Промысл
...Без Него <Бога> никто не может делать доброго, ни зла невольно терпеть, если не попустит Бог, для наказания согрешающего, и для спасения души его (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 28).
* * *
...Все существующее Бог сотворил к нашей пользе. Ангелы охраняют и научают нас. Демоны искушают, чтобы мы смирялись и прибегали к Богу; через них мы спасаемся и избавляемся от возношения и нерадения, по страху искушений. И опять, сладостное в мире сем: здоровье... благоденствие, крепость (сил), покой, радость, свет, знание, богатство, успех во всем, мирное устроение, наслаждение, честь, власть, изобилие, и все, считаемое хорошим в этой жизни, приводит нас к благодарению и благоразумию в отношении Благодетеля и к тому, чтобы любить Его и делать по силе своей доброе, считая это естественным своим долгом и полагая деланием добра воздать за (полученные) дары, хотя это и невозможно, но (самое делание есть) больший долг. Мнимые же бедствия: болезнь, злополучие... бедность, неудачи во всем, боязнь, лишения, бесчестие, удручение, скудость и все противоположное прежде сказанному приводит нас к терпению, смирению и благой надежде в будущем, и не только сие, но и в нынешнем веке это бывает для нас причиною великих утешений. Итак, Бог все хорошо устроил для нас чудесным образом по неизреченной Своей благости. Желающий познать это, как должно, пусть подвизается о приобретении добродетелей, чтобы все упомянутое принимать с благодарением, и доброе и кажущееся противным, и во всем пребывать без смущения... (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 169– 171).
* * *
...(Господь) неразумных устрашает искушениями, чтобы они удалялись от делания греха, и телесными благодеяниями укрепляет, чтобы не отчаивались. Итак, всегда делает это Бог, по беспредельной Своей благости, чтобы спасти всех и избавить от сетей диавола, или даруя нам, или не посылая нам благодеяния, и познавая, и подавая дарования и разумения для того, чтобы каждого сделать благоразумным (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 124–125).
* * *
То, чем держится мир, есть промышление Божие, и нет ни одного места, которого не касалось бы сие промышление. Промышление же есть самосовершительное Слово Божие, Образователь входящего в состав мира сего вещества, Устроитель и Художник всего бывающего. Никак невозможно веществу принять прекрасное устройство без рассудительной силы Слова, которое есть образ, ум, мудрость и промышление Божие (прп. Антоний Великий, 89, 90–91). Источник.
* * *
В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных (свт. Василий Великий, 5, 232). Источник.
* * *
...Если домогаешься узнать: для чего жизнь грешника продолжается, а дни пришествия праведнику сокращаются? Для чего неправедный благоденствует, а праведный угнетается? Для чего похищен смертию отрок, прежде нежели пришел в совершенный возраст? От чего войны? Для чего кораблекрушения, землетрясения, засухи, излишество дождя? Для чего сотворено вредное для людей?
Для чего один – раб, другой – свободен? Один богат, другой беден? Даже много разности как между грешащими, так и преуспевающими в добродетели: иная продана содержателю непотребного дома и по неволе живет во грехе; а другая с малолетства досталась доброй госпоже и воспитана в правилах целомудрия: за что же последняя облагодетельствована, а первая осуждена? И какое каждому воздаяние от Судии? Когда все это приходит тебе на мысль, рассуди, что судьбы Божии бездна (ср.: Пс. 35, 7) и, будучи заключены в Божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующему дано обетование от Бога: дам ти сокровища сокровенная, невидимая (ср.: Ис. 45, 3). Посему, когда удостоимся ведения лицом к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны (свт. Василий Великий, 5, 236). Источник.
* * *
На пребывающих в свойственном себе чине и на исполняющих обязанности природы человеческой Господь призирает свыше, а над теми, которые дошли до крайнего повреждения, надзирает иначе, – снисходя к ним Сам (свт. Василий Великий, 5, 240). Источник.
* * *
...Все встречающееся с тобою принимай за благо, зная, что ничего не бывает без Бога (прп. Ефрем Сирин, 31, 523).
* * *
Все от Бога – и благое, и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же – когда и вразумляемые не обращаемся (прп. Ефрем Сирин, 32, 395). Источник.
* * *
...Подьемлет и носит Он <Господь> мир, как питающая млеком своим матерь с любовию носит плод, порожденный из чрева ее.
