Привычка
...Привычка, закосневая в нас, получает силу природы; а если не даем ей свободы, то ослабевает и мало-помалу истребляется. И хорошую привычку, и худую питает время, как дрова питают огонь. Потому нам и должно всею силою поучаться в добром и делать доброе, чтобы получить в нем навык; и тогда само собою, по привычке, без труда будем делать представившееся добро, как и отцы через малое победили великое (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 24).
* * *
...Знаю таких, которые в юности понолзнулись в плотские страсти и до самой седины, по привычке к злу, пребывают во грехах. Как свиньи, валяясь в тине, непрестанно более и более обливают грязью, так и эти люди, через сластолюбие, с каждым днем покрывают себя новым позором (свт. Василий Великий, 5, 166). Источник.
* * *
...Немалый это подвиг преодолеть свою привычку, потому что обычай, утвердившийся долговременностию, получает силу природы... (свт. Василий Великий, 9, 94). Источник.
* * *
Во всем трудно побеждать привычку: потому что она имеет великую силу увлекать и порабощать себе душу и выставлять на вид некоторую хорошую сторону; от чего каждый привычкою приобретает известный нрав и пристрастие. Но по самой природе ничего не должно так остерегаться, как того, чтобы совершаемого по привычке не счесть заслуживающим заботы и предпочтения (свт. Григорий Нисский, 24, 328–329). Источник.
* * *
Привычка сильна, способна одолевать и увлекать душу, особенно когда ей содействует удовольствие... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 90).
* * *
...Воля от привычки делается второю природою (свт. Иоанн Златоуст, 45, 548).
* * *
...Не будем безрассудно раболепствовать привычке, а станем устроять свою жизнь согласно с разумом (свт. Иоанн Златоуст, 47, 3).
* * *
...Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы раз, хотя бы два, три раза, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; вставай и принимайся опять за тот же труд – и непременно останешься победителем (свт. Иоанн Златоуст, 50, 202). Источник.
* * *
Человек, попавший во власть дурной привычки, даже и когда захочет, нелегко может освободиться от рабства. Привычка – вторая природа, и притом природа, с которой человеку приходится бороться (свт. Иоанн Златоуст, 51, 801). Источник.
* * *
Велика сила привычки и в добрых и в злых делах; она сама влечет нас, без всякого труда с нашей стороны (свт. Иоанн Златоуст, 54, 801). Источник.
* * *
Как свинья, валяясь в грязи, чувствует удовольствие, так и душа, одержимая дурной привычкой, даже и не чувствует зловония грехов (свт. Иоанн Златоуст, 55, 536).
* * *
...Великое дело привычка; так она сильна, что обращается в природу. Иные утверждали, что привычка – вторая природа, а другие полагали, что и природа препобеждается привычкою, говоря: капля за каплей воды пробивает и камень, хотя что тверже камня и что мягче воды, однако же непрерывность ударов превозмогает природу (прп. Исидор Пелусиот, 62, 295).
* * *
...От привычки происходит навык, а навык обращается в природу; превратить же и изменить природу трудно (прп. Нил Синайский, 72, 71). Источник.
* * *
Бойся привычек больше, нежели врагов. Питающий в себе привычку то же, что человек, который дает пищу огню, потому что мера силы того и другой) зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою; а если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою (прп. Исаак Сирин, 58, 413). Источник.
* * *
Как железо невольно повинуется магниту, так и закосневшие в злых привычках поневоле увлекаются ими (прп. Иоанн Лествичник, 57, 212). Источник.
* * *
Особенно великий подвиг и тяжелый труд должны бывают испытывать в начале те, которые, прежде своей решимости изменить мирскую и плотскую жизнь на жизнь богоугодную и предаться делам любви и искреннего работания Богу, связали себя злыми навыками через частое удовлетворение желаний своей плотской и страстной воли. В них окрест свободного произволения, хотя с одной стороны стоят возжеланные им требования разумной воли, Богом воздействуемые, но зато и с другой <стороны> стоят все еще не без сочувствия встречаемые пожелания воли плотской и страстной и, противоборствуя первым, влекут его на свою сторону с такою силою, как иной раз влекут ужем подъяремное; животное; и только благодать Божия дает им силу устаивать в однажды принятом намерении. Время противоборства им и неуступание победы ослабляют силу их; но борьба от этого не прекращается (прп. Никодим Святогорец, 70, 45).
* * *
...Для приобретения добрых навыков необходимо делать больше дел добрых, чем для навыков недобрых требовалось дел недобрых; потому что худые навыки скорее укореняются, имея помощником и споспешником себе живущий в нас грех или самоугодие (прп. Никодим Святогорец, 70, 52). Источник.
* * *
Для погибели человека достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 377).
* * *
Решительное произволение, осеняемое и укрепляемое благодатию Христовою, может победить самые закоснелые навыки (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 381). Источник.
* * *
Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради закона Христова (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 381). Источник.
* * *
Бойтесь привыкнуть к святыне и потом смотреть на нее, как на обычные вещи... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 226). Источник.