Источник

Милосердие

...Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, – духовно приносит Богу в жертву благовонное курение (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 224). Источник.

* * *

...Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия, и кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 271). Источник.

* * *

...Люди немилосердные посекаются и в огнь ввергаются, а милосердные призываются в Небесное Царство (см.: Мф. 3, 10; 5,7) (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 274–275). Источник.

* * *

...Милосердные и благотворители не могут обеднеть, а скорее впадут в бедность скупые и немилосердные (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 275). Источник.

* * *

...Имущество благодетеля умножается возмездием со стороны Бога в то самое время, когда за наши милостыни и благодеяния возносится, в молитве бедных, благодарность Богу (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 275). Источник.

* * *

...Кто, по милосердию, готов помогать бедным, тот в воздаяние получает сокровище небесное (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 322).

* * *

Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищею, или силою, или полезным словом, или молитвою, если имеет возможность помиловать просящего у него, считая себя самого должником, ибо он получил более того, что от него требуется. И (помышляя), что он удостоился, подобно Богу, быть названным милостивым, и это – от Христа, и в нынешнем веке и в будущем, пред всею тварью; и что чрез брата Бог у него просит и делается ему должником. Бедный может быть жив и без того, чего у него просит, но он без того, чтобы быть милостивым, по возможности, не может быть жив или спастись: ибо если не хочет умилосердиться над подобным себе по природе, то как просит Бога, чтобы Он умилосердился над ним? Размышляя о сем и многом ином, удостоившийся заповедей отдает не только то, что имеет, но и душу свою за ближнего, ибо в этом и состоит совершенная милостыня, как и Христос претерпел смерть ради нас, всем показав образ и пример, чтобы и мы умирали друг за друга, и не только за друзей, но и за врагов, во время надобности (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 41–42).

* * *

Не надобно иметь вещь для того именно, чтобы оказывать милость; это скорее великая немощь, но и вовсе не имеющий, чем оказать милость, должен иметь милосердие ко всем, и тем может помочь нуждающимся, сделавшись беспристрастным к вещам житейским, а к людям имея сострадание (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 42).

* * *

...Всеми мерами помогайте вдовству, оказывая ему должную справедливость, особенно же, если найдется действительная вдовица, лишенная человеческой помощи... (свт. Василий Великий, 6, 59). Источник.

* * *

...Если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение... (свт. Василий Великий, 8, 337). Источник.

* * *

Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии (прп. Ефрем Сирин, 30, 144). Источник.

* * *

Человек страннолюбивый – чистая пшеница (прп. Ефрем Сирин, 30, 200).

* * *

Кто оказывает милость ближнему, тот найдет милость у Господа: но суд бо без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13) (прп. Ефрем Сирин, 30, 213). Источник.

* * *

...Очистим себя милосердием, отрем сим прекрасным злаком нечистоты и скверны душевные, и убелимся, одни, как волна1, другие, как снег (см.: Ис. 1, 18), по мере благосердия нашего (свт. Григорий Богослов, 13, 43). Источник.

* * *

Старайся приобрести в тесных обстоятельствах благоволение свыше. Дай взаим Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу. Он щедр на воздаяние, наипаче же тамошними благами Он вознаграждает тех, которые здесь что-либо принесли и дали Ему взаим; иногда же, чтобы уверить в будущих благах. Он награждает и здешними благами. Еще мало, и мир прейдет и тень исчезнет. Воспользуемся временем, искупим непостоянным вечное (свт. Григорий Богослов, 13, 97).

* * *

Пришел нищий? Вспомни, как ты был убог, и как обогатился! Он просит у тебя хлеба или пития; или, может быть, другой Лазарь лежит у твоих ворот? Устыдись таинственной Трапезы, к которой ты приступал, Хлеба, которого вкусил, Чаши, которой приобщился, освященный Христовыми страданиями. Припал к тебе странник, не имеющий дома, пришедший издалека? Прими в его лице Соделавшегося ради тебя странником, даже странником между своими, Водворившегося в тебя благодатью, и Привлекшего тебя к горнему жилищу. Будь Закхеем, который вчера был мытарь, а сегодня стал щедр: все принеси в дар Христову вшествию, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты возрастом телесным Лежит недужный и изъязвленный? Устыдись своего здравия и тех язв, от которых избавил тебя Христос. Если видишь нагого, одень из уважения к твоей ризе нетления, т. е. ко Христу; потому что плицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (ср.: Гал. 3, 27). Если встретишь припадающего должника, всякое писание праведное и неправедное раздери (Ис. 58, 6). Вспомни тысячи талантов, которые простил тебе Христос. Не будь лютым истязателем за меньший долг, и притом для кого? – Для подобных тебе рабов, когда прощен тебе Господом больший долг; бойся, чтобы не понести тебе наказания за Его человеколюбие, которое дано тебе в образец и которому ты не подражал (свт. Григорий Богослов, 14, 304–305). Источник.

* * *

Не отталкивай от себя бедного, ты, который обогащен Божеством; в противном случае по крайней мере не обогащайся во вред бедному, ибо и это уже много значит при нашей ненасытности (свт. Григорий Богослов, 15, 147). Источник.

* * *

От худого человека никогда не принимай милости, потому что он старается через это найти у тебя извинение своим делам (свт. Григорий Богослов, 16, 207). Источник.

* * *

Что короче сего повеления о милости: таков будь к друзьям и к ближним, какими желаешь иметь их к себе? Но есть другое и сего короче – это Христовы страдания (свт. Григорий Богослов, 16, 207). Источник.

* * *

Награждай добрых, презирай злых. Но и последним оказывай одну милость, нимало не оскорбляйся их поступками, чтобы великодушием и их со временем сделать добрыми. Прекрасный дар – милость (свт. Григорий Богослов, 16, 208). Источник.

* * *

Жалость есть сострадание к несчастию, а милосердие, когда оказываем какое-нибудь благодеяние страждущему (свт. Григорий Богослов, 16, 340). Источник.

* * *

...Без разумения приемлющий милость терпит то же, что слепые, которые, взяв в руки жемчужину, или изумруд, или какой-либо драгоценный камень, бросают, как простой кремень, произвольно лишая себя обладания им, но неведению красоты (свт. Григорий Нисский, 19, 55). Источник.

* * *

Как жестокий и свирепый недоступен приближающимся, так сострадательный и милостивый приходит как бы в одно расположение с нуждающимся, для опечаленного делаясь тем, чего требует скорбный его ум; и милость... есть произвольная печаль, производимая чужими бедствиями. Если же неточно выразили мы значение сего слова, то, может быть... милость есть исполненное любви расположение к претерпевающим со скорбью что-либо для них обременительное (свт. Григорий Нисский, 19, 422). Источник.

* * *

...Из всех привязанностей в этой жизни могущественнейшею признается любовь, и милость есть усиление любви. Конечно, в собственном смысле достоблажен <тот>, у кого душа в таком расположении, как у достигшего самого верха добродетели.

И никто да не представляет себе добродетель сию состоящею в одном вещественном, ибо в таком случае преспеяние в подобном, без сомнения, будет достоянием того только, кто имеет некоторую возможность к благотворительности (свт. Григорий Нисский, 19, 423). Источник.

* * *

Никто злом да не врачует зло. Сколько можно видеть людей, кои от юности до старости посвятили себя служению нищим; и это попечение нисколько не повредило естественному благосостоянию их тела! Да и невероятно быть тому. Хотя некоторые болезни, как-то наносные заразы и тому подобные, зависящие от внешних причин, происходящие от испорченности воздуха или воды, кажутся многим опасными и переходящими от прежде зараженных к тем, кои приближаются к ним, но я не думаю, чтоб и там болезнь производила такую же болезнь в здоровом, посредством передачи... (свт. Григорий Нисский, 24, 429–430). Источник.

* * *

...Всем благотворить хорошо, особенно же тем, кои не могут воздать (авва Евагрий, 89, 601).

* * *

Чем более ты богата и достаточна, тем более будут хвалить тебя все, когда ты будешь снисходить к нищим и ничтожным; не только люди, но и Ангелы и Владыка Ангелов; и не только Он хвалить будет, но и отплатит двойными дарами (свт. Иоанн Златоуст, 46, 345–346).

* * *

...Милосердие без девства возводило имеющих его на небо, девство без милосердия не в силах было сделать это (свт. Иоанн Златоуст, 46, 349). Источник.

* * *

Если бы милость простиралась на всех, то никто не был бы наказан; но она делает некоторый выбор, ищет достойного и способного принять ее (свт. Иоанн Златоуст, 48, 50).

* * *

...Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, но ищет достойного... (свт. Иоанн Златоуст. 48, 50).

* * *

Страшитесь – вы, которые обижаете бедных. Вы имеете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но они <бедные> имеют оружие, которое сильнее всего, – воздыхания, слезы и терпение обид, чем и привлекают себе помощь небесную (свт. Иоанн Златоуст, 48, 142).

* * *

...Что может быть свирепее людей, которые остаются равнодушными при виде обнаженных и истощенных от голода бедных, а украшают жилища для тления, червей и моли? (свт. Иоанн Златоуст, 48, 247). Источник.

* * *

Все дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остается всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств (свт. Иоанн Златоуст, 48, 314).

* * *

Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются милостью (свт. Иоанн Златоуст, 48, 649).

* * *

Как на море нельзя плыть далее берегов, так и земная жизнь не может стоять без милосердия, снисхождения и человеколюбия (свт. Иоанн Златоуст, 50, 541).

* * *

..Если уничтожится милосердие <на земле>, то все погибнет и истребится (свт. Иоанн Златоуст, 50, 541).

* * *

Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком (свт. Иоанн Златоуст, 50, 542).

* * *

Чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будите милосерди, говорится, якоже Отец ваш, (ср.: Л к. С, 36) (свт. Иоанн Златоуст, 50, 542).

* * *

Не говори: что в том, если я пройду мимо этого нищего? Если ты пройдешь мимо него, то пройдешь и мимо другого, а после этого – и третьего (свт. Иоанн Златоуст, 50, 859). Источник.

* * *

...Стыдись, когда не дашь просящему; это точно есть срам, наказание, мучение... это показывает твою жестокость (свт. Иоанн Златоуст, 50, 871).

* * *

Как многие из предстоящих здесь в храме желали бы жить в то время, когда Христос во плоти пребывал на земле, чтобы быть под одним с Ним кровом и разделять с Ним трапезу! Теперь вот это возможно, мы можем приглашать Его на вечерю и вечерять с Ним даже с большею пользою. Будем одевать нагого, принимать странного, питать алчущего, напоять жаждущего, посещать болящего (см.: Мф. 25, 35–36) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 303).

* * *

Ты не предаешь Христа, но, когда презираешь нищего, истаивающего от голода или гибнущего от холода, навлекаешь на себя то же осуждение (свт. Иоанн Златоуст, 51, 314). Источник.

* * *

Кто старается быть милосердным к нуждающемуся, тот скоро отстанет и от любостяжания. Кто постоянно подает бедным, тот легко и от гнева отстанет, и никогда не будет высоко думать о себе (свт. Иоанн Златоуст, 51, 547).

* * *

Возлюбим милосердие, оно есть руководитель и учитель любомудрия. Тот, кто научился быть милосердным к несчастному, научится и не злопамятствовать, а научившись этому, в состоянии будет и благодетельствовать врагам (свт. Иоанн Златоуст, 52, 139). Источник.

* * *

Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосердие, как человеколюбие (свт. Иоанн Златоуст, 52, 381).

* * *

«Ты принял Меня, – говорит Он, – в жилище свое, Я приму тебя в Царствие Отца Моего; ты избавил Меня от голода, Я избавлю тебя от грехов; ты воззрел на Меня связанного, Я покажу тебя разрешенным; ты призрел Меня странника, Я сделаю тебя гражданином Неба; ты подал Мне хлеба, Я дам тебе Царствие всецело в наследие и обладание твое... Ты сделал для Меня тайно, Я возвещу явно; сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое – долгом... Ты воззрел на Меня связанного, и сам не увидишь огня геенского; ты призрел Меня болящего, и сам не испытаешь ни мытарств, ни наказаний». О, поистине благословенны руки, совершающие такие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу! Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темницы для Христа; не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного... ты был с Ним в темнице и будешь с Ним в Царствии. Он исповедует это не стыдясь... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 396).

* * *

В совершающем благотворение должно быть то и другое: и щедрость, и веселое расположение... Зачем скорбишь, оказывая милосердие, и тем лишаешься плода ты жесток и бесчеловечен, Ведь если ты сам скорбишь, то как можешь ободрить того, кто в горе? Приятно то, чтобы он не подозревал ничего дурного, а также и то, когда подаешь ему с радостью, потому что для людей ничего не представляется столько унизительным, как принимать что-нибудь от других, если только ты особенною веселостью не отвратишь подозрения и не покажешь, что сам получаешь больше, нежели даешь, что скорее роняешь, чем восстановляешь принимающего (свт. Иоанн Златоуст, 52, 759). Источник.

* * *

Все, что бы ты ни делал для брата, восходит к Владыке твоему, и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебя за это (свт. Иоанн Златоуст, 52, 762).

* * *

О, негоднейшее и ненасытимое чудовище <немилосердие>! Скольких оно поглотило, скольких истребило, скольких убило, скольких сожгло в том <геенском> огне? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 875).

* * *

...Страх и трепет обнимает меня, когда я размышляю о том, как один этот недуг <немилосердие> сделал бесполезными и негодными все... добрые дела, а самих подвижников – безызвестными, потому что они услышат слова: аминь глаголю вам, не вем вас (Мф. 25, 12) (свт. Иоанн Златоуст, 52, 875).

* * *

Горе тебе, немилосердие, и ученикам твоим! Горе тебе, жестокость, и тем, кем ты владеешь! Какая польза для тебя в том, что ты удаляешь от Бога такое множество людей? Послушай же, что отвечает немилосердие: «Дело мое – искапывать пропасти, запирать двери, осквернять одежды, затворять сердце, чтобы оно не знало милосердия; прибыль для меня – приобретать множество друзей и предавать их погибели; радость моя – привлекать возможно большее число учеников, чтобы ниспослать их в ад. Когда те, кто находился по левую сторону, посрамленные, предстали и подверглись поношению и обвинению, – я торжествовало; когда они ниспосылались в огонь вечный, который я уготовало им, – я возвеселилось; когда они, рыдая, удалялись со скрежетом зубов, низвергаемые демонами, – и я вместе толкало их и радовалось... Мое дело – затворять двери перед людьми и не дозволять им достигать Вечной Жизни» (свт. Иоанн Златоуст, 52, 876).

* * *

Подлинно безумие и явная нелепость – наполнять одеждами сундуки, а не обращать внимания на того, кто сотворен по образу и по подобию Божию, и не имеет одежды, дрожит от холода и едва держится на ногах (свт. Иоанн Златоуст, 53, 207).

* * *

...Милосердие вложено природой во всех, даже в грубых и жестоких. И что удивительного, если мы оказываем (милосердие) людям? Мы и зверей милуем. В таком избытке вложено в нас милосердие! (свт. Иоанн Златоуст, 54, 255).

* * *

...Все мы, люди, природой побуждаемся к милосердию, и нет в природе нашей другого настолько доброго свойства, как это (свт. Иоанн Златоуст, 54, 255).

* * *

...Милосердие в том и состоит, что милует не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили (свт. Иоанн Златоуст, 55, 101).

* * *

Если ты помогаешь ослу, когда видишь, что он издыхает, и не спрашиваешь, чей он, то тем более не должно спрашивать о человеке, чей он; он Божий, хотя бы он был язычник, хотя бы иудей. Если он и неверный, но нуждается в помощи (свт. Иоанн Златоуст, 55, 101). Источник.

* * *

Слеп милостивый, если он несправедлив; возделывает поле, с которого не может собрать жатвы (прп. Нил Синайский, 72, 250). Источник.

* * *

Как нельзя пасти вместе овец и волков, так невозможно получить милость тому, кто коварно действует в отношении к ближнему своему (прп. Марк Подвижник, 89, 531).

* * *

Человек милостивый – врач своей души, потому что как бы сильным ветром из внутренности своей разгоняет он омрачение страстей (прп. Исаак Сирин, 58, 178). Источник.

* * *

...Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием (прп. Исаак Сирин, 58, 220). Источник.

* * *

Кто отвращает лицо свое от скорбящего, для того омрачится день его (прп. Исаак Сирин, 58, 253). Источник.

* * *

...Милостивый не только дает людям милостыню из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их (прп. Исаак Сирин, 58, 278). Источник.

* * *

...Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 295). Источник.

* * *

Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех (прп. Исаак Сирин, 58, 278). Источник.

* * *

...Полное совершенство милосердия доказывается терпением решающегося переносить обиды (прп. Исаак Сирин, 58, 307).

* * *

Если истинно ты милосерд, то, когда неправедно отнято у тебя твое, не скорби внутренно, и не рассказывай об ущербе посторонним (прп. Исаак Сирин, 58, 307). Источник.

* * *

Немилостивый подвижник – бесплодное дерево (прп. Исаак Сирин, 58, 414).

* * *

Если не можешь миловать, то говори, что ты грешен (прп. Исаак Сирин, 58, 416). Источник.

* * *

Благочестивым свойственно давать всякому просящему, более же благочестивым – давать и непросящему; а не требовать назад от взявших, в особенности же когда есть возможность, свойственно одним только бесстрастным (прп. Иоанн Лествичник, 57, 188). Источник.

* * *

Истинно милостив не тот, кто произвольно раздает излишнее, но кто охотно уступает необходимое похитителям (прп. Илия Екдик, 91, 470).

* * *

...Благоутробный и милостивый Бог повелел и нам быть благоутробными и милостивыми, и печалиться как о себе самих, так и друг о друге (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 28). Источник.

* * *

Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет – не это одно делает милостивыми; надобно, чтобы при сем была милостивость сердечная. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, нас ради обнищавшему, и не имеют, что дать бедному, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных, и нередко и видя их, страдают жалостью об них и плачут, – уподобляясь Иову, который говорит о себе; аз же о всяком немощном восплакахся (ср.: Иов. 30, 25). Они, когда имеют что, с искренним радушием полагают нуждающимся, а когда не имеют, дают им всеубедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову Того, Кто сказал: нелестне научихся, без зависти преподаю (Прем. 7, 13). Таковы истинно милостивые, управляемые Господом Иисусом Христом, они такою милостию, как лествицею, восходят к совершенной чистоте душевной (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 42).

* * *

...Плача достойны те, которые сокровища, превышающие ежедневные потребности и имеют, и удерживают, или еще и стараются их увеличить; и те, которым заповедано любить ближнего, как самого себя, даже и за прах земной его не признают! Не означает ли это, что серебро и золото мы возлюбили больше, чем братьев? Но обратимся и покаемся, и, помогая нуждам бедствующей в нашей среде братии, (делаем их участниками того имущества, которым обладаем; и если мы не изберем боголюбиво израсходовать все наше имущество, однако же да не задержим немилосердно все за собою; но одно, действительно, сделаем, а за то, что отстали в другом, смирим себя пред Богом, и получим от Него прощение, ибо Его человеколюбие восполняет наш недостаток; но только поступим так, дабы не случилось, – да не будет сего! – услышать те страшные слова, как написано: Тогда речет сущим ошуюю Его: идите от Мене, проклятии (Мф. 25, 41). О, как это много заключает: удалитесь от жизни, будьте исключены от наслаждения, лишены света! (свт. Григорий Палама, 26, 52–53). Источник.

* * *

...Сотворим себе милость, братие, тем что окажем милость братиям; чрез сострадание – приобретем сострадание; сделаем добро – дабы нам было благо: соответственное будет воздаяние; но только наши доброделание и человеколюбие, и любовь, и милосердие, и сострадание – ни по достоинству, ни по мере не равняются награде, ибо ты даешь из того, чем обладает человек, и насколько человек в силах делать добро, – воспринимаешь же сторицей из божественных и неиссякаемых сокровищ и Вечную Жизнь, и будешь облагодетельствован из того и насколько облагодетельствовать может Бог, а это – ихже. око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2, 9). Итак, проявим тщание, дабы нам получить богатство милости; немногими деньгами купим вечное наследие; убоимся подобающим образом проклятия немилостивым, дабы вследствие сего не стать нам осужденными; да не убоимся, что, давая милостыню, мы обеднеем: ибо и мы услышим от Христа: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство (ср.: Мф. 25, 34). Убоимся и все соделаем, дабы не явиться нам, вследствие бездушия, чуждыми любви к Богу: ибо не любяй брата своего, егоже виде, говорит Евангелист, Бога, егоже не виде, како может любити? (1Ин. 4, 20), а не любящий Бога, как возмог бы быть с Ним? А тот, кто не с Ним, тот отойдет от Него, а отходящий от Него, конечно, впадет в геенну (свт. Григорий Палама, 26, 54–55). Источник.

* * *

...Проявим дела любви к нашим во Христе братьям: оказывая милость нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы это ни было заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая в немощи лежащих, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или же по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также и перенося поступающих против нас, и угождая друг другу, хотя бы кто и имел на кого недовольство, потому что и Христос угождал нам; и просто молвить: всеми способами и всеми делами и словами, всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, дабы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными от Него и наследовать обетованное нам, уготованное для нас от сложения мира, Небесное и Вечное Царство... (свт. Григорий Палама, 26, 55). Источник.

* * *

Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека богоподобным (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 522).

* * *

Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием (см.: Мф. 5, 48), не какою другою добродетелью... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 522).

* * *

Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в крещении и возделанной заповедями (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 407). Источник.

* * *

На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 42). Источник.

* * *

Свойственно милости рождать веру, и вере – милость (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 236).

* * *

Милость должна сретаться с истиною (ср.: Пс. 84, 11) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 198). Источник.

* * *

Ища милости у Господа, сами милости оказывайте другим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 151).

* * *

...Господь посещает души милостивые и доброхотные к нуждающимся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 90). Источник.

* * *

Один игумен, отец общежительного монастыря, святой по жизни, украшенный всеми добродетелями, милостивый к нищим, часто молился Богу за свою братию, чтобы Господь не разлучил его с ними в будущей жизни. На эту молитву Господь даровал ответ следующим образом. В другом монастыре, неподалеку, был праздник, на который пригласили игумена с братией. Игумен не хотел идти, но, услышав во сне голос: «Иди на праздник; только пошли прежде учеников твоих», – так и сделал. Когда настало время, то первыми ушли ученики. По дороге они встретили лежащего расслабленного нищего. Объяснив ему, что у них нет ослов, на которых можно было бы довезти его до селения, они оставили больного и пошли дальше. Источник.

Через некоторое время отправился игумен и, увидев страдальца, спросил его, не проходили ли здесь монахи. Больной отвечал, что проходили, но не оказали помощи, потому что не было при них ослов, чтобы отвезти его. Игумен сказал: «В таком случае я возьму тебя на плечи и отнесу в ближайшее селение». Нищий стал отговаривать его: «Отче! Как тебе одному нести меня? Путь далекий, но поди туда и пошли за мною». Игумен отвечал: «Жив Господь Бог мой! Не оставлю тебя!» Источник.

В начале пути он чувствовал тяжесть ноши, но потом тяжесть уменьшилась и сделалась почти нечувствительной. Игумен недоумевал, что происходит, как вдруг тот, кого он нес, стал невидим. И тогда игумен услышал голос: «Ты постоянно молишься о учениках твоих, чтобы они сподобились Жизни Вечной, но дела у тебя одни, а у них – другие. Если хочешь, чтобы прошение твое было исполнено, убеди их поступать так, как поступаешь ты. Я – Судия Праведный и каждому воздам по делам его» (106, 417–418). Источник.

* * *

Говорили об авва Макарии Великом, что он был как Бог земной: потому что как Бог покрывает мир, так и он, авва Макарий, покрывал недостатки братии, видя, как бы не видя, и слыша, как бы не слыша (106, 310).

* * *

Некий Зенон случайно обидел дочь одной вдовы. Вдова, пребывая в храме Богородицы, просила Владычицу со слезами: «Отомсти за меня Зенону». Так просила она много раз. Богородица явилась ей и сказала: «Поверь мне, жена, что много раз Я хотела отомстить за тебя, но руки его возбраняют Мне». Был же Зенон очень милостив (107, 227).

* * *

У преподобного Моисея Оптинского были гости. В это время в переднюю вошла пожилая, бедно одетая женщина с подушкой в руках. Преподобный, увидев ее, спросил: «Что тебе надобно?» – «Да вот, батюшка, не купите ли подушку?» – «Нет, нам не надобно». – «Батюшка, сделайте милость, возьмите, у меня дома дети голодные, есть нам нечего». – «А сколько эта подушка стоит?» – «Полтора рубля». – «Нет, это дорого, возьми рубль». С этими словами он пошел в спальню и, выйдя оттуда с пятирублевой бумажкой, отдал ее старушке под видом рубля, приговаривая: «Дорого, дорого». Женщина поклонилась и вышла. Преподобный Моисей пошел к своим гостям, но едва успел занять свое место, как старушка, рассмотрев в сенях ассигнацию, опять отворила дверь со словами: «Батюшка, никак вы ошиблись?» – «Да ступай, ступай, сказал, что больше не стоит». Старушка ушла, а гости слышали только разговор про рубль – так ничего и не поняли (105, 55).

* * *

Настоятель церкви села Ижоры под Петербургом протоиерей Иоанн Камиев был свидетелем поразительной милости Божией к одному добросердечному еврею. Все односельчане относились к нему с великой любовью и почтением за его необыкновенную честность и милосердие к бедным и страждущим. Он очень многим охотно помогал в тяжелые минуты их жизни. Все нуждающиеся обращались к нему за поддержкой и находили в нем своего отца и благодетеля. Однажды этот еврей пригласил отца Иоанна к себе в дом и слезно просил его о принятии в лоно Святой Православной Церкви. Отец Иоанн спросил его: «Как ты дошел до мысли креститься? Кто вразумил тебя на это?» Тот отвечал: «С молодых лет до последнего для часто читал я Священное Писание, Евангелие и пророческие писания и, много думая над прочитанным, постепенно убедился, что Господь Иисус Христос есть действительно Мессия, предвозвещенный пророками. Но Его наши предки не приняли и распяли». Тогда отец Иоанн с великой радостью ответил ему: «Я готов совершить над тобою Таинство крещения, только мне необходимо предварительно испросить у своего архиерея благословение на твое присоединение к Святой Церкви». Еврей, выслушав слова пастыря, просил скорей крестить его, ибо предчувствовал близость своей кончины. Тогда отец Иоанн немедленно его крестил, исповедал, причастил Святых Христовых Тайн и освятил Таинством Елеосвящения. По совершении всех четырех Таинств в один день старый еврей с радостным настроением души скончался. Поистине милосердие вечно предстоит перед Престолом Божиим (114, 163–164).

Примечание:

1. Волна – овечья шерсть.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle