Источник

Притча о теле и душе человеческой и о воскресении мертвых

(Из Пролога. Месяц Сентябрь, 28 число).

Человек некий доброго рода насадил виноград и оградил его стеною, устроил и ворота, но не затворил входа. Отходя же в дом отца своего, сказал сам себе: кого поставлю стражем сему моему стяжанию? Если оставлю здесь кого-либо из приставников моих, то они изгубят труд мой, расточат мое добро. Лучше сделаю так: посажу у ворот слепца с хромцем потому что если кто из врагов моих захочет окрасть виноград мой, то слепец услышит, а хромец увидит. Если же кто из них пожелает окрасти виноград, то хромец не имеет ног, чтобы дойти туда, слепец же, если пойдет, то упадет в пропасть и убиется: и посадив их у врат, дал им власть над всем, что вне вертограда. И пищу и одеяние приготовил неоскудно, только сказал: того, что внутри вертограда, не касайтеся без моего повеления. И после того ушел, сказав, что возвратится со временем. И так долго они сидели и стерегли виноград. Чрез несколько времени слепец говорит хромцу: что это за благоухание повевает из внутри сих врат? Много добрых плодов господина нашего внутри за вратами сими, и вкус сих плодов неизреченный, – ответил хромец, – но так как господин наш перехитрил нас, посадил тебе слепого, а мене хромого, то и не можем никак дойти к тем и насытиться ими.

– Почему же ты прежде не сказал мне сего, – возразил слепец, – и мы бы не терпели столько времени! Ибо я, хотя и слеп, но имею здоровые ноги и могу носить тебя: возьми ты кошницу и сядь на мои плечи, и я понесу тебя, ты же указывай мне дорогу, и мы вся благая господина нашего объемлем. А когда приидет господин наш, укрыется от него наше дело; если мене спросит, я отвечу: ты знаешь, господине, что я слеп; если тебе спросит, скажи: я хром. И так перехитрим нашего господина.

Всед же хромец на слепца, и, дошедше, окрадоша овощь господина своего.

По времени же пришел господин винограда того и, увидев его окрадена, повелел привести слепца, и говорит ему: не доброго ли тебя стража поставил я винограду моему, для чего же ты обокрал его.

– Господине, ты знаешь, что я слеп, и хотя бы и хотел, то не вижу, куда идти, отвечал слепец: но покрал его хромец, а не я. Тогда повелел господин блюсти слепца, пока призовет хромца. Призвану же бывшу хромцу, начали они сами между собою сваритися. Хромец говорить слепцу: если бы ты не носил меня, я никак не мог бы дойти, потому что я хром.

– А если бы ты не указал мне путь, то как бы я дошел туда, – отвечал слепец?

Тогда господин сел на судилищи и начал судить их. Потом он сказал им: Как вы крали, так да всядет хромец на слепца; и когда той сел, повелел слугам бити их обоих без пощадения.

Толкование

Разумейте же, братие сей притчи силу: человек доброго рода – Христос Сын Божий; а виноград – вся земля и мир сей. Ограда его – закон и заповеди; слуги же, бывшие с ним, Ангелы разумеются. Хромец – тело человеческое, a слепец – душа. А что посадил у врат, значит: дал во власть его всю землю и все сущее на ней. Но так как человек преступил заповеди Божии, поэтому смертию осужден бысть. Когда же приводится душа его к Богу, то оправдывается, глоголющи: не я, Господи, преступила заповеди Твои, но тело. Посему то нет полного мучения душам до второго пришествия Христова; но блюдомы суть в месте, одному Богу ведомом. Когда же приидет обновити землю, и воскресити умершия, как говорит св. Апостол Павел: «тогда вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и оживут. И изыдут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшии злая в воскресение суда».

Тогда опять души внидут каждая в свое тело, и приимут воздаяние по делом своим: грешники отошлются во тьму кромешную, где будет плачь и скрежет зубов, а праведники в жизнь вечную.


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle