монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что свои помыслы следует открывать рассудительным отцам, а не каким попало, как нужно исповедоваться и спрашивать отцов и с какой верой принимать их ответ и что это дает

А. Из Патерика

Однажды встретились два брата, жившие в уединении. Один сказал:

– Я решил сходить к авве Зинону и спросить об одном помысле.

– Я тоже хочу, – сказал другой.

И они пошли вместе. Авва поговорил с каждым из них наедине, выслушав, в чем заключались их помыслы. Первый брат пал в ноги старцу, слезно умоляя помочь ему.

– Иди и не поддавайся врагу, не изменяй себе, никого не осуждай и не оставляй молитву, – сказал ему авва, и монах ушел от него, исцеленный.

Другой брат, рассказав о своем помысле, только попросил:

– Помолись об мне, авва, – но попросил без душевной скорби.

Через некоторое время оба брата встретились снова. Один спросил:

Когда мы пришли к старцу, ты все рассказал ему о помысле, который собирался открыть?

– Да, – был ответ.

– Ну, и получил ли ты пользу, открыв ему все?

– Да, по молитвам старца Бог уврачевал меня.

– А я, – сказал другой, – хотя и открыл ему свой помысел, но не почувствовал исцеления.

Тогда брат, получивший от старца духовную пользу, поинтересовался:

– А как ты просил авву?

Тот ответил:

– Я просто попросил его помолиться обо мне, ибо у меня такой-то помысел.

– А я, – сказал исцеленный, – как только открыл ему помысел, оросил стопы его слезами, умоляя помолиться за меня. И по его молитвам Бог меня исцелил.

Старец рассказал нам об этом случае затем, что всякий человек, который просит кого-либо из отцов об избавлении от помысла, должен просить с душевной болью и от всего сердца, как Бога, и тогда получит избавление. А кто говорит о своем помысле равнодушно, тот не только не получает пользы, но и принимает осуждение.

2. Авва рассказывал, что один человек как-то впал в тяжкий грех, но потом раскаялся, с сокрушенным сердцем пошел к старцу и рассказал ему обо всем, но скрыл, что совершил грех, а только спросил, есть ли надежда на спасение для человека, испытавшего подобный помысел. Старец, не имевший представления, что такое различение помыслов, ответил:

– Ты погубил свою душу.

Когда брат услышал такое, подумал: «Раз я погубил мою душу, тогда вернусь в мир».

Но перед уходом он решил попрощаться и рассказать обо всем авве Силуану, обладавшему великим даром различения помыслов. Монах пришел к авве, но не сказал, что совершил грех, а спросил его так же, как того старца. Отец Силуан ответил, ссылаясь на Писание, что просто помыслы не могут служить человеку в осуждение. Когда брат услышал это, он приободрился душой, обрел благую надежду и сразу стал рассказывать, как все было. Услышав его исповедь, авва, как хороший духовный врач, немедленно применил целительные бальзамы – слова Писания, присовокупив к ним, что есть покаяние для тех, кто сознательно возвращаются к Богу.

Когда мой старец, у которого я был учеником, зашел к отцу Силуану, тот и рассказал ему эту историю, добавив:

– А теперь этот ввергнутый в отчаяние и хотевший уйти в мир монах сияет среди братьев, как звезда.

Мы поведали об этом случае для того, чтобы все знали, насколько опасно поверять свои мысли и дела нерассудительным мужам.

Б. Из святого Ефрема

Если кто открывает тебе свои помыслы, смотри, брат, как бы помыслы не одолели и тебя, особенно, если не особенно бдительно око твоего разума. Тогда ты окажешься, как кормчий на корабле в свирепую бурю. Вот почему ты должен с самого начала догадаться, что последует дальше, и сразу же утешить скорбящего, прибегнув к средствам, которые мы унаследовали от святых мужей и испытали сами. Ибо Богу не угодно, чтобы люди падали один за другим – Господь хочет спасти всех. Ты же, возлюбленный, открывай свои помыслы не всякому человеку, но лишь тем, о ком ты знаешь, что это духовные люди, независимо от внешности или седин. Потому что, как говорил апостол, многие имеют вид благочестия, а силы его отверглись (2Тим. 3:5). И Спаситель предупреждал: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их (Мф. 7:15–16).

Поэтому надо смотреть не на внешний вид (ведь дьявольские козни разнообразны), а на рассудительность человека.

Если в ком увидишь плоды Духа, то не скрывай своих помыслов от него. Иначе дьявол отыщет какой-нибудь темный уголок в твоей душе и затаится там, чтобы потом ввергнуть тебя в погибель. Будь осторожен, когда услышишь о грехах брата, бойся уничижать его в сердце своем за то, что он сотворил, но больше удивляйся его обращению и откровенной исповеди. Ибо открывать свои падения духовным мужам – это признак исправления, страха Божия, смиренномудрия и веры.

Вот почему должно особенно изумляться этим братом, утешать его со всяческим смиренномудрием, как сказано в Писании, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6:1). И Бог через пророка Иезекииля говорил; И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего (Иез. 33:12).

В. Из аввы Исаии

Если спросишь старца о помысле, то обнажи его перед ним полностью, раз ты знаешь, что он наверняка сохранит в тайне весь разговор с тобой. А если кто-нибудь заговорит о помыслах, которые одолевают и тебя, не слушай их, а то еще начнешь враждовать с ними. Если брат доверяет тебе свои прегрешения, не пересказывай их никому: ведь это будет тебе же в погибель. Если спрашиваешь старцев о помыслах, говори не об уже совершенном, но лишь о том, что досаждает тебе сейчас. Не будь лицемером, который одно подменяет другим, не говори, будто другой это совершил. Но говори истину и будь готов исполнить то, что тебе скажут. Ведь старцев ты не проведешь, а себя выставишь посмешищем, если будешь спрашивать не так, как нужно.

Когда ты спрашиваешь старцев о брани, не слушайся никаких внутренних подсказок, а только старцев. Сначала помолись Богу со словами: «Сотвори на мне милость и какова Твоя воля, дай отцам моим сказать мне». Что бы они тебе ни сказали, все выполняй в точности, и Бог дарует тебе покой. Если ты легко поддаешься страстям, то берегись, не позволяй никому откровенно рассказывать тебе о своих страстных помыслах – такая беседа только погубит твою душу. Никогда не открывай своих помыслов перед всеми, чтобы не создать затруднений твоим духовным отцам, и пусть тебя покрывает благодать Божия.

Г. Из аввы Кассиана

Когда мы ходили к святым отцам в Скит, то зашли и к авве Моисею, мужу высокому своей добродетелью и премудрому в божественных делах. Кроме прочих душеполезных бесед, спросили мы его и о том, как исповедовать помыслы и как это делать. Мы сказали, что наша застенчивость и утаивание помыслов происходит обычно от ложного страха, потому что некоторые отцы, выслушав братьев, не только не исцеляли, но и укоряли и повергали их в отчаяние. С такими случаями нам самим пришлось столкнуться в одном районе Сирии.

Некий брат со всей простотой и откровенностью открыл душу одному местному старцу. Преодолев стыд, юноша обнажил перед ним потаенные уголки своего сердца. Старец же от его слов пришел в негодование и принялся бранить беднягу за столь дурные помыслы, и многие другие монахи, узнав об этом, стали стыдиться открывать свои мысли святым.

Авва Моисей ответил нам:

– Это хорошо, чада, не скрывать свои помыслы от отцов, но исповедаться свободно и начистоту. И не слушаться своего мнения, а без всяких колебаний довериться опытности отцов. И все же тайны сердца нужно поверять старцам духовным, рассудительным и известным, а не каким попало или старым лишь годами. Ведь многие видят только возраст и внешний вид, открывают свои помыслы и, вместо исцеления, получают отчаяние, потому что не тех слушали.

Так, один брат весьма изнурял себя трудом, тем не менее бес блуда не оставлял его. Он пошел к старцу и открыл ему свою беду. А тот, будучи неопытен, услышав это, возмутился, назвал брата окаянным и недостойным даже носить монашеское одеяние, раз принимает такие помыслы. От его слов юноша пришел в отчаяние, оставил свою келью и пошел в мир. Но по Божию промыслу встретился с аввой Аполлосом, самым опытным из старцев. Тот, увидев его очень мрачным и подавленным, спросил:

– Брат, чем ты так расстроен?

От глубкого уныния поначалу брат ничего не отвечал, но старец уговорил его рассказать о причине своей печали.

– Меня мучают блудные помыслы, – начал юноша. – Я пошел и открыл их старцу. И по его словам, у меня нет никакой надежды на спасение, и вот я ухожу в мир.

Услышав это, отец Аполлос долго успокаивал и вразумлял беднягу.

– Не удивляйся, чадо мое, – сказал он, – и не отчаивайся. Меня даже в моем возрасте крепко терзают такие же помыслы. Не падай духом – это искушение. Его исцеляет не столько человеческий труд, сколько человеколюбие Божие. Только об одном прошу тебя, сделай милость, возвращайся в свою келью.

Брат так и поступил. Авва Аполлос проводил его до самой кельи, а потом пошел к старцу, сбившему брата с толку. Он остановился перед его кельей и со слезами стал просить Бога:

– Господи, ты все делаешь к лучшему и даешь искушения для нашей же пользы, пошли напасти молодого брата на этого старца, чтобы он хоть в своем возрасте на себе познал то, чему не научился за столь долгое время, и понял, что нужно сочувствовать тем, кого искушает дьявол.

После окончания молитвы авва увидел (черного) эфиопа, появившегося возле кельи и принявшегося метать стрелы в старца. Уязвленный ими, несчастный зашатался, как пьяный.

Не в силах вынести нападения, он выскочил на улицу и направился в мир той же дорогой, что и молодой монах. Увидев его, авва Аполлос вышел ему навстречу и спросил:

– Куда идешь, отче, и чем ты так встревожен?

Тот, сообразив, что святому известно случившееся с ним, от стыда ничего не мог ответить.

Тогда авва Аполлос сказал:

– Вернись в свою келью и впредь осознай свою немощь и пойми, что дьявол либо про тебя еще ничего не знает, либо презирает тебя и поэтому считает для себя недостойным даже воевать с тобой. И это действительно так, ибо ты и единого дня не смог выдержать его нападения. Это случилось с тобою за то, что ты, встретив новоначального брата, воевавшего с общим врагом, вместо того, чтобы воодушевить юношу на подвиг, вверг его в отчаяние. Ты забыл, что требует премудрая заповедь: Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? (Притч. 24:11); или притчу Спасителя: Трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит (Ис. 42:3). Ибо никто не смог бы выдержать нападения врага или погасить разжения естества, если бы Божия благодать не защищала человеческую немощь. Вот так и исполнился на нас Божий замысел нашего спасения. Поэтому обратимся к Богу с общей молитвой, чтобы Он отвел скорбь, которую наслал на тебя. Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5:18). Он умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит (1Цар. 2:6).

Сказав это, авва помолился и тотчас избавил старца от брани и на прощание посоветовал ему просить у Бога дать ему язык мудрых, чтобы он мог словом подкреплять изнемогающего (Ис. 50:4).

– Из этого очевидно, – продолжал Моисей, – что не существует иного надежного пути спасения, кроме как открывать свои помыслы опытным старцам, от них получать наставления в добродетели и не доверяться своей воле и своим суждениям. А то, что встречаются некоторые простодушные и неискушенные старцы, вовсе не означает, что нужно скрывать свои помыслы от опытных отцов и не исповедоваться им. Из-за одного-двух неопытных нельзя пренебрегать и терять доверие ко всем другим. Как и в случаях с врачом, следует сначала убедиться, насколько он искусен, и только после этого открывать ему свои душевные раны. И его лечения не отвергать, а с блго- дарностью принимать, даже если это больно.

Д. Из аввы Варсонофия

Брат спросил старца:

– Скажи мне, отче, кого должно вопрошать о помыслах и можно ли один и тот же вопрос задавать разным святым?

Старец ответил:

– Спрашивать нужно того, кому ты доверяешь и знаешь, что он может понести помыслы, и кому веришь, как Богу. А спрашивать другого о том же самом – признак безверия и искушения. Ибо если ты понимаешь, что Бог говорил (с тобой) через святого Своего, то зачем же искушать Бога, спрашивая о том же самом еще кого-то?

Брат спросил:

– Если и после полученного ответа помысел не оставляет, что должно думать и делать?

Старец ответил:

– Если навязчивый помысел и после ответа отцов продолжает смущать спросившего, значит, брат ничего не сделал и, выслушав ответ, явно не пребыл в чистоте и не проявил усердия для выполнения сказанного; он должен исправить ошибку и исполнить услышанное, ибо когда Бог говорит через святых Своих, тут лжи нет.

Брат спросил:

– Того же самого святого нужно спрашивать еще раз о том же деле или другого? Видишь ли, отче, как-то я обратился к одному отцу о своем помысле, и он мне посоветовал: не делай этого, но когда я снова спросил его о том же самом, он мне сказал: делай. Как быть в таком случае?

Старец ответил:

– Брат! Божии судьбыбездна великая (Пс. 35: 7). Однако знай, что Господь влагает в уста старца ответ по сердцу вопрошающего для испытания его. Если в сердце вопрошающего происходит перемена, то он удостоится услышать иное; или если обстоятельства дела изменились, то Господь вкладывает в уста Своего святого другой ответ. Так, Он через Исаию говорил царю Езекии; ибо, сказал Он, сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты (4Цар. 20:1). Сердце царя изменилось, и он опечалился. Тогда Бог через того же Исаию сказал ему: прибавил Бог к жизни твоей еще пятнадцать лет (4Цар. 20:6). Если бы Он сказал это через другого, произошел бы соблазн из-за того, что святые говорят по-разному (об одном и том же). И опять, говоря сообразно с сердцем ниневитян, Он сказал через Иону: «Через три дня Я разрушу город»46. Когда же сердца их пременились к покаянию, Бог проявил к ним Свое человеколюбие и пощадил за то, что они исправились к лучшему (Иона. 3:10). Поэтому никогда нельзя менять святого, но снова вопрошать его же. Если же возникает необходимость, чтобы Бог по какой-либо причине менял ответ, то это Он совершает чрез того же святого, дабы не произошло искушения.

Брат спросил:

– А если я получу наставление отца по какому-нибудь делу, пойду и сделаю, как он сказал, но увижу, что по совету старца ничего не получается, я впаду в отчаяние, не зная, что мне думать и делать?

– Ответ будет сходен с первым, – начал старец, – а в чем, вот послушай. По этому делу тебе сказали: «Делай так-то», но ты поступил иначе. Прежде всего тебе нужно исследовать, не из-за пристрастия ли своего сердца к этому делу ты не открыл всего Богу? И потому Он не допустил делу исполниться по совету отцов. Для своего вразумления пойми, что причина в тебе самом и нужно не приписывать ее ответу старцев, а винить лишь самого себя. (Вспомни) Елисея, он послал своего ученика воскресить мертвого, но тот не воскрес, и причина была не в пославшем, а в посланном, в противном случае как потом Елисей сам смог бы воскресить умершего? (4Цар. 4:29–36).

Тебе следует по силам стараться исполнить отеческий совет и вести дело в согласии с ним. В случае же безуспешности твоих стараний пойми, что произошло изменение обстоятельств: или ты действительно сам не смог (поступить так), как тебя заранее предупреждали, или в самом деле, или во внешних условиях действительно произошли перемены, и потому Бог изменил ответ тебе, как (произошло в случае) с Езекией и ниневитянами.

В случае же, когда рядом с тобой не окажется никого, чтобы попросить у него совета, то снова обратись к Богу и, назвав имя того же старца, скажи: «Боже, не попусти мне отклониться от воли Твоей и от совета раба Твоего, но возвести мне, как поступить». И если Он возвестит, что тебе делать, положись на то, что Бог говорил тебе через Своего святого и наставил тебя, и знай, что скорей всего произошли какие-то перемены, из-за чего Бог изменил исполнение ответа.

Брат спросил:

– Владыко, сколько раз нужно помолиться, чтобы получить извещение о моем помысле?

Старец ответил:

– Когда не можешь спросить своего старца, надобно трижды помолиться и потом смотреть: куда склонится сердце, хоть на волосок, то и делай, ибо от Бога посылается полная уверенность, и сердцу будет непременно явлено это.

Брат спросил:

– Как должно молиться три раза, в разное время или тотчас же? Ведь нередко бывает так, что дело нельзя откладывать надолго.

Старец ответил:

– Если есть свободное время, помолись три раза в течение трех дней. В случае же крайней необходимости, когда оказываешься в трудном положении, как во время предания Спасителя, возьми за образец, что Он отходил трижды на молитву, и, молясь, трижды произносил одни и те же слова (Мф. 26:44), хотя, по-видимому, и не был услышан, ибо надлежало непременно свершиться Божьему замыслу спасения (рода человеческого). Тем самым Он учит нас не печалиться, если во время молитвы не бываем услышаны, ведь Он лучше нас знает, что нам полезно. Наше же дело не прекращать благодарить Его, и Он сохранит нас.

Брат спросил:

– А если и после длительной молитвы не получаю извещения, что мне делать тогда? Но даже если и придет извещение, по моей вине оно может утаиться от меня, как узнать об этом?

Старец ответил:

– Если и после третьей молитвы не получишь извещения, знай, что ты сам в этом виноват. И если не понимаешь своего согрешения, повинись, и Бог помилует тебя.

Брат задал вопрос:

– Как следует поступать спрашивающему отцов: должен ли он непременно исполнять то, о чем спрашивает?

Старец ответил:

– Не все, но только то, что говорится ему как заповедь; ибо одно дело – простой совет по Богу, а другое – заповедь. Совет – это наставление не понудительное, но лишь показывающее человеку правый путь жизни; заповедь же налагается, как ярмо, и требует трудов, чтобы понести его.

Брат спросил:

– Отче, ты объяснил мне различие между заповедью и советом, по Богу данным. Объясни мне и признаки, чтобы их распознавать и силу того и другого.

Старец ответил:

– Если ты прибегаешь к отцу духовному, спросив его о чем-либо, не потому, чтобы желал получить заповедь, но для того, чтобы услышать от него лишь ответ по Богу, и он скажет, что следует тебе делать, ты должен непременно это исполнить. Когда поступишь так и получишь скорбь, не смущайся, ибо так бывает к твоей же пользе. Если же не захочешь сделать так, то хотя и думаешь, что не нарушаешь заповеди, потому что принял ее не как заповедь, но тем не менее ты захотел презреть полезное, то должен осуждать себя за это, ибо надобно верить, что все, исходящее из уст святых, служит к пользе слушающих. То же самое надлежит разуметь и тогда, когда старец сам от себя скажет тебе что-либо, подвигнутый помыслом по Богу, хотя ты вовсе ни о чем не спрашивал его, что и случилось однажды. Как-то один брат захотел пойти в город, а другой старец по собственному почину сказал ему:

– Если пойдешь туда, впадешь в блуд.

Тот не послушался, пошел и пал. А когда особенно спрашиваешь о каком-либо деле, желая получить заповедь, тогда должен сделать поклон и просить оную; получив же, опять сделать поклон, чтобы давший ее благословил тебя, и сказать ему:

– Отец мой! Сверх того, что ты дал мне заповедь, благослови меня и помолись, чтобы я исполнил ее.

Знай же, брат, старец дает заповедь не просто, но помогает молением и молитвами, чтобы ты мог сохранить ее. Если же, забывшись, не совершишь перед ним поклона, чтобы получить благословение, не думай, что заповедь была упразднена твоей забывчивостью, ибо она и в таком случае имеет силу, а только ты принял ее не так, как бы надлежало, и не в порядке. И если можешь, то не поленись пойти сделать поклон и испросить благословение. Если же не можешь этого сделать, то знай: ты принял заповедь без внимания.

Брат спросил:

– Когда я прошу заповедь, а старец не намерен давать ее или, напротив, дает, когда не прошу, вменяется ли в таком случае сказанное им как заповедь и следует ли в точности соблюдать ее? Так как существуют правила церковные и изречения отеческие, письменно переданные, то неужели и их мы обязаны соблюдать как заповедь?

Старец ответил:

– Если тот, кого ты спрашиваешь, не намеревался давать заповедь, то сказанное им не вменяется в заповедь, хотя бы ты и сам просил этого. Если же он рассудил дать тебе заповедь, хотя ты сам и не просил об этом, то сказанное им есть заповедь и надобно соблюдать ее. И то надлежит принимать как заповедь, что определяют догматические правила47 или изречения отцов, сказанные в виде определений. Но утверди это в своих мыслях не иначе, как после беседы с отцами, потому что ты сам не можешь правильно разуметь силу этих изречений. Итак, поговори с отцами и лучше покорись тому, что они скажут, и сохрани их слово нерушимо с помощью человеколюбивого Бога и молитв святых. Аминь.

Брат спросил:

– А если я нарушу заповедь по искушению, что тогда?

