Лукавство
...Кто желает, чтобы труды и дела его не погибли, тот скоро должен отражать от себя... лукавство и злобу (прп. авва Исаия, 59, 49). Источник.
* * *
Кто обращается с братом своим лукаво, тот не избежит печали сердечной (прп. авва Исаия, 59, 49).
* * *
Кто говорит одно, а в сердце своем имеет другое в лукавстве, все служение такого тщетно (прп. авва Исаия, 89, 317).
* * *
Простота и немерение себя (вменение себя ни во что) очищают сердце от лукавства (прп. авва Исаия, 89, 317). Источник.
* * *
...Невидение лукавства в человеке, рождает любовь (прп. авва Исаия, 89, 318). Источник.
* * *
Не могу умолчать о лукавстве и вороватости полипа, который всякий раз принимает цвет камня, к которому легко пристает; почему многие рыбы, без опасения плавая, приближаются к полипу, точно как к камню, и делаются готовою добычею хитреца. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, удобно делаются то тем, то другим, с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными невоздержны, в угодность всякому переменяют расположение. От таких людей нелегко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко закрыто личиною дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих (см.: Мф. 7, 15). Бегай на все изворотливого и многоличного нрава, домогайся истины, искренности и простоты (свт. Василий Великий, 5, 112).
* * *
...Скрытное лукавство вредоноснее предъявленного. Поэтому если бы знали мы клеветников, то удобнее избежали бы их невоздержных языков и недобрых расположений... (свт. Василий Великий, 7, 9). Источник.
* * *
...Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел (свт. Василий Великий, 9, 214). Источник.
* * *
...Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятениях, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним своим, всегда наушничает, всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получая приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета делает худо; заключив условие, нарушает его; кто его любит, над тем издевается; кто заслуживает одобрение, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен; вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, пред сторонними лицемерит, одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо, скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, к произведению мятежа первый помощник, в псалмопении же немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам неспособен, потому что всякое беззаконие заградит уста его (Пс. 106, 42) (прп. Ефрем Сирин, 30, 18–19). Источник.
* * *
...У лукавого нрава есть некие особые признаки, и кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это – зависть, ненависть, клевета, кичливость, любостяжательность, страстное пожелание, недуг славобесия; сим и подобными сему чертами отличается образ сопротивника. Посему, если подобными сквернами очернивший душу будет призывать отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призвавшим, а этот отец – не небесный, но преисподний. Признаки близости с кем носит на себе человек, тот и признает несомненно родство свое с ним (свт. Григорий Нисский, 18, 412). Источник.
* * *
Лукавый человек, конечно, опаснее зверя... Зверь, не имея разума, не находит зла против человека, потому что он не соображает и не пользуется указаниями ума и хитрости, а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки (свт. Иоанн Златоуст, 48, 829–830).
* * *
...Как от горького корня и ветви, и листья, и цвет, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия – лукавы (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830).
* * *
Лукавый... наносит удар прежде всего себе, и больше никому. Таким образом, он враг самому себе. Душа такого человека всегда полна печали, в то время как мысли его всегда угрюмы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 75).
* * *
Весьма точно знаешь, что лукавство во всяком случае доводит до наказания... Посему лукавства избегай, старайся же стать добрым, и Божия долготерпения не почитай непопечительностью, потому что Господь изведет овец на самый строгий суд (прп. Исидор Пелусиот, 62, 221–222). Источник.
* * *
...Кто поступает лукаво, тот не ожидай, что обезвинится (Притч. 16, 5), прогневляя Господа (прп. Нил Синайский, 73, 171). Источник.
* * *
Лукавство есть искусство или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих (прп. Иоанн Лествичник, 57, 159).
* * *
Лукавый – диаволу соименник и сообщник; потому и Господь научил нас называть диавола лукавым... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 159). Источник.
* * *
Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, клятвы, повинные муке, двусмысленные слова, скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача, вражда против исповеди, упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение, словом, оно есть бесовское житие (прп. Иоанн Лествичник, 57, 159).
* * *
...Сколь удобно праводушным людям измениться в лукавых, столь трудно лукавым переродиться в простосердечных (прп. Иоанн Лествичник, 57, 160). Источник.
* * *
Лукавство происходит от возношения и от гнева (прп. Иоанн Лествичник, 57, 184). Источник.
* * *
Никто не будь лукав и двоесердечен, одно имея в сердце, а другое говоря, чтобы не быть пораженным грозным приговором священнопевца Давида, который говорит: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый (Пс. 11, 4) (прп. Феодор Студит, 92, 69–70).
* * *
Очисти, <Христе мой>, и сердце мое от всякого лукавства, потому что оно есть корень и источник греха. Лукавство есть семя лукавого сеятеля, а где оно есть, там и произрастает, и поднимается вверх, и производит весьма много ветвей лукавства и злобы (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 25).
* * *
...Лукавство пред собою самим – самое злое из всех лукавств (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 186). Источник.