Роудс Рон (протестант)

Источник

Спасение в богословии Сторожевой Башни

Вера отличается от дел лишь одним: в случае веры действует Бог, в случае дел мы пытаемся действовать сами, разница измеряется лишь расстоянием между бесконечным и конечным, между Всемогущим Богом и беспомощным червем.

Альберт Бенджамин Симпсон (1843–1919)618

На словах Свидетели Иеговы нередко соглашаются с идеей спасения по благодати через веру во Христа619. В действительности же они верят в спасение по делам. Спасение для них невозможно без абсолютного послушания Обществу Сторожевой Башни и ревностного участия в различных программах, которые оно предлагает. Посредством такого послушания и участия Свидетели Иеговы «добиваются» спасения (Фил.2:12, ПНМ).

Организация играет в процессе спасения центральную роль. Журнал «Сторожевая башня» призывает своих читателей «прийти за спасением в организацию Иеговы [Общество Сторожевой Башни]»620. «Если мы не находимся в соприкосновении с этим каналом связи [Обществом Сторожевой Башни], которым пользуется Бог, мы не продвинемся по дороге жизни, как бы много мы ни читали Библию»621. «Без доверия к христианским братьям, к организации Иеговы и, что важнее, к самому Иегове, спастись будет невозможно»622.

Внимательное изучение публикаций Общества показывает, какая большая роль в спасении отводится делам. Например, журнал «Сторожевая башня» утверждает, что «возможность вписать свое имя в Книгу Жизни будет зависеть от дел человека»623. В другом номере журнала говорится, что «все христиане, надеются ли они получить бессмертие на небесах или вечную жизнь в Раю на земле, должны „простираться вперед», делая все возможное, чтобы достичь жизни!»624 Эта концепция спасения по делам проявляется и в вопросе воспитания детей: «Родители, которые любят своих детей и которые хотят видеть их живыми в Божьем новом мире, будут поощрять и направлять их стремление брать на себя все большее служение и все большую ответственность»625.

А что Свидетели Иеговы понимают под благодатью? Публикации Сторожевой Башни разъясняют, что понятие благодати в той или иной мере связано с данной человеческим существам возможностью «добиться» своего спасения, т.е. заслужить его. Понятие благодати не включает в себя дарового спасения. Общество Сторожевой Башни говорит, что «для спасения нужно изменить свое поведение и нравственность в соответствии с нормами Бога»626. «Мы должны быть готовы отдать все самое дорогое для нас в любой области жизни. Мы не должны допускать двоедушия в таких важных вопросах. На другой чаше весов находятся одобрение Иеговы и даруемая нам жизнь»627.

Отчасти «добывание» спасения заключается в том, чтобы проявлять преданность, распространяя по домам публикации Общества. Журнал «Сторожевая башня» утверждает: «Бог требует от тех, кто хочет стать подданным Его Царства, поддерживать его правление, преданно проповедуя другим принципы его Царства»628. И спрашивает: «Хотите ли вы соответствовать этому требованию, рассказывая другим о Царстве Божьем?»629

Имея такие представления о спасении, Общество Сторожевой Башни, естественно, внушает своим последователям, что они не могут быть уверены в своем спасении630. Только постоянное, непреклонное противостояние греху и полное послушание Богу (путем послушания Обществу Сторожевой Башни) дает Свидетелю Иеговы шанс на спасение. Но даже в этом случае Свидетель будет уничтожен навсегда, если не устоит в праведности в течение грядущего Тысячелетия. Если же он будет верно служить Богу всю эту тысячу лет, в конце концов ему, возможно, будет дарована вечная жизнь631.

Если спасение достигается делами, каким образом богословие Свидетелей Иеговы связывает его с Личностью и служением Иисуса Христа? Общество учит, что Иисус действительно умер (только не на кресте, а на столбе) в качестве жертвы за грех. Но смысл жертвенной смерти Христа Свидетели понимают иначе, нежели христиане. Вкратце, Общество учит, что принесенная в жертву человеческая жизнь Иисуса была абсолютно равноценна человеческой жизни, которую утратил Адам. «Чтобы жертва могла искупить или устранить грехи полностью, по ценности она должна была соответствовать тому, что утратил Адам. Чтобы восстановить равновесие чаш весов справедливости, нарушенное совершенным человеком (Адамом), требовался другой совершенный человек»632. Будь Иисус Богом, считает Сторожевая Башня, цена искупления оказалась бы слишком велика.

Тем не менее Свидетели Иеговы говорят о необходимости благодати и веры в Христа для спасения. Они даже называют спасение «даром». Но только благодати и веры, как свидетельствуют публикации Сторожевой Башни, недостаточно. Да и даром в подлинном смысле этого слова спасение в богословии Общества не является. Бывший Свидетель Иеговы Дуэйн Маньяни поясняет:

Говоря о «даре», Сторожевая Башня имеет в виду, что смерть Христа всего лишь смыла грех, унаследованный нами от Адама. Они учат, что без этого искупления люди не могли бы делами проложить себе путь к спасению. Однако «дар» искупительной жертвы Христа доступен каждому желающему, без ограничения. Иными словами, без жертвы Христа человек не имел бы ни единого шанса обрести спасение. Но благодаря служению Христа, тому дару, который снял грех, унаследованный нами от Адама, отныне у человека есть такой шанс633.

