А. Бушев

Миссионерский конспект по изложению православно-догматического учения о Церкви Христовой

Источник

В пособие при собеседованиях с сектантами и разметки Библии, со сводом текстов, приводимых сектантами в оправдание своего лжеучения и критическим примечанием к ним

Примечание: Настоящий конспект, для большего удобства пользования приспособлен к формату и расположению страниц Библии издания Св. Синода и Киево-Печерской Успенской лавры в ½ листа

Содержание

Предисловие 1. О Церкви Христовой А. Краткое изложение понятия о церкви Приложение. Историческая истина о Божественном происхождении Св. Православной Греко-Российской восточной Церкви  

 

Предисловие

Предвидя большие недостатки в настоящем конспекте в отношении богословской эрудиции, считаю своим долгом наперед оговориться и просить снисхождения перед ценителями миссионерских пособий. Но приступая к составлению этого руководства, я имел исключительное стремление прийти на помощь со своим немощным трудом миссионерствующим пастырям отнюдь не эрудицией, в чем пастыри достаточно обеспечены, а чисто миссионерски-практически. Я приспособил конспект, как форматом, так и расположением страниц с указанием книг, глав и текстов библии Св. Синода и Киево-Печерской лавры в ½ листа, как наиболее распространенных в церквях и народе; этото конспект желающий может вплести в книгу Библии с передней стороны и таким образом может пользоваться им, не обременяя себя объемистыми томами почти однообразного содержания существующих пособий, которые будучи отдельными изданиями, представляют не только внушительную тяжесть для миссионерствующего, но и отнимают не мало времени на отыскивание по ним желаемых мест.

А. Бушев

1. О Церкви Христовой

А. Краткое изложение понятия о церкви

По определению православной догматики: “Церковь есть общество верующих людей во Христа, установленное Господом, соединенное словом Божиим, таинствами и священноначалием, под управлением Святого Духа”.

Это есть краткая формулировка православно-догматического изложения о Церкви. Но в полном значении и широком раскрытии этого вопроса, в особенности же с точки зрения миссионерской практики вопрос о Церкви должен представляться в следующем виде.

Церковь есть столь важный и первостепенный вопрос в деле душевного спасения, что по истине может быть назван “камнем краеугольным”, т. к. по неложному завету Спасителя, вне Церкви нет и не может быть спасения: “если (кто) и Церкви не послушает, то да будет вам, как язычник и мытарь”. Мф.18:17.

Поэтому, в миссионерской полемике при собеседованиях с сектантами, он должен ставиться главным или основным аргументом обличения противников, Обходить же совсем, или только косвенно затрагивать его, есть нечто иное, как ложный и не стратегический такт в противосектантской духовной войне, со стороны миссионерствующего. Эго равносильно тому, что отдать противнику самую твердую позицию, без всякого сопротивления. Верное же и твердое изложение вопроса о истинной Христовой Церкви на земле, сразу раскрывает несостоятельность сектанта, прикрывающегося тоже авторитетом Божественной Церкви и снизводит его на степень еретика, отщепенца и богопротивника. Вместе с тем, заграждаются уста заблудшего от поползновения к критическому разглагольствованию на другие священные предметы, которые есть Божественные плоды Церкви, руководимой Духом Святым.

И действительно, основные тексты Св. Писания о Церкви Христовой, один за другим ясно выражают собой, всю суть истинного домостроительства Божия и способы содевания душевного спасения только в Церкви.

1) “И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ея” (Мф.16:18). Как ясно выражено, во первых, что создателем Церкви является Сам Иисус Христос, значит это есть высочайшая и святейшая воля Его, поэтому Церковь Божия, во вторых то, что основным элементом в строении Церкви заложена твердая подобно камню апостольская вера, а потому истинная Церковь есть только Церковь апостольская, т. е. та, которая ведет свое начало от апостолов, и в третьих то, что эта Церковь вечна и непобедима. 2) “И дам тебе ключи царствия небеснаго; и что свяжешь на земле, то будет связано и на небесах” (Мф.18:18). Это ничто иное означает, как видимую особенность Церкви на земле, то ею должны вечно руководить ко спасению Св. апостолы и их приемники – епископы, с Божественной властью “вязать и решать”. Не ясно ли отсюда, что в составе Церкви помимо руководителей есть и руководимые иначе кому “вязать, и кому решать”? “Или кого пасти”? (Ин.21:15). И, наконец 3) “Если же не послушает их т. е. двух или трех (обыкновенных мирян), то скажи Церкви; а если же и Церкви не послушает, то да будет он вам, как язычник и мытарь” (Мф.18:17). Не убедительно ли отсюда, что Церкви во главе ее предстоятелей принадлежит во всем верховное слово, ибо ноже еще сказано: “Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано и на небесах” (Мф.18:18). Далее, что Церковь не может в своей жизни заблудиться ни на одну минуту, видно из обетования Спасителя, что Ею руководит и наставляет Св. Дух. “И Я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да пребудет с вами во век” (Ин.14:16); или “Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину” (Ин.16:13), и, наконец Сам Спаситель невидимо руководит “и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф.28:19). Таким образом утверждается, что сектанты оторвавшись от Церкви и порицая Ее в погрешностях порицают и Самого Спасителя, а поэтому и не постигнут царствия Божия будучи вне Церкви Христовой, ибо Спаситель говорит: “Кто не со мною собирает, тото расточает”(Мф.12:30).

Согласно с сим, мудро замечает великий церковный учитель блаженный Августин: “Кто не между членами Христовыми, тот не может наследовать христианского спасения. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь аллилуйя, можно отвечать аминь, можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Св. Духа и проповедовать ее, но нигде кроме православной кафолической Церкви, нельзя найти спасения”. (Прибавл. к тв. Св. отцев. 1843 г. стр. 236). И воистину так, ибо кто Церкви не послушает. то да будет вам, как язычник и мытарь. Кроме сего, Церковь еще есть не только невидимое духовное общество, но и видимое. Видимым же образом Господь избрал учеников на проповедь; видимым же образом велел увещать заблудшего двум и тем верующим; видимым же образом велел каяться, чтобы известно было кому вязать и кому решать; видимым же образом сниспослал Господь Духа Св. на апостолов, в виде огненных языков. Поэтому Церковь, невидимо руководится Спасителем через Духа Божия, а видимо – через приемников апостольских наших епископов, как видимо, через руковозложение принявших дар священства по приемству от св. апостолов. И, в заключение, ко всем этом основным положениям Церкви, должно всегда изъяснить, что истинная Церковь одарена особым свойством или признаками, даром духотворения.

Отсюда ясно, что Церковь есть высочайшее Божественное учреждение, вечное в жизни и единое, как Предвечен и Един основатель Ее Господь Бог. И если по слову Св. Писания Господь наш Иисус Христос есть краеугольный камень и глава в строении св. Церкви Своей ,как живого здания, и духовное подобие виноградной лозе, потающей своими Божественными соками все (привитых) истинно верующих в Него, то справедливо, что Св. Церковь есть та духовная криница и источник всякой Божественной благодати, из которой только и можно почерпать душевное спасение человечеству; Она же есть царство Христа на земле, овчий двор Его и единственная тихая пристань на бурном житейском море, стоящая на верном пути в Царствие Божие.

И таковой истинной церковью, помимо множества существующих в мире самозваных и мнимых церквей является одна святая Православная Греко-российская восточная церковь, как сохранившая во всей полноте и неповрежденности, как Божественное у-ение Спасителя и св. Апостолов, так и все постановления семи Вселенских Соборов; она сохранила также и от Священного Предания и истории церкви – свидетельства человеческого, приемлемого св. Апостолами и мужами церкви, – ниже последовательно будет доказано в обличение самозванных и еретических церквей.

Изложение тезисов по отделам


Наименование предмета и свод текстов положительного православного учения о Церкви страница Библии, наименование книги, главы, текста Свод текстов приводимых сектантами в оправдание своего лжеучения и критическое примечание к ним
Б. Основание Церкви Б. Против общего основания Церкви
В течение трехлетнего своего пребывания на земле, когда Господь наш Иисус Христос Сам сеял семена Божественного учения Своего, когда Сам все совершал и всему учил, а Иисус Христос Сам сеял семена Божественного учения Своего, когда Сам все совершал и всему учил, а также и по воскресении Своем являлся в течении сорока дней ученикам Своим и поучал их яже о царствии Божием, Он создал св. Церковь Свою на земле для видимого руководства верующих к познанию истины, которую и основал (Церковь) на твердой апостольской вере в Него, как Сына Божия, каковую веру открыл св. Апостолам Сам Бог Отец, свидетельствовавший о Единородном Сыне своем, что и подтвердил Спаситель отвечая ап. Петру: Сектанты, отрицая фактическое существование Церкви Христовой как Божественного учреждения вообще, управляемого видимой трехчинной иерархией, особыми Апостольскими постановлениями и правилами семи Вселенских Соборов, в доказательство таковой бесформенности своей приводят в первую голову, более или менее существенные следующие места:
1)“Истинно также говорю вам,то если двое из вас двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного”, и стих 20-й сей же главы – “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”. (Мф.18:19–20).
Блажен ты Симон, сын Ионин; потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах”. 12421. Мф.16:18 Несостоятельность сектантского понимания сего места первоначально доказывается тем, что это Господь говорит лично св. Апостолам, как видно из стиха 18-го, “Кому вы простите, тому простится”, а во вторых в 20-м ст. Господь если и обещает Свое благоволение, двум и трем, то только людям (церковным), т. е. состоящим в полном послушании Церкви, ибо в ст. 17-м поясняется, что “если Церкви не послушает, то да будет вам как язычник и мытарь”. А поэтому среди двух и трех сектантов, как ослушников Церкви, не может быть Христа и Его благоволения.
Таким образом, учредив Церковь Свою на земле, Свою на земле, Он Сам же поставил Себя и основанием ее.
Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Христос Иисус. 1435. 1Кор.3:11
Краеугольным камнем, и Источником благодати, питающей своими Божественными соками.
Приступая к Нему, камню живому”... 1402. 1Петр.2:4–7 Сюда применимы: притчи о неразумных девах, которые собрались также во имя жениха встретить его, но без масла в светильниках (Мф.25:12). Сыновья первосвященника Скевы, которые также проповедовали Христа, но без призвания и власти, почему и избиты бесноватым и злой дух не повиновался им. (Деян19:15–16). Сатанинские собрания, которые именуют себя иудеями, а они не таковы, но сборище сатанинское. (Откр.2:9). Или как говорит премудрый Соломон в притчах своих, что “кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва мерзость” (Притч.28:9). Так и сектантам, как ослушникам Церкви скажет Господь: “Что зовете меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю”. (Лк.6:47).
Я есть виноградная лоза. 1348. Ин.15:1–8
Подателем небесной пищи верующим и Главою Тела Церкви.
“Приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда”... 1335. Ин.6:35
“И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего”... 1465. Еф.1:19–23
(Поэтому Церковь имеет ум Божий).
Спасителем тела Церкви, как муж жены.
Потому, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви, и Он же спаситель тела”. 1469. Еф.5:23
Он есть обетование Воскресения. 2) Подобное первому месту, на коем сектанты пытаются, вопреки указаниям Господним и Апостольским, создать свои самочинные общины есть: (1Пет.2:4–7).
Он начаток и первенец”. 1475. Кол.1:16–18 И сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом”.
Ложное толкование сектантов и истинный смысл сего текста легко обнаруживается когда прочтете 1Пет. 5:1,5.
Ибо когда Апостол Петр писал это послание, то в этой христианской общине были уже особые пастыри: “Пастырей ваших умоляю” говорит Апостол. Слово же сами, означает ничто иное, как высокое назначение каждого христианина, которые могут сами приносить свои (духовные) жертвы как то: молитвы с чистым сердцем и добрые дела, а не через посредством уже языческих жрецов, ибо Апостол Петр писал свое послание к язычникам.
Если же согласиться в данном случае с сектантами, что все люди есть священники в буквальном смысле, то тогда и все цари в буквальном смысле. (Откр.1:4–6). Над кем же царствовать?
и 3) Сектанты пытаясь доказать, что и вне церкви благодать священства и вообще всякое Божие благоволение можно получить, приводят случай из Мк.6:38: “Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и не ходит за нами”. Во первых Церковь тогда еще утверждена не была, а поэтому противником ее он быть не мог, и во вторых, он не священствовал, а совершил чудо, а это есть общий дар, который и мирянин может получить пребывая в Церкви.
В. О вечности Христовой Церкви Заключение
Церковь Христова имеет непреложное обетование и Завет Христа пребыть вечной и непоколебимой. Первое и главное доказательство истинности св. Православной Церкви перед всеми самочинными церквями, есть то, что она возымела свое начало от Самого Господа Иисуса Христа через св. Апостолов; появившиеся же позже с новыми учениями не имеют права именоваться Церквями Христовыми, как и те языческие, бывшие до Христа, как неимеющие с Церковью Христовой никакой духовной связи, а поэтому они и не могут доказать свое происхождение от истинной Церкви, как не может царский престол занять кто либо не происходя от царской крови.
Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют Ее”. 1243. Мф.16:18
Церковь в своем составе имеет пастырей и пасомых.
Иисус говорит ему: “паси агнцев моих”... 1356. Ин.21:15
Церковь никогда не может заблудиться, т. к. Ею руководит Дух Св.
Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить, когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину”. Таким образом всякое подражание истинной Церкви есть ничто иное, как самозванство, это плевелы на ниве Христовой.
Церковь только в лице своих епископов поставлена изъяснять и хранить всякую истину. Второе доказательство истинности Православной Церкви есть чудеса как признаки Божественной благодати, каковых признаков другие Церкви не только не имеют, но даже отрицают, ругаясь Духу Божию.
Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины”. 1485. 1Тим.3:15 И третье существенное доказательство того, что Она только сохранила чистоту Божественного учения и постановления Апостольские, что неоднократно доказано семью Вселенскими Соборами.
Вне Церкви нет спасения. И так, только Ей, св. Православной Церкви принадлежит обетование Господа: “Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют Ее”.
Если и Церкви не послушает, то да будет вам , как язычник и мытарь”... 1245. Мф.18:17
Сектанты, не веруя в вечность Церкви Христовой, есть никто иные, как хулители св. Духа.
Всякий грех и хула простятся человекам, но хула на Духа Святого не проститься ни в сем веке, ни в будущем”. 1237. Мф.12:32
За верность Церкви православной, Господь обещает сохранить Ее от падения, до второго Своего пришествия и оградит Ее в годину второго Своего пришествия и оградит Ее в годину искушения, которая будет в последние дни, и наконец в последнее время перед Нею поклоняться все, как сказано к Церкви Филадельфийской, которая во всем тождественна с нашей Православной… 1509. Откр.3:9
Г. О святости Церкви Г. Против истинного понятия о святости Церкви
Церковь всегда свята, не смотря на то, что в ней могут пребывать согрешающие. Сектанты приводят следующие места:
“Чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова”.... 1469. Еф.5:27 1) “Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее себе славной Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна”.
Грешники могут и должны пребывать в Церкви, ибо Сам Господь дал место им. Эта абсолютная святость Церкви не иначе понимается, что Церковь всегда свята в своем учении и действиях, в первых через слово Божие: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина, (Ин.17:18) и через св. таинства как говорит он: “и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего”. (1Кор.6:11).
“Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”... 1244 Мф.18:11
В Церкви люди не все одинаковы.
“А в большом доме есть сосуды не только золотые”... 1489. 2Тим.2:20
Грешники могут спасаться только в Церкви.
Ибо не здоровые имеют нужду во враче, а больные”... 1245. Мф.18:15 Таким образом Церковь свята всегда, не по своей личной праведности, но в силу заслуг Ее Основателя.
(Она есть духовная врачебница) И, что Церковь последним своим воздействием святым на кающегося грешника, представить его перед лицо Божие чистым.
Церковь судит грешников Нераскаявшиеся же грешники извергаются из нее (1Кор.5:13).
А если не послушает двух или трех, то скажи Церкви”... 1245. Мф.18:17 В оправдание непогрешимости каждого члена своей общины сектанты приводят следующие места:
Нераскаявшиеся грешников Церковь отлучает 1)(1Ин.3:9).
И так извергните развращенного из среды своей”.... 1436. 1Кор.5:13 Всякий рожденный от Бога не делает греха”.
Грешники были и у Апостольской Церкви. Лживое сектантское понимание сего места, в полной безгрешности всякого верующего в Бога, изобличается следующим.
“Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние”... 1436. 1Кор.5:1 Если этот же св. Апостол называет людей, скрывающих грехи и отрицающих их, лжецами и Богообманщиками, то ясно, что сектанты, огораживая свою святость этим текстом, страшно лгут на св. Апостола, который с особенной ясностью говорит в своих посланиях о грехах двух степеней, так как в 1Ин. 1:8,10 он говорит о грехах общих, которые строго велит исповедовать; в 1Ин.3:9, упоминает о страшном грехе к смерти, от которого и предупреждает верующих, так как начало этой главы относится к людям отвергающим Христа, именно 1Ин.3:7 говорит против обольстителей.
Апостолы также каялись во грехах.
Верно и всякого понятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый”... 1484 1Тим.1:15
Только Богообманщики не признают греха.
Если говорим, что не имеем греха, то истины нет в нас”.... 1409. 1Ин.1:8 2) Обольщая себя мнимой святостью, сектанты таким образом отвергли таинство покаяния и против повторимости его приводят следующее место. (Евр.6:4). “Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”.
Апостол Иаков признавал общий грех и исповедал. Истинный смысл: напротив, здесь именно и говорится о повторимости покаяния, которое существовало в Апостольской Церкви для очищения согрешающих и находящихся в Церкви, но здесь Апостол говорит о совершенно отпадших людях и пренебрегших совершенно спасением во Христе и даже ругающихся Ему; для таковых разумеется не может быть никакого средства, если они отвергают веру во Христа.
“Все мы много согрешаем”... 1398 Иак.3:2 Если же довериться сектантскому лицемерию, то выйдет, что святость сектантов выше святости Апостола Павла, который и после св. крещения своего часто чувствовал изнеможение от греха.
(Рим.7:14–24).
Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти”.
Праведник семь раз падает”, говорит Притч.24:16.
Разве упавши не встают” (Иер.8:4).
Таким образом сектантское толкование есть лживое и Богохульное.
Д. О связи Церкви земной и небесной Д. Против связи Церкви земной с Церковью небесной
Земная Церковь есть предверие Церкви небесной. Сектанты, отрицая молитвенные ходатайства усопших праведников перед Богом за живых собратий, таким образом отрицают и связь Церкви земной с небесной, приводя притчу “о богатом и Лазаре”(Лк.16:26).
Но вы приступили к горе Сиону”... 1505. Евр.12:22 И сверх всего между нами и вами утверждена великая пропасть”.
Церковь земная есть провозвестница небесной. Ответ.
Дабы ныне соделалась известной через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия”... 1466. Еф.3:10 1) Во первых, это было сказано ветхозаветному богачу, когда действительно не было перехода из ада в рай, по пришествии же Нов. Зав. переход установился, ибо Христос сходил в ад и вывел оттуда праведников с верой ожидавших Его пришествия и теперь Спаситель имеет ключи от ада и смерти (Откр.1:18).
Пребывающие в послушании земной Церкви есть верные наследники райских обителей.
Вы сограждане святым и свои Богу”... 1466. Еф.2:19 2) ”У Бога все живы” (Мф.22:32).
Души успоших праведников земной Церкви уже находятся до всеобщего суда в соборе с Ангелами…. 1466. Евр.2:23 Напротив, этой притчей только оправдывается православное понимание о связи Церквей, так как Авраам слышал и знал об участи богача, а поэтому и наши праведники слышат нас.
Церковь соборная, так как содержит правила и постановления св. Вселенских Соборов, которыми руководил Дух Святой. Против соборов и правил св. Апостолов
“Ибо угодно Духу Святому и нам”... 1378. Деян.15:28 Против правил Вселен. и Поместн. соборов сектанты мест от св. Писания почти не приводят, а лишь вставляют чисторассудочные возражения, на что можно рассудочно же и ответить, что их лживые Церкви за короткое время существования сделали более двадцати всемирных съездов, на которых присутствовали не только лицемерные сектантские лидеры, но и безбожники социалисты. (Читать брошюру “Баптисты, их учения и задачи”, – результаты последнего съезда в Берлине.).
Истинная же Церковь есть Церковь Апостольская, т. е. получившая свое начало от св. Апостолов и сохранившая приемство иерархическое, каковой является только православная.
Вы будучи утверждены на постановлениях Апостолов и Пророков”... 1466. Еф.2:20
В лице епископов приемников апостольских Церковь имеет право вводить новые постановления, т. к. св. Апостолам тогда Господь не все открыл. Христианская же истинная Церковь времен Апостольских учреждала соборы для обсуждения тех или иных нужд Церкви, и постановленные правила заповедала соблюдать (Деян.16:4).
Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить, когда же придет Он Дух”… 1350. Ин.16:12
Церковь не может заблудиться во век.
И я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да пребудет с вами во век”... 1448. Ин.14:16
Е. О единстве Церкви Христовой Е. В пользу разделений в Церкви
Церковь единая, как един основатель Ее и глава Господь, ибо у одной главы одно и тело может быть. По этому пункту сектантам прежде всего нет почти никакого смысла приводить что либо, а при том и в Писании почти ничего не имеется в их пользу, разве некоторые по досужести, поощряя свое отщепенство, приводят следующее место: 1Кор.11:19.
Да будут все едино”… 1350. Ин.17:-21 Ибо надлежит быть между вами и разномыслиям, дабы открылись между вами искусные”.
Церковь есть единое стадо Христа. Здесь, если св. Апостол и говорит о должных быть разномыслиях, то только в смысле пророческого предсказания, как и Сам Спаситель в Ев. Лук., говорит о соблазнах, которые придут, но из этого не значит, что они угодны Богу.
И будет едино стадо и един Пастырь”... 1341. Ин.10:16 Ибо сей же Апостол, в 1Кор.1:1–13 скорбя о разделениях, говорит: разве разделился Христос, разве Павел распялся за вас? И при том, в первых стихах этой главы, Ап. говорит о разделениях в чисто внешних порядках Церкви, т. к. ст. 13 говорит о покрытии женщинами головы во время молитвы.
У истинных последователей не должно быть разделений.
Умоляю вас братия именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно”. 1432 Рим.16:17, 1433. 1Кор.1:10–13
Истинные последователи должны удаляться от разделений.
Разве разделился Христос”... 1433. 1Кор.1:13
Члены Церкви Христовой должны быть в полном взаимном отношении друг к другу и непротивлении.
Если нога скажет: я не принадлежу к телу и т.д.; не может сказать глаз руке ты мне не надобна”… 1443. 1Кор.12:20
Ж. О составе Церкви Христовой и внутреннем порядке Ее Ж. Против состава Церкви
Церковь не может состоять из одних мирян. Возражая по сему пункту сектанты прежде всего приводят места против трехчинной иерархии” 1)Отвергая всякое чиноначалие (Ин.10:16).
Тело же не из одного члена, а из многих”... 1443. 1Кор.12 И будет едино стадо и един пастырь”.
В Церкви все не могут быть священниками. Истинный смысл под словами “едино стадо” приходится разуметь не иначе, как Церковь небесную, которая именно будет представлять из себя одно стадо Христово т. к на земле по слову Божию нельзя ожидать полного единства, как говорит Спаситель,
Если все тело глаз, то где слух”. 1443. 1Кор.12:17
В Церкви все стоит по чину.
Он поставил одних Апостолами, других Евангелистами, иных Пророками и проч.”... 1467. Еф.4:11–16 Когда Сын Человеческий придет во второй раз, вряд ли найдет веру на земле”.
В Церкви каждому члену Сам Господь дает свое место. Слова же “един пастырь” сами собой отождествляют вышеприведенную мысль, т. в земной Церкви Своей Спаситель Сам поставил пастырей, по воскресении своем, обращаясь к Апостолу Петру со словами: “паси агнцев моих”. Этим-то пастырям земной Церкви и принадлежит привести овец “другого двора” (язычников), к которым Апостол Петр и был послан на проповедь.
Но Бог расположил члены так, каждый в составе тела, как было Ему угодно”... 1443. 1Кор.12:18
В Церкви есть особое место пастырям и особое простолюдинам.
Ибо стоящий на месте простолюдина”… 1445. 1Кор.14:16 Примечание. Об отождествлении сектантами степеней епископов и пресвитеров, смотреть в конспекте о Церковной иерархии
В Церкви без пастырей не может начинаться Богослужение.
Если же не будет истолкователя, то молчи в Церкви“... 1445. 1Кор.14:28
Истинные Церковные проповедники должны иметь посланство.
Как будут проповедовать если не будут посланы”... 1426. Рим.10:15
Пастыри истинной Церкви должны иметь грамоту от епископов.
Надлежит ему иметь также и доброе свидетельство от внешних”... 1485. 1Тим.3:7
З. Внешнее управление в Церкви З. Против внешнего и внутреннего порядков Христовой Церкви
Кто должен пасти Церковь? Отвергая Церковное чиноначалие, сектанты таким образом восхищают и власть самовольного толкования Св. Писания и Богослужения.
Внимайте себе и всему стаду, в котором поставил вас Дух Святой”... 1385. Деян.20:28 По первому пункту (толкования) приводят: 1Кор.14:26.
Кто должен управлять Церковью? И так что же, братия! когда вы сходитесь, у каждого из вас есть псалом, есть поучения, есть язык, есть откровение, есть истолкование; все сие да будет вам к назиданию”…
Чтобы, если замедлю, ты знал, как поступать в доме Божием, который есть Церковь, столп и утверждение истины”... 1485. 1Тим.3:15 Всмотревшись строго в смысле этой речи св . Апостола ничуть не видно, чтобы здесь говорилось о сектантском самодельном толковании слова Божия, ибо выражение “есть истолкование”, “есть псалом” ясно говорит, что все эти руководства уже готовые истолкованные представителями церкви.
Кто имеет дар священства и как?
Рук ни на кого не возлагай”... 1485. 1Тим.5:22
Только рукоположенным от епископов пастырям Господь вручает благодать священства, как и св. Апостолам через дуновение 1355. Ин.20:22
Благодать священства должна видимо передаваться через людей… 1488. 2Тим.1:6 Ниже 1Кор.14:28 прямо воспрещает самовольные толкования: “Если истолкователя нет, то молчи в Церкви”.
Всякий поступающий в священный сан должен быть представлен перед епископов. Главное же наблюдение за истолкованием св. Писания принадлежит только Епископу (Тит.1:9, 2:7; 1Тим.4:1–4, 1:3–4).
Их поставили пред Апостолами”... Еще о взаимном назидании.
Только священники имеют право совершать св. Таинства. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями”. Кол.3:16.
Если кто болен из вас пусть призовет пресвитеров Церкви”.... 1400. Иак.5:14 Также о частном наставлении христиан между собой “псалмами” т. п., т. е. кто по сколько знает молитвы или песнопения, должны взаимно делиться, но не официальной проповеди, для которой у св. Апостолов существовало строгое правило: (Рим.10:15), “как будут проповедовать, если не будут посланы”.
Пастырей нужно почитать, как служителей Божиих.
И так каждый должен разуметь нас как служителей Хр. и домостроителей таин Божиих”... 1435. 1Кор.4:11 По пункту второму (священнослужение). 1Кор. 12:4–10.
Св. Апостолы вручили высшую власть свою только епископам. Дары различны, но дух один и тот же (ст. 8) одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; (ст. 10–11) иному чудотворения, иному пророчества, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков”.
Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил пресвитеров по всем городам”... 1491.Тит.1:5
Рукополагать пресвитеров и диаконов власть принадлежит только епископам.
Внимайте себе и всему стаду в котором Дух святой поставил (пресвитеров) блюстителями т. е. через епископов, пасти Церковь Господа и Бога”... 1385. Деян.20:28 Во-первых, из всех перечисленных общих даров, дара священства нет, а во вторых при своем невежестве сектанты не только не могут истолковать какой-нибудь язык, но даже по-русски плохо читают Евангелие, извращая смысл и букву св. Писания.
Сами же епископы законны только тогда, когда имеют сей дар через “рукоположение” от других епископов, раньше получивших дар священства, ибо как можно передать власть другим, не имея у себя … 1488. 2Тим.1:6–7
И. О признаках истинной Церкви И. Против признаков истинной Церкви
Какими признаками Господь одарил истинную Церковь свою? 2Фес.2:8,9И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия своего того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными”.
Уверовавших же будут сопровождать знамения и чудеса сии”... 1285. Мк.16:17
Чем подкреплялось слово св. Апостолов?
Последующими знамениями и чудесами”... 1285. Мк.16:20 Во-первых, говорится о пришествии антихриста, который даст чудеса ложные, а у Христовой Церкви с самого начала совершались чудеса истинные, которые и служат доказательством Ее Божественного происхождения, так как в первые же дни жизни Церкви, слово и проповедь Апостолов подкреплялись последующими знамениями и чудесами (Мк.16:20).
Чем Сам Христос доказывал истинность свою?
«Последующими знамениями и чудесами»… 1458. 2Кор.12:12
В чем сказались признаки истинного Апостольства? Да и сам Господь Иисус Христос доказывал Свою Божественность также чудесами, говоря Апост. Филиппу: “Если не верите Мне, то верьте по делам Моим” (Ин.14:11).
«Признаки (истинного) Апостольства оказались во мне знамениями и чудесами? 1458. 2Кор.12:12 И на вопрос посланным от Иоанна ответил: “И сказал им Иисус в ответ: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите; (5 ст.)слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые восстают и нищие благовествуют” (Мф.11:4–5).
Верьте мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам”... 1347. Ин.14:11–12
У истинной Цервки Христовой должно собл.даться семь св. Таинств 1235. Мф.11:4–5
Против таинств
Крещение 1329. Ин.3:1–7 Сектанты, не веруя в благодать Святого Духа, не признают таким образом и таинственных действий Св. Духа в таинствах, против которых приводят следующее место: “ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано”. (Мф.10:26).
Миропомазание 1367. Деян.8:14
Причащение 1450. 2Кор.1:21–22
Покаяние 1383. Деян.19:18
Елеосвящение 1400. Иак.5:14
Священство 1487. 1Тим.5:22
Брак 1469. Еф.5:32–33
Несостоятельность сектантского понимания этого места, по отношению к св. таинствам изобличается тем, что здесь Спаситель говорит ученикам не о таинствах веры, а тайнах человеческих, которые всегда для Бога явны, как говорит Спаситель: “не бойтесь их т. е. не бойтесь обличать их (фарисеев), “что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях”. В истинной же Христовой Церкви св. таинства установлены, совершать которые поставлены особые на то пастыри, как говорит Ап. Павел, “и так каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих”. (1Кор.4:1).
В другом месте св. Писания этот же Апостол, говоря о должности диакона в Церкви замечает, что они должны быть также верными “хранителями таинства веры”, т. е. строго соблюдающими св. таинства. (1Тим.3:9).
О таинстве брака Ап. Павел говорит: “Тайна сия велика‘. (Еф.5:32).
И так во всех таинствах заключаются непостижимые для ума человеческого действия Св. Духа, которые каждый истинный христианин может постигать глубокой верой сердца
Например: тайна воплощения Сына Божия, только то семени жены, как Бог один, но троичен в лицах и т. п. многое. И на вопрос сектанта, должны ответить, что это совершается так, как Господь пятью хлебами насытил 5 тысяч, как воду превратил в вино, как море превратил в кровь и т. п.

Приложение. Историческая истина о Божественном происхождении Св. Православной Греко-Российской восточной Церкви

При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово”. (2Кор.13:1)

Истинные христианские первоучители Св. Апостолы, проповедуя народам Божественное учение Спасителя и совершенное Им спасение рода человеческого на земле, прежде всего прибегали за подкреплением проповеди своей, “к вернейшему пророческому слову”, Священного Писания, как высочайшему Божественному свидетельству, которое в несчетное число крат выше “свидетельства человеческого”. Но, вразумляя или обличая неверующих, они нередко обращались также и к свидетельству человеческому, следую примеру Божественного учителям: “дабы, устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово”. (Мф.18:16). Они часто приводили также народные пословицы или поговорки, а иногда ссылались и на изречения современных им писателей, как Апостол Павел в послании к Критскому епископу Титу, бичуя нравственное падение критян, ссылается на одного из тогдашних их стихотворцев. (Тит.1:12).

Изложив в предыдущих страницах “Конспекта” православно-догматическое учение об истинной Христовой Церкви на земле, со множеством доказательств от слова Божия: о Божественном устроении Св. Православной Церкви, Ее внешних и внутренних порядках, Ее истинной нелицемерной святости, Ее верных Божественных признаках – чудесах Божиих, и, наконец, Ее обетования вечности, – надлежит нам, подражая первоучителям Св. Апостолам, привести здесь для вящего вразумления заблудших и свидетельства человеческие от Св. Предания и Истории христианской Церкви.

Если бы в данном случае заблудшие стали отрицать по невежеству и лукавству своему авторитет церковной истории, то в обличение их мы привели бы множество мест из Св. Писания, что История есть священнейшая книга, которой первоначально служило само Св. Писание В. Завета, где помимо всяких Богооткровенных истин, записана также родословная Иисуса Христа от Адама, Авраама, Давида и т. д., по которому исчислению и ожидалось пришествие Спасителя на землю. (Мф. 1:1–18). Между тем, как от сотворения мира до Моисея никаких писаний не существовало, значит все священные события в роде человеческом о Божественных откровениях хранились только преданием. Так и История христианской Церкви, книга правил Св. Апостолов и др., есть священнейшие христианские книги, как бессмертные и неотступные свидетели жизни Христовой Церкви, в которых записано невошедшее в состав книг Св. Писания устное слово, как Самого Спасителя, так и Св. Апостолов, которое ими же заповедано хранить под строгим предупреждением анафемы. Ибо Апостол Павел, увещает в 1Фес.2:13 Фессалоникийских христиан хранить устно переданное им повеление, каковое, говорит Апостол “есть слово Божие”; а в послании к Галатам замечает, что “если б даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали (содержать предания), да будет анафема”. Поэтому всякий сектант, отвергающий предание, по слову Апостола Павла, да будет анафема.

Ради этого, ниже прилагается от Истории Церкви, подробная выборка или перечень всех сект, ересей и расколов, появлявшихся с первых времен существования Христовой Церкви и до наших дней, с краткими примечаниями особенностей лжеучения всякой секты, дабы таким образом можно было отличить “чистое от нечистого и священное от несвященного”.

Список сект, ересей и расколов


Наименование секты, раскола и ереси Время отпадения Особенности лжеучения Каким Вселенским Собором осуждены
1. Религия еврейская I в. Это не принявшие свидетельства Спасителя 1-м в Иерус. 51 г.
2. Еврействующая ересь I в. Уверовавшие во Христа, но содержавшие обрезания и др. постановления В. З. иудейские.
3. Евиониты I в. Почитавшие Спасителя только за пророка или Божественную силу.
4. Гностики I в. Не признавшие Спасителя Всемогущим и пришедшим во плоти.
5. Монтанисты II в. Отличавшиеся сатанин. горд. и признававш. только себя святыми.
6. Патрипасиане II в. Сливавшие Св. Троицу в одно лицо.
7. Ересь Павла Самосатского III в. Отвергавшая Божественность Иисуса Христа.
8. Ересь Савелия III в. Не делавшая различия лиц Св. Троицы.
9. Ересь Манеса III в. Проповедовала совершение уничтож. Христианства.
10. Раскол Новациан III в. Повторяли крещение.
11. Раскол Донатистов III в. Имевшая ложного епископа.
12. Ересь Ария IV в. Отрицала Божественность Иисуса Христа. 1-м в Ник. 325 г.
13. Ересь Македония IV в. Отрицавшая Божественность Св. Духа. 2-м в 381 г.
14. Ересь Нестория V в. Отриц. Бож. Иисуса Христа и умаляла достоинство Божией Матери. 3-м в Ефесе 431 г.
15. Ересь Пелагия V в. Отрицала первородный грех и искупление рода человеческого.
16. Ересь Евтихиан или монофизитов V в. Отрицала человеческое естество И. Христа. 4-м в 451 г.
17. Ересь Феодора Монсуетского VI в. Отрицавшая Божеств. Иисуса Христа и почитание Божией Матери. 5-м в Халкид. 553 г.
18. Ересь Монофелит. VII в. Признававшая в существе Иисуса Христа одну человеческую волю. 6-м в 680 г.
19. Ересь иконоборческая VIII в. Отрицавшая почитание священных изображений. 7-м в Конст. и Пом. 842 г.
20. Армяно-Григорианская V в. Признававшая распятие всей Св. Троицы.
21. Иаковитская VI в. Признававшая только одно естество в Иисусе Христе.
22. Коптская VII в. Принимавшая обрезание и пост. свящ. через дуновение.
23. Абисинская VII в. Празднование субботы с воскресным днем равночестно.
24. Маронитская VII в. Признававшая главенство папы во всей Церкви.
25. Римско-католическая XI в. 1054 г. Главные погрешности: 1) учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына; 2) о главенстве папы во всей христианской Церкви; 3) учение об индульгенциях, т. е. освобождении грешников от наказаний, ради сверх должных заслуг святых угодников, которыми распоряжается будто бы папа и т. п.; 4) учение о безгрешном зачатии Божией Матери и, о непогрешности пап. (1-е осуждение состоялось в 867 г., а окончательное отделение, вследствие еще новых ересей в половине 11в. – 1054 г.).
26. Лютерано-протестантская XVI в. Лжеучение об оправдании одной только верой без личных добрых дел грешника, отвержение таинств, за исключением крещения, причащения и покаяния; отвержение Св. постов, почитания Св. угодников, почитание Св. изображений, Св. Предания и праздн.
27. Кальвинизм XVI в. Отделившись от Лютера, отвергли все за искл. двух таинств, крещения и причащения, которые признают лишь обрядами.
28. Англиканская XVI в. То же, что лютеранство, но имеет епископальное устройство.
29. Пуритане XVI в. Имеют только пресвитеров.
30. Интепенденты XVI в. Отвергли и пресвитеров.
31. Социане XVI в. Отвержение Божествен. Иисуса Христа.
32. Анабаптисты 1536 Отвержение всех таинств, иерархии и Св. изображений; совершали перекрещивание уже крещеных в младенчестве детей. Кроме того не признают клятвы и военной службы. (Эта секта есть родоначальница наших русских сект, меннонитов и баптистов – тожь штундистов).
33. Квакеры XIV в. Учащие, что истины нигде нет и ее нужно почерпать только в своем сердце, по внушению Св. Духа.
34. Ересь стригольников XIV в. Отрицание священства.
35. Жидовствующие XV в. Отрицание Христа, равно как иудеи.
36. Старообрядческий раскол XVII в. Не принявшие исправленных книг и таким образом лишившиеся священства.
37. Перекрещенцы XVII в. Повторяли крещение над вступившими к ним.
38. Перемазанцы XVII в. Повторяли миропомазание.
39. Диаконовцы XVII в. Принимавшие к себе через проклятие прежних вер.
40. Сусловцы XVII в. Названы по имени основателя купца Суслова.
41. Поморяне XVII в. Совершающие перекрещ., перевенчивание и т. п.
42. Филипповцы XVII в. То же, но не молящиеся за царей.
43. Федосеевцы XVII в. То же, но очищающие пищу базаров поклонами.
44. Нетовцы XVII в. Раскольники, отвергающие все: нет ни Церкви, ни таинств и проч.
45. Странники (бегуны) XVII в. Странствующие (бродяжничествующие).
46. Лжесвященство австрийское XVII в. Раскольники, имеющие ложное священство от беглого митрополита Амвросия, иначе – краденое священство.
47. Хлысты 1645 Безбрачники (развратники).
48. Скопцы 1645 Ради спасения души занимаются членовредительством.
49. Духоборы 1802 Отверг. таинства, священство и даже Св. Писание.
50. Молокане 1802 Признающие Св. Писание, но отвергающие всякую власть.
51. Общие 1802 Все имеют близкое сходство с молоканами.
52. Воздыханцы 1802
53. Охонцы 1802
54. Немоляки 1802
55. Штундо-баптисты XVII Секта основана в Германии учениками Лютера, немцем Яковом Шпенером и др. и занесенная в Россию немецкими колонистами в начале 19 века с пастором Бенекемпером во главе, который и крестил краденым образом вместе с немцами колонистами русского рабочего Цимбала, В это время на Кавказе, в Тифлисе появился немецкий кузнец баптист, Мартин Кальвейт, который и положил начало лжеучения и (родословную) наших баптистов. Здесь достойно внимания то, что сектанты штундисты-баптисты совращая простодушных и доверчивых православных прикрываются всегда авторитетом Божественного происхождения своей секты от Апостолов, тогда как начало свое имеют от немецкого кузнеца Кальвейта2.
56. Пашковцы 1876 Признающие в спасении одну лишь веру.
57. Толстовцы 1880 Совершенные Богоборцы.
58. Адвентисты 1880 Ожидающие пришествие Спасителя в 1923 г. и празднующие субботний день.
59. Дырники 1880 Вместо чтения Св. Писания и Богослужения созерцают в дыру.
60. Еноховцы 1880 Учащая, что антихрист уже в мире, а в лице о. Иоанна Кронштадского и еще одного священника, посада Дубовки, эта секта видит воплотившихся пророков Еноха и Илию.
61. Иоанниты 1890 Почитающие о. Иоанна Кронштадтского за воплотившегося Сына Божия.
62. Малеванцы 1890 По фамилии основателя ее, мещанина г. Таращи Кондрата Малеванного, объявившего себя вследствие умопомешательства Христом Спасителем. Между прочим он предполагал совершить страшный суд над всеми народами.

Итак, да будет теперь известно всякому истинно чтущему и любящему христианину духовную мать свою Св. Православную Церковь, что пережив все перечисленные козни врат адовых, она осталась непобедимой, по неложному завету Иисуса Христа: “созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее”. Все же поименованные секты, ереси и расколы есть ничто иное, как плевелы на ниве Христовой и различные оружия одной и той же сатанинской армии. Достойно замечания то, что одно уже доказывает, что здесь именно истина. В отдельности враждуя между собой, они этим только оправдывают справедливость Св. Православной Церкви. Так, пример два крупных отпадения, как католичество и лютеранство: первая (католическая), внесши много ересей, сохранила таинства и обряды, существовавшие с апостольских времен, чем обличает лютеранство и всех остальных и поддерживает Православную Церковь; вторая же (лютеранская) заблуждаясь отвергнув Церковь, таинства, священноначалие, но не признав самозванства пап Римских – такце оправдала православие.

Исторический материал при составлении перечня сект и расколов заимствован из церковной истории Робертсона и брошюры свящ. мисс. о. В. Кулинского

* * *

1

Страницы Библии изд. Св. Синода и Киев. Лавры одинаковы.

2

Сведения эти наши сектанты опровергать не могут так как они заимствованы из их журнала “Баптист” за 1908 год.


Источник: "Миссионерский конспект" по изложению православно-догматического учения о церкви христовой : В пособие при собеседованиях с сектантами и разметки Библии, со сводом текстов, приводимых сектантами в оправдание своего лжеучения и крит. примеч. к ним / Сост., по лич. способу, пом. епарх. миссионера 2 окр., Харьк. епархии А. Бушев. - Харьков : Коммерч. тип., 1910. - 31 с.

Комментарии для сайта Cackle