Священство
Величие служения священства
Священство – есть высшее из всех благ, каким пользуются люди (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 176).
* * *
Оно <таинство священства> касается превыспренних сводов, невозбранно восходит в самые небеса Небес, светло и свободно пролагает стези вместе с бесплотными среди Ангелов (прп. Ефрем Сирин, 31, 600).
* * *
О, какой высокий сан имеет странное и чудное священство! Блажен, кто чисто и неукоризненно жительствует в сем достоинстве (прп. Ефрем Сирин, 31, 603). Источник.
* * *
Сподобился ты, брат, сана священства? Приложи старание благоугождать Воеводе чистотою, и праведностию, и божественною мудростию, и светлым девством. Будь пламенным ревнителем, как целомудренный Иосиф, чистым, как Иисус, странноприимным, как Авраам, нищелюбивым, как Иов, любвеобильным, как Давид, кротким, как Моисей, заблудшегося возврати на путь, хромого подкрепи, падшего восставь, немощных защити и делай все тому подобное (прп. Ефрем Сирин, 31, 607). Источник.
* * *
Кто приял истинное священство и подчинил себя великому Архиерею, тот, конечно, и сам пребывает иереем во век, и смерть не возбраняет ему пребывать оным навсегда (свт. Григорий Нисский, 24, 393–394).
* * *
...Священство... столько выше (всякой) власти, сколько дух превосходнее плоти... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 423). Источник.
* * *
Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению Небесному... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 424). Источник.
* * *
...Когда ты видишь Господа закланного и предложенного, священника, предстоящего этой Жертве и молящегося, и всех окропляемых этою драгоценною Кровию, то думаешь ли ты, что ты еще находишься среди людей и стоишь на земле, а не переносишься ли тотчас на небеса... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 425).
* * *
...Что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 426). Источник.
* * *
<Священники> возведены на такую степень власти, как бы уже переселились на небеса, превзошли человеческую природу и освободились от наших страстей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 426).
* * *
Люди, живущие на земле <священники>, и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 426).
* * *
Какая власть может быть больше этой <священнической>? Отец суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам (свт. Иоанн Златоуст, 44, 426).
* * *
Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа (свт. Иоанн Златоуст, 44, 426). Источник.
* * *
Все начинают судить о нем <священнике> не как о существе, облеченном плотию и имеющем человеческую природу, но как об Ангеле, не причастном никаким слабостям (свт. Иоанн Златоуст, 44, 435).
* * *
Если кто удостоится получить эту честь <священство> и будет в ней ходить достойно и беспорочно, то она доставляет ему жизнь и нетленный венец... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 919).
* * *
Почтим... все чистосердечно имеющих степень священства, зная, что если кто любит друзей царя, то такого еще более любит царь (свт. Иоанн Златоуст, 45, 919).
* * *
Возлюбим же иереев Божиих, так как они – друзья Божии и всегда ходатайствуют за нас <пред Богом>... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 919).
* * *
...Посмотри на мужей и жен, целующих руки священника. Почему они не целуют голову?.. Потому что им (рукам) придана великая сила, они – служительницы неизреченных тайн, ими каждый возрождается к новой жизни (свт. Иоанн Златоуст, 49, 340).
* * *
Насколько чище лучей солнечных должна быть рука, раздробляющая эту Плоть <Агнца>, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровию? Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом (свт. Иоанн Златоуст, 50, 826–827).
* * *
...Насколько велика разность между душою и растением, настолько и начальство над душою превосходнее начальства над растениями (свт. Иоанн Златоуст, 53, 612). Источник.
* * *
То, что вручено священнику, может даровать только Бог, и чего бы ни достигла человеческая мудрость, она окажется меньшей, чем благодать (свт. Иоанн Златоуст, 55, 827).
* * *
Священство поставлено как бы в средине между естеством Божеским и человеческим, чтобы одному служить, а в другом производить перемену на лучшее. Посему, кто думает о священстве выше сего, в том, кажется мне, нет благоразумия (прп. Исидор Пелусиот, 61, 93). Источник.
* * *
...Украшенные божественным священством и достойно достигшие предстоятельства, если сохранят и телесную непорочность, поистине будут священнее и освященных (прп. Исидор Пелусиот, 61, 129). Источник.
Образ священника
...Те, которые в Церкви Божией избираются в духовный сан, не должны ничем отвлекаться от Божественного служения, не должны связываться хлопотами и занятиями мирскими... (свт. Киприан Карфагенский, 63, 113). Источник.
* * *
...Священники должны быть смиренны, так как Господь и его апостолы были смиренны (свт. Киприан Карфагенский, 63, 303). Источник.
* * *
Да не надмевает тебя степень церковного чина, но более да смиряет; ибо преуспеяние души – преуспеяние в смирении; а лишение и бесчестие рождаются от высокомудрия. В какой мере будешь приближаться к высшим священным степеням, в такой мере смиряй себя, боясь примера сынов Аароновых. Познание богочестия – познание смирения и кротости. Смирение – подражание Христу, а превозношение, вольномыслие и бесстыдство – подражание диаволу (свт. Василий Великий, 9, 51). Источник.
* * *
Он <священник> должен не знать даже меры в добре и в восхождении к совершенству, почитать не столько прибылию то, что приобретено, сколько потерею то, что не достигнуто, пройденное же обращать всегда в ступень к высшему, и не высоко думать о себе, если и многих превосходит, но признавать уроном, если не соответствует в чем сану. Ему должно измерять успехи свои заповедаю, а не примером ближних (порочны ли они, или успевают несколько в добродетели), не взвешивать на малых весах добродетель, какою обязаны мы Великому, от Которого все, не думать, что всем прилично одно и то же; так как не у всех один и тот же возраст... (свт. Григорий Богослов, 12, 25).
* * *
Блажен, кто, восприяв на себя власть над народом, чистыми и великими жертвами примиряет Христа с земнородными (свт. Григорий Богослов, 15, 274). Источник.
* * *
...<Необходимо>, чтобы намеревающийся быть священнослужителем перед Богом, тело свое представить в священнодействие, и соделаться не мертвенным закланием в жертве живой и в служении словесном, не повреждал души каким-либо грубым и многоплотяным облачением жизни, но чистотою оной, подобно какой-либо паутинной нити, утончат все житейские предначинания, приближатся к тому, чтобы стать парящим горе, легким, воздушным и сокрушить в себе это телесное естество (свт. Григорий Нисский, 18, 328–329).
* * *
Священство есть достояние божественное, а не человеческое, учит же <пророк Моисей> сему так: жезлы каждого колена, означив именами давших, Моисей полагает при алтаре, чтобы жезл, отличенный от прочих некиим Божественным чудом, соделался свидетельством рукоположения свыше (см.: Чис. 17, 2–7). И поскольку это исполнилось, жезлы других колен остались тем же, чем были, а жезл иерея, укоренившись в себе самом, не от посторонней какой влаги, но вложенною в него божественною силою, произрастил ветвь и плод; и плод пришел в зрелость; плодом же был орех; то по совершении сего все подвластные Моисею обучались благочинию. По причине же плода, произращенного жезлом иерейским, надобно прийти к мысли, сколько воздержною, строгою и суровою надлежит быть жизни в священстве по внешнему ее поведению, а внутренно, втайне и невидимо какую содержать в себе питательность, что в орехе обнаруживается, когда питательное со временем созреет, твердая оболочка распадется, и деревянистый этот покров на питательном плоде будет сокрушен. Если же дознаешь, что жизнь какого-либо так называемого иерея похожа на яблоко, благоуханна, цветет как роза (весьма же многие из них украшаются виссоном и червленицею, утучняют себя дорогими яствами, пьют вино процеженное, мажутся первыми вонями (ср.: Ам. 6, 6), и все, что только по первому вкушению кажется сладким, признают необходимым для жизни приятной), – то прекрасно будет сказать тебе при этом Евангельское слово: вижу плод, и по плоду не узнаю древа священства (ср.: Мф. 12, 33). Инаков плод священства; а иной этот; тот плод – воздержание, а этот – роскошь; тот земною влагою не утучняется, а к этому с дольних мест стекается много потоков наслаждений, с помощью которых такой красотою рдеет зрелый плод жизни (свт. Григорий Нисский, 18, 363–364).
* * *
...Священнодействующему нужно быть столь чистым, как бы он стоял на самых небесах посреди тамошних Сил (свт. Иоанн Златоуст, 44, 425). Источник.
* * *
...Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать и просвещать души взирающих на него (свт. Иоанн Златоуст, 44, 434). Источник.
* * *
Даже и того, кто отличался бы великим благочестием, немало полезным для этой власти <священника>, и его не осмелюсь тотчас избрать, если он не окажется имеющим вместе с благочестием и великое благоразумие (свт. Иоанн Златоуст, 44, 437).
* * *
<Священник> должен быть важным и негордым, суровым и благосклонным, властным и общительным, беспристрастным и услужливым, смиренным и не раболепным, строгим и кротким, чтобы он мог удобно противостоять всем препятствиям... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 439–440).
* * *
Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святый... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 468). Источник.
* * *
Он <священник> так приступает к Богу, как бы ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех, прося и умоляя о прекращении повсюду войн и усмирении мятежей, о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех тяготеющих над каждым бедствий частных и общественных. Посему он сам должен столько во всем превосходить всех, за кого он молится, сколько предстоятелю следует превосходить находящихся под его покровительством. А когда он призывает Святаго Духа и совершает страшную Жертву и часто прикасается к общему всем Владыке, тогда, скажи мне, с кем наряду мы поставим его? Какой потребуем от него чистоты и какого благочестия? Подумай, какими должны быть руки, совершающие эту службу, каким должен быть язык, произносящий такие слова, кого чище и святее должна быть душа, приемлющая такую благодать Духа? Тогда и Ангелы предстоят священнику, и целый сонм небесных сил взывает, и место вокруг жертвенника наполняется ими в честь Возлежащего на нем (свт. Иоанн Златоуст, 44, 471).
* * *
Тот, кто молится... за всю вселенную, и умилостивляет Бога за грехи всех, не только живых, но и умерших, – тот каким сам должен быть? Даже дерзновение Моисея и Илии я почитаю недостаточным для такой молитвы (свт. Иоанн Златоуст, 44, 471). Источник.
* * *
Священник должен быть не только чист так, как удостоившийся столь великого служения, но и весьма благоразумен и опытен во многом, знать все житейское не менее обращающихся в мире и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах (свт. Иоанн Златоуст, 44, 472). Источник.
* * *
Выходящий на поприще священства в особенности должен презирать славу, преодолевать гнев, быть исполнен великого благоразумия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 474).
* * *
...Как золото, смешанное с грязью, не терпит вреда и блестящий Маргарит не испытывает изменения, когда войдет в соприкосновение с некоторыми нечистыми видами, таким же точно образом и священство не оскверняется никем... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 919).
* * *
...Нужно, чтобы священник, бодрствуя, вел подвижническую жизнь и чтобы последняя была зеркалом для народа... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 707–708). Источник.
* * *
...Иерею Божию, священнодействующему пред Богом, надлежит быть мирным и тихим, не хищником, не коварным, не сребролюбивым, чтобы прежде всего в его душе Бог был совершен, и потом изменял бы так по своему образу свой народ (свт. Иоанн Златоуст, 53, 897).
* * *
Звание наставника и священника весьма важно и достойно удивления, и воистину Божеское указание потребно для того, чтобы для этого был избран человек достойный (свт. Иоанн Златоуст, 54, 652). Источник.
* * *
...Если Христову служишь алтарю, то по Христовым заповедям проходи свое служение; будь кроток и смирен сердцем. У тебя в руках не гражданская какая-либо власть, надмевающаяся кичением и пышностию, но мирное и безмятежное служение (прп. Исидор Пелусиот, 60, 106–107). Источник.
* * *
Если иерей наименован и должен быть образом стада (см.: 1Пет. 5, 3) и светом Церкви (см.: Мф. 5, 14), то нравам его необходимо отпечатлеваться в подчиненных, как печати на воске. Посему если хочешь быть светом, то не терпи шутливости и смехотворства, чтобы не научить многих бесчинию. Иерей – Ангел Господа Вседержителя есть (Мал. 2, 7). Ангел же не знает смеха, служа Богу со страхом (прп. Исидор Пелусиот, 60, 185–186). Источник.
* * *
Определяя ведущий к нему <священству> путь, сказываю, что приступивший к сему начальствованию прежде нежели понес на себе власть законов, не ко благу подначальных проходит сие домостроительство. А кто в чине подчиненного упражнялся, и оказался благоискусным в начальнических добродетелях, тот приступает к прохождению служения, имея самое высокое доброе качество – опытность. Первый, предпринимая благоустроять других прежде, нежели благоустроил себя, погрешает против истины, а другой, благоустроив прежде себя и изведав дело на опыте, окажется способным благоустроять других. Первый, прежде нежели обучился владеть оружием, замышляет о том, чтобы поставили его военачальником, а другой, став благоискусным воином, будет и благоискуснейшим военачальником. Один, будучи неопытен в управлении движениями войск, думает быть предводителем, а другой, подвизавшись в таких упражнениях, поставляется воеводою (прп. Исидор Пелусиот, 61, 45–46).
* * *
Тем, на кого возложен драгоценнейший венец священства, должно украшаться добродетелями, нежели богатствами, приличным для себя удовольствием почитать целомудрие, и не уступать над собою власти чреву и страстям, которые от чрева, потому что надлежит не власть почитать чем-то служащим к удовлетворению пожеланий, но терпение признавать властию, а если предстоит опасность за добродетель или благочестие, не бежать от смерти; убоявшись, подвергнутся они осмеянию, если не с охотою пойдут туда, приходящим куда есть надежда достигнуть чего желали здесь в продолжение жизни; желали же сопребывания с Богом (прп. Исидор Пелусиот, 61, 68–69).
* * *
Поскольку любомудрствовать на словах легко, а на деле трудно, и одно услаждает слух, а другое обучает души, то посему Бог удостоенных священнического служения взывает... священницы глаголите в сердце Иерусалиму (Ис. 40, 2). Поскольку любомудрствующие на словах не только наскучивают слушателям, но, поступая противно тому, что сами говорят, заставляют над ними смеяться; то Бог требует от них добродетели в делах, которая трогает душу слушателей. Посему-то освященному надлежит быть священным; потому что неосвященному непозволительно священствовать (прп. Исидор Пелусиот, 61, 266–267). Источник.
* * *
Для священнодействующего украшение добродетели – богатство, целомудрие – услаждение, довольство малым – утеха, успех подчиненных в добродетели – веселие. Если же кто, водясь правилами противными сему, хвалится именем священства, то он не священ и недостоин права начальства (прп. Исидор Пелусиот, 61, 354). Источник.
* * *
...Хотя священство возвышеннее и достоинством больше даже и царской власти, однако же приявшим оное надлежит не превозноситься им над другими, но самым приличным и соответственным для него украшением почитать благоразумную кротость, представляя себе в уме, что священство выше всякой человеческой почести и всякого сана, но, по Божественной благодати и по Божиему распределению, сподобившиеся оного прияли на себя оное ради пользы других, и несправедливо было бы оскорблять оное самоуправством (прп. Исидор Пелусиот, 62, 402).
* * *
...Священникам надлежит быть мудрыми и учительными; потому что поставленный над словесным стадом должен быть трезвен и учителен (свт. Кирилл Александрийский, 65, 384). Источник.
* * *
Будем же непрестанно о себе самих рассуждать и постараемся, сколько можем, и других отклонять от покушения – искать и брать недостойно... власть <священства>, чтобы и их избавить от осуждения и самим пожить прочее безопасно. Кто, впрочем, исследуя себя с точностию, находит, что он свободен от всякого славолюбия и даже следа не имеет сластолюбия и плотской похотливости, чист также совершенно от сребролюбия и злопамятства, имеет безгневие и совершенную кротость, стяжал такую любовь к Богу, что лишь только услышит одно имя Христа, тотчас начинает гореть пламенем к Нему и проливать слезы, плакать при этом и о братиях своих, почитая грехи других собственными своими и от всей души имея себя самого грешнейшим паче всех, – и наконец видит в себе благодать Святаго Духа, просвещающую его богатно и делающую сердце его солнцем, – видит, что в нем явно совершается чудо купины, так что он горит, поскольку душа его соединена с неприступным огнем Божества, и не сгорает, поскольку она свободна от всякой страсти, – еще смиряется так, что почитает себя недостойным и недовольным <непригодным> для такой степени, зная немощь человеческого естества, но питает дерзновенное упование на Божественную благодать и силу, ею подаемую, и если с готовностию решается на такой шаг, то делает это понуждаемый теплым веянием и мановением благодати, и с отвержением при сем всякого человеческого помысла, и с желанием живот свой положить за братий, во исполнение заповеди Божией и любви к ближнему, – при всем же сказанном имеет еще ум, обнаженный от всякого мерзкого воспоминания, и одеян в светлую одежду смирения, так что ни к тем, которые содействуют ему по такому предмету, не имеет особенного расположения и любви, ни на тех, которые противятся тому, не держит ни малого зла в сердце и не ненавидит их, но равно относится ко всем с благорасположением, простотою и незлобием сердца, – кто все такое имеет, тот пусть решается принять предлагаемое ему достоинство. Однако же и при этом всем да не дерзает он приступить к сему без воли и разрешения отца своего духовного. Пусть смирится перед ним и решается на такое дело, как бы по приказанию его и с молитвою его, приемля такой сан единственно для спасения братий. Впрочем, так следует поступать ему, если знает, что духовный отец его имеет явно благодать Святаго Духа и сподобился приять свыше ведение и премудрость, чтобы не сказал ему при сем того, что противно воле Божией, но по сущему в нем дару, сказал то, что Богу угодно и для души его полезно, – дабы не оказалось, что он слушается человека, а не Бога. Если найдет он доброго содейственника и советника в духовном муже, то принятие им сана будет более безопасно и мудрование более смиренно (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 461–462).
* * *
...<Иерей> должен быть чист не только телом, но и душою и при этом непричастен никакому греху. Во-вторых, он должен быть смирен не по внешнему только держанию себя и обычаю действовать, но и по внутреннему настроению. Потом, когда предстоит священной и Святой Трапезе, должен всеконечно, видя чувственно Святые Дары, мысленно созерцать Божество. И не это только, но и Самого Того, Кто невидимо присущ в Дарах, должен он стяжать и иметь обитающим в себе, в сердце своем сознательно, чтобы таким образом с дерзновением мог он возносить моления к Богу и, как друг с другом беседуя, говорить: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое (Мф. 6, 9); потому что молитва сия показывает, что произносящий ее имеет живущим в себе сущего по естеству Сыном Божиим, со Отцом и Святым Духом... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 569).
* * *
Не обольщайтесь, братие, и отнюдь не дерзайте прикоснуться или приступить к Неприступному естеством. Ибо кто не отречется от мира и того, что в мире (ср.: 1Ин. 2, 15), и не отвержется души своей и тела, и весь, всеми чувствами не сделается мертвым, ни на что из приятного в мире сем не взирая с пристрастием, ничего совершенно не желая из вещей мира и не услаждаясь никакими речами человеческими, кто не сделается глухим и слепым для мирских дел и обычаев, действий и слов, хотя и видя то, что оку свойственно видеть, но не дозволяя ничему войти внутрь, в сердце, и запечатлеваться в нем чертам и образам этих (предметов), равно и слушая то, что воспринимает слух человеческий, но пребывая как бы бездушным и бесчувственным камнем и не помня ни звуков, ни значения слов, – тот не может таинственную и Бескровную Жертву приносить чисто по естеству чистому Богу (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 167).
* * *
...Кто прежде не оставит мира, и от души не возненавидит (всего) мирского, и искренно не возлюбит единого Христа, и ради Него не погубит душу свою, не заботясь ни о чем для человеческой жизни, но как бы ежечасно умирая, не будет много плакать о себе и рыдать, и не будет иметь желания только к Нему одному, и через многие скорби и труды не сподобится воспринять Божественного Духа, которого дал Он Божественным апостолам, дабы через Него изгнать всякую страсть, и легко исправить всякую добродетель, и стяжать обильные источники слез, откуда очищение и созерцание души, откуда познание Божественной воли, откуда просвещение Божественным озарением и созерцание неприступного света, откуда бесстрастие и святость дается всем, сподобившимся видеть и иметь Бога в сердце, и быть Им хранимыми и хранить неповрежденными Его Божественные заповеди, – тот да не дерзнет принимать священство и предстоятельство над душами или стать начальником (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 232–233). Источник.
* * *
...Сподобившийся быть служителем Христовым сам совершенно не должен иметь ничего своего, ни приобретать чего-либо мирского, кроме необходимого для тела и только; все же прочее принадлежит бедным и странникам, и его церкви (в которой он служит). Если же, напротив, он дерзнет для своих расходов безвременно пользоваться этим со властию и принадлежащее странникам раздавать сродникам, и строить дома, и покупать поля, и набирать толпу рабов, – то, увы, какой суд (ожидает) его? Без сомнения, он подобен человеку, все приданое жены своей худо расточившему по неразумию, который, будучи схвачен и не имея (чем) уплатить, когда с него требуют для нее денег, конечно, для возмещения его супруги, предается в темницу на заключение. Так будет и с нами, священниками и священнослужителями, которые ради себя самих, и сродников, и друзей злоупотребляют церковными доходами и совершенно не пекутся о бедных, но строят дома, бани, монастыри, башни, дают приданое и устраивают браки, церкви же свои, как чужие, презирают и нерадят о них (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 233–234). Источник.
* * *
Приявшему священство и от всех страстей надлежит быть чисту, особенно же от блуда и злопамятства, о коих даже легких помышлений иметь не следует... (прп. Феогност, 91, 381).
* * *
Блистателен чин священства и священное облачение, но <только>... тогда, когда посвященный имеет при сем внутри и душу, блестящую чистотой (прп. Феогност, 91, 392).
* * *
Не осилив же отстать и очиститься от страстного расположения, по причине долговременной привычки, как дерзаешь ты, окаянный, касаться того, что и для Ангелов неприкосновенно? Итак, или вострепещи и воздержись от Божественного священнодействия и тем умилостиви правду Божию, или как бесчувственный и неисправимый, попускай себя впасть в руки Бога живого, Который не пощадит тебя человеколюбно, но накажет немилосердо за то, что ты бесстыдно дерзаешь приступать к царской брачной вечери, с душою оскверненною и в рубищах, когда ты недостоин даже входа в Царский Чертог, а не только возлежания на Его вечери (прп. Феогност, 91, 392).
Служение священника
Можно убить, но нельзя победить священника Божия, держащегося Евангелия и сохраняющего заповеди Христовы (свт. Киприан Карфагенский, 63, 268). Источник.
* * *
<Таинством священства> спасен мир и просвещена тварь... Им отъято с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие; через него приведен в бездействие падший диавол; развратные стали освященными сосудами, блудники чистыми и нескверными; неразумные соделались вождями правды, беззаконники добрыми и благочестивыми. Через него упразднена держава смерти, ад утратил свою силу, клятва Адамова разрешена, Небесный Чертог уготован. Им человеческая природа возводится на степень бесплотных (прп. Ефрем Сирин, 31, 601).
* * *
Священство же с полным дерзновением воспаряет с земли на небо до созерцания Самого Невидимого, и припадши, молится Владыке о рабах, вознося слезы и воздыхания сослужителей, и с горячностью предлагая их в дар своему Владыке, вместе с молением и покаянием, и испрашивая у благосердого Царя прощения, помилования и милости, чтобы снисшел Дух Утешитель и освятил Дары, предлагаемые на земле, а как скоро принесены, соделавшиеся Страшными Таинами, исполненными бессмертия, потому что предстоящий иерей совершает молитву о всех. Тогда души приступают и в Страшных Тайнах приемлют очищение от скверн (прп. Ефрем Сирин, 31, 602).
* * *
...Возлюби иереев Божиих; ибо они друга Благого Бога и ходатайствуют за нас и мир (прп. Ефрем Сирин, 31, 605).
* * *
...Когда бы все стали избегать сего начальствования <священства> или, правильнее назвать, служения, тоща бы прекрасной полноте Церкви недоставало значительнейшего и она не была бы уже прекрасною... (свт. Григорий Богослов, 12, 18).
...Язык иерея, любомудрствующий о Господе, восставляет болезнующих (свт. Григорий Богослов, 17, 249).
* * *
Предстоит священник, низводя... Святаго Духа; совершает продолжительное моление... чтобы благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила через нее души всех и соделала их светлейшими очищенного огнем серебра (свт. Иоанн Златоуст, 44, 425). Источник.
* * *
...Справедливо мы должны... почитать <священников> более отцов своих; эти родили нас от крове и от похоти плотския (ср.: Ин. 1, 13), а те суть виновники нашего рождения от Бога, блаженного пакибытия (Мф. 19, 28), истинной свободы и благодатного усыновления (свт. Иоанн Златоуст, 44, 426–427).
* * *
Священники иудейские имели власть очищать тело от проказы или, лучше, не очищать, а только свидетельствовать очищенных (см.: Лев. 14); и ты знаешь, как завидно было тогда достоинство священническое. А наши (священники) получили власть не свидетельствовать только очищение, но совершенно очищать – не проказу телесную, но нечистоту душевную (свт. Иоанн Златоуст, 44, 427). Источник.
* * *
Потому и не вверено священство ни Ангелу, ни Архангелу – так как они безгрешны, – дабы по строгости они внезапно не поражали молниею грешников из народа; но человеку, рожденному от человека, вверено это седалище, и он сам подвержен похоти и греху, чтобы, встретив какого-нибудь грешника, он вследствие собственных прегрешений был более человеколюбивым к этому грешнику (свт. Иоанн Златоуст, 45, 775). Источник.
* * *
Царю вверены тела, а священнику – души; царь прощает недоимки денежные, а священник – недоимки греховные; тот заставляет, этот убеждает; тот действует повелением, этот – советом; тот имеет оружие чувственное, этот – оружие духовное; тот ведет войну с варварами, а я веду войну с бесами. Последняя власть больше; потому царь и преклоняет голову под руки священника, и всегда в Ветхом Завете священники помазывали царей (свт. Иоанн Златоуст, 49, 412). Источник.
* * *
Священник стоит посредником между Богом и родом человеческим, низводя на нас оттуда благодеяния и вознося туда наши прошения, примиряя со всею природою разгневанного Бога, и нас, разгневавших Его, избавляя от рук Его... Священство важнее самой царской власти и есть высшая власть... Хотя царский престол кажется нам важным по прикрепленным к нему камням и облекающему его золоту, но царь получил власть распоряжаться делами земными и больше этой власти не имеет ничего, а престол священства утвержден на небесах, и священнику вверено устроять тамошние дела (свт. Иоанн Златоуст, 49, 417).
* * *
...Угроза царя подобна гневу льва для тех, которых взоры устремлены к земле; а для человека, который имеет в виду небо и готов лучше положить душу свою внутри святилища, нежели спокойно взирать на оскорбление священных законов, он маловажнее всякого пса. Подлинно, нет ничего бессильнее преступающего божественные законы, равно как нет ничего сильнее защищающего божественные законы (свт. Иоанн Златоуст, 49, 418).
* * *
Священник есть как бы общий отец целой вселенной, поэтому прилично ему заботиться о всех, подобно тому как заботится Бог, Которому он посвятил себя (свт. Иоанн Златоуст, 54, 658).
* * *
Бог действовал и через волов при кивоте, когда хотел спасти народ свой (см.: 1Цар. 6). Разве жизнь священника или добродетель его может совершить что-нибудь подобное? Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели; все происходит от благодати; дело священника – только отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия (свт. Иоанн Златоуст, 54, 771). Источник.
* * *
...Священник, совершающий крещение и приносящий Бескровную Жертву, руками своими участвует в этом деле, а освящает и силу сообщает его действиям Святой Дух (свт. Иоанн Златоуст, 54, 970).
* * *
Бог возжигает светильник – иерея, и поставляет на свещнике – на светоносной его кафедре, чтобы, как молниями, озарял Церковь и догматами, и деяниями, свободными от всякой тьмы; а народы, видя лучи животворного светения, к ним направляли шествие и прославляли Отца светов (прп. Исидор Пелусиот, 60, 22). Источник.
* * *
Многобедственный из пророков Иеремия видел ореховый жезл – изображение священства, в котором видимое и наружное и, как сказал бы иной, первоначальное есть нечто вяжущее, суровое и имеющее вкус острый, а сокровенное и внутреннее постоянно, твердо и имеет силу укреплять. Посему и многотрудное в священстве надлежит переносить мужественно, и наград за оное ожидать ревностно (прп. Исидор Пелусиот, 60, 33–34). Источник.
* * *
...Божественные постановления сподобившимся священства повелевают преимущественно перед всеми быть в трудах и подвигах, чтобы подначальные, видя трудящимися тех, которые имеют право приказать, от стыда делались ревностнейшими к доблестной жизни. Обыкновенно же возбуждает не столько слово, сколько нрав учащих (прп. Исидор Пелусиот, 60, 467). Источник.
* * *
Потоками слез паче снега убеленный, со светлою в чистоте совестию касайся Святых Тайн, как святый, внешним ангелоподобным благообразием являя внутреннюю души красоту (прп. Феогност, 91, 381).
* * *
...Как если кто возжжет от одного светильника другой, а от другого еще третий и, передачей от одного к другому сохраняя, имеет всегда постоянный свет, так и через рукоположение апостолов на их преемников, и от них, в свою очередь, на иных и затем последующих, переданная благодать Божественного Духа протекает через все поколения и просвещает всех вверяющих себя духовным пастырям и учителям (свт. Григорий Палама, 26, 244).
Обязанности священника
...Ему <предстоятелю> надобно превосходством своей добродетели привлекать народ к порядку и не силою обуздывать, но доводить до порядка убеждением. Ибо все, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно и непохвально, еще и непрочно (свт. Григорий Богослов, 12, 26).
* * *
...<Священник> должен стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, воссозидать создание, восстанавливать образ Божий, творить для горнего мира и, скажу более, – быть богом и творить богами <людей> (свт. Григорий Богослов, 12, 62).
* * *
...<Священники> часто спасали страждущую и готовую погибнуть душу, то употребляя кроткое наказание, то удерживая от падения при самом начале, не только внушением и учением, но и помощию молитв (свт. Иоанн Златоуст, 44, 427).
* * *
...Кому... вверено <тело Христово – Церковь>, должен содержать его в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы какая-нибудь скверна, или порок, или нечто от таковых пятен не повредили ее доброты и благолепия (ср.: Еф. 5, 27) (свт. Иоанн Златоуст, 44, 453).
* * *
...Если же кто рассмотрит обязанности его <священника> в отношении к Богу, то найдет, что те обязанности <к народу> ничтожны: столь большей и тщательнейшей ревности требуют эти... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 470–471).
* * *
...Если ради Духа Божия прияли власть <отпускать грехи>, то грехами своими удаляющие от себя Духа не имеют, конечно, сей власти; имеют же только знающие Духом Святым, кто достоин оставления и кто осуждения (прп. Исидор Пелусиот, 61, 288–289).
* * *
Внимай, какой удостоен ты равноангельной чести и старайся со всякою добродетелию и чистотою пребывать непорочным на сей степени <священства>, на какую призван (прп. Феогност, 91, 381).
* * *
Возжелав нетления и бессмертия, благочестно и благоговейно совершай животворные и нетленные Тайны, желая вместе и преселения отсюда, как совершенным ставший через веру (прп. Феогност, 91, 382).
* * *
...Трезвенно и болезненно, во-первых, о себе самом приноси с сокрушением и слезами мироспасительную Священную Жертву во очищение: ибо кто так, как ты, поболезнует о тебе и станет приносить о тебе Жертву, когда умрешь? Посему, прозревая имеющее быть, как бы уже похороненного поминай себя, в ходатайство о спасении твоем предлагая Богу сии Святые Дары на Трапезе, воспоминая Его вольное здесь и человеколюбивое заколение (прп. Феогност, 91, 393–394).
Ответственность священника
Как добрые дела <священников> приносят пользу, побуждая многих к соревнованию, так и проступки их делают более нерадивыми о делах добродетели и располагают к уклонению от похвальных трудов (свт. Иоанн Златоуст, 44, 434).
* * *
За один разговор свой он <священник> подвергается такому множеству нареканий, что часто, обремененный их тяжестью, падает от уныния; его судят и за взгляд; самые простые действия его многие строго разбирают, примечая и тон голоса, и положение лица, и меру смеха (свт. Иоанн Златоуст, 44, 445).
* * *
Кто вручит власть <священства> человеку вредному для Церкви, тот будет виновен в дерзких его поступках (свт. Иоанн Златоуст, 44, 451).
* * *
...<Священнику> нужна гораздо большая чистота, чем <прочим>, а кому нужна большая чистота, тому более предстоит случаев очерниться, если он постоянным бодрствованием и великим напряжением сил не сделает душу свою неприступною для этого (свт. Иоанн Златоуст, 44, 469).
* * *
Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души (свт. Иоанн Златоуст, 52, 38).
* * *
...Если только и один кто отойдет (из этой жизни) без посвящения в таинства – не ниспровергнет ли это всего спасения <священника>? Ведь погибель и одной души составляет такую потерю, которой не может выразить никакое слово. Если спасение ее имеет такую цену, что и Сын Божий сделался для этого человеком и столько претерпел, то подумай, какое наказание повлечет за собою ее погибель! (свт. Иоанн Златоуст, 52, 38).
* * *
Когда ты сильно возжелаешь священства, то противопоставь геенну, противопоставь отчет, какой там нужно дать... противопоставь степень наказания. Если ты согрешишь просто, как человек, ты не потерпишь ничего подобного; если же согрешишь, будучи священником, – ты погиб (свт. Иоанн Златоуст, 52, 39). Источник.
* * *
Насколько велико достоинство имеющего священство, настолько больше у него и опасностей, потому что одно исправное прохождение епископства может вознести на небо, и одна неисправность в этом деле может ввергнуть в геенну (свт. Иоанн Златоуст, 54, 842). Источник.
* * *
...Священник... хотя бы и устроил собственную жизнь хорошо, а о твоей не будет иметь тщательной заботы, пойдет вместе с порочными в геенну, и часто, не будучи предан собственными грехами, погибает от чужих (свт. Иоанн Златоуст, 55, 546).
* * *
...Станем же бояться Бога и почитать священников Его, оказывая им всякую честь, чтобы нам воспринять воздаяние от Бога и за собственные свои подвиги, и за великое о тех попечение... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 827).
* * *
Говорят иные, будто бы желаешь ты священства, вещи для многих, особливо же для тебя, недоступной. Поэтому, или исправь жизнь свою, или откажись от этого вожделения – вступить в неприкосновенные для тебя святилища (прп. Исидор Пелусиот, 60, 16). Источник.
* * *
...Не одно и то же – грешить мирянину и священнику; и это явствует из Закона, потому что за согрешившего иерея повелевает приносить такую же жертву, как и за весь народ (см.: Лев. 4, 3). Но если бы грех не был равносилен, то Закон не постановил бы приносить ту же жертву. Большим же делается грех не по естеству, а по достоинству совершающего. Ибо если падет <тот>, кто должен держать в порядке других, то сие падение делается более важным по достоинству падшего (прп. Исидор Пелусиот, 60, 382).
* * *
...Священство прилично только некоторым и немногим, именно же держащимся той мысли, что оно есть отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие (прп. Исидор Пелусиот, 60, 384). Источник.
* * *
Всякий, думаю, знает, что священство гораздо выше царства и больше имеет трудов; потому что с окончанием одного труда возникает новый труд, и угрожает опасность в том, что более необходимо, и потому что одному вверено Божественное, а другому смертное. Но всякому, думаю, известно и то, что многие, неосмотрительно признав для всякого человека возможным начальствовать или над душами, или над телами, вторглись в это, и тысячи зол причинив и себе, и подчиненным, впоследствии с бесславием низринулись в бездну погибели. Посему после всего этого крайне дивлюсь, почему некоторые, и в этом самом не благоустроив всего до них касающегося, но обременяясь тысячами хлопот, когда не должно было бы оставлять их даже и в чине подчиненных... отважились приступить к священству, которое столько выше царства... Но, может быть, не зная своего положения, не следуя в точности изречению мудрецов языческих: «Познай себя самого», – а также не зная и о достоинстве священства, что при высоте имеет оно и опасности, думая, что оно – несудимая власть, а не служение, подлежащее ответственности, взялись они за дело, которое должно было бы для них оставаться недоступным (прп. Исидор Пелусиот, 61, 175–176). Источник.
* * *
Не одинаковое... понесем наказание, если согрешим, и прежде нежели сподобились священства, и сподобившись оного; в последнем случае наказание будет гораздо тягчайшее. Ибо тем, которые, сподобившись такового сана, не сделались лучшими, справедливо подвергнутся строжайшему наказанию. Величие сана естественным образом делается напутаем к большему наказанию (прп. Исидор Пелусиот, 62, 343).
* * *
...Как на корабле, когда сделает ошибку пловец, небольшой это делает вред плывущим с ним; а когда кормчий – это уготовляет общую погибель; так грехопадения подчиненных не столько вредят обществу, сколько им самим, а грехи имеющих священный сан распространяют вредоносность на всех... (прп. Исидор Пелусиот, 62, 343–344).
* * *
Страшно и крайне страшно вступать ныне в священство. Одно из двух приключится с вступающим: или живя по древним и апостольским правилам, будет ненавидим и злокозненно преследуем теми, которые вкравшийся ныне вредный и беззаконный обычай хранят, как божественный закон, и живущих право осуждают на изгнание; или сам, подклонясь под иго, и своего не пощадит спасения, и соблазнит других многих, за которых понесет жестокие наказания. Посему блаженное дело – не быть когда-либо пленену таковою любовию. Если же кто и не плененный будет рукоположен; то да держится первоначальной цели, и с дерзновением да обновит древние и апостольские порядки, не содействуя в грехопадениях тем, которые изменяют ныне священству, и думают о себе, что им возможно все говорить и делать (прп. Исидор Пелусиот, 62, 435–436).
* * *
...Сколько пагубно падение предстоятеля для последующих ему, столько, напротив, благотворно и спасительно, когда епископ твердостию в вере подает собою пример братьям (свт. Киприан Карфагенский, 63, 115). Источник.
* * *
Совершенно извращается весь устав веры и истины, если строго не соблюдается то, что повелено относительно духовных действий (свт. Киприан Карфагенский, 63, 398). Источник.
* * *
Сподобившись Божественного и честного священства, прежде всего себя самого обязан ты всегда иметь принесенным в жертву умерщвлением страстей и сластей плотских и таким образом дерзать приступать к животворной и страшной Жертве, если не желаешь быть сожженным Божественным огнем, как какое-либо легко сгорающее вещество. Ибо если Серафим не дерзнул без клещей прикоснуться к углю (см.: Ис. 6, 6), как ты коснешься без бесстрастия? Через него же ты будешь иметь и язык освященным, и уста очищенными, и душу непорочную вместе и с телом, и самые руки паче всякого злата блестящими, как слуг преестественного огня и жертвы.
Сознай поглубже силу сказанного, потому что каждодневно зришь это спасительное Божие Таинство... и если не имеешь извещения от Духа Святаго, что ты благоприятный посредник между Богом и человеками, как равноангельный, то на пагубу себе не дерзай на всесвятое и страшное священнодействие Божественных Тайн, перед коими Ангелы благоговеют и от коего всеблагоговейно воздерживались многие из святых, чтобы... не быть изъяту из среды живых, по суду Всевышнего (прп. Феогност, 91, 380–381).
* * *
Плоти Божией и жрецом, и общником через причащение соделавшись, сообразным быть обязан стал ты и подобию смерти Его, не ктому себе живя, но, по Апостолу, распеншемуся и умершему за тебя (ср.: 2Кор. 5, 15). Если же для плоти и мира страстно живешь ты, то уготовляешь себя после смерти на вечное мучение, если прежде кончины произвольно не перестанешь совершать Бескровную Жертву. Кому неизвестно, что многие из недостойно священнодействующих восхищены быв отселе внезапною смертию, пересланы прямо в тамошние мучилища (прп. Феогност, 91, 382).
* * *
Храни Божественный дар <священства>, яко зеницу ока, чтоб, причастившись без должного внимания, не быть с высоты низринуту в бездну, из которой трудно будет тебе найти выход (прп. Феогност, 91, 390).
* * *
Дерзновенно подшедши под иго священства, право твори пути свои и право правь слово истины, со страхом и трепетом содевая через то свое спасение. Ибо Бог наш есть огонь поядаяй; и если ты коснешься Его, как злато или и серебро, то не бойся пожжения, как вавилонские отроки в пещи; если же ты травяной и тростниковый, из удобо возгорающегося вещества, как земная мудрствующий, то бойся, чтобы не быть пожжену небесным огнем, если не убежишь от гнева, как Лот, воздержанием от страшных тайн, или не поспешишь омыться в слезах покаяния. Только осырившись водою слезною, ты станешь неопалим и неуязвим для огня правды, как некогда слабое растение купины. В таком случае я не знаю, есть ли какой из грехов (на кои мы так скоры по немощи своей), который не был бы изглаждаем Божественным огнем в служении, совершаемом с полною чистотою, или действенным очищением (прп. Феогност, 91, 391).
* * *
Получение спасения достигается добродетелию и в низком состоянии, а не досточестным священством, требующим и жития равноангельного (прп. Феогност, 91, 392).
* * *
...Или будь бесстрастен по-ангельски, как бы вне мира и плоти сущи мудрованием, и таким образом вступи на эту небесную лестницу, или, сознав свою немощь, устрашись высоты, угрожающей и падением великим для неисправных, и держись за жизнь, общую большинству, не меньше, однако же, той особной, приводящей к Богу и присвояющей Ему, в которой, если и пасть тебе случится, удобнее для тебя восстать покаянием, благодатию Всемилостивого Бога нашего (прп. Феогност, 91, 392–393).
* * *
Благоговея перед Владычными страстями и перед истощанием за нас Бога-Слова, а также и перед жертвою и срастворением в нас Животворящего и Божественного Тела и Крови, коих не только причастия, но и священно-совершения сподобляемся мы, смиряй себя, как овча заколения, почитая всех воистину превосходящими тебя, и всячески блюдись, как бы не уязвить чьей-либо совести. Без очищения же себя не дерзай прикасаться Святых Тайн, чтобы не пожжену быть, как сено, Божественным огнем и, как воск растаяв, не разлиться.
И воистину, если будешь, как должно, совершать сие Божественное, всечестное и страшное священнодействие, и совесть ни в чем не будет укорять тебя, то ни в чем другом не обретешь ты столь удостоверительного упования спасения, как в нем. Ибо от него получится тобою благо, паче всякого другого делания и созерцания. – Если же не так, то сам смотри, что сие значит. – И всеконечно лучше, по сознанию своей немощи, отказаться от высокого чина священства, нежели с сознанием своего недостоинства и нечистоты принять его и носить, и показываясь для многих высоким, быть на деле по недостоинству подобным трупу, достойным плача.
Служение честного священства и его умилостивление Бога и неотступное за всех перед Ним ходатайство столько превосходит всякое псалмопение и молитву, сколько солнце звезды. Ибо Самого Единородного приносим мы в жертву, – Его, по человеколюбию туне заклавшегося за грешников, предлагаем и приводим в умоление не только об оставлении грехов, но и о даровании всего, в чем имеем нужду, и о чем молимся: и Тело, с Божеством соединенное, как некий угль, попаляет всякое беззаконие и сердца просвещает с верою приступающих; равным образом и Божественная и всечестная Кровь, паче всякого иссопа, омывает и очищает всякую нечистоту и скверну тех, кои дерзают приступать к Святым Тайнам со всевозможным сокрушением и уповательным умилением. Где можно получить что-либо такое? (прп. Феогност, 91, 397–398).
Недостойное священство
...Если кто по обличении во грехе удален от священнослужения, и не покорился правилам, но сам себе присвоил председательство и священнослужение, а с ним вместе отступили и другие, оставив повсеместную Церковь, то сие есть недозволенное сборище (свт. Василий Великий, 11, 6). Источник.
* * *
...Бог не благоволит к приявшим рукоположение по высокомерию (прп. Ефрем Сирин, 31, 606). Источник.
* * *
...Я... прихожу в ужас, видя, на что отваживаться имеют обычай некоторые безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать священства, и принимают оное, не быв призваны Христовою благодатию, не зная того, что огнь и смерть собирают себе они бедные (прп. Ефрем Сирин, 31, 607).
* * *
Нечистому приступать к жертвоприношению значит оскорблять Бога (свт. Григорий Богослов, 15, 361). Источник.
* * *
...Нельзя священникам скрыть свои недостатки; и малые из них скоро делаются известными (свт. Иоанн Златоуст, 44, 434). Источник.
* * *
Величайшее наказание заслужат те, которые, достигнув этой власти <священства> собственными усилиями, будут худо исполнять это служение или по нерадению, или по нечестию, или по неопытности (свт. Иоанн Златоуст, 44, 450).
* * *
...Если же кто осмелится недостойно захватить эту честь <священства>, то он доставляет самому себе кромешную тьму и немилостивый суд (свт. Иоанн Златоуст, 45, 919).
* * *
Ничто... так не раздражает Бога, как священнослу жение недостойное (свт. Иоанн Златоуст, 50, 433).
* * *
Никому нельзя следовать за Христом надлежащим образом иначе, как оставив всякую грубую и низкую заботливость. Ныне же священники Божии хлопочут и о собирании винограда, и о жатве, и о продаже, и о покупке вещей. Служившие сени были совершенно свободны от всего этого, хотя им и вручено было служение телесное; а мы, призываемые в самое святилище небес, входящие в истинное Святое Святых, принимаем опять на себя заботы, свойственные купцам и корчемникам. Отсюда и большое небрежение о Писании, и леность в молитвах, и нерадение о всем прочем. Нельзя же ведь с одинаковым старанием делить себя на то и другое (свт. Иоанн Златоуст, 50, 851).
* * *
...Бог действует и через недостойных, и благодать крещения нисколько не терпит вреда от жизни священника; иначе и приемлющий терпел бы вред (свт. Иоанн Златоуст, 53, 76).
* * *
...Благодать действует и через недостойных <священников>, не ради их, но ради ищущих пользы... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 566).
* * *
...Тайноводствуемый в рассуждении спасительных залогов <крещаемый> не терпит вреда, если священник и нехорошей жизни, но сам он несомненно (надлежит быть твердо уверенным в этом) воспользуется оными божественными и превосходящими всякое слово благодеяниями, а священник даст страшный отчет в собственной своей жизни, и в такой же мере увеличится его наказание, в какой воздавалась ему честь. Ибо кто и почтенный священством не соделывается добрым, тот по справедливости достоин большего наказания. Посему никто из приемлющих на себя Божественное оное тайнодействие, которое приявшим отверзает небеса, да не заботится о том, что терпит от сего вред в рассуждении залогов спасения; и когда сам впадет в грех, да не думает в жизни иерея найти для себя благовидное оправдание. Говорю же сие не потому, что все иереи таковы, да не будет сего! Если на некоторых и падает сей упрек, то иные не подлежат ему. И если некоторые не оказали преспеяний, то не все же лишены оных. Напротив того, желаю показать, что, хотя бы и все были таковы, просвещаемый не терпит нималого вреда. А если ты почитаешь сие за человеческие только рассуждения, то попытаюсь уверить тебя Божественным словом. Что было мерзостнее Валаама? Однако же язык его употреблен Богом для благословений. Что сквернее Каиафы? Однако же он пророчествовал, и благодать касалась языка, но не касалась сердца. Если же хочешь узнать нечто более необычайное, то при помощи врана, птицы нечистой, питал Бог небошественного Илию. Посему не сомневайся, если и посредством некиих грешных иереев (ибо не надлежит, да это и несправедливо, обвинять всех) подаются Божественные и преестественные дарования (прп. Исидор Пелусиот, 60, 302–303).
* * *
...Как ты, непотребный <священник>, освящаешь других? Как ты, нечистый, очищаешь? Как ты, раболепный, приуготовляешь сынов Божиих? Самому тебе должно очиститься и потом очищать; не святотатствовать и тогда уже стать священником.
...Перестань губить не свою только душу, но и многие другие, за которые умер Христос. Размысли, к чему клонится это зло, когда тех, кого искупил Христос, отдав за них не золото, но честную Кровь Свою, ты губишь своею жизнью? (прп. Исидор Пелусиот, 60, 329–330). Источник.
* * *
Когда человек, не имеющий права и недостойный священства, насильственно восхищает себе начальство, тогда лепота начальнической власти изменяется в неурядство; потому что начальнику обыкновенно подражает и подначальственное (прп. Исидор Пелусиот, 60, 467–468). Источник.
* * *
...Чем большей сподобились они <недостойные священники> чести, тем большее понесут наказание за то, что не исправило их благодеяние... (прп. Исидор Пелусиот, 61, 268).
* * *
Сан священства для решившихся жить недостойно сей почести делается приращением наказания (прп. Исидор Пелусиот, 61, 298).
* * *
..Те, которые должны оставаться вне ограды, не будучи посвящены, безрассудно с усилием приступят к Божественному тайнодействию, то понесут крайнее наказание (прп. Исидор Пелусиот, 61, 428). Источник.
* * *
Древле священство и царскую власть, когда погрешала, исправляло и уцеломудривало, а ныне само ждет от нее вразумлений, не потому что утратило собственное достоинство, но потому что кому вверено оно, те не подобны бывшим при наших предках. Прежде, когда священством были увенчаны жившие жизнию Евангельскою и апостольскою, священство по праву было страшно для царской власти; а ныне царская власть страшна священству, лучше же сказать, – не священству, но тем, которые, по-видимому, священствуют, своими же поступками оскорбляют священство. Почему, кажется мне, и царская власть справедливо делает, потому что, желая не священство, которое признает Божественным, оскорбить, но наказать оскорбляющих его, уцеломудривает пользующихся им, не как должно (прп. Исидор Пелусиот, 62, 312–313).
* * *
...И сушею, и морем обносится... слово, что никому из живущих хорошо не будет уже вверяемо священство, не потому что нет достойных этого сана, но потому что достойные не только сокрыты во многолюдной толпе, но даже ненавидимы, терпят наветы и изгнания, как обличающие жизнь многих (прп. Исидор Пелусиот, 62, 318).
* * *
Не жалуйтесь... на Божественный Промысл за то, что если не повелел, то и не воспрепятствовал священнодействовать <недостойному>; напротив того, подивитесь Его долготерпению, которое в скором последствии времени, если <он> не образумится, таким подвергнет его наказаниям, что жалующиеся ныне восхвалят нелицемерный приговор (прп. Исидор Пелусиот, 62, 364).
* * *
Кто славен делами добродетели, тот бывает подлинным украшением священства; а кто, не имея внутри себя признаков достоинства, но прикрываясь чуждым ему благолепием, величается только саном одним, тот, по суду истины, причисляется к людям поддельным (прп. Исидор Пелусиот, 62, 377).
* * *
...Посвяти себя чтению Священного Писания, и оно тебя соделает иереем. Ибо если покоришься законам его, и то, что получил ты <священство> недолжным образом, вручено тебе будет, как должно (прп. Исидор Пелусиот, 62, 458).
* * *
...Негоден к священнодействию духовно слепой, т. е. совершенно неразумный и поврежденный умом и помыслом (свт. Кирилл Александрийский, 65, 324). Источник.
* * *
Как некоторые из <нерадивых>... не трепещут вступать на степень диаконства и иерейства и священнодействовать Пречистое Тело и Кровь Господа? Поистине недоумеваю. Конечно, слепота ума и сопутствующие ей нечувствие и неведение, и рождающееся от них самомнение делают то, что такие попирают, как прах, истинное золото и многоценный камень Господа нашего Иисуса Христа. Но горе таковым за эту их страшную дерзость, по коей осмеливаются они восходить на такие степени, с такою великою богонебоязненностию и небрежением о божественных вещах, как будто малых и ничтожных, и это для того только, чтобы казаться выше других. И кто после этого будет называть их христианами? (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 230).
* * *
Торгующий... нагло Божественными (таинствами) и продающий благодать Духа грешит, конечно, против Самого Бога (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 233). Источник.
Осуждение священства
Восстающий против (священника) не человека уничижает, а Бога и Христа Иисуса, первородного и одного только первосвященника Отчего (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 176).
* * *
...Кто ставит сети своему учителю, тот нечестив и беззаконен; почему и осужден будет вместе с тем, кто Благодетеля и Учителя своего предал в руки беззаконных (прп. Ефрем Сирин, 30, 516). Источник.
* * *
...Кто презирает священника, тот презирает и Господа его (прп. Ефрем Сирин, 37, 134).
* * *
Безумно не уважать власть священников, без которой невозможно получить спасения и обетованных благ (свт. Иоанн Златоуст, 44, 426). Источник.
* * *
Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду (свт. Иоанн Златоуст, 54, 768). Источник.
* * *
Если ты его <священника> презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда; если Бог ничего не совершает через него, то ты ни крещения не имеешь, ни Тайн не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно, ты – не христианин.
Что же, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но через всех Сам Он действует – хотя бы они были и недостойными – для спасения народа (свт. Иоанн Златоуст, 54, 768). Источник.
* * *
...Если Царь царствующих поставил над тобою начальником священника, то по какому праву ты отвергаешь его и унижаешь? Земному царю, назначающему кого-либо в начальники, ты не пойдешь указывать, не скажешь ему: он недостоин этого сана. А если ты тут не можешь помешать царю – возвысить кого он хочет или кого изберет, то как осмеливаешься Владычнему повелению об иерее противиться на том основании, что он-де грешник? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 969). Источник.
* * *
...Если же поставил Христос <священников>, неужели мы выскажем по отношению к нему <священнику> небрежение, неужели оскорбим его, неужели обременим бесчисленными поношениями? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 826).
* * *
Мы, которым не дозволено судить братьев наших, неужели станем изощрять язык свой против священников?
Разве достойно какого извинения то, когда в своем глазу мы не замечаем бревна, в чужом же глазу тщательно рассматриваем сучок? Разве ты не знаешь, что, судя так, ты готовишь себе суд еще тяжелее? Я говорю это, не оправдывая тех, кто правит священство недостойно, но сожалея и плача над ними. Однако, я говорю, что на этом основании они не могут быть судимы подчиненными, хотя бы жизнь их и заслуживала сильного порицания... Ведь если Бог сделал слышным Свой голос через ослицу и если через прорицателя даровал духовные благословения, действуя через неразумные уста и через нечистый язык Валаама, ради иудеев, которые оскорбляли Его, – тем более Он устроит все Свое ради вас, благомыслящих, хотя бы священники были очень дурны, и пошлет Духа Святаго (свт. Иоанн Златоуст, 55, 826–827).
* * *
Священство есть божественное достояние, оно драгоценнее всякого имущества. Оскорбляют же оное паче всех те, которые исправляют дело худо, и которых не надлежало бы вовсе посвящать, чтобы мал осмысленные не осмеливались на самое священство обращать вины проходящих оное худо. Ибо, оставив в стороне оскорбляющих его, обращаются с жалобами на священство, когда ему надлежало бы найти защиту себе, как терпящему поругание от людей мерзких, которым непозволительно и касаться его. Ибо если в мирских начальственных должностях иное есть самая должность, а иное проходящий оную не как должно и должность остается в своем чине и достоинстве, а поругавший оную несет крайнее наказание, – то по какой причине в священстве смешивают сии вещи, и грехи исправляющих оное не как должно покушаются приписывать самому священству? Посему пусть умолкнут уничижающие священство за <недостойных>... и сами на себя не изощряют карающего меча; но их, если не соглашаются стать любомудрыми, да порицают, как губителей, как врагов благочестия и добродетели, священство же прославят и увенчают, как определяющее всякому, что кому следует. Ибо при его содействии и возрождаемся, и причащаемся Божественных Тайн, без которых невозможно стать причастными небесных наград, по неложным изречениям самой Истины, изрекающей в одном месте: аще кто не родится водою и духом не войдет в Царство Небесное (ср.: Ин. 3, 5)... (прп. Исидор Пелусиот, 60, 316–317).
* * *
...Если без сих Таинств Скрещения и причащения> невозможно сподобиться Божественного жребия, таинства же сии совершаются не иным кем, как священством, то как же тот, кто пренебрегает священством, не оскорбляет Божественного и не пренебрегает душу свою? Посему, чтобы не было этого с нами, будем чествовать священство, оплакивать же недостойно проходящих оное, и грехопадения последних не приписывать священству, требующему нашей защиты (прп. Исидор Пелусиот, 60, 317).
* * *
Поскольку писал ты о своем удивлении, какое страшное это дело – священнодействовать... <недостойному> почитающему себя пресвитером, не кажется страшным рукоположившему его беззаконно, – то скажу на сие: справедливо (в этом никто не будет спорить) негодуешь ты по своему ненавидящему лукавого и любящему доброе нраву; но я признал бы справедливым посоветовать тебе еще следующее – блюсти язык чистым от злоречия. Если он, как писал ты, достоин тысячи смертей, не сделавшись лучшим от восприятой им почести, но даже священство употребив в оружие порока и отваживаясь, на что и отважиться страшно; то, если не одумается, нелицеприятным Судиею подвергнут будет самым тяжким наказаниям, потому что Бог не неправдив; но не будешь прав и ты, если станешь сквернить свои уста, осмеивая его гнусные поступки (прп. Исидор Пелусиот, 60, 434–435).
* * *
...Если... не принимаем мы их <священников> с полным убеждением и верою, как святых, но смотрим на них, как на грешников, как можем мы надеяться, что нам даровано через них совершенное отпущение грехов? Ибо Господь говорит: по вере ваю буди вама (Мф. 9, 29). И точно, по мере веры нашей, насколько веруем в них, так получим и отпущение грехов наших (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 118).
* * *
...Предположи в уме своем, что царь земной прислал к тебе какого-либо из самомалейших слуг своих, одетого бедно, в ветхие рубища, не на коне, а на плохом ослике или даже пешком, но который принес тебе грамоту за царскою печатаю, написанную собственноручно царем, и в этой грамоте царь провозглашает тебя братом своим и другом и обещает спустя несколько времени сделать тебя соучастником с собою в царствовании, увенчать главу твою царским венцом и облечь тебя в царское одеяние, – скажи мне, как бы ты отнесся к этому слуге? Принял бы его и почтил, как царского слугу, и ради таких великих и истинно царских обещаний и такой светлой славы тебя ожидающей, возрадовался вместе с ним, облагодетельствовал его по силе своей и наобещал благодетельствовать и после всегда – или презрел бы его и отослал с пустыми руками и бесчестием, по тому одному, что он одет в бедные одежды и пришел пешком? Если предположим, что ты презрел бы его таким образом и царь узнал об этом, то похвалил бы он тебя за это или бы укорил и осудил? Если бы сам ты был этим царем, то не почел ли бы укором и бесчестием себе такого презрения, оказанного слуге твоему? И этого поношения его не признал ли бы поношением себе? Конечно, так бы было. Ты так разгневался бы на него, как бы он тебе самому оказал презрение, как бы в лице тебя укоряя, что имеешь таких слуг, и сказал бы: «Кто поставил его судьею над слугами моими? Не слугу моего он укорил, что по своей небрежности носит он такие бедные и испачканные рубища, а меня самого, что я немилосерд и держу слуг в таких лохмотьях». Таким образом ты раскаялся бы, что наделал таких обещаний этому презрителю слуги твоего ради сего самого презрения и верно не принял бы его, когда бы он пришел к тебе, за то, что он, дерзкий, восхитил собственный твой суд и осудил слугу твоего... (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 119–120). Источник.
Искушения священства
Если дух уныния беспокоит тебя... то не увлекайся помыслом уныния; но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда вначале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца... (прп. Ефрем Сирин, 30, 556). Источник.
* * *
Душу священника обуревают волны, большие тех, какие бывают от ветров, возмущающих море (свт. Иоанн Златоуст, 44, 429). Источник.
* * *
...Корабль Церкви волнуют постоянные бури; эти бури не только вторгаются извне, но зарождаются и внутри, и требуют от священника великой внутренней внимательности и тщательности (свт. Иоанн Златоуст, 44, 472). Источник.
* * *
...Раны священника нуждаются в большей помощи и такой, в какой раны всего вообще народа; а они не нуждались бы в большей помощи, если бы не были тягчайшими; тягчайшими же они бывают не по своей природе, но по достоинству священника, который совершает эти грехи (свт. Иоанн Златоуст, 44, 477–478). Источник.
* * *
...Потому она <власть священства> вверена человеку, чтобы он, сознавая свои прегрешения и имея опыт, был снисходителен к грешникам и не раздражался гневом, и чтобы Церковь не оскудела через такой образ действий (свт. Иоанн Златоуст, 45, 776).
* * *
Если... вы будете строги в обращении и за это подвергнетесь злословию, радуйтесь. Такою именно свойство соли, что она едкостью остроты своей неприятна на вкус людей сластолюбивых. Злословие, следовательно, необходимо будет преследовать вас, но нисколько не повредит вам; напротив, будет свидетельствовать о вашей твердости. Если же вы, устрашась злословия, оставите подобающую вам твердость, то подвергнетесь тягчайшим бедствиям; вас все будут и злословить, и презирать... (свт. Иоанн Златоуст, 50, 159). Источник.
* * *
Душа священника ничем не отличается от корабля, обуреваемого волнами; со всех сторон она уязвляется от друзей, от врагов, от своих, от чужих (свт. Иоанн Златоуст, 52, 38).
* * *
Для того Бог и попустил самим священникам рабствовать страстям, чтобы они из собственного опыта научились снисходительно относиться и к другим (свт. Иоанн Златоуст, 55, 538).
* * *
...Душу приявшего священный сан обуревает страшный утес – тщеславие (прп. Нил Синайский, 73, 404). Источник.
* * *
Сколько потребно терпения в перенесении искушений, какие имеют сопровождать <священника>! Какое надлежит иметь тонкое рассуждение во время браней, какие всеконечно встретит он! Почему внимай добре, отче духовный, и тщательно смотри за сердцем своим, особенно же очисти око ума своего и храни его чистым и не запорошенным, потому что при помощи его ты можешь и за сердцем своим смотреть добре, и право обсуждать порученные тебе дела по настоятельству твоему... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 463).
* * *
Если по деятельному любомудрию вышел ты расхитить добычи враждебных духов, смотри и внимай, отовсюду вооружив себя оружиями духовными. Ибо знаешь, чьи сосуды похитить вознамерился ты? – супостатов, конечно, но мысленных и бесплотных, тогда как ты, в теле еще сущи, воинствуешь Царю духов и Богу. Знай, что теперь они сильнее, чем прежде, станут нападать на тебя и множайшие против тебя начнут строить козни; пока или отвоевывая скрытно свою добычу и тебя вместе с нею заберут в плен, и многой горести исполнят душу твою, или ввергнут тебя в злые и болезненные искушения чрез уязвление и озлобление плоти твоей (прп. Никита Стифат, 93, 110).
* * *
Был один священник, который недостойно приступал к Божественному тайнодействию из-за овладевшей им блудной страстью. Вскоре он тяжело заболел, и никакие средства не помогали ему. Уразумев причину болезни, он дал обет, что не приступит более никогда к священнодействию, и тотчас исцелился, и следа от болезни не осталось (91, 392).
* * *
Некогда авва Матой отправился из Раифа в страну магдалов. С ним был его брат. Там епископ задержал старца и сделал его пресвитером. Однажды, когда они беседовали, епископ сказал: «Прости меня, авва! Знаю, что ты не желал быть пресвитером, но я осмелился это сделать, чтобы получить от тебя благословение». Старец сказал ему со смирением: «В сердце у меня было небольшое желание, но вот что меня затрудняет: я должен расстаться с братом моим, а один я не смогу исполнять всех молитв». Епископ сказал старцу: «Если желаешь, то рукоположу и его». Авва Матой отвечал: «Достоин ли он, я не знаю. Одно только знаю, что он лучше меня». Епископ рукоположил и брата его. Но оба брата скончались, не приступив к престолу для совершения Евхаристии. Источник.
Старец прежде говорил: «Верую в Бога, что я ни подвергнусь великому осуждению за то, что по рукоположении не разу не совершил Литургии, ибо рукоположение есть достояние людей чистых» (97, 163–164).
* * *
Петр, пресвитер Диосский, когда бывал на общественной молитве, то хотя его и принуждали стоять впереди всех, из уважения к его священству, по смирению своему всегда становился сзади других, исповедуя свои грехи. Делал он это, никого не оскорбляя (97, 242).
* * *
Один иерей и вместе монах, славившийся благочестием и многими по внешней видимости почитаемый досточестным, внутри же скрытно сластолюбствовавший и осквернявшийся, когда, совершая Божественную литургию, дошел до Херувимской песни и, преклонив, как обычно, выю перед Святою Трапезою, начал читать: никтоже достоин... внезапно оказался мертвым, потому что душа оставила его в этом положении... (91, 382).
* * *
К некоему отшельнику приходил пресвитер из ближней церкви и преподавал ему Святые Тайны. Кто-то наговорил на пресвитера, и, когда тот, по обычаю, пришел, отшельник, объятый соблазном, не отворил ему дверей. Пресвитер, увидев это, ушел. И был к нему голос: «Восхитили себе человеки суд Мой». После этого отшельник пришел в исступление. Он увидел как бы золотой колодец, золотой сосуд, золотую вервь и воду особенно хорошего достоинства. Увидел он при этом какого-то прокаженного, который черпал воду и наполнял ею сосуд. Отшельник хотел пить, но не мог, потому что черпавший был прокаженный. И опять был к нему голос: «Почему ты не пьешь эту воду? Что за дело тебе до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает сосуд». Отшельник, придя в себя и рассмотрев значение видения, призвал пресвитера и, как прежде, просил его преподать ему Святое Причастие (106, 109). Источник.
* * *
При храме во имя Святого Иоанна Крестителя в селении Мардард, что в Киликии, священником был старец, великий перед Богом и исполненный добродетели. Однажды жители селения пришли к епископу с просьбой: «Возьми от нас этого старца – он не угоден для нас. В воскресный день он совершает Литургию в девятом часу и не соблюдает установленного чина Божественной службы». Епископ, призвав старца, спросил его: «Зачем ты так поступаешь, старец? Или не знаешь устава Святой Церкви?» «Поистине так, Владыко, – отвечал старец, – и ты справедливо говоришь. Но я не знаю, что мне делать? В воскресные дни. от самой полуношницы я нахожусь у Святого престола и не начинаю Литургии, пока не увижу Святаго Духа, нисходящего на Святой престол. Когда же увижу наитие Святаго Духа, немедленно совершаю Литургию». Епископ подивился добродетели старца. Вразумив жителей селения, он отпустил их с миром и хвалой Богу (102, 36). Источник.