прот. Иоанн Козлов

Источник

Единоперстие

Оно было прежде других форм перстосложения – двоеперстия и троеперстия.

1) Иоанн Златоуст. 54 беседа на ев. Матфея л. 319. «Егда знаменуешися, исполни чело многого дерзновения, свободну сотвори душу. Помысли, рече, данную за тебе цену, и никому же от человек будеши раб, цену крест глаголя: ниже бо просте перстом начертати той подобает, но первее произволением со многою верою и аще тако оный вообразиши на лице твоем, и ни един же близ тебе стати возможет от нечистых духов, зря меч, имже язву смертную прият» (тоже в русск. перев., т. 7, стр. 558).

Старообрядцы, ссылаясь на Дьяченко (Уроки и примеры христианской веры, стр. 333, изд. 4), где написано «перстами», вместо перстом, говорят, что де у нас будто бы перевод неправилен. Но такое заявление ничем не доказано и голословно. В «Беседе о троеперстии» прот. И. Полянского, на 18–19 стр. читаем по этому поводу следующее: «Слова «вместо перстами», стоящие у Дьяченко в скобках, – слова не Златоуста, но самого Дьяченко и представляют не поправку им перевода, но его пояснительную заметку для современных читателей, которые крестятся не одним, как при Златоусте, а несколькими перстами; их можно заменить так: «или как мы ныне, перстами»: – Дьяченко хотел приспособить мысль древнего писателя к современным понятиям и обычаям».

2) Сами старообрядцы напечатали за границей книгу «Собрание из разных книг святоот. писания о сложении перст на крестное знамение» и здесь, на 6 л. об. и 7 приводят «Златоустого еже от Матфея: «Помысли, рече, яже о тебе данную цену, и ни единому же от человек буди раб, цену креста глаголя. Ниже бо просте перстом начертати его подобает, но первее произволением со многою верою. Аще и сице вообразиши его зрению, никто же близь тебе стати возможет от нечистых духов, зряй меча им же язву прият, зряй меча им же беду прият».

3) – л. 18 об, той же книги: «Крест не просто пальцем начертати потреба, але (но) первей в мысли с многою верою учинити потреба. А если так на обличу своем (на лице) его выразишь, жаден близко тебе стати не может, от нечистых демонов, видячи меч през (чрез) который смертную принял язву» (взято сюда из «книги о Вере» Могилевской печати, а та ссылается на св. Златоуста). Кто же, спросим мы старообрядцев, у них то «испортил» данные места из их же книги «Собрания»? Что цитируемая нами книга издана старообрядцами, читаем у Жмакина в соч. «Митрополит Даниил и его сочинения» стр. 762: «В 1873 году за границей напечатано раскольниками сочинение «Собрание из разных книг святоотеческого» писания о сложении перст на крестное знамение». Накладом инока Нафанаила. Львов 7381 года. Печатано в типографи ставропигийского института, 1873 года, под управительством Стефана Гучковского».

4) Иероним, ч. 3 стр. 54–55: «Мудрейшая из женщин (св. Павла) почувствовала приближение смерти, и, когда оконечности тела и членов стали охладевать и только в святой груди трепетал огонек жизни, она, будто переходя к своим и оставляя чужих, шептала известные стишки: «Господи! возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея» (Пс.25:8)... И, положив палец на уста, чертила на губах крестное знамение... При этом присутствовали епископы Иерусалима и других городов, и бесчисленное множество пресвитеров низшей степени и ливитов. Весь монастырь наполнился ликами дев».

5) Каптерев, «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов», стр. 87888: «Перстосложение для крестного знамения было в христианской церкви в различное время очень не одинаково: знаменовали себя крестом и одним перстом, и двумя и тремя, причем в различное время такому или иному перстосложению усвоялось обыкновенно известное, определенное символическое значение в связи с тем или другим вероучением, которое хотели выразить внешним, для всех видимым, знаком, так что правильность того или другого перстосложения определялась в данное время соединяемым с ним учением».

6) – Там же, стр. 86: «Если двоеперстие, как господствующая форма перстосложения и употреблялось в православной церкви ранее троеперстного перстосложения, то все-таки и само оно не было однако первоначальною и древнейшею формою перстосложения, а позднейшею и видоизмененною из древнейшей – единоперстия, так как в первые века христианства знаменовались в крестном знамении одним перстом» (Далее Каптерев приводит свидетельства свв. – И. Златоуста, Епифания, Иеронима, Феодорита и других).

7) Там же, стр. 89: «С точки зрения древности существования обряда и двоеперстие и троеперстие есть позднейшие формы перстосложения, по отношению к древнейшему одноперстию».

8) Голубинский: «К нашей полемике со старообрядцами» (М, 1909 г.) стр. 155: «В продолжение первых семи слишком веков христиане изображали или начертывали на себе крест преимущественно одним персτом» (и этот ученый далее ссылается на Златоуста, Иеронима и др.).

9) «Послание многословное» инока Зиновия Отенского, по рукописи 16 в. (труд А. Попова, M. 1880 г.), стр. 272: «Помысли, рече, яже о тебе данную цену, и ни единому же от человек буди раб. Цену креста глаголя. Ниже бо просте перстом его начертати подобает но первие произволением с многою верою». На поле в рукописи заметка: «вижь перстом крест начертаτи и велит». (Зиновий приводит слова И. Златоуста).

От изображения креста одним персτом совершались дивные знамения.

а) Св. Епифаний повествует об одном муже, по имени Иосиф, следующее: «Этот муж велегласно, собственным своим перстом положил на сосуд печать креста, и призвав имя Иисусово, сказал так: «именем Иисуса Назарянина, которого рассеяли отцы мои... да будет в воде сей сила к уничтожению всякаго чародейства и волнения»... Потом берет в руку воду и кропит водою каждую печь. И разрушил чары, огонь же возгорелся при всех; бывший при том народ разошелся, восклицая: «един Бог, помогающий христианам!» (т. 1, стр. 234).

б) Феодорит, в кн. «История боголюбцев», стр. 51, статья о св. Маркиане (СПБ. 1853 г.): «Когда великий Маркиан молился в предверии своей хижины, дракон, всползши на стену, обращенную к востоку, на верхней части ее, озирался и, смотря страшными глазами, угрожал опасностью. Евсевий, стоя вдали, ужаснулся этого страшного зрелища и думая, что наставник не видит этого, указал ему, крича и умоляя, чтобы он бежал. Тот с негодованием приказывал оставить робость, изобразил перстом знамение креста, дунул устами, и преодолел древнего врага». В прологе, под 2 ноября, повествуется о том же и сделано добавление: «Отец наш Маркиан имяше бо у себе мал псалтырец» (по изд. 1702 г. л. 266). А старообрядцы, имея у себя псалтырь, изображают крест двумя перстами.

в) Блаж. Иоанн Мосх, в кн. «Луг духовный», гл. 94, стр. 116 (Троицкая л. 1896 г.), повествует о св. Иулиане, епископе Бострском, которого враги хотели умертвить, влив в чашу с вином яду, следующее: «Дивный Иулиан, не желая подвергать позору заговорщиков, обращается ко всем с скромными словами: если вы желаете умертвить смиренного Иулиана при помощи яда, – вот я пью его пред вами». Сказав это, он трижды крестообразно осенил перстом своим чашу. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, – выпиваю сию чашу!» произнес он, и, выпив отраву пред всеми, остался невредим».

г) Созомен: «церковная история» кн. 7, гл. 26, стр. 534: говорит о св. Донате, умертвившем дракона: «Когда тот почувствовал его приближение и поднял голову, чтобы напасть на него, он перстом изобразил пред ним в воздухе знамение креста и плюнул. Слюна попала зверю в рот и он издох».

д) Св. Григорий Двоеслов о монахе Мартирие писал: «Он сделал знак креста перстом» и о пресвитере Аманцие: «Человек Божий изобразил крест перстом своим» (см. История русской ц. м. Макария т. 8, стр. 101).

е) Св. Андрей Критский, в похвальном слове преп. Потапию: «Потапий исцелил бесноватого тем, что перстом начертал над ним в воздухе крест; когда исцеленный прштал к его ногам, он начертал перстом знамение креста на его челе» (у Голубинского «К нашей полемике», стр. 155–156, примеч.).

ж) «Св. великомученица Варвара к купели той пришедши, и, к востоку воззревши, начерта перстом на мраморе креста святого изображение, еже от святого перста чистые девицы тако на камени изобразися, акибы железом исковано». (Четь-минея 4 декабря: л. 28, изд. 1695 г.).

В прежнее время даже и образ креста не изображался по современному, т. е. не делали большой крест, а он изображался на всех членах тела: на челе, устах, очах, персях, руках и т. д. Ефрем Сирин пишет: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием» (т. 2, стр. 238–239, изд. 1895 г.; по слав. сл. 102, л. 262 об.).

Каптерев, в кн. «Патриарх Никон и его противники», стр. 87: «Самый крест при знаменовании себя в первые века христианства изображался иначе, чем в последующее время и теперь, именно: одним перстом изображали тогда крест по преимуществу на челе или же на устах, очах, персях и вообще на отдельных частях тела, так что знаменование себя большим крестом в первые века христианства не употреблялось, а вошло в обычаи уже в позднейшее время».

Там же, стр. 89–90: «Отсюда само собою следует, что считать какую-либо одну форму перстосложения за единственно православную будто бы всегда неизменно существовавшую в православной церкви, исключающую все другие формы, как не православные, придавать тому или другому перстосложению в крестном знамении значение догмата, характер неизменяемости, значит или вовсе не знать историю перстосложения, или заведомо искажать ее из неправильно понятых полемических целей».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle