Юность
Четыре добродетели подают юности помощь по Богу: непрестанное поучение, тщание, бдение и смиренное о себе мнение (прп. авва Исаия, 59, 209).
* * *
Горе нам, написавшим сии рыдания, что, когда подошел уже конец нам, мы, не покаявшись в злых делах юности нашей и не оплакавши их, на старости приложили большие и неподъемные зла и тягчайшие грехи (прп. авва Исаия, 89, 456).
* * *
...Юность проходит скорее весенних цветов, и красота телесная увядает или от болезни, или от времени (свт. Василий Великий, 11, 237–238).
* * *
Прекрасна и достолюбезна юность, братия мои, когда на главе ее сияет славный венец девства. Но если похищена дорогая эта жемчужина, то погибла и надежда, которою хвалится юность (прп. Ефрем Сирин, 33, 206). Источник.
* * *
Береги, юноша, юность свою, чтобы не сделалась она пищею огня, и помышляй о времени немощей и старости, которая спешит вслед за тобой (прп. Ефрем Сирин, 33, 355).
* * *
Не обольщайтесь суетною красотою юности; потому что и мы, лежащие перед вашими глазами, согнившие мертвецы, некогда во время жизни своей, как и вы теперь, были видны, величавы, умащались благовониями, были любимы, наслаждались и благоденствовали; и вот, как видите, все это стало брением, прахом, пеплом и зловонием (прп. Ефрем Сирин, 90, 361). Источник.
* * *
...Юность... нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 11). Источник.
* * *
Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний (свт. Иоанн Златоуст, 50, 516). Источник.
* * *
Юность, бессмысленная, надеющаяся на долгую жизнь; юность, мятежная сердцем, заботящаяся только об удовольствиях; юность, часто и во многом погрешающая, злоугождающая плоти; юность, вводимая лестию в обман, грязь, несчастная, трава легко увядающая, колос легко сокрушимый; юность, сон легко предающийся забвению, тень беспредметная; юность, неверующий в Бога возраст, ленивое сердце, надменный взор, светильник легко погашаемый; юность, волнение крови, друг нечистоты; юность, необузданный конь, способный на всякое губительство... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 925–926).
* * *
Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких (усилиях) возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то же самое и юность. Поэтому, если в начале с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужду в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим же им делать того, что приятно и вместе с тем вредно, не будем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем их сохранять в целомудрии, – тут более всего возможен вред для юности (свт. Иоанн Златоуст, 54, 681).
* * *
Что касается до вина, то юность да не обоняет даже запаха его, чтобы, двойным пожаром – внутри от воздействия страсти и совне от винопития – разгоревшись, сласть плотская не изгнала духовной сладости болезненного умиления и не произвела смятения и ожесточения в сердце.
Даже воды в сытость да не приемлет юность, для сохранения духовного желания (благонастроения), ибо скудость воды много способствует к уцеломудрению тела (прп. Марк Подвижник, 89, 496).
* * *
...Усердно приноси Христу труды юности твоей и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости, ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости. Юные! Потрудимся ревностно, потечем трезвенно, ибо смерть неизвестна. Мы имеем врагов лукавых и злых, коварных, пронырливых, державших огонь в руках и желающих сжечь храм Божий тем самым пламенем, который в нем, врагов сильных и никогда не спящих, невещественных и невидимых. Итак, никто из юных не должен слушать враждебных бесов, когда они внушают ему, говоря: «Не изнуряй своего тела, чтобы не впасть в болезнь и немощи». Ибо едва ли найдется кто-нибудь, особенно в настоящем роде, решившийся умертвить свое тело, хотя иной и лишает себя многих и сладких яств; намерение же бесов в этом случае состоит в том, чтобы и самое вступление наше в подвиг сделать слабым и нерадивым, а потом и конец сообразным началу (прп. Иоанн Лествичник, 57, 8–9).
* * *
Будем же подражать тем, кои от юности до старости пребыли в послушании, не говорю древним святым, но и тем, кои просияли в нашем братстве; будем подражать тем, кои простотою расстроивали вселукавства диавола; будем подражать тем, кои в нерассуждающем послушании добре направляли подвижнический путь свой... (прп. Феодор Студит, 92, 576).
* * *
Да не прельщает тебя душепагубный змий, уверяя, что не будет испытания дел человеческих, и что Господь нерадит о блудных падениях юности, и что невозможно от всех без исключения требовать безгрешия (прп. Максим Грек, 68, 6). Источник.