Начальство
Рассмотри окружающее тебя и знай, что начальники... имеют власть над телом только, а не над душою, – и всегда содержи сие в мысли своей. Почему, когда они приказывают, например, убить или другое что сделать неуместное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они мучили тело. Бог создал душу свободною и самовластною, и она вольна поступать как хочет – хорошо или худо (прп. Антоний Великий, 89, 67). Источник.
* * *
...Начальник должен, как отец, пекущийся о своих законных детях, обращать внимание на нужды каждого, и, по возможности, употреблять приличное врачевание и попечение, и поддерживать с любовию и свойственным отцу доброжелательством каждый член, действительно немощствующий по душе или по телу (свт. Василий Великий, 9, 384).
* * *
Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: иже аще хощет в вас вящишй быти, да будет вам слуга... (Мф. 20, 26) (прп. Ефрем Сирин, 30, 142). Источник.
* * *
Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчиненным, или повинующимся? (прп. Ефрем Сирин, 30, 142). Источник.
* * *
...Кто сопротивляется начальнику, который есть отмститель зла, тот Божией воле противится (прп. Ефрем Сирин, 36, 51). Источник.
* * *
...Ничего нет хуже безначалия, подобно тому как нет ничего ненадежнее корабля, который не имеет кормчего (свт. Иоанн Златоуст, 49, 42). Источник.
* * *
<Худой начальник> – это хуже и гораздо бедственнее безначалия, потому что, кто не имеет начальника, тот лишен руководителя, а у кого худой начальник, тот имеет ввергающего в пропасть (свт. Иоанн Златоуст, 49, 43).
* * *
Подчиненный даст ответ только за себя самого, а начальник и за себя самого и за народ, который вверен его власти (свт. Иоанн Златоуст, 49, 49).
* * *
...Ничто столько не выказывает с хорошей стороны начальника, как любовь к подчиненным (свт. Иоанн Златоуст, 53, 609). Источник.
* * *
Начальство бывает различных родов: одно то, которым люди начальствуют над народами и городами, устрояя гражданскую жизнь... Другое же начальство – то, которым каждый разумный (человек) начальствует над самим собой... Но у нас есть еще и иное начальство, гораздо высшее начальства гражданского. Какое же? Начальство в Церкви... Это начальство настолько превосходнее гражданского, насколько небо выше земли, и даже гораздо более (свт. Иоанн Златоуст, 53, 610–611).
* * *
Начальник должен быть светлее всякого светильника и вести жизнь безукоризненную, так чтобы во; смотрели на него и по его жизни устрояли свою собственную жизнь (свт. Иоанн Златоуст, 54, 683).
* * *
Ты начальствуешь над многими людьми? Но какая в том польза, когда ты властвуешь над людьми, а сам состоишь пленником и рабом страстей? Ты раб всяких страстей и гордишься тем, что властвуешь над равными тебе по происхождению? О, если бы ты властвовал над первыми и был равен с последними! (свт. Иоанн Златоуст, 55, 600). Источник.
* * *
Правильное управление и правильное подчинение есть дело мудрого и высший дар Святаго Духа, потому что спасительные правила может постановлять только опытный в добродетели и истинно покоряться старшему может только богобоязненный и смиренный (прп. Иоанн Кассиан, 56, 14).
* * *
...Избирают в начальники только того, кто научился сам делать то, что он будет приказывать подчиненным своим, и кто сам оказал старшим то послушание, которое будет требовать себе от младших (прп. Иоанн Кассиан, 56, 14).
* * *
...Если хочешь быть другом Божиим, <то> управляй с твердостью, оказывая справедливость не за дары, не по дружбе, но по достоинству (прп. Исидор Пелусиот, 60, 170–171).
* * *
Почто гордится земля и пепел (Сир. 10, 9)? Чем высится тление? Почему много о себе думает и превозносится тень? Чем надмевает тебя мечтательная власть? Как не обратишь внимания на оканчивающих жизнь срамно? Как не поревнуешь проведшим ее с пользой? Но скоротечное властвование почитаешь как бы нескончаемою властью (прп. Исидор Пелусиот, 60, 274). Источник.
* * *
Весьма стыдно, желая повелевать подчиненными, оказаться самому не имеющим сил управлять собою (прп. Исидор Пелусиот, 60, 288).
* * *
Ничего невозможно совершать столько славного у людей и столько похвального пред Богом, как прийти в состояние делать, что хочешь, а хотеть и делать всегда то, что человеколюбиво. Итак, поскольку сие – прийти в состояние дается с правом начальствовать, то сраствори с ним человеколюбие, чтобы и после начальствования быть прославляемым. Если же будешь уступать гневу и злоупотреблять властью, то помрачишь славу свою, и оставишь во всех мысль о твоем зверстве. Ибо удостоивать снисхождения падших – дело Божественное, а немилосердно мучить все, что под ногами, – дело зверское и змеиное. Кто же, оставив сие, т. е. подражание Божеству, захочет уподобляться пресмыкающимся по земле? – Никто, если только не пренебрег он и страх Божий, и мнение людей (прп. Исидор Пелусиот, 60, 289). Источник.
* * *
Слух твой... да будет отверст и готов к просьбам утесняемых нищетою или властитсльством других... а к сплетням злоречивых и клеветников храни его заключенным и недоступным, строгим взором останавливая их стремление говорить худое (прп. Исидор Пелусиот, 60, 381). Источник.
* * *
<Начальникам> ничто так не полезно... как благочестие... Посему, его поставив целью, старайся направлять ладью начальствования, чтобы подначальные, сколько от тебя зависит, пребывали необуреваемыми. Если дело это требует трудов, то имеет оно и радости... (прп. Исидор Пелусиот, 60, 398–399).
* * *
Начальник обязан говорить послушнику должное; а когда он ослушивается его, то предвозвещать ему скорби, которые за сие посылаются (прп. Марк Подвижник, 69, 41). Источник.
* * *
Настоятельствующий над братством великим наречется на небесах, если достойно будет управлять подчиненными ему (прп. Феодор Студит, 92, 131).
* * *
Всякий... ищущий славы Божией и во всяком деле всячески подвизающийся творить не свою, а Господню волю, никогда не возмечтает властвовать над кем-либо другим или представлять себя высшим кого... Но те, которые не имеют такого расположения, но ищут человеческой славы и жаждут богатства и утех, такие (стыдно поистине сказать) суть язычники, а не христиане настоящие... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 488). Источник.
* * *
В обители отца Феодосия жил старец по имени Патрикий. Говорили, что ему было 113 лет. Старец отличался кротостью и смирением. Тамошние отцы рассказывали об этом добродетельном старце, что прежде он был игуменом обители Абазинской, но отказался от игуменства, боясь ответственности. «Только великим людям под силу пасти словесных овец», – говорил он. Пришел в обитель Феодосия, чтобы жить в послушании, рассудив, что это гораздо полезнее для души (102, 89). Источник.
* * *
В монастыре «Башен» жил один старец. После кончины настоятеля обители братия желали избрать его игуменом как великого и богоугодного мужа. Старец умолял их не делать этого. «Оставьте меня, отцы, оплакивать мои грехи. Я вовсе не таков, чтобы заботиться о душах других. Это дело великих отцов, подобных авве Антонию, Пахомию, святому Феодору и другим», – говорил он. Однако не проходило дня, чтобы братия не убеждали его принять игуменство, Старец продолжал отказываться. Наконец, видя, что братия неотступно просят его, сказал: «Оставьте меня помолиться три дня, и что будет угодно Богу, то и совершу». Тогда была пятница, а в день воскресный, рано утром, старец скончался (102, 15). Источник.
* * *
Авва Арсений говорил: «Сырой кирпич, положенный в основание дома недалеко от реки, не продержится там и одного дня, а обожженный лежит, как камень; так и человек, питающий плотские помыслы и не имеющий, подобно Иосифу, страха Божия, сокрушается, как скоро получит власть, ибо много искушений для таких людей, если они живут в обществе. Потому, зная скудость сил своих, хорошо бежать от ига начальства, впрочем, твердые в вере бывают непоколебимы. Если бы кто стал говорить о святейшем Иосифе, тот сказал бы, что он был неземной человек. Каким он подвергался искушениям? И в какой стране? Там же не было и следов богопочитания. Но Бог отцов всегда был с ним и избавлял его от всякой напасти, и ныне он в Царстве Небесном с отцами своими. Итак, начнем подвиг, познав наперед меру своих сил: ибо при том едва можем избежать Суда Божия» (97, 182).