Свидетели Иеговы говорят и о «рождении свыше» (Ин.3:35). Но в это выражение они вкладывают иной смысл, нежели евангелические христиане. Они говорят, что рождены свыше только члены класса помазанников. Это рождение свыше дает помазанникам способность жить на небесах как духовным существам. Журнал «Сторожевая башня» объясняет, что «„другим овцам» никакое такое рождение не нужно, поскольку их цель – вечная жизнь в восстановленном земном раю в качестве подданных царства»634.

Таким образом, говоря о спасении, Свидетели Иеговы используют те же понятия, что и евангелические христиане, но вкладывают в них совершенно иной смысл. Это характерная особенность всех культов.

Давайте рассмотрим библейские отрывки, которые Общество Сторожевой Башни приводит в обоснование своих искаженных представлений о спасении.

Рассуждая при помощи Писания

1Тим. 2:5–6 – Искупительная жертва Иисуса

Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» отрывок 1Тим.2:5–6 звучит следующим образом: «Ибо есть один Бог и один посредник между Богом и людьми – человек Христос Иисус, который отдал себя как соответствующий выкуп за всех...»

По словам Общества Сторожевой Башни, Иисуса никак нельзя считать Богом, потому что Он назван посредником «между Богом и людьми». Ведь «по определению посредник – это некто отличный от тех, кто нуждается в посредничестве, поэтому было бы нелогично, если бы Иисус был той же личностью, что и одна из сторон, которые он пытается примирить. Тогда он выдавал бы себя за того, кем он не является»635. Мысль Свидетелей Иеговы понятна: будучи посредником, Христос не может считаться Богом. Как Иисус может быть посредником между Богом и человеком, если Он Сам – Бог?

Что касается «соответствующего выкупа», заплаченного Иисусом, Общество Сторожевой Башни утверждает, что принесенная в жертву человеческая жизнь Иисуса по своей ценности точно соответствовала человеческой жизни, утраченной Адамом. «Своим непослушанием совершенный человек Адам утратил совершенную жизнь в раю на земле для себя и всех своих детей. Иисус Христос отдал Свою собственную совершенную жизнь, чтобы выкупить то, что потерял Адам»636. Таким образом, выкуп Христа в точности соответствовал тому, что утратил Адам.

Иисус, который был не больше и не меньше как совершенным человеком, стал выкупом, точно возместившим то, что потерял Адам, – право на совершенную человеческую жизнь на земле. Поэтому апостол Павел мог с полным основанием назвать Иисуса «последним Адамом», добавив: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут...» (1Кор.15:22, 45). Совершенная человеческая жизнь Иисуса была именно таким «искуплением», которого требовала Божья справедливость. Даже человеческая справедливость требует, чтобы наказание соответствовало совершенному злу637.

Как утверждает Общество Сторожевой Башни, «если бы Иисус был частью Божества, цена выкупа оказалась бы неизмеримо больше, чем того требовал Закон Бога»638. Ведь в Едемском саду согрешил не Бог, а Адам – совершенный человек. Таким образом, выкуп отвечал требованиям совершенной справедливости Бога, лишь если он был точным эквивалентом Адама – совершенного человека: «...когда Бог послал Иисуса на землю в качестве выкупа, он предназначил Иисуса стать именно тем, кто удовлетворит требование справедливости: не воплощением божества, не богочеловеком, а совершенным человеком...»639. Жертвоприношение второго Адама, обладая соответственной ценностью, могло «уравновесить чаши весов справедливости»640.

Библейское учение. Правда ли, что Иисус, будучи посредником между Богом и человеком, не может быть Богом, поскольку «по определению посредник – это некто отличный от тех, кто нуждается в посредничестве...»?641 Никоим образом! Нелепость такого вывода очевидна: ведь если Иисус, как посредник, не может быть Богом, Он не может быть и человеком642.

Спросите:

Если Сторожевая Башня права в том, что «посредник – это некто отличный от тех, кто нуждается в посредничестве...» и Христос не может быть Богом, разве из этого не следует, что Он не может быть и человеком?

Если Христос, будучи человеком, может быть посредником между человеком и Богом, почему Он не может, будучи Богом, быть посредником между Богом и человеком?

Более того, Иисус смог стать посредником между Богом и человеком именно потому, что Он – и Бог, и человек643. Искупление человечества не могло совершиться без соединения божественной и человеческой природы во Христе. Будь Христос-Искупитель только Богом, Он не смог бы умереть, потому что Бог бессмертен. Только став человеком, Христос мог умереть как представитель человечества. Однако Христос – Бог, а потому Его смерть имела бесконечную ценность, достаточную для искупления грехов всех людей. Таким образом, чтобы дать людям спасение, Христос должен был быть и Богом, и человеком (1Тим.2:5).

Здесь прослеживается связь с ветхозаветным учением о родственнике-искупителе. В ветхозаветные времена «родственником-искупителем» называли того, кто хотел выкупить из рабства кого-то, с кем был связан кровными узами. Если какого-нибудь человека продавали в рабство, ближайший кровный родственник должен был его выкупить (Лев.25:47–48).

Иисус стал Родственником-Искупителем для порабощенного грехом человечества. Но для этого Ему нужно было состоять в кровном родстве с человеческой расой. Этим и обусловлена необходимость воплощения. Иисус стал человеком, чтобы искупить людей (Евр.2:14–16). А поскольку Он также был совершенным Богом, Его жертвенная смерть имела бесконечную ценность (Евр.9:11–28).

Роль Христа как посредника тесно связана с Его ролью Спасителя. Изучая Ветхий Завет, мы видим, что спасает один только Бог. В Ис.43:11 Бог утверждает: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (курсив автора). Этот стих чрезвычайно важен, поскольку из него следует, что 1) назвать себя Спасителем значит претендовать на роль Бога и 2) есть только один Спаситель – Бог.

Новый Завет называет Иисуса Христа Спасителем – значит, мы можем с уверенностью сказать, что Он имеет божественную природу. Сразу после рождения Христа пастухам явился ангел и сказал: «...ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь...» (Лк.2:11). В Евангелии от Иоанна мы читаем о выводе, который сделали самаряне: Иисус – «истинно Спаситель мира» (Ин.4:42).

В своем Послании к Титу Павел советует ему ожидать «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа» (Тит.2:13). Внимательное изучение стихов Тит.2:10–13; 3:4; 3:6 этого послания показывает, что выражения «Спаситель наш Бог» и «Спаситель наш Иисус Христос» четырежды употребляются в одном и том же значении. Два факта: что только Бог есть Спаситель (Ис.43:11) и что Иисус есть Спаситель (Лк.2:11), – являются весомым свидетельством в пользу божественности Христа. Воплотившись, Бог-Спаситель стал человеком и смог выполнить роль Посредника между Богом и человеком (поскольку Сам был одновременно и Богом, и человеком).

Спросите:

Очевидно ли для вас, что из двух фактов: только Бог есть Спаситель (Ис.43:11) и Иисус есть Спаситель (Лк.2:11), – можно сделать лишь один вывод: Иисус есть Бог Всемогущий? (Если Свидетель Иеговы возразит, что Иисус – всего лишь «бог крепкий», задайте ему остальные вопросы.)

От чьего лица ведется речь в Ис.43:11? (Свидетель ответит, что от лица Иеговы Бога.)

Значит, Спасителем может быть только Иегова Бог? (Свидетелю придется согласиться.)

Поскольку Новый Завет называет Иисуса Спасителем и поскольку Спасителем может быть только Иегова Бог, не значит ли это, что Иисус и есть Иегова Бог?

«Соответствующий выкуп»?

Давайте разберемся с утверждением Сторожевой Башни о том, что Иисус был «соответствующим выкупом» за Адама, и для начала уясним, о чем говорит греческий текст 1Тим.2:6. В русском переводе этого отрывка сказано, что Иисус «предал Себя для искупления всех» (курсив автора). По-гречески «искупление» будет antilutron. Означает ли это слово «соответствующее [не больше и не меньше] искупление», как утверждает Общество Сторожевой Башни? Никоим образом! Это типичный пример того, как переводчик вкладывает в переводимый текст чересчур конкретный смысл, – Свидетели Иеговы «вчитывают» в это слово больше, чем оно в действительности означает644.

Лексикон Тэйера объясняет смысл слова antilutron следующим образом: «Нечто, отдаваемое в обмен на другое в качестве искупительной цены, выкупа»645. В 1Тим.2:6 слово antilutron использовано, «чтобы подчеркнуть, что Христос пришел и пострадал за всех и ради всех»646. В словаре У. Вайна говорится, что предлог anti «несет в себе заместительное значение и указывает на то, что „выкуп» имеет силу для тех, кто, признавая его таковым, уже не пребывает в смерти, потому что Христос претерпел смерть вместо них»647.

Роберт Боумэн отмечает: «Хотя это слово [antilutron] очень редко используется в греческом языке и в Библии встречается только здесь, его смысл, несомненно, соответствует утверждению Христа в Мк.10:45, что Он пришел отдать Свою жизнь как „выкуп за [lutron anti] многих» (ПНМ). Суть заключенной в обоих отрывках мысли сводится к обыкновенному замещению – Христос занял наше место. Какие-либо указания, что Христос для этого должен был быть „не более» чем совершенным человеком, отсутствуют»648. Таким образом, греческий текст дает нам веские аргументы против предлагаемого Сторожевой Башней истолкования 1Тим.2:6.

Спросите:

Известно ли вам, что греческое слово «выкуп», как считают знатоки греческого языка, подразумевает обыкновенную замену и не предполагает абсолютного равенства («не больше и не меньше»)?

Стоит упомянуть и о другом наблюдении Боумэна: Свидетели Иеговы не могут «объяснить, зачем Богу вообще понадобилось посылать на землю Своего Сына. Если нужен был всего лишь совершенный человек, Бог мог попросту создать его „заново""649. Укажите Свидетелю Иеговы на это обстоятельство и попросите его прокомментировать. Ответ обещает быть интересным!

Деян.16:30–32 – Верить в Господа Иисуса

Учение Сторожевой Башни. Текст Деян.16:30–32 в «Переводе нового мира» звучит так: «И, выведя их [Павла и Силу] наружу, [тюремщик] сказал: „Господа мои, что мне делать, чтобы спастись?» Они сказали: „Верь в Господа Иисуса, и спасешься ты и твои домашние». И говорили слово Иеговы ему и всем, кто был в его доме».

Свидетели Иеговы признают, что вера необходима для спасения, но всегда добавляют к этой вере дела. Книга Reasoning from the Scriptures так комментирует приведенный выше отрывок: «Если тот человек [тюремщик] и его домочадцы по-настоящему уверовали, разве не стали бы они поступать в согласии со своей верой? Конечно, да»650. Иными словами, дела играют главную роль.

В книге Make Sure of All Things мы читаем, что «вера должна проявляться в соответствующих делах»651. В публикациях Сторожевой Башни очень четко объясняется, что спастись по-настоящему можно, лишь будучи активным Свидетелем Иеговы и верно следуя всем правилам и указаниям Общества652.

Библейское учение. Обсуждая этот отрывок со Свидетелем Иеговы, укажите на то, что он представляет собой веский аргумент в пользу божественности Христа. Когда тюремщик спросил Павла и Силу, как спастись, они ответили: «...веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31). После этого, как сообщает нам Лука, тюремщик «возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога [Theos]» (Деян.16:34). Вера во Христа и вера в Бога в этом отрывке – одно и то же.

Спросите:

Какой вывод мы можем сделать о природе Христа, если вера в Него (Деян.16:31) и вера в Бога (Деян.16:34) тождественны?

Перейдем к следующему вопросу: достаточно ли для спасения веры во Христа? Должны ли мы сочетать веру с добрыми делами? В Новом Завете почти 200 раз говорится, что спасение дается только по вере – без каких-либо дел. Деян.16:31 – лишь один из многих стихов, которые утверждают, что для спасения мы должны верить в Господа Иисуса. Взгляните:

"Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:15, курсив автора).

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24, курсив автора).

Иисус говорит: «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25, курсив автора).

«Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин.12:46, курсив автора).

«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31, курсив автора). Спасение явно достигается верой во Христа!

Непосредственное отношение к вере во Христа имеет и вопрос о соотношении благодати и дел. Взгляните:

«Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8–9).

«...Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости...» (Тит.3:5).

«...Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть...» (Рим.3:20).

«...Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16).

Читая отрывки, в которых идет речь о спасении благодатью через веру, мы коснулись лишь вершины айсберга. Достаточно сказать, что сама суть Нового Завета противоречит тому ориентированному на дела толкованию Деян.16:30–32 и других подобных отрывков, которое предлагает Сторожевая Башня.

Прочтите Свидетелю Иеговы все упомянутые выше стихи, а затем

Спросите:

Похоже ли спасение, описанное в этих стихах, на то спасение, которое описано в публикациях Сторожевой Башни, или вы видите какие-то различия?

Рим.10:13 – Призывать имя Яхве

Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» текст Рим.10:13 звучит следующим образом: «Каждый призывающий имя Иеговы спасется». Цитируя этот отрывок (и другие подобные ему), Свидетели Иеговы говорят, что надлежащее использование «правильного» имени – Иегова – абсолютно необходимо для спасения653. Как мы уже отмечали, многие пришли в этот культ именно под влиянием такого довода.

Общество Сторожевой Башни часто говорит, что у людей осталось очень мало времени, чтобы призвать Иегову ради спасения, поскольку Армагеддон уже близок. В изданной Сторожевой Башни книге Man’s Salvation Out of World Distress At Hand! говорится:

Поскольку с 1914 года мы живем во «время конца» этой мирской системы вещей, оставшееся время, в течение которого можно снискать благосклонность Иеговы, очень коротко. Поэтому ныне и есть то благоприятное время, когда мы должны искать его. Человеку не нужно далеко заходить в этих поисках, чтобы найти его. Он рядом, в пределах досягаемости для тех, кто искренне ищет его. Поэтому ныне – это также и время призывать его. Он не за пределами слышимости. Ныне, до наступления «великого и страшного дня Иеговы», – то время, к которому относятся обнадеживающие слова: «И будет так, что каждый призывающий имя Иеговы спасется»654.

Библейское учение. «Перевод нового мира» откровенно искажает смысл текста Рим.10:13. В оригинальном греческом тексте имени «Иегова» нет. Его вставили сюда переводчики Общества Сторожевой Башни. Правильно же этот стих звучит так: «Всякий, кто призовет имя Господне [Kurios], спасется» (курсив автора). А из более широкого контекста (Рим.10:9–13) видно, что слово «Господь» относится к Иисусу Христу (см. стих 9, в котором Иисус однозначно назван «Господом»)655.

Спросите:

Известно ли вам, что слова «Иегова» нет ни в одной греческой рукописи Нового Завета и что в текст Рим.10:13 и других стихов оно было вставлено Обществом Сторожевой Башни?

Известно ли вам, что во всех греческих рукописях в тексте Рим.10:13 использовано слово Kurios, означающее «Господь»?

Известно ли вам, что слово «Господь», как показывает более широкий контекст этого стиха (Рим.10:9–13), относится к Иисусу, и что в 9-м стихе Он прямо назван «Господом»?

Рим.10:13 – это цитата из Книги пророка Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне [Яхве], спасется» (Ил.2:32). Но это не может оправдать использование слова «Яхве» (или Иегова) в Рим.10:13. Как уже было сказано, в греческих рукописях стоит слово Kurios («Господь»). Таким образом, перевод Сторожевой Башни безоснователен.

Тем не менее слова Иоиля очень важны: сколько бы ни отрицали Свидетели Иеговы этот факт, в 10-й главе Послания к римлянам апостол Павел пишет, что слова пророка («...кто призовет имя Господне [Яхве]...») исполняются, когда люди призывают имя Иисуса Христа. Для Павла «призывать Яхве» и «призывать Иисуса Христа» – одно и то же. Это явное свидетельство того, что Христос и есть Яхве.

Те же слова Иоиля процитировал и апостол Петр в день Пятидесятницы: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21). Прочитав с 22-го по 36-й стих, вы убедитесь, что «Господь», о котором говорит Петр, – Сам Иисус Христос. (Именно Он был «засвидетельствован от Бога чудесными знамениями», пригвожден ко кресту, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и воссел одесную Отца.)

Комментируя Деян.2:21, богослов Роберт Реймонд говорит: «Трудно избежать вывода, что [Петр] убеждал [толпу] воспользоваться средством, которое сам Иоиль предписал в своем пророчестве: „И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21). Но это в свою очередь означает, что в глазах Петра Иисус был тем самым Господом из Ил.2:32 (см. Рим.10:9–13), а это в свою очередь означает, что Иисус был тем самым Яхве, который говорил устами Иоиля»656.

Помня об этом, вы можете попросить Свидетеля Иеговы прочесть вслух Ил.2:3 и Деян.2:21, а затем

Спросите:

Кто такой «Господь» в Ил.2:32? (Он ответит: «Иегова».)

«Господь» в Деян.2:21 пригвожден ко кресту, воскрешен из мертвых и вознесся на небо – кто же в таком случае назван «Господом» в этом стихе? (Несомненно, Иисус.)

В Деян.2:21 Петр, по сути, утверждает, что слова Иоиля исполнились в Иисусе Христе, – что этот факт говорит нам об истинной природе Иисуса?

«Сторожевая башня» за 1 февраля 1980 г. на странице 61 сообщала читателям, что в Рим.10:13 речь идет об Иегове. Однако в «Сторожевой башне» за 1 мая 1978 г. на странице 12 было сказано, что этот стих относится к Иисусу Христу. Если организация Сторожевой Башни в наши дни является Божьим пророком и «каналом истины», нельзя не удивиться тому, как Божий пророк меняет на 180 градусов свое понимание столь важного библейского стиха.

Спросите:

Если Общество Сторожевой Башни выступает в роли Божьего пророка и «канала истины» и распространяет эту истину через журнал «Сторожевая башня», почему же в одном номере журнала (за 1980 год) говорится, что в Рим.10:13 речь идет об Иегове, а в другом номере (за 1978 год) сказано, что Павел писал об Иисусе Христе?

Ин. 3:5 – «Родиться свыше»

Учение Сторожевой Башни. Текст Ин.3:5–6 в «Переводе нового мира» звучит так: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и духа, не сможет войти в царство Бога. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух».

Публикации Сторожевой Башни утверждают, что «рождение свыше» дает человеку возможность стать «сыном Бога» с дальнейшей перспективой войти в Царство Божие. «О рождении свыше Иисус сказал, что оно необходимо, чтобы войти в Царство Божие, то есть стать частью Божьего Царства, его небесного правительства»657. Иисус был рожден свыше, и 144 000 человек, принадлежащих к классу помазанников, также родились свыше и разделяют с Ним духовное существование на небесах658.

Смертные человеческие существа не способны на такое духовное существование. Ведь Павел говорит, что «плоть и кровь не могут наследовать царства Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:50, ПНМ). В Ин.3:6 ясно сказано, что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух»659. Только рожденные от духа («рожденные свыше»), могут обрести духовную жизнь на небесах. Рожденные от плоти могут жить только на земле.

Это не значит, что спастись могут только рожденные свыше. «Великое множество» Свидетелей Иеговы надеется на вечную жизнь на райской земле (Откр.7:9). Эти люди не рождены свыше, но они все же имеют спасение и пользуются благосклонностью Иеговы.

Каковы же взаимоотношения между этим земным классом и классом помазанников на небесах? Класс помазанников (рожденных свыше) будет править живущими на земле (не рожденными свыше)660. Рождение свыше явно имеет свои преимущества!

Библейское учение. Писание ясно говорит, что возможность родиться свыше есть не только у 144 000 членов так называемого класса помазанников, но и у каждого, кто верит в Иисуса Христа. Например, в 1Ин.5:1 мы читаем: "Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден...» (курсив автора). Никаких исключений. Всякий и каждый, кто верует в Иисуса Христа, «рожден свыше»661.

Это вполне согласуется с тем, что Иисус сказал о «рождении свыше» в беседе с Никодимом (Ин.3:1–21). Упомянув о необходимости родиться свыше (Ин.3:3, 7), Иисус продолжил: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16, курсив автора). В Ин.1:12–13 читаем о том же: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (курсив автора).

Спросите:

Почему всякий раз, когда речь заходит о рождении свыше, Новый Завет утверждает, что все верующие в Иисуса могут родиться свыше, и нигде не упоминает, что такая возможность предоставлена лишь 144 000 человек? (Если ваш собеседник не согласится, попросите его показать хотя бы один стих, который предоставляет эту привилегию только 144 000.)

Словосочетание «рождение свыше» описывает действие Бога, посредством которого Он сообщает вечную жизнь тому (каждому!), кто верит во Христа (Тит.3:5). Таким образом, рождение свыше вводит человека в вечную семью Бога (1Пет.1:23) и дает ему способность и желание угождать Отцу (2Кор.5:17).

Это совпадает с тем, что сказано в Ин.3:6: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Под «плотью» подразумевается не только физическое тело человека, но и его греховная природа; иначе говоря, «плоть» – это сам человек, каким он рождается в падшем мире и живет вне Божьей благодати. «Плоть может воспроизвести себя только в виде плоти и не может угодить Богу (см. Рим.8:8). „По роду своему» – главный принцип воспроизводства. Поэтому Дух, напротив, рождает дух – жизнь, рожденную, вскормленную и доведенную до зрелости Духом Бога»662. Падший человек может получить вечную жизнь от Бога, и эта возможность открыта для всех, кто верит в Христа.

В Никодиме мы видим фарисея, который, вероятно, надеялся, что принадлежность к роду Авраама откроет ему вход в мессианское царство. Евреи считали, что они занимают исключительно привилегированное положение перед Богом благодаря своему кровному родству с Авраамом. Но Христос развеял их мечты. Дж. Дуайт Пентекост говорит: «Родители могут передать детям лишь ту природу, которую имеют сами. Поскольку природа обоих родителей вследствие греха Адама греховна, каждый из них передает своему ребенку греховную природу. Греховное не может войти в Царство Божие (ст. 5)»663. Единственный способ войти в Царство Божие – духовно возродиться, и именно об этом говорил Иисус в беседе с Никодимом.

А как быть с утверждением Сторожевой Башни, что и Сам Иисус был рожден свыше? Эта мысль столь же нелепа, сколь несостоятельна. Воплотившись, Иисус (вечный Бог) облекся в человеческую природу (Лк.1:35; 1Тим.3:16; Евр.2:14; 1Ин.4:2–3). Будучи человеком, Он рос и развивался обычным образом, за исключением двух важнейших аспектов: 1) Он всегда исполнял волю Бога и 2) ни разу не согрешил. Как говорится в Евр.4:15, во Христе «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (курсив автора). Действительно, по Своей природе Христос был «свят», «непричастен злу» и «непорочен» (Евр.7:26).

В свете всего сказанного и с учетом того, что Христос – совершенный Бог (Ин.1:1; 8:58; 20:28), Он не нуждался в рождении свыше. Иисус пришел, чтобы дать искупление (1Тим.2:5–6), Сам же – как Искупитель – не нуждался в искуплении. Тому, Кто имеет жизнь в Самом Себе (Ин.5:26), нет нужды получать эту жизнь от кого-то другого.

Спросите:

Можете ли вы показать хотя бы один стих в Писании, где говорится, что Иисус был рожден свыше?

Флп.2:12 – Совершать свое спасение

Учение Сторожевой Башни. Текст Фил.2:12 в «Переводе нового мира» звучит следующим образом: «Поэтому, возлюбленные мои, как вы всегда повиновались – не только в присутствии моем, но еще с большей готовностью сейчас, в мое отсутствие, – так и дальше со страхом и трепетом добивайтесь своего спасения...». Книга Reasoning from the Scriptures комментирует этот стих так: «[Послание к Филиппийцам], как сказано в Фил.1:1, было адресовано „святым» в Филиппах. Павел призывал их не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано»664.

Как поясняет книга Let God Be True, прежде чем члены «Христова тела» смогут получить свое небесное наследство, «они должны все более и более отдаляться от этого мира для святого служения Иегове Богу и доказывать свою надежность, сохраняя преданность до самой смерти»665. Обратите внимание, что в публикациях Сторожевой Башни нет ни слова об уверенности в спасении.

