прот. Иоанн Козлов

Источник

Аллилуйя

«История русской церкви» Филарета Черниг. период 3, § 35. стр. 418: «В 1419 году митр. Фотий писал во Псков грамоту о разных предметах устава, где о пении аллилуия так писал: «а еже аллилуия на славах, сице глаголи: Слава Отцу и Сыну и Св. Духу... аллилуия, аллилуия, аллилуия Слава Тебе, Боже», и потом еще два раза»; (Об этом же см. Озерск. II, 171).

В «Истории р. ц». Филарета стр. 421, примеч. 304-е: «Димитрий (Толмач) писал к Геннадию: велел ми еси, господине отписать к себе о трегубном ал ил уия. Высмотрев в книгах, ино господине, того и здеся в книгах не списано, как говорити, трегубно ли, двугубно ли. Но мне ся помнит, что и у нас о том спор бывал меж великих людей; и они обоя единако судили. Занеже трегубное ал ил уия, а четвертое: Слава Тебе, Боже, являет триипостасного Божества единосущного; а сугубое ал ил уия являет в две естестве едино Божество. Ино как ни молвит человек мыслию, так добро».

Василий, списатель жития преп. Евфросина, пишет: «Господи ты веси яко многи в чудесех просияша и в великих знамениях троящи божественная аллилуия» Мак. Минея, Май. л. 537 об., столб. 2 чудо 2: у Озерск. II, 176; то же у Филарета Черн. в «Истории р. ц». пер. З, § 35. стр. 419; но особенно важно то, что об этом записано в «Поморских ответах» стр. 218, ответ 53: «Списатель оный, якоже слыша во Псковстей стране трегубящия аллуия и спасшияся тамо виде, аще и к явившемуся ангелу рече, обаче сии спасшияся ведоми Быша токмо списателю... аще и спасошася от простоты и неведения глаголавшии»).

Макар. Минея. мес. Август. л. 586 об., столб. 1, 2. (Озерский II. 175. § 16): «Аще кто поет по двоица аллилуия, а не по з-жды, то разлучает святую Троицу. Иже поют мнози по двоица аллилуия, а не трегубна, на грех себе поют и на осуждение. Тако подобает пети: аллилуия, аллилуия, аллилуия слава Тебе Боже... Пой же всяк крестьянин по 3-жды, а не по 2-жды. Аще ли по дважды, то разлучает Св. Духа от Отца и от Сына». Так же и в «Сборнике старописьменном», л. 15: хранится в библ. С.-П.Б. Дух. Акад. под № 1264 (относ. к концу 14 и началу 15 в.) У Озерск. II, 174: «Иже мнози, поют по двоица аллуия, а не в трегубна на грех себе поют... сице ли по дважды, то разлучаешь Отца и Сына и Св. Духа».

Свидетельство же, на котором основался Стоглавый собор, нсполнено многих несообразностей: «О том же списатели, како явися ему пресв. Богородица с архангелом и преподобным... сего ради вспиши тайну сию, ея же аз Богородица тебе повелеваю... и напиши сице да воскреснет Бог и разыдутся врази его. Воскресни Боже суди земли... и сему плотскому Божию воскресению не имут веры жестокосердии жидове... и сего ради латынове безверием недугуют» (неправда, что будто латины не веруют воскресению Христа)... И сего ради тех делма (ради, для) дважды да глаголется правоверными божественная аллилуия, понеже и в том есть тайна воскресения Христова, Сына и Слова. А тоже паче сами глаголют непрестанно великую тайну Христова воскресения божественною аллилуиею. Яко воскресе Христос, и паки, воскресе Бог: и сего ради да двоится правоверными божественная аллилуия. Первие дважды да глаголется, в прославление Отцу. Аллилуия, аллилуия слава Тебе Боже. И сия тайна: воскресе, воскресе, в божестве и человечестве» (разве сообразно так мыслить, что будто бы Бог Отец воскресал?!)... И паки же второе глаголется дважды божественная аллилуия; глаголется дважды в славу, единочадаго ради Слова Божия. Аллилуия, аллилуия слава Тебе Боже. Тож есть воскресе, воскресе Христос, Сын Божий подобен Отцу. И слава Ему яко и неразлучен с ним божеством и человечеством» (здесь проповедуется подобие, а не единосущие, Сына Отцу, а это есть арианство)... Третицею же паки дважды глаголется божественная аллилуия. Глаголется в прославление Св. Духу, яко да не работен будет Отцу и Сынови Пресв. Дух, понеже и Св. Дух Бог есть. И того непреложное вчеловечение и всынение Христос. И единочадо есть Слово без истления Отцу. Таже бо глаголется аллилуия, аллилуия Слава Тебе Боже. Сиречь воскресе, воскресе слава ему яко неразлучное действо всынение в. Духа» (здесь еще странность: и Духа Св. проповедует вочеловечившимся и воскресавшим).

О сом записано в Мак., Минеи, м. Май. л. 536: у Озерского II, 180–185; у Филарета в «Истории р. ц». период 3, § 35, стр. 422–423. примеч. 306.

При рассмотрении вопроса об аллилуии полезно прочитать из Деяний московск. Соборов 1667 г. л. 29–30 более подробно, откуда можно видеть, что никакой ереси в троении аллилуия нет и старообрядцы не могут ее указать. А ссылка на 42 гл. Стоглава, как основанная на сказании описателя жития Евфросина. неосновательна.

Мак. Минея. мес. Август. л. 815. столб. 2 (Озерский II, 171 стр. § 3): «Кир митрополит Киевского. Московского и всея Руссии Фотия, есть и вписа нам в дом Св. Троицы и во Псков... своею печатию печатлев присла грамоту. Яже и доныне лежит во Св. Троице. В ней же написано сице. Аллилуия. Аллилуия. Аллилуия. Слава Тебе Боже. Аллилуия. Аллилуия. Аллилуия. Слава Тебе Боже. Аллилуия Аллилуия Аллилуия. Слава Тебе Боже».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle