Скворцов В. М.

Источник

Отдел VI. Единоверие

I. Единоверие и его правила

Единоверие есть православие, содержимое с соблюдением благословенных церковью чинов и обрядов до Никоновского исправления. Содержат его глаголемые старообрядцы, возсоединившиеся с св. Церковью под условием ея благословения на соблюдение ими указанной чино-обрядности. Начало такому условному воссоединению старообрядцев с православною Церковью положено в Стародубье иноком диаконовского согласия Никодимом в 1783 г. За стародубскими «старообрядцами» вскоре последовали некоторые из старообрядцев нижегородских, казанских и петербургских. До 1800 г. условия воссоединения с Церковью для раскаявшихся в своем отступничестве раскольников в частностях не везде были одинаковы. В 1800 г. условия для сего воссоединения, представленныя московскими старообрядцами, просмотренныя и в некоторых пунктах оговоренныя м. Платоном38, приняты церковью и Высочайше утверждены, как обязательныя навсегда и для всех, желающих воссоединиться (под условием удержания «старого» обряда) из раскола с прав. Церковью. Условия эти получили название «правил единоверия». Всех их 16. Существенное содержание их таково: 1. Св. Синодом разрешаются клятвы, положенныя прежде на двуперстие и другие подобные сему обряды39. 2. священники и диаконы для единоверцев назначаются местным архиереем из наличных православных священнослужителей (буде они изъявят на то свое желание), или же хиротонисуются кандидаты на свящ. степени по избранию архиерея или по желанию прихожан. Хиротонисует и благославляет (пр. 9) единоверческое духовенство православный епископ по старопечатным книгам и с соблюдением «старых» обрядов. 3. Единоверческие священно-церковно-служители совершают божественную службу, таинства и требы по старопечатным книгам. 4. По тем же книгам совершается освящение единоверческих церквей (архиереем или с его благословения единовер. священником) и антиминсов (с изображениями согласно старопеч. потребников) для них. 5. Единовер. священники не требуются в правос. церковь к соборным молениям, как-то в крестные ходы и т. под., а отправляют таковые с благословения архиерея в своих церквах. Единоверцы не принуждаются допускать на общие моления троеперстников, а также брадобрийцев и вообще имеющих несогласия с древними обыкновениями40, исключая Высочайших особ. «Старообрядцам», хотя и не записным, но издавна41 удалившимся от сообщества с прав. Церковью не возбраняется присоединяться к церкви единоверческой. 612) Единов. духовенство и единоверцы по духовным делам подлежат суду и полному ведению епархиального архиерея (минуя Консисторию). О делах своего прихода единовер. священники доносят своему епископу чрез особого письмоводителя, содержащегося на иждивение прихожан. 7. Св. миром единовер. священники снабжаются местным архиереем. 8. духовниками своими имеют священников единоверческих же. 9. см. 2. 11. Единоверцам не возбраняется (безусловно) приобщаться Св. Тайн у свящ. православного, а православным – у свящ. единоверческого42. 12. см. 6. 13. Единоверцы, уклоняющиеся от св. причащения, не подвергаются денежному штрафу и др. взысканиям, а представляются увещанию и епитимийному наказанию со стороны своих духовников. 14. Смешанные (одна половина православ., а другая единовер.) браки венчаются по желанию брачующихся или в православной или единоверческой церкви; там же крещаются и дети от таковых браков. 15. Во всех служениях единовер. священники молятся о здравии и долгоденствии Государя Императора, Его Супруги и Наследника и всей Высочайшей фамилии, а ровно и прочих, коих положено, по данной от Св. Синода форме. 16. Раздоры и хуления между православными и единоверцами из-за разности обрядовой возбраняются.

На таковых общих для всех «старообрядцев» правилах число единоверцев с каждым годом увеличивается. Присоединяющиеся в единоверие дают в том подписки. Засвидетельствование таковых подписок волостными, станич. и сельскими правлениями не обязательно (опред. Св. Синода 1885 г.). Устроение единовер. приходов вырабатывалось постепенно. Для образования отдельного прихода единовер. с его собственною церковью на первых порах требовалось – для однокомплектной церкви от 100 до 150, для двухкомп. от 200 до 250 дворов. В настоящее время единовер. приход с своею церковью может быть открыт и при меньшем количестве желающих воссоединиться с церковью «старообрядцев», если от того не потерпят оскудения православные священно-церковно-служители и если оные «старообрядцы», кроме отведения свящ-церк.-служителям земли известной пропорции на основании межевой инструкции и – построения для всего причта домов, дадут обязательство производить свящ.-церк-служителям денежный оклад, по взаимному их между собой согласию. В церкви единоверческие могут быть обращаемы часовни воссоединяющихся. Субсидии на этот предмет выдаются из казны.

Духовенство единоверческое пользуется всеми правами и привилегиями духовенства православно-российского.

Богослужебные и другие книги (согласно со старопечатными) для единовер. церквей печатаются в московской синодальной или единоверческой типографии (Никольский единов. мон.). Издание таковых книг в других типографиях и распространение их преследуется законом: книги конфискуются, издатели и распространители их подвергаются законной каре.

Приходы единовер. имеют (хотя не везде) свои кладбища. Где таковых нет, хоронят на кладбищах православных. Не возбраняется им хоронить и на кладбищах раскольничьих согласно с желанием умирающего или просьбою его ближайших родственников.

Как чада единой св. кафолической Церкви и исповедники единой веры православные и единоверцы сообщаются как братья. Смущали раньше единоверцев порицательные отзывы и выражение в полемических книгах прежнего времени об именуемых старых обрядах. Св. Синод в 1880 г. изъяснил, что таковые отзывы и выражения принадлежат лично писателям сих книг и что св. Церковь их не разделяет и не благословляет.

II. О Единоверии и его значении

Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего, един Господь, едина вера (Еф.4:4–5).

Что такое Единоверие, и кто такие единоверцы?

Единоверие – это православное старообрядчество, воссоединенное и воссоединяющееся от раскола на известных правилах, вошедших в силу и действие в 1800 г.; единоверцы же – суть чада православной греко-российской, кафолической, апостольской Церкви, содержащие глаголемые старые обряды.

Откуда заимствовано такое наименование Единоверия?

Из слов апостола, что у православных христиан един Господь, едина вера (Еф.4:5). И действительно, общество единоверческое в веровании ничем не разнствует от всего общества православного. Единоверцы и мы веруем во Святую равночестную Троицу, во единого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа; чрез седмь таинств напояемся Духом благодати и во едином уповании звания нашего стремимся к вечному спасению; одне и те же чтим заповеди Божии; согласно приемлем правила апостольския, соборныя и отеческия.

В чем же разность между единоверческими и прочими российскими православными церквами?

В некоторых обрядах и в книгах. Например, единоверческий чин требует, чтобы хождение в крестных ходах и в других случаях совершалось по солнцу, – т.е., по выходе из храма, на север, на восток и юг, а по чину, повсеместно у нас употребляемому, крестное хождение бывает против солнца. Еще пример: в книгах старопечатных возгласы оканчиваются словами и во веки веком; а по новопечатным окончание произносится так: и во веки веков.

Откуда же произошли сии и подобные разности, и почему в единоверческих церквах совершается богослужение по несходственным с нашими книгами?

Церковные книги наши с греческого языка, переведены были не вполне правильно. Печати не было; писцы были неисправные; в рукописях погрешности умножались. Они перешли и в книги, когда заведено было печатание. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, желая положить конец сомнительному разнообразию речений в церковных книгах, повелели собрать древние книги и рукописи, греческие и российские, и по ним исправить чиновники богослужебные. Исправление было сделано и утверждено собором. Но некоторые неразумные сим действованием соблазнились, стали защищать и самые погрешности книг старых, соборному определению не покорились и составили раскол. По времени многие приверженцы старины убедились в правоте Церкви великороссийской, и искали сближения с нею; однако не хотели и старых книг оставить, по привычке к ним и по тому уважению, что по ним спаслись древние российские угодники Божии. Такое сближение началось более ста лет назад. Святейший Синод, снисходя к желанию ревнителей старины, благословил иметь: им свои церкви, чтобы в них отправляемо было богослужение по старопечатным книгам, но священниками, правильно рукоположенными и от местных епископов назначаемыми. Так учредились церкви единоверческие, или еще называемые «благословенными».

В чем разность между единоверами и раскольниками?

Единоверцы суть старообрядцы православные, а раскольники суть старообрядцы, уклонившиеся от единства с православною Церковью, преслушавшие ее. Единоверцы, хоть и содержат так называемые старые богослужебные книги и церковные обряды, какие содержат и раскольники, но не ставят их предметом раздора с Церковью и не удаляются из-за них от Церкви, что и как делают раскольники. Поэтому единоверцы имеют одних с нами епископов, одну высшую церковную власть – Св. Синод; а раскольники или дерзают жить совершенно без епископов и священников (безпоповцы), или окормляются бегствующими от греко-российской Церкви порочными и канонически незаконными священниками (беглопоповцы), или, наконец, имеют незаконных безблагодатных, поставленных от незаконно ушедшего из-под власти константинопольского патриарха митрополита Амвросия, лжесвященников и лжеепископов (приемлющие австрийское священство). Единоверцы – чада послушания матери Церкви, а раскольники – сыны вражды и раздора.

Но возможно ли для единоверцев единение церковное с нами при различии обрядов и богослужебных книг?

И возможно, и вполне законно. Если бы разность у них с нами была в догматах веры, или в таинствах, иди в епископстве и священстве, тогда бы единение церковное невозможно было бы: ибо едина вера. А разность в чинах и обрядах существа веры не касается и всегда была, есть и будет в православных церквах. Чины и обряды не божественного учреждения, а человеческого: ни один из них не был установлен Самим Господом Иисусом Христом. И ап. Павел заповедал, чтобы в этих чинах и обрядах все было бы «благообразно и по чину» (1Кор.14:40), т.е. чтобы Церковь сама их устроила; так и было в действительности. Она одни чины, обычаи и порядки уставляла, другие заменяла, третьи совершенно отсекала (11 и 19 пр. Лаодик. соб.). Даже в одно и то же время у нее были разные порядки. Так, в малоазийских церквах был обычай, ведущий свое начало от ап. Иоанна Богослова, праздновать Пасху 14 Нисана, в какой бы день это число ни случилось; а римская в то же время праздновала Пасху в первый воскресный день, после 14 Нисана. Еще: в одной местности совершали литургию ап. Иакова, а в других – Василия и Иоанна Златоуста. Было много и других разностей; но так как они были не существенными, как у единоверцев с нами, то и единство церковное не нарушалось, а твердо держалось и ревностно охранялось.

Но законно ли держание старых обрядов в виду постановления собора 1667 г.?

Собор 1667 г. нигде ни одним словом не запрещал держать старые обряды; напротив, молитву Иисусову в старообрядческом чтении прямо так разрешил к «читанию». Клятву же он положил на «противников Церкви», на «хульников» ее, и притом до тех пор, пока они «вразумятся» и придут в истину «покаянием». Единоверцы, как знаем, не противники Церкви, а, следовательно, и не хульники ее; они – или их предки – первые единоверцы – вразумились и пришли к истине чрез покаяние: а поэтому они свободны от всякого осуждения и от клятвы собора 1667 г. Эти лежат только на нераскаянных и упорствующих раскольниках.

Благословенно и спасительно ли Единоверие?

Воистину благословенно и спасительно Единоверие, как вера православная, потому что особенности единоверческих обрядов не заключают под собой мыслей, противных вере православной, и вообще в таинственном толковании церковных обрядов единоверцы, как и мы, мудрствуют на том же основании, еже есть Христос (1Кор.8:11). Они идут по солнцу, желая идти во след Христа, изведшего души из тьмы кромешной; мы ходим против солнца, исходя в сретение Христу, просвещающему нас и призывающему к Себе. Единоверческие священники произносят и вовеки веком; а прочие все по современному словоупотреблению и вовеки веков. И в том, и в другом произношении смысл один, – что слава Божия есть вечная, и Богу подобает поклонение вечное. В таком разумении мы без смущения совести совершаем, когда приглашены, богослужение по старопечатным книгам.

Но почему же православные пастыри не служат по ним всегда и в своих церквах?

Мы, не отвергая книг древних, употребляем правленные, как более понятные и законам славянской речи более соответствующие. Сделано так приспособительно к наставлению ап. Павла, который, когда еще составлялось христианское богослужение, не одобрял в нем язык незнакомый и требовал, у кого есть псалом, откровение, истолкование, чтобы все сие предлагалось на удобопонятном языке (1Кор.14:9 и след.). Если же многие угодники Божии спаслись по старым книгам, то спаслись они не потому, что тогдашние книги были не исправны и погрешительны, а потому, что их вера была правая и дела их были богоугодные. Итак, если мы, православные и единоверцы – едино церковное тело, то в нас должен быть и един дух. Да не будет распри в телеси (1Кор.12:25), одушевляемом единостию веры и благодати Святого Духа. Да не упрекают нас в «новшествах»; ибо новы у нас только речения, а дело – древнее, святое и неизменное. Да не подвергаются поречению и любители так называемого древнего обряда, когда они в вере не помешают и законному священноначалию повинуются. Все православные, не забывайте заповеданного апостолом (Евр.13:16) взаимного общения, как чада единой, соборной и апостольской Церкви, вне которой нет спасения.

III. Послание Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Божиею милостию Святейший Правительствующий Синод чадом православныя Греко-Российския кафолическия и апостольския церкви, содержащим глаголемые старые обряды.

Сто лет тому назад предки ваши, пребывавшие вне единения с православною Церковию, сознали неправоту своего от нея отделения ради исправления ею богослужебных книг и некоторых обрядов, употреблявшихся по местам до лет Патриарха Никона. Движимые сознанием неполноты своего церковного устройства и скорбно о таковом бедственном своем положении они решились просить о принятии их в единение с Церковию, даровать им законное священство и благословить их содержать глаголемые старые обряды. Святейший Синод с отеческою любовию принял их просьбу, дал им законно поставленных священников и благословил их отправлять богослужение по старопечатным книгам, поставив их в каноническую зависимость от местных епископов. Такое решение Святейшего Синода вошло в силу и действие в 27 день Октября 1800 года. Так совершилось единение с церковию глаголемых старообрядцев. И благодарение Богу! Путем сим вошли в ограду православной Церкви многие находившиеся вне ее, стали возлюбленными чадами ее о Господе, сынами света и послушания, открыв себе чрез единение с Церковию и принятие благодатных ее таинств, наипаче же святейшего таинства Тела и Крови Христовых, путь к наследию жизни вечной во Христе Иисусе Господе нашем. Благословен Бог, положивший в сердца избранных своих благое и спасительное помышление прийти в соединение веры и в разум истины. Превожделенно нам таковое единение ваше со всеми чадами православной Церкви, яже есть Тело Христово.

Воздав за сие хвалу и благодарение Господу Богу, мы не можем не скорбеть о пребывающих доселе вне спасительной ограды святой Церкви, и молим Господа Бога, да призовет Он и их в святое единство веры. Да подаст Господь и им внити во дворы Господни. Врата Церкви отверсты для них она готова принять их, как любящая, милующая и прощающая Матерь.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и люби Бога Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами. Аминь.

Подлинное подписали

Смиренный Антоний, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский.

Смиренный Владимир, Митрополит Московский и Коломенский.

Смиренный Флавиан, Архиепископ Карталинский и Кахетинский, Екзарх Грузии.

Смиренный Афанасий, Архиепископ Донский и Новочеркаский.

Смиренный Гурий, Епископ.

В Богоспасаемом граде Святого Петра. В лето от Рождества по плоти Бога Слова 1900, месяца Октемврия 26 день.

* * *

38

Ему же принадлежит и наименование такого возсоединения «единоверием».

39

Точнее разрешаются от клятв соборов 1666–67 г. содержатели сих обрядов, раскаявшиеся и изъявившие свою покорность прав. Церкви.

40

Этот пункт оговорен м. Платоном, – выполнение его предоставлено изволению настоятеля.

41

По определению Св. Синода 1881 г., не менее 5 лет уклонявшиеся от церкви могут быть присоединяемы к единоверию с особого для каждого из таковых лиц разрешения местного архиерея.

42

Только в случае смертной опасности и невозможности скоро найти правосл. священника. Притом, обращение православного к единовер. священнику для исповеди и св. причащения отнюдь не должно служить поводом к перечислению его в единоверие; о бытии на исповеди и у св. причастия он обязан представить свидетельство своему приходскому священнику для записи в книгу приходской церкви (Опред. Св. Синода 1881 г.).


Источник: Миссионерский спутник : Настольн. справ. книжка по расколосектоведению и миссионерству / Под ред. В.М. Скворцова. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : типо-лит. В.В. Комарова, 1904. - XXXII, 738, 220 с.

Комментарии для сайта Cackle