Старец ответил:

– Приняв заповедь от святых и нарушив ее, не смущайся и не отчаивайся до того, чтобы вовсе оставить ее. Вспомни того, кто сказал: Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24:16). Вспомни и слова Господа Петру, чтобы он до седмиж- ды семидесяти раз прощал брату своему (Мф 18:22). Если же

Он людям заповедал так прощать, то тем более простит Сам, преисполненный всяких милостей и превозмогающий все. Господь непрестанно взывает через пророка: Обратитеся ко Мне, и Я обращуся к вам (Зах. 1:3), ибо Я милостив и не хочу смерти грешника, – и так далее. Смотри не слушай, будто запрет на грех упразднен. Нет, эта заповедь по-прежнему в силе и учит покаянию. Относиться к ней лениво и небрежно опасно, ибо это серьезное дело. И не подумай смотреть на эту заповедь с презрением, как на какой-нибудь пустяк, но даже если и впадешь в подобную нерадивость, постарайся исправиться, ведь ты же знаешь, даже маленькая небрежность ведет к большому греху.

Брат сказал:

– Помысл внушает мне не спрашивать святых, чтобы, уразумев полезное, по немощи моей и небрежению не впасть в грех.

Старец ответил:

– Этот помысел весьма вредный и погибельный, и потому не слушай его. Ибо кто осознал свою греховность, тот всячески осуждает себя. А если не осознал, то никогда не осудит себя, и его страсти останутся неисцеленными. Дьявол внушает такой помысел, чтобы человек не излечился от страстей. А когда помысл внушает, что ты не можешь исполнить ответа по немощи, тогда спрашивай так: «Отец мой! Я хочу сделать то- то, скажи, что мне полезно, хотя я знаю, что, если ты скажешь слово, то не смогу исполнить и соблюсти его. Но все же я хочу этому научиться, дабы осуждать себя за то, что презрел полезное». Это ведет тебя к смирению. Господь да сохранит сердце твое молитвами святых. Аминь.

Брат спросил:

– Скажи мне, отче, почему, когда меня тяготят помыслы и я прошу старцев помолиться обо мне, только услышу их слова, моя душа сразу успокаивается?

Старец ответил:

– Когда корабль застигает буря, и волны швыряют его из стороны в сторону, если есть на нем кормчий, то он данной от Бога мудростью спасает судно. И пассажиры радуются спасению корабля. Также больной безмерно радуется от одного воспоминания о враче, не говоря уже о его помощи. И путнику на дороге, боящемуся разбойников, становится легче на душе от голосов сторожей и еще больше от их появления. Раз это так, то не больше ли радости и спокойствия дает ответ отца тому, кто слушает его, особенно, если его слово согрето горячей молитвой к Богу. Сам Господь сказал: Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5:16). Отцы берут на себя страдания своего ближнего и с горячими слезами взывают к Своему Владыке Иисусу: Наставниче, спаси, погибаем (Ср.: Лк. 8:24).

– Если, – продолжал старец, – много может... молитва праведного (Иак. 5:16), как говорится в Писании, то нужно без колебаний просить праведников молиться о нас. Даже если мы и не достойны, но благой Владыка примет ходатайство Своих рабов, как он уже не раз делал, и помилует нас. Потому что Господь, как сказано, волю боящихся Его сотворит (Пс. 144:19). И еще: Воззваша праведники, и Господь услыша их (Пс. 33:18). Сколько раз бывало, брат, что разбойники разбегались, заслышав голос того, кто сильнее их. Так и мысленные разбойники, только заслышат тех, кто превосходит их силой Духа, в страхе бросаются наутек. Потому что людям сказал Иисус, их Владыка и Заступник: Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). И еще: Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10:19). Так что, – сказал в заключение авва, – будем просить святых молиться о нас и будем вверять себя их предстательству, ибо это приносит превеликую пользу.

Е. Из Патерика

Авва Пимен говорил: «Не доверяй свою совесть тому, о ком тебя не известило твое сердце».

Один брат впал в грех. Но когда он пришел к авве Лоту, то испугался так, что, едва войдя в келью, сразу же из нее выбежал, не успев даже присесть. Авва спросил его:

– Что с тобой, брат?

Тот ответил:

– Я совершил страшный грех, не могу даже говорить о нем.

Тогда старец сказал:

– Исповедуй его мне, и я возьму грех на себя.

Брат сразу пал на землю и сказал:

– Я покорился блудной страсти и принес жертву идолам, чтобы достичь желаемого.

– Воспрянь духом, – сказал старец, – ибо есть покаяние. Ступай, поселись в пещере и постись, вкушая пищу через день. И я приму на себя половину греха. Брат ушел и сделал так, как велел старец. Когда прошло три недели, старцу было божественное извещение, что Бог принял покаяние брата и простил ему грех. Позвав брата, авва рассказал ему о милости Божией. И брат оставался в послушании у старца до смерти.

Брат пришел к авве Пимену и спросил:

– Что делать, отче, если меня терзает блудная страсть? Знаешь, я ходил к авве Ивистиону, и тот сказал мне: «Не давай помыслу закоснеть в тебе».

– Авва Ивистион, – заметил авва Пимен, – пребывает высоко в небе вместе с ангелами, и не видит, что мы с тобой остаемся в блуде. Поэтому знай: если монах сидит в келье, обуздывает чрево и язык, пусть не унывает, ибо он не погибнет.

Брат, смущаемый блудным искушением, пришел к великому старцу и попросил:

– Окажи любовь, помолись обо мне, ибо я страдаю от блудного искушения.

Старец помолился Богу о нем. Брат снова пришел и сказал, что искушение его не оставляет. Старец тут же стал молиться Богу такими словами:

– Господи, открой мне, как живет этот брат и откуда такое искушение, ибо я молился Тебе, но он не получил облегчения.

И Бог открыл, что происходит с братом. Старец увидел: брат сидит в келье, и бес блуда рядом с ним. Ангел же Господень, посланный ему на помощь, стоит в стороне и гневается на брата за то, что тот не обращается к Богу, чтобы с помощью молитвы бороться с помыслами, но наслаждается этими помыслами, и весь свой ум предал во власть врага. Авва понял, что вся причина в самом брате, и когда тот пришел, сказал ему:

– Ты сам виноват, что сочетаешься с помыслами, – и научил его, как противостоять им. Брат вразумился и благодаря молитве и поучению старца, обрел успокоение.

Брат, мучимый войной с блудными искушениями, пришел к старцу и попросил его помолиться, чтобы прекратилась эта война. Авва сжалился над ним и молился о нем Богу всю педелю. На седьмой же день он спросил:

– Как твоя битва, брат?

– Плохо, отче, – был ответ, – я не чувствую никакого облегчения.

Старец удивился. И вот, явился ему ночью сатана и сказал:

– Поверь, старче, с первого дня, как ты стал молиться Богу, я отступился от него,, но у него есть собственный бес и своя битва – с чревоугодием. Я не принимаю участия в этой его войне, но он сам на себя ополчается, потому что много ест, пьет и спит, иногда до сытости, а иногда и забывая всякую меру.

Брат спросил старца:

– Если придет ко мне скорбь, а рядом не окажется надежного человека, с кем бы я мог разделить ее, как мне быть?

Старец ответил:

– Верю, что Бог ниспошлет Свою благодать и поможет тебе, если ты по-настоящему будешь молиться. Я слышал, что в Скиту было такое происшествие. Жил один подвижник, и он, не видя вокруг никого, кому можно было бы исповедоваться, с вечера приготовил плащ, чтобы рано утром пойти на исповедь. Однако ночью явилась ему благодать Божия в образе девы и сказала: «Никуда не ходи, но сиди здесь рядом со мной, ибо ничего страшного не произошло от услышанного тобой». Он послушался, остался в келье, и тотчас уврачевалось его сердце.

Ж. Из святого Варсонофия

Брат спросил старца:

– Обо всех ли рождающихся в сердце помыслах нужно спрашивать старцев?

Тот ответил:

– Обо всех не требуется, ибо они быстро проходят, но вот о задерживающихся в тебе и борющихся с тобой обязательно нужно. Человек, которого много бранят, презирает бранящих его и не обращает на них внимания. Но если кто-то из них полезет в драку и изобьет его, то он сразу же обратится к правителю и предъявит обвинение против задиры. Так нужно поступать и с помыслами: если они нападают и не отстают от тебя, то пойди и расскажи о них старцам.

Брат сказал:

– Почему так получается: после того, как я задам вопрос, сразу осуждаю других?

Святой ответил:

– Осуждение других происходит с тобой потому, что в тебе еще не умерло оправдание. Суди самого себя, и перестанешь судить других.

* * *

46

Ср.: Иона 3:4: Еще сорок дней и Ниневия будет рарушена! Хотя в Писании сказано иначе, мы оставляем, как в греческом орининале.

47

Имеются в виду не определения догматов веры, но правила, касающиеся христианской жизни, постановленн^іе на Соборах и написанн^іе некоторыми отцами церкви.


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle