Превозношение
Возношение и неразумие ослепляет тех, которые не хотят в упразднении себя видеть свою немощь и неразумие (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 207).
* * *
...Превозношение всего чаще производит в нас гнев (свт. Василий Великий, 9, 11). Источник.
* * *
Если подвижник будет возноситься, то есть у него тяжкий и сильный Смиритель <Господь>, который может низвести до ада (свт. Василий Великий, 9, 380).
* * *
Для чего сами себя обманываем, как знатные какие в мире люди, превозносясь друг над другом и уничижая тех, кто скромнее? Знаем, что, по учению Господа, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16, 15) (прп. Ефрем Сирин, 30, 44).
* * *
Превозноситься значит то же почти, что укорять Бога собственными своими заслугами (прп. Ефрем Сирин, 30, 48). Источник.
* * *
...Если кто даст ближнему дар, но начнет над ним превозноситься, то милости его обратятся в ничто, и истребит он приязнь в ближнем (прп. Ефрем Сирин, 30, 48). Источник.
* * *
Превозношение ослепляет умные очи; а смирение просвещает их любовью, ибо научит кроткия путем Своим (Пс. 24, 9) (прп. Ефрем Сирин, 30, 157). Источник.
* * *
Если хорошо у тебя сложены члены, то не надмевайся телесной крепостью; но рассуди, какими и сколькими опасностями окружено тело... и вчера еще бывший цветущим возраст сегодня увядает, обезображенный с трудом излечимыми болезнями (прп. Ефрем Сирин, 30, 514).
* * *
Не возвеличивай себя прежде искушения; потому что постигшее искушение нередко пристыждает, по-видимому стоявших твердо (прп. Ефрем Сирин, 30, 517). Источник.
* * *
Не превозносись в славе – и не впадешь в отчаяние (прп. Ефрем Сирин, 31, 628). Источник.
* * *
...Никто да не превозносится суетной мудростью, или силой, или богатством, потому что все посохнет, как трава... Что же есть у <нас>... такого, что не Богом дано? Не сам ли Господь сотворил небо, и землю, и все, что на них? ...Кто же сотворил сие, кто размножает живых тварей через чадородие и обилие потребного, которым пользуется? ...Не Сам ли Господь, животворящий все? Кто рудокопам в рудокопнях запасает руды? ...Кто взором приводит в колебание; землю, как лист или прут, плавающий на воде? Не Сам ли Господь? ...Итак, справедливо будет признаться, что никто ничего не имеет у себя, но все принадлежит Создателю (прп. Ефрем Сирин, 32, 121).
* * *
Дивлюсь, до чего простирается дерзость человека: если умер, согнивает; а пока жив, превозносится (прп. Ефрем Сирин, 33, 186). Источник.
* * *
Не уязвляйся мыслью, уносясь в порывах своих за облака. Часто падение поднимало с земли в высоту, а возвышение низлагало на землю. У Бога положен такой закон: благоволить к плачущим и обсекать крылья высокомерным (свт. Григорий Богослов, 16, 78). Источник.
* * *
Самые чистые по своей природе помыслы бывают поползновенны и падают... И в чистой природе есть возможность превозношения (прп. Макарий Египетский, 67, 66). Источник.
* * *
Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься (прп. Макарий Египетский, 67, 206). Источник.
* * *
И то, что написано в законе, и то, что возвещено пророками, и то, что проповедано апостолами, и то, чему наставляет Евангелие благочестия, – все это как бы истекает из одного плодотворного и питательного источника, будучи внушено Духом Святым. Даже более того: всякое разумное слово, всякая справедливая мысль, всякое достойное дело – все это восходит своим началом к тому же источнику и имеет значение постольку, поскольку находит себе основание в Духе Святом. Ввиду этого, если бы кто стал превозноситься человеческой мудростью, утверждаясь исключительно на человеческих рассуждениях, а Божие отвергнул, такого оставалось бы признать человеком ничтожным и не заслуживающим никакого доверия (свт. Иоанн Златоуст, 51, 754). Источник.
* * *
Неисцелимая болезнь есть гнилое превозношение, повод к человеконенавистничеству, гордое падение, высота, от себя низвергающаяся, мечтание и тень, трость, ветром колеблемая, дым, поднимающийся на воздух и рассеивающийся в ничто (свт. Иоанн Златоуст, 54, 915). Источник.
* * *
...Не будем величаться богатством, равно как и ничем другим. Если величающийся духовными благами губит себя, то тем более гордящийся плотскими (свт. Иоанн Златоуст, 55, 530). Источник.
* * *
Если ты назовешь себя достохвальным, то становишься непотребным, хотя бы был достойным похвалы... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 534). Источник.
* * *
У людей в обычае, хотя и чуждо это Божественным законам, превозноситься над многими или родом, или мудростию, или имуществом, или красотой, или чином. Но все это нимало не помогает гордости тех, которые из земли взяты и снова в землю обратятся (прп. Исидор Пелусиот, 60, 69). Источник.
* * *
Для многих первоначальные успехи были виной несказанных зол; ибо, воздвигнув себе не по достоинству один или два победных памятника, когда самая дерзость подавала надежду, превознесшись неожиданной удачей и решившись на дела большей важности, подвергали крайней опасности и заслуженное первоначальной успешностью. Почему надобно рассуждать о себе сообразнее с естеством человеческим и, как преуспевал, не терять из виду и горестного, помышлять о внезапных переменах, и не думать и не выражаться о себе сверх меры, так и погрешая, вразумлять человеческую немощь и не желать, чтобы все для вас, как для Бога, пребывало бессмертным (прп. Исидор Пелусиот, 60, 367–368).
* * *
...Помысл, подвигнутый добрыми делами к превозношению, уничтожает приобретенное... (прп. Нил Синайский, 72, 107). Источник.
* * *
Не будем превозноситься никогда над нерадивым и хвалиться, если, по видимому имеем и чистое тело... (прп. Нил Синайский, 73, 376–377). Источник.
* * *
...Когда, поступая праведно, превознесешься над согрешившим, он немедленно оправдается паче тебя (прп. Нил Синайский, 73, 377). Источник.
* * *
...Возношение рождает пренебрежение, преслушание и погибель, как и смиренномудрие рождает послушание и спасение души. Разумею же истинное смиренномудрие не в словах только или во внешнем образе смирение, но собственно смиренный залог, утвердившийся в самом сердце (прп. авва Дорофей, 29, 24–25). Источник.
* * *
Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий. Иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и притворною рсвностию и себе дашь повод к высокоумию. Будь ревностен, но в душе своей, нисколько не выказывая сего во внешнем обращении: ни видом, ни словом каким-либо, ни гадательным знаком. И сокровенной даже ревности последуй не иначе, как если ты уже перестал уничижать ближнего. Если же ты на это не воздержан, то будь подобен братиям твоим и самомнением не отличайся от них (прп. Иоанн Лествичник, 57, 46–47).
* * *
Неусыпно наблюдай душевным твоим оком за возношением; ибо между обольщениями нет ничего губительнее сей страсти (прп. Иоанн Лествичник, 57, 231). Источник.
* * *
...Что можно найти несмысленнее человека, который, будучи весь покрыт проказой, гордится потому только, что носит светлые и позлащенные одежды, хотя сам в себе срамен и полон безобразия? (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 269). Источник.