Любовь
...Имеющий любовь далек от всякого греха (сщмч. Поликарп Смирнский, 94, 322). Источник.
* * *
...Познавший и возлюбивший союз любви должен воздерживать язык свой от злого раздора (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 197). Источник.
* * *
Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства, она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мученичеству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога в Царстве Небесном (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 302). Источник.
* * *
Отними у <любви> терпение, и она, как разоренная, перестанет существовать (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 302).
* * *
...Любовь может пребывать неизменно твердою, потому что умеет переносить все (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 303). Источник.
* * *
...Ради любви покоряется заповеданиям тот, кто находится в повиновении, и ради ее богатый и свободный делается нестяжательным и рабом, дабы попустить желающим иметь то, что принадлежит ему и его самого (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 83).
* * *
Начало греха есть похоть, через которую погибает умная душа. Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь (прп. Антоний Великий, 89, 90). Источник.
* * *
...Если мы приобретаем брата, то мы приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то грешим против Христа (прп. Антоний Великий, 89, 137). Источник.
* * *
...От неведения лукавства других в человеке рождается любовь... (прп. авва Исаия, 59, 50).
* * *
Кто повергается пред Богом с покорностью и со смирением внимает заповедям Его, тот приобретает любовь к Богу и ближнему, любовь же сия изгоняет страсти и смущения (прп. авва Исаия, 59, 177).
* * *
...От незнания злобы человеческой рождается любовь... (прп. авва Исаия, 59, 209).
* * *
...Имеющий любовь имеет в себе Бога... (свт. Василий Великий, 9, 68). Источник.
* * *
...Где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть (свт. Василий Великий, 9, 68). Источник.
* * *
...Надобно, чтобы любовь у всех и ко всем была равная и одинаковая, а почтение воздавалось каждому по достоинству (свт. Василий Великий, 9, 68). Источник.
* * *
...<Любовь> силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь. Ибо любяй Мя, говорит Господь, заповеди Моя соблюдет (Ин. 14, 21–23) (свт. Василий Великий, 9, 82).
* * *
...Кто любит Господа, тот, конечно, любит и ближнего (свт. Василий Великий, 9, 88). Источник.
* * *
У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его (свт. Василий Великий, 9, 251).
* * *
...Любовь даже до смерти научены мы оказывать без всякого различия, и к праведным, и к грешным (свт. Василий Великий, 9, 256).
* * *
...Кто не имеет в себе любви, тот лишается Божественной благодати (свт. Василий Великий, 9, 391).
* * *
...Истинную любовь образует дар Духа, сочетавающий разлученных дальним расстоянием места и делающий друзей известными друг другу не по телесным чертам, но по душевным свойствам (свт. Василий Великий, 10, 245).
* * *
Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. Бог любы есть, и пребывали, в любви в Бозе пребывает (1Ин. 4, 16). В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего. В ком любовь, тот не боится, потому что любовь вон изгоняет страх (ср.: 1Ин. 4, 18). В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым, напротив того, сам для всех бывает отребьем, вся покрывает, вся терпит (ср.: 1Кор. 13, 7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не ходит лестию, сам не запинается и брату ноги не запинает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него. В ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий. Ибо Сам Благий Владыка наш сказал: о сем разумеют еси, яко Мои ученицы ее те, аще любите друг друга (ср.: Ин. 13, 34–35). В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе, ни о чем не говорит: «это мое», но все, что ни есть у него, предлагает всем в общее употребление. В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного диавола. В ком любовь, тот вся терпит, милосердствует, долготерпит (ср.: 1Кор. 13, 4–7). Посему блажен, кто приобрел любовь и с нею преселился к Богу; потому что Бог знает Своих и приимет его на лоно Свое. Делатель любви будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится. Из любви и Бог Слово снизшел на землю. Любовию отверст нам рай и всем показан вход в Небо. Любовию примирены с Богом мы, которые были Ему врагами. Поэтому справедливо говорим, что Бог любы есть, и пребывали в любви в Бозе пребывает (1Ин. 4, 16) (прп. Ефрем Сирин, 30, 7–9). Источник.
* * *
Злополучен и жалок, кто далек от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далек от Бога, лишен света и живет во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, тот враг Христу. Не лжив сказавший, что ненавидяй брата своего человекоубийца есть (ср.: 1Ин. 3, 15), и во тме ходит (1Ин. 2, 11), и удобно уловляется всяким грехом. В ком нет любви, тот скоро раздражается, скоро приходит в гнев, скоро распаляется ненавистью. В ком нет любви, тот радуется о неправде других, не состраждет к падающему, не простирает руки к лежащему, не подает совета низложенному, не поддерживает колеблющегося. В ком нет любви, тот ослеплен умом, тот друг диаволу, тот изобретатель всякого лукавства, тот заводчик ссор, тот друг злоречивых, собеседник наушников, советник обидчиков, наставник завистников, работник гордыни, сосуд высокомерия. Одним словом: кто не приобрел любви, тот орудие противника, блуждает по всякой стезе и не знает, что во тьме ходит (прп. Ефрем Сирин, 30, 9–10). Источник.
* * *
Человек христолюбивый – это неодолимая башня, а совершенный в любви – несокрушимая стена (прп. Ефрем Сирин, 30, 161 – 162). Источник.
* * *
...Любовь о Христе заключает в себе следующее: благость, скромность и ведение, а конец этому – Жизнь Вечная (прп. Ефрем Сирин, 30, 197). Источник.
* * *
<Любовь> – столп всех добродетелей, в ней нет печали смертной; она учит правде и мужеству, терпению и миру, она – дом Божий (прп. Ефрем Сирин, 30, 594).
* * *
...Храни любовь как зеницу ока; в ней свет и жизнь; храни ее, она – радость для всех приверженных к ней. Она – Божеское стяжание, она – ангельское достоинство (прп. Ефрем Сирин, 30, 594). Источник.
* * *
О безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она – божественная любовь – есть возглавление добродетелей; любовь – причина всех благ, любовь – соль добродетелей, любовь – конец закона... Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем... О блаженная любовь, подательница всех благ! (прп. Ефрем Сирин, 31, 353–354). Источник.
* * *
Блажен человек, который всем пренебрег и приобрел любовь. Мзда его возрастает с каждым днем; ему уготован венец, все Ангелы ублажают его. Владыка никогда не отлучается от него, потому что Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем (1Ин. 4, 16) (прп. Ефрем Сирин, 31, 355). Источник.
* * *
...Ничего... не будем предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем столько стараться, как о сем... Что пользы... если имеет кто все, но не имеет любви спасающей? Если кто сделает большой обед... и все приготовит богато, чтобы ни в чем не было у него недостатка, но нет у него соли, можно ли будет вкусить такого обеда? Без сомнения, невозможно... То же и здесь. Что пользы трудиться на ветер, если нет любви? А без нее всякое дело, всякий поступок нечисты. Приобрел ли кто девство, постится ли, пребывает ли во бдении, молится ли, дает ли приют бедным, думает ли приносить дар, или начатки, или плоды, строит ли церкви, другое ли что делает, без любви все это ни во что не вменится у Бога, потому что не благоугодно сие Господу (прп. Ефрем Сирин, 32, 6). Источник.
* * *
Кто приобрел... любовь, тот не подлежит уже страстям злобы и лукавства, но, живя чисто и непреткновенно, получит Небесное Царство (прп. Ефрем Сирин, 32, 290). Источник.
* * *
К облекшимся... в нелицемерную любовь никак не смеет <диавол> и приближаться, потому что видит в них Человеколюбца Бога, Виновника и Подателя любви... (прп. Ефрем Сирин, 32, 292).
* * *
Что соль для жертв твоих, то любовь для молитв твоих. Если пренебрежешь этим и не принесешь сих дополнений, то и жертва не будет принята, и молитва не будет услышана (прп. Ефрем Сирин, 33, 212). Источник.
* * *
У кого любовь не имеет чистоты, у того здравый смысл поддерживается только похвалою, как цветок – росой, а при неодобрении – блекнет, как трава от зноя, вянет от палящего дыхания хулы и теряет весь вкус и запах (прп. Ефрем Сирин, 34, 254). Источник.
* * *
Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь та, которая и увещевает, и вразумляет (прп. Ефрем Сирин, 34. 321).
* * *
Благоразумная супружеская любовь состоит в том, чтобы и любящий, и любимый взаимно вразумляли друг друга (прп. Ефрем Сирин, 34, 321). Источник.
* * *
...Неблагопотребна и чистая любовь, если возмущена ревностию (прп. Ефрем Сирин, 34, 336). Источник.
* * *
...В истинной любви не может существовать разделения на любезных и ненавистных (прп. Ефрем Сирин, 36, 12). Источник.
* * *
Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их (прп. Ефрем Сирин, 36, 94).
* * *
Мудрость... превозмогшая страх и перешедшая в любовь, делает нас Божиими друзьями и из рабов сынами (свт. Григорий Богослов, 13, 180–181). Источник.
* * *
...Любовь по Богу и целомудренна, и предметом имеет постоянное, и сама продолжительна (свт. Григорий Богослов, 15, 74). Источник.
* * *
Братья должны пребывать друг с другом в великой любви. Молятся ли они, или читают Писание, или занимаются какою работою – в основание да полагают любовь друг к другу: в таком случае произволение их может сподобиться Божия благоволения (прп. Макарий Египетский, 67, 18). Источник.
* * *
Многие из братий... имели дарования исцелений, откровение и пророчество; но поскольку не пришли еще в совершенную любовь, в которой соуз совершенства (Кол. 3, 14), то восстала в них брань и они, вознерадев, пали. Но кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати. Источник.
А кто... не дошел еще до того, чтоб стать узником любви, тот находится еще под страхом, ему угрожают брань и падение; и если не оградит он себя, то низлагает его сатана (прп. Макарий Египетский, 67, 200). Источник.
* * *
...Кто достиг любви, связан и упоен ею, тот погружен и отведен пленником в иной мир, как бы не чувствуя собственной своей природы (прп. Макарий Египетский, 67, 216). Источник.
* * *
Тем, которые, по духовному младенчеству, не могут вполне посвятить себя любви духовной, надлежит принять на себя служение братьям с благоговением, с верою и со страхом Божиим... (прп. Макарий Египетский, 67, 376). Источник.
* * *
...<Любовь> – глава добродетелей, от нее всякая вера и всякая надежда, от нее терпение в ожидании, и во всем благом непоколебимость, и приумножение всякого духовного дарования (свт. Григорий Нисский, 25, 306).
* * *
...Как имеющий человеческое естество владеет всеми свойствами естества, так и достигший совершенства любви с Первообразом совершенства имеет и все соединенные с ним виды добродетелей (свт. Григорий Нисский, 25, 308). Источник.
* * *
...Все... (совершенства), которые заключаются в понятии добродетели... произрастают от корня любви; так что имеющий ее и в прочих (добродетелях) не имеет недостатка (свт. Григорий Нисский, 25, 308). Источник.
* * *
Любовь не только деньги иждивает, но и самую привременную жизнь нашу приносит в жертву (авва Евагрий, 89, 572).
* * *
Любовь не умеет беречь запасы хлеба или денег (авва Евагрий, 89, 589).
* * *
Вера – начало любви; конец же любви – ведение Бога (авва Евагрий, 89, 608).
* * *
...Любовь есть глава, корень, источник и мать всех благ... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 494). Источник.
* * *
Когда есть любовь, то стяжавший ее не имеет недостатка ни в какой части любомудрия, но обладает всецелою, всесовершенною и полною добродетелью; равно как без нее он лишается всех благ (свт. Иоанн Златоуст, 44, 494). Источник.
* * *
...Любовь есть добродетель, зависящая и от человеческого усердия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 494). Источник.
* * *
Что может сравниться с тою <любовью>, которая заключает в себе пророков и весь закон и без которой ни вера, ни знание, ни ведение тайн, ни самое мученичество и ничто другое не может спасти того, кто достиг всего этого? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 494–495).
* * *
...Где есть любовь, там расстояние места нисколько не вредит, а где нет ее, там нет никакой пользы от близости мест (свт. Иоанн Златоуст, 44, 767). Источник.
* * *
<Любовь>, как корень, произращает бесчисленные ветви добродетелей; как источник, производит множество потоков; как мать, объемлет в лоне своем прибегающих к ней (свт. Иоанн Златоуст, 45, 519).
* * *
Любовь не делает зла ближнему; где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата (свт. Иоанн Златоуст, 45, 519). Источник.
* * *
Любовь и без мученичества делает учениками Христа, а мученичество без любви не могло бы сделать этого (свт. Иоанн Златоуст, 45, 652).
* * *
...Для получения Царства Небесного ничто не может сравниться с тем, как если мы окажемся любящими Христа так, как должно любить Его (свт. Иоанн Златоуст, 46, 68). Источник.
* * *
О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Любовь же относится не к чудесам, а к деятельности, потому что исполнение закона любы есть (ср.: Рим. 13, 10)... Сам Владыка изрек, что любовь отличает учеников Его. Итак, если ты имеешь любовь, то ты стал апостолом и даже первым из апостолов (свт. Иоанн Златоуст, 46, 68). Источник.
* * *
Кто любит нечистою любовью, тот имеет причину просить прощения; но кто любит такою (как я) любовью, тот должен красоваться ею, должен делать многих сообщниками этого расположения и в тысячах (людей) возбуждать подобную своей любовь (свт. Иоанн Златоуст, 46, 105). Источник.
* * *
Любовь усвояет себе общего всех Господа: такова уже любовь. В дому Бога моего (ср.: Пс. 134, 2). Любящий желает видеть не только самого любимого и не только дом его, но и преддверие; и не только преддверие дома, но и самую улицу и переулок, и если увидит хоть одежду или обувь друга, думает, что перед ним сам друг его (свт. Иоанн Златоуст, 46, 136). Источник.
* * *
Такова любовь: она нечто неусыпное и заботливое, любящие носят в уме не только любимых, но и все, что пообещают им дать, помнят тверже будущих получателей (свт. Иоанн Златоуст, 46, 286). Источник.
* * *
Любящий святую, благообразную, блестящую и прекрасную душу, хотя бы сам был мерзок и безобразен, хотя бы был самый мерзкий из всех людей, от постоянной любви к святым скоро сделается таким же, каков любимый им (свт. Иоанн Златоуст, 46, 310). Источник.
* * *
...Любовь <плотская> – вина, а <духовная> – похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта – радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой – великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей (свт. Иоанн Златоуст, 46, 310).
* * *
Если <духовная> любовь войдет в вашу душу и возжжет блестящий пламень, то, хотя бы она нашла в наших мыслях что-нибудь тернистое или каменистое, сухое и бесчувственное, она одно уничтожит, а другое размягчит и сделает нашу душу некоторою широкою и тучною пашнею, способною к принятию божественных семян (свт. Иоанн Златоуст, 46, 310).
* * *
Такова любовь по Боге: она не пресекается ничем человеческим, имея корни и воздаяния горе на Небесах (свт. Иоанн Златоуст, 46, 323).
* * *
Любящему свойственно не требовать отчета во грехах, но прощать беззакония и прегрешения (свт. Иоанн Златоуст, 46, 420).
* * *
Кто любит, тот не разбирает внешнего вида; любовь не смотрит на безобразие, потому она и называется любовию, что часто любит и безобразное (свт. Иоанн Златоуст, 46, 426).
* * *
Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 47, 781). Источник.
* * *
Любовь обыкновенно возбуждают в нас следующие три предмета: или телесная красота, или великое благодеяние, или любовь к нам другого (свт. Иоанн Златоуст, 48, 155).
* * *
...Как несогласие и раздор причиняют смерть и смерть преждевременную, так любовь и согласие производят мир и единодушие, а где мир и единодушие, там все в жизни безопасно и вполне надежно (свт. Иоанн Златоуст, 48, 427). Источник.
* * *
Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным (свт. Иоанн Златоуст, 48, 817). Источник.
* * *
Любовь представляет тебе ближнего как тебя самого, и научает тебя радоваться его благополучию, как твоему собственному, и чувствовать его несчастья, как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святаго Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира. Любовь делает общими для всех блага каждого... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 578).
* * *
...Как струны лиры, хотя многочисленные, но настроенные согласно, производят приятнейшие звуки, так и объединенные единодушием издают благозвучный глас любви (свт. Иоанн Златоуст, 49, 578–579). Источник.
* * *
Любящий желает не подчинять только, но и подчиняться и более радуется, подчиняясь, нежели начальствуя. Любящий желает лучше благодетельствовать, нежели получать благодеяния, потому что лучше желает иметь друга должником своим, нежели самому быть должным ему. Любящий желает благодетельствовать возлюбленному, но не хочет, чтобы видны были его благодеяния, желает быть первым в благодеяниях, но не хочет, чтобы он казался первым в благодеяниях (свт. Иоанн Златоуст, 49, 579).
* * *
...Если мы будем упражняться в любви и в прочем любомудрии, на ней основанном, то не будем иметь никакой нужды в чудотворениях, напротив, если не будем упражняться в любви, то не получим никакой пользы от чудотворений (свт. Иоанн Златоуст, 50, 487–488).
* * *
Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима, расторгнуть ее не может ничто: ни клеветы, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное (свт. Иоанн Златоуст, 50, 622).
* * *
Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою, а кто соединен... любовью <ради Христа>, никогда не оставит ее (свт. Иоанн Златоуст, 50, 622).
* * *
...Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами (свт. Иоанн Златоуст, 50, 799).
* * *
...Когда душа воспламенится огнем Божественным, то уже ни на что земное не обращает внимания: ни на молву, ни на стыд; одним только занята бывает – объявшим ее пламенем (свт. Иоанн Златоуст, 51, 219).
* * *
Великое благо – любовь. Она сильнее огня, восходит к самому небу, и нет препятствия, которое могло бы удержать ее сильное стремление (свт. Иоанн Златоуст, 52, 356).
* * *
...У любящих друг друга, когда любовь поет песнь свою, все страсти усмиряются и успокоиваются... (свт, Иоанн Златоуст, 52, 356). Источник.
* * *
...Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола (свт. Иоанн Златоуст, 52, 356).
* * *
Быть виновником любви – это великая мудрость. Уничтожь любовь – и разрушишь все, ниспровергнешь все (свт. Иоанн Златоуст, 52, 357). Источник.
* * *
Ничто так не приобретает нам любви других, как язык, исполненный благодарности, уста, готовые на похвалу, душа негорделивая, отсутствие тщеславия, презрение к почестям (свт. Иоанн Златоуст, 52, 357).
* * *
Любовь... заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например, в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися (свт. Иоанн Златоуст, 52, 557).
* * *
Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь (свт. Иоанн Златоуст, 52, 761). Источник.
* * *
...Любовь, угодная Богу, есть сильнейшее оружие против диавола (свт. Иоанн Златоуст, 52, 817–818).
* * *
Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения... Даже... язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия (свт. Иоанн Златоуст, 52, 995).
* * *
Подобно тому как душа без тела или, наоборот, тело без души не носит название человека, точно так же и любовь к Богу, если она не сопровождается любовью к ближнему, не есть любовь и, наоборот, любовь к ближнему, раз она не соединяется с любовью к Богу, не называется любовью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 995).
* * *
...Истинною любовью обладают те, которые православно мыслят об Отце, Сыне и Святом Духе и питают взаимную любовь друг ко другу. Любовь исповедует Отца, поклоняется Сыну и славословит. Духа Святаго; любовь не разделяет единства Троицы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 996).
* * *
О, любовь! Сожительница Ангелов, совоспитанница отцов, сослужительница пророков, сподвижница мучеников, сопричастница апостолов, союз Церкви! Любовь не знает войны, не имеет врагов, водворяет мир; любовь укрощает жаждущий крови гнев, делает достойными уважения одаренных разумом людей; любовь, не вмещающаяся в мире, обитает в смиренном сердце; любовь, сладчайшая меда и молока, доставляет сладость не только устам, но изливает ее и в глубину сердца; любовь соединяет всех, ею утверждается земное и умножается небесное... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 996).
* * *
...Любовь делает совершенными, ублажает и увенчивает мучеников; любовь смотрит на ближнего как на самое себя и считает свою собственность принадлежащей всем; любовь считает как бы собственной нужду ближнего; любовь уготовляет общую трапезу всем, как бедному, так и богатому, мудрому и неразумному; любовь исполняет сладостью претерпевающую огорчения душу, врачует страждущую, оживляет смиренную; любовь распространяет неугасимый свет девства и с усердием ищет своих; любовь отверзает врата Царства Небесного и вводит в него венценосное девство, а равно не препятствует войти в него тем, кто проводит жизнь в честном браке; любовь любит милостыню и уготовляет блистающие золотом венцы творящим ее; любовь не знает гордости и прославляет смиренных; любовь избегает злословия и находит удовольствие в благословении; любовь внушает согласие мужам и женам, пребывающим в супружестве, и не желает, чтобы они когда-либо разлучались друг от друга; любовь побуждает отцов любить детей, а детей – служить родителям, как господам своим; любовь убеждает господ быть милостивыми по отношению к слугам и увещевает слуг смиренно служить господам; любовь исключает страх и вселяет в сердце дерзновение к Богу, как сказано: совершенна любы вон изгоняет страх (1Ин. 4, 18); любовь сплела нам этот венец отцов и утвердила в нас сладостный и плодоносный корень надежды; любовь вводит стадо в ограду Церкви и питает его неувядающей роскошью рая; любовь сделала единым и внимательным слух всех нас и расширила речь нашу; любовь воспитывает тело, воспламеняет дух, убеляет душу; любовь делает достойными уважения труды подвижников и отверзает им радостное лоно Сына (свт. Иоанн Златоуст, 52, 996–997).
* * *
Зная, что ни нищета, ни мучение и ничто другое не может спасти нас, если мы не имеем высокой любви, будем приобретать ее прежде всего, чтобы чрез нее нам получить и другие блага, настоящие и будущие... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 251).
* * *
Если бы все любили и были любимы, то никто никого не обижал бы, не было бы убийств, ни ссор, ни браней, ни возмущений, ни грабительств, ни любостяжания, никакого зла, и самое имя порока было бы неизвестно (свт. Иоанн Златоуст, 53, 323). Источник.
* * *
В любви вот что удивительно; к другим добродетелям примешивается зло, например, нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия; смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести, а любовь свободна от всякой подобной заразы, никто никогда не станет превозноситься пред любимым (свт. Иоанн Златоуст, 53, 323–324). Источник.
* * *
<Любовь> крепче стены, она тверже адаманта, и, если бы ты указал на другое еще более крепкое вещество, твердость любви превзойдет все (свт. Иоанн Златоуст, 53, 324).
* * *
Скорее трава может перенести силу огня, нежели диавол – пламень любви (свт. Иоанн Златоуст, 53, 324).
* * *
<Любовь> не побеждает ни богатство, ни бедность; ...не было бы ни бедности, ни излишнего богатства, если бы была любовь, а было бы только добро, проистекающее из того и другого (свт. Иоанн Златоуст, 53, 324–325).
* * *
Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 325). Источник.
* * *
...Любовь... кроме пользы, доставляет еще великое удовольствие, а труда никакого и, как добрая пчела, собирая добро отовсюду, слагает его в душе любящего (свт. Иоанн Златоуст, 53, 325). Источник.
* * *
...Кто питает к другому любовь, согласится лучше потерпеть тысячи бедствий, нежели видеть, чтобы любимый им потерпел вред (свт. Иоанн Златоуст, 53, 326). Источник.
* * *
Как при золотой одежде и обуви нам нужно бывает и некоторое другое одеяние, чтобы узнать царя, а когда мы видим порфиру и диадему, то не требуем никакого другого знака царского достоинства, – так точно и здесь. Когда есть диадема любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных (свт. Иоанн Златоуст, 53, 328).
* * *
...Без любви нет большой пользы ни от веры, ни от знания, ни от пророчества, ни от дара языков, ни от дара исцелений, ни от других даров, ни даже от совершенной жизни и мученичества... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 329). Источник.
* * *
Тот только любит, кто любимому желает полезного, а кто не ищет добра, тот, хотя бы тысячу раз говорил, что любит, враждебнее всех врагов (свт. Иоанн Златоуст, 53, 332).
* * *
Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельных лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви (свт. Иоанн Златоуст, 53, 333).
* * *
Для любящих прискорбно не то, что за оскорбление любимого они терпят какое-нибудь зло, но прежде всего самое оскорбление любимого (свт. Иоанн Златоуст, 53, 577).
* * *
Как теплота расширяет (предметы), так и любви свойственно расширять (сердце), потому что она есть такая добродетель, которая и горяча, и разгорячает (свт. Иоанн Златоуст, 53, 591). Источник.
* * *
...Любовь спасла вселенную, она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с Небом, она сделала людей ангелами (свт. Иоанн Златоуст, 53, 724).
* * *
Как огонь, поднесенный к воску, легко размягчает его, точно так же и теплота любви сильнее огня разрушает всякую гордость и надменность (свт. Иоанн Златоуст, 53, 802).
* * *
...Ничто так не делает нас любвеобильными, как жизнь по духу, и ничто так не убеждает духа обитать в нас, как сила любви (свт. Иоанн Златоуст, 53, 803).
* * *
Ни в каком слове невозможно по достоинству прославить любовь, эту небесную лестницу. Любовь сопрестольна Отцу, любовь сочетает земное с небесным; для достойной похвалы ее недостанет языка, ни находчивости ума; само же дело показывает, что любовь – начальница лучшей жизни. Она облекает творение Божие совершенным благолепием, она – воспитательница многих в единении, устроительница сонмов человеческих в виде Ангелов и людей, наподобие единой и святой красоты. Будучи единым образом, <любовь> дает образ всей разумной твари для уподобления Богу; Он (Бог) почивает не в чуждых Его, но в имеющих родиться от Него и соединенных (с Ним) (свт. Иоанн Златоуст, 53, 819).
* * *
О любовь, предводительница блаженного мира! Она изгоняет от людей враждебного демона; из-за нее, при мире людей, стенает диавол; Ангелы же тогда радуются, видя среди людей образ их собственного мира; мы приветливы друг к другу, для брата выше всякой радости, что он видит брата (свт. Иоанн Златоуст, 53, 820).
* * *
...Как красивы растения, насажденные по порядку, или хорошо построенное войско, когда оно выступает чинно и красивыми рядами! Это доставляет удовольствие, но приятнее и усладительнее всего благолепие взаимно соединившихся в любви, наподобие естественного союза, в очах Божиих оно важно и ценно (свт. Иоанн Златоуст, 53, 820).
* * *
Если, по слову Господа, бывает радость на небе об одном кающемся грешнике, то намного больше о... множестве спасающихся. Уже отсюда открывается радость будущего века, для диавола печаль, демонов рассеяние, когда мы составляем взаимные хоры, чтобы в единодушном и единомысленном славословии Бога подражать всестройному и славному Херувимскому пению (свт. Иоанн Златоуст, 53, 820). Источник.
* * *
Через любовь возрастает стадо Христово; любовь смиряет дух кровожадный, притупляет вражеское оружие, забывает всех врагов и вводит в мир мирную жизнь Христову... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 820). Источник.
* * *
...Любовь указывает тебе на ближнего твоего, как бы на тебя самого, и переносит грехи (других), будто свои собственные (свт. Иоанн Златоуст, 53, 820).
* * *
Насколько несокрушима стена, укрепленная связями из огромных камней и защищающая от вражеских приступов, настолько несокрушим союз святых, гармонированный узами любви и отражающий искушения диавола (свт. Иоанн Златоуст, 53, 820). Источник.
* * *
Всюду вражду прекращайте и любовь насаждайте. Любовь друг к другу пусть будет у вас долгом, никогда не исполнимым (свт. Иоанн Златоуст, 53, 821). Источник.
* * *
Как ежедневно мы требуем себе пищи и минувшим насыщением не освобождаемся от ежедневного требования ее, но, вынуждаясь своею природою, отбываем это как бы долг, так и в любви будем блюсти тот же самый образ: не насытится око зрети, ни исполнится ухо слышания (Еккл. 1, 8). Приятен свет для глаз, и ничей глаз не утомляется зрением, ничьи уши слышанием, так неленостно нам нужно совершать и желанное дело любви, и никогда не насыщаться (свт. Иоанн Златоуст, 53, 821). Источник.
* * *
Если, сказано, ты любишь любящего, какая польза? Это и язычники делают (см.: Мф. 5, 46–47). Но что служит признаком истинной любви? Любовь к ненавидящему (свт. Иоанн Златоуст, 54, 62).
* * *
(Апостол) хочет соединить всех нас узами любви... Это прекрасные узы: этими узами мы соединяемся и между собой, и с Богом. Эти узы не обременяют и не стесняют связанных ими рук, напротив, дают им большую свободу, открывают им большее пространство для деятельности и делают узников веселее, чем бывают не связанные (свт. Иоанн Златоуст, 54, 86–87). Источник.
* * *
Что разрушает... союз <любви>? Сребролюбие, властолюбие, честолюбие и многое другое ослабляет и разделяет членов этого союза (свт. Иоанн Златоуст, 54, 87).
* * *
Ничто столько не противодействует любви, как грех, – я разумею не только любовь к Богу, но и к ближнему (свт. Иоанн Златоуст, 54, 87).
* * *
...Охлаждение любви – следствие умножения беззакония. Оно ведет к себялюбию, оно разрывает и рассекает тело, ослабляет и разрушает его (свт. Иоанн Златоуст, 54, 87–88). Источник.
* * *
Будь привержен к любви, потому что через нее ты спасен, через нее соделался сыном (Божиим)... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 144).
* * *
Нет больше доказательств любви, как не презирать заблуждающихся братьев (свт. Иоанн Златоуст, 54, 155).
* * *
Никакой нет пользы от любви без веры, или, лучше сказать, без веры любовь вовсе и существовать не может (свт. Иоанн Златоуст, 54, 216).
* * *
Как в пещи Вавилонской, при столь сильном пламени, для трех блаженных отроков была роса, так и любовь, объявшая душу любящего и угождающего Богу, погашает всякий пламень и производит чудесную росу (свт. Иоанн Златоуст, 54, 228).
* * *
...Любовь духовная выше всякой другой любви, она, точно какая-то царица, владычествует над своими, и потому блистательнее (их) одета; ничто земное не рождает ее, как ту: ни привычка, ни благодеяние, ни природа, ни время – она нисходит свыше, с небес (свт. Иоанн Златоуст, 54, 360).
* * *
Все, что бы ты ни назвал благом, без любви не имеет никакой цены – скоро исчезает (свт, Иоанн Златоуст, 54, 423).
* * *
...Где сила души будет ограждена оружием любви, там напрасны и суетны все покушения злоумышляющих (свт. Иоанн Златоуст, 54, 550). Источник.
* * *
Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви (свт. Иоанн Златоуст, 54, 511). Источник.
* * *
...Когда есть здоровье, тогда немного нужно заботы <о врачевании>; и когда есть любовь, немного нужно заповедей (свт. Иоанн Златоуст, 54, 629).
* * *
...Когда <душа> уклонится от любви, тогда овладевает ею желание спорить и помрачается ее умственный взор (свт. Иоанн Златоуст, 54, 630).
* * *
...Человек, не знающий любви, не может, поистине не может иметь благородных и великодушных чувствований. Основание всего доброго есть не что иное, как любовь (свт. Иоанн Златоуст, 54, 807). Источник.
* * *
...Жар любви, если разгорится в ком-нибудь, то очищает и истребляет все вредное для божественного семени, и делает землю чистою для принятия этого семени (свт. Иоанн Златоуст, 54, 807). Источник.
* * *
От любви <в семье> происходит постоянное целомудрие, от любви уничтожается всякий раздор; если муж будет язычник, то он скоро уверует, если христианин, то будет лучше (свт. Иоанн Златоуст, 54, 862).
* * *
О, несравнимая сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви – ни на Небе, ни на земле (свт. Иоанн Златоуст, 54, 984).
* * *
...Любовь есть глава всех добродетелей, соль добродетелей, любовь – исполнение закона, любовь – верное спасение (свт. Иоанн Златоуст, 54, 984).
* * *
<Любовь> Сына Божия низвела с небес к нам на землю. По любви Бестелесный воплощается, Безначальный начинается, Сын Божий делается Сыном Человеческим; любовью устрояется все дело спасения: упразднена смерть, низложен диавол, Адам возвращен в рай, Ева стала свободной; любовь соединила Ангелов и людей в едино стадо, любовь разрешила клятву, отверзла рай, прояснила жизнь, обещала Царство Небесное (свт. Иоанн Златоуст, 54, 984–985).
* * *
Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то что мы совершенно бесполезны для любящих (свт. Иоанн Златоуст, 55, 24).
* * *
...Вы удивляетесь и изумляетесь, слыша, что вам можно иметь дар гораздо больший дара воскрешать мертвых, давать зрение слепым и совершать то, что было при апостолах; быть может, вы даже считаете это неправдоподобным. Какой же это дар? – Любовь (свт. Иоанн Златоуст, 55, 36). Источник.
* * *
...Без любви, хотя бы совершали знамения больше самих апостолов, хотя бы подвергали себя бесчисленным опасностям за веру, нам не будет никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст, 55, 38).
* * *
Нет ничего властительнее любви, ничего выше ее; она парит выше всех (демонских) стрел, выше сетей диавола, все высматривает с вершины небес; и как порывистый ветер... устраняет докучливую пыль, так и сила любви обычно отстраняет натиск всех страстей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 473). Источник.
* * *
Тот, кто, будучи любим тобою, любит взаимно, воздает уже тебе награду; тот же, кто, будучи любим, не любит тебя, делает вместо себя твоим должником Бога (свт. Иоанн Златоуст, 55, 473).
* * *
...Велика сила любви; она побеждает и осиливает меня; против всего могу я устоять, кроме любви (свт. Иоанн Златоуст, 55, 477).
* * *
...Любовь изменяет природу вещей и является на помощь со всеми благами в руках, приветливее всякой матери, богаче всякой царицы, и трудное делает легким и удобным, представляя нам добродетель привлекательной, а порок крайне противным (свт. Иоанн Златоуст, 55, 482). Источник.
* * *
Подумай, какое великое благо любовь сама по себе, какую доставляет она радость, какую благодать сообщает душе (свт. Иоанн Златоуст, 55, 482).
* * *
...Любовь никаким временем не будет прервана, ибо не только в настоящем мире с пользою действует в нас, но и в будущем, по отложении дебелости телесной, она будет пребывать гораздо действеннее и превосходнее, никаким недостатком не будет ослабляема, но при постоянной чистоте пламеннее и искреннее будет прилепляться к Богу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 175).
* * *
...Нельзя найти ничего драгоценнее, ничего совершеннее, ничего выше и ничего... долговечнее любви. Ибо, аще же пророчествия упразднятся, аще ли язы́цы умолкнут, аще разум испразднится, но любы николиже отпадает (ср.: 1Кор. 13, 8); без нее не только все превосходнейшие роды дарований, но и слава самого мученичества – ничто (прп. авва Херемон, 56, 379).
* * *
Всего возлюбленнее Богу любовь, из любви и Человеком соделался, и послушлив был даже до смерти. Посему и удостоившимися первого призвания в ученики Его были два брата. Так Всепремудрый Спаситель самым началом уже показал, что всех учеников Своих угодно Ему привести в братский союз, посему ничто да не будет для нас предпочтительнее любви, которая все связует и сохраняет в полезном единомыслии (прп. Исидор Пелусиот, 60, 6–7).
* * *
...Любовь есть исполнение закона и превосходнее веры и надежды (свт. Кирилл Александрийский, 65, 48). Источник.
* * *
Если твердое имеешь основание в любви, то ей паче внимай, нежели тому, что оскорбляет тебя (прп. Нил Синайский, 72, 252).
* * *
...Любовь порождается смиренномудрием и благоговением... (прп. Нил Синайский, 72, 330). Источник.
* * *
Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за нее презирается любовь к Богу (прп. Нил Синайский, 90, 275).
* * *
Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога, потому что Бог есть любовь (прп. Нил Синайский, 90, 290).
* * *
Стяжавший утробы щедрот – любовь и сострадание – прежде себя самого радует и пользует, а потом и ближнего... (прп. Зосима, 91, 114). Источник.
* * *
Знак нелицемерной любви есть прощение обид. Ибо так и Господь возлюбил сей мир (прп. Марк Подвижник, 69, 32). Источник.
* * *
...Любовь укрепляется не только произвольными трудами, но и случающимися скорбями... (прп. Марк Подвижник, 89, 517). Источник.
* * *
...Любовь, хотя по порядку последняя есть из добродетелей, но по достоинству она первая из них всех, и позади себя оставляет все прежде ее родившиеся (прп. Марк Подвижник, 89, 541).
* * *
Предел любви – умножение дружеского расположения к тем, которые оскорбляют и поносят (блж. Диадох, 91, 7).
* * *
Никто не может искренно любить или веровать иначе, как если он не имеет себя самого осудителем себя (блж. Диадох, 91, 18). Источник.
* * *
Есть любовь в душе естественная, и есть от Святаго Духа в нее изливаемая. Та, если захотим, приходит в соразмерное движение и от нашей воли, поэтому удобно расхищается злыми духами, коль скоро перестаем в усиленном напряжении держать свое произволение. А эта так пламенит душу любовью к Богу, что все части души прилепляются к неизреченной сладости Божественного возлюбления в безмерной некоей простоте расположения, ибо тогда ум, как бы чреват бывая от духовного (благодатного) действа (энергии), источает обильный некий поток любви и радования (блж. Диадох, 91, 25). Источник.
* * *
...Необходимо нам пока нуждением насильственным заставлять себя совершать дела любви, чтобы таким образом достигнуть вкушения ее и полным чувством с удостоверительным удовлетворением; в совершенстве же никто из сущих во плоти сей не может стяжать ее, кроме тех святых, кои дошли до мученичества и совершенного исповедания, – чего достигший совершенно изменяется и даже к пище неохотно приступает; ибо у питаемого Божественною любовью какое еще может быть похотение благ мира сего? (блж. Диадох, 91, 64–65). Источник.
* * *
...Кто держит... Бога в богатстве любви, тот в то время бывает гораздо больше своей веры, как сущий весь в любви (блж. Диадох, 91, 66). Источник.
* * *
Любовь самую душу через добродетели сочетавает с Богом, умным чувством постигая Невидимого (блж. Диадох, 91, 81). Источник.
* * *
...Выполнять обязанность любви, доставляя успокоение телесное, есть дело людей мирских, а если и монахов, то недостаточных, не пребывающих в безмолвии, или таких, у которых безмолвие соединено с единодушным общежитием, которые непрестанно и входят, и выходят (прп. Исаак Сирин, 58, 62).
* * *
Любовь есть порождение ведения истины, которое... дается всем вообще (прп. Исаак Сирин, 58, 83). Источник.
* * *
...Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания (прп. Исаак Сирин, 58, 83). Источник.
* * *
...Любовь <в будущем веке> силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой (прп. Исаак Сирин, 58, 83).
* * *
...<Любовь> есть совершенство людей в сей их жизни (прп. Исаак Сирин, 58, 112).
* * *
...Любовь, которая имеет виновником Бога, есть то же, что бьющий из земли источник; потоки ее никогда не пресекаются (потому что один Бог есть источник любви), и питающее сию любовь не оскудевает (прп. Исаак Сирин, 58, 142). Источник.
* * *
Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих (прп. Исаак Сирин, 58, 165). Источник.
* * *
Любовь сладостнее жизни; и разумение по Богу, от которого рождается любовь, еще сладостнее, паче меда и сота (прп. Исаак Сирин, 58, 165). Источник.
* * *
Любовь есть плод молитвы; и от созерцания своего возводит ум к ненасытному ее вожделению... (прп. Исаак Сирин, 58, 187–188). Источник.
* * *
В самоотвержении души обретается... любовь Божия (прп. Исаак Сирин, 58, 188). Источник.
* * *
Когда приобретает кто любовь, облекается в Самого Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 211). Источник.
* * *
Когда ум станет в области любви, тогда действует благодать, ум приемлет духовное созерцание и делается зрителем сокровенного (прп. Исаак Сирин, 58, 270). Источник.
* * *
Любовь есть вместилище духовного, и водворяется в чистоте души (прп. Исаак Сирин, 58, 270). Источник.
* * *
Люби грешников, но ненавидь дела их и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они (прп. Исаак Сирин, 58, 303). Источник.
* * *
Пока не приобретем любви, делание наше на земле терний; и хотя сеяние наше бывает сеянием правды, и сеем и пожинаем мы среди терний, и ежечасно уязвляемся ими, и, что ни делали бы к своему оправданию, живем в поте лица. А когда обретем любовь, тогда станем питаться Небесным Хлебом и укрепляться в силах без работы и труда (прп. Исаак Сирин, 58, 391). Источник.
* * *
Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным... (прп. Исаак Сирин, 58, 391). Источник.
* * *
...Когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святый (прп. Исаак Сирин, 58, 392). Источник.
* * *
Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви... Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань (прп. Исаак Сирин, 58, 392). Источник.
* * *
...Закон любви понуждает и на то простираться, что выше силы (прп. Иоанн Лествичник, 57, 18).
* * *
Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает (прп. Иоанн Лествичник, 57, 131).
* * *
...С любовью <иногда сплетается> блуд... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 185).
* * *
...Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая (прп. Иоанн Лествичник, 57, 187). Источник.
* * *
...Ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении (прп. Иоанн Лествичник, 57, 192–193). Источник.
* * *
...Мы никогда не перестанем преуспевать <в любви>, ни в настоящем веке, ни в будущем, светом всегда приемля новый свет разумений (прп. Иоанн Лествичник, 57, 203).
* * *
Любовь воина к царю показывается во время брани: а любовь монаха к Богу открывается во время молитвы и предстояния на оной (прп. Иоанн Лествичник, 57, 238). Источник.
* * *
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему она есть упоение души; а по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 246).
* * *
Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 246). Источник.
* * *
Любовь есть Бог (см.: 1Ин. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской (прп. Иоанн Лествичник, 57, 246).
* * *
По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою (прп. Иоанн Лествичник, 57, 247). Источник.
* * *
Достигшие сей равноангельской степени <соединения с любовью> часто забывают телесную пищу; думаю же, что они очень часто и не желают оной (прп. Иоанн Лествичник, 57, 248).
* * *
...<Любовь>, как бы с неба явившись мне и как бы на ухо души моей беседуя, говорила: сей доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она (прп. Иоанн Лествичник, 57, 250).
* * *
Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, , тем более распаляет жаждущего (прп. Иоанн Лествичник, 57, 250). Источник.
* * *
Нелицемерной любви свойственно слово истинное, от совести благия (1Тим. 1, 5) (авва Фалассий, 91, 290).
* * *
Стяжавший любовь невозмущенно переносит все печальное и прискорбное, что причиняют ему враги (авва Фалассий, 91, 290).
* * *
Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви (авва Фалассий, 91, 290).
* * *
Истинную любовь стяжал тот, кто ни подозрений, ни слова не допускает против ближнего (авва Фалассий, 91, 290).
* * *
Любовь и воздержание очищают душу, ум же (дух) осиявает чистая молитва (авва Фалассий, 91, 291).
* * *
Любящий Иисуса избавится от зла, и последующий Ему узрит свет истинный (авва Фалассий, 91, 293).
* * *
Подвизайся полюбить одинаково всякого человека и зараз отгонишь все страсти (авва Фалассий, 91, 299).
* * *
Очищение души есть освобождение ее от страстей, освобождение же от страстей рождает любовь к Богу (авва Фалассий, 91, 301).
* * *
Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога (прп. Максим Исповедник, 91, 164). Источник.
* * *
Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением (прп. Максим Исповедник, 91, 166).
* * *
Как воспоминание об огне не согревает тела, так вера без любви не производит в душе света ведения (прп. Максим Исповедник, 91, 167).
* * *
Изнуряй плоть свою гладом и бдением и неленостно упражняйся в псалмопении и молитве – и освящение целомудрия снидет на тебя, нося с собою любовь (прп. Максим Исповедник, 91, 168).
* * *
Дело любви составляют: усердное благодетельство ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами (прп. Максим Исповедник, 91, 168).
* * *
Не растлевай плоти твоей срамными делами, не оскверняй души помыслами злыми – и мир Божий снидет на тебя, принося с собою любовь (прп. Максим Исповедник, 91, 168).
* * *
...Ни во что вменяющий славу и бесславие, богатство и убожество, утехи и горести не достиг еще совершенной любви. Совершенная любовь не только сие все ни во что вменяет, но и самую временную жизнь и смерть (прп. Максим Исповедник, 91, 172).
* * *
Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам, но всегда смотря на оное, всех человеков равно любит: добрых любит как друзей, а недобрых, как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдал за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями, но если и невозможно, она все же не отступает от своего расположения к ним, всегда равно являя плоды любви всем человекам (прп. Максим Исповедник, 91, 172).
* * *
Кто не вменяет ни во что честолюбия и сластолюбия, и их возращающего, и ради их порождающегося сребролюбия, тот не может отсечь причин гневного раздражения: а не отсекающий их не может достигнуть совершенной любви (прп. Максим Исповедник, 91, 173).
* * *
Если одних ненавидишь, а других – не любишь, не ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно, то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека (прп. Максим Исповедник, 91, 178–179).
* * *
Не неради о заповеди любви, ибо чрез нее будешь ты сыном Божиим, а преступая ее, окажешься сыном геенны (прп. Максим Исповедник, 91, 216).
* * *
От того бывает, что любовь созидает, что она не завидует, и не огорчается на завидующих, и не разглашает о себе всенародно того, что достойно завидования; (она) не почитает себя уже достигшею совершения (см.: Флп. 3, 12), и чего не знает, о том не стыдится признавать свое неведение. Таким образом она предохраняет ум от кичения и всегда располагает его преуспевать в познании (прп. Максим Исповедник, 91, 222).
* * *
Обыкновенно за познанием следует самомнение и зависть, особенно вначале... Имеющему ведение нужно приобрести и любовь, дабы она сохраняла ум во всем невредимым (прп. Максим Исповедник, 91, 222).
* * *
Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых... (прп. Максим Исповедник, 91, 228).
* * *
...Верные блюстители заповедей и истинные таинники судеб Божиих не оставляют друзей, по Божию попущению искушаемых... (прп. Максим Исповедник, 91, 228).
* * *
Не неради о любви и воздержании, ибо они, очищая страстную часть души, устрояют тебе путь к ведению удобным (прп. Максим Исповедник, 91, 245).
* * *
Конец всех благ есть любовь, так как она всех ходящих в ней ведет, приводит и приближает к верховнейшему из благ – Богу, Виновнику всякого блага, как всегда верная, никогда не отпадающая и всегда неизменною пребывающая. Вера есть основание за нею следующих надежды и любви, как твердо устанавливающая истину. Надежда есть крепость – стоящих по краям ее, справа и слева – любви и веры, как само собою обеим им показующая верность (веруемого) и достолюбезность (любимого), и путь к тому творить собою научающая. Любовь есть исполнение их, как вся все последнее желательное объемлющая, и упокоение в нем подающая, вместо веры в то, что есть, и надежды того, что будет, вводя собою (и в себе) обладание сим, как настоящим и вкушение того, как присущего (прп. Максим Исповедник, 91, 251–252).
* * *
...Любовь соделывает <ум>... неудобоотторжимым... от родственного сочетания с Божественным, даже и во время самой брани, прилепляя всю силу его расположения к вожделению Божественного (прп. Максим Исповедник, 91, 268).
* * *
...Любовь делает мертвым (или бездейственным) для боголюбивого ума приражение врагов, совершенно обессиливая его вожделенным устремлением к Богу (прп. Максим Исповедник, 91, 268).
* * *
Храните между собою любовь в союзе мира и имейте Господа, яко одесную вас сущего... (прп. Феодор Студит, 92, 98).
* * *
Добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнего (прп. Феодор Студит, 92, 531).
* * *
Восподвизаемся же, возлюбленные, о том, чтобы питать и возжигать в себе обильнейший огонь Божественный, т.е. любовь Божию посредством заповедей Христовых; ибо посредством их возгорается в нас Божественный огонь и посредством же их обыкновенно увеличивается он (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 3).
* * *
Мы имеем святую и нераздельную троицу добродетелей: веру, надежду и любовь, и последняя – первая есть и большая всех, как предел доброт (нравственных). Ею удомостроительствована вера наша, на ней основана надежда, и без нее ничто из сущего не происходило и никогда не произойдет. У этой любви много имен, и дел много, и признаков ее преобильно, и свойств премногое множество. Но существо ее одно и для всех совершенно непостижимо, и для Ангелов, и для людей, и для всякой другой твари, нам, может быть, еще неведомой. Она неизъяснима словом, неприступна в славе, неисследима в советах. Она и вечна, ибо безвременна. И незрима она, ибо умопредставляется, но не постигается. Много красот у нее, нерукотворенного и святого Сиона, которые, как только начнет кто узревать, престает уже утешаться привлекательными видимостями мира и любить славу его (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 5).
* * *
О, любовь превожделенная! Блажен, кто возлюбил тебя, потому что такой не восхочет уже полюбить страстно никакой красоты человеческой. Блажен, кто соплелся с тобою Божественным вожделением, потому что такой отречется от всего мира и, со всяким сближаясь человеком, не осквернится. Блажен, кто пленился красотами твоими и насладился ими полным желанием, потому что такой освятится в душе пречистою кровию и водою, кои сочатся и каплют из тебя. Блажен, кто облобызал тебя всем сердцем, потому что такой изменится добрым изменением в духе своем и возрадуется душою своею, так как ты сама – неизреченная радость. Блажен, кто стяжал тебя, потому что такой не будет уже во что-либо ставить все сокровища мира, так как ты сама – воистину богатство, никогда не оскудевающее. Блажен и треблажен тот, кому подала ты десницу свою, потому что такой, при всем видимом бесславии, будет славнее всех славных и честнее всех чтимых. Похвален, кто тебя ищет, прехвальнее, кто тебя обретет, но блаженнее всех тот, кто возлюблен будет тобою, кого посадишь ты одесную себя, кто научен будет тобою, кто обитать будет в тебе, кто напитан будет от тебя бессмертною пищею, т. е. Господом нашим Иисусом Христом (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 5–6).
* * *
О, святая любовь!.. Кто не возлюбил тебя, как должно, и кто не возлюблен тобою, как подобает, тот, может быть, и течет, но еще не постиг. О том, кто течет, сомнительно еще, постигнет ли, прежде чем кончится течение. Но кто тебя постиг, или кого ты постигла, о том не может быть никакого сомнения, успех его верен. Ибо ты – конец закона, ты, объемлющая меня, согревающая меня и воспламеняющая сердце мое к безмерному возлюблению Бога и братий моих (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 7). Источник.
* * *
...Все труды и подвиги, которые начала и конца своего не имеют в любви с духом сокрушенным, тщетны и бесполезны (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 8).
* * *
Знаю я человека, который употреблял многие способы и разные приемы, чтобы узнать, что делают жившие с ним, но делал это не для того, чтобы вред им какой причинить, но для того, чтобы потом поспособствовать им оставить худые дела свои и злые помыслы, привлечь к себе кого словом, кого каким-либо подарком, кого другим каким образом; и иногда плакал то об одном, то о другом, иногда бил себя в лицо и в грудь за спасение кого-либо, иногда сам принимал лицо согрешившего словом или делом и, воображая себя самого согрешившим грехом брата, исповедал грех сей Богу и молил о прощении, обильные проливая слезы. Знал и другого, который так много радовался о подвизающихся, исправляющих всякую добродетель и преуспевающих в добре, как бы уверен был, что получит воздаяние за их добродетели и подвиги, паче их самих подвизающихся; и опять о тех, кои согрешили словом или делом и оставались в грехе, так сильно скорбел и сокрушался, как бы не сомневался, что он один имеет дать ответ за всех их и быть вверженным во ад. Знаю я и такого, который так сильно желал спасения братий своих, что много раз с теплыми слезами умолял Бога, чтобы или и они спасены были, или и он вместе с ними предан был мукам. Движимый богоподражательной теплою любовью, он никаким образом не хотел спастись один без братий своих. Ибо так соединился с ними духовно, союзом святой любви, в Духе Святом, что и в Царство Небесное не желал внити, отделяясь от них. О, единение святое! О, союз святой! О, неизъяснимая сила души любомудренной или, лучше сказать, Богоносной, совершенной в любви к Богу и ближнему! Кто не достиг еще в меру такой любви и не видит в душе своей никаких признаков оной, тот еще поземному и на земле живет или, лучше сказать, такой еще под землею кроется, как крот: ибо подобно этому кроту и он слеп, и только слухом слышит тех, кои говорят поверх земли (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 10–11).
* * *
...Поскольку вера сочетна с надеждою, а надежда сопутствует любви, то явно, что кто не имеет любви, не имеет надежды, а кто не имеет надежды, не имеет и веры, – т. е. кто не имеет веры, тот и не надеется, а кто не надеется и не любит (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 112). Источник.
* * *
Если б мы сподобились стяжать истинную любовь, то познали бы и Бога, и ради любви ко Христу предпочитали бы не только быть бесчестимыми, но и наказуемыми, и онеоправдываемыми, и оскорбляемыми, и всякое искушение и тесноту претерпевали бы с охотою (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 233). Источник.
* * *
...Кто испадает от Моей любви и дружбы, тому невозможно уже жить. Тотчас обнажается он от всех благ и предается в рабы врагам Моим и его, которые, как только примут его, устремляются на него с крайним неистовством и зверством по причине прежней любви его ко Мне (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 501). Источник.
* * *
Святая любовь, проникал всех от первых до последних, от головы до ног, всех с собою сочетавает, сцепляет, связывает и единит, и делает их крепкими и непоколебимыми. Будучи познаваема, она открывается каждому из них одною и тою же. Она есть Бог, с Коим и последние бывают первыми, и первые, как последние (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 559–560).
* * *
Любовь... есть Божественный Дух (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 27).
* * *
...<Любовь> есть... всесовершающий и просвещающий Свет... Однако же этот Свет не от мира, ни вообще что-либо из мира и не тварь, так как Он несозданный и пребывает вне всех тварей, как нетварный среди тварных вещей (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 27).
* * *
...Подлинно <любовь> есть всякая радость и того, кто приобрел ее, исполняет радости и веселия, изводя его чувством вне мира... (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 27).
* * *
...Иметь любовь выше, нежели говорить языками ангельскими и всеми человеческими, иметь всю веру, так что и горы переставлять, обладать всяким ведением и знать глубину таинств, расточить все богатство и самому сделаться нищим и даже тело предать за Христа на сожжение (см.: 1Кор. 13, 1–3). Любовь настолько выше всего этого, что без нее ни одна из этих добродетелей, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 28–29).
* * *
Будучи вне всех тварей, но в то же время и со всеми, <любовь> есть огонь и свет, она бывает облаком света и делается солнцем (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 29).
* * *
...Как огонь, <любовь> согревает душу мою и воспламеняет сердце, возбуждая в них желание и любовь к Творцу (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 29).
* * *
Если бы можно было спастись без <любви>, о Христе мой, то каким образом? – Нет, нет, это никоим образом невозможно (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 30).
* * *
...Добродетели без любви тщетны и бесполезны... (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 31). Источник.
* * *
...Обнажен от Божественной славы и тот, кто не имеет любви, и хотя бы он имел все добродетели, предстанет обнаженным и, не снося наготы своей, пожелает лучше скрыться, так как вместе со стыдом он будет иметь и осуждение и услышит от Судии всех: не вем тя (ср.: Лк. 13, 25) (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 31).
* * *
Первой... из всех добродетелей, царицей и госпожой поистине является любовь. Она всем им глава, одежда и слава (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 31). Источник.
* * *
Частыми молитвами, неизглаголанными воздыханиями и потоками слез <люди> очищают душу и, видя ее очищение, воспринимают огонь любви и огонь желания – увидеть ее совершенно очищенной (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 42).
* * *
О, любовь Боготворящая, которая есть Бог – дар таинственно подаваемый достойным; она – нечто изумительное и вещь нелегко обретаемая (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 88). Источник.
* * *
...Я не люблю, насколько хочу, и полагаю, что я отнюдь не стяжал любви к Богу. Стремясь же ненасытно любить, насколько хочу... я теряю (даже) и ту любовь к Богу, какую имел... Так как я не люблю, как хочу и насколько, конечно, хочу, то и думаю, что я нисколько даже не люблю. Итак, любить, насколько мне хочется, есть любовь превыше любви, и я понуждаю свою природу (естество) любить превыше естества (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 105). Источник.
* * *
...Любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская. Сообщимое постижимо, а что выше его, то – никоим образом (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 220). Источник.
* * *
Духа Святаго причастниками признаемся мы, когда приносим Богу достойные плоды Духа: любовь к Богу от всей души и к ближнему от сердца... (прп. Никита Стифат, 93, 157).
* * *
Имеющий любовь не умеет по рвению завидовать, не превозносится, как высокоумный и продерзый, не надмевается ни пред кем, не бесчинствует, творя неподобное в отношении к ближнему, не себе только полезного ищет, но и что полезно ближнему, не раздражается на того, кто опечаливает его, не вменяет во что-либо, если иногда придется пострадать что злое, не радуется о неправде друзей, но сорадуется об истинной правде их, все находящее на него печальное покрывает, всему в простоте и незлобии верует, все обетованное нам Богом получить надеется, всякие искушения претерпевает, не воздавая злом за зло, и никогда от любви к ближнему не отпадает делатель любви (см.: 1Кор. 13, 4–8) (прп. Никита Стифат, 93, 161).
* * *
...Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовию: либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо через покаяние нашли в ней убежище... (свт. Григорий Палама, 26, 51). Источник.
* * *
...Как любовь и дела любви являются исполнением (всех) добродетелей, так ненависть и дела ненависти, немилосердный образ действия, воля ни с кем ничем не делиться – являются полнотой греховности; и как человеколюбию соответствуют и присущи добродетели, так ненависти – грехи, и посему даже ею одной люди осуждаются (свт. Григорий Палама, 26, 53–54).
Имея... любовь друг к другу, мы имеем любовь истинную, нелицемерную и делами ее обнаруживаем: в том, чтобы ничего и не говорить, и не делать, более того – даже и не допуская слушать того, что оскорбительно или вредно для нашей братии, как и возлюбленный Христу Богослов научил нас, говоря: Братие, не любите словом и языком, но делом и истиною (ср.: 1Ин. 3, 18) (свт. Григорий Палама, 26, 246).
* * *
<Любовь> земные дела наши делает горе восходимыми (свт. Григорий Палама, 93, 268).
* * *
Естественная любовь наша повреждена падением, ее нужно умертвить... и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 123). Источник.
* * *
Любовь возжженная, питаемая Святым Духом – огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 124). Источник.
* * *
Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 126). Источник.
* * *
Воздавай почтение ближнему, не различал возраста, пола, сословия – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 127). Источник.
* * *
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 127–128). Источник.
* * *
Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 293). Источник.
* * *
Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях, чтобы вступить в совершенство всех совершенств, в слияние их, в любовь (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 55). Источник.
* * *
Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым. Она – Его свойство. В кого нисходит Святый Дух, в том является Его свойство – любовь (см.: Рим. 5, 5) (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 55).
* * *
Не столько мы ищем <любовь>, сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее, и приняли ее (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 56–57).
* * *
Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры (см.: 1Тим. 1, 5) (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 137). Источник.
* * *
...Любовь, отдающая должную цену людям по степени их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всех Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 522).
* * *
Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 303). Источник.
* * *
Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь. Если будете так действовать, любовь научит вас всему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 171). Источник.
* * *
Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу... Вот это и должно быть предметом искания (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 209). Источник.
* * *
...Любовь проникает все составы: душевные, и духовные, и телесные, и всему сообщает прочность и неповрежденность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 216). Источник.