прот. Иоанн Козлов

Источник

Поклоны

20 правило 1 всел. собора: «Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу».

90 пр. 6 всел. соб.: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова».

15 пр. Петра Александрийского: «Воскресный же день препровождаем, яко день радости, ради воскресшего в оный. В сей день и колена преклонять мы не прияли».

А в Октае 5 гласа (печат. в 7 лето патр. Иосифа), при пении Честнейшую херувим повелевается на каждый стих полагать поклоны до земли: «Иерей, покадив святую трапезу, возгласит, Богородицу песньми возвеличим. Таже поем песнь Богородице: Величит душа моя Господа, и поем: Честнейшую херувим, на кийждо стих, на оба лика, и творим поклоны до земли». В Учебной Псалтири, 4-го лета п. Иосифа, на л. 29 об. читаем: «в воскресные дни по достойне поклон великий до земли. От Пасхи до недели всех святых то же». В Сыне церковном, гл. 13; «Глаголя – достойно есть весь до конца, и поклон до земли, аще и в праздник, и в субботу и в неделю». В гл 63 «о поклонах на обедни» читаем: «На большой ектении, на всякой статьи, три поклона... И аще ти покажется много, и ты хотя по единому поклону положи за всякую статью, в пояс клади. А коли праздника нет, ино добро бы в землю. А в праздник и в субботу, и в неделю един в землю... На отпусте, до достойне поклон земный, аще и в праздник». (Выписки Алекс. 277).

Тактикон Ник. Черног. сл. 1, л. 3: «потребно есть творити поклоны в начале шестих псалом, и на среду, и на концы».

А по Часослову и Уставу «око церковное» в середине шестопсалмия поклонов не положено.

В Октае г. 5, л. 27, (изд. 7157) после каждого стиха Честнейшую поклоны до земли, а в Октае и гл., л. 19 после каждого стиха поклоны в пояс и только последний в землю (см. у Озерск. ч. 2, стр. 471).

Устав или «око церковное» (1618 г.), л. 32 и об. последн. счета: «Станем молящеся в себе, глаголюще молитву сию, преподобного отца нашего Ефрема, разделяюще на 3 статьи, сотворяюще и поклоны 3... И по сих творим и прочих поклонов 12, излегка, утомления ради».

Тоже, изд. 1632–1633 г., л. 19 об. первого сч.: «Творим поклоны 3 великих, глаголюще в себе молитву, якоже есть указано во уставе постном, Господи и владыко животу моему, таже творим обычные поклоны 12, глаголюще в себе койждо: Боже очисти мя грешного». Подробнее см. в Выписках Озерского ч. 2, стр. 465–469.

Входные три поклона

Устав патр. Филарета, 7141 г., л. 504 и 2 изд. того же года, л. 188 второго счета (Оз.2:472): «При часе же 3-м ударяет параеклисиарх в било трижды, и собираемся в церковь, творяще прежде начала пению, кийждо нас на месте своем, прямо святым двером, поклоны три, целующе на местех наших святые иконы».

Стоглав, гл. 9. стр. 44 (изд. 2): «Указ божественные службы, како достоит священнику или с диаконом служити или единому. Сице начало: станут убо вкупе пред дверьми церковными западными: в паперти и вход творят сотворь три поклона. Дьякон: благослови владыко. Иерей глаголет: благословен Бог наш, таже царю небесный и трисвятое по Отче наш» и т. д.


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle