Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Духоборы и молокане Лжехристы. Монтано-молоканские: Иван Григорьев и Григорий Верещагин
иером. Арсений

Лжехристы. Монтано-молоканские: Иван Григорьев и Григорий Верещагин

Источник

(К истории монтано-молоканской секты)

Содержание

Краткое жизнеописание лжехриста Учение лжехриста О втором лжехристе и о крещении его О бесновании еретиков Возвращение из Турции лжехриста Избрание лжеапостолов Установление кружки Увеличение дохода кружки Введение пьянства в обществе еретиков Разрушение брака и введение распутства в обществе еретиков О втором лжехристе, Г. И. Верещагин Второй лжехрист и его апостолы Заключение  

 

Приступая к описанию учения лжехриста, я желаю предварительно сказать несколько следующих слов. Как объяснение действия смертоносного яда бывает благодетельно для всех людей, которые, узнавши его свойства, остерегаются его, и только враг своей жизни, несмотря на общеизвестные смертельные свойства этого яда, убивает себя им или другим каким-либо оружием, так и объяснение душеубийственного яда всякого ложного учения бывает благодетельно для всех, ищущих душевного спасения. Кроме того нужно заметить, что изобличение ложного учения, приносит двойную пользу, а именно, православные, узнав о лжеучении, всячески будут удаляться от него, а те несчастные, которые, по неведению своему, были заражены лживым учением, подслащенным, подобно яду, сладостным и приятным питием, отвергнут его и обратятся к истинному учению церкви Христовой. Сам Иисус Христос, предостерегая нас от вкушения такого душеубийственного яда, говорил: «блюдитеся да никто же вас прельстит» и далее объясняет, каких именно, прельстителей должно блюстися, говоря: нози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос и многи прельстят... и мнози лжепророцы восстанут, и прельстят многия» (Мф.24:4–5, 23, 24–26, 24:11, 7:15). Из приведенных нами слов видно, что должно блюстися двоякого рода прельстителей; к первому относятся лжехристы, а ко второму лжепророки, чрез которых диавол будет ополчаться на церковь Христову, а посему Иисус Христос и сказал: «мнози приидут во имя Мое» или: «мнози лжепророцы возстанут». В настоящее время сие предсказание Иисуса Христа в точности исполняется, ибо мы видим, что бесчисленное множество лжепророков явилось в мир, и всякий из них выходит на брань с церковью Христовой, изобретя свое оружие и собирая свое полчище воинов. Сколько, мы видим, у нас в России явилось ныне таких антихристианских обществ, которые трудно даже проследить и изобличить, и все они, под руководством своего отца лжи воюют против церкви Христовой, уловляя, как бы сетью, наш православный люд своими прелестными учениями, причем одни выдают себя за Христа, другие за пророков, a женщины их именуют себя богинями и пророчицами, каковым умопомраченным беснованием своим они, как проказой, заражают наших православных.

С такими апокалипсическими звероподобными чудовищами и приходилось мне несколько лет вести духовную войну и, при содействующей благодати Божией, многих из них пришлось вразумить, изобличив их заблуждение пред многочисленными слушателями, причем и многие православные, будучи склонны к их учению, получили себе укрепление в истине и делались истинными чадами церкви Христовой. По изложенным выше соображениям я и желаю пустить в свет описание учения лжехриста, с которым я вел беседы, надеясь сим вразумить его последователей, ибо и Апостол говорит: «вся же обличаемая от света являются: все бо являемое свет есть» (Еф.5:13); если же обличение есть свет, то не должно столь смертоносный яд скрывать во тьме, ибо диавол ничего так не боится, как изобличения пред народом его лживого учения, которое он чрез своих лжеучителей всячески скрывает и хранит, дабы оно не изобличилось светом правды, спасающим души человеческие, которые уловляет диавол своею ересью, как тайными сетями. На сем основании все ересеначальники, по внушению владеющего ими, стараются всячески скрыть свои ложные учения пред всеми здравомыслящими и просвещенными людьми, опасаясь, да не сокрушится их диавольское оружие, a посему и поступающего в их общество они учат не открывать их учения умным и ученым людям, а распространять его между подобными же простецами. Главные же обольстители, именующие себя христами и пророками, всякого новопоступающего в их ересь подводят под страшную клятвенную присягу в том, что он не откроет тайн их учения, в противном же случае угрожают ему в будущем разными клятвами и кознями. Мало того, некоторых они заставляют выпускать кровь из правой, а иногда из левой руки, и этою кровью принуждают подписывать свое клятвенное обещание; если же кто не умеет писать, таковый ставит своей рукой несколько кровавых точек на присяжном листе, каковые знаки служат вместо подписи. Итак, из всего сказанного благоразумный читатель поймет, сколь хитростно управляет диавол еретикамии, и сколь глубокие рвы копает он, куда тысячи душ человеческих, по неразумию своему, ежедневно падают, живыми нисходя во ад. Кроме того узнано, что иконоборческие лжеучители не выпускают в свет своих учений; хотя некоторые из них и пишут, но тщательно скрывают свои хартии от всех ученых и рассудительных людей, а посему не ясно ли на них сбываются слова Спасителя: «и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла. Всяк бо, делая злая, ненавидит света, и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть. Творяй же истину, грядет к свету, да явятся дела его, яко о Бози суть соделана» (Ин.3:19–21). Итак, при обличении всякой тайной лжи, все легионы бесовские трепещут и трясутся, ибо не терпят своего изобличения, об которое разбиваются их тайные козни, и тем избавляются от погибели души человеческие. На сем основании и называется обличение светом, а молчание тьмой.

Вечером 1872 года ноября 9 дня в Самарском Николаевском монастыре, где я жил тогда в качестве рясофорного монаха, в моей келлии со мною занимался делами местной миссии покойный миссионер Иван Артемьевич Савельев1. По окончании наших занятий Иван Артемьевич остался у меня ночевать. Едва успел я заснуть первым сном, вдруг я услышал крик Ивана Артемьевича: «Ко мне, о. Арсений!.. Ты спишь или нет?» Затем он рассказал мне необыкновенный и странный сон, который сильно перепугал его, и от которого он проснулся. «Шел он будто бы со мною каким-то полем. Вдруг является седьмиглавый змий и со страшным остервенением нападает на него. Иван Артемьевич стал защищаться от змия каким-то длинным оружием, вроде копья. По приказанию его и я с таким же оружием в руках начал поражать змия. Наконец, змий был поражен, ему отбили мы несколько глав, и потом он издох». Рассказав этот сон, Иван Артемьевич заметил: «Ну, о. Арсений, наверное, придется нам с тобою бороться с духовным змием, нужно просить Господа Бога, чтобы Он помог нам»... Иван Артемьевич не ошибся: сон действительно сбылся.

Утром ноября 10-го Иван Артемьевич отправился по делам миссии к преосвящ. Герасиму2, но скоро, часа чрез полтора, на извозчике является снова ко мне и рассказывает мне следующее. Из Новоузенского острога переведен в острог Самарский какой-то бродяга Иван Григорьев, выдававший себя за христа и долгое время безнаказанно развращавший своим еретическим учением крестьян Новоузенского уезда. Этот Григорьев заявил смотрителю острога г. Богородицкому о своем желании побеседовать с Иваном Артемьвичем Савельевым и со мною, и просил Богородицкого пригласить нас для этого в острог. Смотритель, с разрешения начальника губернии, желание узника передал преосв. Герасиму, который и благословил нас исполнить его желание.

Того же 10-го числа месяца ноября я и Иван Артемьевич, с благословения преосвященного, отправились в тюремный замок и, в сопровождении г. Богородицкого, вошли в солдатскую сборню. Вскоре к нам привели двух арестантов, крепко закованных в железо. Один из них был рослый и представительный мужчина с небольшой, средней бородой и темнорусыми волосами. На рябоватом лице его мелькала утонченная хитрость; глаза смотрели смело и даже проницательно; в телодвижениях и вообще в обращении его заметна была самоуверенная развязность человека, привыкшего к власти. Это и был лжехристос Иван Григорьев; пониже ростом и не таким видным выглядывал другой арестант «предтеча или наперсник христа» Иван Артемьев, крестьянин села малой Новоузенки, который, часто и с некоторым благоговением взглядывал на Ивана Григорьева.

Я и Савельев поздоровались с вошедшими узниками и подали им в гостинец несколько фунтов кренделей. Иван Григорьев поблагодарил нас за это, прибавив, что он за это воздаст нам в будущем «великой расплатой». Затем, каким-то плаксивым голосом он начал говорить нам нечто вроде речи. В ней сначала он благодарил нас за наш к нему приход: «В темнице бех», – говорил он – «и приидосте ко мне» (Мф.25:36). Затем он жаловался нам, что страждет за евангельскую истину от князей века сего и слуг их; что все его враги не избегнут его суда: «страданием своим осудит их». Тут оратор неожиданно разгорячился и принялся уже кричать и произносить различные ругательства на этих «врагов», так что мы принуждены были прервать его и напомнать ему, что мы приехали к нему не для дознания или суда над ним, но для беседы и по его собственному желанию. Иван Григорьев утих. Тогда мы спросили его, какой он веры и к какому обществу именуемых христиан он принадлежит. Иван Григорьев ответил: «Я духовный христианин, принадлежу к церкви Сионской и возвещаю людям повеление Господне». – «К какому именно обществу», – снова спросили его мы, – «принадлежишь ты: к молоканскому, духоборческому, штундистскому или к другому какому-нибудь?» В ответ Иван Григорьев принялся ругать эти сектантские общества, равно как и некоторые другие. Так, молокан он называл пораженными Уклеинской чумой, духоборцев – богоборцами, а монтан и хлыстов ночными сычами и бешеной скотиной. О себе же сказал он, что он «не есть от мира сего нечестивых».

«Исполняешь ли ты, – спросили мы, – евангельское учение?» С особенным ударением и самоуверенностью Иван Григорьев заявил нам, что он самый истинный последователь евангельского учения. Мы попросили его сказать нам, признает ли он св. таинства, учрежденные Самим Иисусом Христом и завещанные Его Апостолами. Собеседник наш сказал, что все эти таинства он «исполняет в христианском духе, чрез одну веру в Бога»; видимые же действия в сих таинствах считает лишними, не нужными: их признают и выполняют только «плотские и противобожные люди», христиан же одна вера спасает. Мы заметили Ивану Григорьеву, что на св. таинства так смотрят и молокане, и духоборцы, и монтане, а не он один, но что такой взгляд не правильный. В Евангелии и других апостольских писаниях ясно говорится и о необходимости в таинствах видимых действий. В доказательство этого мы прочитали нашему собеседнику из Библии о крещении водою Иисуса Христа от Иоанна, о крещении каженика от Апостола Филиппа, ο завещании Спасителя ясти плоть Его для нашего спасения, о совершении Им Самим таинства Евхаристии..., словом, мы вычитали для Ивана Григорьева большинство тех библейских текстов, на которых опирается православная церковь в своем учении о необходимости обрядовой стороны таинств. Иван Григорьев снова заволновался и загорячился и в ответ нам мог только порицать св. церковь за ее приверженность «письменности или букве». «Дух евангельский, – прибавил Григорьев, – отвергли православные; истинный смысл Священного Писания закрыт для них Самим Богом – за то, что они воздвигали и воздвигают гонения на Божиих людей, как напр. на него, Ивана Григорьева, невинно пострадавшего за истину; что он в своем страдании делает будто бы то же, что и Христос». Григорьев совершенно расстроился духом и весь трясся.

Желая вновь успокоить дух нашего собеседника и хоть чего-нибудь более определенного да добиться от него, мы тихо и кротко попросили его объяснить нам, как он смотрит вообще на Св. Писание, и в частности, на те места из него, которые мы привели ему в защиту православного учения о таинствах. Иван Григорьев, видимо обрадовавшись нашему вопросу, быстро успокоился и начал говорить нам приблизительно следующее: «Я все Священное Писание понимаю не по букве, но духовно. Так как все оно написано от Духа Божия для человека, то и названия природы всяких предметов должно относить к человеку же. Если человек своими делами уподобляется скоту, то Писание его изменует скотом, если – зверю, то оно именует зверем. Таким образом, все предметы, упоминаемые в Библии: земля, горы, холмы, трава, деревья, вода, реки, моря, скоты, звери, гады, птицы, ветер, воздух, солнце, месяц, звезды, ангелы, бесы, ад, рай, смерть, жизнь – не должны быть толкуемы буквально, но должны относиться к человеку».

Услыхав такое странное толкование Священной Библии и желая поглубже вникнуть в его смысл, мы попросили Ивана Григорьева, яснее растолковать нам свого теорию на библейском рассказе о шестидневном творении, причем заметили ему, что по смыслу этого рассказа, человек – есть венец творения, так что свет, видимое небо, небесные светила, растения, животные, словом, все, что было сотворено Богом в течение первых пяти дней, сотворено Им для человека и вручено ему под власть. Иван Григорьев объяснил, что всякий день Бог творил людей, но они по своему невежеству обращались в разные чудовища: извергов, гадов, зверей, птиц и проч. «Только в 6 день Бог сотворил Адама, то есть, праведное потомство».

«Если Адам, – спросили мы, – был не первый человек, так кто же, по твоему мнению, был первым чедовеком?» – «Были люди и до Адама», – ответил Иван Григорьев, и в доказательство этого сослался на Каина, который, по убиении Авеля, удалился от своего отца и поселился в земле Наид и, «взял себе жену из жителей Наида, происшедших, конечно, не от Адама». Мы возразили, что в Писании не сказано, что Каин взял жену или «женился» в Наиде, а сказано, что он позна жену свою и заченши роди Еноха» (Быт.4:17). Познание же жены в Библии означает не женитьбу, а начало чадородия. Так напр. в 4 гл. Быт. 1 ст. читаем: "Адам же позна Еву жену свою и заченши роди Каина; Лот говорил Содомлянам: «суть же ми две дщери, яже не познаша мужа (Быт.19:8); дева бе (Ревекка), муж не позна ея» (Быт.24:16) и пр. – Приводили Ивану Григорьеву и другие подобные же библейские тексты. Но Иван Григорьев с язвительной усмешкой сказал: «Как вы не толкуйте по-фарисейски, я вас не послушаю... В Писании именуется и город Наид, в котором женился Каин». На это нами было сказано, что имя Наид – еврейское и означает «изгнание», что оно придумано было с целию обозначить место изгнания убийцы Каина и потому, следовательно, получило свое название после его преступления по месту жительства его потомков.

Мы вопросили еще Ивана Григорьева объяснить нам историю всемирного потопа: как 40 дней и 40 ночей шел проливной дождь на землю; как вода покрыла все лице земли со всеми горами ее; как все живое погибло от этого, исключая праведного Ноя с семейством и тех животных, которых он, по воле Бога, ввел в свой ковчег; как ковчег Ноев носился поверх воды и т. д. При этом мы заявили желание, чтобы он все предметы, упоминаемые в этой истории, переложил, согласно своей теории, на людей. Собеседник наш озадаченный особенно последним нашим желанием, стал окончательно в тупик. Но когда с ним прошел немного столбняк, то он начал кричать и всячески злословить нас, между прочим, называя нас фарисеями и искусителями. Как волку не свойственна овечья кротость, так и еретику смирение! Смотритель острога и прочие присутствующие вступились за нас, говорили ему, что он не в праве так ругать нас, так как мы с ним кротко и дружески обращались и никаким оскорбительным именем не обозвали его, тогда как сам он уже не одно оскорбительное слово сказал нам в течение этой беседы. Иван Григорьев одумался и за свои неприличные выходки попросил у них извинения.

Собираясь оставить узников, в заключение своей беседы мы довольно подробно говорили им, какими слособами нужно пользоваться, чтобы правильно понимать и толковать Священное Писание; особенно просили их различать, где следует понимать его по букве, а где иносказательно. При прощании Иван Григорьев просил нас еще побывать у них, а мы попросили его думать о тех наших вопросах, которые он еще не разрешил, а в особенности о том, можно ли под всяким предметом, упоминаемым в Св. Писании, разуметь человека.

Ноября 16-го я и Савельев снова отправились в тюремный замок и вызвали в солдатскую же сборню Ивана Григорьева и его наперсника. Ивана Григорьева мы опять попросили объяснить нам повествование книги Бытия о шестидневном творении и в частности, почему он думает, что были люди и до Адама, и кто был, по его мнению, первый человек. Григорьев ответил: «Род человеческий существовал до Адама еще за 5000 лет». На наш вопрос, откуда он заимствовал это учение, Григорьев ответил вопросом же: «В какой день сотворен был Адам?» – «В шестый», – ответили мы. Иван Григорьев самодовольно рассмеялся и сказал: «А как вы понимаете о творческих днях, считаете их за обыкновенные дни или нет?» – Мы сказали: «За обыкновенные; а ты как же думаешь об них?» – «Я понимаю, – ответил он, – что каждый творческий день равняется тысяче годов. До Адама было пять таких дней, значит, 5000 годов». – Мы спросили его, откуда он заимствовал такой взгляд. – Он сказал: «Я вычитал из книги, составленной вашими учеными». Но из какой именно – мы от него не добились, тем не менее подробно доказали ему несостоятельность и этого положения его самочинной догматики.

После этого мы стали вразумлять его в том, что он страшно богохульствует, выдавая себя за Христа и живого Бога и тем, уподобляясь сатане, самовольно пожелавшему восхитить престол у Бога, и злейшему врагу Христову, антихристу. На эти слова наши Григорьев смиренно ответил: «В ком, по слову Апостола, дух Христов, в том и Христос, и имеет тот область Сыном Божим именоваться и может то же творить, что и Христос, и больше Христа может сотворити». Обличив нашего собеседника в искусственном сопоставлении текстов, между которыми нет никакой связи, и неправильном их понимании, мы перешли к другому вопросу. «Имеешь ли ты, – спросили мы Григорьева, – жену?» – «Не имею», – ответил он. «Правда твоя, – сказали мы, – ты законной жены не имеешь. А сколько при тебе находится духовных жен? Если ты именуешь себя Христом, то не утаи, скажи нам, сколько у тебя жен и сколько детей?» Этот вопрос до того не понравился Ивану Григорьеву, что он совершенно вышел из себя. Глаза у него налились кровью и, казалось, хотели испепелить нас; все тело его тряслось, а руки судорожно сжимались. В ответ нам он мог только снова разразиться на нас страшными ругательствами, называть нас фарисеями, Христораспинателями и пр. Смотритель замка, опасаясь, что Григорьев бросится на нас, и справедиво находя, что дальнейший разговор с ним был бы уже излишним, велел конвойным увести его с наперсником его. Когда они пошли из сборни, Григорьев, обернувшись к нам, сказал: «Если бы вы со мной встретились в Новоузенском уезде, я бы вам доказал о моих женах».

Смотритель острога, когда ушли арестанты, рассказывал нам, что, еще до первой нашей беседы с ними, Иван Григорьев хвалился пред острожниками, будто ни один миссионер не может переспорить его: если даже сам преосвященный приедет в острог, и тот не победит его. Но когда на первой беседе Григорьев вовсе не так успешно защищал свое вероучение о таинствах церковных, как бы ему хотелось, и когда поэтому его первый ученик, сам «предтеча и наперсник Христа» поколебался в вере в своего учителя и доложил прочим арестантам, что его христос «не выстоял против монаха», – арестанты так проняли Григорьева своими насмешками над его неожиданной неудачей, что на вторую беседу он не хотел было совсем являться.

Вторая наша беседа с лжехристом была вместе с тем и последняя. Наши убеждения, не произведшие на него никакого плодотворного действия, и даже, быть может, только еще больше ожесточившие его, произвели, однако, на его наперсника Ивана Артемьева настолько сильное впечатление, что он, сознавшись в своем заблуждении, выпросил у начальства свободу и для утверждения в христианских догматах явился ко мне. Настоятель Никольского монастыря, иеромонах Филарет, разрешил новообращенному пожить в обители и укрепиться в вере, и он прожил в ней целую неделю. В течение этой недели я, между прочим, расспрашивал его о прошлой жизни Ивана Григорьева и об основанной им секте. Рассказ Артемьева, как и две беседы с Григорьевым в остроге, я записал тогда себе на память. Признавая этот рассказ весьма важным материалом для изучения секты Ивана Григорьева, я считаю нужным познакомить читающую публику и с ним. Но наперед скажу слова два о названиях этой секты. Сам Иван Григорьев, присвоивая себе и своим единомышленникам имя «молокан», питающихся млеком слова Божия, и «духовных христиан», имя, которое носят многие русские сектанты, любил, в то же время называть свою секту, сектою «методистов»3. Я после тщательного сравнительного изучения различных русских сект, нахожу свойственным придать секте Ивана Григорьева название монтано-молоканской; название же ее мормонской, по некоторым авторам, я нахожу несправедливым, так как сущность учения ее не имеет сходства с учением мормонов, которое особенно распространено в Америке.

* * *

Краткое жизнеописание лжехриста4

Жизнь Ивана Григорьева до 1855 года очень мало известна. Он был уроженец Тяглого Озера, Николаевского уезда. Его отец – молоканин, за подделку и сбыт фальшивых монет сослан был в Сибирь на каторжные работы. Иван с двумя старшими братьями остался на время в Тяглом. Но ненадолго. Подобно своему отцу, братья занимались пристанодержательством, разбоем и т. п.

Трофим умер в остроге, Дементий ушел в Амурский край; спустя немного времени и Иван за пристанодержательство разбойников, будучи преследуем правительством, принужден был удалиться на Кавказ. По прошествии некоторого времени, Иван переправился в Азиатскую Турцию и поселился там среди молокан, которые выехали из России в 1834 году для встречи у горы Арарата Христа Спасителя, долженствовавшего, по мнению большинства тогдашних молокан, прийти на землю и основать свое тысячелетнее царство в 1836 году. Неизвестно, сколь долго прожил среди этих безумных отщепенцев Иван Григорьев, проводивший жизнь свою в бродяжничестве; но в 1855 году он явился в Орлов Гай Самарской губернии, Новоузенского уезда и сначала выдавал себя тамошним молоканам за ревностного последователя Семена Матфеева Уклеина. Но потом мало-помалу стал пред орловцами развивать новое учение, которого, как он говорил, держатся великие знатоки Св. Писания, кавказские молоканские старцы.

Учение лжехриста5

В первых своих речах в Орловом Гае Иван Григорьев доказывал, что нужно оставить старую привычку искать в Библии буквального смысла, а должно понимать ее только в смысле «духовном». Доказывая эту мысль, он вместе с тем старался разъяснить ее и на примерах. Так, открыв 1-ю главу книги Бытия и прочитав слова: «вначале сотвори Бог небо и землю»..., Григорьев спросил своих слушателей: «Как вы думаете, то ли небо здесь разумеется, которое вы видите своими очами, и эта ли земля, по которой ходите?» Они в ответ: «Кое же небо и земля?» – Лжехрист: «У нас старики (кавказ. наставники) не так судят: и небо – люди, и земля – люди. Небо означает людей тех, которые рассуждают горняя; потому что на них Бог почивает, как пророк говорит: небеса поведают славу Божию (Пс.18:1); и еще: Бог на высоких живый и на смиренные призирает (Ср. Пс.112:5–6). А земля – подножие Его, т. е. слушатели его, которые слушают тех праведных, в сердцах которых находится Бог». «И рече Бог: да будет свет, и бысть свет». Это означает, что когда не было этих высокомудрствующих, то в то время была тьма, т. е. нечестивое потомство, « Дух Божий носился в верху воды», т. е. в верху этих нечестивцев (не сходя на них и не освещая); потому что в Откровении Иоанн объясняет, что видел ecи воды, люди и народы, племена и язы́цы, которых всех тьма покрыла (Ср. Апок.17:15). А когда сотворил высокомудрствующих людей (когда Дух сошел), в то время и дал Свой свет истины, от которого просветилась земля»6. Читатель помнит, вероятно, что на беседах в остроге Иван Григорьев появление на земле праведников относил шестому творческому дню, или, по его счету, к началу шестого тысячелетия; здесь же появление праведников приурочивает ко второму дню, ко второму тысячелетию. Но в голове Ивана Григорьева уживались и не такие противоречия и несообразности, как это отчасти мы уже видели и еще более увидим дальше.

Григорьев изъяснял своим слушателям подобным же образом и дальше историю творения. Но образцы его толкований этой истории читатель видел при чтении наших бесед с Григорьевым в остроге. Здесь добавить не мешает лишь следующее. Библейскую родословную патриархов в своем «духовном» смысле Иван Григорьев понимал таким образом. «Когда мы, – говорил он, – читаем в Писании, что такой-то патриарх столько-то столетий прожил, то мы должны под сим разуметь не одного этого человека, но целый род людей, целое потомство. Когда говорит Писание: родился такой-то, это означает, что в то время появлялось в людях истинное Богопознание и нарождалось, таким образом, праведное потомство. А когда Писание говорит: «умре», то значит, что потомство исчезало пред Богом, становилось неправедным».

Не трудно заметить из приведенных примеров умозаключений Ивана Григорьева, что его проповедь не отличалась стройностью мыслей и ясностью изложения. Но она произносилась человеком горячего и пылкого воображения, человеком хитрым и бывалым, произносилась властительным и страстным тоном. Это и послужило одною из причин того изумительного успеха, какой имел Иван Григорьев среди молокан Новоузенского уезда в течение нескольких месяцев. Из орловских молокан и из некоторых других сел Новоузенского уезда он менее чем в год основал свою монтано-молоканскую секту.

Но вот, по каким-то причинам, Иван Григорьев стал собираться обратно к двоюродному брату в Турцию. В последних прощальных беседах он изрек своим последователям великие обетования. «Благодать Христова, – проповедывал он, – устроенная Апостолами по воскресении Христову от мертвых, исчезла с лица земли, так что тьма бысть после того по всей земле, то есть, – неведение Божие. Теперь отчасти возобновляется эта благодать в вашем роде. Но денница солнца правды еще не воссияла в вас вполне. Вы не будьте якоже Сарра в сени, но будьте яко Дева Мария. Как она изрекла: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему, – так и вы приимите слово благовествования моего: в сердцах ваших преобразится Дух Христов, и будут в среде вашей пророки и апостолы; также народится у вас сам Сын Божий. Но только гоните, дóндеже постигнете7. «Что сотворим, – спросило его собрание, – да живот вечный наследуем?» Григорьев отвечал: «Како писано есть: имеяй две ризы, неимущему дай, и брашна такожде имейте вся обща. Сердце и душа едино да будет нам, писано бо есть: Бог вселяет в дом свой единомышленные; тако и вы будьте дом Божий и церковь Бога жива». Кроме того, Иван Григорьев заповедал своим последователям продолжительные и строгие посты (некоторым дня по два ничего не велел есть); а также к женам запретил прикасаться. В заключение, он велел своим последователям присылать ему в Турцию денег, «как в Писании сказано: за грехи нужно во Иерусалим посылать». Затем, Иван Григорьев оставил своих последователей и отправился в Турцию.

Оставленные своим наставником, ученики его принялись усердно исполнять то, что он повелел им, – в надежде поскорее получить обещанного Сына Божия и Духа Христова. Для очищения себя от своих грехов они два раза посылали Ивану Григорьеву, или как они говорили, в «Иерусалим», весьма почтенную сумму денег: в первый раз 15 тысяч, во второй – 10 тысяч рублей на ассигнации. В то же время они обратили свое особенное внимание на «обеты» или на милостыню. Она состояла главным образом в том, что каждый новоуверовавший устраивал обед для нищих, убогих и пр., причем не жалел для них угощения ни своих овец, ни телят, ни даже взрослых коров и быков. Всякий в щедрости старался превзойти своего собрата по вере. В то же время они, конечно, не забывали и других видов благотворительности. Пост и частные общественные моления шли своим чередом. Слабые верой православные и коренные молокане соблазнялись такою благочестивою, по-видимому, жизнью новых и духовных христиан, в особенности же даровыми угощениями, – и спешили наполнять их ряды.

О втором лжехристе и о крещении его

Полтора года верные последователи Ив. Григорьева ожидали исполнения обетования своего учителя. В конце этого периода ожидание их особенно усилилось. He разбирая ни дня, ни ночи, некоторые из них разъезжали по Новоузенскому уезду и «рассматривали», не получил ли кто из единоверцев их тот «драгоценный дар», который обещан Иваном Григорьичем. Два самые уважаемые наставника, Григорий Иванов Верещагин и Владимир Михайлов, наконец, объявили своим единоверцам, что они «уже вполне усовершенствовались, как сказано: «первенцы воскреснут от мертвых». Владимир Михайлов объявил себя Иоанном Крестителем, а Верещагин – Сыном Божиим. По прошествии несколько недель (не более вероятно 40 дней), эти «воскресшие первенцы» подъехали к одному озеру, что близ Малоузенки, и, выпрягши лошадь, сказали друг другу: «подобает нам, брат, исполнити всяку правду». Михайлов затем объявил Верещагину: «тебе подобает креститься от меня», – и вошли оба в озеро. Креститель возложил руку на «христа», причем оба видели, будто бы, Духа Святого, в виде голубя, сходящего на мнимого христа. Совершив это богохульнейшее дело, Михайлов и Верещагин отправились по направлению к Малоузенке8. Дорогой Михайлов начал искушать и «ругаться неприличными словами на Григория Иваныча». Григорий отвечал: «Я не соблазнюсь, какую угодно меру подлости на меня говори, – я знаю, что ты – Иоанн Креститель». Михайлов начал песни петь (вероятно, предосудительного характера), Григорий опять сказал: «Не соблазнюсь»9. В Малоузенке Михайлов и Верещагин заехали к какому-то своему знакомому, который принял их до того радушно и угостил так щедро, что они, совершенно опьянев, повздорили друг с другом, а потом и подрались. Розняли их уже соседи, прибежавшие на крик дерущихся. Это последнее событие для Верещагина и Михайлова возымело весьма большое значение. Единоверцы их всех поселений Новоузенского уезда глубоко были оскорблены, когда узнали о пьяной и всенародной драке своего «христа» с «крестителем», учиненной после такого важного события, каково было на озере, – и потому отказались больше признавать их сверхъестественные достоинства. Верещагин и Михайлов пытались, было, различными способами вразумить бывших своих приверженцев, с каковою целью, между прочим, проклинали их самих и места их общественных молений, предсказывая, что эти последние провалятся, как Содом и Гоморра. Но это только еще более вооружило «духовных» христиан против них, и они принуждены были совсем выйти из монтано-молоканской секты и обратиться в православие.

Неудача Верещагина и Михайлова повергла единоверцев их в уныние и заставила их для получений обетований еще усерднее молиться, поститься и творить милостыню. В особенности много и неразумно, до совершенного изнеможения, постились они.

О бесновании еретиков

Но неестественное напряжение религиозного чувства скоро нашло себе исход, и исход неожиданный. Однажды монтано-молокане собрались на общественное моление и запели 61 гл. пр. Исайи: «Дух Господень на мне» и пр. При сем многие из них «начали веселиться и торжествовать», а тем, которые не следовали их примеру, стали говорить: «Что вы, братцы и сестрицы, с нами не торжествуете? Внидите и вы в радость Господа своего: чего желали, то Бог нам и послал. Видите, как мы торжествуем и веселимся в неощутительной радости, а вы остаетесь в чертогах неведения Божия». Эта речь привела и маловерных в восторженное состояние, и все собравшиеся, при пении 61 гл. Ис., придя в крайнюю степень возбуждения, начали щелкать в ладоши, скакать, раздирать на себе одежды, даже нижние рубашки, «шуметь и кричать друг на друга: ах, братец! ах, сестрица! Радость-то какая! любовь-то какая!» Такое моление «духовных» христиан продолжалось целых трое суток и сопровождалось совершенным телесным истощением и обмороком некоторых, а с другой стороны – самым грязным и открытым развратом или, так называемым, свальным грехом.

После этого бешеного собрания на всяком молении монтано-молокане приходили в восторженное состояние, но уже не в такое, каково было сейчас описанное мною. Дело в том, что сектанты, по словам Ивана Артемьева, пришли «в страшное сомнение», усумнились в действительности сошествия на них Св. Духа. Поэтому их моления, хотя и сопровождались, подобно первому молению, скаканием и рукоплесканием и криками, но уже без раздирания одежд; да и самое скакание с прыганием и возгласами становилось все более и более неискренним, искусственным.

Возвращение из Турции лжехриста

В 1858 году, после трехлетнего пребывания в Турции, Иван Григорьев снова явился в Орлов Гай и собрал сюда своих последователей. Многое в его секте не понравилось ему. Прыганье и хлопанье в ладоши он назвал «дикой лихорадкой» и приказал совсем приостановить их. Желая очистить своих последователей от греха, какой они понесли на себе этим нововведением, Иван Григорьев, взяв воды и дунув в нее, окропил ею своих приверженцев. Затем, Иван Григорьев стал их исповедывать по одиночке, «как священник». Потом он выслушивал жалобы сектантов на стариков в том, что эти последние налагали на них посты невыносимые и велели разлучаться мужу с женою и не иметь супружеского сношения, а жить, как брат с сестрою. Жалобы эти были отчасти не справедливы: не касаться жен повелел сам Иван Григорьев пред своим отъездом в Турцию, а старики поддерживали только эту его волю. Это доказывает, что безрассудное воздержание, в какое монтано-молокане впали в отсутствие Ивана Григорьева, успело уже надоесть им, – требовалось, во что бы то ни стало его упразднить, или, по крайней мере, несколько изменить и упорядочить его. На означенные жалобы Иван Григорьев и ответил, что «нужно постановить правила, как относительно постов, так и относительно супружеской жизни». Но на первых порах он ограничился пока советом немного умерить посты и не предаваться так открыто распутству. Ивану Григорьеву рассказывали еще о подвигах Верещагина с Михайловым и жаловались на их «зверские поступки», под которыми разумелись их проклятия. Иван Григорьев сказал сектантам: «Это они хотели вести вас под проклятие». Оказалось, что Иван Григорьев, предсказывая нарождение у монтано-молокан Сына Божия, метил собственно на себя, а не на кого другого. Он теперь проповедывал, что Сын Божий не в одном историческом И. Христе был: Он был и до Христа «в праведниках», равно как и после Него вселялся в разных праведных и верующих людей. В настоящее время Сын Божий пребывает в нем, Иване Григорьеве, а потому он теперь Христос Сын Божий. После этого в течение последующей своей проповеднической деятельности Григорьев, читая что-нибудь из Библии, нередко говорил: «Это учение ныне силу не имеет. Тогда мной было так сказано по другим обстоятельствам, а ныне я даю вам другое, живое учение».

Избрание лжеапостолов

Чрезвычайное собрание монтано-молокан по поводу прибытия основателя их секты продолжалось несколько дней. К концу ли этого же собрания или спустя немного после него, но только при сборе же большинства сектантов, Иван Григорьев избрал 18 уважаемых старцев, нарек их апостолами, епископами и пресвитерами, назначил им приходы. Вот имена этих старцев и их приходов: в селе Красненьком – Игнатий Сергеев; в Орловом Гае – Акинфий Куприянов, Петр Егоров, Стефан Алексеев; в Перекопном – Тимофей Потапов, Андрей Филиппов; в Новотулке – Михаил Андреев, Владимир Михайлов; в Прозоре – Агап Егоров, Петр Михайлов, Василий Михайлов; в Новоузенке – Афанасий Гаврилов, Иван Марков, Яков Назаров, Федор Иванов, Иван Михеев; еще в Александровом Гае были два старца, но их имена мне неизвестны. С этими «апостолами» на том же собрании Григорьев соверишил «вечерю» или «преломление хлеба».

Установление кружки

Непосредственно за «вечерей» Григорьевым было положено начало общественному сундуку или кружке. Из его сумм предполагалось брать: для найма охотников в военную службу, для подачки нужным людям из православных, на содержание «проповедников Слова Божия», для выдачи почему-нибудь разоривишмся последователям его и бедным из них нуждающимся (те и другие, впрочем, должны были потом отплачиваться за это, если только нужда миновала их, если они поправлялись) и т. п. В кружку вместе с добровольными пожертвованиями постановлено было опускать штрафные деньги за грехи, при оценке которых Григорьев руководился, кроме их сравнительной тяжести, еще степенью состоятельности грешника. Женщины вместо денег могли приносить изделья своих рук, которые обращались в деньги и вносились в кружку же. К общественной кружке приставлены были 4 старика, которым поручено было охранять ее, и с согласия которых должны были производиться расходы ее сумм. В заключение чрезвычайного собрания Иван Григорьев запел своего сочинения следующий псалом:

Неба житель царь Салим,

Искупитель сего мира!

Неба житель к нам сойдет,

Сего мира изольет.

Издалече всех видать,

Яко облаки летят.

Дух святый в сердцах наших воссиял,

Вечну радость возвещал.

Мы везде все разпройдем,

И на Сион гору взойдем,

На Сион гору взойдем,

По-ангельски запоем;

Кого в царствие возмем,

Кого прахом разбием.

К каждому стиху припевалось:

Слава Богу!

Слава царю!

Слава Духу Святому!

Это произведение Ивана Григорьева сильно понравилось его последователям. Заметив это, он им сказал: «это только начало». Очевидно, что до этого времени они не слыхали песен от своего наставника.

Увеличение дохода кружки

Чрез месяц Иван Григорьев усмотрел, что в общей кружке денег чрезвычайно мало, и что причина этого заключалась в скупости верующих, которые клали в нее не более 3–5 коп. сер. На ближайшем молитвенном собрании Иван Григорьев, по этому поводу, с своими последователями повел такую беседу. «Я, братие», – начал он, – «хочу вам сказать слово истины. Как Бог послал меня к вам для спасения вашего, то я и должен все ваши недостатки высказывать и делать вам наставление. Прежде вы были в заблуждении, в идолопоклонстве, а теперь – люди святы. Прежде вы не люди были, ныне же – люди моим ходатайством (cp. 1Пет.2:10). Теперь я вас спрошу, утверждены ли вы в той истине, что вы стали Церковь Бога жива?» Монтано-молокане ответили: «Веруем, что теперь мы в истине находимся, а прежде были во тьме неведения; – поклонялись рукотворенным, а теперь кланяемся Богу живу, – о твоем наставлении и руководстве». – Иван Григорьев продолжал: «Когда вы были в языческой церкви, то на свечи и фимиам – не Богу, а рукотворенным идолам – не жалели 10, 20 коп., 1 рубля, даже 5 рублей и больше. Α теперь, когда вы стали служить Богу истинну, усердия вашего является только на 5 копеек! Из этого я замечаю, что плохое у вас усердие к истиному Богу». Монтано-молокане спохватились и наперерыв друг перед другом спешили класть в кружку уже рублями и десятками рублей; через год в ней набралось, по словам Ивана Артемьева, целых 100,000 р. на ассигн., «потому что много было верующих», – так замечает Иван Артемьев для объяснения громадности этой цифры.

При созерцании этой огромной суммы Иваном Григорьевым овладело сильное желание прибрать ее к своим рукам. С этою целию он повел речь со своими приверженцами следующего содержания. Он говорил: «Я, братие, хочу вас спросить, как вы теперь должны разуметь о своей жертве, которую вы собираете в общий сундук за грехи свои? Я должен теперь за вас молиться». Собрание загалдело: «Иван Григорьевич! Мы ни на кого так не надеемся, как на тебя: ты наш молитвенник и спаситель; ты нас вывел из тьмы неведения; теперь мы не находим, кроме тебя, молитвенника и учителя». Иван Григорьев продолжал: «Добре глашаете мя учителя и Господа вашего. Но я вижу, что немного есть у вас недостачи. Ваша жертва за грехи как бы втуне пропадает. Между тем, в писании сказано: аще добро творишь, разумей, кому творишь. И вы теперь должны рассудить, куда ваша жертва принадлежит. Писано есть: за грехи жертва принадлежит во Иерусалим (Варуха 1 гл. 6:7), то теперь я вас спрошу, какой вы Иерусалим здесь разумеете: видимый, где Христос страдал, или тот, который виде Иоанн сходящ с небеси? – Они ему в ответ: «Мы тот Иерусалим признаем, который сходящ с небеси от Бога, а о видимом Иерусалиме писание запрещает и вспоминать: он – Содом, Гоморра и Египет (Апок.11:8); в нем Господь наш распялся. Мы теперь поэтому видим, что жертва, кроме тебя, никому не принадлежит, потому что мы чаем в тебе истинного учителя, отца и попечителя о нашем спасении».

Легкая добыча только еще более усилила сребролюбие Ивана Григорьева. Он предпринял меры к увеличению и без того громадной суммы жертвенных денег. Главною мерою было увеличение налогов на грехи. Особенно много он стал брать с богатых людей. Каждому богачу он имел обыкновение говорить: «Ты человек семейный и богатый и, чаю, не без греха. Тебе не стыдно давать за свои грехи 100, 200 и 300 рублей: ты знаешь, что я должен за всякий твой грех ходатайствовать к Отцу моему небесному».

Та же легкая добыча побудила Ивана Григорьева еще решительнее повести своих последователей по тому направлению, которое было совершенно противоположно прежнему, крайне воздержному образу жизни, и к которому, как мы уже заметили, монтано-молокане начали переходить с знаменитого трехдневного всеобщего моления с рукоплесканиями, прыганьем, раздиранием одежд и пр.

Введение пьянства в обществе еретиков

На одном собрании Иван Григорьев с куском хлеба в руках повел с своими последователями такую беседу. Он говорил: «Как вы думаете, грех этот хлеб есть или нет?» – Они в ответ: «Не грех». Ив. Гр. продолжал: «А если ту муку, на которой он испечен, хорошенько просеять и сделать хлеб получше, грешно ли будет его есть?» – Ученики отвечали: «Нет, не грешно, потому что он испечен из одной и той же муки».

Иван Григорьев далее говорил: «Если из хлеба сделать один квас плохой и другой много получше и покрепче, – который квас не грешно пить? Или, быть может, оба не грех употреблять?» – Они: «Мы думаем, Иван Григорьевич, что оба не грех пить, потому что тот и другой из одного и того же хлеба». – Он: «А пиво, сваренное из этого же хлеба, можно пить или нет?» – Они: «Можно бы, если бы не клался туда хмель». – Ив. Григорьев: «хмель – трава такая же, что и мята, которую иногда кладут в квас для запаху: хмель вкусу прибавляет, как мята духов. Я думаю, что всяк злак на службу человеком, к тому же Бог сотворил все чисто для чистых и чистому ничего отметно, но вся во славу Божию добра. Вот, други, у нас вино запрещено. Я многoe время об этом думал: хлеб, говорят, – свят, а вино – проклято! Как это так можно рассуждать?! Вино, как и пиво, из одного материала, из хлеба. Я полагаю поэтому, что если я выпью одну рюмку вина, то греха никакого не сделаю. Народ у нас сильно отягощается работами, в зимнее время многие страдают от простуды. Почему бы не выпить с усталости или с морозцу, переехавши, например, верст 50? Да и в писании говорится: добро есть мужу вино в меру пиемо(?). И Апостол велит пить ради стомаха и ради телесных недугов. Так не пренебрегайте вином. Но только не напивайтесь безобразно, как некоторые делают, валяются, яко пес. Выпил стакан, да и ладно. Я бы сам теперь с дорожки-то выпил стаканчик». Но монтано-молокане помнили еще предписание старого молоканского устава – не употреблять вина и колебались, исполнить ли желание своего наставника или нет, и потому Иван Григорьев принужден был вразумить их так: «Что вы убоялись? Ступайте, принесите полштофчик!» Когда водка была принесена, Григорьев налил себе стакан и выпил; потом, поднес старикам, и те выпили. С этих пор монтано-молокане разрешили пить вино.

Разрушение брака и введение распутства в обществе еретиков

В другое время на общественном собрании Иван Григорьев начал говорить своим последователям: «Я ваши болезни все исцелил, но только еще одна осталась не исцеленная» и, затем, запел свой псалом:

Идет последняя печать,

Многим плакать и кричать.

Будет печатать на женах,

На духовных на главах;

Будет браки сочетать;

А сумненных (!) отщищать (!).

А сумнящие (!) дождутся:

Они на смерть изобьются,

С неба на землю падут,

На мирской стан все пойдут.

За следом, идти не хотят,

Завсегда Бога хулят,

И святых людей бранят;

А никаких не глядят:

Что угодно, то творят.

Во веки веков. Аминь.

Этой песней Григорьев, надобно думать, хотел заранее предупредить монтано-молокан, чтобы они беспрекословно верили тому, что он сейчас намерен говорить им. Следующая за песней речь его была, действительно, необычайна. Вот ее содержание, по рассказу Ивана Артемьева.

«Ну, други, – ораторствовал Григорьев, разумеете ли вы, что хощет Бог творить? Это Бог хощет победить смертный грех, в котором все люди весьма зле страждут. Что это пр. Иезекииль писал о костях сухих (37 гл.), разбросанных на поле? На самом ли деле это кости, или люди?» Они отвечали: «Это люди, погибший дом Израилев». Ив. Григорьев продолжал: «Сухие кости, дом разбросан, скончавшиеся праведные потомки. Они были во тьме неведения и покланялись идолам, ибо иссохла у них вся роса благодати Божией, – почему и назывались сухими костями и умершими грехом. Но вот Бог возвратился от Своей ярости и помянул завет Свой, который обещал Аврааму, Исааку, Иакову о умножении семени их. И напомнил Духом пр. Иезекииля и послал его воскрешать умершие кости словом прорицания. Писано есть в Евангелии: егда мертвые услышат глас Сына Божия, услышавше, оживут. Так и кости, по слову пророка, начали вставать и присоединяться сустав к суставу, вставлены ноги, – и стало потомство праведное. И вы также были во тьме неведения, но услышали глас Бога истинного и уверовали. Как сказано: егда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, – вы не ожесточили свои сердца, но приняли силу, нашедшую на вы. Вы ожили и стали собираться в одного человека – бога. Я вижу, вы о Боге торжествуете и веселитесь, но еще не в полном торжестве. Писано есть: аще духом, духом и да ходим (см. Гал.5:25). Если вы теперь духом сопряжены, выскажите всю вашу тайну. Например: эта жена любит духом этого мужа; также и у этого мужа на эту жену дух лежит. Ну! вам подобает садиться парой, с кем дух сопряжен. Вы этой вещи ничуть не стыдитесь и не бойтесь. Когда вы были в сени смертной, над вами смерть и царствовала, венчали вас диаволы, приставляя голову к пятке и пристукивая палкою (т. е. против воли брачующихся). Оттого и ваши браки большею частию несчастны: между мужем и женою весьма часто нет любви и согласия. Вам подобает венчаться не человеком, но Богом, потому что вы вышли из тьмы в Его чудный свет. Итак, куда дух ведет, туда вы садитесь. Нужно теперь прилепляться сустав к суставу и кость в кости!» После небольшого колебания монтано-молокане расселись парами. Один только Яков Назаров, старик преклонных лет сидел одиноким, на своем месте «без пары». – «Иван Григорьич! – заявил он, – у меня нет пары!» Возле Якова Назарова сидела его родная дочь, не выданная замуж. Иван Григорьев и указал ему на нее, сказав: «Вон сидит жена». На вопрос старика: «как это возможно», он ответил: «от человека не возможно, но от Бога все возможно». Старик Назаров после этого стал жить с своего дочерью в непозволительной, преступнейшей связи10. Затем, Иван Григорьев, обратившись к собранию, спросил: «Что други, довольны ли вы Божиею милостию, на вас излившиеюся?» – «Спаси, Господи, тебя, Иван Григорьевич, за сию милость», – отвечало ему собрание. – «Господь вас благословит и помилует, – сказал Григорьев; – и я вас благословляю: роститесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и господствуйте над нею. По домашнему делу муж с женой не разлучайтесь, потому что у вас дети. Уж дети будут венчаться духовным браком, кто с кем полюбится духом. – Ну, други, мне-то как же теперь? Я один остался без жены». С единодушного согласия монтано-молокан Иван Григорьев избрал себе для сожительства самую красивую девку. Знаменитое собрание они закончили пением псалма:

Все мы ныне Бога хвалим

За Его премногу милость,

Всем Он нам грехи прощает,

Кажду душу посещает.

Кажда душа не таится,

Придет к Богу и возвеселится.

А грешной душе горя:

На Божием суде приложится вдвое.

Всеобщий и грязнейший разврат стал царить в монтано-молоканской секте. Сам Григорьев своею чисто животною жизнью превосходил всех последователей своих: «он жил, как не жил никто в его секте. Пьянствовал и «шатался по распутству хуже всех», без всякого стыда «делал всяку нечистоту, которую срамно и глаголать». Достаточно сказать, что всякая девица, намеревавшаяся выйти замуж, должна наперед месяц или два прожить с Григорьевым, потом уже вступить в брак, который в этом случае благословлял он сам.

Среди такой жизни Ивану Григорьеву, конечно, было не до богослужения. Он не только перестал участвовать в нем, но иногда целые недели совсем не являлся на общественные собрания. Всдедствие чего монтано-молоканское богослужение особенно в торжественных случаях, требующих личного участия главы секты, совершенно прекращалось. Об этом последнем обстоятельстве сильно жалели последователи Григорьева, еще не успевшие совсем оскотиниться. Это чувство они выразили в следующем нарочито составленном ими псалме:

Искупитель-батюшка11,

Надежда велика,

Всем держава крепкая!

Всех держишь, наш батюшка.

Патроны (!) сердечные

Вкладылал нам, батюшка,

Искры божественны,

Чтобы горела, батюшка,

В нас Божия верушка,

Низко было небушко.

На всех бедных праведных.

А нынче батюшка,

Сокровище тайное,

Свет-сударь, укрылся;

Тайна затворилась,

Темнотой покрылась

И долго продлилась;

Солнце затьмилось,

Вся наша жизнь переменилась;

Во всех верных праведных

Вера изменилась. –

По тебе, наш батюшка,

Плачут и рыдают

Все церкви соборные

Жалко воспевают.

He стало у нас, батюшка,

Пения божественного

И службы духовной.

Пошли ты к нам, батюшка,

Пастыря божественного

Пробудить сердца наши,

Темнотой покрытые. –

Скоро душа наша

Из гостей домой пойдет,

Да в какой она в предел взойдет?

Примут ли душу нашу

В селения небесные?

Прошли пути тесные,

И нам, други милые,

Даром ведь рай не дается:

А надобно молиться,

Поститься, трудиться,

Служить Божью сдужбу

И теперь всяку нужду.

На тех сам Спаситель

Умильно взирает,

Венцы накладает,

Вечно их спокоит,

Покровом покроет.

Во веки веков. Аминь.

Кроме прямой цели выразить скорбные чувства по поводу прекращения богослужения, эта песнь имела и другую весьма важную цель – разжалобить Ивана Григорьева заявлением крайней нужды монтано-молоканской секты и тем заставить его восстановить богослужение. Но Иван Григорьев не переменял своего образа жизни и потому оставался глухим к заявлениям своих последователей. Тогда они стали отлагаться от него и составлять отдельные собрания. Монтано-молоканская секта начала разбиваться на мелкие части или «упования». Заметив это, Григорьев несколько остепенился и стал принимать меры к прекращению этого разделения. Одна из таких мер состояла в том, что он сочинил псалом и велел своим приверженцам распевать его, как для собственного их утешения, так в особенности для вразумления недовольных им, Григорьевым. Вот этот псалом:

На Сионских горах

Стоял Божий виноград,

Свет духовный Божий сад.

Кто в этом саду бывал,

Тот Творца Бога познал;

Кто плоды его вкусил,

Тот с любовыо крест носил,

Как во этом во саду

Гулял батюшка наш царь,

Дух небесный государь12.

Он по садику гулял,

Плоды добры собирал;

Плод творящих одобрял,

А бесплодных укорял;

Не творящих плода добра

Долой с корня подсекал,

В огонь пламенный метал,

Избрались таки злодеи,

Обокрасть садик хотели.

Наш батюшка милосерд

Он приставил сторожей

Своих верных, как детей.

Они садик стерегут,

За то платы не берут;

От хищников отторгают,

Проливают свою кровь;

Кровь и слезы проливают,

Христа Бога вспоминают

И про обиду говорят:

«Обижают нас и бьют,

Сказать правды не дают».

Как на этот зелен сад

Туча темная нашла

И погодушка пошла,

Распрекрасная погода.

Было много здесь народа,

Пошел дождик, пошел град

И воротились все назад,

Назад идти не спешат

И хулят все Божий сад,

Что в этом райском саду

Нет ни пенья, нет ни чтенья,

Нет ни гласу, нет ни птиц (!).

Убоялись страшных лиц

Во веки веков. Аминь.

Но было уже поздно; меры Григорьева не помогли его горю, не остановили распадения его секты.

О втором лжехристе, Г. И. Верещагин

Главным противником, переманившим от него к себе множество его последователей, был Григорий Иванов Верещагин. Григорий Верещагин и Владимир Михайлов обратились в православие собственно потому, что в монтано-молоканской секте им тошно стало жить после неудачной проповеди о своем сверхъестественном достоинстве. Раскаяние их, следовательно, было не искреннее, а притворное. Поэтому теперь, при всяком удобном случае, в особенности же когда собиралось несколько православных для чтения Библии и других душеполезных книг, Михайлов и Верещагин хитро направляли беседу на предмет, выгодный для молоканской секты вообще и не выгодный для православных. При этом они, на первых порах, тщательно скрывали свой еретический образ мыслей. Обыкновенно каждый из них, выбрав какой-нибудь вопрос для обсуждения, говорил: «Вот, братие, я этот предмет понимаю, по нашему православному, так-то и так-то, а молокане13 толкуют его иначе», и начинал излагать молоканское представление об этом предмете гораздо лучше и толковее, чем излагал православное. Но скоро один из проповедников, и именно Владимир Михайлов оставил свое поприще14. Григорий Верещагин остался один распространять свое лжеучение среди православных, и труды его даром не пропали. Около него собралась кучка горячих последователей, которые, с фанатизмом новообращенных, хотели было открыто отказаться от православия и объявить себя молоканами. Но Верещагин, боясь накликать на себя, как на виновника их отделения от православной веры, большую беду, рассоветовал им это делать, говоря, что «обрезание не в обрезании, но в вере»; или, как он толковал им это выражение: «на православие можете смотреть как на пустой, ничего не значащий обряд и для прилику не оставлять его, главное – верьте». В дальнейших речах своих, в самый разгар религиозного фанатизма в секте Ивана Григорьева, Верещагин осуждал монтано-молокан за строгое и неразумное выполнение постов и за чересчур частые и восторженные моления, называл их «обрезанными постом» и т. п.

Вероучение Григория Верещагина, вообще говоря, тождественно с вероучением Ивана Григорьева. На библейский рассказ о творении, о патриархах, о потопе и пр. он смотрел совершенно одинаково с своим учителем. Разница была только в том, что Верещагин выдавал себя за христа, а Ивана Григорьева считал только Архангелом Гавриилом, который возвестил о Его нарождении, когда собирался в 1855 году в Турцию; тогда как сам Григорьев достоинство Христа присвоивал не кому иному, как себе только. «Я вам докажу, – говорил Верещагин своим приверженцам, – что все писание от сотворения мира свидетельствует обо мне»... (В чем именно заключаются эти доказательства, мне неизвестно). «Когда архангел Гавриил, Иван Григорьевич, – продолжал он дальше, – приехал из Турции (в 1855 г.) и высказал, что у вас народится Сын Божий, чрез несколько времени, после того у меня зародился Дух Христов и вызван был Духом ко крещению и крестился от Иоанна».

«После того явился в Израильский мир (т. е. в монтано-молоканскую секту), который тогда постился и ожидал Сына Божия, по слову Ивана Григорьевича. Но Израильтяне не приняли меня: во своя приидох, и свои мене не прияли. Я пошел к православным, – и эти отвергли меня: говорят, что ты молоканин, ты только близиришь. А вы вот приняли меня, – и я дам вам область чадами Божими быти верующим во имя мое».

Второй лжехрист и его апостолы

С течением времени у Григория Верещагина набралось довольно много приверженцев, так что он имел возможность, наконец, окружить себя 12 «апостолами». Когда в секте Ивана Григорьева возникли нестроения и разделения, Верещагин решил сделать на нее нападение, с целию подчинить ее себе. Везде и при всяком удобном случае он, обыкновенно, проповедывал так: «Иван Григорьев заблудил от истинного пути, его занял сатана пьянством и блудом. А как пьяницы и блудники царствия Божия не наследят, то во мне явился Дух Христов для спасения верующих в меня. Иван Григорьев претворился в сатану, но я не прельщусь...» (то есть не уступлю никаким козням этого сатаны, направленным против моего учения).

Неизвестно по каким побуждениям, быть может, для большего убеждения себя и своих приверженцев в недостоинстве, и потому непригодности Ивана Григорьева для роли Христа, Верещагин с 12 своими апостолами однажды поехал «в Иерусалим» или к Григорьеву, и начал укорять последнего в нехорошей жизни. «Дом мой, – говорил он, – дом отца моего, дом молитвы; а вы его сотворили вертеп разбойников... Что, диавол, пьянствуешь и блудствуешь?»... – Иван Григорьев: «Ты, сатана, постись, а Божих людей не заставляй поститься: они что смертное испиют, ничтоже им вредити. Ты такой-сякой постись!» и т. п. Григорий Верещагин после этого свидания с бывшим своим учителем почему-то, решительно и крупно повернул свое, и без того не особенно строгое и нравственное, направление на ту точку, на которой остановился теперь с своими приверженцами Иван Григорьев. Еще дорогой из «Иерусалима», Григорий Верещагин говорил своим апостолам: «В сию нощь соблазнитесь от мене, потому что я должен уподобиться грешникам и мытарям, вести жизнь непотребную, пить вино, творить блуд, словом, уподобляться беззаконным, да беззаконных приобрящу. Мне не вменится никакой грех и аще смертную чашу греха испию, то не вредит мя, потому что я от вышних, над всеми сам».

Последующую жизнь и деятельность Григория Верещагина и его «упования», за неимением материала, я изображать не стану. Что же касается самого Ивана Григорьева и его приверженцев, то и об них, по той же самой причине, мне остается сообщить очень не много сведений и притом сведений весьма отрывочных.

В 1864 году (вероятно, в конце зимы) Иван Григорьев пророчествовал своим приверженцам: «Ну, теперь я вам приказываю, не сейте и не припасайте пластов (не пашите) в будущем году. Вы только молитесь: Отче наш,... потому что я вам Отец. Вы должны молиться мне и нести крест, то есть, я буду пить вино или ходить по женам, а за все это вы расплачивайтесь и снабжайте моих домашних. И все поколеют диаволы эти, которые станут пахать ныне; все, что они посеют, даже Саратовские палаты (амбары и хлебные запасные магазины) будуть вам принадлежать». Если кто из монтано-молокан отказывал Григорьеву в этом «снабжении», он обыкновенно говорил тому: «Будь ты проклят! В сию ночь душу твою истяжут от тебя диаволы и низведут тебя в огнь вечный, по моему повелению». Такая угроза почти всегда имела желательное для Григорьева действие. – Если до 1864 года благосостояние монтано-молокан стояло на очень низкой степени вследствие внутренних нестроений секты и в особенности вследствие бесчинной жизни ее главы, то после проповеди 64 года они пришли в совершенное разорение, некоторые из них даже милостыню должны были собирать.

В последние годы своей жизни Иван Григорьев имел двух наложниц, именуемих им «духовными женами», «богородицами», «богинями» и «пророчицами». Одна богиня жила в качестве жены у Григорьева довольно долго, так что прижила от него трех детей. Но когда она несколько надоела ему, он подыскал себе новую, молодую богиню, не бросая совсем и старой. Секретно от своих последователей с обеими богинями Иван Григорьев обращался весьма сурово, бил и всячески тиранил их, вследствие чего богини страшно боялись его, и одна перед другой старались услуживать ему. За то при сектантах Григорьев вел себя по отношению к богиням безукоризненно, внушал им, чтобы они Богородицу, которую чтут православные, не признавали, а вместо нее почитали бы его «жен» или «богинь», равно как и детей его, рожденных от старшей богини, признавали бы за «чад Божих».

Собираясь ехать куда-нибудь к монтано-молоканам, Григорьев вперед себя посылал своих ближайших учеников или «предтеч», которые возвещали о «его божеском прибытии»: «живой де Бог едет», собирали в одно место приверженцев его и готовили для него пышный прием. На лихой киргизской тройке приезжал Иван Григорьев с своими богинями. В богато убранной дорогими коврами комнате, в переднем углу на подушки садился Григорьев; рядом с ним по бокам в почтительных позах располагались богини и отгоняли от него платком мух. Когда он кушал, богини помогали ему при этом приятном занятии. Все остальные последователи, особенно во время его проповеди, благоговейно стояли на ногах или на коленях.

Умер Иван Григорьевич загадочно и, кажется, насильственной смертью. Порядочно соскучившись в тюремном заключении, он изъявил желание обратиться в православие и жениться на младшей богине15. Последнее обстоятельство особенно не нравилось старшей богине, имевшей у себя трех детей. Богини по очереди носили Григорьеву в острог пищу и гостинцы. После «лепешек» старшей из них, Григорьеву однажды вдруг занездоровилось, и он скоропостижно помер. Младшая богиня, убежденная в том, что его отравила ее соперница, старшая богиня, возбудиила против последней судебное преследование. Началось следствие, труп Григорьева вскрывали. Ho дело окончилось без всяких последствий для обвиняемой и для обвинительницы.

Заключение

После всего вышеизложенного я желаю сказать несколько заключительных слов к благочестивому читателю. Святый Иоанн Богослов, взывая ко всем верующим, для предосторожности нашей от разного рода лжеучителей, говорит: «возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир» (1Ин.4:1). Как Господь посылает от церкви Своей истинных проповедников Евангелия, которые помогают Ему спасать род человеческий, по слову Апостола: «Богу бо есмы споспешницы» (1Кор.3:9); так и князь мира сего, диавол, посылает своих лжеучителей, которые своею проповедью помогают ему погублять род человеческий. Вот таких-то лжеучителей, не от Бога посылаемых, а от диавола, и заповедует св. Иоанн Богослов блюстись и не доверять их учению, но искушать плоды последнего, не смотря на их внешний образ благочестия и на мнимую праведность, ибо диавол умудряет их на все внешние добродетели, и они любят беседовать от слова Божия, проповедуя вести строгую жизнь и налагая другие духовные испытания. Однако, что бы ни говорили они для вас, притворяясь праведниками, но если они удаляются от церкви Христовой и злословят ее евангельские таинства, называя пастырей ее грешными и чуждаясь их, то с таковыми развратниками и говорить не должно, по слову Апостола (1Ин.1:9–10); равным образом и сам Иисус Христос сказал: «от плод их, познаете их» (Мф.7:20), ибо от злого древа могут ли быть добрые плоды, или от отступника церкви Божией что-либо доброе? Жалости достойно то ослепление, в котором находятся наши православные, без всякого испытания лжепроповедников, доверяющие себя или свою душу тем духовным разбойникам, которые являются в мир подобно Ивану Григорьеву, и за диавольскую проповедь их омраченные сектанты не жалеют ничего из своего имения, и, не взирая на нетерпимое распутство и разврат своих вожаков – лжеучителей, они беспрекословно исполняют всякие их противобожныя требования и постановления; православному же пастырю за душеспасительные дела они не токмо что-либо сами дать, но и других развращают ничего же давать. У нас в России находится не одна тысяча таких лжехристов, поедающих имения прельщенных ими душ; а потому всякий, прочитавший учение Ивана Григорьева, должен подумать о том, какое находится зло среди русского народа, которое тем опаснее, что сокрыто от всяких непосвященных в тайны общества, и потому произрастает невидимо на вред церкви и государству.

Иеромонах Арсений

* * *

1

Более подробные сведения об И.А.Савельеве см. Странник 1878 г 4 и Самар. Еп. Вед. 1870 №21. Савельев скончался в 1883 г.

2

Епископ Самарский, уже теперь скончавшийся.

3

Сколько мне известно. Ив.Григорьев и его приверженцы не имели сношений с известными методистами, последователями Джона Уэсли. О них Григорьев, вероятно, читал где-нибудь, и, нашедши в их учении мнимое сходство со своим, назвал их именем свою секту.

4

Писано со слов И. Арт. Савельева.

5

Писано со слов новообратившегося, бывшего его «предтечи», Ив. Артемьева, крестьянина Новоузенского уезда, села Малой Новоузенки.

6

Речи Григорьева и других последователей его я буду передавать возможно ближе к тому, как диктовал мне их его наперсник Иван Артемьев. В данном случае, как читатель, конечно, замечает, Григорьев, кроме бессмысленного и искусственного сопостановления библейских текстов, исказил последние. Надобно заметить, что Ив. Григорьев, подобно молоканам и другим «духовным христианам», любил не только искажать тексты, но сочинять новые и выдавать их за библейские – в тех видах, конечно, чтобы с помощию их закрепить в сердцах сдушателей своо лжеучение.

7

Предсказывая о будущем явлении Сына Божия, Григорьев имел в виду самого себя, почему и хитро подготовлял к этому своих приверженцев.

8

Они, кажется, и постоянное местожительство имели в ней.

9

«Искушения» непременно бывают со всеми лжехристами русских, невежественно-суеверных сект. Различны только бывают искусители и самый род искушений. Роль искусителей иногда принимают на себя самые ближайшие к лжехристу люди (как в данном случае, Михайлов), иногда же целая община. В последнем случае искушение бывает в особенности тяжко. Кандидата во христа, порядочно уже истощившегося сорокодневным постом, члены сектантской общины принимаются мучить различными способами, например, бить палками, иногда в течение целой ночи. Если подвергаемый такому искушению не выдержит, то еще должен поститься сорок дней и испытать новое искушение, а за это время может другой заявить свои права на достоинство христа.

10

В другое время в описываемой секте случился такой факт. На одном собрании, по окончании моления, монтано-молокане полегли спать, большею частию, попарно. Один мужик, уже утром, увидел, что спал с своею материю. Возмущенный таким обстоятельством, этот мужик не стал ходить на собрания, и вышел совсем из монтано-молоканской секты.

11

Разумеется, Ив.Григорьев.

12

Разумеется Иван Григорьев.

13

За Иваном Григорьевым все монтано-молокане обыкновенно называли себя духовными христианами и молоканами или питающимися млеком слова Божия.

14

Куда он девался, мне неизвестно. Быть может, он поссорился с Верещагиным, оставил его, а потом перешел на сторону Ивана Григорьева, которым и поставлен был в Новотули в пресвитеры. Но быть может также, что Владимир Михайлов, «креститель» Верещагина, и Новотульский пресвитер того же имени – лица не тождественные, a различные.

15

Ив. Григорьев в Самарском остроге сидел месяца 3 или 4. Это желание, конечно, было притворным; по крайней мере, Ив. Григорьев много раз до этого обещал начальству оставить свою ересь и обратиться в православие, до 12 клятвенных подписок в том давал, но каждый раз нарушал их.


Источник: Лжехристы монтано-молоканские: Иван Григорьев и Григорий Верещагин. К истории монтано-молок. секты / [Соч.] миссионера иером. Арсения. [С Афона]. - 2-е изд. - Москва : Типо-лит. И. Ефимова, 1888. - 39 с.

Комментарии для сайта Cackle