Милосердый Отец родил нас и питает Кровию Сына Своего. Так матерь дает сосцы свои детищу своему, чтобы напитать его... Источник.
Младенец не умеет обратиться в другую какую-нибудь сторону и в другом где-нибудь месте искать себе пищи, а не у матери своей.
Также и мир от Тебя только, Творец, заимствует поддержание жизни, и никто не может дать ему пищу, кроме Тебя одного.
Не нужно ему и просить, чтобы получить от Тебя поддержание жизни; потому что, и не прося, имеет у себя пищу. Не просьба младенца заставляет матерь дать ему сосцы свои. Она подает ему сосцы свои, хотя младенец и не просит; питает его млеком, хотя не слышит молений его; держит его на персях, хотя и не просил он о сем прежде. Источник.
Так Праведный дает просимое нами не ради молитвы нашей, но питает нас по собственным Своим щедротам; потому что сотворил нас (прп. Ефрем Сирин, 33, 331–332). Источник.
* * *
Да не дивятся... непостигающие недомыслимой глубины Божиих распоряжений, по которым все совершается! Да не дивятся предоставляющие мироправление Художнику, Который, конечно, премудрее нас, и творение Свое ведет к чему и как Ему угодно без всякого же сомнения к совершенству и уврачеванию, хотя врачуемые и огорчаются! (свт. Григорий Богослов, 12, 112). Источник.
* * *
...Не будем почитать Бога таким несовершенным художником, каковы мы; не будем находить неустройства в управлении миром, потому единственно, что нам неизвестен образ управления (свт. Григорий Богослов, 13, 37). Источник.
* * *
...Бог Всеведец управляет человеком, изрекая ему повеления не противоречащие, как делает какой-нибудь несведущий ум, и не изменяющиеся, что ставится в вину даже смертным (свт. Григорий Богослов, 15, 246). Источник.
* * *
...У нас Единый Бог правит этою вселенной, как Ему угодно; Сам, по собственным Своим мановениям и законам, премудро приводит все в движение и взаимное сопряжение, хотя, по-видимому, и не все идет благопоспешно. Ибо и в древности, и ныне многим из самых мудрых затруднительными казались примечаемые в здешней жизни несообразности <...> Источник.
А если ты не знаешь законов, это не значит, чтобы не знало их и Слово. Ибо, если ты не знаешь живописи, не следует, чтобы не знал ее и живописец. Или, если тебе неизвестны свойства линий, не следует, чтобы они были так же неизвестны геометру, как и тебе. Иное сам ты постиг, а с иным согласись благоразумно. И то уже признак разума, чтобы покоряться разуму. Ежели все ясно, то скажи: где место вере? Ибо вера есть непытливое согласие (свт. Григорий Богослов, 16, 40–41). Источник.
* * *
Надобно без ропота принимать, куда ни будет повернуто кормило, которым Бог изводит меня из борьбы и жизни, пока не взойду в тихую пристань, если только не напрасно построил Он этот корабль, но для доброго и благоуспешного конца (свт. Григорий Богослов, 16, 44). Источник.
* * *
Отрицание Промысла есть мятеж против Бога. Разве скажешь, что Бог подчинен судьбе и невольно несет на Себе насильственные узы! Так умствователи запутываются в собственных своих учениях (свт. Григорий Богослов, 17, 40). Источник.
* * *
Поскольку все устрояется разумом и премудростию, то по всей необходимости должно признать и все, что ни бывает, не чуждым сего разума и присущей в нем премудрости (свт. Григорий Нисский, 18, 164).
* * *
Почему же мы будем исследовать (действия) Бога, Который так превосходит нас во всем, Который есть Сама Премудрость и никогда не ошибается (свт. Иоанн Златоуст, 44, 185).
* * *
Мы должны быть убеждены в одном только, что Богом все посылается для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его (свт. Иоанн Златоуст, 44, 185). Источник.
* * *
...Бог не только создал тварь, но и сохраняет Свое создание. Укажешь ли ты на Ангелов, или Архангелов, или на высшие Силы, и вообще на все видимое и невидимое – все находится под Его промышлением, и если бы стало вне Его деятельности, то распалось бы, разрушилось бы и погибло бы (свт. Иоанн Златоуст, 44, 614). Источник.
