Любовь Божия
Если человек желает стяжать любовь Божию, то он должен возыметь страх Божий; страх же рождает и плач, а плач рождает мужество. Когда все сие созревает в душе, то она начнет плод приносить во всем. И Бог, узрев в душе эти прекрасные плоды, привлекает ее к Себе, как благовоние фимиама избранного; радуется о ней с Ангелами во всякое время, преисполняя и ее радостью, и хранит ее на всех путях ее, да безопасно достигнет она в место упокоения своего. Тогда диавол не нападает на нее, видя Высочайшего Стража, ее окружающего; даже совсем и приступить боится он к ней, по причине сей великой силы. Стяжите себе силу сию, да страшатся вас демоны, да облегчатся вам труды, вами подъемлемые, и да усладится (сладко да будет) вам Божественное. Сия сладость любви Божественной далеко слаще сота медового (прп. Антоний Великий, 89, 34).
* * *
Ничего нет в мире такого, что бы могло отлучить от любви Божией того, в ком оная обитает (прп. авва Исаия, 59, 80). Источник.
* * *
...Любовь <Божия> не может быть в нас, когда душа так разделена, что, по-видимому, и Бога ищет, и любит мир (прп. авва Исаия, 59, 157).
* * *
Любовь <Божия>, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спаслись... (прп. Ефрем Сирин, 30, 381).
* * *
Любовь Божия есть бессмертный огонь, который подъемлется с земли и ненавидит земное (прп. Ефрем Сирин, 31, 93). Источник.
* * *
О сладости... любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: ни высота горе, ни глубина долу, ни живот, ни смерть, ни Ангелы, ни Начала и Власти, ни ина тварь кая, ни все в совокупности не могут разлучити от любве Божия душу, вкусившую ее сладости (ср.: Рим. 8, 38–39) (прп. Ефрем Сирин, 31, 93).
* * *
...Святые мученики, вкусившие <любви Божией> и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия – нежные узы, но что рассечь ее не может и меч обоюдоострый (прп. Ефрем Сирин, 31, 93).
* * *
По... любви <Божией> душа стала невестою Бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его благолепие (прп. Ефрем Сирин, 31, 94).
* * *
<Любовь> Сына Божия низвела к нам с Неба. Ради любви Бесплотный воплощается, Безлетный для нас во времени, Сын Божий делается Сыном Человеческим. Любовью все домостроительствуется ко спасению... (прп. Ефрем Сирин, 32, 8).
* * *
Всякий врач с помощью врачевств исцеляет болезни; а Твоя любовь, Господи, поспешает к каждому без зелий и врачевств (прп. Ефрем Сирин, 33, 127). Источник.
* * *
Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, <Господи>, и самых свирепых учение Твое; и благость Твоя всегда старается взыскать погибших (прп. Ефрем Сирин, 33, 128).
* * *
Неизреченна великая любовь, какую явил Человеколюбец, ибо из нашего рода взял Он Ходатая и Им примирил мир с величием Своим (прп. Ефрем Сирин, 33, 279). Источник.
* * *
Все превышающее Величие неиспрошенного нами даровало нам Сына Своего, Который ради нас явился в мир и, хотя не просили мы Его, принес Себя в жертву для нашего спасения. Ибо кто просил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолял Сына, чтобы умер Он за грешников? Кому из праведников приходило на мысль просить Отца, чтобы предал Он Сына Своего за беззаконных? Подлинно, неслыханное дело, и на мысль никому не приходило оно. Отец предал Сына Своего на крестную смерть, и смертию Его грешники приобрели себе жизнь. А если отдал Он величайшее Свое сокровище, то попрепятствует ли что просящим от такого Человеколюбца получить все, в чем только имеют нужду? (прп. Ефрем Сирин, 33, 332). Источник.
* * *
Господь – истинный друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но вечно пребывает с тобою (прп. Ефрем Сирин, 33, 468). Источник.
* * *
Не скорбит столько отец, погребающий любимого сына, сколько жалеет Бог о душе, умерщвленной грехом (прп. Ефрем Сирин, 34, 50). Источник.
* * *
...Любовь <Христова> для украшающегося ею – полнота лепоты (прп. Ефрем Сирин, 34, 230).
* * *
Бог любит праведников, когда наказывает их проступки (прп. Ефрем Сирин, 34, 320). Источник.
* * *
Любовь Его прекраснее всяких ароматов (прп. Ефрем Сирин, 34, 320). Источник.
* * *
Поистине, никакой плотолюбец, хотя бы крайне распаленный, не пламенеет так к любимой им, как Бог желает спасения наших душ (свт. Иоанн Златоуст, 44, 22). Источник.
* * *
...<Господь> не только промышляет о нас, но и любит безгранично – любовью бесстрастной, но пламенной и сильной, искренней и неразрушимой, которая никогда не может потухнуть (свт. Иоанн Златоуст, 46, 506).
* * *
...Претерпел <Сын Божий> Крест по Своему хотению и по желанию устроить спасение всего рода человеческого... Если мы решимся положить и самую жизнь свою за Его закон и для соблюдения данных от Него заповедей – и тогда не возможем достигнуть той меры любви, какую Он заявил в отношении к нашему роду (свт. Иоанн Златоуст, 47, 372).
* * *
Когда Бог являет Свое благоволение к нам, тогда всякая печаль исчезает (свт. Иоанн Златоуст, 47, 644–645).
* * *
...За одно слово, за одну веру вошел <разбойник> в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность, сколько все совершило человеколюбие Божие (свт. Иоанн Златоуст, 47, 766–767).
* * *
...В чем, скажешь, <Божие> человеколюбие, если Он судит по правде? Во-первых, в том, что Он не вдруг посылает наказание, а больше всего – что Он прощает все грехи в купели возрождения; во-вторых, в том, что подает и покаяние (свт. Иоанн Златоуст, 48, 78).
* * *
...Ты не думай, что Сын послан Богом Отцом только для спасения всего мира. Если бы только один человек нуждался в искуплении, то тем не менее Бог не нашел бы недостойным послать Своего Сына (свт. Иоанн Златоуст, 49, 307).
* * *
Если я скажу, что Бог простер небо и землю, расширил море, послал пророков и Ангелов, я не выражу в такой мере Его благости. Верх благодеяний Его состоит в том, что Он не пощадил Сына Своего для спасения отчуждавшихся от Него рабов (свт. Иоанн Златоуст, 50, 521).
* * *
Нам был вверен рай, но тогда, как мы оказались недостойными обитать в нем, <Христос> возводит нас на самые Небеса. Мы не остались верными в первоначальных дарах, но Он сообщает нам еще большие. Мы не могли воздержаться от одного древа – и Он подает нам пищу горнюю (свт. Иоанн Златоуст, 51, 167).
* * *
...И то служит доказательством великого человеколюбия Божия, что Бог не только дал Сына, но и отложил время Суда, чтобы согрешившие и неверующие имели возможность очистить свои согрешения (свт. Иоанн Златоуст, 51, 180).
* * *
Если не скоро кто-нибудь согласится умереть и за добродетельного человека, то представь любовь твоего Владыки, когда Он оказался распятым не за добродетельных, но за грешников и врагов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 587).
* * *
Если возлюбленная царя считается блаженною больше всех, то чего удостаивается та, которую любит Бог великою любовью? Если противопоставить ей целую вселенную, то ничто не сравнится с красотою ее (свт. Иоанн Златоуст, 55, 238).
* * *
...Чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его. Здесь Бог силу Свою показует во спасении его (прп. Исаак Сирин, 58, 222). Источник.
* * *
...Нельзя словом высказать и умом измерить предельную любовь и благостыню Его <Бога> к нам (прп. Феодор Студит, 92, 310).
* * *
Не так любит жених невесту свою, не так родители радеют о детищах своих, как любит нас и радеет о нас Владыка всяческих – Бог (прп. Феодор Студит, 92, 310).
* * *
Блажен и преблагословен, кто... возжигает в себе до небес восходящий пламень любви Божественной (прп. Феодор Студит, 92, 326).
* * *
...<Бог> человеколюбив к тем, которые чувствуют Его человеколюбие, чтут Его и благодарят, как подобает. Если же ты, ни во что ставя любовь Его всеуслаждающую, полюбишь что-либо другое и с тем свяжешь всецело все стремление души своей и станешь услаждаться другою какою сластью, или ястием, или питием, или одеждою, или лицом каким красивым, или золотом, или серебром, или другим чем, и душа твоя воспохотствует того и побеждена будет любовию к тому, то возможно ли, чтобы Бог, естественно чистый и тебя соделавший таковым благодатию Духа Святаго, продолжал быть в общении и обращаться с тобою, когда ты уклонился сердцем на другое, а не тотчас оставил тебя? – Само собою явно, что Он всеконечно оставит тебя (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 367–368).
* * *
...Ни великость преступлений, ни множество грехов, ни постыдность деяний никогда не превзойдут многого, лучше же, премногого человеколюбия <Божия>... (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 25).
* * *
...Открыв чрез естество и тварь познание добродетели, <Бог> приставил Ангелов-хранителей; воздвиг для руководства отцов и пророков; явил знамения и чудеса, ведущие к вере; дал нам писаный Закон, помогающий закону, вложенному в разумное наше естество, и познанию, полученному на основании (созерцания) твари. Наконец, после того, как мы все оставили без внимания, – о какое нерадение с нашей стороны и, напротив, какое великодушие и вместе заботливость со стороны Любящего нас! – Он Самого Себя отдал за нас, истощив богатство Своего Божества в нашу худость, восприяв наше естество и став Человеком, как мы, благоволил стать нашим Учителем; и Сам учит нас о величии Его человеколюбия, явив сие делом и словом, и вместе побуждая к подражанию Его сострадания к людям, и отстраняя несострадательное расположение души слушающих (свт. Григорий Палама, 26, 33–34).
* * *
...Великий Бог и Вседержитель не удовольствовался тем, что создал тебя по образу и подобию Своему, ни тем, что, когда ты, согрешив и Его оскорбив, ниспал из чина своего, послал Сына Своего Единородного пожить тридцать и три лета на земле, чтобы взыскать тебя, и, подъяв страшные страсти и мучительную смерть крестную, искупить и исхитить тебя из рук диавола, которому ты поработил себя грехом, и опять восставить тебя в свой чин, но, кроме того, благоволил учреждену быть еще и Таинству Тела и Крови в пишу тебе для существеннейшего срастворения с естеством твоим всей силы воплощенного Домостроительства. Сие-то последнее изъявление презельной к тебе любви Божией сделай для себя предметом постоянного созерцания и углубления, чтоб, узревая всестороннюю полноту ее и преизобилие, питать тем и паче и паче воспламенять и свое к Богу всецелое устремление и любовь.
Помысли о том, когда стал любить тебя Бог, и увидишь, что сему нет начала. Ибо сколько Сам Он вечен по Божескому естеству Своему, столько же вечна и любовь Его к тебе, по коей Он прежде всех веков положил в совете Своем даровать тебе Сына Своего дивным некиим и непостижимым образом. Узрев же сие, восторженною возрадуйся радостию духовною и воззови: «Итак, еще в оной бездне вечности мое ничтожество было попечительно зримо и любимо Богом беспредельным; еще тогда промышлял Он о благе моем и по благоволению неизглаголанной любви Своей положил даровать мне в пищу Сына Своего Единородного. Могу ли я после сего позволить себе хоть один момент не быть прилепленным к Нему всею мыслию моею, всем желанием моим и всем сердцем моим?» Источник.
Помысли также, что всякие взаимные любления тварей между собою, как бы они велики ни были, имеют свою меру и свой предел, за который и не могут простертись <перейти>. Одна любовь Божия к нам не имеет предела. Почему, когда потребовалось особым некиим образом удовлетворить ее, Он предал на сие Сына Своего, равного Ему по величию и беспредельности, яко Сущего единого и того же с Ним естества. Итак, любовь Его такова, каков дар, и наоборот, таков дар Его, какова любовь. И то и другое столь велико, что большей меры великости не может и вообразить никакой тварный ум. Возмерь же ты за сию безмерную любовь по крайней мере всевозможною для тебя мерою любви.
Помысли еще, что Бог подвигся на возлюбление нас не какой-либо необходимостью, но по единой Своей естественной благости, возлюбил независимо ни от чего, Сам от Себя, сколько безмерно, столь же и непостижимо. Источник.
<Помысли>, что с нашей стороны не могло быть предпослано сему возлюблению никакое достохвальное дело, достойное воздаяния, чтоб Беспредельный Бог за то презельностию любви воздал нашей всесторонней бедноте, – что Он возлюбил нас потому, что так восхотел, по единому благоволению Своему, и не только возлюбил, но и даровал Себя нам, недостойнейшим тварям Своим.
<Помысли>, что любовь сия, если воззришь на чистоту ее, не смешана, как большею частью тварная любовь, с чаянием какого-либо добра от нас впереди. Ибо Бог не имеет нужды в каком-либо добре со стороны, яко Сам в Себе вседовольный и всеблаженный. Почему если благоволил излить на нас неизреченную благость и любовь, то излил не ради блага Себе от нас, а для блага собственно нашего (прп. Никодим Святогорец, 70, 218–220).
* * *
Авва Макарий, проходя однажды с братиями через Египет, услышал слово отрока, который говорил своей матери: «Матушка! Один богач любит меня, а я ненавижу его; а такой-то бедный ненавидит меня, а я люблю его». Услышав сие, авва Макарий удивился. Братия говорят ему: «Что значат эти слова, что ты, отец, удивился?» Старец отвечает им: «Истинно, Господь наш богат и любит нас, и мы не хотим слушать Его; а враг наш диавол беден и ненавидит нас, и мы любим скверны его» (97, 148). Источник.