свящ. Николай Дубинин

Источник

Приложение 3. «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?»

В этом приложении мы поместили работы бывшего «Свидетеля Иеговы» – Игоря Скерцо, который на основании Священного Писания доказывает, что Иисус Христос – это Бог, Который в Ветхом Завете назван именем Яхве, как и Отец.

Писатели Библии несколько раз называют Иисуса Богом. Необходимо определить, кем является Иисус Христос: истинным Богом или вторым малым богом. Сам Иегова говорит о Себе как о единственном и несравненном Боге, с Которым не может сравниться ни одно сотворенное Им существо.

«Нет подобного Богу Израилеву» (Втор.33:26); «По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя» (2Цар.7:22); «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом» (Иер.10:6); «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит

Святый» (Ис.40:25); «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному...» (Ис.42:8); «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» (Ис.46:5); «вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис.46:9).

Ни одно создание не может претендовать на полное подобие Богу. Это означает, что если Иисус обладает всеми свойствами Иеговы, то Он и есть Иегова, а если нет, то тогда Он не Бог, и только Его Отец есть Бог. Как мы видим далее, на самом деле Иисус полностью идентичен Иегове.


Иисус Бог
Пророчества Пророчества
«глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3:3). «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу [hwhy – «Яхве»], прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3).
«И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21, см. стих 36); «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13, см. стих 9). «И будет: всякий, кто призовет имя Господне [hwhy – Яхве], спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение...» (Иоил.2:32).
«дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2:10). «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено» (Ис.45:23).
«Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего [Иоанна Крестителя] пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою [Иисусом]» (Мф.11:10). «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1).
«и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:15); «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам» (Мф.27:3). «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь [hwhy Яхве]: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.11:12,13).
«Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1Пет.2:7,8). «Господа [hwhy Яхве] Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» (Ис.8:13,14).
«ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному» (1Пет.2:3,4). «Вкусите, и увидите, как благ [Господь [hwhy Яхве]!» (Пс.34:8 (33:9)).
«но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19:34); «Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.» (Ин.19:37); «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр.1:7). «И посмотрят они на Меня Которого они пронзили, и очень опечалятся. Они станут скорбеть и рыдать, как рыдают о смерти первенца сына» (Зах.12:10),
«и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое» (Деян.9:14); «Славьте Господа [hwhy Яхве]; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его» (Пс.104:1);
«И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие?» (Деян.9:21); «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1Кор.1:2). «Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое» (Ис.41:25); «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа [hwhy Яхве] и служили Ему единодушно» (Соф.3:9).
«Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое (Иисуса) перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян.9:15). «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» (Пс.22:22 (21:23)); «дабы возвещали на Сионе имя Господне [hwhy Яхве] и хвалу Его – в Иерусалиме» (Пс.102:21 (101:22)).
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф.25:31). «Ибо созиждет Господь [hwhy Яхве] Сион и явится во славе Своей» (Пс.102:16 (101:17)).
«Все мы предстанем на суд Христов» (Римлянам 14:10); «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор.5:10); «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22); «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоил.3:12); «Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их; и узнают, что Я Господь [hwhy Яхве]» (Иез.7:27);
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2Тим.4:1). «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог [hwhy ynda]» (Иез.18:30).
«Христос искупил нас от клятвы закона» (Гал.3:13); «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22);
«Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14). «Я дам им знак и соберу их, потому что Я искупил их; они будут так же многочисленны, как прежде» (Зах.10:8).
«в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» (1Фес.3:13). «и придет Господь [hwhy Яхве] Бог мой и все святые с Ним» (Зах.14:5).
«Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался» (Деян.2:25). «Всегда видел я пред собою Господа [hwhy], ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс.16:8(15:8)).
Качества Качества
«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки – Тот же» (Евр.13:8); «Ибо Я – Господь [hwhy], Я не изменяюсь» (Мал.3:6); «Боже, Царь мой! Ты – тот же» (Пс.44:4 (43:5)); «от начала дней Я Тот же» (Ис.43:13).
«а Господь один и тот же» (1Кор.12:5).
«но все и во всем Христос» (Кол.З:11). «да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28)
«Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф.4:10). «Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь [hwhy]» (Иер.23:24).
Титулы Титулы
«И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний» (Откр.1:17); «Я – Господь [hwhy] первый, и в последних – Я тот же» (Ис.41:4);
«И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний Который был мертв, и се, жив» (Откр.2:8); «Так говорит Господь [hwhy], Царь Израиля, и Искупитель его, Господь [hwhy] Саваоф: Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6);
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22:13). «Я есмь Альфа и Омега начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8).
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). «А Господь [hwhy] Бог есть истина» (Иер.10:10).
«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий [rwbg], Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). «Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу [1а] сильному [rwbg]» (Ис.10:21);
«Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже [1а] великий, сильный [rwbg], Которому имя Господь [hwhy] Саваоф!» (Иер.32:18).
«Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр.17:14); «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:15,16).
«Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». ...На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:13,16).
«которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр.5:12). «тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи hmwn приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:10,11).
«Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный начало создания Божия» (Откр.3:14). «Они сказали Иеремии: Господь [hwhy] да будет между нами свидетелем верным и истинным (Иер.42:5).
«Я есмь пастырь [poimhn] добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:11); «Господь [hwhy] – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс.23:1 (22:1));
«Я есмь пастырь [poimhn] добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин.10:14); «и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16). «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис.40:11).
«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа...» (2Пет.2:20); «Я, Я Господь [hwhy], и нет Спасителя кроме Меня» (Ис.43:11);
«Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20); «открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2Тим.1:10); «а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога» (Тит.1:3);
«ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). «не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит.2:10);
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога» (Тит.3:4).
«ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42). «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10).
Действия Действия
«И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, КЭ.К риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:10–12). «Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.102:24–27(101:25–28)).
«Я есмь испытующий сердца и внутренности]; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр.2:23). «Я, Господь [hwhy], проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17:10);
«Но, Господи [hwhy] Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы» (Иер.11:20).
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах» (Откр.22:16). «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр.22:6).
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38). «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего» (Пс.79:9 (78:9)).
«и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян.7:59). «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).
«ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27); «и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его» (Пс.62:12 (61:13)); «Ибо и их поработят многочисленные народы и цари великие; и Я воздам им по их поступкам и по делам рук их» (Иер.25:14);
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12). «...от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:5,6).
«И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк.6:19); «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Деян.28:27; Ис.6:10).
«Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал» (Деян.9:34).
«а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14) «И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр.21:6)
«Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3:16);
«Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас [еп umin]?» (2Кор.13:5); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19);
«А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8:10). «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16).

«Информативность» Сторожевой Башни

Благодаря работе Игоря Скерцо «Разоблачение «Свидетелей Иеговы» можно взглянуть на качество информации, а правильнее сказать, дезинформации, которая находится на страницах сектантской литературы:

Иустин Философ.

В «Сторожевой Башне» от 15 марта 1992 г. Иустин показывается как христианин, достойный подражания, сохранивший верные позиции учений в период уже начавшегося «отступления» всей Церкви от истинной веры. Иустин получил классическое языческое образование и начал свой духовный путь через философию. Он обращался в разные философские школы, не останавливался и искал настоящую истину. Но как пишет «Сторожевая Башня»: «Поиски Иустином истины через контакты с философами были напрасными».

В христианство Иустин обратился после встречи на берегу моря с неким старцем, который убедил его исследовать Священные Писания, содержащие поистине высшую мудрость. Но нас интересует, как «Сторожевая Башня» «оценивает» учения Иустина. Создается устойчивое впечатление, что те, кто писал эту «статью» в Сторожевой Башне, даже и не читали произведения Иустина:

две «Апологии» и «Разговор с Трифоном иудеем».

В этой «статье» Сторожевой Башни делаются такие утверждения:

«Он также ценил верные учения Еврейских Писаний».

«В своей Первой апологии он старался рассеять густую тьму языческой философии при помощи света из Писаний. Он заявлял, что мудрость философов является лживой и пустой в противоположность мощным словам и делам Христа»

«За отказ поклоняться языческим богам христиан второго века считали атеистами. «Мы не являемся атеистами, – возражал Иустин, – но поклоняемся Создателю вселенной... Тем, кто учил нас этому, является Иисус Христос... Он – Сын истинного Бога».

«С многочисленными ссылками на Христианские Греческие Писания Иустин выражает свою веру в воскресение, христианскую нравственность, крещение, библейские пророчества (особенно касающиеся Христа) и учения Иисуса».

«Литературному стилю Иустина, возможно, недостает блеска и такта других ученых его дней, но его рвение к истине и праведности было, несомненно, подлинным».

«...его работы ценятся за их историческое содержание и многие ссылки на Писания. Они помогают понять жизнь и переживания тех, кто исповедовал христианство во втором веке». «Его отказ от языческой религии и философии ради точного познания Слова Бога напоминает нам, как в Афинах апостол Павел смело говорил философам-эпикурейцам и стоикам об истинном Боге и воскресшем Иисусе Христе».

«Таким образом, Иустин искал истину и отвергал греческую философию. Как апологет он защищал учения и дела исповедующих христианство. И за исповедование христианства он сам претерпел мученическую смерть. Особенно заслуживают внимания признательность Иустина за истину и его смелое свидетельствование перед лицом преследования, так как эти качества можно найти в жизни истинных последователей Иисуса сегодня».

Характер этих цитат совершенно понятен, и для «Свидетелей Иеговы» Иустин начинает представляться как истинный христианин с верными учениями. Но на самом деле эта статья вводит в заблуждение читателей, доверяющих Сторожевой Башне. Создается ложное впечатление, что во II веке были христиане, соответствующие учениям «Свидетелей Иеговы». В действительности учения Иустина в корне отличаются от учений Сторожевой Башни и, напротив, по сути практически полностью соответствуют традиционной Церкви.

Итак, Иустин Мученик учил: У Бога нет личного имени: «никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие» (Апология первая, 61).

Иисус Христос: «есть Бог сильный и достопоклоняемый» (Разговор с Трифоном иудеем, 76).

Явленный Иегова Ветхого Завета – это Иисус, а не Отец. «Ибо я доказал, что Иисус являлся Моисею» (Разговор с Трифоном иудеем, 113).

Дух Святой почитается наравне с Отцом и Сыном: «равно и Духа пророческого чтим и поклоняемся» (Апология первая, 6).

Евхаристия совершается не только символически: «Ибо мы принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение чрез молитву слова Его, и от которой чрез уподобление получает питание ваша кровь и плоть, есть – как мы научены – плоть и кровь того воплотившегося Иисуса» (Апология первая, 66).

Верил в вечное наказание грешников: «а других пошлет в вечное мучение огнем»(Разговор с Трифоном иудеем, 117).

Поэтому довольно подозрительно, что «Сторожевая Башня» сознательно обходит непосредственные учения Иустина. Объективность, знание церковной истории, патрологии и исследовательские способности Сторожевой Башни оставляют желать лучшего. Мы соглашаемся, что Иустин учил истинным догматам (по крайней мере, в основном). Только его истина, отображающая христианское учение того времени, ничего общего со Свидетелями Иеговы не имеет.

Кто такой был Феофил Антиохийский?

В «Сторожевой Башне» от 15 марта 1996 года (стр. 28–30) есть статья о жизни и учении Феофила Антиохийского – епископа сирийского собрания в Антиохии, где впервые ученики получили имя христиан (Деян.11:26). Феофил Антиохийский является одним из самых известных апологетов П-го века. Он умер в 182 году н.э.

Как ни странно, в целом «Сторожевая Башня» положительно пишет о нем, совершенно не упоминая тех его учений, которые противоречат Свидетелям Иеговы. «Феофил записал немало устных бесед и опровержений ереси» (стр. 29). Такое высказывание «Свидетелей Иеговы» подразумевает, что Феофил придерживался истинного учения, так как противостоял лжеучениям того времени.

«Послание к Авто лику» – одно из значительных произведений Феофила и единственное дошедшее до нас, где он дает ответ язычнику Автолику, это «...апология, в которой Феофил защищает христианскую веру.» (стр. 30). «Сторожевая Башня» пишет: «Феофил раскрывает ошибочность идолопоклонства. В своеобразной манере изложения он горячо и убедительно, хотя и многословно, старается выразить суть личности истинного Бога» (стр. 29).

В «Сторожевой Башне» дается несколько цитат из этого произведения Феофила, но точные ссылки на главы не даются, что для большинства людей делает недоступным сразу проверить контекст. Свидетелям Иеговы лишь нужно, чтобы слова Феофила были согласованы с их собственным учением, они аккуратно используют выборочные цитаты. Тогда как в общем контексте Феофил пишет такие вещи, которые совершенно неприемлемы для «Свидетелей Иеговы». Истинный исследователь не может этого не заметить.

«Сторожевая Башня» цитирует из «Послания к Автолику», книга 1, абз. 4 (перевод, видимо, с английского), где говорится о Боге как едином Творце вселенной: «И он есть Господь, потому что правит вселенной, Отец, потому что есть прежде всего...» Но несколько дальше Феофил также пишет:

«Как душа в человеке невидима и незрима для людей, познается

же чрез движение тела...» (абз. 5); «Бог, Который чрез Слово и премудрость врачует и животворит. Бог словом Своим и Премудростию сотворил все; ибо «Словом Его небеса утвердились и Духом Его вся сила их» (Пс.32:6).» (абз. 7).

Эти отрывки не согласуются с учением «Свидетелей Иеговы», а «Сторожевая Башня» продолжает хвалить его:

«Он [Феофил] пользовался светом истины из вдохновенного Слова Бога»; «О том, что Феофил хорошо знал Слово Бога, свидетельствует частое использование им еврейских и греческих текстов Библии и ссылки на них»; «Он пользовался знанием «боговдохновенных писаний, чтобы показать их неизмеримое превосходство над языческой философией» (стр. 30).

Очевидно, обычные «Свидетели Иеговы» до конца не понимают, во что верил этот христианин, ведь он ясно учил о Троице («Послание к Автолику», книга 2, абз. 10,15), о Божестве Христа («Послание к Автолику», книга 2, абз. 22), о вечных мучениях («Послание к Автолику», книга 2, абз. 34).

«Общеизвестным фактом является то, что св. Феофил был первым христианским писателем, употребившим понятие «Троица» (А. И. Сидоров, Курс патрологии, Раздел Второй. Греческие Апологеты II века, глава VI).

Этого «Свидетели Иеговы» не могут не знать (см. «Следует ли верить в Троицу?», стр. 5). Тем не менее, хотя Феофил употребил этот термин впервые письменно, по крайней мере из всех дошедших до нас христианских произведений II века такая терминология уже давно могла быть в употреблении в Церкви устно, о чем свидетельствует ее дальнейшее распространение в различных регионах. И нельзя утверждать, что это результат его самодеятельности в Церкви и уж тем более увлечения языческой философией. Феофил был богословом, а не философом, как, например, Иустин. Феофил имел приличное образование, хорошо использовал риторику.

«Судя по некоторым его познаниям, отраженным в произведении (толкование еврейских слов и имен: «Суббота,» «Ной» и т. д.; см.: II, 12 и 24; III, 19), св. Феофил знал и еврейский язык»(А. И. Сидоров, Курс патрологии, Раздел второй. Греческие Апологеты II века, глава VI).

Конечно, «Свидетели Иеговы» «на всякий случай» делают оговорку: «Невозможно сказать, насколько предсказанное отступничество повлияло на правильность его взглядов» (стр. 30). И делают заключение, что его труды «представляют интерес для подлинных христиан современной эпохи» (стр. 30).

Несомненно, это так, поскольку труды Феофила показывают, что ранняя Церковь верила в совершенно иные понятия, чем современные «Свидетели Иеговы». Мы считаем, что вера Феофила Антиохийского согласуется с Библией и полностью перенята от самой Церкви. Нет оснований считать, что Феофил мог учить внецерковным понятиям своего времени.

Таким образом, статья «Свидетелей Иеговы» страдает некоторой необъективностью, что приводит к ложным впечатлениям читателей. «Сторожевая Башня» просто замалчивает подлинную христианскую суть учения Феофила.


Источник: Издание кафедрального собора Александра Невского. Старый Оскол, 2008.

Комментарии для сайта Cackle