Состояние душ грешных до всеобщего суда и мучения их
Относительно состояния душ грешных сказано, что они будут находиться в аду.
Ад – это мрачная, подземная темница, безотрадное место плача, или ужаснейшая печь огня неугасимого, где мучаются души грешных людей. Здесь их правосудие Божие будет уязвлять тремя страшными стрелами своего гнева: раскаянием без пользы, безмерною мукою без малейшей отрады и крайним желанием без надежды, желанием Бога, без надежды на Бога.
Первая стрела гнева Божия – это живое воспоминание о протекшей в грехах жизни; воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но безполезное раскаяние. О если бы эта земная жизнь наша, как скоро проходит, также скоро и забывалась! Если бы, лишаясь земных наслаждений, мы лишились бы вместе и памяти! Но нет! Что было, того нельзя переделать, чтобы не было, и нераскаянный грешник никогда не забудет грехов своих. И вечно они будут мучить совесть его, вечно он будет раскаиваться, но без пользы, вечно он будет лить слезы, но они уже не смоют грехов его: нет! Еще более будут разжигать пламень мучения... Во аде нет покаяния: заключились уже двери царства небесного и будут заперты во веки веков.
Бедная душа грешная! Что ты такое соделала, что мучаешься так страшно? В чем ты согрешила, что мучаешься тут вечно? «Я вкусил каплю меда, и вот за это мучаюсь вечно!» – говорит грешник. И что такое было плотское наслаждение, ради которого я отдал и имение и душу и сердце непотребной женщине, что это было, как не капля меда? А эта сатанинская радость, когда я видел ближнего в несчастии, когда я мстил ему, поносил его из зависти и по злобе, что это было, как не капля меда? А эти пиры и ликования, игры и потехи, что это было, как не капля меда? И все эти богатства, ради которых я обременял совесть мою безчисленными обидами, делами беззаконными – ведь все это было только капля меда! И слава, и знатность, и честь, и покой – все, чем наслаждался я без страха Божия, все, все было капля меда, да и то смешанного с отравой, с суетами и болезнями! Да, если бы и вся жизнь моя протекла лишь в счастии земном, что все это в сравнении с вечным мучением? Одна капля меда ни что иное, яко день вчерашний, иже мимо иде!..
Кто дал бы мне теперь хоть один из тех часов, которые казались мне такими долгими, кто дал бы мне одну минуту для покаяния! Но нет уже времени: оно окончилось; теперь настала вечность, и вечно я буду плавать без пользы. Так будет он проклинать чрево, его носившее, грудь матери, его кормившую, будет проклинать родителей, друзей и всех знаемых, a более всего – тот мед греховный, ради которого он терпеть будет горечь вечного мучения адского. Но это только первая стрела гнева Божия, его поражающая.
Вторая стрела – это самая мука геенская. Соберу на них злая (Втор.32:23), угрожает Господь грешникам. Итак, собрание всевозможных и новыразимых мучений ожидает грешников во аде. Все яды скорбей собраны в одну чашу, все пламени огня соединены в один пламень, все муки вечные в одной минуте! Мучение вечное без ослабы, без конца!..
Третья стрела Божия, уязвляющая сердце человека грешника – это желание без надежды, желание Бога, без надежды на Бога. Как бурные волны грозного океана устремляются на скалистый берег, как будто желая затопить весь мир, но потом, ударившись о скалы, разбиваются на тысячу брызг и с пеною возвращаются назад, так и сердце грешников будет стремиться к Богу, но, встретив Его неизменное правосудие, твердое, подобное граниту, будет разбиваться об него, что причинит ему невыразимую скорбь и болезнь. Желать Бога всегда и не надеяться увидеть Его никогда – да это такое мучение, которое и объяснить нельзя! И это будет продолжаться вечно! Мы, грешные, ведь знаем, что будет мука вечная, и все-таки грешим, и грешим всякий день, всякий час, прилагая зло ко злу, покуда не исполнится чаша гнева Божия. Ясно, что мы или не верим, что есть мука вечная, или же мы просто обезумели и потому достойны этой муки вечной, если не за другое что, так за неверие, или безумие наше! Как же быть? Да надобно всегда помнить муку вечную, по примеру одного святого подвижника, который, борясь с блудной страстью, ожег на огне свои пальцы ручные. Когда же боль стала невыносима, то он отдернул руки от свечи и сказал себе: если я не могу терпеть одной минуты, чтобы мои пальцы горели на огне, то как же вытерплю я муку вечную, когда буду гореть весь в пламени геенны? И таким образом он победил страсть, избежал греха и спас свою душу.
(Из «Урок. Христ. нравст.» о. Г. Дьяченко).