Свойства Божии
Бог... не имеет ни начала, ни конца, так же как и Его совершенства, ибо Он никогда не был без них, но всегда был и есть преблагий и праведный, всепремудрый, непобедимый, бесстрастный, неописанный, беспредельный, неисследимый, непостижимый, бесконечный, присносущий, несозданный, неизменный, непреложный, истинный, несложный, невидимый, неосязаемый, необъятный, совершенный, превысший всего существующего, неизъяснимый, неудоборазумеваемый, многомилостивый, всещедрый, многоблагоутробный, вседержитель, всевидящий. И, как говорит великий Дионисий, Он, имея добродетели, не понуждает Себя к исполнению каждой, как добродетельные люди, но производит благое, желая его, и употребляет добродетели, как орудия, самопроизвольно. Ангелы же и добродетельные люди получили от Него, по благодати, вместе с бытием и добродетели, которыми, подражая Ему, сделались праведными, благими и премудрыми. И они, как творения, имеют нужду в помощи и снисхождении Вседержителя, без которой не могут иметь ни добродетели, ни премудрости; потому что творения склонны к изменению, и, как совокупленные из различного, называются сложными, а Бог бесплотен, прост, безначален, Единый Бог во Отце и Сыне и Святом Духе поклоняемый и прославляемый всем творением (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 85–86).
* * *
Бог видит всех сынов человеческих. Ни один не избегает Его зрения; не закрывают ни тьма, ни стены; нет никакого препятствия очам Божиим. Он не только видит каждого, но видит и сердца, которые создал Сам, не примешав к ним ничего худого (свт. Василий Великий, 5, 241). Источник.
* * *
...Примечаю, что как, простираясь мыслию в века будущие, называем нескончаемою жизнь, никаким пределом не ограничиваемую, так, восходя помышлением, в века давние и, как в необъятное какое море, погружая взор в бесконечность Божией жизни, поскольку не можем найти никакого начала, от которого бы она произошла, но представляем жизнь Божию простирающеюся далее и далее вне всего мыслимого, то эту безначальность жизни именуем нерожденностию (свт. Василий Великий, 7, 37).
* * *
...Величия Божия и славы Божией, которые и словом необъемлемы, и умом непостижимы, невозможно ни изобразить, ни представить одним речением или понятием. Богодухновенное же Писание, с помощью многих речений, обращающихся в нашем употреблении, едва приблизило их к понятию чистых сердцем, и то представив как в зеркале (свт. Василий Великий, 9, 24). Источник.
* * *
...Богодуховенному Писанию известны как беспредельность познания, так и непостижимость Божественных тайн для природы человеческой в настоящей жизни... (свт. Василий Великий, 9, 25). Источник.
* * *
Серафимы трепещут перед Божиим величием, Херувимы содрогаются перед Ним. Если Бог является тварям Своим, исчезают они как дым. Если мирам открывает могущество Свое, обращаются в ничто, как солома в огне. А если в чьей душе вселяется Бог и обитает в ней, как гость, то может ли какой страх объять душу эту и какой-либо ужас приблизиться к ней? (прп. Ефрем Сирин, 33, 97–98). Источник.
* * *
Не знают Херувимы, чему уподобляется могущество, которому служат они престолом; оно далеко от взора их, хотя носят его на себе (прп. Ефрем Сирин, 33, 260). Источник.
* * *
...Если Бог захочет кого остановить и удержать в руке Своей, то это всего неизбежнее, всего неодолимее. Он предускоряет быстрых, перехитряет хитрых, низлагает сильных, смиряет высоких, укрощает дерзновенных, подавляет всякую силу (свт. Григорий Богослов, 12, 78–79). Источник.
* * *
У Бога все перед очами, и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества (свт. Григорий Богослов, 15, 229). Источник.
* * *
Бог знает все наперед, именно знает: не Сам определяет будущее, но по предведению знает то, что должно быть и будет. Иное ведь дело – что устрояет Он Своим промыслом, иное – что предусматривает Он относительно наших поступков... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 837). Источник.
* * *
...Что комары в сравнении с человеком, то вся тварь в сравнении с Богом. И что я говорю: комары? Если все люди перед Богом не более, как капля и как пылинка на весовой чашке (см.: Ис. 40, 15), то с комарами (в этом случае) можешь сравнивать невидимые силы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 25). Источник.
* * *
Бог действительно везде присутствует, а потому, принимаешь ли пищу, располагаешься ли спать, гневаешься ли, похищаешь ли что, предаешься ли удовольствиям или что другое делаешь, – вспомни о присутствии Божием, и никогда не предашься смеху, никогда не воспламенишься гневом (свт. Иоанн Златоуст, 54, 286).
* * *
Только Богом могут быть проникаемы все духовные и разумные существа, потому что Он один весь везде и во всем пребывает, так что и помышления людей, внутренние движения и все сокровенности духа Он видит и освещает (прп. авва Серен, 56, 289). Источник.
* * *
Велико, проницательно и неусыпно око Божественного Правосудия; не только назирает делаемое явно, но преследует и то, на что отваживаются втайне, и подмечает движения сердечные. Посему имея такового Судию, будем держаться добродетели и удерживаться от порока, потому что за добродетель вознаградит, а за порок накажет (прп. Исидор Пелусиот, 61, 372).
* * *
...Никто не укроется от пресветлого и неусыпного Ока, если сделает что и в тайне: потому что все перед Ним обнажено, хотя бы казалось то и скрытным (прп. Исидор Пелусиот, 61, 433–434). Источник.
* * *
...Убоимся Бога, ибо Он страшен; и будем чтить Его, потому что Он благ; станем просить у Него, что прилично Ему дать, а нам полезно получить; ибо сему готов Он внять. Падая, будем каяться, потому что Он благодетелен и приемлет кающихся искренно; но нимало не будем нерадивы, ибо Он всесилен и не может быть обманут; напротив того, возлюбим Его со всею горячностию, – потому что к любящим Его снисходителен, по мере любви их (прп. Исидор Пелусиот, 61, 434). Источник.
* * *
Бог все наперед знает и что было, и что есть, и что будет; все знает Он прежде события, и видит то так, как бы оно было присуще и совершалось пред лицем Его, потому что все от Бога имеет свое бытие и существование и все прежде бытия находится в Его творческом уме, – первообразы всех вещей находятся там внутри (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 235). Источник.
* * *
...Поучись... возвысить ум свой от чувственного к божественному, именно через перехождение от него к размышлению о воплощении Бога Слова и о святейших таинствах Его жизни, страдания и смерти. Все чувственные вещи мира сего могут служить поводом к такому размышлению и созерцанию, если после того, как прежде, смотря на них, пройдешь мыслию, что Всевышний Бог есть первая причина, давшая им бытие и все, что есть в них – силы, совершенства, действия, положение между другими тварями, помыслишь, сколь великою и безмерною является благость сего Самого Бога, когда Он, будучи единым началом всякого созданного бытия, восхотел низойти до такого смирения и умаления, чтобы соделаться человеком, пострадать и умереть за людей, попустив делу собственных рук Своих вооружиться против Себя и распять Себя (прп. Никодим Святогорец, 70, 90). Источник.
* * *
Богу все возможно: чудес нет для Него. Слабо помышление человека: чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божии, на которые мы постоянно и даже равнодушно смотрим, – дела дивные, чудеса великие, непостижимые (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 90).