Ложь
...Те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый. Если они возвращают его лживым, то бесчестят заповедь Господа и делаются похитителями (св. Ерм, 94, 182).
* * *
Надобно остерегаться... обмана не только явного и очевидного, но и такого, который прикрыт тонким лукавством и хитростью (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 178). Источник.
* * *
Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий (прп. Антоний Великий, 89, 103). Источник.
* * *
Обучим язык наш славословию Божию, молитве и правде, чтобы избавиться от лжи (когда она изыдет нам в сретение) (прп. авва Исаия, 59, 91).
* * *
...Ложь рождается от любления славы человеческой; но кто удаляется оной со смирением, в сердце того возрастает страх Божий (прп. авва Исаия, 59, 214).
* * *
Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне (прп. авва Исаия, 89, 446).
* * *
...Привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху (свт. Василий Великий, 6, 273). Источник.
* * *
Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Сего не дозволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (см.: Ин. 8, 44), не показывая никакого различия во лжи (свт. Василий Великий, 9, 213–214).
* * *
...Злополучен и жалок, кто коснеет во всякой лжи, потому что диавол искони ложь есть (ср.: Ин. 8, 44). Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям (прп. Ефрем Сирин, 30, 19–20). Источник.
* * *
У <лживого> дерзкое сердце, и он не закрывает сего; он охотно выслушивает тайны и легко открывает их; он умеет низлагать языком своим и тех, которые твердо стоят в добре (прп. Ефрем Сирин, 30, 20).
* * *
<Лживый> человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен (прп. Ефрем Сирин, 30, 20).
* * *
<Лживый> ничего не говорит без клятвы и думает убедить многоглаголанием. Лжец многоизобретателен и изворотлив. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем смешон. Поэтому будьте внимательны к себе, братия, не коснейте во лжи (прп. Ефрем Сирин, 30, 20).
* * *
Без обмана делай дело свое, брат, ибо так прилично верным, и обретешь благодать в трудах своих (прп. Ефрем Сирин, 30, 209–210). Источник.
* * *
Если хочешь, чтоб ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога (прп. Ефрем Сирин, 30, 503). Источник.
* * *
Если увидишь обман, не тотчас обличай (прп. Ефрем Сирин, 31, 631). Источник.
* * *
Нетверд голос у обманщика, смутна речь его; непрестанно меняется цвет лица у того, кто строит козни и расставляет сети (прп. Ефрем Сирин, 34, 275). Источник.
* * *
<Лукавый> ложь свою слагает с истиною, чтоб обман его оставался прикровенным (прп. Ефрем Сирин, 34, 306).
* * *
<Лукавый> вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда и виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие (прп. Ефрем Сирин, 34, 306–307).
* * *
Если <лукавый> вознамерится пленить тебя неправдою, <то> великий оплот тебе – правда (прп. Ефрем Сирин, 34, 354).
* * *
...И лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали о Царстве Небесном... (прп. Макарий Египетский, 67, 264). Источник.
* * *
...Ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет... (свт. Григорий Нисский, 18, 266). Источник.
* * *
Праздник Божий – истинное ведение, кто же внимает лжи и заблуждению, тот умрет дурною смертью (авва Евагрий, 89, 610).
* * *
Ложь – гнусное бесчестие человека; избежим обвинения, вызываемого ложью; не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, боясь не встретить к себе более веры даже и тогда, когда говоришь истину; тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтоб ему верили, даже и в том случае, если бы когда он сказал правду... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 925).
* * *
Обман благовременный и учиненный с добрым намерением такую приносит пользу, что многие, не воспользовавшись этим средством, часто терпели наказание (свт. Иоанн Златоуст, 46, 29). Источник.
* * *
...Когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить Божественному Писанию, устранись от него, как от безумного... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 80). Источник.
* * *
Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от своих уст... (свт, Иоанн Златоуст, 48, 610).
* * *
Нет ничего светлее и сильнее истины, равно как нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами. Ложь легко уловить и опровергнуть, а истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть красоту ее (свт. Иоанн Златоуст, 51, 184).
* * *
...Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а истину обнаруживает яснее (свт. Иоанн Златоуст, 51, 378).
* * *
Так могущественна истина и так бессильна ложь! Первая, когда бывает и у простых людей, делает их славными; последняя же, хотя бы была на стороне сильных, являет их слабыми (свт. Иоанн Златоуст, 51, 380).
* * *
Ложь бессильна и легко изобличается, хотя снаружи и разрисована многоразличными красками. Как те, которые покрывают смазкою стены, близкие к разрушению, чрез эту смазку не могут поправить их, так и люди, когда говорят ложь, легко изобличаются (свт. Иоанн Златоуст, 51, 454). Источник.
* * *
Ложь есть разрушение любви... (свт. Иоанн Златоуст, 54, 965).
* * *
...Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь чужда Богу (прп. авва Дорофей, 29, 106). Источник.
* * *
Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнью своею (прп. авва Дорофей, 29, 106). Источник.
* * *
Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, т.е. пустые подозрения на ближнего... (прп. авва Дорофей, 29, 106). Источник.
* * *
...Постараемся же, братия, никогда не верить своим самомышлениям. Ибо поистине ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как сия страсть: от сего не бывает ничего доброго, а множество смущений, от сего человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же, по причине порочности нашей, посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят вам, ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью (прп. авва Дорофей, 29, 110–111). Источник.
* * *
...Словом лжет тот, кто, например, от уныния поленившись встать на бдение, не говорит: прости меня, что поленился встать; но говорит... десять лживых слов для того, чтобы не сделать одного поклона и не смириться (прп. авва Дорофей, 29, 111). Источник.
* * *
...Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от сих трех причин. Человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание свое, или ради приобретения, и не перестает делать извороты и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего. Такому человеку никогда не верят, но хотя он и правду скажет, никто не может дать ему веры; и самая правда его оказывается невероятною (прп. авва Дорофей, 29, 111 –112). Источник.
* * *
Иногда случается такое дело, что бывает крайность скрыть мало; и если кто не скроет мало, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло... большого смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать пред Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев (прп. авва Дорофей, 29, 112). Источник.
* * *
Жизнью своею лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменен, дивится смиренномудрию. И не потому удивляется добродетели, что желает похвалить ее, ибо если бы он говорил с сею мыслью, то он сперва со смирением сознался бы в своей немощи, говоря: «Горе мне окаянному, я сделался чуждым всякого блага», и тогда уже, по сознании своей немощи, стал бы он хвалить добродетель и удивляться ей. И опять он не с тою целью хвалит добродетель, чтобы не соблазнять другого; ибо он должен бы был (в сем случае) думать так: «Поистине я окаянен и страстен, но зачем мне соблазнять других? Зачем наносить вред душе иного и налагать на себя и другую тяжесть?» И тогда, хотя бы он в том (вышеупомянутом) и согрешил, однако же коснулся бы и добра, ибо осуждать себя есть дело смирения, а щадить ближнего есть дело милосердия. Но лжец не по какой-либо из упомянутых причин удивляется, как я сказал, добродетели; но или для того похищает имя добродетели, чтобы покрыть свой стыд и говорить о ней, как будто и сам он совершенно таков, или часто для того, чтобы повредить кому-нибудь и обольстить его. Ибо ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам дьявол не может никого обольстить (иначе), как только под видом добродетели (прп. авва Дорофей, 29, 112–113). Источник.
* * *
...Лживый человек, или боясь стыда, чтобы не смириться, или... желая обольстить кого-нибудь и повредить ему, говорит о добродетелях, и хвалит их, и удивляется им, как будто сам поступал так и знает их по опыту: таковой лжет самою жизнью своею; это не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава (прп. авва Дорофей, 29, 113–114). Источник.
* * *
...Будем избегать лжи, чтоб избавиться от части лукавого, и постараемся усвоить себе истину, чтобы иметь единение с Богом, сказавшим: Аз есм истина (Ин. 14, 6) (прп. авва Дорофей, 29, 114). Источник.
* * *
Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию – свою совесть (прп. Иоанн Лествичник, 57, 102).
* * *
...Иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, который лжет без предлежащей опасности (прп. Иоанн Лествичник, 57, 102).
* * *
Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело (прп. Иоанн Лествичник, 57, 102).
* * *
Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребует, и то не без страха, можем употребить ее.
Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
Развеселившийся от вина поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может (прп. Иоанн Лествичник, 57, 102). Источник.
* * *
Если... слова <учителя> и дела несогласны с учением святых отцев, то не следует принимать его, а напротив, отвращаться от него, хотя бы он воскрешал мертвых и иные многие творил чудеса; особенно когда увидим, что он не принимает никаких внушений, коими хотят убедить его – изменить свое неправое мудрование, а остается упорно в своей прелести, воображая, будто жительство свое имеет на небесах (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 90).
* * *
Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями, не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 115). Источник.
* * *
Лжеучение не останавливается ни пред каким вымыслом, ни пред каким обманом, чтоб басням своим дать вид истины, и тем удобнее отравить ими душу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 118). Источник.
* * *
Признаки учения лжи: темнота, неопределительность, мнение <особый вид самооболыцения> и следующее за ним, рождаемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действием тщеславия и сладострастия (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 119).
* * *
Ложь есть источник и причина вечной смерти... (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 208).
* * *
Страшно запятнать мысль ложью; кровь человеческая не в силах омыть этих лютых пятен. Для такого омовения человечество нуждалось в Крови Богочеловека (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 480). Источник.
* * *
Когда монахи Нитрийской пустыни пришли к блаженному Иоанну Ликопольскому, то он приветствовал их, обращаясь к каждому с веселым лицом, и мы прежде всего просили его помолиться о нас... Потом он спросил, нет ли с ними клириков? (С нами действительно был один диакон, но об этом никто не знал, кроме его брата, которому он, по смирению, запретил сказывать о сем, почитая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным и имени христианина, не только этого сана.) Когда же отвечали, что нет, он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть клирик, и, указав на него рукою, преподобный сказал всем: «Вот диакон». Когда же он, желая скрыть свое звание, продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отметай благодати Божией и не лги, отрицаясь от дара Христова; ложь чужда Христу и христианам, по малому или по важному делу будет она сказана. Если даже для доброй цели говорят ложь – и это непохвально; ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола есть (ер: Ин. 8, 44)». Диакон молчал, принимая кроткое обличение старца (101, 132–133).