Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Дело о Ростовских раскольниках Силке Богданове с его учениками (1661 г.)

Дело о Ростовских раскольниках Силке Богданове с его учениками (1661 г.)

Источник

169 г. февраля в З день указал Великий Государь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России Самодержец боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому да думному дьяку Алмазу Иванову воров ростовцев Силку прозвище Богдашка портного мастеришка со ученики его расспрашивать и про воровство их сыскивать.

В нынешнем во 165 г. января в 13 день писал к Великому Государю Святейшему Никону Патриарху Московскому и всея великия и малыя и белыя России Иона Митрополит Ростовский: в нынешнем же во 165 г. ведомо ему учинилось: в Ростове на цосаде объявились церковные развратники Силка прозвищем Богдашко портной мастеришко со ученики своими.

В соборную и к приходским церквам к пению не стали ходить и многих православных Христиан от соборные и от приходских церквей отлучать, чтоб не ходили.

И он Митрополит посылал по того Силку протодьякона Григорья с товарищи а велел его сыскать и поставить перед собою.

И января в З день того Силку сыскали и к нему Митрополиту привели.

И он Митрополит про то его Силку, что он в соборную и приходския церкви к пению не ходит и многим православным Христианам ходить не велит, допрашивал.

И он де Богдашко ему Митрополиту говорил многие неистовые слова: и января в 4 день велел его призвать в соборную церковь при воеводе и при многих людях и велел его к Спасову образу и Пречистой Богородицы и к Ростовским чудотворцам привести и поклонитися.

И он Богдашко Спасову образу и Пресвятой Богородицы и к чудотворцам не поклонился и не приложился, а называл чудотворцев куклами.

И того ж числа совершал он Митрополит Божественную литургию, велел его Силку привесть в соборную церковь при властях да при воеводе ж и при госте Василье Шорине и при земских старостах и при многих людях.

И взяв Животворящий крест при всем народе, многажды его Богдашку ко кресту приводил, чтоб он поклонился и приложился, и святою водою кропил. И он Богдашко ко кресту не пошел и от святыя воды пал на землю и Спасову образу не поклонился ж и ко образу Пречистые Богородицы не помолился и про великого Государя святейшего Никона Патриарха говорил неистовые слова и его Митрополита всякими словами поносил.

А ученики де его Богдашковы Ростовский посадской человек Федка Логинов сын Голицына, да Олешка Постников сын Шалдова сысканы ж.

И Федка ко кресту не пошел же, и он Митрополит велел его сослать в Богоявленский монастырь под начал.

И как его Федку велел он Митрополит из-под начала взять и в соборную церковь привести и он де Федка подал ему подлинную сказку за рукою отца своего духовного.

И ту Федкину сказку и Силкину, прозвищем Богдашка, допросные речи за руками послал он Митрополит под отпискою.

И в Силкиных расспросных речах написано:

Против Митрополича спросу, что Митрополит его вопросил; за что в соборную и к приходским церквам к пению не ходить многих православных христиан от соборные церкви отвращает.

И Богдашко сказал: За то он в соборную церковь не ходит и многим людям ходить не велит:

Поют де в ней еретики и он Митрополит проклят и о отцем своим, и их не слушает: переложили де истину на лжу, церковное пение отставили и св. Отецев 7-мь соборов и возлюбили 8-й собор и еретическую папежскую веру; не пастыри де вы, но волцы, хищницы, и возлюбили сладкую толстую пищу, и учение де ваше ложное и развращенное, а от мощей де Филиппа Митрополита чудес не бывало, кому де вы четки велите взять, и солгал, что Бог простил молитвами чудотворца Филиппа да Игнатия Ростовского чудотворца, вы де Иона митрополит не мощи перенесли – куклу. И соборные церкви сотворили вы вертеп разбойником и амбвон разломали а именуется то – символ, личины вы свои пишете на иконы, а служба ваша игралище, а не служба.

Вы мучители, а не учители.

Не истинно вы взошли на святительский престол, великою мздою, давали по тысяче и по две.

Еретики вы восстали Новгородские и боле.

Прежде сего были сынове света, а ныне вы сынове неприязнени, и суда царева и отца вашего Пaтpиapxa не боюся. А вы лживые пророки; таков же лживый пророк! крещенскую воду на что отставили? стали ходить в навечерии. Нового вы отца возлюбили, а старого не знаете: И не почитаю лживого отца вашего Патриарха и благословения вашего не принимаю и проклятия не боюсь и учения не слушаю. Вы волцы и хищницы не щадите стада. Не ведаю, которого Бога вы чтите и со отцем своим беснуетесь, Царство Божье у вас игралище; светом вы вечернии, а не дневныи, и обманщики. Что ваше блистание? Соблазн ваш не утаится. И тот ваш большой шиш, который вами владеет.

Не может меня никто кроме Иерусалима погубить, и пасху вы и книги переменили и от падших местъ чины сыскали. Да как везли Филиппа Митрополита и в то время Варлама Митрополита не допустил Бог души его, взял себе, что у вас ту пору были плутни около Филиппа Митрополита, потому Бог душу его и взял от вас плутников.

В больших вас еретиках стала быть ересь а потому и многие с вами стали быть.

А как бы де стада быть ересь в малых, тако бы и прижали.

Я не слушаю лживого пророка отца вашего, бегает красоты ради человеческия, ища нынешнего царствия и красоты и толстыя пищи.

И вербу и осля не по старому ведут, все взято от сатаны, а не от Святаго Духа восприяли.

А православным Христианам причащатися. он не велит, что на просфирах кресты не по старому, положили вы крыжи папежския веры и православную веру вы потеряли.

А ученика ево Федки Голицына в сказке написано:

Что он к Митрополиту ко кресту не пошел, и как в Богоявленском монастыре где он был под началом, Архимандрит Деонисий велел ему ко Стасову образу приложитися и он в то время ослушался, к Спасову образу не приложился. И как Архимандрат в навечерии Богоявления Господня пошел на воду и ему Федке велел идти же, и он не пошел, и на заутрене, что к образу, который был в величанье на налое не приложился же, и в том он во всем виноват.

И впредь в церкве Богоявления приходить обещался, ко образу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пресвятыя Богородицы и святому честному кресту и всем святым поклонятися.

И того же числа боярин князь Алексей Никитич Трубецкой да думный дьяк Алексей Иванов был на казенном дворе и вора Ростовца Силку прозвищем Богдашку портного мастера расспрашивали порознь:

В Ростове Митрополите Ионе он Силка сказал:

В соборною церковь не ходит он и многим людям ходить не велит будто для того, что поют еретики и Митрополит будто со отцем своим проклят.

И он бы про то сказал, какие еретики в церкви поют и кто Митрополита и отца проклял? и как Митрополит велел ему Богдашку Спасову образу и Пресвятыя Богородицы и чудотворцам поклонитися и приложитца также и к Животворящему кресту, и он Богдашко для чего не поклонился и не приложился и почему он чудотворцев называл куклами?

И Богдашко сказал, что он Спасов образ и Пречистую Богородицу и святых чудотворцев почитает и поклоняется, а в церковь де он не ходит для того, что переменилось и в часовнике в «Святыя славы» Сына Божия нет, и церковное пение – предание святых отцов 7 соборов отставили, а возлюбили 8 собор, сиреч, приехал было к Москве Филипп Митрополит, а после слыша от разговору слазал: Исидор Митрополит, и еретическую папежскую веру.

А что отставлено или переменено и про то ничего не сказал и говорил многие речи и от книг не знаючи.

И спрашиван, грамоте учен ли и он сказал, что грамоте не учен.

А что Митрополит писал, будто в церкви поют еретики и он Митрополит и со отцем своим проклят, и то де ему писать вольно, а он таких речей не говаривал.

А о мощех Филиппа Митрополита что митрополит Иона писал, и того де он не говорил, а многочудесные его мощи и ныне он почитает, а и пострадал де Он за истину, и Игнатия чудотворных мощей куклой не называл.

А про то де он и ныне говорит что в соборной церкви пениe переменилось и амбвон разломан, а амбвон именуется – символ, а в чем пениe переменилось и про то ничего не сказал.

А которых де живых людей личины писаны на иконах, и те де он и ныне не почитает.

А о навечерии Богоявления Господня о xoждении на воду и о пасхе и о применении книг и о вербе и о осляте говорил против своих прежних речей все не знаючи и больше прежних своих речей в тех статьях ничего не прибавил.

А про то говорил же, что на просфирах вместо крестов положены крыжи и то де учинено с папежской веры.

Да он же говорил о сложении перст ко oграждению крестного знамения как ныне велено персты складывать, то де словет щопоть – что три персты сложити вместе, а наперед де сего крестное знамение воображали не так и в том де учинено примененье в он де крестное знаменье воображает по прежнему, а по нонешнему не хочет. А указу по преданию о крестном знамении никакого сказати не знает.

А про иные статьи, которые писаны в отписке и в расспросных речех, каковы присланы под отпискою, и кого он называл шишем, про то про все сказал, что Митрополит велел писать, что хотел, а он того не говаривал и шишем никого не называл.

И февраля в 7 день боярин князь Алексей Никитич Трубецкой да думной дьяк Алексей Иванов Ростовца Силку прозвищем Богдашка расспрашивали в друго-рядь, для чего он в церковь Божию не ходит и людем ходить не велит и что в церкви переменилось?

И Силка говорил прежние свои речи, что в церкви Божией переменилось, а что переменилось и того не сказал. И сверх прежних своих речей прибавил, что перед литоргиею прощение отставлено, да прежнюю свою речь говорил, что «в Свете тихий» Сына Божия нет, а по 161 год в часовникех было, и о сложении перст ко ограждению крестнаго знамения говорил по прежнему же, и сложение перстом держать хочет, как их учили наперед сего Варлам митрополит да отец духовный, и от книг слова говорить не знаючи, а сказывал, что грамоте не учен.

И боярин князь Алексей Никитич да думный дьяк Алексей Иванов говорили ему Силке: сказывает он Силка, что в церкви Божьей переменено, а что переменено и того не сказывает и говорит от книг, а грамоте сказывает, что не учен. И ему великое дело почему знать, положено то на пастырей церковных, и от прежнего в церкви ничего не переменено, еще и исправлено. И те статьи, которые он говорил от книг от пророчества Иоиля пророка и иные Апостольских деяний толкованы, и казаны книги Евангелисты толковые, Беседы Апостольские и Деяния и Часослов. А Свете тихий – стих чтен ему весь и разсказывано ему с роствоpeнием, что Сына Божия тем стихом православные христиане словословят в начале Свете тихий; Сын Божий славится в другом месте: «поем Отца и Сына и Святаго Духа Бога» и то славословие св. Троице Единосущней общее; в третьем месте в конце того стиха написано: «Сыне Божий, живот дая всему Mиpy» и перед прежним ничего не убавлено.

И против того Силка ответу никакого не сказал, а говорил одну речь, что пение не по старому, а что не по старому, и тово сказать не знает.

Силка же допрашиван: говорил он о хождении на воду, что в навечерии Богоявления Господня, будто учинено не по старому ж и он бы сказал, что не по старому.

И Силка говорил то де не по старому, что ходят на воду в навечерии, а не в день. И ему говорено, изыскано про то подлинно, что надобно ходить в навечерии, а не в день, и учинено то не просто, сослався со вселенскими Патриархи, а ему простецу и грамоте не ученому, почему такое великое дело ведать, и знать и говорить и толковать ему о том не годится.

И Силка говорил: наперед сего, что было освящение воде в навечерии – и то Иванново крещение, а что ходили в день Богоявления Господня на воду и то истинное крещение Сына Божия.

И Силке сказано, что он в таком великом деле говорит не знаючи да и знать ему не почему, что он грамоте не учен, и от тех бы он от всех неистовых слов отстал и великому Государю вину свою принес и сказал бы, кто свою такому развратию и церкви Божией противится научил?

И Силка сказал, что де его в таком деле никто не учил, а стоит он за то, что в церкви Божией от старого переменено, а он де Спасову образу и Пречистой Богородицы и святым его угодникам покланяется и почитает и в воскресшаго Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа верует, и книг о которых ему толковано, те де книги он слыхал – беседы Апостольские и Деяние и толкование Ивана Златоустаго и тех он книг не хулит и Ивана Златоустаго почитает и образу его поклоняетца, а что переменено и про то сказать не знает.

Того же дни допрашиваны порознь Силкины ученики Федка Голицин, Олешка Шалдова, для чего они в церковь Божию не ходят и людем ходить не велят, и Силку прозвищем Богдашка портнаго мастера они знают ли, и он ли их такому злому делу учил и много ли в Ростове в том умысле.

И Федка Голицын в роспросе сказался Ростовец работный человек огородник, Силку прозвище Богдашка знает, а ученья де от него Силки он Федка не принимал, а в церковь Божию не ходит он для тово, что пение не по старому.

И персты ко ограждению крестного знамения указано складывать не по прежнему. И он де за крестное знамение хочет умереть. А держит персты по прежнему, как учил ево крест воображать отец его духовный Никольский поп Иван Харитонов.

И он Федка допрашиван: что не по старому, и про сложение перст сказано, что З персты сложить и лице свое оградить и то по существу а «что 2 перста имели сложены и то Ариянская вера». И допрашиван: говорил он о таком деле и спорит, знаючи ли и грамоте он учен ли?

И Федка сказал, что грамоте он не учен, а что не по старому и того не сказал и про крест сказать не знает же.

Федка же допрашиван про винную сказку за рукою отца своего духовного, в Ростове Митрополит Ион подал ли, и в церковь Божию, впредь ходить обещался ли и почему он ныне такие развратные слова говорит, и кто его учил и товарища своего Ростовца Олешку Шалдова знает ли. И Федка сказал, что повинную Митрополиту подал, да и ныне де он тоже говорит, что он православный христианин и в церковь Божию ходить учнет, только де он за одно стоит, что о крестном знамении и персты держать ему ко ограждению крестного знамения по прежнему и как их учил Митрополит Варлаам. А товарища своего Олешку знает; брат он ему двоюродной и стоит де он за то же, за што и он стоит.

Ростовец же Олешка Шалдов в расспросе сказал то ж, что и Федка, в церковь не ходит для того, что переложено и антифоны отставлены и на просфирах крыжи, а не крест, и о cложении перст ко ограждению крестнаго знамения говорил тоже, что Силка и Федка говорили; и как де ему предал отец его духовный поп Семен прозвище Орех и за то де им умереть, а не переменять. Силку, сказал, знает а учение от него никакого не принимал.

А что переложено и почему антифоны отставлены и о просфирах и о сложении перст ничего сказать не знает, а грамоте сказывает только один Чесовник учил, а больше того не учен и сказался работной же человек огородник. И товарищей иных никого не сказывали.

И февраля в 19 день боярин князь Алексей Никитич Трубецкой и думный дьяк Алмаз Иванов были в застенке, и Ростовцев Силку прозвище Богдашка и учеников его Федку Голицына, Олешку Шайдалова у пытки расспрашивали порознь и пытать велели, зачем они в церковь Божью не ходили и людем ходить не велели и что в церкви Божией переменено.

А в расспросе у пытки и с пытки Силка говорил прежние свои речи: в церкви де переменено то, что в «Свете тихий» Сына Божия нет и крестится указано не по прежнему и о крещенской воде, а толку ничему сказать не умеет и прошал евангелия и псалтиря и то перемененье хотел указать; а на пытке было ему 7 ударов.

А Федка Голицын говорил прежние свои речи и стоит за то, что крестится ему по прежнему, как научил отец духовный Никопольский поп со Всполья Иван Харитонов, да он же говорил, что отставлены де Антифоны, а как в навечери Богоявления Господня Богоявленский Архимандрит велел ему идти на воду и он в то время был не достоин; на пытке было ему 8 ударов.

А Олешка говорил о кресте ж, да о антифонех и о просфирах, что де на просфирах ныне крыжи, а не кресты и крестится хочет по прежнему, как его учил отец духовный поп Семен, прозвище Орех; на пытке было ему 10 ударов.

Федка же и Олешка сказали, что женаты они не бывали.

И февраля в 9 день Силка – отдается приставу Михаилу Киреевскому, двор его на Знаменки в приходе у Саввы Стратилата. Федка В. С. Васильеву сыну Кречетникову – двор его у Ямских ворот в приходе у Петра и Павла, Олешка – Кузьме Осипову сыну Колтовскому. Стоит на Лубянке у церкви Софеи Премудрости Божьей на монастыре, на Иванове дворе Измайлова.

И февраля в 20 день в Посольском Приказе думному дьяку Алмазу Иванову извещал Михайло Киреевской, как де он Силку привел к себе на двор, и он де Силка выняв из шапки тетрадь, учил говорить, тем де «я православных христиан учу и за то де умереть хочу». И того числа ту тетрадь велено у Силки взять и принесть в Посольский Приказ.

И Михайло у Силки взяв тетрадь в Посольский Приказ подал, а как де он Михайло у Силки тетрадь имал, и он де ему говорил, чтоб он тое тетрадь отдал ему назад. К своему извету руку приложил Михайло.

Отписка на имя Государя от Ионы Ростовского митрополита на грамоту от 24 февраля 165 года, за приписью думнаго дьяка Алмаза Иванова, коею велено прислать из Ростова к Москве Никольских попов со Всполья: попа Ив. Харитонова, да попа Семена прозвищем Оpеx с детьми боярскими. Попы присланы.

Того ж числа попы отосланы на Патриарший двор. Отводил подъячий Елисей Григорьев и взял расписку такову ... таких то принял и расписался Степан Родионов.

165 г. февраля в разных числах перед боярином перед князем Алексеем Никитичем Трубецким да перед думным дьяком Алмазом Ивановым в роспросе с пытки подсудимые говорили.... стоят де они за то, что креститься им по прежнему, как их учили отцы их духовные (такие-то). Розспрос послан на Патриарший двор.

И 165 г. марта 6 боярин князь Алексей Никитич Трубецкой да думный дьяк Алмаз Иванов Силку расспрашивали про тетрадь, в роспросе сказал, что тое де тетрадь привёз он из Ростова; а хто писал, или хто ему тое тетрадь дал и про то не сказал и та де у него тетрадь давно.

И марта в 22 день Ростовские попы с Патриаршего двора присланы для роспросу. И марта же 22 день боярин князь Алексей Никитич Трубецкой и думный дьяк Алмаз Иванов допрашивали... знают ли они Ростовцев... и хто кому из них отец духовный и как они их учили складывать персты ко ограждению крестнаго воображения.

И поп Иван Харитонов в роспросе сказал: Федку де Голицына он знает, сын ему духовный, был у него на исповеди однажды в моровое поветриe, и преж того и после того не бывал, а о сложении перст... он его не учил... и с тех мест... не видывал, а он де Иван ныне креститца и персты ко ограждению крестнаго воображения складывает так, как указано с тех мест, как к ним по указу Великаго Государя св. Никона Патриарха Московскаго и всея великия и малыя и белыя Pycии присланы новые служебники и детей своих духовных учит складывать также.

То же показал и поп Харитон Семенов.

Память от 7165 (1657) г. февраля 17, в Розряд окольничему Ивану Афанасьевичу Гавреневу, да дьякам думным Семену Заборовскому да Василью Брехову: велеть прислать в Посольский Приказ 3-х человек дворян добрых по Государеву указу и дати им держати колодников в Государеве в великом деле. За приписью дьяка Ефима Юрьева послана с толмачом.

165 г. февраля в 20 день отданы тем же под их росписки, Федка Голицын от Кречетникова переведен за пристава Савину Константинову сыну Дурново (двор у Покровских ворот, в Усольском пер., в приходе у Троицы на Грязи).

165 г. марта 26 Великий Государь попов велел свободить и дать им для напрасные волокиты по 3 рубля, потому что как ныне патриархов указ и книги служебники присланы, они и учат.

Челобитная Государю богомольца Ионы митрополита Ростовскаго… «а про Вас де Великих Государей они Богдашковы ученики говорят многие поносныя слова и я богомолец Ваш слыша от них поносныя слова про Вас... не хочу жив быти и велел их сыскивать с великим раденьем, а буде те которые учнут ухоронитися и я велел вместо их имат отцов и братей их, которые с ними вместе живут и о том что Государь укажешь. Помета: слушав cии отписки указал Государь послать свою Государеву грамоту в Ростов к митрополиту, чтобы отписал подлинно, какие непригожие речи про Великаго Государя Богдашка со ученики своим говорил и хто иные учеников его Богдашковы сысканы

Грамота Ионе митрополиту... «какие неистовые слова... не пишешь имянно, да и в прежней твоей отписке, каковую писал ко отцу нашему и богомольцу Великому Государю свят. Патpиapxy Никону и в роспросных речах, которые прислал под тою отпискою, неистовых никаких слов не написано. 7165 года Апреля в 1 день.

По новой отписке митрополита Ионы велено допрашивать ростовца Силку, прозвище Богдашка, портного мастера:

Говорил ли про Великаго Государя неистовые слова, что он Богдашко Царя и градского суда не боитца, а наставает де ныне антихристово царство.

А Великаго Государя святейшаго Никона Патриарха называл ли он, Богдашко, антихристовым предотечею.

И мая в 7 день по Государеву указу боярин князь Алексей Никитич Трубецкой и думный дьяк Алмаз Иванов по отписке Ионы митрополита Ростовскаго, Силку роспрашивали и он против 1-й статьи, что Царя и градскаго суда не боитца при митрополите Ионе те речи говорил ли или нет, про то впрямь не сказал, а говорил, что он и ныне то говорит, что он земных никово на боитпа. И про иные речи и статьи не сказал же, а говорил: тот де антихристов предотеча хто, что сверх 7-ми соборов, что прибавливаег, или что инако перекладывает.

И Силка допрашиван, чтоб сказал подлинно, кто после 7-ми соборов что прибавливает или инако перекладывает, и про то имянно ни на кого не сказал.

Да он же Силка говорил, сверх прежних речей, и о Пacxе, что сыр и яйца отставлены. И про те про все статьи говорено ему Силке с paзсуждением, что имянуетца Пасха и како святыми отцами предложена праздновати. И Силка против разсуждения сказать ничего не умел и говорил речи незнающие.

Лета 7165 августа 20 дня по Государеву.... указу Околничему Ивану Федоровичу Болшову-Стрешневу, да дьякам Варфоломею Алексееву, да Ивану Бородину. Указал Великий Государь сослать в Кандалажской монастырь Ростовцев посацких людей Силку, прозвище Богдашка, портного мастера, товарищей ево Федку Голицына, Алешку Шалдова за npeкословие и paзвратие церковнаго устава и за неистовые речи, под начал Кольскаго уезда в Кандалажской монастырь; и в том монастыре держать с великим бережением, чтоб из монастыря не ходили, а будучи в монастыре работали монастырская всякая работа, из монастыря никуда не выпускать. И те ростовцы в монастырский приказ к тебе окольничему Ивану Федоровичу и к дьякам Варфоломею Алексееву да Ивану Бородину посланы Посольского Приказа с подьячим с Ив. Евстафьевым. И по Государеву указу окольничему Ив. Фед. Стрешневу и дьякам учинить о тех ростовцах по Государеву указу.


Источник: Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII веков, собранные Е.В. Барсовым : С предисл. - Москва : Унив. тип., 1890. - XII, 243 с. / Дело о ростовских раскольниках Силке Богданове с его учениками. 3-13 с.

Комментарии для сайта Cackle