Забвение
Ничто столько не бывает причиною забвения, как праздность (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 179).
* * *
...Оно <забвение> сильнее всех помыслов, и есть родительница всего худого, и разорительница того, что каждый час созидает в себе человек (прп. авва Исаия, 89, 319).
* * *
...Нерадение о ней <молитве>, хотя малое. есть матерь забвения (прп. авва Исаия, 89, 351).
* * *
Будь особенно внимателен к себе, чтоб не овладело тобою забвение (прп. Ефрем Сирин, 30, 183). Источник.
* * *
Проклятия достойное забвение, как вода огню, противится вниманию, и сильным супостатом ему бывает каждочасно. От забвения приходим в нерадение, от нерадения переходим к пренебрежению (порядков духовной жизни) и унынию, – и к безместным похотениям; и таким образом опять возвращаемся вспять, как пес на свою блевотину (ср.: 2Пет. 2, 22) (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 173). Источник.
* * *
Забвение обыкновенно погашает хранение ума, как вода погашает огонь. Но непрестанная молитва Иисусова с неослабным трезвением вконец испаряет его из сердца (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 188). Источник.
* * *
Забвение само по себе не имеет никакой силы, но укрепляется по мере нашего нерадения (прп. Марк Подвижник, 69, 13). Источник.
* * *
Когда силою действенной благодати образуется в душе и тщательно будет храним в ней (тройственный) союз истинного ведения, памятования словес Божиих и доброй ревности, тогда самый след забвения, неведения и равнодушия исчезнет из души... В душе же начнет царствовать, наконец, благодать, во Христе Иисусе, Господе нашем... (прп. Марк Подвижник, 89, 503).
* * *
Если к человеку, находящемуся уже при смерти, приблизится огонь, он тотчас чувствует боль; и чем бы человек ни был занят, если упадет на него горячий уголь, он нимало не может уже оставаться в своем увлечении.
Брат! Огонь никогда не угасает, иначе он и не был бы огнем. Если ты хочешь избавиться от забвения и пленения, то не иначе можешь того достигнуть, как стяжавши в себе духовный огнь, ибо только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается же огнь сей стремлением к Богу (авва Варсануфий, 29, 234–235). Источник.