монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что, зло его творить легко, и многие выбирают, особенно теперь; добродетель же трудна, и немногие следуют ей, но им-то и должно внимать и подражать, а на остальных не обращать внимания

А. Из Патерика

Брат пришел к авве Феодору Фермийскому и сказал:

– Вот такой-то брат вернулся в мир.

– Ты удивлен? – спросил старец. – Не удивляйся этому. Скорее удивляйся, если кому-нибудь удастся избежать пасти диавола.

Старец сказал:

– Лучше жить с троими, боящимися Бога, чем с тысячами, не боящимися Его. В последние дни в общежительных монастырях на сотню и даже на большее количество братьев окажется только несколько спасающихся. А среди пятидесяти, боюсь, найдется ли хоть один. Ибо все обратятся к любимым своим трапезам, чревоугодию, любоначалию и сребролюбию. Будет много званных, а мало избранных (Мф. 20:16).

И еще сказал:

– В каком бы месте ты ни находился, когда увидишь человека нуждающегося, не обращай на него внимания. Но если увидишь нищего, не оставляй его, пока не дашь ему хлеба и не утешишь его.

Авва Пимен со слезами упрашивал авву Макария:

– Скажи мне слово, как спастись.

Макарий сказал:

– То, чего ты ищешь, теперь покинуло монахов.

Авва Иоанн рассказывал о том, как некий старец, придя в исступление, увидел трех монахов, стоящих на морском берегу. И был им глас с другого берега:

– Возьмите огненные крылья и летите ко Мне.

Двое взяли крылья и перелетели на другой берег. Третий же остался на берегу и стал плакать и рыдать. Но потом и он получил крылья, но не огненные, а слабые и немощные. С большим трудом, то падая в море, то взлетая, с горем пополам он все же добрался до берега. Таково и нынешнее поколение: если оно и получает крылья, то не огненные, а слабые и немощные.

Святые отцы, пророчествуя о последнем поколении, спрашивали друг друга:

– Что сделали мы?

Один из них, великий по жизни по имени Исхирион ответил:

– Мы исполнили заповеди Божии.

Еще задали вопрос:

– А что сделают следующие за нами?

Старец ответил:

– Они достигнут половины нашего дела.

И отцы снова спросили:

– А после них что?

– У того поколения, – ответил Исхирион, – совсем не будет дел. Однако на их долю выпадет искушение. И преодолевшие это испытание в те времена окажутся выше нас и наших отцов.

Б. Из святого Ефрема

Возлюбленный! Если ты увидишь, что монахи пренебрегают своими обязанностями, то сколь бы почтенными они ни были, будь внимателен, не подражай им. А то последуешь их путем и унаследуешь вечное мучение. Ведь если не сможешь стать с ними воздержанным, станешь превозноситься над ними и впадешь в высокоумие и тем самым предашь себя в руки дьявола. Так что себе внимай и береги душу свою. Ведь нас самих оправдают или осудят не за чужие дела. Мы предстанем обнаженными и открытыми (Евр. 4:13) и приведут нас к Судье, каждый даст ответ за себя и сам понесет свое бремя. Поэтому лучше, если мы всегда внимаем себе и подражаем тем, кто ведет богоугодную жизнь, смотрим и берем с них пример.

Пренебрегающие собственным спасением и делающие все только для видимости подобны воину, оказавшемуся среди врагов – на нем царский знак, а он служит врагам Царя. Истинно сказал Господь: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Внешний вид подобен листьям, а подвиг – плоду. И ты не смотри на внешность и не завидуй таким людям. Не говори себе, что ты, мол, лучше тех, кто погряз в своих страстях. Лучше вспомни сказанное в Писании, что в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, и одни в почетном, а другие в низком употреблении (2Тим. 2:20). И если не послушаешься, Господа и начнешь совершать дела греха, то превратишься в сосуд для низкого употребления. А если будешь творить дела Божии, ты сосуд избранный, честный, освященный, угодный Владыке и уготованный на всякое благое дело.

Ищи общества добрых людей, а от злых уклоняйся. Ведь ни обманщик, ни разбойник, ни могильный вор не родились такими, а научились от людей, чей ум растлил сатана. Ибо Бог все сотворил хорошо весьма (Быт. 1:31). И пусть тебя не прельщают ни бани, ни напитки, ни базарная толчея, ни наслаждения, иначе попадешь в страшную беду. Всегда помни об ужасной участи грешников и бойся оказаться среди них. Разве не приходилось тебе попасть в дом, где кто-то умер? Ты, услышав рыданья и стоны, разве не поспешил уйти оттуда? Временное свидетельствует о вечном. Сказано: Дай наставление

мудрому, и он будет еще мудрее (Притч. 9:9). Для спокойствия твоего внутреннего человека будь кроток при исполнении Божьих заповедей, но хитроумен, отражая дьявольские нападения и уклоняясь от вредных встреч.

Не водись с шутами и насмешниками, чтобы не повредить свой ум. Их слова хуже змеиного яда для того, кто слушает их: стариков они учат молодиться, а юношей втягивают в беззаконные дела. А если ты живешь в киновии и увидишь, что кто-нибудь из братии неподобающе ведет себя или затевает не богоугодные разговоры, не обращай внимания на них и на их речи. Всегда представляй Бога пред своими очами. Как сказано в Писании: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15:8). Пусть лукавый не внушает твоему сердцу такие мысли: «Эти старцы столько лет в монастыре, да еще и в подвигах, а так дурно ведут себя. Тогда что же мне остается делать, когда я гораздо моложе их?» Послушай, что говорит Господь: Много званных, а мало избранных (Мф. 22:14). И еще: Мало спасающихся (Лк. 13:23). И ты будь среди немногих, но избранных, а не с многими, но погибающими. Ибо делатели лукавства, где бы они ни были: в монастыре или в любом другом месте, суть сыны лукавого и подобны плевелам среди пшеницы. А ты будь пшеничным зерном, чтобы Господь убрал тебя в Свою житницу, а не сжег, как плевел, в огне неугасимом (См.: Мф. 13:24–30). Вспомни праведного Лота, ведь он жил в Содоме, но пороки и сладострастие жителей не развратили его, поэтому он и был спасен, как об этом написано: Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2Пет. 2:8). И дальше: Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда... и прочее (2Пет. 2:9). Хотя Лот и жил среди таких людей, однако не погиб вместе с ними. А Гиезия, служивший пророку Елисею, впал в грех. Так же и Самуил, он был у пророка Илии и жил рядом с его детьми. Но те погибли, а он спасся, потому что всей душой любил Господа и не завидовал беззаконным (Пс. 36:1). А Иуда ходил за Господом вместе с другими учениками, но предал Его беззаконникам.

Каждому из нас все время должно следить за собой. Если мы живем вместе с праведниками, то будем смотреть на них и стараться жить праведно, глядя на примеры добродетели, которые перед нами. А если живем среди грешников, то постараемся не только не завидовать их делам, но и своей добродетельной жизнью показывать им путь к спасению. Кто-нибудь может сказать: вот я, мол, человек немощный, малодушный, и беззаботным людям легко склонить меня ко злу. Пусть он обратится к Писанию и подражает жительству святых отцов, и к нему будет благоволить и Бог, и человеки. Пусть он ходит к тем, в ком живет страх Божий и кто умеет исцелять души, и все, что они говорят, воспримет и начнет исполнять с ревностью. Вот тогда вскоре можно ждать от него плода, потому что в Писании сказано: Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32:7). Еще следует понять: если человек, живя в монастыре, не заботится о своем спасении и делает все во вред себе, за это он получит еще более страшные мучения. И не только за себя, но еще и за тех, кто погиб по его вине и кому он давал пример легкомыслия и порочности. А тот, кто стремился к добродетелям и заботился о своем спасении, удостоится великой славы на небесах. Ведь своим братьям он подал пример добродетельной жизни и своей ревностью увлекал и более нерадивых исполнять заповеди. Кто в бою первым врывается в порядки противника, тому и почестей больше. И кто трудится на ниве Господней и всех зажигает своим примером, тот и больше других прославлен у Бога.

В. Из Антиоха Пандекта

Как оса пожирает труд пчел, так и ленивый брат оскверняет добродетельную жизнь монахов. Как трусливый воин развязывает руки врагу, так и нерадивый монах охлаждает

рвение братьев. Такого человека постигнет великий гнев Божий. И лучше, возлюбленные, жить среди немногих угождающих Богу, чем среди многих пренебрегающих заповедями Господними. Ибо где страх Божий, там любовь и согласие, там и Бог посреди них. А где Бога не боятся, там раздоры и зависть, а где зависть, да ненависть, там потеха для лукавого.

Вот почему предпочтительнее всего жить среди немногих, но добродетельных, чем среди многих людей испорченных. И Божественные Писания заповедуют нам то же самое. Так, в Притчах говорится: Не желай множества негодных, если нет в них страха Господня. Лучше один праведник, чем тысяча грешников. В сборище грешников возгорится огонь. А другой сказал: Не желай множества нечестивых... Когда они умножаются, не радуйся на них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь, ибо оплачешь их прежде их смерти. Лучше один праведник, творящий волю Божию, нежели тысяча грешников и нежели иметь детей нечестивых. Ибо от одного разумного населится город53 54.

Г. Из аввы Марка

Когда увидишь, какую любовь питают друг к другу двое злыдней, знай, что один потакает вожделениям другого. Гордый человек легко споется с тщеславным, потому что гордый хвалит тщеславного за то, что тот раболепно унижается перед ним. А тщеславный ублажает гордеца за то, что тот постоянно хвалит его. А ты держись от них подальше, чтобы не получить вреда.

Д. Из Отечника

Брат спросил старца:

– Как избежать соблазна при виде некоторых моих братьев, возвращающихся в мир?

И старец ответил:

– Представь себе собак, предназначенных для охоты на зайцев. Если одна из них, увидев зайца, погонится за ним, другие собаки будут смотреть не на зайца, а на собаку. Может, какая и побежит следом, но вскоре вернется назад; а собака, приметившая зайца, будет гнаться за ним, пока не настигнет жертву. Ее не смутят вернувшиеся назад собаки, равно как и кручи, буреломы и колючки, она и через непроходимые терновые заросли продерется, и даже много раз оцарапавшись, не прекратит погоню. Так и тот, кто ищет Владыку Христа, пусть непрестанно смотрит на Крест, и когда преодолеет все встречающиеся на пути соблазны, то встретит Распятого.

Е. Из святого Ефрема

Враг старается ополчить нерадивых братьев против усердных. Но если усердные будут внимательны и понесут их немощи ради Господа, то получат благодаря им духовную пользу. Творящий милость ближнему обретает милость у Господа. А кто не творил милости, тому и нет милости на суде. Не помогай брату во грехе, но попытайся по мере сил вызволить его из греха, чтобы были живы ваши души о Господе. Пусть страх Божий будет всегда пред очами твоими, и грех не овладеет тобой.

* * *

53

Ср.: ветхозаветную Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Сир. 16:1–7.

54

Перефразирован тот же текст Сир. 16:1–5 с незначительными добавлениями.


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle