монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что грех не повиноваться своим о Господе наставникам и роптать на них; и о том, что христианину вообще не следует оправдываться, но всячески отсекать собственную волю, любить и не обижаться на обличения

А. Из Антиоха Пандекта

Братья, нам не следует роптать по всякому оправданному и даже, если нам кажется, неоправданному поводу, но во всем слушаться и повиноваться и благодарить Бога и тех, кто Господом поставлен над нами. Если же возропщем на что-нибудь, то уподобимся преступным и неблагодарным иудеям, которые роптали на Того, Кто заботился о них, как написано: И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея, а Моисей сказал: Не на нас ропот ваш, но на Господа (Исх. 16: 2.8). За свой ропот они и полегли все в пустыне.

Их потомки в точности унаследовали неблагодарность и непослушание своих отцов. Они роптали на учеников Господа: «Почему вы едите и пьете с грешниками?» Роптали и на Самого Спасителя, когда Он сказал: Я хлеб живой, сшедший с небес (Ин. 6:51). Вот почему и сказал им Господь: Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего (Ин. 6:65), иными словами, человеку не будет дано, пока Отец не найдет, что он послушен, благодарен и не ропщет, как мы. И работники первого часа роптали на хозяина дома за то, что других работников он нанял в одиннадцатом часу, а заплатил и тем и другим поровну, и так далее (Мф. 20:1–15). На это Господь им ответил: Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди. Куда же Он отправляет ропотника? На левую сторону, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. Это ясно из слов, которыми Господь обличает этих работников в лукавстве и зависти: Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? (Ср: Сир. 32:17 и Притч. 6:32–33).

Б. Из аввы Марка

Кто к приказанию тайком примешивает своеволие, тот прелюбодей, как об этом говорится в книге Премудрости (См.: Сир. 32:17 и Притч. 6:32–33), и по скудости своего разума терпит скорби и бесчестие. Как невозможно соединить воду с огнем, так и нельзя соединить смирение и самооправдание. Если хочешь спастись, возлюби слово истины и никогда не будь настолько безрассуден, чтобы избегать обличений. Слово Истины обращало к покаянию порождения ехиднины и внушало им бежать от будущего гнева (Лк. 3:7). Кто принимает слово истины, тот принимает и Бога Слова. И Господь говорит: Принимающий вас Меня принимает (Мф. 10:40). Спущенный через кровлю расслабленный – это грешник, которого верующие обличают ради Господа, и по их вере ему прощаются грехи. Кто ненавидит обличения, неизбежно по собственной воле остается в страстях. А кто любит, тот переносит их благоразумно.

Как плывущие по морю с радостью переносят солнечный зной, так и ненавидящие зло любят обличения, потому что солнце защищает от ветров, а обличения – от страстей. А кому нипочем писанные заповеди и наставления, ну, тогда тому поможет конский хлыст и ослиное стрекало. А если и это не проймет, то Господь их обуздает уздою и удилами (Пс. 31:9).

В. Из святого Максима

Как преслушание само по себе есть порождение греха, так и послушание само по себе есть плод добродетели. Как преслушание ведет к преступлению заповедей и отлучению от Заповедавшего, так и послушание ведет к соблюдению заповедей и неразрывному соединению в любви с Давшим заповедь. Кто преступил заповедь по преслушанию, тот сделал грех и отлучил себя от единства в любви с Заповедавшим.

О том, что не должно осуждать наставника, даже если он нарушает то, чему учит; ибо было много учеников, которые доверились нерадивым наставникам и не осуждали их, но повиновались им ради Господа и сами спаслись и часто служили спасению и своих наставников

А. Из Патерика

Один рассудительный анахорет решил поселиться в келье, но не мог подыскать себе подходящую. А у некоего старца, знавшего анахорета, как раз была временно свободная келья, и он предложил отшельнику занять ее, пока тот не найдет себе другую. Анахорет пришел и поселился в ней. К нему стали ходить местные жители как к гостю издалека. Они приносили ему, кто что мог, и тот принимал приношения. Старец же, который дал ему келью, стал завидовать и поносить его.

– Я столько лет тут подвизаюсь в великих трудах, а ко мне никто не ходит. А этот проходимец, не успел появиться, как народ валом повалил к нему, – ворчал он, а потом сказал ученику: – Пойди и скажи ему: «Уходи отсюда – теперь келья мне самому понадобилась».

Ученик пошел и сказал анахорету:

– Мой авва велел спросить, как твои дела.

– Прошу его молитв, а то у меня что-то живот разболелся, – пожаловался гость. Брат вернулся к пославшему его наставнику и сказал:

– Старец велел передать: «Как только подберу келью, сразу уйду».

Через два дня старец сказал ученику:

– Пойди, скажи ему: «Если не уйдет, я сам приду и выгоню его палкой».

Брат пошел и сказал:

– Мой авва как только услышал, что ты болеешь, сильно расстроился и послал меня проведать тебя.

– Передай ему, – сказал гость, – по его молитвам мне уже лучше.

Ученик вернулся и передал своему старцу:

– Анахорет сказал: «До воскресного дня освобожу келью, если будет воля Божия».

Когда же наступило воскресенье, анахорет и не думал уходить. Старец взял палку и пошел сам побить его и выгнать в шею. Тогда ученик попросил своего старца:

– Лучше я пойду вперед. Вдруг там люди, и это послужит им соблазном.

Он пришел к отшельнику и сказал:

– Мой авва идет сюда, чтобы пригласить тебя к себе.

Когда анахорет услышал о такой любви старца, сам вышел к

нему навстречу, издали поклонился ему до земли и воскликнул:

– Отче, не утруждай себя, я сам иду к твоей святости.

Бог явно призрел на труды юноши и привел его авву к раскаянию: старец бросил палку, поспешил навстречу анахорету, обнял его и повел в келью, догадываясь, что отшельник, наверное, и не слышал, что он грозил ему через ученика.

Старец спросил юношу:

– Ты ничего не передавал ему из того, что я велел?

– Нет, – ответил тот.

И старец несказанно обрадовался этому. Он понял, что зависть внушил ему враг. К гостю он отнесся ласково, а потом пал в ноги юноше и воскликнул:

– Это ты мне отец, а я тебе ученик. Ведь своими трудами ты спас души нас обоих.

2. Кто-то из старцев рассказывал про отшельника пьяницу. Тот каждый день плел по циновке. Сплетет циновку, продаст в деревне, а деньги пропьет. И вот однажды пришел к нему один брат, остался у него и тоже стал плести каждый день по циновке. Старец брал свою и его работу, относил на продажу, все деньги пропивал, а брату приносил только ломоть хлеба и то поздно вечером. Так он поступал три года. За все это время брат не упрекнул его ни единым словом. Но однажды ему пришла такая мысль: «Сижу я тут разут, раздет, и хлеба едва хватает. Встану и уйду отсюда». А потом опомнился: «А куда мне идти? Опять искать? Но ведь Бог уже определил меня в эту киновию». Только он подумал об этом, как явился ему ангел и сказал: «Никуда не уходи, завтра я приду за тобой».

На следующий день ученик попросил старца:

– Никуда не уходи, отче, сейчас придут за мной и заберут.

В конце дня старец сказал:

– Уже поздно, чадо, и сегодня за тобой уже вряд ли придут,

– Нет, авва, обязательно придут, – возразил он и с этими словами почил.

– Какое горе, чадо! – со слезами воскликнул старец. – Я много лет живу здесь в нерадении, а ты за короткий срок одним терпением спас свою душу.

После этого старец образумился и стал опытным монахом.

Б. Из святого Ефрема

Братья! Ученикам не должно быть непослушными и прекословить своим о Господе наставникам, но проявлять всяческое смиренномудрие перед Богом и людьми. Если же случится так, что учитель на словах будет проповедовать добродетель, а на деле ее преступать, то по одному этому поводу не позволим сатане развратить наши души. Вспомним слова Господа: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; и так, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, но не делают (Мф. 23:1–4).

К этому же нас призывает и апостол Петр: Повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдав, терпите, то это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос постарадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах его. Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал это Судии Праведному (1Пет. 2:18–23). Есть у вас, братья, еще и пример смирения пророка Самуила. Он не превознесся в сердце своем перед священником Илией, даже после того как услышал такие суровые Божии слова об этом муже, но смиренно оставался у него в послушании (1Цар. 1:9–15).

Да сподобимся же, возлюбленные, нашего спасения! Будем готовы с покаянием принять всякое слово, какое бы мы ни услышали, даже если оно от нашего о Господе наставника. Как вода тушит огонь, так и покаяние укрощает ярость и гасит жажду мести. Пусть будет тебе примером пятидесятник, который пришел к Илие и своим смирением смягчил гнев пророка, и тем спас себя и всех своих людей (4Цар. 1:9–15).

Итак, возлюбленные, слушайтесь своего о Господе наставника. Исполняйте его слово в точности и никогда не пренебрегайте тем, что он говорит. И тогда с вами будет Тот, Кто сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Возлюбленные! Даже если наши игумены несправедливы к нам (да не будет этого!), будем служить им с доброй совестью, как Самому Господу, а не как людям, крепко памятуя, что награду мы получим от Господа.

В. Из Патерика

Некий старец жил в так называемых пустыннических кельях под Александрией. Он был крайне гневлив и малодушен. И вот один молодой брат, прослышав про него, дал обет Богу: «Господи, за то, что я творил в миру, пойду и буду жить у этого старца и своими трудами упокою его». Изо дня в день старец обращался с ним, как с собакой. И Бог увидел смирение и терпение брата. Через шесть лет его послушания ему было видение во сне: некий (человек) держал в руках длинный свиток, одна половина записей была стерта, а другая осталась. Он показал свиток брату и сказал: «Половину твоего долга простил тебе Владыка Бог. Подвизайся и ради остальной половины».

Неподалеку жил другой старец, муж весьма духоносный. Он знал историю брата и часто слышал, как старец выходит из себя и без причины оскорбляет брата, как юноша кладет ему поклоны, а старец все не унимается. Каждый раз встречая брата, духоносный старец спрашивал:

– Как твои дела, чадо? Как прошел сегодняшний день? Стяжал ли ты и нынче себе венок? И стер ли еще одну запись в списке?

Если же изредка выпадал такой день, когда старец не бранил брата, не оскорблял и не выгонял его вон, юноша приходил вечером к соседу и со слезами жаловался:

– Беда, авва, сегодня у меня скверный день. Я ничего не заработал и день прожил напрасно.

Прошло еще шесть лет, и брат почил. И духоносный старец увидел, что брат пребывает в сонме мучеников и с превеликим дерзновением вымаливает перед Господом своего старца: «Господи, как за него Ты помиловал меня, так и его помилуй по великим Твоим щедротам и ради меня, раба Твоего». Через сорок дней Господь взял к Себе и старца в место упокоения. Сколь же великое дерзновение обретают перед Богом те, кто ради Него терпят скорби!


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle