Источник

Милосердие Божие

У Него <Господа> сопряжены между собою милость и суд, чтобы одна милость не произвела в нас расслабления, и один суд не довел до отчаяния (свт. Василий Великий, 5, 232).

* * *

Судия хочет тебя помиловать и соделать участником Своих щедрот; но в таком только случае, если найдет, что ты, по содеянии греха, стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится Суда; тогда любит <творит> суд над тобою. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и мягчительные врачевства, употребляет, наконец, в дело острые орудия (свт. Василий Великий, 5, 232–233).

* * *

...Земля полна одною милостию Господнею, между тем как суд отложен до определенного времени (свт. Василий Великий, 5, 233).

* * *

...Ежели кто возьмет во внимание, что повреждение с каждым днем распространяется и что тленный род человеческий достоин тысячей смертей, поколику пребывает во грехах, то удивится богатству Божией благости, снисходительности и долготерпения (свт. Василий Великий, 5, 233). Источник.

* * *

Бог, и милуя, с рассуждением и мерою оказывает милосердие достойным и, судя, с пощадою нашей немощи производит суд, наказывая нас более по человеколюбию, нежели для воздаяния равным за равное (свт. Василий Великий, 5, 342). Источник.

* * *

...Не будем знать Бога вполовину, и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености... Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою; Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое – строгость... (свт. Василий Великий, 9, 79). Источник.

* * *

...<Бог> сделал все, что могла принять сотворенная природа. Уставил чин естеств и нашел, что они, как изменяемые, имеют нужду в милосердии (прп. Ефрем Сирин, 30, 247).

* * *

Из персти образовали меня щедроты Твои, из сетей и из рва извлекло меня учение Твое. Дай, Господи, чтобы не возвращались мы к грехам своим (прп. Ефрем Сирин, 33, 133). Источник.

* * *

Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее; милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои (прп. Ефрем Сирин, 33, 136). Источник.

* * *

В примере разбойника вижу, о Милосердый, великое богатство помилования; смотря на сего злодея, никогда не теряю надежды получить спасение (прп. Ефрем Сирин, 33, 140). Источник.

* * *

Господь милосерд; Ему приятно оказать милость и спасти человека. Поэтому, грешник, неослабно умоляй о милосердии и проси себе щедрот; потому что и Господь твой не утомляется, прощая тебе долги твои (прп. Ефрем Сирин, 33, 153). Источник.

* * *

По милости Своей <Господь> врачует и исцеляет от всех беззаконий, грехов и скверн всякого, кто приносит покаяние; потому что Он – море щедрот (прп. Ефрем Сирин, 33, 179).

* * *

Весьма велико долготерпение Твое, Господи, неправды всех людей – пред лицем Твоим, и любовь Твоя терпит мир и неправды его (прп. Ефрем Сирин, 33, 199).

* * *

Несмысленный видит щедроты <Господни> и дерзновеннее грешит. Поскольку знает, что есть у него врачевство, которое исцеляет его даром, то не щадит своего тела и покрывает его ранами. Но хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что щедроты могут ходатайствовать за его безрассудство; однако же, при всей великой надежде, как будто не имеет надежды (прп. Ефрем Сирин, 33, 213).

* * *

Благость и правда – это две руки у Тебя, <Господи>, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой доставить случай помиловать (прп. Ефрем Сирин, 33, 213).

* * *

Щедроты Твои, <Господи>, драгоценнее жизни, потому что жизнь есть мера, а щедроты Твои неизмеримы (прп. Ефрем Сирин, 33, 330).

* * *

Творцу легко переносить все тяжелое от тварей Своих, потому что, если бы не захотел Он переносить, то и не сотворил бы тварей (прп. Ефрем Сирин, 33, 331). Источник.

* * *

Не трудно Тебе, <Господи>, сносить неправды наши, потому что Ты Творец естества нашего. Ты не обременяешься Своим творением; потому что знал нас прежде, нежели сотворил (прп. Ефрем Сирин, 33, 331).

* * *

Если бы благость без молитвы прощала преступления, то нарушилась бы правда, и никто не помышлял бы о ней. Источник.

Человечество более и более предавалось бы нечестию, потому что Судия не употребляет вразумляющего жезла. Каждый с радостью продолжал бы грешить, потому что никто не вразумляет его.

Тогда благость, столько для нас полезная, обратилась бы во вред, потому что давала бы повод грешникам более и более умножать число грехов своих.

...Грешник... приводится в содрогание, чтобы перестал грешить и пришел в сердечное сокрушение, потому что сам на себя навлек наказание. И таким образом грешник, хотя на малое время, оставляет неправды свои и старается испросить себе оставление грехов. Источник.

Кто же не возблагодарит Тебя, Господи наш, что и правда Твоя есть благость, и наказание Твое для нас благодать? Подлинно благ Ты по всем! Источник.

Жезлом правды смиряешь Ты главу грешников, которые грешат с бесстыдным высокомерием и не обращаются без особенного побуждения (прп. Ефрем Сирин, 33, 333). Источник.

* * *

Взывали к Тебе, Господи, другие бедствующие и получали от Тебя всякие врачевства. Ибо для Тебя равно легко подать исцеление и просящему и непросящему (прп. Ефрем Сирин, 33, 339). Источник.

* * *

Если <кто> желает, чтобы Бог милосерд был к нему самому, то не должен быть жесток к своему ближнему (прп. Ефрем Сирин, 34, 37).

* * *

Милости Божией ищи себе милостями к ближним (свт. Григорий Богослов, 16, 209). Источник.

* * *

Господь хочет, чтобы все люди сподобились сего рождения <от Духа Божия>, потому что <Он> за всех умер и всех призвал к жизни (прп. Макарий Египетский, 67, 231).

* * *

...До бесконечности возросший грех превосходит величием своим Божия милость, соделавшаяся превысшею и самой небесной высоты. Ибо сказано: велика превыше небес милость Твоя (Пс. 56, 11) (свт. Григорий Нисский, 19, 171–172). Источник.

* * *

Когда часто согрешающий получает от Бога прощение, и между тем не располагается таким долготерпением к оставлению нечестия, то такой человек, наконец, доводит Бога до того, что Он и против воли насылает на него самое великое бедствие, искореняет его вконец, и уже не дает ему нисколько времени для покаяния... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 337).

* * *

...Если бы... <Бог> хотел наказать <нас>, то не грозил бы наперед <геенною>, чтобы мы не предостереглись и не избежали угрозы. Бог угрожает мщением, чтобы мы избежали действительного мщения; устрашает словом, чтобы не наказать самим делом (свт. Иоанн Златоуст, 45, 377).

* * *

Так как Бог заботится о нашем спасении, то обыкновенно Он всегда предсказывает, какие хочет навести казни, для того только, чтобы не навести их (свт. Иоанн Златоуст, 47, 245).

* * *

Часто, когда <Господь> не находит ни одного праведника в настоящей жизни, Он умилостивляется над живущими ради добродетели умерших... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 469).

* * *

Милость Божия неизреченна, неизъяснима, непостижима, она превосходит ум, побеждает разумение, но хотя и такова милость Божия, однако, чтоб люди постоянно милуемые не сделались негодными, она имеет нужду и в нашем соучастии. Пойми, что я говорю: Бог милует, но милует не просто, а с условием: дай и ты (свт. Иоанн Златоуст, 48, 633). Источник.

* * *

Навсегда распространяет Господь Свою милость; Он всегда милостив, будучи благ по природе, но с этой милостью Его сопряжена правда к хранящим завет Его... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 737). Источник.

* * *

Милость Божия – это пришествие во плоти Христа Бога нашего. Он оказал нам милость, Сам явился Ходатаем за нас пред Отцом... (свт. Иоанн Златоуст, 48, 804).

* * *

...Как мы можем получить помилование? Мы должны взывать к Богу каждый день, а не так поступать, чтобы то молиться Ему словами, то прогневлять Его делами, то являться в церковь Божию, то в церковь беззаконников, о которых... Давид сказал: возненавидел церковь лукавнующих (Пс. 25, 5) (свт. Иоанн Златоуст, 48, 877).

* * *

Бог милует не всех, а тех только, кто сожалел о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия в отношении к ближнему (свт. Иоанн Златоуст, 48, 891).

* * *

Не помышляй о множестве твоих грехов, но смотри на бесконечную благость Божию. Болезни – велики, но Врач – больше; буря – сильна, но Кормчий – мудр; души доведены до отчаяния, но лекарства находятся наготове и после отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие (свт. Иоанн Златоуст, 49, 184).

* * *

Милосердие Его непостижимое, подобно тому как непостижим Сам Он (свт. Иоанн Златоуст, 49, 606).

* * *

Милосердие... человеческое и Божие не равны между собою, а отличаются одно от другого так же, как зло от добра (свт. Иоанн Златоуст, 50, 154).

* * *

<Бог> – это единственный должник, Который, когда мы просим Его, оказывает нам милость и дает то, чего мы не давали Ему взаем (свт. Иоанн Златоуст, 50, 256).

* * *

...Для чего, скажешь, и блудницу принял Христос? Для того, чтобы разрешить от порока, чтобы показать человеколюбие, чтобы ты познал, что нет недуга, побеждающего Его благость (свт. Иоанн Златоуст, 51, 413).

* * *

Не столько ты желаешь, чтобы прощены были тебе грехи, сколько Он <Бог> желает простить грехи твои. А что ты мало желаешь этого, пойми из того, что ты не хочешь ни бодрствовать, ни уделять из имущества своего; а Он, чтобы оставить нам грехи наши, не пощадил Единородного, Истинного и Сопрестольного Сына Своего. Видишь ли, что Он гораздо более тебя желает простить грехи твои? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 324).

* * *

Для воспользовавшихся <милосердием Божиим>, как должно, оно служит основанием спасения, а для презревших поводом к большему наказанию (свт. Иоанн Златоуст, 52, 526).

* * *

...Бог являет Свою величайшую милость для того, чтобы ты освободился от грехов, а не для того, чтобы ты прибавил новые, а как скоро этого не делаешь, то наказание будет ужаснее (свт. Иоанн Златоуст, 52, 527).

* * *

Не пренебрегай Его <Божиим> долготерпением, с которым Он ведет тебя к покаянию; что бы ты ни делал – делай с мыслию о вездеприсутствии Божием (свт. Иоанн Златоуст, 54, 288).

* * *

(Бог) освободил лас от грехов, даровал нам силу и крепость для совершения добродетели, даровал нам ревность и терпение, в крещении даровал нам Духа Святаго (свт. Иоанн Златоуст, 54, 321).

* * *

Если бы Он <Бог> ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то род человеческий уже не существовал бы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 777).

* * *

...Бог не в силу какой-то расточительности в милостях и не под влиянием болезненного расстройства щедрости проявляет богатство Своего человеколюбия, но чтобы пристыдить людей обилием Своих даров, – когда же Он видит, что все излияния Его человеколюбии напрасны, Он заключает источники благ, удерживает потоки человеколюбия, перестает благодетельствовать (свт. Иоанн Златоуст, 55, 899).

* * *

...Бойтесь Его <Божиего> могущества и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Ибо дли того, чтобы поползнувшемуся в грех не губить себя отчаянием, благодетельна надежда на милость (прп. Нил Синайский, 73, 185).

* * *

В невольных скорбях сокрыта милость Божия, которая влечет переносящего оные к покаянию и избавляет от вечной муки (прп. Марк Подвижник, 69, 42). Источник.

* * *

Что гореть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостию. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей (прп. Исаак Сирин, 58, 412). Источник.

* * *

...Милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды... (прп. авва Дорофей, 29, 98). Источник.

* * *

Иное есть Промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь.

Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его (прп. Иоанн Лествичник, 57, 180). Источник.

* * *

...Если бы Господь наш не был человеколюбив и не принимал нас, когда возвращаемся к Нему, если б Он не был незлобив, и гневался, а не хвалил нас за возвращение наше, то воистину не спаслась бы никакая душа ни святого, ни тем паче всякого другого. Почему все, скончавшиеся в святости и добродетели, даром спасены, а не за добрые дела и добродетели свои, и не они только, но и те, которые скончаются после сего, все даром спасены будут (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 65).

* * *

Не прельщайтесь, братия мои. Воистину человеколюбив Бог, и милостив и благоутробен. Исповедую сие и я и, на благоутробие Его уповая, имею дерзновение чаять, что спасен буду. Однакож ведайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит в пользу тем, которые не каются и не соблюдают заповедей Его со страхом великим и во всей точности, а, напротив, Бог накажет их еще строже нечестивых и неверных (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 235). Источник.

* * *

Грешники! Ободримся. Для нас.. Господь совершил великое дело Своего вочеловечения; на наши болезни призрел Он с непостижимою милостию (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 100). Источник.

* * *

Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен: приступи в сокрушении духа ко Всеблагому и Всемогущему, обнажи пред Ним твою язву, принеси сознание в согрешении, прося прощения, исцеления, и получи их (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 411). Источник.

* * *

Милость Божия безмерна, но мы мерны... и можем зайти до того, что перестанем каяться и сокрушаться от частых падений, а без этого не будет в нас сосуда для принятия милости... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 123). Источник.

* * *

Некий монах был борим вожделением. (лучилось ему как-то прийти в одно египетское селение. Там он увидел дочь идольского жреца, полюбил ее и стал просить отца отдать ее за него замуж. Жрец отвечал: «Пойду, спрошу о сем бога моего». И, пришедши к демону, поклонился и сказал: «Некий монах хочет жениться на моей дочери, отдать ли ее за него?» Демон отвечал: «Пусть он сначала отречется от Бога своего, крещения и монашеских обетов». Когда жрец пересказал сие монаху, тот отрекся и тотчас увидел, что из уст его вышло подобие голубя и взлетело на небо. Жрец пошел и возвестил демону, что монах обещал исполнить эти три условия. Диавол отвечал жрецу: «Не отдавай дочери твоей ему в жены, потому что Бог его не отступил еще от него, но и доселе помогает ему».

Жрец, пришедши к брату, сказал: «Не могу отдать тебе дочери, потому что Бог твой доселе помогает тебе и не отступил от тебя». Услышав это, брат сказал сам себе: «Я, несчастный, отрекся от Бога, от крещения и от обетов монашества, а Всеблагий Бог доселе помогает мне окаянному! Если Бог доселе оказывает мне такую милость, зачем же мне отступать от Него?» Источник.

Опомнившись, он пришел к некоему великому старцу и поведал ему о случившемся. Старец сказал ему: «Останься со мной в пещере и пребудь в посте три недели, а я буду молиться Богу за тебя». И подвизался старец за брата, молясь Богу и говоря: «Господи! Умоляю Тебя, даруй мне эту душу и прими покаяние ее». И услышал Бог молитву старца. Когда исполнилась первая неделя, старец пришел к брату, и брат увидел голубя, стоящего в высоте небесной над своей головой. Старец сказал ему: «Внимай себе и молись Богу тщательно». По прошествии второй недели брат увидел, что голубь спустился к самой его голове. Старец опять завещал ему трезвиться и молиться. Когда исполнилась третья неделя, старец пришел к брату и спросил: «Еще не видел ли ты чего?» Брат отвечал: «Видел, что голубь спустился совсем низко ко мне, и я протянул руку, чтобы взять его, а он вспорхнул и вошел в уста мои». Старец возблагодарил Бога и сказал брату: «Вот! Бог принял покаяние твое. Отселе внимай себе и тщательно заботься о своем спасении». Брат отвечал: «Отселе я пребуду с тобою до смерти» (106, 480–482). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle