прот. Иоанн Козлов

Источник

Обряды, обычаи и предания различны

(К сей статье см. еще статьи XIX – «единоверие» и LXIV – «право церкви изменять обряды»).

1) 15 прав. св. ап. Павла, л. 26 об. Кормчая: «Учитель аще и мирский человек будет, искусен же слову учения, и нравом чист, таковый да учит. Будут бо рече вси научени Богом».

А 64 правило 6 всел. собора гласит: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство... Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковного» (Полн. Кормчая стр. 248–250).

2) 59 прав. 6 всел. собора безусловно воспрещает совершать крещение в молитвеннице, внутри дома, под угрозою извержения клириков и отлучения мирян.

А в 31 пр. того же собора сие разрешается, но только с волею епископа.

Вальсамон в толковании 59 пр. 6 всел. соб. замечает: «3аметь написанное в объяснение настоящего правила, но следуй более новеллам философа, а не настоящему правилу о крещениях, совершаемых в молитвенницах» (Полн. Кормч. 228 стр.).

3) 14 пр. св. апостол: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был».

16 прав. Антиохийского собора за вторжение праздного епископа на праздную кафедру, без соборного определения, наказывает виновного отвержением.

Вальсамон в толк. 14 пр. св. апостол замечает, что кто будет понимать это правило в смысле безусловного требования «тот обвинил бы и св. Григория Богослова, и св. Прокла и многих других святейших патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как не достойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (Полн. Кормч. стр. 25–26).

Григорий Богослов на указание этих правил замечал: «Коснувшись же многих вопросов, причем водились более раздражением, нежели разумом, и в моем деле (т. е. переходе из Сасима в Царьград) усмотрели они нечто весьма горькое, когда стали перебирать законы давно уже не действующие, от которых всего более и явным образом свободен был я» (т. 6, стр. 56).

4) 53 правило Лаодикийского собора: «Не подобает христианам, на браки ходящим, скакати или плясати, но скромно вечеряти». Толк. Вальсамона: «Это правило ясно; а поскольку оно упразднилось совершенно, то не нуждается и в толковании» (Полн. Кормч. стр. 270–271).

5) 20 прав. Карфагенск. соб.: «Чтецов, приходящих в совершенный возраст, побуждати, или ко вступлению в супружество, или к обету целомудрия».

Зонара в толковании сего правила: «А чтобы чтецы, достигающие совершенного возраста, то есть после 14 года, были побуждаемы или вступить в брак, или дать обет безбрачия, я не знаю, соблюдалось ли в Африке; а в прочих церквах не соблюдается; да думаю, что никогда и не соблюдалось, потому что противоречит 26 апостольскому правилу, которое определяет, что чтецы и певцы могут вступать в брак и после поступления в клир, и не определяет им времени для брака и не требует, чтобы они давали обет воздержания».

6) 79 прав. Карфагенского собора: «Донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших приити к кафолическому соединению, по рассуждению, и изволению каждого кафолического епископа, управляющего церковью в том месте, приимати в своих степенях, аще сие окажется содействующим к миру христиан». Толк. Зонара: «И в этом правиле содержится постановление о донатистах, с объяснением причин, почему оно не согласно с постановлением собора, бывшего в странах Италии, который определил не принимать обращающихся к православной вере донатистов так, чтобы они удерживали свои священнические степени; напротив (африканский собор) установляет и предписывает клириков, рукоположенных донатистами, если обратятся в православную церковь, принимать в их степенях, то есть так, что они удерживали их и пользовались соответственною им честию, а не так как было определено заморским собором, чтобы не принимать таковых в степенях их» (Полн. Кормчая стр. 594 и 596).


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle