прот. Иоанн Козлов

Источник

Лжица при причащении

Сначала в христианской церкви причастие преподавалось в руки (см. 101 пp. 6 вселен. соб. И толков., Полн. Кормч. 370–380; Бароний лето 590. ч. 9, л. 693 об. – Собор во Ансидоре).

Потом, когда некоторые неблагоговейные люди стали употреблять св. дары во зло, напр. в колдовстве, то причастие 1) стало преподаваться мирянам посредством лжицы. «Причина, почему введена в церковное употребление лжица, та, что некоторые неискренние христиане, принимая тело Христово в руки, или бросали его, или скрывали, или употребляли в колдовство. Некоторые представляют другую причину, более вероятную, – удобство причащения. В древние времена почти каждая церковь имела диакона, который по апостольскому преданию, в то время, как священник раздавал Тело Христово, стоял подле него с потиром и напаял божественною кровию. Ηо, когда впоследствии большая часть церквей, особенно сельских и бедных, остались без диаконов, то естественно отселе явилось неудобство – одному священнику раздельно причащать Телом и Кровию... Лжица дает это удобство и особенно – для причащения младенцев» (Пидалион стр. 184–185, изсл. Никольского).

2) Кириллова л. 79: «Еретицы и сопротивницы большую вину полагают на церковь, иже святыя тайны лжицею черплем, а не голою рукою даем».

3) Там же л. 304 об. – 305: «Аще ли пророку не в руку влагает серафим, но устом касается его, коль паче нам страстным далече пророка отстоящим, не подобает в руку взимати: но от руки священнически яко от серафима угль горящий божественное тело и кровь Господню, лжицею яко клещами, от священного потира, яко от единого трисоставного. божества черпаемое усты приимати».

4) Просветитель сл. 7, стр. 165 (2 изд.; а по изд. 1896 г. стр. 267): «и не яко от проста человека, от священника приемлем, но яко от самого Серафима и со лжицы тоя огненные, страхом и трепетом».

5) Симеон Солунский т. 2, гл. 67, стр. 144 (по слав. гл. 99, л. 129): «Когда вслед за тем священные остатки божественного хлеба положены будут в священный потир, – он является народу. Это – Христос, самое Его истинное тело и кровь, которые Он освятил для нас – своего избранного народа, и дарует вкушать, созерцать и осязать... Архиерей приступившим преподает дары лжицею; это в сообразность с видением Исаии».

6) Его же т. 3, гл. 99, стр. 52–53 (по слав. ч. 2. гл. 99. л. 339 об.). «После того, как служители алтаря причастятся в алтаре и... своими руками примут божественный хлеб и устами приобщатся чаши, – святейшие дары, покрытые, показываются, наконец, и народу... И вот, кто достоин причастия, тот подходя с благоговением и страхом, приобщается их не непосредственно, но архиерейскою рукою посредством лжицы».

7) Там же стр. 186–187 (по слав. ч. 2, вопр. 57. л. 416 об.): «Чтобы священник, по чину литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши, а преподать приобщение имеющим в нем нужду: лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею».

8) Писания святых отцов и учит. Церкви, относящ. к истолкованию правосл. богослужения τ. I, стр. 270, из «отрывка слова св. Софрония, патр. Иерусалимского (сконч. 636 г., по друг. 641 г.): «Дискос в малом виде изображает облако; потир ту чашу, о которой Христос сказал: пейте все. Лжица напоминает слова прор. Исаии: послан бысть ко мне един от серафимов (Ис.6:6)».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle