Азбука веры Православная библиотека Церковное право Инославие Положение о браке в новом каноническом законодательстве
Антонио М. Абате (католик)

Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Источник

Содержание

Предисловие

Часть первая. Установление брака Глава первая. Брак в порядке природы и благодати 1. Определение брака 2. Блага и цели брака 3. Существенные свойства брака 4. Таинственная природа брака 5. Законы, регулирующие брак 6. Оценка сомнительного брака 7. Пастырское попечение, предшествующее браку 8. Юридическое попечение, предшествующее браку Глава вторая. Брачное согласие 1. Согласие – действующая причина брака 2. Естественная способность изъявлять согласие 3. Минимальные познания о браке 4. Ошибка относительно личности или качества личности партнёра 5. Ошибка относительно единства и нерасторжимости 6. Исключение предмета согласия 7. Исключение единства и нерасторжимости 8. Исключение дополнительного элемента 9. Согласие, данное под условием 10. Согласие, данное под воздействием страха Глава третья. Препятствия браку 1. Юридическая дееспособность супругов 2. Минимальный возраст для вступления в брак 3. Неспособность к совершению супружеского акта 4.Существование предыдущих уз 5. Брак с некрещёной стороной 6. Безбрачие священнослужителей 7. Безбрачие в «посвящённой жизни» 8. Брак с похищенной женщиной 9. Брак между сообщниками преступления 10. Кровное родство и свойство 12. Юридическое родство 13. Освобождение от препятствий браку Глава четвертая. Каноническая форма бракосочетания 1. Присутствие супругов 2. Ассистирование при бракосочетании от имени Церкви 3. Ассистирование по делегированному полномочию 4. Ассистирование по восполняющему полномочию 5. Ассистирование мирянина при бракосочетании 6. Присутствие двух общих свидетелей 7. Отсутствие «ассистирующего» лица 8. Место и обряд бракосочетания 9. Тайное бракосочетание 10. Диспенсация от канонической формы 11.Регистрация брака 11. Простая конвалидация 13. Исцеление в корне 14. Узаконение потомства Глава пятая. Смешанные браки 1. Отделённые Церкви и общины 2. Разрешение на заключение смешанного брака 3. Заключение смешанных браков 4. Брак тех, кто утратил веру 5. Брак тех, кто объявляет себя неверующим Часть вторая. Расторжение брака Глава первая. Расторжение брака в учительстве церкви 1. Церковь, хранительница естественного права 2. Диспенсация от закона нерасторжимости 3. Заместительная власть Церкви 4. Активный субъект заместительной власти 5. Делегируемость заместительной власти 6. Богословская основа и определение Глава вторая. Расторжение брака, заключенного между двумя крещеными сторонами 1. Брак «одобренный и завершённый» 2. Мнения и перспективы. 3. Брак «одобренный, но не завершённый» 4. Стадия подготовки процесса 4. Стадия вынесения судебного решения 6. Право вступить в новый брак Глава третья. Расторжение брака, заключенного между крещеной и некрещеной сторонами. 1. Естественные узы 2. Стадия подготовки процесса 3. Доказательство отсутствия крещения 4. Отсутствие обращения в веру у стороны-просительницы 5. Определение нового брачного партнёра 6. Предпосылки законности диспенсации 7. Благоприятствование вере 8. Стадия принятия окончательного решения 9. Новый брак стороны-ответчицы 10. Незавершённый брак Глава четвертая. Расторжение брака, заключенного между двумя некрещеными сторонами 1. Привилегия Св. Апостола Павла 2. Опрос некрещёной стороны 3. Разлучение по причине тюремного заключения или преследований 4. Право, предоставленное обратившемуся многожёнцу 5. Если крещение принимают оба супруга 6. Ни один из супругов не принимает крещение 7. Сомнения относительно предпосылок привилегии веры 8. Последствия расторжения брака  

 
Предисловие

По прошествии значительного периода времени после того, как в день праздника Пятидесятницы 1917 года был обнародован Кодекс канонического права, назрела необходимость в его пересмотре. Иоанн XXIII ощущал её с первых дней своего понтификата. Объявляя о созыве Вселенского Собора, названного затем Вторым Ватиканским, он выразил желание приступить к «предвозвещённому и долгожданному обновлению Кодекса канонического права»1, чтобы «привести его в соответствие с нынешними потребностями»2. По завершении Второго Ватиканского Собора эта необходимость стала ещё более ощутимой. Вселенское собрание разъяснило и сформулировало вероучительные и юридические принципы, которые требовали конкретного выражения и осуществления. Выполнить это задание в своей сфере должно было каноническое законодательство.

После смерти Иоанна XXIII Павел VI, взявший на себя обязательство дать Церкви обновлённую юридическую систему3, не раз указывал критерии, которым надлежало следовать в новой кодификации. В первом торжественном обращении к Комиссии, которой было поручено выполнение этой задачи, Папа уточнил, что при вышеупомянутом пересмотре необходимо было принимать во внимание действующий Кодекс и документы Второго Ватиканского Собора и руководствоваться ими. Первый должен был быть «как бы наставником» благодаря опыту, почерпнутому из прошлого, а вторые должны были «заложить как бы основы нового дела», учитывая, прежде всего указания и дух, дарованные Собором Церкви4.

После смерти Павла VI обязательство снабдить Церковь законодательством, отвечающим новому периоду, начавшемуся благодаря соборной атмосфере, было унаследовано Иоанном Павлом I. В своём первом и единственном послании всей семье человеческой он прямо заявил о своём «намерении продолжить пересмотр двух Кодексов канонического права – как восточной традиции, так и латинской, – дабы придать внутренней пище святой свободы детей Божиих основательность и прочность юридических структур»5.

Но понтификат Иоанна Павла I оказался кратким, как проблеск утренней зари. Его преемник Иоанн Павел II, принимая ту же самую программу, напомнил, что «дисциплина стремится не ущемить, но гарантировать верное устройство, свойственное мистическому телу, обеспечить нормальное и почти физиологическое единение между образующими его членами»6.

Спустя почти четверть века после возвещения о начале работы по пересмотру нового Кодекса канонического права для Латинской Церкви она была завершена. Радость обнародовать его, официально вручить его церковной общине, выпала на долю Иоанна Павла II, 25. 01. 1983, в пятый год его понтификата. В документе об обнародовании7 Папа выразил надежду на то, что «новое каноническое законодательство окажется действенным средством, благодаря которому Церковь сможет сообразоваться с духом Второго Ватиканского Собора и становиться всё более и более способной к исполнению своей спасительной миссии этом мире»8.

Процесс разработки нового Кодекса канонического права превзошёл все исходные ожидания, поскольку «было приложено всё возможное старание к тому, чтобы <...> выработать точное выражение законов, опирающееся на прочную юридическую, каноническую и богословскую основу»9.

Тем временем законодательная деятельность Церкви не прерывалась; более того, она стала особенно плодотворной. Предпринимая всё новые и новые шаги, особенно в последний период, Церковь пересмотрела и дополнила различные аспекты канонического законодательства, подобно тому, как она делала сразу после обнародования прежнего Кодекса, который можно назвать «пио-бенедиктинским». Многие из этих нормативных требований вошли в нынешнее каноническое законодательство.

Здесь рассматривается только «новое законодательство о браке». В нём находят применение, в той части, что его касается, те руководящие критерии, по которым проводилось и с которыми сообразовывалось составление нового Кодекса канонического права, который, согласно выражению Иоанна Павла II, следует считать «последним соборным документом»10.

В русле богословских, юридических и пастырских размышлений вселенского собрания в новое законодательство о браке было включено, и в его тексте дано определение брака, что не имело прецедента в прошлом. Оно было помещено во вступлении к посвящённому этой теме разделу, а именно в кан. 1055, § I, где говорится, что «брак» – это «общность всей жизни» между мужчиной и женщиной, «по самой природе своей направленная ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства».

Из этого определения исходят и развиваются дальнейшие нормы. Многие из них сохраняют формулировку или, по крайней мере, содержание соответствующих им прежних норм, тогда как другие принимают и утверждают нововведения, появившиеся за более чем семьдесят лет, прошедших с момента обнародования прежнего Кодекса, а третьи подтверждают или придают юридическую надёжность, разрешая своим выбором спорные вопросы, по которым высказывались различные мнения.

Вкратце можно сказать, что новое законодательство о браке руководствовалось стремлением защитить основополагающее право на брак, присущее мужчине и женщине, ограничив неправоспособность ко вступлению в него и вместе с тем заботясь о том, чтобы их выбор был осознанным, свободным, обдуманным и возможным.

На нижеследующих страницах предлагается общий обзор, который позволит читателю ознакомиться с положением о браке в новом каноническом законодательстве в его теоретическом и практическом, юридическом и пастырском аспектах. Здесь редко указываются какие-либо изменения по сравнению с параллельными нормами пио-бенедиктинского Кодекса, что уже является задачей монографии. Данный трактат почти целиком представляет собою перераспределение и разъяснение канонов, объединённых и связанных между собой по различным темам, с частыми ссылками на соборное11 и папское Учительство, являющееся основанием и вероучительным источником этих канонов.

Настоящее руководство является дополнением к пособию, уже вышедшему вторым изданием незадолго до обнародования нового Кодекса под названием Положение о браке в нынешнем каноническом законодательстве. В целом предыдущая редакция сохраняется, хотя во многих местах она была заметно переработана, чтобы её можно было привести в соответствие с требованиями нового канонического законодательства. Руководство предназначено тем, кто готовится к пастырскому матримониальному служению или уже посвятил себя ему.

Рим, 7 октября 1984 г.

* * *

1

Выступл. на Священной Коллегии Кардиналов, 25. 01. 1959: A.A.S. 51 (1959), р. 68.

2

Энцикл. письмо Ad Petri Cathedram, 29. 06. 1959: A.A.S. 51 (1959), p. 498.

3

Первое послание католическому миру, 22.06.1963: А.А.S.60 (1963), р.572.

4

Выступл. перед членами Понтификальной Комиссии по пересмотру Кодекса канонического права 20. 11. 1965: A.A.S. 57 (1965), р. 988.

5

Послание Urbi et Orbi, 27. 08. 1978: A.A.S. 70 (1978), p. 695.

6

Первое послание католическому миру, 17. 10. 1978: A.A.S. 70 (1978), р. 924.

7

Конституция Sacrae disciplinae leges, 25. 01. 1983: A.A.S. 75, часть II (1983), pp. VII-XIV.

8

Указ, место, р.XIII.

9

Указ. место.

10

Выступл. перед участниками курса по новому Кодексу канонического права: «Оссерваторе Романо», 21–22. 11. 1983.

11

Сокращённые названия документов Второго Ватиканского Собора: S.C........ Sacrosanctum Concilium, Догматическая Конституция о священной Литургии. L.G........ Lumen Gentium, Догматическая Конституция о Церкви. О.Е……... Orientalium Ecclesiarum, Декрет о Восточных Католических Церквах. U.R........ Unitatus Redintegratio, Декрет об Экуменизме. C.D........ Christus Dominus, Декрет о пастырском служении Епископов. P.C……... Perfectae Caritatis, Декрет об обновлении жизни монашествующих. G.E……... Gravissimum Educationis, Декларация о христианском воспитании. N.A........ Nostra Aetate, Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям. D.V........ Dei Verbum, Догматическая Конституция о Божественном Откровении. А.А........ Apostolicam Actuositatem, Декрет об апостольстве мирян. D.H........ Dignitatis Humanae, Декларация о религиозной свободе. A. G......... Ad Gentes, Декрет о миссионерской деятельности Церкви. G.S….......Gaudium et Spes, Пастырская Конституция о Церкви в современном мире.


Источник: Антонио M. Абате (О. Р.). Положение о браке в новом каноническом законодательстве ISBN 5-900086-11-9

Комментарии для сайта Cackle