* * *
...Бог не оставляет нашей души ни в постоянном покое, ни в продолжительной скорби, устрояя то и другое по Своей мудрости (свт. Иоанн Златоуст, 45, 62). Источник.
* * *
...<Бог> не попускает нам наслаждаться всегда покоем, чтобы мы не сделались беспечнее; но не попускает также быть и в непрерывной скорби, чтобы мы не упали духом и не пришли в отчаяние (свт. Иоанн Златоуст, 45, 62).
* * *
...Не будем судить о Промысле Божием только по настоящему, а станем судить и по будущему (свт. Иоанн Златоуст, 45, 466).
* * *
Не будем приписывать управления миром демонам, не будем думать, что о настоящих делах никто не промышляет, не будем противопоставлять Промыслу Божию тирании какого-то рока и судьбы (свт. Иоанн Златоуст, 45, 798). Источник.
* * *
...Когда увидишь, что порочный человек веселится, когда увидишь, что превозносится, когда увидишь, что одерживает верх над врагами, мстит за себя обидчикам, не терпит никакой потери, что к нему отовсюду притекают богатства, что все почитают и льстят ему, а что ты сам находишься в совершенно противоположном состоянии, что с тобою оскорбительно обходятся, что на тебя клевещут, злоумышляют, то не подумай, что ты – в числе отверженных, но, смотря на <апостола> Павла, испытывавшего твою же участь, воспрянь духом, восстанови помыслы, не упади под действием уныния (свт. Иоанн Златоуст, 45, 799).
* * *
...Если ты увидишь, что кто-либо живет справедливо, истощается болезнью и взирает на то, что благочестиво, то ублажай его и считай достойным соревнования, хотя бы его окружали бесчисленные цепи и хотя бы беспрестанно он жил в темнице... хотя бы работал в рудниках, хотя бы терпел что-нибудь ужасное в другом роде. Блажен этот человек, хотя бы у него выкалывали глаза, хотя бы жгли его, хотя бы понемногу изнурялось его тело. Если же ты увидишь, что другой, живущий распутно и порочно и совершающий крайние злодеяния, наслаждается большой честью, восходит на самый царский трон, надевает на себя диадему, имеет багряницу и владычествует над всей вселенной, то оплачь такового и по этой причине и называй несчастным. Поистине нет ничего тягостнее так настроенной души, хотя бы ей была подчинена вся вселенная (свт. Иоанн Златоуст, 45, 799–800).
* * *
Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все следует и служит Божественному повелению (свт. Иоанн Златоуст, 45, 845).
* * *
...Какое можешь иметь себе извинение, какое снисхождение, предаваясь такому безумию и глупости, когда желаешь постигнуть непостижимое и доискиваешься основания всякого Промышления Божиего? (свт. Иоанн Златоуст, 46, 500). Источник.
* * *
Все промышление <Божие> и даже большую часть его показать было бы нелегко: так оно бесконечно и неизреченно проявляется в малом и великом, в видимом и невидимом (свт. Иоанн Златоуст, 46, 509).
* * *
Он <Бог> для того и оказывает нам многие благодеяния, прежде нежели мы сделаем что-либо доброе, и удостаивает нас прощения, когда мы согрешим, и наказания (за грехи) насылает не вдруг, – для того, чтобы всем привлечь нас к Себе – и благодеяниями, и долготерпением (свт. Иоанн Златоуст, 47, 289).
* * *
...Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение (свт. Иоанн Златоуст, 47, 322).
* * *
...Нередко и через неверных предзнаменуется будущее по устроению Божию... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 429). Источник.
* * *
Если наш разум не может постигнуть их <судеб Божиих>, то тем более будем благоговеть перед Его судьбами и за все прославлять Его (свт. Иоанн Златоуст, 47, 430).
* * *
...Мы и сами не так (хорошо) знаем, что для нас полезно, как Он <Господь> знает, и не столько сами мы заботимся о себе, сколько Он печется о нашем спасении и все творит и совершает так, чтобы только вести нас к добродетели и исхитить из рук диавола (свт. Иоанн Златоуст, 47, 439).
* * *
Так всегда Господь творит и устрояет, и каждое событие так направляет, что верно служащие Ему, как светила просиявают, и добродетель их делается известною повсюду (свт. Иоанн Златоуст, 47, 508).
* * *
...Не должны мы... много испытывать, много рассуждать о том, что бывает от Бога; а за все выражать Ему нашу признательность и удивляться добродетелям праведников (свт. Иоанн Златоуст, 47, 541).
* * *
...Когда Вышняя Десница являет свое промышление, тогда все делается легким и сносным, и люди жестокие оказываются кротчайшими (свт. Иоанн Златоуст, 47, 670). Источник.
* * *
...Не сомневайся в Промысле Божием, но удивляйся Его попечению, как Он, несмотря на то, что между людьми есть и злые и добрые, всем предоставил вселенную и солнце и подает дожди (свт. Иоанн Златоуст, 48, 32). Источник.
* * *
Как река, разделяясь на множество потоков, орошает страну, по которой протекает, так и промышление Божие окружает нас со всех сторон, обильно изливаясь, стремительно притекая и наполняя все. Оно не только доставляет нам безопасность и непреодолимую помощь, но и духовную радость (свт. Иоанн Златоуст, 48, 210). Источник.
* * *
Если бы Он <Бог> действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому для спасения людей он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление (свт. Иоанн Златоуст, 48, 306–307).
* * *
...Бог печется не только о жизни, но и о смерти праведных, и не только о смерти, происходящей но естественному закону, но и о бывающей часто по особой воле Его (свт. Иоанн Златоуст, 48, 351).
* * *
...Не земля, не вода, не воздух, не солнечный луч и не что-нибудь другое произращает плоды, но все – от Него <Бога> (свт. Иоанн Златоуст, 48, 449).
* * *
...Солнце есть самая светлая звезда, однако больные глазами не видят света его; так точно и Промысл Божий яснее всякого солнца, но люди с превратными мыслями и закрытым слухом имеют нужду в великом попечении, чтобы раскрылся ум их (свт. Иоанн Златоуст, 48, 526).
* * *
Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, – потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, – так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там человек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют противоположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростию и промышлением (свт. Иоанн Златоуст, 48, 548–549). Источник.
* * *
Как мать не смотрит на то, хороши ли ее дети, но исполняет закон природы, – так, и даже более, Бог постоянно печется, никогда не оставляет, всегда действует в одной и той же мере (свт. Иоанн Златоуст, 49, 535).
* * *
...Никто столько не старается сделать нас совершенными, великими и во всем благопризнательными, как сотворивший нас Бог. Потому-то Он благодетельствует часто и против воли, и еще чаще – без ведома нашего (свт. Иоанн Златоуст, 50, 290).
* * *
Если же кто скажет: как делает Отец, когда Он в день седьмой почил от всех дел Своих, – тот пусть узнает образ Его делания. Каким же образом Он делает? Промышлением, сохранением всего сотворенного. Когда ты видишь восходящее солнце, бегущую луну, озера, источники, реки, дожди и движение природы – в семенах, в телах наших и в бессловесных животных, – и все прочее, чем держится вселенная, то и познавай в этом непрестающее делание Отца... (свт. Иоанн Златоуст, 51, 244–245).
* * *
Он <Бог> ничего не делает без цели и как случится, хотя сам ты и не постигаешь тайны премудрости (свт. Иоанн Златоуст, 52, 703).
* * *
В том-то главным образом и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы это не превышало нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиною всего (свт. Иоанн Златоуст, 54, 162). Источник.
* * *
...Нужно убедиться только в том, что все устрояется для нас Богом на пользу, а каким образом – об этом не спрашивать, равно как не беспокоиться и не унывать, если мы не знаем этого. Знать это и невозможно, и неполезно; первое – потому что мы смертны, второе – потому что скоро впадаем в гордость (свт. Иоанн Златоуст, 55, 550).
* * *
Когда мы увидим расстройство и замешательство в делах, не будем обвинять Бога и думать, что течение настоящей жизни не предусмотрено; истинное расстройство и замешательство не в течении дел, а в находящемся в таком состоянии помысле; и для него не будет никакой пользы от благоустройства в делах, хотя бы он пользовался величайшим благоустройством, пока он не уничтожит расстройства и замешательства, находящихся в нем самом... Око нашего ума, пока будет здраво, хотя бы увидело по видимому и неустройство, будет видеть прекрасный порядок, а если будет повреждено, то, хотя бы ты возвел его на самое небо, и там найдет великое неустройство и замешательство (свт. Иоанн Златоуст, 55, 551). Источник.
* * *
Бог не попускает людям ни оставаться всегда в несчастьях, чтобы они не впадали в отчаяние, ни в покое, чтобы они не делались беспечными, но разнообразно устрояет их спасение, переменяя одно на другое (свт. Иоанн Златоуст, 55, 553).
* * *
...Нежно любящие отцы ни в каком случае не дозволят себе дать детям нож или горящие уголья, когда те просят их, потому что хорошо знают, что удовлетворение такой просьбы пагубно для них. Так точно и Бог не может дать просящим гибельного в качестве полезного, поскольку знает, что это будет им на погибель (свт. Иоанн Златоуст, 55, 577). Источник.
* * *
Бог, невидимый всей созданной твари, не имеющий количества и величины, всюду присутствующий и над всем надзирающий, все обнимающий, так что нет места вне Его владычества, открывает Себя каждому соответственно: святым Ангелам, как святым, посылая (им) неизреченные повеления, а злому (духу), как злому, давая согласие на испытание людей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1015).
* * *
Не испытывай напрасно суда Владыки; люби только устрояемое Его мудростью. То, что даст тебе, принимай с радостью; во время бедствий, как и при благополучии, являй достойное последнего, полученного прежде (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1039). Источник.
* * *
Мы должны благодарить Бога не только за то, что Он сотворил нас разумными, одарил властью свободного произволения, даровал благодать крещения, сообщил знание закона и помощь, но и за то, что Он доставляет нам ежедневным промышлением Своим, именно освобождает нас от наветов врагов, содействует нам, чтобы мы могли победить плотские пороки, покрывает нас без нашего ведома от опасностей, ограждает от грехопадения, помогает и просвещает нас, чтобы мы самую помощь могли понимать и познавать, тайно вдыхает сердечное сокрушение о нерадении и грехах наших, посещает нас спасительным вразумлением, иногда даже влечет нас к спасению, наконец, самый свободный произвол наш, который склоннее бывает к порокам, направляет к лучшему делу и, посещая Своим наказанием, обращает на путь добродетелей (прп. Иоанн Кассиан, 56, 154).
* * *
...Мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но что все происходит или по Его воле, или по Его попущению; именно все доброе совершается по Его воле и с Его содействием; противное же сему бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям (прп. авва Пафнутий, 56, 222).
* * *
...Оскорбления наши не охлаждают Его попечения о нашем спасении; неправды наши не отвлекают Его от главного намерения. Он непрестанно покровительствует нам и так любит создание Свое, что Промысл Его не только сопутствует нам, но еще непрестанно предваряет нас (прп. авва Херемон, 56, 407). Источник.
* * *
Кормилица, прежде нежели дитя станет ходить, носит его на руках, а когда приходит время ходить, учит его ходить, сперва поддерживая за руки, потом приучая ходить одного, впрочем, наблюдая, чтобы не упало; когда же вырастет, то для укрепления сил позволяет бороться со сверстниками или переносить соразмерные силам тяжести. Так и Отец Небесный иных носит на руках, иных оставляет собственному произволу для упражнения сил, впрочем, так, что всегда вспомоществует труждающемуся, слышит призывающего, не оставляет ищущего Его, иногда избавляет от напасти и незнающего (прп. авва Херемон, 56, 416). Источник.
* * *
От Божественного Промысла зависит – оказать помощь пловцам, а дел пусть требует каждый сам от себя. Посему и мы, зная, что Божественною десницею дано естеству стремление к добродетели, привнесем от себя труды. Ибо таким образом достигнут будет счастливый конец (прп. Исидор Пелусиот, 60, 280). Источник.
* * *
Когда действует сила Божия, да не имеет место вопрос: как? Ибо хотя многое и бывало, и бывает выше естества и последовательности помыслов, однако же нет ничего выше Бога, зиждущего все удобно и сверх ожидания (прп. Исидор Пелусиот, 62, 99). Источник.
* * *
Не все, что кажется нам полезным, приносит непременно пользу. Многие, победив многих, им нимало не повредили и себя привели в худшее положение. Почему и полагал я, что погрешил против истины сказавший: «Блажен тот, у кого лук заботливости, когда ни захочет, выпадает». Если бы он был мудр, надлежало бы ему сказать: «Блажен тот, у кого лук заботливости, где полезно, выпадает». Ибо многие, успев в делах славных и достойных соревнования, сим самым побудили себя на дела злые. Они, высоко думая о делах прежних, смелее приступили к последним. А многие, не имев успеха, к собственной пользе обучились не решаться на дела труднейшие. Посему, так как знать и подавать полезное принадлежит Божественному Промыслу, то у Него будем просить сего, а что дано нам, то возлюбим, хотя бы казалось оно нам и неполезным (при. Исидор Пелусиот, 62, 182–183). Источник.
* * *
Достоверно знай, что Господь зрит на сердца всех людей: и за тех, которые ненавидят первое появление лукавых помыслов, тотчас заступается, как обещал, и не допускает, чтобы множество многомыслия (их), восставши, осквернило ум и совесть их; а тех, которые не низлагают первые прозябения помыслов верою и надеждою на Бога, но услаждаются ими, оставляет как неверных без помощи быть биемыми последующими помыслами, которых не удаляет, ибо видит, что мы любим первое их приражение, а не ненавидим их при первом появлении (прп. Марк Подвижник, 89, 493). Источник.
* * *
К каким делам благоволит Бог, тем и вся тварь содействует; а от которых Он отвращается, тем и вся тварь противится (прп. Марк Подвижник, 89, 557).
* * *
...Нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом... (при. Исаак Сирин, 58, 10). Источник.
* * *
...Как доброе некое врачевство для слабых глаз, содержи в уме Промысл Божий, которым охраняется все от начала и доныне... (прп. Исаак Сирин, 58, 40).
* * *
Промысл никогда не попускает, чтобы живущие в искушениях впадали в руки демонские... (прп. Исаак Сирин, 58, 158). Источник.
* * *
Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием: потому что они руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих... (прп. Исаак Сирин, 58, 282). Источник.
* * *
Если веруешь, что Бог промышляет о тебе, к чему тебе беспокоиться и заботиться о временном и о потребном для плоти твоей? (прп. Исаак Сирин, 58, 295). Источник.
* * *
...Если не веруешь, что Бог промышляет <о тебе> и потому, кроме Его, сам заботишься о потребном для тебя, то ты самый жалкий из всех людей (прп. Исаак Сирин, 58, 295).
* * *
...Мы знаем о Боге, что Он любит и щадит Свое создание, что Он есть источник премудрости и знает, как устроить все касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны также знать, что все, что Он ни делает, делает для нашей пользы, и должны принимать это... с благодарностью, как от Благодетеля и Благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Ибо все бывает но праведному суду, и Бог, Который столько милостив, не презирает ни малейшей нашей скорби (прп. авва Дорофей, 29, 148). Источник.
* * *
...Мы не знаем (путей) Промысла Божия, и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до нас... (прп. авва Дорофей, 29, 205). Источник.
* * *
Промысл Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе; и одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские (прп. авва Дорофей, 29, 206). Источник.
* * *
Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих; ибо любопытствующие плывут в корабле гордости (прп. Иоанн Лествичник, 57, 199). Источник.
* * *
Как врачи, тело врачующие, не одно и то же для всех предлагают лекарство, так и Бог, врачуя душевные болезни, не один, для всех пригодный, знает способ врачевания, но каждой душе подавая благопотребное, совершает исцеления. Возблагодарим же Его, будучи врачуемы, хотя бы бывающее с нами и муку имело: ибо конец блажен (прп. Максим Исповедник, 91, 250–251).
* * *
Божественный, яко воистину, предел и закон промышления в течении событий есть наказывать так, чтобы несчастиями научить благодарности тех, которые в лучшем состоянии оказались неблагодарными, испытание настоящих прискорбностей соделывая путем к признанию Божественной силы, действовавшей в предыдущем благобытии: дабы иначе, если бы Провидением попущено было нам беспрепятственно надмеваться тем, что в нас есть хорошего, совсем не впасть нам в богопротивную гордыню, возмечтав, что стяжание добродетели и ведения достигается собственными нашими естественными силами, а не благодатию (прп. Максим Исповедник, 91, 272–273).
* * *
...Поскольку все другие твари, кроме существ разумных, т. е. Ангелов и людей, не имеют разума, как неразумные, то Бог промышление о них творит просто, без того, чтобы они знали о сем, так как они не имеют разума. И об Ангелах и людях, существах разумных, Он тоже имеет всегда промышление, но так как они суть твари разумные и естественно имеют разум, то Он хочет, чтобы они знали и сами Творца и Промыслителя своего Бога. Для того и созданы они разумными, с естественным разумом, чтобы, познавая Творца своего и Промыслителя, всегда прославляли Его и благодарили, не только за себя самих, но и за все прочие твари. Почему Бог, будучи Царем всех тварей, над одними людьми хочет царствовать по воле их, как и над Ангелами царствует по воле их. И если люди не хотят, чтобы Бог царствовал над ними, то Он не делает им в этом насилия, чтобы не отнять у них через то самовластного произволения; ибо как возможно быть твари разумною, если она не имеет своей воли? (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 365). Источник.
* * *
...Лучшим Промыслом относительно нас управляются дела, и часто мало, или даже и совсем не заботясь, мы пребываем с Богом... и нам подобает быть благодарными за этот дар и смиренными пред лицем Даровавшего, а не надмеваться (свт. Григорий Палама, 26, 24).
* * *
При наружном действии человеков и бесов, которые суть лишь слепые орудия Божественного Промысла, совершается таинственный высший суд – суд Божий (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 176).
* * *
Вверься в простоте сердца Тому, у Кого и власы главы твоей сочтены: Он знает, какого размера должна быть подана тебе целительная Чаша (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 548). Источник.
* * *
...<Люди> – слепые орудия во всемогущей деснице Промысла... – приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 568).
* * *
Чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповеди Евангелия (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 79).
* * *
Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 77). Источник.
* * *
Должно... видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих, и ангельских (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 81–82).
* * *
Необходимо благоговеть перед непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях Божиих, как частных, так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 84). Источник.
* * *
Яд греха, ввергнутый падением в каждого человека и находящийся в каждом человеке, действует по Промыслу Божию в спасающихся к существенной и величайшей пользе их (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 145). Источник.
* * *
Течение жизни сокрыто от нас, и случайности ее бывают так непонятны, что нам ничего не остается, как взывать: Буди воля Твоя, Господи! Ибо знаем, что от Господа идет всегда одно добро (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 98–99). Источник.
* * *
Тут все от Господа, от мала до велика, и се есть средство в деле приготовления к будущей жизни. Такой же смысл болезней и здоровья... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 109). Источник.
* * *
...Все строит Господь, и наилучшим для нас образом (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 115). Источник.
* * *
Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною Божия домостроительства и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» Долго он так размышлял, и был ему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии; потому что это душевредно» (106, 38). Источник.
* * *
В пустыне Никополиса жил отшельник, и ему прислуживал благочестивый мирянин. В это же время в городе, утопая в грехах, жил богач. Когда он умер, сошелся весь город вместе с епископом для погребения тела, которому предшествовали возжженные свечи. Свидетелем пышных похорон стал и мирянин. Как обычно, он понес хлебы в пустыню и увидел, что отшельника съел зверь. Он пал ниц перед Господом, говоря: «Не встану с земли до тех пор, пока Бог не покажет мне, что это значит. Один, утопавший во грехах, похоронен с таким великолепием, а другой, служивший Тебе день и ночь, подвергся такой смерти!» И явился ему Ангел от Господа и сказал: «Грешник, о котором ты говоришь, имел немного добрых дел, принадлежавших веку сему, и получил награду за них здесь, но зато там не обрел никакого упокоения. Отшельник же был украшен всеми добродетелями, но, как человек, имел за собой немного погрешностей и наказание за них понес здесь, чтобы предстать перед Богом чистым». Утешенный этими словами, благочестивый мирянин пошел в свой дом, прославляя Бога за Его судьбы, яко праведны суть (106, 525). Источник.
* * *
Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Однако Бог не открыл ему того, что ему хотелось знать. Инок все-таки не переставал молиться, и, наконец, Господь вразумил его. Когда он отправился к одному, вдалеке живущему от него, старцу, ему явился в образе монаха Ангел и предложил быть спутником. Отшельник был очень рад предложению, и они пошли вместе. На ночлег они остановились у одного благочестивого мужа, и сей принял их с таким почетом, что даже пищу подал на серебряном блюде. Тотчас после трапезы Ангел взял блюдо и бросил в море. Старец удивился, однако ничего не сказал. Пошли далее и на другой день остановились также у благочестивого мужа, и этот также принял их с радостию, и ноги им умыл, и всякое внимание оказал. Но когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним своего малолетнего сына, чтобы благословили его. Но вместо благословения Ангел, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец от отчаяния ни слова не могли произнести, и старец выбежал вон, а спутник, не отставая, последовал за ним. На третий день пути им остановиться негде было, кроме одного полуразрушенного и всеми брошенного дома, и они приютились в нем. Старец сел вкусить пищи, а спутник, к его изумлению, опять начал странное дело. Он стал разрушать дом и, разрушив, начал опять строить его. Видя это, старец не вытерпел: «Да что ты: бес или Ангел? Что ты делаешь?» – с гневом воскликнул он. «Да что ж я делаю?» – возразил тот. «Как что? – продолжал старец, – третьего дня у доброго человека блюдо отнял и бросил в море; вчера отрока лишил жизни, а сегодня для чего разрушил и снова начал строить дом сей?» Тогда Ангел сказал ему: «Не дивись, старче, сему и не соблазняйся о мне, но выслушай, что я скажу тебе. Первый принявший нас муж, действительно, во всем богоугодно поступает, но блюдо, брошенное мною, приобретено им неправдою, а потому я и бросил его, чтобы он не погубил через него награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы вырос малолетний сын его, то был бы страшный злодей, поэтому я и взял душу его за добро отца, его, чтобы и он спасся». «Ну, а здесь-то что ты делал?» – спросил старец. Ангел продолжал: «Хозяин дома был человек безнравственный и из-за этого обнищал и скрылся. Дед же его, строив дом, спрятал в стене золото, и некоторые знают о том. Посему-то я и разорил его, чтобы отныне никто не искал здесь золота и через него не погиб». Ангел так заключил речь свою: «Возвратись, старче, в келью свою и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святый: судове Господни – глубина многа, неиспытаема и недоведома человеком (ср.: Рим. 11, 33); посему ты и не испытывай их – не будет тебе это на пользу». Ангел затем стал невидим, а пораженный старец раскаялся в своем заблуждении и после рассказывал всем с ним происшедшее (112, 200–202).
* * *
Однажды вышел преподобный Агапий к морю постирать свою одежду. Там его взяли в плен агаряне и продали одному агарянину, у которого святой находился двенадцать лет в оковах и ежедневно работал с усердием. С полной верой и горячими слезами день и ночь молился Агапий Пресвятой Богородице, скорой всем с верой прибегающим к Ней Помощнице, дабы Она, как Сама знает, освободила его от горького плена и тяжкой работы. Вняла, наконец, Всемилостивая молениям раба Своего. В одну ночь, явившись ему во сне, Она велит ему идти без всякого страха к своему старцу. О, чудо! – пробудившись, Агапий видит, что цепи с него спали и двери отверзты. Святой понял, что это сделано чудодействием Богородицы, и, тотчас же без всякого препятствия выйдя из дома агарянина, прибыл на Святую Гору к своему старцу. Тот, однако, увидев его, опечалился, ибо думал, что он тайно убежал от своего господина, и сказал ему: «Чадо! Агарянина ты обманул, но Бога никто и никогда не обманет; в час Всеобщего Суда ты должен будешь отдать ответ за те сребреники, которые истратил твой господин на покупку тебя, чтобы иметь тебя помощником в своих нуждах; поэтому, если ты истинно желаешь себе спасения, иди назад к своему господину и служи ему. Поступив так, ты будешь истинным рабом Божиим и верным Его служителем; когда же Бог просветит господина твоего, то он сам тебя отпустит». Любящий Бога и Богом возлюбленный Агапий, приняв слова своего старца, как от Бога, возвратился к купившему его. Агарянин, неожиданно увидев его, удивился. Как он ушел от него и почему возвратился? – спрашивал его. Святой подробно объяснил ему все дело. Изумился варвар добродетели Агапиева старца и высоте святой христианской веры, а с тем вместе смягчилась от умиления и зачерствелая душа его. Вскоре, взяв с собою Агапия и двух сыновей своих, пришел он на Святую Гору к Агапиеву старцу и просил у него себе и своим детям крещения. Быв надлежащим образом утверждены в вере Христовой, варвары эти были крещены, а затем приняли на себя и ангельский образ и, богоугодно пожив в добродетельном послушании старцу, а по смерти его – Агапию, отошли в Царствие Небесное радоваться с прочими преподобными отцами во Христе Иисусе... (95, 259–260).