Миротворчество
Христианин, по мере сил, всеми способами должен смягчать тою, кто огорчен против него (свт. Василий Великий, 7, 311). Источник.
* * *
Ничто не свойственно так христианину, как быть миротворцем, за сие и Господь обещал нам величайшую Свою награду (свт. Василий Великий, 10, 218).
* * *
Будь миротворцем, чтобы сподобиться наименования сыном Божиим (прп. Ефрем Сирин, 30, 197). Источник.
* * *
...Все те, которые любят благо мира и, напротив того, ненавидят раздор и отвращаются его, близки к Богу и Божественным духам <Ангелам>... (свт. Григорий Богослов, 12, 230).
* * *
Небо, земля, море, словом – весь сей мир <мiръ>, сия великая и преславная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог, сей мир <мiръ> доколе стоит твердо и в мире с самим собою, не выступая из пределов своей природы, доколе в нем ни одно существо не восстает против другого и не разрывает тех уз любви, которыми все связал Художник – Творческое; (лоно, дотоле соответствует своему названии» <назначению> и подлинно есть мир и красота несравненная, дотоле ничего нельзя представить себе славнее и величественнее его <мiра>. По с прекращением мира и мир <мiръ> перестанет быть миром <мiромь> (свт. Григорий Богослов, 12, 231–232).
* * *
Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. И если нужно о том выразиться кратко, то скажу свою мысль: нехорошо быть и слишком вялым, и черезмерно горячим, так чтобы или, по мягкости нрава, со всеми соглашаться, или, из упорства, со всеми разногласить. Как вялость недеятельна, так удобопреклонность на все необщительна. По когда идет дело об явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога... (свт. Григорий Богослов, 12, 237).
* * *
Блажени миротворцы, (Мф. 5, 9). Писание в кратком выражении предлагает в дар врачевание от многих недугов, в этом многообьемлющем и общем речении заключив подробности. Сперва уразумеем, что такое мир? Не иное что, как исполненное любви расположение к соплеменнику. Посему что же разумеется под противоположным любви? Ненависть, гнев, раздражение, зависть, злопамятство, лицемерие, бедствие войны. Видишь ли, от скольких и от каких недугов предохранительным врачевством служит одно речение? Ибо мир равно противится всему исчисленному, и присутствием своим приводит зло в уничтожение. Как по возвращении здравия уничтожается болезнь, и по появлении света не остается тьмы, так с появлением мира исчезают все страсти, возбужденные сопротивным. А какое это благо, не почитаю нужным описывать того словом. Рассуди сам с собою, какова жизнь взаимно друг друга подозревающих и ненавидящих? Встречи их неприятны, все одному в другом отвратительно; уста безмолвны, взоры обращены в разные стороны; слух загражден для слов у ненавидящего и у ненавидимого... Посему, как благоухания аромат благовонием своим наполняет окружающий воздух, так Господу угодно в обилии приумножить для тебя благодать мира, чтобы жизнь твоя была врачевством чужой болезни (свт. Григорий Нисский, 19, 458–459).
* * *
...Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9). Кто же именно? Подражатели Божию человеколюбию, что свойственно Божией деятельности, то самое показывающие в жизни своей. Благодеющий Податель благ и Господь совершенно истребляет и в ничто обращает все, что не сродно с добром и чуждо ему, и тебе узаконяет сей образ действования: изгонять ненависть, прекращать войну, уничтожать зависть, не допускать до битв, истреблять лицемерие, угашать в сердце пожигающее внутренность злопамятство, вводить же на место сего <то>, что восстанавливается истреблением противоположного. Как с удалением тьмы наступает свет, так вместо исчисленного выше появляются плоды духа: любы, радость, мир, долготерпение, благость (Гал. 5, 22), и все собранное Апостолом число благ, Посему, как же не блажен раздаятель божественных даров, Богу уподобляющийся дарованиями, благотворения свои уподобляющий Божией великодаровитости? Но, может быть, ублажение имеет в виду не только благо, доставляемое другим, но, как думаю, в собственном смысле миротворцем называется, кто мятеж плоти и духа и междоусобную брань естества в себе самом приводит в мирное согласие, когда в бездействие уже приходит закон телесный, противу воюющь закону ума (Рим. 7, 23), и, подчинившись лучшему царству, делается служителем Божественных заповедей. Лучше же сказать, будем держаться той мысли, что слово Божие советует не это, т. е. не в двойственности подставляет себе жизнь преуспевших, но в том, чтобы когда разорено в нас средостение ограды (Еф. 2, 14) порока, срастворением с лучшим обоя (Еф. 2, 14) соделались совокупившимися воедино. Итак, поскольку веруем, что Божество просто, несложно и неописуемо, то, когда и человеческое естество за такое умиротворение делается чуждым сложения из двойственного, в точности возвращается во благо, становясь простым, неописуемым и как бы в подлинном смысле единым... (свт. Григорий Нисский, 18, 465–466).
* * *
...Нам надобно стараться лучше очистить наши пороки, исправить нравы. Если они будут исправлены, то не говорю с людьми, даже и со зверями и животными очень легко сойдемся, как сказано в книге блаженного Иова: и звери полевые будут в мире с тобою (Иов. 5, 23) (прп. Иоанн Кассиан, 56, 116).
* * *
Мир, срастворснный правдой, – божественное дело. Если же одно будет без другого, то повредит это лепоте добродетели; потому что и у разбойников, и у волков есть между собою мир, у одних ко вреду людей, у других к гибели овец. Но такого мира, не украшенного правдою, не назову миром; если же сходится он с правдою, то в подлинном смысле будет называться миром. Почему и Христос сказал: не приидох воврещи мир на землю, но меч (ср.: Мф. 10, 34). А что запрещает не всякий мир, но сопряженный с пороком, о сем говорит в другом месте: мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Ибо в подлинном смысле мир есть тот, который украшен правдою и благочестием (прп. Исидор Пелусиот, 61, 272). Источник.
* * *
Единомыслие есть начало и основание всех благ для человека, и надлежит никому не подавать повода к брани и ссоре. Но если где увидишь, что нанесен вред благочестию или обижены немощные, не предпочитай мира истине, напротив того, стань мужественно, до крове против греха подвизающеся (ср.: Евр. 12, 4) (прп. Исидор Пелусиот, 61, 304). Источник.
* * *
Спаситель ублажил миротворцев, и возвестил, что сделаются сынами Божиими, во-первых, пребывающие в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу, низшее убеждают быть в рабстве у высшего, в таком рабстве, которое лучше всякой свободы и царской власти; потом водворяющие мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою и друг с другом. Но никто не вправе указывать другому в том, чего не имеет сам. Посему удивляюсь ни с чем не сравненной щедрости Божия человеколюбия; потому что обещает благие воздаяния не только за труды и пролитие пота, но и за некоторый род наслаждения, так как верх всего увеселяющего нас есть мир, а без него, когда нарушен он войною, ничто радостотворное не будет иметь силы. Хорошо также сказано, что миротворцы сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9); и такая награда назначена за сей подвиг. Поскольку Сам Он, как истинный Сын, умиротворил всяческая, соделав тело орудием добродетели двоякого рода людей, т. е. уверовавшего из иудеев и уверовавшего из язычников, сотворив одним новым человеком, небесное совокупив с земным: то справедливо сказал, что делающие, по возможности, то же самое, будут удостоены того же наименования и возведены в достоинство сыноположения, которое и есть самый высший предел блаженства (прп. Исидор Пелусиот, 62, 86–87). Источник.
* * *
...Блаженны те, которые сознательно содружились со Христом, пришедшим дать мир дальним и ближним, т. е. праведным и грешным, примирить с Отцом Своим нас, врагов Его, и совокупить воедино разделенное между собою, – для каковой цели Он воспринял нашу человеческую плоть, чтобы преподать нам Духа Святаго, Итак, явно, что те, которые зрят Бога, содружились с Ним, достигли желаемого мира и соделались сынами Божиими (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 206–207).
* * *
Господь заповедал всеусиленное хранение мира с ближними (см.: Мк. 9, 50)... Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли или ближний твой: постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 510). Источник.