Дерзость
Причина... неустройства – твердость, соединенная с неблагоразумием, невежеством и злым порождением последнего – дерзостью, ибо дерзость есть плод невежества (свт. Григорий Богослов, 14, 136). Источник.
* * *
...Дерзость есть смелость, где не надлежало бы отваживаться... (свт. Григорий Богослов, 16, 337). Источник.
* * *
Дерзкий в отношении к людям становится дерзким и в отношении к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 45, 80). Источник.
* * *
...Дерзость погашается не дерзостью, но кротостью (свт. Иоанн Златоуст, 50, 365). Источник.
* * *
Дерзость людей безбожных, не занимаясь, чем должно, и упражняясь в худом, ничего Божественного не оставляет неоскорбленным (прп. Исидор Пелусиот, 60, 246). Источник.
* * *
<Авва Агафон сказал>: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей... Она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15, 27), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти – дерзости» (прп. авва Дорофей, 29, 60–61).
* * *
Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь: все это делает дерзость, все это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение. Посему-то, когда Бог давал заповеди Закона, Он сказал: благоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31), ибо без благоговения и стыда человек не чтит и самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Посему-то нет ничего вреднее дерзости; посему-то она и есть мать всех страстей, что она изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение; а от того, что мы дерзки друг с другом и не стыдимся один другого, случается, что мы и злословим, и оскорбляем друг друга. Бывает, что кто-нибудь из вас увидит что неполезное, он отходит и осуждает это и влагает то в сердце другому брату своему, и не только сам повреждается, но вредит и брату своему, вливая в сердце его злой яд; и часто случается, что ум того (брата) был занят молитвою или иным добрым делом, а этот приходит и увлекает его в пустословие, и не только лишает его пользы, но и вводит в искушение; а нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему (прп. авва Дорофей, 29, 61–62). Источник.
* * *
Горе окаянной дерзости, потому что она быстро сожигает дом добродетелей! (прп. Феодор Студит, 92, 146).
* * *
...Не будьте продерзы, ибо те, которые пускаются в продерзость, бывают поражаемы, как копьем – и умирают (прп. Феодор Студит, 92, 180).
* * *
Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378). Источник.
* * *
Пришел однажды брат к авве Илии молчальнику в Пещерную киновию аввы Саввы. Источник.
– Авва, скажи мне наставление, – просил брат. Источник.
– Во дни отцев, – отвечал старец, – любили три добродетели: нестяжательность, кротость и воздержание, а теперь среди монахов преобладает корыстолюбие, чревоугодие и дерзость. Избирай, что хочешь (102, 52). Источник.
* * *
Авва Петр, ученик аввы Лота, рассказывал: «Был я однажды в келье аввы Агафона; тогда пришел к нему один брат и спросил: «Хочу жить с братьями; скажи, как мне жить с ними?» Старец отвечает ему: «Как в первый день, когда придешь к ним, так и во все дни жизни твоей веди себя перед ними, как странник, и не будь дерзок». Авва Макарий спросил его: «Что же бывает от дерзости?» Старец отвечал ему: «Дерзость подобна сильному жгучему потру, от которого, когда подует, все бегут, и он портит всякий плод на деревьях». Авва Макарий сказал ему: «Неужели так вредна дерзость?» Авва Агафон подтвердил: «Нет другой страсти вреднее дерзости; она мать всем страстям. Потому подвижнику не должно быть дерзким, хотя бы он и один был в келье» (97, 27–28).