Источник

Душа – наше сокровище

(Из поучительн. слов святит. Илии Минятия).

У людей как будто весь ум в глазах: что видят, тем и дорожат, а чего не видят, то ни во что ставят. Они видят мир, и дорожат им, не видят души – и не умеют ее ценить по достоинству. Верно сказал царь Давид: лживи сынове человечестии в мерилех! (Пс.61:10). Мир и душа – это две такие вещи, о которых не умеют, как должно, судить живые, а только умершие. Итак, вы, умершие владыки земли, богатые сего мира, утешавшие себя мирской славой, красотой, сокровищами, что взяли вы с собой в могилу? Конечно, ничего; вы умерли, с вами умер для вас и мир. А что вы при этом потеряли? Конечно, все: и небо, и рай, и вечную жизнь, и Бога Самого! Какая же польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Конечно никакой, а потеря великая. О, если бы живые хотя от умерших научились, что такое мир и что такое душа! Мы знаем, что такое мир: видим, как все его прелести непостоянны и обманчивы. Не текут так быстро воды речные, не вянут так скоро цветы полевые, не исчезают так внезапно молнии небесные, как быстро, легко и внезапно исчезают и радость, и наслаждение, и слава, и все прелести мира. Да, мы знаем, что такое мир, но не знаем, что такое наша душа. A ведь душа у нас только одна; ведь если мы ее потеряем, то все потеряем; ведь она бессмертна, и если мы ее потеряем однажды, то потеряем навсегда!

Для испытания великого терпения Иова Бог позволил диаволу коснуться всего его достояния, его детей, его здоровья, но с условием: токмо душу его соблюди (Иов.2:6).

И обнищал в единый час богатый праведник: его стада расхищены, сожжены молнией, его высокие палаты разрушены бурею, все его дети в один час были погребены под развалинами, и вот он – нищий, лишенный крова, осиротелый, лежит за городом на гноище, весь покрытый ужасными язвами с головы до ног, днем печет его солнце южное, ночью он трясется от стужи и сырости... Он потерял все, но души не потерял, и слышите, что говорит? Потерял ли я богатства мои? Что до того? Наг изыдох от чрева матери моея, наг и отъиду! Лишился ли я детей моих? Бог их мне дал, Бог и взял: Господь даде, Господь отъят!.. Потерял ли я свое здоровье? Стало быть, так угодно Богу: якоже Господеви изволися, тако и бысть! Я потерял все; но ведь все это Бог у меня взял; Он может и снова отдать. А если и навсегда я все это потерял и за то славлю, благодарю, благословляю Имя Его святое, что во всем попустил Он мне искушену быть, но сохранил душу мою: буди имя Господне блогословенно во веки (Иов.1:21). Таков закон промышления у человеколюбца Господа, что когда Он попускает диаволу искусить нас, повредить нам в чем-либо из вещей, которыми мы так дорожим на сем свете, то Он повелевает ему: душу его соблюди, не смей коснуться сей дщери Моей, наследницы царства небесного! И поручает Он сию душу покровительству Ангела хранителя, чтобы он соблюдал ее от страха нощнаго, от сряща (несчастного случая) и беса полуденного (Пс.90:5–6). А почему все это так? Да потому, что других вещей у нас много, а душа одна; потому, что если мы потеряем что-нибудь из вещей сегодня, то найдем завтра, как их нашел вдвое и втрое праведный Иов; а если мы потеряем душу, то никогда ее не найдем, и с нею все потеряем. Никакая потеря не повредит нам, если мы сохраним душу, и никакия приобретения не принесут нам пользы, если мы потеряем душу. Ради души мы на сем свете живем, ради ее уповаем и на блаженство будущее. Но странное дело! Если мы имеем единственное дитя, горячо нами любимое, сколько забот у нас о том, как бы оно не загорело на солнце, как бы не простудилось на сквозном ветру, как бы кто не обидел его, и однакоже это дитя не может спасти нас самих. Или если мы владеем каким-либо дорогим камнем самоцветным, мы так бережем его, что, если бы можно было, мы спрятали бы его в своем собственном сердце; и однакоже этим камнем мы не можем купить себе рай. Как же мы ни во что ставим душу свою, от спасения которой зависит все наше счастие здесь на земле и вечное блаженство в будущей жизни?!.. Нет, пусть, если нужно, погибнут и деньги, и пожитки, и все, что я имею на свете, но что касается моей души, которая у меня только одна, то пусть не прогневаются на меня ни отечество мое, ни родители, ни братья, ни дети, ни начальники мои, ни приятели! Душу мою я никому не доверяю! И если будет нужда, я не прочь умереть, ибо все равно сегодня или завтра умереть надо же, но чтобы потерять душу, погубить ее, бессмертную – нет! Я никогда и никак на то не соглашусь. Моя душа бессмертна – в этом ее великое достоинство. Весь этот суетный и тленный свет, со всем, что в нем нам нравится, чем мы дорожим, имеет конец. Преходит бо образ мира сего (1Кор.7:31). Скоро или не скоро – всему будет конец. Всяка плоть сено, и всяка слава человека яко цвет травный: изше трава, и цвет ея отпаде (Же. 40:6–7). Одна душа бессмертна; она одна всегда живет, никогда не умирает. Какая же польза человеку, какая выгода, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою? О, если б эта святая истина всегда пребывала в нашем уме и в нашем сердце! Если бы мы всегда помнили, что, погубив душу, мы погубим ее навсегда-навсегда! Заключит ее Судия праведный во ад и не отопрет сей темницы никогда-никогда!

О, душа моя, душа моя! Пусть лучше сокроется хоть сейчас же весь грешный мир со всеми его красотами, со всеми прелестями, от очей моих, лишь бы ты осталась у меня цела! И что такое этот мир, эта жизнь земная? Ночное привидение – не больше. А ты ведь прекраснейшее Божие создание, потому что ты у меня одна, ты бессмертна, и если я потеряю тебя, то потеряю навсегда. Но зачем мне терять тебя? Ведь ты моя, ты мне принадлежишь, а кто не ценит своей души в тысячу раз дороже всего этого суетного и тленного мира, тот или не имеет ее, или не достоин ее иметь!..

Распятый мой Иисусе, Сыне Бога живого! Дохнул Ты дыханием Своим для создания души моей; пролил кровь Свою для искупления ее, установил купель божественного крещения для ее обновления, определил другое крещение – покаяние для ее очищения, приготовил трапезу пречистых тайн Твоих для ее питания, создал здесь Церковь для ее освящения, а там – рай для ее блаженства, сделал все, что только могла сделать крайняя благость Твоя ко спасению этой души, а мы не делаем ли все, что только может сделать крайняя злоба наша на погибель ее?! Не допускай же нас до этой погибели, вечный Женише душ наших, не допускай! Пусть лучше мы все потеряем, да только душу сбережем, и если мы сбережем ее раз, то уже сберегли навсегда. Ибо кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, и отщетит душу свою?.. Да соблюдем же ее благодатию Твоею для Царства Твоего. Аминь.


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle