вполне его личное присутствие. Одно личное присутствие могло бы сделать лишними многие наставления послания, и его авторитет мог бы сам по себе в весьма значительной степени облегчить положение Тимофея среди ефесских жителей, считавших себя умудренными философией и науками. Поэтому-то среди самого раскрытия своих отеческих апостольских наставлений послания ап. Павел прерывает их обещанием, скорого личного прибытия в Ефес. «Сие пишу тебе, читаем мы, надеясь скоро прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием», (1Тим.3:14,15). – Итак, апостол, собираясь отправиться внутрь Греции, все-таки еще не оставлял своего прежнего намерения о возвращении в Малую Азию, и притом, о возвращении скором, хотя и ожидал возможного замедления.


Источник: Орлов Н., прот. Последние годы жизни св. апостола Павла. // «Странник» № 9–11. – Спб., 1913., С. 187–217; 323–347; 513–553.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное

Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #