Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Донесение митрополита Филарета о секте странников, открытой в ярославской епархии

Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду о секте странников, открытой в ярославской епархии

(1854 г., 7 июня)

Обер-прокурор Святейшего Синода, граф Н. А. Протасов, 6 Февраля, 1854 г., за № 750, предложил Святейшему Синоду список с отношения министра внутренних дел за № 184 следующего содержания: в 1850 году отправлена была в ярославскую губернию особая комиссия1 для поимки воров и разбойников.

Пойманные из шайки их дезертиры и другие беглые преданы были военному суду, с тем, чтобы оный постановил заключение о пристанодержателях и о членах земской полиции, кои оставляли в бездействии власть и потворствовали преступникам.

Но как еще не все, составлявшие упомянутую шайку, преступники были пойманы, а между тем открылось, что они сектаторы, именующее себя странниками, то вновь командирован был в ярославскую губернию чиновник министерства внутренних дел, статский советник граф Стенбок, для подробнейшего исследования новой секты и открытия всех ее последователей. Дополненное же таким образом следственное дело рассматривалось в министерстве внутренних дел и в секретном комитете о раскольниках.

По рассмотрении найдено, что новая секта, не признавая царской власти, считая повиновение ей отречением от Христа, уничтожая законный брак, и возводя бродяжество на степень догмата, водворяет разврат и подрывает основы общественного благосостояния: труд, порядок и повиновение законной власти. Посему не только нужно наказать открытых уже сектаторов, но и преимущественно изыскать меры против усиления и распространения сего зла.

По докладу о сем Его Императорскому Величеству, воспоследовало в 25 день декабря, 1852 г., высочайшее повеление:

1) Поручить ярославскому секретному совещательному комитету войти в подробное обсуждение всех вообще предметов, относящихся собственно до учения новой ереси, и подробно наследовать все, касающееся до сего вопроса, изыскать меры, необходимые для уничтожения оной и соображения свои представить по порядку.

2) Между тем немедленно учредить в Ярославле особую комиссию для суждения тех людей, кои, будучи прикосновенны к настоящему делу, не подлежат суждению учрежденного там по сему же делу военного суда. Сей комиссии вменить в обязанность: а) пересмотреть в подробности, бывшие уже по сему делу исследования; б) произвести формальное, на законном основании, судебное следствие, которое с тем вместе будет и дополнением, в чем нужно, прежнего; в) затем войти в суждение о виновности прикосновенных к этому делу лиц, и постановить заключение о мере следующего каждому из них, по закону, наказания; г) заключение свое представить непосредственно министру внутренних дел для поступления в дальнейшем по порядку.

Cия следственно-судная комиссия приводит к окончанию порученное ей дело, а между тем оною сообщены были начальнику ярославской губернии2 для внесения в тамошний секретный комитет выписки из показаний сектаторов, из сочинений наставников их, и вообще из всех тех бумаг, по которым можно судить о учении, основаниях и правилах страннической секты.

Ныне начальник ярославской губернии представил мне основанное на сих данных заключение тамошнего секретного комитета о начале, основании и сущности сей секты и о мерах к искоренению оной и прекращению дальнейших ее распространений.

Поставляя долгом все бумаги3 препроводить на благоусмотрение вашего жительства, обращаюсь с покорнейшею просьбою почтить меня сообщением вашего, милостивый государь, по сему предмету заключения, с возвращением и самых бумаг.

Святейший Синод, заслушав список с отношения, секретным определением от 218 марта 1853 г. постановил: все означенные в вышеупомянутом отношении г. министра внутренних дел бумаги об открывшейся в ярославской губернии страннической секте препроводить при секретном указе к преосвященному митрополиту московскому Филарету на предварительное его рассмотрение с тем, чтобы соображения и заключение свое по оным представил Святейшему Синоду в скорейшем, по возможности, времени.

Митрополит Филарет отвечал:

Секретно

При указе Святейшего Синода от 27 марта сего 1854 года № 188 препровождены ко мне:

1. Копии с трех, состоявшихся в ярославском секретном совещательном комитете журнальных постановлений, по делу о секте, так называемых, странников.

2. Копии с отношений члена следственно-судной комиссии, действительного статского советника Алябьева, с сведениями о страннической секте, извлеченными из следствия, произведенного графом Стенбоком, и с приложением: а) выписок из 21 показания странников и других прикосновенных к делу людей; б) постановления следователя о показаниях странника Мефодия; в) копии с исповедания наставника Александра Васильева; г) переписки с начальником владимирской губернии об основателе секты Евфимии.

3. Копии с доставленных начальнику губернии из следственно-судной комиссии: разглагольствования старца Евфимия, писанные в 1784 году, с его послания, писанного в 1787 году, и с сочинения наставника Никиты Семенова: малый образ ересям раскольнической секты с переписки с начальниками тех губерний, куда проникло странническое учение, с показаний и постановлений о нравственности сектаторов и наставников страннического учения, с выписки из дополнительного показания наставника Дмитрия Егорова, копии с отношения начальника Олонецкой губернии за № 154 о страннической секте и требованные от меня соображения и заключения.

Акты ярославского секретного совещательного комитета заключаются предположениями о способах к уничтожению секты, так называемых, странников. Полагаю, что к разрешению сего вопроса должно клониться требуемое и от меня заключение. Для сего нужно рассмотреть происхождение сей секты, ее учение и дух, и дознанные доныне дела сектаторов.

I. Секта странников ест дочь беспоповщинской секты, злое наследие своей матери, умножившая до крайности и нагло провозглашающая и приводящая в действие правила, которые та старается прикрывать. Доказательства сего находятся в показаниях сектаторов и в сочинениях начальника секты и его последователей.

По показанию странника Ивана Васильева основателем страннического учения был Евфимий, последователь филипповского согласия. В сочинениях Евфимий упрекает филипповцев, федосеевцев и прочих, что хотя в душе не признают земной власти, почитая ее антихристовою, но ей повинуются, и тем обманывают Бога. То есть, он принимает их учение, но не хочет, чтобы власть государя не скрытно, а явно признавали антихристовою, и ей не повиновались.

По показанию странника и наставника (следственно лучше других знающего) Мокея Евфимий по самовольной отлучке из Переславля в Москве скрывался у старцев филипповского согласия, в которую веру и крестился. Потом пойман, отдан в солдаты, бежал, скрывался, кажется, на преображенском кладбище, там пострижен, определен старцами в поморский скит. Взял с собою последовательницу филипповского толка Ирину Федорову, беглую. Поссорился с настоятелем Адрианом: сей сорвал с него монашеское одеяние. Евфимий огорчился, отправился с Ириною в Москву, но здесь у старцев не нашел защиты, вошел в споры с филипповцами. Из Ярославля обличал московских раскольников, в Малышеве в первую ночь окрестил себя в странствие, а в следующую ночь других из филипповского и федосеевского согласия.

По показанию странницы Аполлинарии странники, переходящие в филипповский или федосеевский толк, не перекрещиваются. Это значит, что и теперь филипповцы и федосеевцы почитают странников одной с собою веры, хотя не во всем одних мнений. По показанию странницы Ирины Никифоровой, наставники страннической секты требуют соблюдения устава Соловецкого монастыря, то есть, раскольников, бунтовавших в Соловецком монастыре. Следственно, секта странников руководствуется в богослужении уставом беспоповщинской секты.

В показаниях наставника страннической секты дезертира Дмитрия Егорова сказано: «странническое согласие влечется от Соловецкого монастыря».

В исповедании веры наставника Александра Васильева излагаемое учение есть одно с учением беспоповщинского толка. Сочинитель неоднократно ссылается на поморские ответы, как на доказательство его учения. И в учении о антихристе, пространно изложенном, сочинитель не разнится с филипповцами и федосеевцами или по той же неискренности, в которой их обвиняет секта странников, или, может быть, потому, что в 1807 году, в котором писано cиe исповедание, не созрели еще у Александра резкие о сем предмете суждения, открывающиеся в показаниях сектаторов.

По показанию наставника Мокея московскою паствою (то есть сектою странников в Москве) управлял Иван Юдич и проживал в Москве у купцов Гучковых (первенствовавшего в Москве раскольнического дома на так называемом преображенском кладбище). Значительный признак, что секта странников, и образовавшись в отдельности, не чужда была раскольникам преображенского кладбища.

Ближайшее из сего заключение то, что если бы вредной беспоповщинской секте не было попущено той свободы действовать и распространяться, какую она имела частью по избыточествующему снисхождению правительства, и еще более по причине потворства местных начальств, то не родилась бы вреднейшая секта странников. Если бы Евфимий, беглый в Москве, потом военный дезертир в Москве, дезертир в поморском ските, опять в Москве, потом в Ярославле и тамошних деревнях, хотя однажды взять был в руки правосудия и в них удержан, то не существовала бы зловредная секта странников. Примечательно открывающееся в истории Евфимия (равно как и во многих других случаях) направление московских раскольников беспоповщинского толка представлять себя центральным правительством сего раскола для других мест. Они определяют Евфимия в поморский скит. Поссорившись с тамошним настоятелем, Евфимий к ним прибегает просить суда и защиты, и только не найдя сего, чтобы не остаться виноватым, решается наконец восстать против сих судей с обличением, что повело его и к основанию новой секты. Все показывает необходимость строгого взора правительства на московских раскольников беспоповщинского толка.

II. Учение страннической секты особенно ясно видно в показаниях сектаторов, данных при следствии. Следственно при таких обстоятельствах, когда они не только не имели причины преувеличивать, но имели сильные побуждения скрывать или умягчать свои мнения, ведущие к строгости правосудия.

Наставник странников Мокей говорит, что он, согласно правилам их учения, отказался от повиновения земной власти.

Странница Аполлинария говорит, что странники, выключая себя из подвластных царю, то есть, по их мнению, антихристу, в записях не должны состоять. Гражданские законы для них не существуют и они не признают никакой власти.

Странник Мефодий говорит: от лет Никона Патриарха цари за благочестивые не признаю, а за богоотступники, сопротивники, антихристы, гражданская власть также антихристовы слуги.

Странница Васса говорит: правила согласия (сего согласия) строгие (употребление мясной пищи, вина и чая воспрещается), но правила эти странники не всегда соблюдают и почти все ведут блудную жизнь. Принимают в согласие всех беглых и бродяг, и, на основании главного догмата учения, те, которые имеют вольноотпускную или паспорта, обязаны наперед таковые истребить.

Странница Улита говорит: в страннической вере считается за грех иметь паспорта.

Странница Ирина Никифорова говорит: властей не признают, потому и податей не платят.

В сочинениях наставника Никиты под заглавием: малый образ ересям, между прочим, писано:

Ересь 3. Описью (то есть записью в ревизию) себе заключили неизбежным быть от области миродержца и так отреклись свободы евангельского содержания.

Ересь 7. Дань давать всякой власти возмудрствовал.

Ересь 21. В начальство поступают с присягою.

22. В нечестии воинского ига все причастницы, аще и не собою, нанимают, все едино, еще и горше, еже вместо себя в нечестие послать.

Итак, по учению страннической секты, непозволительно ни записываться в ревизию, ни платить подати, ни принимать должности с присягою, ни вступать в военную службу, ни даже нанимать за себя в рекруты других.

Поскольку, таким образом, учение страннической секты не только противно учению православной церкви, но и отвергает верховную власть, и всякую власть, и законы, и исполнение всяких общественных обязанностей. Следственно живущие по сему учению решительно отказываются от того, чтобы приносить какую-нибудь пользу государству, а имеют направление причинять оному вред и расстройство. По справедливости следует заключить, что такие люди сами себя лишают права пользоваться благодеяниями государства и оно, по закону возмездия, вправе, а по закону самосохранения даже обязано действовать к уничтожению такой секты.

III. Люди, которые решились не уважать законов церкви и государства, могут ли постоянно уважать правила, выдуманные для себя и для других беглых мещан и беглых солдат? Потому хотя Евфимий и его последователи и проповедовали правила строгого воздержания и девственной жизни, но на деле открылось противное.

Сам основатель секты, хотя был монах, в противность правилам монашества имел неразлучной спутницей своей беглую Ирину и, видно, заслужил то, что настоятель Адриан сорвал с него монашескую одежду, ибо московские старцы не оправдали прибегшего к ним с жалобою Евфимия.

О делах последователей его срамно есть и глаголать; и только необходимость заставляет взять из дела некоторые показания.

Наставник Мокей говорит: в общество братства вкрался разврат.

Странница Аполлинария говорит: нет ни одного наставника, который бы не имел по несколько любовниц.

Странница Ирина говорит: оставляют свои дома, чтобы даром есть чужой хлеб и жить в блудных связях с чужими женами и мужьями.

Странница Аполлинария рассказывает, что наставник Афанасий увез у крестьянина дочь, держал ее в деревне Усковы у другой своей любовницы и, когда cие открылось, и он судим был другими наставниками, то припоминал им, что и они живут распутно.

Она же рассказывает, что когда наставник Василий Горбунчик ссылаем был в Сибирь, его любовница Марья купила лошадей, догнала его на дороге и с помощью других освободила от провожавшей его стражи и возвратила ему свободу. После она же освободила его из тюрьмы, подкупив стражей. Так секта странников от порока легко переходит к преступлению, ругается над начальством и над правосудием.

Странница Марфа (она же Ирина) показала, что странник Иван Тимофеев после нечистых с нею сношений из ревности подверг ее разнообразным истязаниям и, наконец, ножницами отрезал по куску от каждого ее уха, что подтверждено освидетельствованием, и было гласно, и она слыла потом корноухою.

Многочисленные сведения о пороках и преступлениях странников собраны в деле в одну статью под заглавием: «извлечение из показаний и постановлений следователей о нравственности наставников и сектаторов страннического согласия».

Все cие ведет к заключению, что секта странников требует не снисхождения, а строгости правительства.

IV. Нужно обратить внимание и на распространение сей секты (потому что болезнь, сильно распространяющаяся заразою, требует сильных предохранительных мер) и с тем вместе на невнимательность должностных лиц, обязанных противодействовать злу.

Секта распространилась уже в нескольких губерниях. В одном ярославском уезде по показанию странницы Аполлинарии секта находится в 18-ти деревнях и в них 83 пристанодержателя беглых. По ее же показаниям странническим учением заражено все село Сопелки (главное место секты) и в нем более ста странников открыто проживали. И действительно существование секты в селе Сопелки представляется не тайным, а славным и знаменитым, потому что от сего села она даже получила наименование «сопелковское согласие». \

По показанию странницы Улиты в Сопелках о пасхе, бывало собрание странников иногда до ста человек и более. Трудно представить, чтобы все cиe происходило только при неведении, а не вследствие попущения ближайших местных начальств. Правда, для странников пристанодержатели устроили в домах потаенные помещения. Но что cиe не уничтожало возможности находить беглых, то можно видеть из примеров других мест, где странники, будучи не в таком большом числе, были открываемы и предаваемы в руки правосудия.

Обвинение в потворстве сектаторам касается и духовенства. Странница Васса говорит, что священникам сектаторы платят, чтобы показывали их бывшими у исповеди. Также дорого платят за похороны. Странница Аполлинария говорит, что костромской губернии в селе Вичуге или в деревне Коробове, священник застал странников в моленной и взял с них 150 руб. за то, чтобы не оглашать сего.

Странница Аполлинария говорит, что сопелковское согласие существует, между прочим, в деревнях Кагаево и Голенищево. Но благочинный села Никольского, представив следственной комиссии выписку из исповедных книг за десять лет о четырех деревнях, в числе которых и две вышепоименованные, и открыв сею выпиской, что в каждый из сих годов, по средней сложности, в сих деревнях было исповедавшихся и причастившихся 15, исповедавшихся и не причастившихся 55, а не бывших у исповеди 680, заключает, что сильного расположения к расколу в жителях им не замечено и о странническом согласии ему неизвестно. Это почти донос на самого себя.

Показания крестьянина Федора Андреева открывает в нынешнем священнике села Сопелки виновного в потворстве сектаторам, а в двух предшественниках его, кажется, жертвы верности своему долгу. Он говорит: прежде нынешнего священника, с которым раскольники живут дружно, два священника сряду умерли будто бы не своею смертью.

V. На пути к разрешению вопроса о мерах против страннической секты встречается мнение ярославского совещательного комитета. Нельзя пройти мимо его, тем паче, что желательно было бы найти уже готовое разрешение трудного вопроса.

Комитет не хочет открытых преследований секты странников за мнение о вере. Добрая мысль кроткого правительства никого не преследовать за мнение о вере. Но трудно приложить ее к секте странников. Что царь есть антихрист, что властей, законов, уплаты податей, военной службы должно убегать, как принадлежностей антихриста – это все мнения страннической секты, принадлежащие к их вере. Не преследовать сих мнений значить не останавливать действия злых сил, которые стремятся разрушить государство.

Комитет опасается, чтобы преследование не породило в странниках фанатизма. Но какой еще фанатизм можете быть злее и вреднее того, который в них уже есть?

Комитет предлагает меры правительственные и гражданские. Суждение о них принадлежит государственной власти. Но да будете позволено заметить, что предположение комитета: «подвергать взысканию те общества или вотчины, среди коих обнаружится пристанодержательство сего рода бродяг, наложением денежного штрафа», по моему мнению, есть такая мера, которая может быть приложена разве к одному селу Сопелки, а в общем виде несправедлива и несоответственна цели. Положим, что в деревне, состоящей из 50 дворов, завелся один пристанодержатель странников. Положим, что трудно сему скрыться от всех, и что некоторые могут заметить cиe случайно, по соседству, по неосторожности или доверенности в разговорах. Таким образом, может быть, найдется пять или десять домов, более или менее совиновных. Но за что пострадают прочие 40? Благонамеренный хозяин не имеет права ходить по домам всей деревни и досматривать нет ли тайника и беглого. При том такая мера вместо правосудия над одним или над немногими виновными отягощала бы и волновала целую вотчину.

Комитет, занимаясь общими мерами против преступников, не довольно приближает свои суждения к преступникам, которые находятся пред глазами и известны по именам и делам. Зло велико. Распространители зла многочисленны и деятельны. Благодаря тщательно произведенному дознанию и доследованию, они в виду. В сих обстоятельствах надобно спешить, чтобы каждого распространителя зла остановить на его пути и лишить возможности продолжать распространение зла.

VI. По моему мнению:

1. Начать суд от дома Божия – подвергнуть строгой ответственности священников, в приходах которых значительно распространилась секта странников и которые не оказали себя деятельными к открытию и вразумлению заблудших. Священников, виновных в потворстве и в сокрытии сектаторов ложными записями в исповедных и метрических книгах, удалить от мест с низведением в причетническую должность, а подозрительных отвести на другие места и заменить ревностными к делам службы. Без сомнения один из первых должен подвергнуться такой ответственности сопелковский священник, которого все село наполнено сектаторами, наставниками, пристанодержателями, странниками, открыто живущими в большом числе и составляющими свои сборы, и который живет с сими раскольниками дружно.

2. Обратить строгое внимание на благочинных, в ведомстве которых значительно распространилась секта, и невнимательных заменить бдительными, а заведомо потворствовавших, сверх удаления от должности, подвергнуть справедливому взысканию.

3. Об усмотренной еретической зловредной секте под видом и наименованием странников, и о ее учении и направлении, секретно, дать обстоятельное сведение всем преосвященным архиереям; а они должны предписать подведомым священнослужителям, чтобы старались узнавать образ мыслей людей, являющихся в виде странников и в случае открытия сектаторов доносили о них епархиальному архиерею, и чтобы людям, расположенным странноприимству внушали осторожность, дабы не приняли волков в овечьей коже.

4. Дать такое же сведение академиям и семинаиям для соображения при преподавании учения против раскола и ересей.

5. Употребить неукоснительные и деятельные меры, чтобы прекратить действия, имеющихся уже в виду наставников страннической секты, и особенно имеющих преимущественное влияние на секту, каковы, например, Федор Кривой, беглый кантонист, и Никита Семенов. Как они вообще явно и тяжко виновны, потому что отвергают всякую власть и все общественные обязанности и потому что суть беглые, и беглые солдаты, то не только справедливой, но для некоторых даже снисходительной заменой наказания по суду может быть для них устранение их от общества, которому они так вредны, и заключением в Соловецкий монастырь, или подобное место под строгий надзор и вместе для попечения о их вразумлении и обращении на путь истины.

6. Подобным образом поступить и с теми из ординарных странников, которые с особенною наглостью и ожесточением выставляют себя презрителями власти или явнее прочих запятнаны развратом.

7. Прочих странников предать обыкновенному суду за побег и за неисполнение общественных обязанностей, а также и пристанодержателей, достаточно в сем обличенных, предать суду за пристанодержательство с особым наблюдением за верным и неукоснительным действием правосудия.

8. Сильно потрясти и, по возможности, очистить главное гнездо секты, село Сопелки. Все тайники уничтожить и объявить хозяевам, что у кого вновь найден будет тайник тот подвергается взысканию, как пристанодержатель беглых, хотя бы у него и не нашлось беглого. Молельные, в которых собирались странники, также уничтожить. Поставить в обязанность губернскому начальству несколько раз в год чрез непредвиденно назначаемых и посылаемых чиновников обозревать дома сопелковских обывателей во всех частях для усмотрения нет ли вновь тайника и не скрываются ли беглые. Сию меру прекратить только тогда, когда в продолжение трех лет не окажется ни одного тайника и ни одного беглого.

9. Усилить денежное взыскание с хозяина дома, который держал беспаспортного.

10. Усилить законы о бродягах. Стыдно смотреть, как бродяга ненаказанно смеется над законною властию, ненаказанно называя себя непомнящим родства, когда все уверены, что это ложь; или называет своею родиною попеременно несколько городов, дабы, между тем, как по сему продолжается бесполезная переписка, спокойно жить в тюрьме, где хорошо кормят, и высматривать случай к побегу, или беззаботно ждать путешествия в Сибирь, которое для него не хуже бродяжничества, добровольно им избранного.

Если Святейший Синод найдет, что, коснувшись в сем заключении гражданских мер, я преступил за пределы требуемого от меня: желание посильно споспешествовать преодолению зла да будет извинением делу. Вышеисчисленные показания, акты и сочинения при сем возвращаю.

Вашего святейшества нижайший послушник, Филарет, митрополит московский.

№ 49. 7 Июня, 1854 года.

«По подробному, внимательному рассмотрению вышеизложеннаго» Святейший Синод определением 26 октября – 16 декабря 1854 года постановил:

«1) Соображения преосвященного митрополита московского сообщить г. министру внутренних дел на его усмотрение и зависящее распоряжение.

2) Преосвященному архиепископу ярославскому Нилу4 и епископу костромскому Филофею5 предписать. Первому: а) нынешнего священника села Сопелоки, который терпел столь нетерпимое зло между своими прихожанами, и даже уличается в потворстве преступникам, немедленно отрешить от должности и, низведя в причетники, определить к такому причту, в приходе которого нет раскольников, впредь до удостоверения его раскаяния и исправления; б) благочинного села Никольского подвергнуть суду епархиального начальства и в дальнейшем поступить по установленному порядку; в) на прочих священников, в приходах коих проживали странники, обратить строжайшее внимание и, по обнаружении виновности их в неисполнении долга своего относительно увещания странников в недонесении о них начальству и, главное, в ложном означении по исповедным росписям, удалить их от мест, с низведением в причетнические должности к церквам не зараженных ересью приходов. Подозреваемых же в потворстве сектаторам, но не доказанных в том, перевести на другие отдаленные места, заменив тех и других священниками деятельнейшими и благонадежнейшими. Второму: священника села Вычуги, по оговору во взятии со странников, за сокрытие сборища их, 150 рублей, подвергнуть суду и примерному наказанию, с донесением Святейшему Синоду о последующем без малейшего промедления.

3) Записку из настоящего дела препроводить к ректору с.-петербургской академии, преосвященному епископу винницкому Макарию6, с тем, чтобы он составил из сей записки подробное и точное извлечение с полным объяснением учения и направления зловредной секты странников и представил таковое извлечение в Святейший Синод для отсылки к преосвященным епархиальным архиереям, а также в академические и семинарские правления к соображению, первым при принятии мер к обнаружению сектаторов и прекращению дальнейших их действий, а последним – при преподавании учения против ересей и расколов7.

* * *

1

Комиссия состояла сначала под председательством дворянского заседателя гражданской палаты М.П. Пазухина. В составе ее находились два чиновника особых поручений губернатора, А.В. Попов и А.С. Хомутов. Впоследствии состав комиссии усилен назначением И.С. Аксакова; председательствование передано графу Юлию Ивановичу Стенбоку. Открытие секты странников принадлежит И.С. Аксакову. Подроб. см. о сем Ист. Вест., 1886 г., март, стр. 622–625, июль, стр. 47–56.

2

Бутурлин Алексей Петрович свиты Его Величества генерал-майор. Св. о нем Истор. Вест., 1886 г., март, стр. 263.

3

Бумаги эти перечислены митрополитом в его донесении Св. Синоду.

4

Нил (Исаакович), apxиеп. ярославск., с 24 дек. 1854 г.; + 1874 г.

5

Филофей (Успенский), еписк. костр., с 19 авг. 1853 г.; + в сане митр. киевск. 29 янв. 1882 г.

6

Макарий (Булгаков); + в сане митр. моск, в 1882 г.

7

Дело архива Св. Синода, 1854 г., № 2811, л. 1–39.

Комментарии для сайта Cackle