Все Свидетели Иеговы должны прилежно изучать Слово Божие (и публикации Сторожевой Башни), применять все изученное в повседневной жизни и всегда искать руководства Божьего святого духа. Они должны быть святы, как Бог свят. Они должны быть полностью преданы Богу и Его праведности. Вот почему Свидетелей Иеговы призывают «добиваться» своего спасения со страхом и трепетом666.

Воспоминания Лорри Мак-Грегор, бывшей Свидетельницы Иеговы, весьма показательны: «[Достижение спасения], как мне сказали, заключается в том, чтобы „проповедовать благую весть о царстве Бога» путем продажи их публикаций по домам, посещать пять собраний в неделю и выполнять ряд других требований»667. Спасение в богословии Сторожевой Башни от начала и до конца ориентировано на дела.

Библейское учение. Что означают слова «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» в Фил.2:12? Действительно ли Павел убеждал своих читателей «не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано»668? Ни в коем случае! На самом деле этот стих не имеет никакого отношения к уверенности отдельных верующих в своем окончательном спасении.

Важно учитывать ситуацию, которая сложилась в филиппийской церкви. Эта община страдала от влияния 1) амбициозных и склонных к соперничеству людей (Фил.2:3–4; 4:2), 2) иудействующих (утверждавших, что для спасения необходимо обрезание, Фил.3:1–3), 3) перфекционистов (полагавших, что безгрешного совершенства можно достичь еще в этой жизни, Фил.3:12–14) и 4) «безнравственных беззаконников» (людей, которые жили излишне вольготной жизнью, игнорируя или нарушая закон Божий, Фил.3:18–19)669. Из-за всех этих проблем филиппийская церковь как единое целое нуждалась в «спасении» (имеется в виду спасение в сиюминутном, практическом смысле, а не вечное спасение)670.

Очень важно понять, что в данном контексте речь идет о «спасении» общины верующих в Филиппах, а не отдельных людей. Здесь говорится о совместном спасении. Апостол Павел призывал филиппийцев «совершать [постоянно] освобождение церкви, пока она не достигнет христианской зрелости»671.

«Слово „совершать» (греч. katergazomai) – это сложный глагол, указывающий на достижение цели или завершение. Павел призывал филиппийцев решить все церковные проблемы, и тем самым привести их совместное „спасение», или освобождение, в состояние полной завершенности. Он не мог позволить, чтобы сложившаяся ситуация оставалась неизменной; проблемы нужно было решать. Филиппийцы должны были „довести все до конца«"672.

Слово «свое» в греческом тексте звучит очень выразительно. Как отмечает X.К.Дж.Моул, «Апостол, по сути дела, умоляет их „научиться ходить самостоятельно» и не слишком сильно надеяться на его присутствие и личное влияние. „Не превращайте меня в поверенного для исполнения духовных обязанностей, которые должны быть вашими»"673. Подобный призыв был тем более необходим, что апостола Павла в тот момент не было в Филиппах (Фил.2:12).

Филиппийцы должны были исполнять данное им поручение «со страхом и трепетом». Это вовсе не значит, что Павел хотел, чтобы они делали свое дело из страха. Словосочетание «со страхом и трепетом» – это идиома, указывающая на глубокое почитание Бога и смиренномудрие. (Вспомните: многие филиппийцы были горды и проявляли не много почтения к Богу.) Смирение и почитание Бога помогли бы им преодолеть трудности, возникшие в церкви (см. 1Кор.2:3; 2Кор.7:15; Еф.6:5).

Спросите:

Очевидно ли вам, что в свете истории и контекста смысл сказанного в Фил.2:12 вполне понятен, и речь идет о совместном спасении филиппийской церкви – церкви с конкретными проблемами, которые, по мнению Павла, она сама должна была решать?

Важно и то, что в других своих посланиях апостол Павел ясно излагает учение, которое богословы называют «вечной безопасностью». Например, в своем Послании к римлянам Павел писал: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29–30). Здесь мы видим непрерывную последовательность, связывающую предопределение с прославлением. Время, в котором стоит греческий глагол «прославил», указывает, что уготованное для нас в будущем прославление настолько несомненно, что о нем можно говорить как об уже свершившемся факте!

Прочитав вслух Рим.8:29–30,

Спросите:

Видите ли вы в этих стихах непрерывную последовательность, связывающую предопределение и прославление?

Как вы это понимаете?

Еще одно указание Павла на вечную безопасность мы находим в Послании к Еф.4:30, где сказано, что верующие «запечатлены» Святым Духом в день искупления. Печать означает принадлежность и безопасность. «Присутствие Святого Духа, печать, является для верующего гарантией надежности его спасения»674. Таким образом, верующий имеет уверенность, что он вечно пребудет с Богом на небесах.

Спросите:

Как вы думаете, что значит быть «запечатленным» Святым Духом в день искупления?

Подводя итог нашему разговору о Фил.2:12, следует сказать, что Общество Сторожевой Башни заблуждается, истолковывая слова Павла как призыв «не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано»675. Подобное толкование противоречит не только остальному тексту Послания к филиппийцам, но и всему Писанию в целом (Пс.36:24; 137:7–8; Ин.5:24; 6:37–40; 10:27–30; 17:8–11; Рим.5:1–5; 1Кор.1:8–9; 2Кор.1:21–22; Еф.1:4–5; Фил.1:6; 1Фес.5:24; 2Тим.1:12; 4:18; 1Пет.1:3–5; 5:10; 1Ин.2:1–2; 5:10–18; Иуд.1). Возможно, стоит уделить некоторое время тому, чтобы рассмотреть со Свидетелем Иеговы некоторые из этих отрывков.

* * *

618

Draper's Book of Quotations for the Christian World (Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, 1992), p. 205.

619

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 132. См. также: Сторожевая башня. 1992. 15 января. С. 19.

620

Сторожевая башня. 1981. 15 ноября. [На англ. яз.]. С. 21, вставка автора.

621

Сторожевая башня. 1981. 1 декабря. [На англ. яз.]. С. 27, вставка автора.

622

Сторожевая башня. 1998. 15 августа. С. 19.

623

Сторожевая башня. 1947. 1 апреля. [На англ. яз.]. С. 204.

624

Сторожевая башня. 1998. 1 октября. С. 31.

625

Сторожевая башня. 1962. 15 марта. [На англ. яз.]. С. 179.

626

Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 7.

627

Сторожевая башня. 1979. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 20. См. также: Сторожевая башня. 1980. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 13.

628

Сторожевая башня. 1983. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 12–13.

629

Там же.

630

Life EverlastingIn the Freedom of the Sons of God (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1966), p. 398.

631

См.: Сторожевая башня. 1991. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 18; 1999. 1 октября. С. 19; 2000. 15 октября. С. 19.

632

Сторожевая башня. 2000. 15 марта. С. 4.

633

Duane Magnani. The Watchtower Files: Dialogue with a Jehovah's Witness (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1985), p. 232.

634

Сторожевая башня. 1986. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 14.

635

Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 16.

636

Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 62.

637

Следует ли верить в Троицу? С. 15. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 12–13; 1999. 15 февраля. С. 14; 2000. 15 марта. С. 4; 2001. 15 ноября. С. 6.

638

Там же.

639

Там же.

640

Сторожевая башня. 1997. 1 февраля. С. 11.

641

Следует ли верить в Троицу? С. 16.

642

Robert М. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 73.

643

Там же.

644

Там же. С. 77.

645

J. Н. Thayer. A Greek English Lexicon of the New Testament (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963), p. 50.

646

Spiros Zodhiates. The Complete Word Study Dictionary (Chattanooga, TN: AMG Publishers, 1992), p. 193.

647

Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W. E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 506.

648

Robert M. Bowman. Why You Should, Believe in the Trinity. C. 77.

649

Там же.

650

Reasoning from the Scriptures. С. 359, курсив автора.

651

Make Sure of All Things (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1953), p. 438.

652

Сторожевая башня. 1983. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 12–13.

653

Reasoning from the Scriptures. С. 149. См. также: Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 6.

654

Man s Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. Ill, курсив ориг.

655

Robert M. Bowman. Understanding Jehovah’s Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), pp. 120–121; Why You Should Believe in the Trinity. C. 108.

656

Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 230, курсив ориг.

657

Reasoning from the Scriptures. C. 80.

658

Сторожевая башня. 1998. 15 февраля. С. 13.

659

Reasoning from the Scriptures. C. 17. См. также: Сторожевая башня. 2000. 15 июля. С. 19.

660

Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 14.

661

David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 74.

662

The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles F. Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), p. 1078.

663

J. Dwight Pentecost. The Words and Works of Jesus Christ (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982), p. 125.

664

Reasoning from the Scriptures. C. 358. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 октября. С. 6.

665

Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 200; Reasoning from the Scriptures. C. 301.

666

Там же. С. 302.

667

Lorri MacGregor. Coping with the Cults (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1992), pp. 19–20.

668

Reasoning from the Scriptures. C. 358.

669

The Ryrie Study Bible (Chicago: Moody Press, 1986), p. 1622.

670

Есть и другое, даже более распространенное толкование этого стиха. Суть его в том, что Павел пишет о личном спасении верующих, но призывает их не достигать спасения (как ошибочно полагают Свидетели), а доводить его до совершенства в своей жизни, то есть учиться жить в согласии с данной от Бога благодатью. Кроме того, многие толкователи расценивают слово «свое» как напоминание чи­тателям о необходимости прежде всего заботиться о собственном духовном благо­получии, а уж потом – о духовном благополучии окружающих. Этот совет был особенно уместен ввиду проблем, существовавших в филиппийской церкви. – Примеч. науч. ред.

671

The Wycliffe Bible Commentary. C. 1325.

672

The NIV Study Bible, ed. Kenneth Barker (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1985), p. 1806.

673

H. C. G. Moule. Philippians (Grand Rapids: Kregel Publications, 1977), p. 72, курсив ориг.

674

The Ryrie Study Bible. C. 1614.

675

Reasoning from the Scriptures. C. 358.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle