Н.Б. Белогорский

Субботство сектантов-адвентистов

Источник

Вопрос о праздновании седьмого дня в последние годы стал предметом весьма оживленной полемики не только между православными христианами, но и между самими сектантами – штундо-баптистами, с одной стороны, и адвентистами – с другой. Адвентисты требуют восстановления прав древней субботы и перенесения на нее празднования и освобождения от работ. В доказательство законности такого требования они приводят целый ряд оснований, заимствуемых ими из свидетельств Свящ. Писания не только Ветхого Завета, но Нового.

Прежде всего адвентисты утверждают, что первая суббота была установлена еще в раю, что это был седьмой день, что день этот был освящен Богом и заповедан Адаму и его потомкам для соблюдения. Еще тогда, говорят они, Господь Бог «благословил седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 2–3)1. Этими словами, утверждают адвентисты, дана была заповедь об освящении седьмого дня. Бог, продолжают они, почивший в день седьмой, подал людям этот пример еще в самом начала мира, когда не было ни народа еврейского, ни других народов, а были лишь прародители наши Адам и Ева в их невинном райском состоянии. Но пример и образец, данный Богом, всегда обязателен для людей; люди всегда обязаны подражать своему Творцу. И наши прародители, утверждают защитники субботы, в седьмой день уединялись в особое святое место и в почтительном благоговении праздновали память о творении2. Как установленный Богом брак, так и суббота оставлены для нас Отцом всего человеческого рода, утверждают адвентисты, как частица Его чистого, святого рая3.

От первого человека освящение седьмого дня, т.е. субботы перешло к народам, происшедшим от него, и празднование его продолжалось и при патриархах. Субботники находят возможным даже утверждать, что часть праведности патриархов состояла в соблюдении субботы. Авраам, продолжают адвентисты, получил повеление о праздновании субботы райской, так как о нем сказано в Слове Божием: «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои, законы Мои» (Быт. 26:5). Следовательно, заключают они, он не мог оставаться в без известности касательно седьмого дня, как субботы. Заповедь о соблюдении субботы Авраам передал далее своему потомству, ибо в Св. Писании о нем говорится: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень4, творя правду и добро» (Быт. 18:19). Нельзя думать, говорят адвентисты, что суббота установлена Богом лишь при Синае. Этому противоречить выражение четвертой заповеди, данной на Синае: «помни день субботний», где слово «помни» показывает, что, празднование субботы существовало и раньше и теперь о ней лишь напоминается и внушается исполнять ее. Кн. Исход, глава 16, ст. 28–30 свидетельствует также, что евреи еще несколько раньше Синайского законодательства праздновали субботу и проводили этот день в покое. Наконец, из кн. Бытия (гл. 8, ст. 10–12; гл. 22, ст. 27) ясно видно, по мнению адвентистов, что еще при Ное и Иакове употреблялся счет семидневными неделями, а это служить доказательством, что уже и тогда праздновали субботу.

Но самым главным и наиболее ясным доказательством святости субботнего дня и необходимости посвящения его Богу является четвертая заповедь. На горе Синае, говорят адвентисты, Господь Бог снова напоминает о субботе и требование о соблюдение ее облекает в форму непреложного закона или заповеди. «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела свои; а день седьмой суббота Господу, Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11). Обращая внимание на самый способ дарования этой заповеди, адвентисты говорят, что Господь дал человечеству Свой закон не посредством божественного вдохновения, как другие места Св. Писания, но явился в пламенеющем огне и землетрясении и начертал его на камне Своим перстом5. Поэтому Св. Писание, по мнению адвентистов, различает два закона. Один закон оно называет законом Божием, а другой Моисеевым. «И не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей (4Цар. 21:8)6. Законом Божиим называется тот закон, который дан Самим Господом сынам Израилевым, когда Бог говорил им собственно Своим голосом. Этот именно закон Господь Своим перстом и написал на двух каменных скрижалях и назвал их десятословием. Больше десяти слов, и заповедей, Господь не говорил. Эти заповеди, или две каменные скрижали, по повелению Господа, были положены на хранение в ковчег (Исх. 20:1, 18–21; 24:12; 31:18; 32:16; 34:1, 18; Втор. 4:11–18; 5:4, 5:22; 9:9–10; 10:1–5). Когда же израильтяне стали нарушать закон Божий, то Моисей от себя дал им законы, в которых указывал, какая казнь полагается за нарушение заповедей Господних и как им очистить себя от греха или преступления против заповедей. Все свои постановления Моисей после записал в особую книгу, которую и назвал «Второзаконием», т.е. вторым законом. Эта книга по повелению Моисея положена была не в самый Ковчег Завета, а только одесную Его (Втор. 81:24–26). Поэтому Закон Божий или десятословие, утверждают адвентисты, имеют абсолютное значение для всех времен и народов, во-первых, потому что Сам Бог повелел его исполнять без прибавления или убавления во все дни жизни человека на земле (Втор. 4:2,10,13); во-вторых, потому что Сам Христос не только принял закон Бога, но и учил, что ни одна йота или ни одна черта не прейдет из этого закона и хотящий войти в жизнь вечную прежде должен соблюсти десять заповедей (Мф. 5:17–18; 19:17). Также и ап. Иоанн пишет «ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Ин. 5:8)7. Закон Моисея наоборот, говорят адвентисты, имел временный характер и имел значение только для народа Израильского. Теперь, в христианстве, закон Моисеев нам не нужен, во-первых, потому что им никто не оправдался пред заповедями Божиими и никто при его помощи не достиг совершенства. Напротив, израильтяне, не будучи в силах исполнить постановления Моисеева закона, навлекли на себя проклятие этого закона (Гал. 3 гл.); во-вторых, мы, христиане, говорят адвентисты, уже не под законом, а под благодатию Христовой (Рим. 6: 14), и Христос не только искупил нас от клятвы Моисеева закона (Гал. 3:13), но и освободил нас Своею смертью от самого закона (Рим. 7:6). Заповедь о субботе, как находящаяся в законе Божием и начертанная на каменных скрижалях Самим Богом, поэтому, утверждают адвентисты, имеет характер закона вечного и непреложного. Она не только должна быть соблюдаема во все время существования человека на земле, но, согласно пророчеству Исаии, «когда проклятие будет уничтожено и земля обновится, спасенные народы вечно будут праздновать, во славу своего Искупителя, субботу, день Его покоя и на новой земле» (Ис. 66:22–23)8.

Переходя, далее, к доказательствам из Священного Писания Нового Завета в пользу необходимости соблюдения субботы, как дня покоя и празднования, адвентисты приводят, слова евангелиста Луки: «и пришел в Назарет, где быль воспитан и вошел по обыкновенно Своему в день субботний в синагогу и встал читать... И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» (Лк. 4:16,31). Итак, заключают отсюда адвентисты, у Христа было обычаем, где бы он ни был, входить в синагогу в субботу и там проповедовать благовествованные народу. Христос всегда сохранял Закон Божий во всей его полноте и как учением Своим, так и жизнью показывал, как свято Он чтил его. И дабы воспрепятствовать кому либо верить или учить, что Он пришел отменить закон, Христос сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить9 (Mф. 6:17). Итак, продолжают адвентисты, Христос пришел не для того, чтобы переменить Закон Божий, но чтобы исполнить или сохранить его. Прожив Свою жизнь на земле, Он оставил нам примерь «чтобы и мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Чтобы показать нам, насколько постоянным Он считал Закон во всей его полноте, Христос сказал: «ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все» (Mф. 5:18). Тех, которые бы вздумали изменить какую-нибудь часть закона, Христос предостерегает, говоря: «кто нарушить одну из заповедей сих малейших и научить так людей, тот малейшим наречется в царствии небесном; а кто сотворить и научить, тот великим наречется в царствии небесном» (Mф. 5: 19). Поэтому, говорят адвентисты, тот, кто думает, что, если он будет соблюдать только часть заповедей, то Господь не сделает его ответственным за не сохранение субботы, пусть обратить внимание на слова ап. Иакова: «кто соблюдет весь закон и согрешить в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10)10.

На какую высоту ставил, говорят адвентисты, Господь Иисус Христос субботу, как заботился о святости соблюдении ее, видно далее из того, что Он заповедал Своим последователям молиться в течете целых сорока лет о том только, чтобы бегство их из Иерусалима, предстоявшее им пред разрушением этого города, не случилось в субботу. «Молитесь, сказал Спаситель, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Mф. 24:20). Итак, целых сорок лет, восклицают адвентисты, после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Его последователи должны были молиться, чтобы им не пришлось своим бегством из Иерусалима в субботу нарушить святость этого дня11.

Обращая внимание на слова евангелиста Матфея: «по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Mф. 28:1), адвентисты указывают, что и жены-мироносицы, ученицы Христовы, праздновали не воскресный день, а субботний. В пятницу, говорят адвентисты, они приготовили пряности и миро, «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 28:56), а в воскресение, или в первый день недели, утром пришли окончить погребальные обряды над Господом (Лк. 24:1). Итак, рассуждают адвентисты, из трех упомянутых дней недели жены-мироносицы праздновали и «оставались в покое по заповеди» только в субботу, а не в пятницу или в воскресение. Почему? – Да потому именно, что заповедь требовала: «шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои: а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему»12.

В кн. Деяний св. Апостолов, говорят адвентисты, мы постоянно встречаем указания на то, что ап. Павел участвовал в молитвенных собраниях иудеев; а эти последние всегда собирались в седьмой день или субботу. Так, в гл. 17. ст. 2 кн. Деяний Апост. мы читаем: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний». Здесь мы видим, заключают адвентисты, что проповедовать Слово Божие в день субботний, а не воскресный было обычаем или привычкою ап. Павла. Когда, продолжают далее адвентисты, ап. Павел и Варнава пришли в город Антиохию, то и здесь они проповедовали в синагоге в день субботний (Деян. 13:14). И замечательно, говорят они, что в конце проповеди язычники обратились к ап. Павлу с просьбою проповедовать о тех же предметах в следующий субботний день (ст. 42). Для ап. Павла, по мнению адвентистов, это могло бы послужить самым удобным случаем сообщить обращенным из язычников, что празднование субботы отменено, если бы это действительно произошло. Из того же, что об этом им не было сказано ничего и что богослужение повторилось не раньше следующей субботы, ясно видно, что суббота еще не была заменена воскресеньем13. Точно также ап. Павел участвовал в молитвенном собрании в день субботний и в Филиппах (Деян. 16:18) и там проповедовал. Наконец, адвентисты обращают внимание на то, что ап. Павел жил в Коринфе в течении целого года и шести месяцев. Доставляя себе пропитание деланием палаток в течении недели, ап. Павел, говорят адвентисты, по субботам отправлялся в синагогу и там проповедовал о Иисусе Христе. «И по одинаковости ремесла остался у них и работал, ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудее и эллинов. И он остался там год и шесть месяцев, поучая их Слову Божию» (Деян. 18:34, 11). Переводя все случаи, где говорится о посещении ап. Павлом еврейской синагоги и проповеди в ней по субботам, на цифры, адвентисты утверждают, что всего ап. Павел отпраздновал 83 субботы14. Между тем кн. Деяний Апостольских, говорят они, была написана спустя тридцать восемь лет после Воскресения Иисуса Христа. Следовательно, еще в это время днём празднования и покоя был не первый день недели, а суббота.

Задаваясь вопросом, когда произошла замена празднования субботы воскресением, адвентисты утверждают, что во всяком случае ни во времена Иисуса Христа, ни Его апостолов. Везде, говорят они, где не встречается ссылка на субботний день в Новом Завете, день седьмой означает субботу, а не воскресение. Христос восстал из гроба в воскресение и на этом основании, говорят адвентисты, весьма многие хранят этот день вместо субботы. Но почему, спрашивают они, евангелист Марк, писавший об этом событии через десять лет, назвал день воскресения Спасителя просто первым днем недели и не назвал его субботним днем? (Мк. 16:9). Еванг. Матвей говорит, что Христос восстал «в первый день недели» и первый день недели начался в конце субботнего дня (Mф. 28:1). Здесь субботний день кончился, когда первый день начался. Итак, заключают адвентисты, еванг. Матвей также не знал ни о какой перемене в субботнем дне, когда писал свое евангелие шесть лет спустя после Воскресения Христова. Евангелист Лука написал свое евангелие через двадцать восемь лет после Вознесения Иисуса Христа на небо. В своем повествовании о воскресении он говорить, что мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди» и на следующий день, который был «первым днем недели они пришли ко гробу» (Лк. 23:6; 24:1). Итак, говорят адвентисты, двадцать восемь лет спустя он называет воскресенье просто первым днем недели, совершенно не считая его священным днем. Наконец, еван. Иоанн, по уверению адвентистов, написал свое евангелие спустя шестьдесят три года после Воскресения Господа и везде называет воскресение тоже первым днем недели (Ин. 20:1). Очевидно, утверждают адвентисты, ап. Иоанн считал первый день недели или день воскресный обыкновенным рабочим днем и не называет его праздником15. Уничтожение субботы и замена ее днем воскресным, по учению адвентистов, совершилось лишь только «по истечении 483 лет после Рожд. Христ. властью римского папы»16. В лице папства, читаем мы в адвентистском журнале «Маслина», римско-католическая Церковь заменила субботу четвертой заповеди первым днем недели. Как видно из ее откровенно говорящих книг и катехизисов, это было сделано ею преднамеренно, чего не сказано относительно ее других изменений Слова Божия. Если сравнить ее катехизис с Библией, то окажется, что одна из заповедей совсем удалена, а из десятой сделано две. Четвертая заповедь, повелевающая «помнить день субботний» поставлена здесь по счету третьей, причем, хотя в некоторых католических катехизисах и сказано, что следует соблюдать субботу, но в других – вместо слов «день субботний» поставлено слово «праздник». Доктор Скотт (Scott), известный истолкователь Св. Писания, говорит: «празднование первого дня недели вместо седьмого, как видно, произошло постепенно и незаметно, скорее благодаря примеру, нежели по приказанию. Такому изменению субботы, говорят адвентисты, можно поверить. Постепенно и незаметно соблюдение первого дня недели, составлявшего к тому же языческий праздник – день солнца – становилось в Церкви обычаем, пока, наконец, в 321 году по Рож. Хр. император Константин Великий был первый, издавший закон, повелевающий праздновать воскресение».

Христиане, соблюдающие субботу, убеждены, что воскресенье действительно начертание зверя (Откр. 13:16–17) и что настанет день – и он уже при дверях, – когда весь мир узнает, что воскресенье есть установление человеческое, а именно папское, и что день покоя, заповеданный Богом, – суббота. Эта истина должна быть объявлена, говорят адвентисты, по всей земле (Откр. 14:6–12).

Таковы главнейшие положения адвентистов, приводимые ими в качестве доказательств необходимости возвращения к празднованию дня субботнего.

Переходя к разбору адвентистского учения о субботе, мы прежде всего должны сказать, что утверждение их о даровании Богом заповеди Адаму и Еве соблюдать субботу в раю ни на чем решительно не основано. Слова Писания во 2 гл. 3 ст. из Бытия решительно не содержат повеления о праздновании первыми людьми седьмого дня недели. Здесь говорится только о том, что Бог благословил и освятил седьмой день, потому что в этот день почил от всех дел Своих, которые творил и созидал. О людях, очевидно, здесь нет речи, нет и никакой заповеди людям. Да и мог ли Адам праздновать седьмой день, когда он был первым днем в его жизни, так как Адам только накануне был сотворен? Кто почил от дел творения и созидания: люди или Бог? Св. Писание ясно говорить, что Бог, так как первые люди не только ничего не творили и не созидали, а и сами были сотворены (Быт. 1: 26). А если Адам совсем еще не трудился и, следовательно, не знал и труда, то мог ли он оценить и освятить день покоя? Отделение или освящение какого-нибудь предмета происходить вследствие смешанного состояния святого с не святым, чистого с нечистым, доброго со злым. Но ничего подобного в раю и быть не могло, так как Слово Божие говорить: «и посмотрел Бог на все, что Он создал и увидел, что все было хорошо» (Быт. 1: 31). Не зная, что зло и что добро (Быт. 3:5), Адам не мог отличить день от ночи, добро от зла, так как в нем и для него все было добро. Отсюда ясно, что седьмой день был отделен и освящен впоследствии. Не находя ни малейшего доказательства тому, чтобы Адам и Ева когда либо слышали о праздновании субботы, мы смело можем утверждать, что соблюдение субботы в раю есть одно только предположение, не имеющее за собою достаточных оснований в Слове Божием.

Точно также нет никакого упоминания в Библии о соблюдении субботы и нашими праотцами и патриархами от Адама до Моисея на протяжении целых 2500 лет. Нигде в Св. Писании не видно, чтобы до Моисея Бог обличал и грозил людям наказаниями за нарушение субботнего покоя – очевидно потому, что самой заповеди о праздновании субботы в этот огромный период жизни человечества не существовало. Единственно, где упоминается слово неделя, это – глава 29, ст. 27 – 28 книги Бытия17, и то оказывается, что эта неделя имеет семь лет. Довольно длинная неделя!

Субботники или адвентисты утверждают, что Авраам получил повеление о праздновании райской субботы и передал заповедь о ней и своему потомству. В истории этого патриарха мы находим много различных повелений18, полученных им от Господа, но о соблюдении седьмого дня, как субботы, мы не встречаем ни малейшего следа. Точно также, когда Авраам отправлял Агарь и Измаила из своего дома, он им не передал никакого повеления о соблюдении субботы, хотя они и были частью его дома. Не сказал он ни слова о соблюдении седьмого дня и тогда, когда он, отделив своим шести сыновьям часть своего имущества, отпускал их от Исаака (Быт. 25:1–16). Отсюда следует, что Авраам не получал повеления соблюдать субботу, ибо в противном случае он строго заповедал бы праздновать ее и своим потомкам (Быт. 18:19).

Причина молчания о субботе Библии на протяжении 2500 лет становится совершенно понятной, если мы обратим внимание на следующие места Священного Писания. «И скажи ты сынам Израилевым так: субботы мои соблюдайте; ибо это знамение между мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 81:13–17).

«И помни, что (ты) был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15).

«И вывел их из земли египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои и объявил им Мои установления, исполняя которые, человек жив был бы через них; дал им также субботы мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их» (Иез. 20:10–12, 20).

«И снизошел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые и указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы, и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея» (Неем. 9:13–14).

Отсюда становится совершенно ясным, что суббота в раю не могла соблюдаться ни в седьмой день, ни позднее, а установлена она была только по прошествии 2500 лет. Где? в пустыне Син, на горе Синае. Для кого? Для народа израильского. С какою целью? Как знамение завета между Богом и народом израильским, как воспоминание избавления от египетского рабства. Была ли она дана всем людям? Нет, ибо написано: «Он возвестил слово Свое Иакову (т. е. потомству его, которое вступило в Египет), уставы Свои и суды Свои Израилю (т. е. народу, который Он вывел могучею рукою из рабства). Не сделал Он того ни какому другому народу (т. е. неверующему или такому, который не происходил от семени Иакова), и судов Его они не знают (заповедей и субботы)» (Пс. 147:8–9). Когда язычники приступили к Неемии, желая принять участие в построении храма, он сказал им: «мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» (Неем. 2:20). Если бы язычники имели субботу, имел ли бы право Неемия это сказать? Язычники могли бы ему отвечать, что они имеют субботу, как знамение завета так, как и вы. Но здесь Неемия уверенно говорит: «вам нет части и права». Что язычникам не даны ни закон, ни суббота, весьма ясно и из послания ап. Павла к Римлянам, где он говорит: «ибо когда язычники, не имущие закона, по природе законное делают»... (Рим. 2:14); и далее, тот же апостол свидетельствует, что «израильтянам принадлежат усыновление и слава, и заветы (следовательно и знамение завета – суббота), и законоположение (часть которого – суббота), и богослужение (обрядовый закон), и обетование» (Рим. 9:4. Втор. 7:6–13). На основании всего этого совершенно ясно, что суббота (бывшая знамением завета между Богом и Израилем и присоединенная впоследствии к заповедям) исключительно дана была только Израилю (Исх. 31:16, 17), но не всему человечеству.

На какой-же срок была заповедана суббота? Ап. Павел в послании к Галатам говорит, что закон «дань после по причине преступлений, до времени пришествия семени (следовательно, не дальше, а только «до времени пришествия семени»), к которому относится обетование (3:19). «Конец закона – Христос», говорит тот же апостол в послании к Римлянам (гл. 10:4). И так – вот тот срок, на который дань был закон: пока придет семя, которое есть Христос. Закон был для нас лишь детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (закона) (Гал. 3:24, 25). Первый или ветхий завет отменен, исполнилось пророчество Иеремии, в котором говорится: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их и земли Египетской... Но вот завет, который Я заключу с домом израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31–33; Евр. 8:8–10). Здесь говорится о заключении нового завета; указано и время, когда старый завет отменится. Возникает вопрос: какой завет должен быть заменен новым? Пророк Иеремия отвечает: «который Я заключил с отцами их, когда взял и за руку, чтобы вывести их из земли Египетской». В чем заключался этот завет, указывает нам пророк Моисей. «Господь Бог наш, повествует он, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы... Я стоял между Господом и между вами в то время... Он сказал: Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства... Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака (и бури) громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне» (Втор. 5:2–22). Вот этот – то завет и должен уступить место новому. Суббота – часть этого завета, даже больше того – знамение завета. Но если главное основание – завет прекращает свое существование, распадается, то уничтожается и знамение его.

Защитники субботы утверждают, что отмена касается только обрядового или священнического закона. Но насколько основателен этот аргумент, видно из того, во-первый, что священнический закон был написан не на двух каменных скрижалях, а в книге (Втор. 28:58. 61). А так как завет, о котором говорится, что он отменится и вместо него дан будет новый, был написан на двух каменных скрижалях, то ясно, что этот завет власти «Сына Человеческого» отменен, следовательно отменена и суббота. Во-вторых, Сам Иисус Христос сказал, что «Сын Человеческий есть господин и субботы». (Mф. 12:8). Сказал ли бы это Господь, если бы Он не был господином ее? Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, который подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4–5) Исполнивши весь закон, он получил власть над законом и, так как суббот – часть закона, то он имел власть и над нею.

Итак, мы убедились, что суббота дана была только Израилю, как воспоминание освобождения его от рабства египетского и как знамение завета между Богом и Израилем и что завет этот действителен только до пришествия Христа.

Какое положение занимает суббота в Новом Завете, в Церкви Христовой? Исследуя Свящ. Писание Нового Завета, мы встречаемся с замечательным фактом – нигде нет ни одного слова или намека на необходимость соблюдения субботнего дня. Защитники субботы требуют: покажите нам слова, которыми бы Христос отменил субботу! мы уже раньше показали, что суббота не есть сама по себе закон, но только часть завета, написанного на двух каменных скрижалях, и если объявляется отмена всего закона, то понятно, что не одна часть его уничтожается, но распадается и все целое. Объявление же об отмене закона дано было апостолом Павлом в следующих словах: «Скажите мне вы, желающие быть под законом (данным Израилю на горе Синайской), разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной? Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот рожден по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской (написанный на двух каменных скрижалях, часть которого и суббота) рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен (от ига рабства): он матерь всем нам... Что же говорить Писание? Изгони рабу (т. е. закон Синая) и сына ее (остающихся подзаконными или всех тех, кто рожден от рабыни – закона), ибо сын рабыни (т. е. дети закона) не будет наследником с сыном свободной (с теми, кто во Христе Иисус). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал. 4:21–81).

Защитники субботы усиливаются доказывать, что закон Моисея и закон Божий, в котором содержится и заповедь о соблюдении субботы, есть два отдельных закона, из коих один временный и Христом отменен, а другой вечен и Христом утвержден и ссылаются на то место Евангелия, где сказано: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Mф. 5:17–18).

Такое деление закона на двое прежде всего в данных словах не содержится, ничем не может быть оправдано и является решительно ни на чем не основанным измышлением. У израильтян собственно был только один закон – это закон Божий. Он дан был Богом, но дан чрез посредника Моисея, а потому и называется и законом Бога, Который дал его, и законом Моисея, рукою которого он был преподан. В самом деле, Господь говорить: «Моисей дал вам обрезание» и «в субботу человек принимает обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев» (Ин. 7:22–28). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и следовательно нарушался закон не Моисеев. Равным образом Моисею приписывается и то, будто бы он сказал: «почитай отца и мать», тогда как это ясно названо «заповедью Божией» (Мк. 7:9–10). В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках называется или «законом Господним» или «заповедью Божией» (Лк. 2:22–24; Ездр. 9:10–14; Неем. 10:28–30). Итак, можно говорить только об одном ветхозаветном законе Божием. Что касается того обстоятельства, что каменные скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, были положены в Ковчег Завета, а книга закона только одесную Ковчега, то едва ли оно может быть доказательством преимущества, как утверждают субботники, скрижалей пред книгами Завета. Скрижали были положены в Ковчег не ради написанных на них слов, ибо те же самые слова написаны были и в книге, а ради самих скрижалей, как и сосуд с манной и жезл Аарона расцветший «на память» и «знамение сынам израилевым» (Исх. 16:32–34; Чис. 17:8–10; Евр. 9:4). Если бы на самом деле закон Бога, написанный на скрижалях, был важнее книги Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас скорее то, что важнее, т. е. скрижали каменные. Однако скрижали погибли и погибли навсегда, между тем как книги Моисеевы сохранились.

То правда, что Иисус Христос по обыкновению Своему ходил в день субботний в синагогу и там читал Священное Писание и поучал народ. Но из этого также нельзя сделать заключения, что и христиане должны праздновать субботу, ка нельзя вменить в обязанность и христианам ходить в еврейскую синагогу. Если Христос и праздновал субботу вместе с Иудеями и притом по закону Моисея, то не для того, чтобы и христианам дать для освящения ту же субботу, а только для того, чтобы подчиниться закону и тем искупить от клятвы закона подзаконных (Гал. 4:4–5). Но этой то причине Христос соблюдал не только субботу, но и весь ветхозаветный закон, которому и положи конец Своею смертью (Гал. 3: 10,13,22; Рим. 2:7. 4–6). В этом то смысле Спаситель и сказал, что Он не пришел нарушить как закон, так и пророков, а исполнить; и так как пророки в своих предсказаниях и закон в его «образах и тенях» предвозвещали пришествие Христа и Его искупительную жертву, то и естественно, что ни одна йота и ни одна черта, относящаяся к Нему, не должны оставаться неисполненными.

Но если Христос, как «подзаконный», соблюдал субботу, то Он же в тех случаях, когда желал показать наступающий уже конец субботы, резко нарушал ее и совершенно отменял законную субботу. В самом деле, хотя суббота и дана для евреев (Исх. 16:29), но так, что не еврей господствовал над субботою, а суббота была господином еврея и давила его непосильным бременем. Всякий, кто стал бы делать в субботу какое-нибудь дело, подлежал смерти (Исх. 20:10; 31:14–15; Иер. 17:21–27). И выходило, что человек для субботы, а не суббота для человека. Когда Христос сказал: «можно в субботу делать добро» (Mф. 12:12), то это было уже нарушением законного обычая чествовать субботу полной безработицей. И если можно было в субботу Христу исцелить сухорукого, слепорожденного, расслабленного, то еврею на основании требования закона ни под каким предлогом нельзя было сделать какого либо дела, хотя бы и доброго, на пользу себе или ближнему (Сравн. Исх. 20:10; 31:14–15; Иер. 17:21–27; Чис. 15:32–38, Неем. 10:31; 13:15–22). Но еще сильнее сказалось отвержение Христом законной субботы, когда Он оправдал нарушение ее Своими учениками (Mф. 12:1–7) и затем прямо заявил: «суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27–28). Здесь уже ясно указана Христом власть Его над субботой.

Как мы уже видели, субботники-адвентисты придают чрезвычайно важное значение словам Спасителя: «молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Mф. 24:20). В них видят крайнее доказательство святости субботнего дня. Но так ли это? Если Христос имел в виду святость субботы, то Он имел в виду и святость зимы? Если для учеников было грехом бежать в субботу, то для них должно было быть грехом бежать и зимою. Что Христос имел в виду, говоря эти слова? Очевидно, не святость субботы. Тот, кто не осудил Своих учеников, обвиняемых фарисеями в нарушены субботы, кто не только исцелил расслабленного, но и, вопреки ясному запрещению «носить ноши в день субботний» (Иер. 17:21), говорит: «возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8–11), осудит ли за бегство зимою? Не оправдает ли Он их напротив?! Ибо, если были не виновны те, которые «взалкали» и ели хлебы предложения, которых не должно было есть никому, а только одним священникам (Mф. 12:3–4), то как можно думать, что Господь обвинит избранных Божиих, если они бегут от такой скорби, которой не было от начала мира и которым Сам Господь сказал: «да бегут в горы»... Если принять во внимание все неудобства бегства «зимою» и «горе беременным и питающим сосцами», то будет вполне ясно, что речь Господа была не о грехе и не о будущем суде, а лишь «о великой скорби» страшных дней отмщения. Ибо, если допустить, что речь идет действительно о грехе и об ответственности за него, то причем здесь «зима» и почему беременным и питающим сосцами должно быть особое горе? Чем они были виновнее всех живущих в Иерусалиме и почему они могли быть наказаны больше всех прочих женщин, или мужчин и девиц?.. Когда говорится «о бегстве» и происходящих оттуда «скорбях», то делается вполне понятно, почему не желательно, чтобы это бегство было зимою, – в самое суровое время года или в субботу, когда ворота городов могли быть заперты (Неем. 13:19) и когда, следовательно, невозможно было встретить кого либо в поле или по дороге, чтобы отдохнуть, или утолить голод, или жажду. Причем это поспешное бегство представляло беременным и питающим сосцами, по их особому положению, особые неудобства и особое горе.

То обстоятельство, что женщины «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23: 56), само говорить за себя и едва ли может служить доказательством в пользу сохранения субботы и в Церкви Христианской. Эти женщины были несомненно иудеянки и, как Иосиф из Аримафеи, были строгими хранительницами еврейского закона. Ожидая царствия Божия, те следовали за Иисусом, слушали Его учение, любили Его, но постигнуть всего учения Христа они не могли, так как и слишком были привязаны к Закону Моисееву, да и не получили еще Святого Духа. Да и Сам Христос при Своей жизни многого не сказал Своим ученикам (Ин. 16:12), потому что они не могли еще всего вместить. Вот почему мы видим что не только женщины, но и апостолы до сошествия на них Святого Духа многого в учении Христа не понимали. По этой же причине «женщины» и недоумевали, где бы делось тело Христа. А между тем Христос учил и их и всех учеников о Своем воскресении (Лк. 24:4–6), но и они и ученики не поняли сказанного Христом (Лк. 24:45). И после сошествия Св. Духа многие из уверовавших во Христа еще никак не могли порвать свою вековую связь с Моисеевым Законом и из-за соблюдения этого закона поднимали в Церкви Христовой распри. А если так обстояло дело с женами мироносицами, то ясно, что соблюдение ими субботы по Заповеди Закона Моисеева было плодом их непонимания учения Христова (Лук. 24:45) тем более, что новый покой еще не был им возвещен Христом, так как Христос еще в тот день не воскресал и Своим явлением по воскресении еще не отверзал ученикам ума к уразумению Писаний. Следовательно, если бы христиане стали праздновать субботу на том основании, что евангельские женщины ее праздновали, то они подчинили бы себя игу Закона Моисеева и тем извратили бы благовестие Христово.

Адвентисты придают громадное значение посещениям ап. Павлом еврейских синагог и проповеди его в них по субботам. Какой то досужий субботник, придавая особенное радости для всех учеников и днем особенного тесного общения с Собою.

По поводу этого второго явления Иисуса Христа апостолам адвентисты усиливаются доказать, что оно было не в первый день недели – воскресенье, а в понедельник, быть может даже во вторник. Приведя слова евангелиста Иоанна из 20 гл. 26 ст., адвентисты делают такое заключение: «говорят, что это было следующее воскресенье, как раз через неделю после первой встречи. Но ведь только семь дней в неделе! Поэтому, как могут, «спустя восемь дней», привести нас к следующему воскресенью? Семь дней после первой встречи приведут нас к следующему воскресенью вечером; восемь дней приводят нас ко дню после воскресенья или понедельнику. Очевидно, заключают адвентисты, это второе собрание совсем было не в воскресенье»19.

Для того, чтобы решить так или иначе это возражение, необходимо выяснить вопрос, что означает по еврейскому счету выражение: «после восьми дней». Аналогичный места Св. Писания не только разъясняют нам эти затруднения, но и научают нас правильному евангельскому счислению. Возьмем напр. свидетельство двух евангелистов по одному и тому же случаю. Один евангелист, повествуя о преображение Господа, говорить: «после сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк. 9:28); другой евангелист, говоря о сем же событии, говорит несколько иначе, а именно: «по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Mф. 17:1). Оба эти места, говорящие об одном, и разъясняют нам, что в промежутке времени между тем днем, когда это было сказано, и тем днем, когда это исполнилось, прошло шесть целых дней, всего же было восемь дней. Точно также надо исчислять время и в евангелии Иоанна, о котором у нас идет теперь речь, и будет ясно, что с того дня недели, в который Господь впервые им явился, до вечера следующего первого дня недели выйдет как раз то число дней, т. е. восемь дней. Если же согласиться с субботниками, что это уже приходилось не на воскресенье, а на понедельник, то будет необходимо считать тот день уже девятым, а не восьмым и это опять противоречило бы принятому в Слове Божием порядку исчисления дней. Порядок же Слова Божия таков: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так будет и Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи» (Mф. 12:40). Спрашивается: в какой же день – в третей или четвертый Он должен воскреснуть? Другие места Св. Писания и совершившийся факт воскресения именно в третий день не только разъясняет нам это затруднение, а и научают нас правильному счислению дней (Mф. 16:21; 1Кор. 15:4). Таких месть в Писании много (Быт. 17:12; 21:4; Лк. 2:21; Втор. 14:28; 26:12; 1. Нав. 9:16–17; 2Кор. 10:5, 12). Все эти места с очевидностью доказывают, что евреи в подобном случае считали и тот день, с которого начинается счет, и тот день, которым он кончается. Итак «после восьми дней» не значить в девятый, а по окончании восьмого дня вечером.

Следующий воскресный день, о провождении которого апостолами мы имеем сведения, был день сошествия Св. Духа и вместе с темь еврейский праздник Пятидесятницы. В праздник этот закон запрещает работать, повелевает созывать народ на священное собрание (Лев. 28:21; Чис. 28:26) и приносить многочисленный жертвы. Но апостолов в этот день мы видим единодушно вместе собравшимися в своей сионской горнице еще до третьего часа дня, когда именно и происходило «священное собрание». Они, конечно, не перестали исполнять Закон Моисеев, но, по-видимому, этот день решили посвятить своим собственным, новозаветным воспоминаниям о совершившемся в это день воскресении Иисуса Христа и размышлению о его последствиях. И Господь еще раз не словами, а фактами отличил этот день от прочих дней недели ниспослав на апостолов и бывших с ними Святого Духа. И на этот раз день этот стал днем светлого торжества и блаженства, особенно тесного общения с Богом, днем сошествия на них Духа Святого, днем проповеди об Иисусе Христе, когда все провещавали на иных языках и когда ап. Петр своею одушевленной речью обратил около 3000 душ.

Субботники доказывают, что Пасха в тот год была в субботу, а потому, если считать от субботы пятьдесят дней, то опять обязательно этот день будет в субботу. Неправильность этого счисления очевидна и легко доказывается следующим. Но ясному указанию Закона Моисеева пятьдесят дней отсчитывалось со второго дня Пасхи, в который приносился первый сноп жатвы к священникам (Лев. 23:15. 10; Втор. 16:9–10); первый день после седьмой седмицы от 16-го Нисана и назначался для празднования Пятидесятницы (Лев. 23: 16). В год воскресения Христова первый день Пасхи 15-го Нисана случился в субботу (Ин. 18:28; 19:31), а 16-е Нисана приходилось в первый день недели, а потому и пятидесятый, день, начиная с него, приходился тоже в первый день недели. У современных евреев праздник Пятидесятницы бывает 6-го Сивана, и посему, если 16-го Нисана приходится в первый день недели, то и 6-го Сивана приходится тоже в первый день недели. Нисан имеет 30 дней, по этому 30-е. Нисана придется в первый день недели; следующий месяц Иор имеет 29 дней и потому 1-е число следующего за ним месяца Сивана будет во вторник, а шестое число – день воскресный. В настоящей 1907 год напр. так и случилось – Пасха еврейская была 15-го Нисана в субботу; день пятидесятницы был 6-го Сивана в воскресенье.

По примеру двенадцати апостолов и учеников Христовых и ап. Павел приурочил священное собрание с преломлением хлеба к первому дню недели т. е. воскресенью, который и проводил в религиозном покое. Так, когда ап. Павел после третьего своего миссионерского путешествия ехал в Иерусалим, где ему предстояли узы, то по пути он остановился на неделю в Троаде и здесь «в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и провел в беседе всю ночь» (Деян. 20: 7–11); в горнице, где они собрались, по замечание дееписателя, «было довольно светильников» (20:8). Во время беседы Павловой с одним юношей случилось несчастье и Павел, выйдя из горницы, исцелил его и снова «взошед (в горницу) и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» (Деян. 20:9–12).

Видя в собрании учеников в Троаде в первый день недели тяжелый камень, лежащий на их пути, и не имея силы сокрушить это препятствие, адвентисты-субботники позволяют себе утверждать, что это собрание было субботу вечером, т. е. под первый день недели, почему и приписано к первому дню. «Чтобы понять, говорят адвентисты, когда происходило это собрание в Троаде, нужно иметь в виду иудейский обычай считать дни, основанный на Священном Писании. Их считали не с полночи до полночи, как это делается теперь, Библейские сутки начинались вечером и кончались вечером. И был вечер и было утро: день один (Быт. 1:5) и: от вечера до вечера празднуйте субботу вашу (Лев. 23:32). Следовательно, первый день недели начинался с заходом солнца предыдущего седьмого дня, – с заходом солнца первого дня, и так далее. Таким образом наше, напр., воскресенье вечером после захода солнца называлось вечером второго дня, вечер нашего понедельника – вечером третьего дня, т. к. он составлял начало вторника, т. е. третьего дня. Точно также вечер нашей пятницы был вечером и, значит, началом субботы (Мк. 15:42; Лк. 23:54; Ин. 19:31) и вечер нашей субботы, по наступивши ночи, был вечером первого дня. Это правило в особенности применимо в том случай, если речь идет не о вечере, а о ночи. Ночь с субботы на первый день недели была, по Слову Божию, ночью не седьмого дня недели, но первого.

Собрание в Троаде, описанное в кн. Деяний, происходило, ночью, потому что в горнице было довольно светильников (ст.8). Упомянуто о нем вследствие чуда, совершенного ап. Павлом около полуночи. Об этом собрании сказано, что оно было в первый день недели и что Паве, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с учениками и продолжил слово до полуночи. Как же теперь определить эту ночь? По библейскому правилу она не может быть иначе, как только ночью с субботы на воскресенье. Отсюда следует, что ап. Павел и его спутники праздновали субботу в Троаде, что вечером они держали новое собрание, длившееся до утра воскресенья и что в утро они отправились в путь. Взошед же (после падения Евтиха)... беседовал даже до рассвета и потом вышел (ст. 11). Тот же рассказ повествует, что они пробыли в Троаде семь дней (ст. 6). таким образом они прибыли в воскресенье утром и причиной такого продолжительного пребывания было желание провести субботу с братьями Троады и окрестностей. Этот факт утверждают адвентисты, очень ясно показывает нам, что апостолы и основанные ими церкви соблюдали как день покоя древнюю субботу и что наше воскресенье было для них только первым днем недели»20.

Что закон о праздновании субботы действительно требовал праздновать ее от вечера до вечера, то против этого никто не спорит. Однако нужно заметить, что кроме иудейского счета в Св. Писании употребляется и другой счет, по которому день считался от полуночи до полуночи и, следовательно, вечер дня принадлежал тому же дню. В доказательства существования такого счета мы приведем следующие свидетельства Св. Писания Ветхого и Нового Завета.

Бог, заповедуя Моисею относительно жертвоприношений при посвящении Аарона и его сыновей в священники, между прочим говорит: «вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси по утру, а другого агнца приноси вечером. Также, когда Он вменял в обязанность израильтянам приношения «в приятное благоухание» сказал: «вот жертва, которую вы должны приносить Господу: два агнца однолетних, без порока на день, во всесожжение постоянное. Одного агнца приноси утром, а другого агнца приноси вечером» (Исх. 29:38, 39; Чис. 28:3–4). Из этих повелений Господа до очевидности ясно, что один агнец приносился в начале дня, а другой – в конце его и, если бы в Библии говорилось только: приноси одного агнца утром, а одного вечером, то мы знали бы лишь, что их приносилось по два в день; но когда ясно и определенно говорится, что вечером приносился другой агнец, то несомненно и бесспорно, что агнец, принесенный утром, быль первый, что еще яснее видно из следующих стихов, где говорится: «другого агнца приноси вечером с мучным даром, подобным утреннему», или: «с такими хлебным приношением, как по утру» (Исх. 29:41; Чис. 28:8).

У евреев было свое вчера, как есть это вчера и у нас ныне. Так, когда Лаван преследовал тайно ушедшего Иакова, то Бог, явившись ему во сне ночью, сказал ему: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт. 31:24). Когда же Лаван нагнал Иакова, то сказал: «есть в руке моей сила сделать вам зло, но Бог Отца вашего вчера говорил по мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого» (Быт. 31:29 ср. Быт. 31:42). Интересно знать: как понимают субботники, – в то время, когда Лаван говорил эти слова, то его вчера еще продолжалось, или уже окончилось и, если окончилось, то когда?

У евреев в древности было и свое завтра, подобно тому, как есть это завтра и у нас. Так, когда израильтяне потерпели от жителей Гая поражение, то Иисус Навин разодрал одежды свои, пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера... Господь сказал ему: «встань, для чего ты пал на лице твое?» потом говорит ему: «завтра подходите по коленам вашим» и проч. (Нав. 7:6–14). Когда должно было начаться это «завтра»? – Если считать, как считают субботники, то это «завтра» началось еще в тот вечер, когда Бог повелел Иисусу Навину встать; а если верить Библии, это «завтра» было только утром ,когда Иисус приступить к исполнению приказания Господня (Нав. 7:16).

В евангелии Иоанна говорится: «в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус»... (Ин. 20:19). Интересно, как объясняют это место субботники и как они признают – когда это пришел Иисус? Действительно ли в первый день недели или же в субботу вечером? Зная, что в субботу вечером Христос лежал еще в гробу и явиться Своим ученикам не мог, мы надеемся, что ни один добросовестный субботник не решится утверждать, что это явление Христа было в субботу а не в воскресенье вечером. Следовательно, если собрание Троадских учеников было «в первый день недели вечером» (Деян. 20: 7–8), то его нужно понимать так же, как и собрате апостолов «в первый день недели вечером» (Ин. 20–19), т.е. что оно произошло под понедельник.

Наконец, кн. Деяний св. апостолов передает нам, что апостолы Петр и Иоанн вечером, после исцеления у Красных ворот хромого, были отданы под стражу и что на другой день собравшиеся в Иерусалиме начальники, старейшины и книжники призывали их и делали им допрос (Деян. 4:3–5). Является вопрос, когда начался этот другой день и сколько времени апостолы оставались под стражей? Если признавать, что день начинается вечером, то до другого дня им надо было сидеть целые сутки. Писание же говорить, что они были отданы под стражу до утра (ст. 8) и что, следовательно, вечером во время ареста продолжается один, а утром во время допроса уже наступил другой.

Из всех этих свидетельств уже можно с достаточною уверенностью определить –считались ли у евреев сутки с вечера и до вечера или с полночи и до полночи. Что у троадских христиан счисление было не иудейское, а скорее римское, становится ясно еще из того, что Троада была Римской провинцией и сама церковь их образовалась не из иудеев, а из язычников. Сам ап. Павел чуждым еврейского закона не навязывал предписаний этого закона (1Кор. 9:21). Да, наконец, и ев. Лука, будучи родом грек, писал книгу Деяния Апостолов Феофилу, тоже не еврею. Отсюда ясно, что троадские христиане собрались для преломления хлеба, по примеру других апостолов и Христа, вечером под понедельник, считая этот вечер еще продолжением первого дня недели, т. е. воскресенья. Если бы даже допустить, вопреки ясному смыслу Св. Писания, что собрание учеников в Троаде происходило даже под воскресенье, то опять таки по еврейскому счету им святился бы первый день недели. А из того, что ап. Павел отправился в путь, как думают адвентисты, на рассвете воскресенья, нельзя заключить, что воскресенье было днем рабочим. Ведь ап. Павел отправился на проповедь, а не на житейскую работу. Подобными же путешествиями и суббота не нарушалась (Mф. 12:12).

Мы видели уже, что торжественное и продолжительное общественное богослужение с возжжением большого количества светильников, совершение таинства евхаристии (ибо в Св. Писании оно обыкновенно разумеется под термином «преломление хлеба») и поучение Слову Божию – вот способ празднования первенствующими христианами воскресного дня. В первом послании к Коринфянам мы видим указание и на другую черту христианского празднования этого дня – благотворительность. «При сборе же для святых, пишет апостол Коринфянам, поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволить ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор. 16:1–2). У евреев было постановлено в законе в дни постов и праздников вспоминать и призирать сирот и вдов, помогать бедным и, вообще, как сказано, действовать «по усердию руки» своей (Ис. 1:14–17; 58:6–10; Втор. 16–10). Ап. Павел, как бывший «еврей от евреев» и как воспитанный в строжайшем послушании закону, хорошо знал все праздники еврейского народа и однако сборы для святых он установил не в какой-нибудь праздник иудейский, ни в новомесячие, ни в субботу, а установил именно в первый день недели, который у евреев никакого священного значения не имел и никаким особым предпочтением не пользовался. Из Троадского собрания и из только что приведенного установления о сборе для святых можно вывести лишь одно заключение, что ап. Павел смотрел на первый день недели, как на праздник Христианской Церкви.

Следуя учению Иисуса Христа, апостолы различали в ветхозаветном законе элементы вечный и преходящий, нравственный и обрядовый. Когда в первый раз обратился к Церкви Христовой язычник сотник Корнилий, то он не был принуждаем исполнять закон Моисеев и был крещен, не принимая обрезания (Деян. 10:1–11, 12–18). Когда делу миссии среди язычников посвятил себя великой апостол языков – Павел, то и он не заставлял исполнять обрядовый закон Моисеев. Напротив он учил, что христиане призваны к свободе от рабства закону (Гал. 5:13), и увещевал их стоять и держаться этой свободы, которую им даровал Христос, и не подвергаться игу рабства (Гал. 5:1), учил, далее, что и для иудеев закон этот потерял свое значение и исполнение его или не исполнение его – дело безразличное. Эта свобода то наблюдать отеческий закон, то не исполнять его коренилась в уверенности апостола в том, что от соблюдения обрядового закона Моисеева не будет ни пользы (Гал. 5:2), ни препятствий для оправдания, если только это исполнение обрядового закона чуждо той мысли, будто оно имеет самостоятельную цену пред Богом. На этом основании сам он был для иудеев как иудей, чтобы прибрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы прибрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, чтобы прибрести чуждых закона (1Кор. 9:9–21). «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22), говорил он. И эта точка зрения торжественно подтверждена была всеми апостолами, собравшимися в Иерусалиме. Столпы Церкви, верховные апостолы Иаков и Кифа и Иоанн подали Павлу и Варнаве руку общения (Гал. 2: 9). В соборном послании братьям из язычников написано было решение собора: «не возлагать на них никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят» (Деян. 15:28–29). Соблюдать же субботу не было предписано. Очевидно она, как и весь обрядовый закон, отнесена к числу предметов необязательных для христиан языческого происхождения. Соблюдение ветхозаветных обрядов составляло теперь только национальное отличие еврейского народа.

Ко времени написания евангелистом Иоанном кн. Апокалипсиса празднование первого дня недели настолько утвердилось и упрочилось в Церкви христианской, что этот день в это время получил уже свой технический термин: он называется «день Господень», κυριακῇ ἡμέρᾳ по-гречески, а в русском переводе «день воскресный». Доселе он носил название «первый день недели». Теперь уже самым названием своим этот день выдвигался из ряда прочих, как день, посвященный Господу. Невольно здесь напрашивается сравнение названий недельных праздников у христиан и евреев. Ветхом Завете четвертая заповедь говорит: «день же седьмой – Господу Богу твоему» и однако этот день в обрядовом Законе Моисея носит название «суббота», т.е. покой, название, указывающее на внешнюю черту его, на средство лишь для действительного посвящения дня Господу. У христиан же день, посвященный Господу, самым названием своим «день Господень» указывает на самую сущность празднования, требуемого 4-й заповедью. Древняя еврейская суббота напоминала своим отдохновением и покоем лишь одно частичное благо и лично одним только евреям, ибо что должен был «помнить» в этот день язычник, вошедший в состав «Израиля по плоти»? Как по отношению ко всем прочим благам Закона, так и по отношение к воспоминанию благ субботы он должен был почитать себя не больше, как «пришельцем», а не участником их, ибо он не нес ига египетского порабощения и не испытал радости освобождения. Великие же блага Иисуса Христа и драгоценные воспоминания «дня Господня» не касаются одних только евреев, а равномерно распределяются между всеми верующими, без различия их прежней национальности и у Христа уже его последователи не делятся «на странников или пришельцев», ибо у Него все «сограждане святым» и «свои Богу» и, так как во всех их Он видит лишь «сопричастников обетования», то уже больше нет иудея или эллина, варвара или скифа, раба или свободного, даже нет пола мужеского или женского, ибо все они во Христе Иисусе и все одинаково по обетованию наследники. Славный и радостный день Иисуса есть для всех детей Божиих день победы жизни над смертью, победы веры над сомнениями и победы преславной радости над величайшими скорбями духа, – день явления нашего воскресшего Господа и день сошествия на Его Церковь Святого Духа. Вот потому-то и ветхозаветные пророки задолго еще предвозвестили будущую славу дня воскресения Христова, или первого дня недели. Так, пророк Давид, объятый проницающим все глубины Духом Божием, в духовном восторге восклицает: «Камень который отвергли строители, сделался главою угла: это от Господа и есть дивно в очах наших. Сей день, ею же сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный (Пс. 117:22,24; ср. Mф. 21:42; Лк. 20:17; Деян. 4:11; 1Пет. 2:4–8; Рим. 9:33; Еф. 2:20). Сам Христо во время Своей земной жизни часто предупреждал Своих учеников о наступлении этого радостного для них дня, неоднократно повторяя: «в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и Отец во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:20); «в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16:23) и «в тот день будете просить во Имя Мое» (Ин. 16:26).

В одном из своих изданий по вопросу о замене субботы в христианстве «первым днем недели» адвентисты говорят: «всем, ссылающимся на отцов церкви, предания и древний обычай, мы напоминаем обличения Иисуса в Mф. 15:3,6,9 и приводим следующие слова Лютера: «их крики: Церковь, Церковь, многие отцы и т. д. ничуть не помогут, потому что мы не можем положиться на жизнь и поступки отцов, но основываемся единственно на Слове Божием. Для возражения на все доводы отцов против всего: ангелов, людей, дьявола, искусства и слов, я употреблял Св. Писание и Евангелие. Я опираюсь на Слово Господне; оно для меня выше всего, его божественное величие поддерживает меня. Хотя бы кто 100 лет поступал неправильно, грех все таки останется грехом. Если бы года могли оправдать неправду, то дьявол был бы наисвятейшим на земле, потому что ему более 5000 лет»21. Несмотря на такое решительное пренебрежете к свидетельствам отцов Церкви, истории и других человеческих доказательств, адвентисты однако не выдерживают до конца указанного ими принципа – опираться только на свидетельства Священного Писания. Желая во что бы то ни стало доказать необходимость возвращения к празднованию древнееврейской субботы, они постоянно ссылаются между тем то на свидетельство некоего доктора Скотта (Scott), то на церковную историю Неандера, Гислера, то на постановление Аугсбургского собора и даже католический катехизис Шефмахера и православный катехизис митр. Филарета22. Прибегая к помощи так категорически отвергнутых ими человеческих свидетельств, адвентисты утверждают один раз, что отменил субботу (седьмой день) и вместо нее установил празднование первой недели или воскресенья имп. Константин Вел., а другой раз – папа римский23. Самое празднование воскресенья называют при этом «начертанием зверя или антихриста». Здесь, очевидно, адвентисты противоречить сами себе. Если обычай праздновать день воскресный ввел Константин Вел., то папа не мог этого сделать, и наоборот.

Что ни Константин Вел., ни папа римский не были, так сказать, виновниками замены празднования древней субботы днем воскресным, ясно видно и из свидетельств отцов и учителей Церкви, живших в самые ранние времена христианства. Эти свидетельства вполне убеждают нас в том, что существование празднования воскресного дня восходить ко временам глубокой христианской древности. Так, ап. Варнава в своем послами пишет: «мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых»24. Св. Игнатий, ученик ап. Иоанна, пострадавший за веру во Христа в 107 г. по Рож. Хр., в послании к магнезийцам в 9 главе упоминает, что празднованием воскресенья заменяется прежний субботний день. «Итак, если жившие в древнем порядке вещей приступили к новому упованию и уже не субботствуют, но наблюдают в своей жизни день Господень, в который воссияла и наша жизнь чрез Него и чрез смерть Его»... Ибо нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство – в христианство»25. Св. Иустин Муч., свидетель II века после Рождества Хр., в первой Апологии своей говорит о праздновании воскресного дня: «в день солнца мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых»26. В другом месте тот же писатель говорит: «обрезание и суббота установлены по жестокосердию вашего народа, по вашим грехам и грубости сердца... Все праведники – Адам, Авель, Энох, Лот, Мельхиседек – не соблюдали субботы и после них Авраам и все его потомки до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Богом, сделавши в пустыне тельца. Посему Бог, снисходя к слабости народа... повелел приносить и жертвы только во имя Его, чтобы не идолопоклонствовали... и повелел также соблюдать субботы»27. По словам Иринея и Тертуллиана, суббота также, как и обрезание, даны не как дела праведности, а как знамения, по которым был бы распознаваем род Авраамов; установления, долженствующие прекратиться, ни вечные, ни духовные, а только временные»28.

Мы могли бы привести еще целый ряд свидетельств, напр., Св. Петра Александрийского, Первого Вселенского Собора, Св. Феофила Александрийского и друг., которые также ясно доказывают, что христиане от самых первых времен христианства праздновали день воскресный.

Если так, то, очевидно, утверждение адвентистов, будто бы имп. Константин Вел. вместо субботы установил празднование первого дня недели, является решительно ничем не доказанным. Имп. Константин, приняв христианство, принял очевидно и христианский день покоя, т.е. воскресенье; а так как он защищал все христианские установления, то защищал и установление воскресного празднества так же, как крещение и таинство евхаристии. Однако никому и во сне не приснится утверждать, что Константин Велик, установил святое крещение и святую вечерю Господню. Еще менее возможно, чтобы творцом, так сказать, воскресного дня быль папа римский. Ведь сами адвентисты утверждают, что папство получило свою власть от императора Юстиниана в 483 году по Рожд. Христовом29. Каким же образом папа мог установлять то, что существовало уже около 500 лет? Очевидно, что и папа, как и Константин Вел. только сохранил и подтвердил существовавшее уже в церкви празднование воскресного дня.

Утверждение субботников-адвентистов, будто бы воскресенье есть то именно «начертание зверя», о котором говорится в Апокалипсисе (гл. 13:11–17)30, настолько абсурдно, что не заслуживает собственно никакого опровержения. Мы желали бы только спросить адвентистов: «каким образом день воскресный» может быть начертан у хрисйанъ, чтущих его, на правой руке и на челе (Откр. 13:16)? И как согласить, далее, слова Апокалипсиса гл. 13, 17 о том, что «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме тех, кто имеет это начертание, когда мы видим, что полною свободою в деле купли и продажи пользуются не только христиане, чтущие день воскресный, но и сами адвентисты и евреи – почитатели древней субботы и даже язычники и магометане, имеющие свои особые дни празднования?!

* * *

1

Библейские чтения о настоящей истине. День почивания Господа Бога, № 21, §5, 6. «Маслина» журн. 1906 г. № 3.

2

«Маслина» журн. 1906 г. №3.

3

Idit 1905 г. № 8, стр. 124–125.

4

По русской Библии: «ходить путем Господним».

5

«Маслина» журн. 1905 г. № 8, стр. 123. Библ. чтен. о наст. истине № 20 п. 7–9.

6

Библ. чтен. о настоящ. истине. Два закона, № 20.

7

Библ. чтен. о настоящ. истине. Два закона, № 20.

8

«Маслина». 1905 г., кн. 8, стр. 125.

9

«Суббота Нового Завета». Издание международного трактатного общества 1905 г. стр. 10–12.

10

«Маслина» журн. 1905 г. оп. 8, стр. 125. Библ. Чтен. о настоящ. истине. День почивания Господа Бога № 21. п. 25.

11

«Суббота Нового Завета». Стр. 13 Б. Библ. Чт. о наст, истине № 21.

12

«Маслина» 1905 года. № 8, стр. 125.

13

Ап. Павел участвовал в молитвенном собрании дважды в Антиохии, трижды в Фессалониках, раз в Филиппах и семьдесят восемь раз в Коринфе.

14

«Суббота Нового Завета» стр. 12–14.

15

Там же.

16

Библ. Чтен. о наст. истине № 24. п. 14. 16. 16.

17

«Лаван сказал:... окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал, и окончил неделю этой. И (Лаван) дал Рахиль дочь свою ему в жену» (Быт. 29:27–28).

18

Так, напр., повеление выйти из родительского дома в чужую страну (Быт. 12, 1–3), совершать обрезание в знамение завета между Богом и людьми (Быт. 17:10–14), отпустить Измаила (Быт. 21:9–14), принести в жертву Исаака на горе Mopиa (Быт. 22:1–3).

19

«Суббота Нового Завета». Изд. международного тракт. общества 1905 г. стр. 4.

20

«Маслина журн. 1905 г. №7 «Какой день отдыха» стр. 101–103.

21

Библ. Указатель важнейших учений о вере. Издан. Международн. Трактат. Общества в Гамбурге. 1905 г. стр. 18

22

Библ. Чтения о настоящей истине. Отменение и восстановление субботнего дня. № 24 п. 8. 11. 15. «Маслина» журн. 1905 г. № 8. стр. 127.

23

«Маслина» журн. 1905 г. стр. 128.

24

Послание гл. 15 (Издан. Преображенского стр. 68).

25

Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам гл. 6.

26

Сочин. Иустина Муч . Первая Апология, глава 67.

27

Разговор с Трифоном, § 43, стр. 211, § 18, стр. 132, § 19 стр. 174. (Изд. Преобр.)

28

Иривей. Противъ ересей IV. 16; 1–2 стр. 453–454. Тертулл. Против Иудеев III ч. стр. 177.

29

Библ. Чтен. о настоящ. истине. Отменение и восстановл. субботн. дня №24.

30

«Маслина» журн. кн. 8 1905 г. стр. 122.


Источник: Отдельные оттиски из журн. «Миссион. Обозр.» №№ 11 и 12 за 1907 г. С.-Петербург. Типография В. М. Скворцова, Невский пр., 127. 1907г.

Комментарии для сайта Cackle