Сердце
Да будет сердце твое перед всеми чисто и ко всем благосклонно, чтобы обрести в себе мир Божий (прп. авва Исаия, 59, 49).
* * *
Простота и смиренное о себе мнение очищает сердце от зла (прп. авва Исаия, 59, 49).
* * *
Мы должны сохранять сердце наше непорочным во всякой святыне, если желаем, чтобы Бог обитал в нем с веселием (прп. авва Исаия, 59, 68).
* * *
...Умоляю тебя, не давай послабления сердцу своему, доколе ты находишься в теле (прп. авва Исаия, 59, 178).
* * *
Горе нам, что сердце наше от попечений о суетном грубеет и расслабевает (прп. авва Исаия, 59, 194).
* * *
Как черта делается кривою, когда прямое направление преломляется то в выпуклое, то в вогнутое; так и сердце делается строптивым, когда его то возвышает высокомерие, то унижают скорби и тесноты (свт. Василий Великий, 5, 180). Источник.
* * *
Кто есть чистый сердцем? – Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного, или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий, 9, 300).
* * *
...Может быть, скажешь мне, что стыдно иметь нечистое лицо? Знай же, что нечистота ног и лица твоего при чистом сердце светлее солнца сияет перед Богом и перед святыми Силами (прп. Ефрем Сирин, 30, 112). Источник.
* * *
Написано: делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный (ср.: Ин. 6, 27). Пусть руки твои делают благое, чтобы мог ты и имеющему нужду подать (см.: Еф. 4, 28). И пусть сердце твое всегда будет обращено ко Господу, и тогда будешь делать брашно пребывающее, а не гиблющее (прп. Ефрем Сирин, 30, 180). Источник.
* * *
Если окаменело сердце твое, плачь перед Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения, и не насмехайся над теми, которые с горячностию сердца вопиют на небо (прп. Ефрем Сирин, 31, 102–103). Источник.
* * *
Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни; потому что от него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония – становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце – Божия обитель; потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалялся из него (прп. Ефрем Сирин, 33, 349–350). Источник.
* * *
...Сердце твое – святой жертвенник: может ли... водворяться в тебе нечистая похотливость? В тебе священнодействует Дух Святый: должны ли... грехи и благоухание заменять смрадом нечистой похоти? (прп. Ефрем Сирин, 33, 350). Источник.
* * *
Дивно сие, братия мои; весьма досточудно, возлюбленные мои; непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный дня всякого ума входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от Огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо – маю для пяди Его, а сердце – обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства – жилище Его. Если распрострется – вся тварь не заключит Его в пределы свои; но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает Его. Малое место избирает в человеке для жилища Своего; и делается человек храмом Божиим, в котором обитает и пребывает Бог. Душа – храм Его, а сердце – святой жертвенник, на котором приносятся хвала, славословие и жертвы; иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там (прп. Ефрем Сирин, 33, 350).
* * *
...В том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым (прп. Макарий Египетский, 67, 114). Источник.
* * *
...В сердце есть какая-то беспредельная глубина; есть там и пиршественные горницы, и опочивальни... есть там рабочая храмина дел правды и неправды; есть там смерть, есть там и жизнь... (прп. Макарий Египетский, 67, 126). Источник.
* * *
...В сию меру <сопребывания с Господом> не вдруг достигают люди, и то разве трудами, скорбию, великим подвигом. Ибо есть и такие, внутри которых, хотя соприсущна или действующая и упокоевающаяся в них благодать, пребывает и порок; и в одном сердце действенны два рода жизни – жизнь света и жизнь тьмы (прп. Макарий Египетский, 67, 150).
* * *
...Нелегкое дело – приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце, и всецело искоренить в себе зло (прп. Макарий Египетский, 67, 205). Источник.
* * *
...Как земледелец печалится о скудной ниве, так и Господь скорбит о скудном и не приносящем плода сердце (прп. Макарий Египетский, 67, 246). Источник.
* * *
К чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то бывает для него богом. Если сердце вожделевает всегда Бога, то Бог есть Господь сердца его (прп. Макарий Египетский, 67, 277). Источник.
* * *
Само сердце – малый сосуд, но там есть змии, там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть все сокровища порока, там пути негладкие и строптивые, там пропасти; но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть все (прп. Макарий Египетский, 67, 280). Источник.
* * *
Уединение с любовью очищает сердце; отдаление же от других с гневом возмущает его (авва Евагрий, 89, 609).
* * *
...Когда растлено сердце, то что пользы в остальном теле? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 354). Источник.
* * *
...В человеке, когда сердце погибло, тщетно уже здоровье остального тела (свт. Иоанн Златоуст, 45, 354). Источник.
* * *
...Когда сердце, не будучи отягчено яствами, не погружается в земное, то оно не имеет нужды в долгом времени, чтобы воспрянуть <от сна>, но тотчас является трезвенным (свт. Иоанн Златоуст, 54, 722).
* * *
Подлинно, ничто так не делает сердце любомудрым, как скорбь и печаль по Боге (свт. Иоанн Златоуст, 55, 490).
* * *
...Не в том беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что, не имея его, мы еще и не приходим к тому, что может сделать его чистым (свт. Иоанн Златоуст, 55, 526).
* * *
Сердце, непрестанно хранимое, которому не попускают принимать виды, образы и мечтания темных и лукавых духов, обыкновенно рождает из себя помыслы световидные. Ибо как угль рождает пламень, так много паче обитающий от Святого крещения в сердце нашем Бог, если находит воздух сердца нашего чистым от ветров злобы и охраняемым стражбою ума, возжжет мысленную силу нашу к созерцанию, как пламень восковую свечу (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 188). Источник.
* * *
...Чистота сердечная, т. е. блюдение и охранение ума... все страсти и всякое зло отсекает от сердца и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 190).
* * *
Кто со всем рачением хранит чистоту сердца, тот наставником в ней будет иметь законоположителя ее – Христа, Который таинственно будет изрекать ему волю Свою (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 208). Источник.
* * *
...Спаситель говорит: всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем (Мф. 5, 28). Указывая на невоздержные глаза, Он осуждает не столько их, сколько внутреннее чувство, которое худо пользуется их служением для видения. Ибо сердце бывает больно, уязвлено стрелою похоти и смотрит с вожделением, – благодеяние зрения, дарованное ему Творцом, по своей порочности обращает к служению худым делам и скрытую в нем самом болезнь похоти обнаруживает по поводу смотрения. Потому и предписывается спасительная заповедь тому, по чьей порочности происходит злокачественная болезнь по случаю видения. Ибо не говорится: всяким хранением блюди свои глаза, которые и должно бы главно хранить, если бы из них происходило действие похоти, ибо глаза исполняют для души простую должность видения, а больше ничего; но говорится: всяким хранением блюди свое сердце (ср.: Притч. 4, 23); к нему преимущественно должно быть приложено врачевство, потому что оно везде может злоупотреблять служением глаз (прп. Иоанн Кассиан, 56, 79).
* * *
Сердце называется сокровенною клетию души, в нем бывает много таких беззаконий, которые видит одно недремлющее Око (прп. Нил Синайский, 73, 246). Источник.
* * *
Широта сердца есть упование на Бога, а теснота его – забота житейская (прп. Марк Подвижник, 89, 548). Источник.
* * *
...Требуется великий подвиг и много потребно времени провести в молитвах, чтобы достигнуть начатков безмятежного устроения сердца... (прп. Иоанн Карпафский, 91, 90).
* * *
Преспеяние сердца – помышление о своем уповании (прп. Исаак Сирин, 58, 178). Источник.
* * *
Сердце жестокое и немилосердое никогда не очистится (прп. Исаак Сирин, 58, 178). Источник.
* * *
...Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит (прп. авва Дорофей, 29, 188). Источник.
* * *
Безболезненность сердца ослепляет ум... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 73). Источник.
* * *
Сердце правое свободно от различия вещей, и безопасно плавает в корабле незлобия (прп. Иоанн Лествичник, 57, 197). Источник.
* * *
Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но, прошедши все их, зрит некако и Самого Бога: в чем – крайнейший предел благ. Посетив такое сердце, Бог удостоивает Духом начертывать на нем Свои письмена, как на скрижалях Моисеевых, в такой мере, в какой оно само себя возрастило доброю деятельностью и созерцанием, по заповеди, таинственно повелевающей: расти и множитися (ср.: Быт. 35, 11) (прп. Максим Исповедник, 91, 244–245).
* * *
Что мужественнее сокрушенного и смиренного сердца, которое без труда побеждает всех демонов и совсем отгоняет их от себя? (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 177).
* * *
Чистым... сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись, так сказать, во едину добродетельность, достигшую последних степеней совершенства. Однако же и в таком случае добродетели – одни – не могут сделать сердце чистым, без воздействия и присещения Духа Святаго. Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек пусть все делает со своей стороны (для очищения сердца), пользуясь для сей цели добродетелями, как орудиями, но без присещения огня Духа все делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это – одно – не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 532–533). Источник.
* * *
...Как может быть чисто сердце у того, кто оскверняется нечистыми помыслами, как зеркало затемняется пылью? (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562).
* * *
Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовию. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562). Источник.
* * *
Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления мирского, но все прилеплено к Богу и сочетано с Ним так, что не вспоминает уже ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, – применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, по которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя как в зеркале (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 563).
* * *
...Сколько очищается сердце, столько приемлет и Божественной благодати, и опять: сколько приемлет оно благодати, столько и очищается (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 31–32).
* * *
Истинное святилище, еще прежде будущего жития, есть без помыслов сердце, воздействуемое Духом. Ибо там все совершается и говорится духовно; и не стяжавший сего, хотя ради некоторых добродетелей, есть камень, пригодный к созиданию божественного храма, но не есть храм и священнодействитель Духа (прп. Григорий Синаит, 93, 181).
* * *
Сердце твое... создано Богом для того одного, чтобы оно любило Его единого и служило Ему обителию (прп. Никодим Святогорец, 70, 255). Источник.
* * *
Сердце человеческое похоже на гирю часовую и на руль корабельный. Облегчи или утяжели гирю, тотчас изменится движение всех колес часовых, и стрелки часов перестанут быть верными указателями времени. Подвинь направо или налево руль, тотчас изменится движение корабля, и он сойдет с того направления, которого держался прежде. Так, когда сердце приходит в смятение, все внутреннее наше приходит в беспорядочное движение и самый ум теряет правость умствования своего. Вот почему необходимо поскорее умирять сердце, как только оно смутится чем-либо, внутренним или внешним, во время ли молитвы, или во всякое другое время (прп. Никодим Святогорец, 70, 257). Источник.
* * *
Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 412). Источник.
* * *
То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Богозрению (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 522).
* * *
Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского и скотоподобного в духовное, святое, ангелоподобное (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 243). Источник.
* * *
В сердце, которое не ограждено и не запечатлено памятованием Бога и страхом Божиим, удобно входят все страсти, в него входит нравственный мрак, в него входит неведение Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 272).
* * *
Когда сердце вкусит сладость духовную, тогда только оно может отторгнуться от услаждения плотскою сладостию, без наслаждения оно быть не может (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 413). Источник.
* * *
Охлаждение... сердца много имеет причин. Главные из них самодовольство и самомнение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 221). Источник.
* * *
Где сердце? – Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и прочее, там сердце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165). Источник.
* * *
Доброе настроение сердца отзывается тихим радостнотворным чувством, подобным чувству здравия (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 93). Источник.
* * *
Дело сердца – чувствовать все, касающееся нашего лица (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 26).
* * *
В сердце осаждается все, что входит в душу совне и что вырабатывается ее мыслительною и деятельною стороною. Через сердце же проходит и то все, что обнаруживается душою вовне (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 26). Источник.
* * *
Когда очистится кто от страстей, пусть дает волю сердцу, но пока страсти в силе, давать волю сердцу – значит явно обречь себя на всякие неверные шаги (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 29). Источник.
* * *
...Каков кто в сердце, таковым зрит его Бог с высоты Своего престола и соответственно тому принимает его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 6).