Заботы
...Имеющие многие заботы согрешают во многом, потому что развлечены своими делами и не служат Богу (св. Ерм, 94, 204).
* * *
...Житейские заботы не допускают (человека) заботиться о душе своей и познать, в каком он находится устроении, как то знает... внимающий себе... (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 54).
* * *
Попечение о житейском и смущение вредит обыкновенно и совершенным, и бесстрастным (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 159–160).
* * *
...Душа не в состоянии преодолеть сопротивных мятежных духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (прп. авва Исаия, 59, 158).
* * *
Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий (прп. авва Исаия, 59, 194)
* * *
Если <Бог> сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном? (прп. авва Исаия, 59, 217).
* * *
...Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (свт. Василий Великий, 8, 307–308). Источник.
* * *
...Забота и попечение о вещественном производят великое развлечение в душе (свт. Василий Великий, 9, 65). Источник.
* * *
...Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий, 9, 295). Источник.
* * *
...Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами (свт. Василий Великий, 11, 254). Источник.
* * *
...Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь, славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает вовек (прп. Ефрем Сирин, 31, 154–155).
* * *
Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабевай и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей... (прп. Ефрем Сирин, 32, 373). Источник.
* * *
Кто заботился запасаться на многие годы, тот пусть довольствуется, что потребно на один день (прп. Ефрем Сирин, 33, 490). Источник.
* * *
Ум озабоченный – это моль, которая точит кости; тело цветет, когда избегает забот (свт. Григорий Богослов, 15, 368). Источник.
* * *
Да не похищают у тебя Бога ненавистные заботы, которые и высокошественного низлагали мгновенно на землю. Ум твой да стремится к цели, не носясь туда и сюда, подобно искателю побед, неукротимому коню, и не убегая вдаль от великой славы Христовой. Если же увлек тебя злой велиар, и ум твой блуждает, то как можно скорее перемени направление и иди к цели прямым путем (свт. Григорий Богослов, 16, 90). Источник.
* * *
...Занятия заботливостью о телесном и земном не дают душе досуга на попечение о важнейшем и небесном (свт. Григорий Нисский, 18, 382). Источник.
* * *
...Иметь попечение о видимом свойственно не предоставляющим для себя никакой надежды в будущем веке, ни страха суда, ни угрозы геенной, ни ожидания благ, ни чего-либо уповаемого по воскресении, – <сие> свойственно людям, которые, наподобие скотов, видят только настоящую жизнь, признают за благо одно то, что могут дать в удовлетворение гортани, чрева и прочих сладострастных требований тела (свт. Григорий Нисский, 18, 399).
* * *
Пределом заботливости твоей о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть (свт. Григорий Нисский, 18, 444). Источник.
* * *
Что может быть безопаснее и выше, как иметь одну лишь заботу – о том, како угождати Богови? (1Фес. 4, 1) (свт. Иоанн Златоуст, 44, 42). Источник.
* * *
Перестанем же теперь заботиться о земном; время уже призывает нас к небу... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 362).
* * *
Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем лучше мирской (свт. Иоанн Златоуст, 44, 363).
* * *
...Непрестанные заботы притупляют остроту ума и способного возноситься подобно птице делают тяжелее свинца... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 475–476). Источник.
* * *
От того многое и в общественных и частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок (свт. Иоанн Златоуст, 46, 170).
* * *
...Ничто так не угнетает и не возмущает душевного ока, как толпа житейских забот и рост пожеланий (свт. Иоанн Златоуст, 50, 27).
* * *
Никогда нельзя видеть море без волн, так и (заботящуюся) душу без смущения; за первыми <заботами> следуют другие, их в свою очередь сменяют третьи – и не успевают еще утихнуть последние, как воздымаются новые (свт. Иоанн Златоуст, 50, 419).
* * *
Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных; по но необходимости, заботясь о тех, лишается этих (свт. Иоанн Златоуст, 51. 61).
* * *
...Заботами о внешнем, как тяжкими узами, душа отовсюду связывается, так что мы не можем ни поднять руки, ни устремиться на врага, и делаемся слабыми и изнеженными (свт. Иоанн Златоуст, 52, 76–77).
* * *
...Если мы сами заботимся об <имуществе>, Бог удаляется от промышления о нем, а если все возложим на Его попечение, Он устроит во всякой безопасности и наше имение, и детей (свт. Иоанн Златоуст, 52, 564).
* * *
...Чем душа выше тела, тем тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день своими заботами, соединенными со страхом и трепетом (свт. Иоанн Златоуст, 55, 171).
* * *
...Мы, связав себя бесчисленными заботами, нагрузив на себя бесчисленные житейские тяжести, задыхаясь и изнывая, каким образом надеемся пройти тесный путь? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 850). Источник.
* * *
...Оставим большую заботу о житейском, облегчим душу от земного бремени, обратимся мыслями к будущему, сохраним под драгоценным покровом добродетели достоинство Царского Образа; поставленные господствовать над житейскими вещами, не обратим Царской власти в рабство...(свт. Иоанн Златоуст, 55, 994).
* * *
...Или перестань вести жизнь любомятежную, или знай, что и здесь подлежишь Божиим казням, и там не избавишься от наказания (прп. Исидор Пелусиот, 60, 111). Источник.
* * *
Заботься о том, что бессмертно, о том же, чего вскоре не будет, не прилагай попечения. Здешнее, добро ли оно или худо, имеет конец, и притом скорый, а тамошнее и предела не знает и конец ему неизвестен (прп. Исидор Пелусиот, 62, 205). Источник.
* * *
Кто занят житейским, тот не представит себе ничего небесного, ничего ангельского (прп. Исидор Пелусиот, 62, 445).
* * *
Заботящийся же о том. что впереди, покапывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (прп. Нил Синайский, 72, 79). Источник.
* * *
...Сокрушать себя заботами <свойственно> душе нечестивой... (прп. Мил Синайский, 72, 86).
* * *
...Кто не имеет забот, тот неуловим диаволом, а заботящийся... с трудом исторгается из сатанинских рук (прп. Нил Синайский, 73, 36).
* * *
Постараемся надеждою и молитвою отдалять от себя всякое мирское попечение, если же не можем исполнить этого в совершенстве, то будем приносить Богу исповедание в недостатках наших, прилежание же о молитве никак не оставим, ибо лучше подвергнуться укорению за частое упущение, нежели за совершенное оставление (прп. Марк Подвижник, 89, 525–526). Источник.
* * *
Душа, не освободившись от мирских забот, ни Бога не возлюбит искренно, ни диаволом не возмерзит, как достойно. Попечение о животе сем лежит на ней как тяжелое покрывало, и ум ее не может установить в себе своего о сем судилища, чтоб у себя самого ощутительно слышать безошибочные приговоры суда (совести). Почему всячески потребно удаление от мира (блж. Диадох, 91, 16–17). Источник.
* * *
В какой мере... оставляет ум попечение о сем видимом, и озабочивается упованием будущего... в такой же утончается он и просветляется в молитве (прп. Исаак Сирин, 58, 170). Источник.
* * *
Попечение о делах житейских приводит в смятение душу, смущение ими смущает и лишает тишины ум (прп. Исаак Сирин, 58, 305). Источник.
* * *
Без освобождения от забот не ищи света в душе своей, ни тишины и безмолвия при расслаблении чувств своих (прп. Исаак Сирин, 58, 350). Источник.
* * *
Кто желает представить Богу чистый ум, а смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему свои ноги и покушающемуся скоро идти (прп. Иоанн Лествичник, 57, 226).
* * *
Если б мы имели попечение о небесном, то не заботились бы столь много о земном. Если бы мы помышляли о нетленном, то не были бы столько привязаны к тленному. Если бы мы возжелали вечного, то не любили бы так привременного (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 233). Источник.
* * *
У кого помысл занят попечением о житейских вещах, тот несвободен, ибо попечение о них держит его в своих руках и делает рабом своим, для себя ли он заботится о них, или для других. Свободный же от сего ни для себя, ни для других не печется о житейском, будь он епископ, или диакон, или игумен. Но и праздным он никогда не бывает и ни о чем, даже самом последнем и ничтожном, никакого небрежения не оказывает, а богоугодно все делая и устрояя, о всем беспечален пребывает, и это на всю жизнь (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 523). Источник.
* * *
Затмевают ее <благодать> – буря житейских забот и от них рождающийся мрак страстей, кои, наподобие вихря или дикого потока нападая на нас и душу потопляя, не дают ей ни отдохнуть, ни воззреть на то, что истинно добро... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 309).
* * *
Господь воспретил суетные попечения, чтобы они не рассеивали нас и не ослабляли существенно нужного попечения о стяжании Небесного Царствия. Суетное попечение есть не что иное, как недуг души, выражение ее неверия (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 514). Источник.