Источник

Пророчества

...Он <пророк> говорит не от себя, но что внушила ему благодать Духа, то и произносит своим языком для научения рода человеческого (свт. Иоанн Златоуст, 47, 24).

* * *

Они <пророки> духовными глазами видели уже то, что имело совершиться спустя много лет; поэтому и говорили обо всем так, как будто бы созерцали то перед глазами (свт. Иоанн Златоуст, 47, 77).

* * *

...Души пророков, очистившись наперед собственной добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают ведение будущего (свт. Иоанн Златоуст, 49, 9).

* * *

...В древности пророчества изрекаемы были не для того, чтобы иудеи только узнавали будущее, но чтобы, узнав, получали отсюда пользу, чтобы от страха угроз они делались более благоразумными и от обещания благ – более усердными к исполнению добродетели, познавая из того и другого и силу Божию, и попечение Его о них (свт. Иоанн Златоуст, 49, 84–85). Источник.

* * *

Нам не нужны предсказания, так как Бог дал нам такой образ жизни, что мы можем проводить спокойную жизнь и без предсказания (свт. Иоанн Златоуст, 49, 240).

* * *

Чтобы кто-либо не сказал, что астрологи могут предсказывать будущее, Пророк говорит: «Они не возвестили тебе ничего иного, кроме тоски, которой подвержены они сами, постоянно наблюдая звезды и будучи бессильны знать что-либо» (см.: Иез. 22, 28) (свт. Иоанн Златоуст, 49, 277).

* * *

Не ищи ясности в пророчествах, где тени и гадания, подобно тому как в молнии ты не ищешь постоянного света, но довольствуешься тем, что она только блеснет (свт. Иоанн Златоуст, 49, 531). Источник.

* * *

...Пророчеству свойственно говорить не только о будущем, но и о прошедшем, как это особенно встречается у Моисея (свт. Иоанн Златоуст, 49, 611).

* * *

Пророчество есть по преимуществу дело Божие, которому демоны даже подражать не могут, сколько бы ни усиливались (свт. Иоанн Златоуст, 51, 127).

* * *

В чудесах еще может быть и некоторое обольщение <демонов>; но предсказывать будущее с точностию свойственно только одному Вечному Существу (свт. Иоанн Златоуст, 51, 127).

* * *

Божественная и Пречистая Сила, источник премудрости, начало, причина и корень всякого разумения и всякой добродетели, восхотев в древнейшие писания вложить предречения о будущем, совершила дело сие премудро, превыше всякого слова и всякой похвалы. Если когда встречалось нечто такое, что могло вместить в себе образ будущих благ, то в этом иное очертывала только, иное же уясняла красками и черты образа делала светлыми и живыми. Из сего-то произошли две великие выгоды: первая что изрекаемое и древним не казалось странным, и не смеялись они над этим, потому что из сказанного могли извлекать нечто полезное, а вторая – что потомки постигают непреложность пророчества. При сем поклоняться и удивляться должно Божественной благодати, что такое трудное дело совершила удобно. Поэтому и толкователям, если возможно объяснить все без натяжки, надлежит делать это с усердием, а если сие невозможно, не объяснять, чего не следует, с натяжками, чтобы и в местах, требующих объяснения, не породить подозрения в искажении смысла, а иудеям, еллинам и еретикам не подать повода ко Христу относить и что-либо уничижительное и низшее Его достоинства; но уничижительное проходить мимо или почитать приличествующим вочеловечению, если может принять соответствующие сему черты, о высоком же соглашаться, что сказано сие относительно к одному достоинству, если же что сказано в рассуждении совершившегося в то самое время, соглашаться, что о сем именно изречено сие, и не делать неприличных натяжек (прп. Исидор Пелусиот, 60, 327–328).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle