священник Иоанн Юркович (католик)

Источник

I. Верующие

Предмет ІІ-ой книги Кодекса Канонического Права (ККП) от 1983 г. «О народе Божием» (De Populo Dei) – юридическое определение строения Церкви, принципов служений и власти в ней, посвящённой жизни и статуса верующих согласно учению Догматической Конституции ІІ-го Ватиканского Собора о Церкви «Свет народам» (Lumen gentium).

Коренными по отношению к предшествующему законодательству новшествами эта книга (возможно, больше, чем любая другая) отвечает стремлению Кодекса быть верным обновлённой соборной экклезиологии.

Книга делится на три основные части, посвящённые:

1. Верующим (мирянам и клирикам) и их объединениям (канн. 204–329);

2. Иерархическому устройству Церкви, т.е. её организации: как центральной, так и местной (канн. 330–572);

3. Институтам посвящённой жизни и обществам апостольской жизни (канн. 573–746). Эта часть занимает место тех норм, которые в старом Кодексе были посвящены монашествующим.

Раздел первый. Верующие в целом

1. Определение1

204 § 1. Верующие – это лица, которые, сочетавшись Христу через крещение, составляют народ Божий, благодаря чему они по-своему становятся участниками священнического, пророческого и царского служения Христа и призываются – в соответствии с положением каждого из них – к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире.

§ 2. Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним.

205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления.

206 § 1. Особым образом с Церковью связаны оглашенные, т.е. те, кто, будучи движимы Духом Святым, открыто заявляют о своём желании приобщиться к ней и посему этим самым обетованием – как и жизнью веры, надежды и любви, которую они ведут – соединяются с Церковью, пекущейся о них уже как о своих [чадах].

§ 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь, которая, призывая их вести евангельскую жизнь и приобщая к священным обрядам, уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам.

207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами.

§ 2. И в той, и в другой части верующих есть и такие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости.

Согласно определению кан. 204, верующие (christifideles) – это «лица, которые, сочетавшись Христу через крещение (и представляя собой, таким образом, физические лица в каноническом законодательстве: см. кан. 96) образуют народ Божий и благодаря этому по-своему становятся участниками священнического, пророческого и царского служения Христа; они призваны в соответствии с положением каждого из них осуществлять ту миссию, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире».

Это значит, что в полноте общения с католической Церковью пребывают те крещёные, которые в её зримом составе соединяются со Христом посредством уз исповедания веры, таинств и церковного управления (кан. 205). «Эта Церковь, составленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним» (кан. 204, § 2).

2. Оглашенные (Catechumeni)

Как было показано выше, приобщение (incorporatio) верующего к Церкви Христовой, а тем самым и к народу Божию, происходит с крещением (кан. 96).

Однако есть и такая категория лиц, которые, хотя и не приняв крещения и поэтому не являясь с сугубо юридической точки зрения частью народа Божия, некоторым образом уже связаны с Церковью.

Речь идёт об оглашенных (Catechumeni), т.е. о лицах, которые, будучи движимы Духом Святым, выразили своё желание приобщиться к Церкви, живут по вере, надежде и любви (кан. 206) и постигают христианское учение (катехизис), чтобы быть допущенными ко крещению.

Церковь оказывает оглашенным особое попечение и уже в этот подготовительный период распространяет на них различные права, принадлежащие христианам (кан. 206, § 2), предоставляя определение этих прав Конференциям Епископов (кан. 788, § 3).

В отношении обряда похорон оглашенные приравниваются к верующим (кан. 1183, § 1).

3. Принцип равенства между всеми верующими

208 Между всеми верующими в силу их возрождения во Христе существует подлинное равенство в отношении их достоинства и деятельности, благодаря которому все они, в согласии с положением и обязанностями каждого, сотрудничают ради созидания Тела Христова.

Кан. 208, верно отражающий соборное учение (см. Конст. Lumen Gentium, 32), вдохновлённое, в свою очередь, наставлениями Апостола Павла («Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса... Нет уже иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»: Гал. 3. 26–28), провозглашает «принцип равенства» – принцип, устанавливающий равное достоинство, свободу и ответственность всех верующих, основанные на т. н. «уподоблении Христу по крещению».

Кан. 208 определяет статус верующих, общий для всех крещёных – для клириков и мирян, для монашествующих и для живущих супружеской жизнью, для Римского Первосвященника и для самого скромного крещёного. Этот статус, отождествляясь с самой принадлежностью к Церкви, составляет необходимую предпосылку всякого более частного положения в Церкви, связанного с выполнением определённых обязанностей или с практикой того или иного жизненного статуса.

Равенство всех верующих «в отношении их достоинства и деятельности» представляет собой преодоление известного различения между верующими, свойственного канонической доктрине прошлого и систематике старого Кодекса. Речь идёт об отдельных теориях старой экклезиологии, которые подчас разделяли всех крещёных на некую преобладающую группу (coetus dominans, т.е. духовенство) и подчиняющуюся группу (coetus oboediens, т.е. миряне). Этот взгляд был преодолён в соборном учении – а, следовательно, и в нынешнем Кодексе.

4. Клирики и миряне

207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в [церковном] праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами.

§ 2. В той и другой части есть верующие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости.

Среди всех верующих, как они были определены выше, есть такие, кто по божественному наставлению принял таинство рукоположения и стал священнослужителем. Их называют клириками (clerici) в отличие от них прочие верующие обычно называются мирянами (laici) (кан. 207, § 1).

Итак, существует два различных статуса верующих: статус «клириков» и статус «мирян», каждый со своими особыми правами и обязанностями, присоединяющимися к правам и обязанностям всех верующих, независимо от их принадлежности к тому или иному статусу.

В церковном учении обсуждается вопрос о том, можно ли говорить о третьем, автономном статусе верующих: о статусе монашествующих (religiose) (или о статусе посвящённой жизни). Во всяком случае, Кодекс упоминает (кан. 207, § 2) о тех верующих, происходящих как из среды клириков, так и из среды мирян, которые, исповедуя евангельские советы посредством обетов или других священных уз, признанных и санкционированных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви, и добавляет, что их статус, хотя он и не имеет отношения к иерархическому строению Церкви, всё же принадлежит её жизни и святости.

5. Обязанности и права всех верующих

Каноны 209–223 говорят об основных правах и обязанностях, общих для всех членов Церкви.

Эти каноны дословно извлечены из текста проекта «Основополагающего закона Церкви» (который, как известно, остался лишь проектом) и составляют основу устроения народа Божия.

Этот комплекс законов, вдохновляющийся соборными наставлениями и находящий в них своё основание, является, как признают современные канонисты, составной частью конституционального канонического права и может быть сравнён с теми положениями, которые в современных гражданских конституциях определяют права и обязанности граждан.

Обязанности верующих: Обязанности (obligationes), возлагаемые на всех верующих, могут быть резюмированы следующим образом:

а) сохранять в своей деятельности общение с Церковью, добросовестно исполняя свои обязанности по отношению как ко вселенской, так и к отдельной Церкви, к которой они принадлежат (кан. 209):

209 § 1. На верующих возложена обязанность всегда сохранять общение с Церковью и в самом образе их действий.

§ 2. Они должны с великим тщанием исполнять свои обязанности по отношению как ко вселенской, так и к отдельной Церкви, к которой они принадлежат в соответствии с предписаниями права.

б) вести святую жизнь и способствовать возрастанию и освящению Церкви (кан. 210):

210 Все верующие, соответственно своему положению, обязаны прилагать усилия к тому, чтобы вести святую жизнь и способствовать возрастанию и непрестанному освящению Церкви.

в) принимать участие в миссионерской деятельности Церкви, конкретными делами апостольства заботясь о том, чтобы божественная весть спасения всё шире распространялась среди людей (кан. 211):

211 Все верующие обязаны и вправе трудиться для того чтобы божественная весть спасения всё более и более доходила до всех людей всех времён и всего мира.

г) с христианским послушанием соблюдать наставления пастырей Церкви как представителей Христа (кан. 212, § 1):

212 § 1. Осознавая свою ответственность, верующие обязаны с христианским послушанием следовать тому, что священные пастыри, представляющие Христа, провозглашают как учители веры или постановляют как правители Церкви.

д) помогать Церкви в её нуждах, по возможности предоставляя ей то, что необходимо для богослужения, для трудов апостольства и христианской благотворительности, а также для достойного содержания священнослужителей (кан. 222, § 1):

222 § 1. На верующих лежит обязанность приходить на помощь Церкви в её нуждах, чтобы она располагала всем необходимым для богослужения, для исполнения дел апостольства и христианского милосердия, а также для достойного содержания священнослужителей.

е) поддерживать социальную справедливость и приходить на помощь бедным из собственных средств (кан. 222, § 2):

222 § 2. Кроме того, они обязаны содействовать осуществлению социальной справедливости и, помня заповедь Господню, помогать бедным из своих средств.

Права верующих: Основные права верующего христианина в Церкви могут быть, в свою очередь, изложены следующим образом:

а) право заявлять пастырям Церкви о своих нуждах и пожеланиях, прежде всего духовных (кан. 212, § 2):

212 § 2. Верующие имеют полное право открывать пастырям Церкви свои нужды, особенно духовные, и свои пожелания.

б) право (являющееся в то же время обязанностью), зависящее от знаний, компетенции и авторитета каждого, открывать пастырям Церкви и всем верующим собственные мысли о вопросах, затрагивающих общее благо Церкви (кан. 212, § 3):

212 § 3. В меру своих познаний, компетентности и авторитета верующие имеют право, а иногда и прямую обязанность, высказывать священным пастырям своё суждение о том, что относится ко благу Церкви, и открывать его прочим верующим, сохраняя неповреждённость веры и нравов, благоговение перед пастырями и принимая во внимание всеобщую пользу и личное достоинство каждого.

в) право пользоваться духовными благами Церкви, прежде всего словом Божиим и таинствами (кан. 213):

213 Верующие имеют право принимать от священных пастырей помощь из духовных благ Церкви, в особенности из слова Божия и из таинств,

г) право на осуществление богопочитания соответственно своему обряду (одному из одобренных Церковью) и своей духовной традиции, всегда сохраняя верность учению Церкви (кан. 214):

214 Верующие вправе поклоняться Богу по предписаниям их обряда, одобренного законными Пастырями Церкви, и следовать своему образу духовной жизни, согласующемуся, однако же, с учением Церкви.

д) право свободно основывать объединения с благотворительными или религиозными целями (кан. 215):

215 Верующие имеют полное право свободно основывать и возглавлять сообщества, направленные на благотворительные или благочестивые цели либо на содействие христианскому призванию в мире, а также собираться вместе для достижения этих целей.

е) право осуществлять и поддерживать, в том числе и по собственной инициативе, апостольскую деятельность (кан. 216). (Однако в этом же каноне подчёркивается, что инициативы верующих могут быть признаны католическими лишь в том случае, если на то было получено согласие полномочной церковной власти):

216 Все верующие, поскольку они участвуют в миссии Церкви, имеют право в соответствии со статусом и положением каждого из них, осуществлять апостольскую деятельность или поддерживать её своими начинаниями; однако ни одному из этих начинаний не следует притязать на звание «католического», если на то не будет согласия полномочной церковной власти.

ж) право на христианское воспитание и образование (кан. 217):

217 Верующие, поскольку крещением они призваны вести жизнь, сообразную с евангельским учением, имеют право на христианское воспитание, посредством которого они надлежащим образом готовятся к достижению зрелости человеческой личности, а вместе с тем к познанию тайны спасения и к жизни сообразно с ней.

з) право посвящать себя богословским исследованиям и сообщать об их результатах, сохраняя в этом отношении должное уважение к учительству Церкви (кан. 218):

218 Занимающиеся священными дисциплинами пользуются подобающей свободой исследования и вправе благоразумно открывать своё мнение в тех вопросах, знатоками которых они являются, сохраняя при этом должное уважение к учительству Церкви.

и) право на свободный выбор своего жизненного статуса (кан. 219):

219 Все верующие пользуются правом на свободу от всякого принуждения в выборе своего жизненного статуса.

й) право на защиту своей репутации и частной жизни (кан. 220):

220 Никому не позволено без законных оснований посягать на доброе имя того, кто им обладает, и попирать присущее каждой личности право на охрану её частной жизни.

к) право на судебную защиту (кан. 221), которое проявляется, в свою очередь, в следующих правах:

– законно отстаивать и защищать перед церковным судом права, признанные Церковью;

– быть судимым в согласии с правилами канонического процесса, применяемыми по принципу справедливости (aequitas);

– не подвергаться каноническим наказаниям, если только по нормам права это не будет неизбежно.

221 § 1. Верующие могут на законных основаниях отстаивать и по нормам права защищать в полномочной церковной инстанции права, которыми они пользуются в Церкви.

§ 2. Верующим, если компетентная власть призовёт их к суду, принадлежит также право быть судимыми согласно предписаниям права, применяемым по принципу [канонической] справедливости.

§ 3. Верующие имеют право на то, чтобы канонические наказания не налагались на них – [кроме тех случаев, когда этого требуют] положения закона.

Вместе с тем в осуществлении своих прав верующие всегда должны считаться с общим благом Церкви, с правами другого и с собственными обязанностями по отношению к другим (кан. 223, § 1).

Следует, наконец, подчеркнуть, что в каноническом (как и в гражданском) законодательстве осуществление основных прав верующих регулируется церковной властью в перспективе общего блага, т.е. в пределах существующих полномочий, которые никогда не должны оборачиваться произволом или злоупотреблением.

Раздел второй. Миряне

Верующие миряне, т.е. лица, не являющиеся ни клириками, ни монашествующими, составляют большинство народа Божия с особым и самостоятельным статусом, признаваемым и охраняемым каноническим законодательством.

Кан. 224 утверждает, что «верующие миряне, кроме обязанностей и прав, общих для всех верующих (рассмотренных нами в разд. I) имеют обязанности и пользуются правами, перечисленными в канонах настоящего титула» (второго титула 1-й части ІІ-й книги Кодекса, т.е. «Об обязанностях и правах верующих мирян» (De obligationibus et iuribus christifidelium laicorum).

Рассмотрим эти права и обязанности с разных точек зрения:

– апостольство мирян;

– миряне и семья;

– миряне и церковные должности.

1. Апостольство мирян

Миряне осуществляют в Церкви особое апостольство, о котором говорится в кан. 225:

225 § 1. Миряне – поскольку они, как и все верующие, через крещение и миропомазание предназначаются Богом к апостольству – имеют общую обязанность и право трудиться (как индивидуально, так и объединяясь в сообщества) ради того, чтобы божественную весть спасения узнали и приняли все люди на всей земле; эта обязанность становится ещё более настоятельной в тех случаях, когда только благодаря мирянам люди могут услышать Евангелие и познать Христа.

§ 2. Они, каждый согласно своему положению, имеют также особую обязанность: насыщать и совершенствовать порядок преходящих дел евангельским духом и таким образом давать свидетельство о Христе, особенно в осуществлении этих дел, как и в выполнении своих мирских адач.

Точная формулировка этой нормы, полностью отвечающая соборным наставлениям: «Церковь только тогда подлинно основана, живёт полнотою жизни и является совершенным знамением присутствия Христа среди людей, когда существуют подлинные христиане-миряне и когда они сотрудничают с Иерархией... Поэтому уже с самого основания той или иной Церкви нужно всемерно стремиться к созданию сонма зрелых христиан-мирян» (Ad gentes [«К народам»], 21), делает излишними любые комментарии. Отметим только, что в первом параграфе подчёркивается апостольство в целом, единое для всех верующих, тогда как во втором уточняется специфическое апостольство, отвечающее задачам и обязанностям и выполняемое отдельным мирянином в человеческом обществе.

Из предписаний кан. 225 вытекают права и обязанности мирянина.

Так, правом верующих мирян в делах земного государства (кан. 227), признаваемым за ними, является свобода, принадлежащая каждому гражданину; однако, пользуясь этой свободой, миряне должны насыщать свою деятельность евангельским духом и внимать учению, провозглашаемому Церковью, опасаясь в сомнительных вопросах выдавать собственное некритическое суждение за учение самой Церкви.

В то же время миряне, дабы быть в состоянии жить в согласии с христианским вероучением, проповедовать и, если понадобится, защищать его и участвовать в осуществлении апостольства, также обязаны и вправе приобретать знание этого учения, отвечающее способностям и положению каждого из них (кан. 229, § 1).

2. Миряне и семья

Большая часть верующих мирян живёт семейной жизнью: отсюда следует, что в области служения, свойственного мирянам (см. предыдущий параграф), можно и нужно выделять особое «супружеское служение».

Кодекс даёт этому служению юридическое определение, утверждая в кан. 226, § 1, что супруги-христиане имеют особую обязанность (peculiare officium) трудиться над созиданием народа Божия посредством брака и семьи».

Учительство Церкви с возрастающим интересом следит за христианскими супругами и семьями, ободряя и направляя их особыми наставлениями (см., напр., Апостольское обращение Familiaris consortio («Семейное содружество») Папы Иоанна Павла ІІ-го от 22.11.1981).

Согласно соборным наставлениям (Декларация ІІ-го Ватиканского Собора о религиозной свободе Dignitatis humanae («Человеческого достоинства»), 5), каждой семье, поскольку она является обществом со своим собственным и исконным правом, принадлежит право свободно устраивать свою домашнюю религиозную жизнь под водительством родителей. И Кодекс утверждает (кан. 226, § 2), что «делом родителей-христиан является прежде всего забота о христианском воспитании детей в согласии с вероучением, преподанным Церковью».

В этой связи следует обратить внимание также на каноны, в которых говорится о христианском катехизисе (кан. 774, § 2), о католическом воспитании (кан. 793), о католических школах (796–798) и о родительской обязанности освящения (835, § 4).

3. Миряне и церковные должности

Миряне, если они признаны способными к этому, могут принимать определённые церковные должности (следует напомнить, что согласно кан. 129, § 2, миряне могут сотрудничать, в соответствии с нормами права, также в осуществлении власти управления) и, если они наделены необходимым знанием и благоразумием, могут быть назначены экспертами или консультантами, чтобы предоставить помощь пастырям Церкви – как поодиночке, так и в составе советов (кан. 228).

Вспомним, например, что с одобрения полномочной Конференции Епископов миряне могут назначаться судьями в церковные суды (кан. 1421, § 2) или делегироваться для ассистирования при бракосочетании, когда отсутствуют священники или диаконы (кан. 1112).

За мирянами признаётся право учиться в церковных университетах и на теологических факультетах, а также возможность получить от церковных властей мандат на преподавание священных наук (кан. 229, §§ 2:3), если при этом соблюдаются предписания о требуемой от мирян пригодности.

Что же касается особенностей совершения богослужения и приобщения к таинствам, то следует напомнить о том, что согласно кан. 230, мирянам мужского пола (laici viri), отвечающим требованиям, устанавливаемым полномочными Конференциями Епископов, могут быть доверены служения чтеца (lector) и аколита (acolitus, в восточной традиции именуемый по-русски «аколуфом»), одно время сохранявшиеся исключительно за клириками.

Там, где того потребуют нужды местной Церкви, в случае нехватки священников верующие миряне, даже не являющиеся чтецами или аколитами (а значит, также и женщины), могут замещать их в исполнении отдельных обязанностей, т.е. проповедовать, вести литургические молитвы, крестить и причащать в согласии с положениями права (кан. 230, § 3).

Раздел третий. Клирики

1. Общие положения

Термин «клирики» или «священнослужители» нормы канонического права относят к диаконам, священникам и Епископам, т.е. к тем верующим, которые приняли таинство рукоположения по меньшей мере в одной из трёх его ступеней.

Вместе с этим таинством, приобщение к которому разделяет народ Божий на клириков и мирян, верующий обретает одновременно:

– священную власть (potestas sacra), т.е. полномочие (более или менее широкое согласно полученной степени) преподавать таинства и сакраменталии (sacramentalia: особые священные обряды, отчасти соответствующие требам в Русской Православной Церкви) и приобщать к ним;

– допуск ко власти управления, или юрисдикции (potestas iurisdictionis), осуществление которой сохраняется только за лицами, принявшими рукоположение (кан. 129, § 1), в то время как за мирянами остаётся право сотрудничать с ними (кан. 129, § 2).

Поэтому клирики, хотя их число значительно уступает числу верующих мирян, занимают особое положение в Церкви, образуя важную часть её иерархической структуры.

С принятием рукоположения они переходят в новый юридический статус, который определяет их жизненное предназначение в служении Церкви.

2. Воспитание и образование клириков

Церковь отстаивает своё неотъемлемое и исключительное право (являющееся в то же время обязанностью) воспитывать тех, кто призван стать священнослужителями, и давать им необходимую подготовку (кан. 232).

В то же самое время Церковь утверждает обязанность всей христианской общины поощрятъ призвания к священнослужению, чтобы в достаточной степени удовлетворить нужды всей Церкви в священнослужителях (кан. 233). Воспитание и подготовка клириков проходит, как правило, в духовных семинариях.

Создание семинарий как центров воспитания и образования священников для всей Церкви восходит к Тридентскому Собору (Декрет Cum adolescentium от 15.07.1563 г.). ІІ-й Ватиканский Собор уделил внимание этому вопросу в Декрете о подготовке к священству Optatam totius от 28.10.1965 г.

В настоящее время деятельность семинарий координируется Конгрегацией католического образования (Congregatio de Institutione Catholica), которая, осуществляя соборные наставления, составила «Основополагающий План подготовки священников» (Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis). В кан. 242 указывается, что в каждой стране должен существовать «особый План» (Ratio particularis), издаваемый полномочной конференцией Епископов, в котором определяются основные принципы и общие нормы воспитания и образования семинаристов, приводимые в соответствие с пастырскими нуждами каждого региона или области.

Для организации обучения в церковных университетах и на факультетах особую важность представляет Апостольская конституция Папы Иоанна Павла II Sapientia christiana [«Христианской мудростью»] от 15 апреля 1979 г., и дальнейшие нормы Конгрегации католического образования.

Семинарии делятся на:

– низшие (minores) – предназначенные как для религиозного воспитания и образования, так и для преподавания гуманитарных и естественных наук (кан. 234) – и

– высшие (maiores) – для изучения философии и теологии (кан. 235).

Семинарии могут быть диоцезальными и междиоцезалъными; последние, в соответствии с числом диоцезов, могут быть провинциальными (в рамках церковной провинции), региональными (в рамках региона) или национальными (т.е. предназначенными для всех верующих, живущих в данной стране).

Диоцезальные семинарии могут создаваться отдельными Епископами во всех диоцезах (канн. 234 и 237, § 1); прочие – Конференцией Епископов ил и заинтересованными Епископами, но только с одобрения Святого Престола (кан. 237, § 2).

Каждая семинария, созданная законным образом, пользуется в Церкви правами юридического лица (кан. 238); при всех обстоятельствах её может представлять ректор (rector), возглавляющий семинарию (кан. 260).

Каждая семинария должна иметь собственный устав, утверждённый Епископом, в котором нормы вышеуказанного Плана (Ratio) Конференции Епископов приводятся в соответствие с положением в отдельной семинарии (кан. 243).

Каноны 239 и 240 уточняют роль и задачи ректора, возможного вице-ректора, эконома, духовного отца, исповедников и преподавателей (в том случае, если обучение воспитанников проходит в самой семинарии).

Каноны 244 и 245 излагают основные направления духовного и доктринального образования тех, кто готовится к принятию сана священнослужителя.

Следует подчеркнуть (как гласит, в частности, кан. 247), что: – посредством соответствующего воспитания они должны быть подготовлены жить в безбрачии, учась ценить его как особый дар Божий; – до их сознания должны быть доведены обязанности и бремена, возлагаемые на священнослужителей, без какого бы то ни было умолчания о трудностях жизни священника.

Дело диоцезального Епископа (или заинтересованных Епископов в случае с междиоцезальными семинариями) – выносить решения относительно всего того, что касается высшего руководства и управления семинарией (кан. 259); поэтому они должны часто посещать её и следить за воспитанием семинаристов и за их богословским и философским образованием.

Чтобы позаботиться об экономических нуждах семинарии, Епископ может наложить на церковные юридические лица, расположенные в диоцезе, особую подать (т.н. подать в пользу семинарии, tribitum seminaristicum), размер которой устанавливается в соответствии с нуждами семинарии, распределяемую пропорционально доходам облагаемых ею лиц (кан. 264).

3. Приписка клириков, или инкардинация (incardinatio)

Основополагающим принципом канонического законодательства является подвластность каждого священнослужителя диоцезальному Епископу или церковному настоятелю с аналогичными полномочиями.

Кан. 265 категоричен в этом отношении:

265 Каждый клирик должен быть инкардинирован в одну из отдельных Церквей или персональных Прелатур либо в один из институтов посвящённой жизни или в общество, наделенное теми полномочиями, чтобы [тем самым] ни в коем случае не допускалось существования неподначальных или бродячих клириков.

Инкардинация (называемая также припиской, adscriptio) проистекает из посвящения в диаконы (благодаря которому приобретается статус клирика) и прочно связывает священнослужителя со служением в данном диоцезе или институте монашествующих.

Приписка клириков к одной из отдельных Церквей уже не является «постоянной и абсолютной», как в прошлом (см. кан. 112 отменённого ККП 1917): нынешнее законодательство предусматривает возможность того, чтобы клирики осуществляли служение в другой отдельной Церкви, отличной от той, в которую они были инкардинированы.

В этом отношении Кодекс предусматривает две возможности:

– клирик может получить разрешение перенести свою инкардинацию в другую отдельную Церковь, получив т. н. «письмо об экскардинации» (litterae excardinationis) за подписью того Епископа, который его рукоположил, и ещё одно «письмо», подписанное Епископом того диоцеза, в котором он хотел бы инкардинироваться (кан. 267). В этом случае речь идёт о подлинном переводе из одного диоцеза в другой.

Само собой разумеется, что эта экскардинация может быть законным образом разрешена только для пользы Церкви или для блага клирика, и вместе с тем в ней может быть отказано только при наличии веских причин (кан. 270).

– даже получив инкардинацию в одном диоцезе, клирик с разрешения своего Епископа может временно перейти (transmigrare, transire) в другой диоцез, страдающий (как буквально гласит Кодекс) тяжкой нехваткой духовенства (gravi cleri inopia laborans), чтобы осуществлять там пастырское служение (кан. 271). В этом случае следует говорить уже о настоящем «направлении с миссией».

4. Обязанности и права клириков

Принципы соборного Декрета о служении и жизни священников Presbyterorum ordinis [«Сана священников»] от 07.12.1965 г. находят своё юридическое выражение в канонах 273–289, в которых перечисляются права и обязанности священнослужителей.

Предварительно следует напомнить о том, что, согласно кан. 274 (отсылающему к кан. 129), «только клирики могут получить должности, для исполнения которых требуется власть сана (potestas ordinis) или власть церковного управления (potestas regiminis ecclesiastici)». (Ещё раз напомним о том, что «власть сана» (potestas ordinis) можно определить как полномочие – более или менее широкое, согласно принятой ступени таинства рукоположения – совершать таинства и сакраменталии и приобщать к ним).

Основные обязанности клириков таковы:

– выказывать почтение и послушание Верховному Первосвященнику и своему Ординарию (кан. 273):

273 На клириков возлагается особая обязанность выказывать почтение и послушание Верховному Первосвященнику и своему Ординарию.

– принимать и верно исполнять обязанности, порученные им Ординарием (кан. 274): с этим связано обязательство проживания в своём диоцезе (кан. 283):

274 § 2. Клирики должны принимать и тщательно исполнять обязанности, порученные им их Ординарием, если только их не оправдывает [наличие] законного препятствия.

283 § 1. Клирикам, даже если они не назначены на должность, требующую постоянного проживания в определённом месте, всё же не следует на значительный срок, длительность которого определяется партикулярным правом, покидать свой диоцез без разрешения – по крайней мере, предполагаемого – их Ординария.

– быть объединёнными узами братства и молитвы (кан. 275) и вести, насколько это возможно, совместную жизнь (кан. 280):

275 § 1. Клирикам, поскольку все они стремятся к одному и тому же делу, а именно к созиданию Тела Христова, следует быть соединёнными между собой узами братства и молитвы и осуществлять сотрудничество друг с другом согласно предписаниям партикулярного права.

280 Клирикам настоятельно рекомендуется одна из разновидностей совместной жизни; там же, где она существует, её следует сохранять, насколько это возможно.

– продолжать, даже после рукоположения, изучение священных наук, используя все средства, которые позволяют приобрести более углублённое знание священных наук и пастырских методов (кан. 279):

279 § 1. Даже по принятии чина священства клирикам следует продолжать изучение священных дисциплин и держаться твёрдого учения, основанного на Священном Писании, переданного предками и повсеместно принятого в Церкви, прежде всего в том виде, как оно определяется документами Соборов и Римских Первосвященников, избегая нечестивых новшеств и лжеучений.

§ 2. Священникам следует в согласии с предписаниями партикулярного права посещать проводимые после рукоположения пастырские занятия, а также во время, установленное тем же партикулярным правом, присутствовать на лекциях, богословских встречах и конференциях, предоставляющих им возможность приобрести более полное знание священных наук и пастырских методов.

§ 3. Им надлежит также продолжать изучение других наук, и прежде всего тех, которые связаны со священными – особенно в аспектах, помогающих в осуществлении пастырского служения.

– как «податели (dispensatores) тайн Божиих в служении Его народу», клирики обязаны стремиться к святости посредством ряда духовных задач, подробно перечисленных в кан. 276 (молитва, литургия часов (liturgia horarum), совершение таинств Евхаристии и покаяния, духовные упражнения и т.д.):

276 § 1. К достижению святости в своей жизни особенно обязаны стремиться клирики, поскольку с принятием священного сана они посвящают себя Богу в новом звании, становясь подателями тайн Божиих во служение Его народу.

§ 2. Чтобы они могли достичь этого совершенства, им следует:

– прежде всего верно и неустанно исполнять обязанности пастырского служения;

– питать свою духовную жизнь двойной трапезой: Священного Писания и Евхаристии; посему священников настоятельно призывают к тому, чтобы они ежедневно совершали евхаристическое Жертвоприношение, а диаконов – чтобы они ежедневно участвовали в этом приношении;

– на священников, а также на диаконов, стремящихся к чину священства, возлагается обязанность совершать ежедневные богослужения по литургическим книгам их обряда, одобренным Церковью; постоянные же диаконы могут совершать ту часть богослужения, которая определена Конференцией Епископов;

– равным образом они обязаны предаваться духовным упражнениям согласно предписаниям партикулярного права;

– их призывают регулярно и усердно творить мысленную молитву, часто прибегать к таинству покаяния, с особым благоговением чтить Богородицу Деву и пользоваться другими средствами освящения – как общими, так и частными.

– блюсти «совершенное воздержание ради Царствия небесного»; отсюда – узы безбрачия, «особого дара Божия» (кан. 277):

277 § 1. Клирики должны блюсти совершенное и постоянное воздержание ради Царствия небесного, и потому они обязываются к безбрачию, являющему собою особый дар Божий, благодаря которому священнослужители легче могут прилепиться нераздельным сердцем ко Христу и свободнее посвятить себя служению Богу и людям.

Среди прав клириков можно назвать следующие:

– право создавать объединения для достижения целей, согласующихся с их статусом (кан. 278); однако клирики должны воздерживаться от создания объединений, несовместимых с их статусом, и от участия в подобных объединениях (кан. 278, § 3).

278 § 1. Секулярные клирики имеют право объединяться с другими для достижения целей, сообразующихся со статусом клирика.

§ 2. Секулярным клирикам следует особенно ценить прежде всего те объединения, которые, обладая утверждёнными полномочной властью уставами, способствуют достижению святости в осуществлении служения посредством достойного и должным образом одобренного уклада жизни, а также братской помощи, и при этом помогают единению клириков друг с другом и с их Епископом.

§ 3. Клирикам следует воздерживаться от создания объединений и от участия в объединениях, цели или деятельность которых несовместимы с обязанностями, присущими статусу клирика, или могут воспрепятствовать добросовестному исполнению обязанностей, возложенных на клириков полномочной церковной властью.

– право на «вознаграждение (remuniratio), соответствующее их положению» (при этом принимаются во внимание как природа их служения, так и обстоятельства места и времени), чтобы с его помощью можно было позаботиться о нуждах их собственной жизни и о достойном жаловании для тех лиц, в чьих услугах они нуждаются (кан. 281, § 1); необходимо также позаботиться о том, чтобы у клириков было социальное обеспечение на случай болезни, инвалидности или старости (кан. 281, § 2).

В этой связи кан. 282 гласит, что уклад жизни клириков должен быть простым и что они обязаны воздерживаться от всего того, что, как они знают, излишне. В дальнейшем средства, приобретённые клириками при исполнении своей должности, предназначаются прежде всего для блага Церкви: как для достойного содержания священнослужителей и выполнения обязанностей, присущих их статусу, так и для нужд христианской благотворительности.

Позиция клирика по отношению к гражданскому обществу

Рассмотрев положение священнослужителя в его отношениях с Богом и с Церковью, следует коснуться важнейших нормативов Кодекса, определяющих позицию священнослужителя в отношениях с гражданским обществом (с «миром» в широком смысле). Итак, клирики:

– обязаны носить подобающее церковное одеяние в согласии с нормами, установленными Конференцией Епископов (кан. 284);

– должны избегать как того, что не приличествует их статусу, так и того, что, не являясь неподобающим само по себе, тем не менее не согласуется с их церковным достоинством (кан. 285, §§ 1–2);

– не могут принимать общественные должности, связанные с участием в осуществлении гражданской власти (кан. 285, § 3);

– без разрешения своего Ординария они не могут входить в распоряжение имуществом, принадлежащим мирянам, а также принимать гражданские должности, связанные с обязанностью составлять финансовые сметы, как и давать поручительства за имущество, даже за своё собственное, и подписывать векселя (кан. 285, § 4);

– без разрешения законной церковной власти клирикам запрещается заниматься предпринимательством или коммерцией (кан. 286);

– они должны воздерживаться от участия в политической или профсоюзной деятельности, если только по решению полномочной церковной власти этого не потребует защита прав Церкви или забота об общем благе (кан. 287, § 2);

– им не следует добровольно стремиться на военную службу, поскольку она вряд ли совместима со священным саном; они должны также пользоваться теми льготами, которые им предоставлены обычаями или законами (кан. 289);

5. Утрата статуса клирика (amissio status clericalis)

Согласно учению Церкви, таинство рукоположения накладывает «неизгладимую печать» (character indelebilis) наравне с крещением и миропомазанием, поэтому таинство священства, будучи однажды принято, никогда не может стать несостоятельным (кан. 290).

Юридический статус клирика может, тем не менее, быть утрачен:

– по судебному решению или административному декрету, которыми провозглашается недействительность священного рукоположения;

– по законно наложенному наказанию, состоящему в увольнении из священства чина (dimissio);

– по рескрипту Апостольского Престола, который, однако же, издаётся в отношении диаконов только по веским причинам (graves causae), а в отношении священников – по чрезвычайно веским причинам (caurae gravissimae).

За исключением тех случаев, когда была доказана недействительность рукоположения, утрата статуса клирика не несёт с собой освобождения от обязанности целибата (кан. 291): оно даётся единственно Верховным Первосвященником.

Клирик, утрачивающий свой статус, теряет свои права и обязанности, присущие этому статусу, кроме обязанности целибата (кан. 292); он больше не может осуществлять власть сана (potestas ordinis), за исключением полномочия принимать исповедь в случае смерти, грозящей верующему (кан. 976), и снимается со всех должностей, освобождается от всех поручений и лишается любой делегированной власти.

Священнослужитель, утративший статус клирика, может быть заново допущен и приписан к духовенству только по рескрипту Апостольского Престола (кан. 293).

6. Персональные прелатуры (Praelaturae personales)

В соборном Декрете о служении и жизни священников (Presbyterorum ordinis, 10 b) было выражено пожелание того, чтобы распределение священников по разным частям света было более справедливым:

«И там, где этого требовали бы соображения апостольства, следует облегчать не только надлежащее распределение Пресвитеров, но также особые формы пастырской деятельности на пользу различным социальным группам, в пределах какой-либо области или народа или целой части света. Для этой цели будет полезным основать международные семинарии, особые епархии, или личные епископии, и иные учреждения такого рода, к которым могут приписываться или причисляться Пресвитеры на благо всей Церкви, согласно нормам, вырабатываемым для каждого отдельного начинания, и всегда при соблюдении прав местного правящего Епископа».

В соответствии с этими указаниями Собора были созданы т. н. «персональные прелатуры» (Praelaturae personales).

Следует отметить, что они существенно отличаются от территориальных прелатур (см. кан. 370), представляющих собою подлинные отдельные Церкви, приравниваемые к диоцезам.

Эти прелатуры состоят из священников и диаконов секулярного духовенства и учреждаются Апостольским Престолом (кан. 294).

Они управляются уставами, составляемыми Апостольским Престолом, а во главе их ставится Прелат в качестве их Ординария (кан. 295).

Миряне тоже могут посвящать себя апостольской деятельности в персональных прелатурах в соответствии с соглашениями, заключаемыми с прелатурой; однако они, как это было по необходимости отмечено, «не меняют своего личного положения», т.е. канонического статуса, рядовых верующих мирян и осуществляют свое апостольство именно в этом качестве (Декларация 50 Конгрегации по делам Епископов от 23.11.1984 г.). Самая известная из прелатур – это «Общество Священников Святого Креста» (Societas Sacerdotales Sanctae Crucis), более известная под названием «Дело Божие» (Opus Dei), официально учреждённая Апостольским Престолом в качестве персональной Прелатуры 23-го августа 1982 г.

Раздел четвёртый. Объединения верующих

1. Общие положения и классификация

Каноническим законодательством предусматривается право верующих создавать объединения. Основополагающим в этом отношении является кан. 298:

298 § 1. В Церкви имеются объединения верующих, отличные от институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни, в которых верующие – клирики, миряне, или клирики вместе с мирянами – совместными усилиями стремятся к более совершенной жизни, к содействию общенародному богопочитанию либо христианскому вероучению или же другим видам апостольства, а именно: трудам евангелизации, осуществлению деятельности благочестия или христианской благотворительности и оживотворению преходящего мира христианским духом.

Кан. 300 гласит, что ни одно объединение не может называться «католическим» без согласия церковной власти, полномочия которой определяются в кан. 312. Объединения верующих делятся на две основные группы:

– общественные объединения (consociatio publica): таковыми являются, согласно кан. 301, объединения, ставящие перед собой задачу передачи христианского вероучения от имени Церкви или содействия общенародному богопочитанию, либо преследующие иные цели, осуществление которых по природе своей остаётся за церковной властью; их может учредить только церковная власть;

– частные объединения (consociatio privata): они создаются, согласно кан. 299, самими верующими по частному соглашению между ними, чтобы преследовать цели, о которых записано в кан. 298 (рассмотренном выше); Церковь признаёт их лишь в том случае, если их уставы были утверждены полномочной церковной властью (кан. 299, § 3).

Отдельные типы этих объединений таковы:

– объединения духовенства (consociatio clericalis): они управляются клириками, предполагают священнослужение и признаются в этом качестве полномочной властью (кан. 302);

третьи ордены (ordo tertius; иногда их членов называют терциариями (tertiarius) или используют иные названия). Это объединения, члены которых, согласно кан. 303, ведут апостольскую жизнь и стремятся к христианскому совершенству, живя в миру и, сопричаствуя духу одного из монашеских орденов, и находясь под опекой этого ордена.

По традиции «первый орден» состоит из мужчин-монахов (как священников, так и лиц, не принявших рукоположения), соблюдающих евангельские советы, принося обеты и ведя совместную жизнь по уставу, утверждённому основателем ордена.

«Второй орден» состоит из женщин-монахинь, стремящихся к аналогичным целям и следующих в основном тому же уставу – как правило, под духовным водительством одного из членов первого ордена. Миряне могут присоединиться к тому или другому виду орденов, ведя жизнь в духе монашеской общины, но не будучи связаны обетами и оставаясь «в миру».

«Третьи ордены» были первоначально учреждены св. Франциском Ассизским, хотя существовала и более ранняя Бенедиктинская традиция «преподнесённых [Богу]» (oblati). В настоящее время существует около девяти основных «третьих орденов», признанных Церковью в качестве юридического лица. Это Бенедиктинский, Францисканский, «Норбертинский», Доминиканский, Кармелитский, Августинианский, Сервитский и Тринитарианский ордены, а также орден св. Франциска из Паоло. (Это секулярные третьи ордены. Существуют и «уставные» (regularis), т.е. монашеские, третьи ордены, члены которых приносят обеты и ведут совместную жизнь; практически они становятся ответвлениями «первого ордена»).

Между двумя главными разновидностями объединений, т.е. общественной и частной, существует целый спектр объединений, чрезвычайно обширный и пёстрый, порождённый животворной силой Святого Духа и творческим ответом верующего, воплощающего дары Духа в Церкви и для Церкви.

Различны и их названия (кроме наиболее общего – «объединение»): вышеупомянутые третьи ордены, конгрегации, союзы благочестия (pia unio), братства, конференции, движения и Т.Д.

Все объединения верующих – как общественные, так и частные – как бы они ни назывались, обязаны иметь свои уставы (statuta), в которых должны определяться цели объединения (т.н. «общественная задача», obiectum sociale), местонахождение, руководство и условия вступления в них (кан. 304).

Они подлежат контролю со стороны церковной власти, которая должна следить за тем, чтобы в них сохранялась цельность веры и нравов и не допускалось злоупотреблений (кан. 305, § 1). Под попечением Святого Престола находятся все объединения в целом, а Епископы призваны проявлять заботу о диоцезальных объединениях и о всей деятельности любых объединений на территории диоцеза (кан. 305, § 2).

Принятие в члены объединения регулируется его уставами (кан. 307, § 1); верующий может входить в состав нескольких объединений (кан. 307, § 2). Однако члены монашеских орденов могут быть приняты в состав подобного объединения только с согласия своего Настоятеля и при соблюдении норм собственного права ордена (кан. 307, § 3).

Лицо, законным образом приписанное к одному из объединений, может быть исключено из него лишь по основательной причине и в соответствии с нормами права и уставов (кан. 308).

2. Общественные объединения верующих

Таковыми являются объединения, непосредственно учреждаемые церковной властью.

Полномочиями учреждать общественные объединения обладают (кан. 312):

Святой Престол: для всемирных и международных объединений;

конференция Епископов: для объединений на уровне всей страны;

диоцезальный Епископ: для диоцезальных объединений.

Аналогичный критерий прилагается к роспуску общественного объединения (кан. 320).

Объединения (как и их возможные конфедерации) на основе декрета об их учреждении, приобретают права юридического лица в области канонического законодательства (кан. 313).

Уставы каждого общественного объединения, а также их пересмотры и вносимые в них изменения, должны получить одобрение власти, обладающей по кан. 312, § 1 полномочиями для учреждения этого объединения (кан. 314).

Не могут быть членами религиозного объединения (кан. 316) лица, во всеуслышание отрёкшиеся от католической веры, отпавшие от общения с Церковью и подвергшиеся отлучению.

Во главе объединения должен стоять руководитель (moderator), по большей части избираемый самим объединением, но утверждаемый, однако же, церковной властью (кан. 317).

В объединениях, составляемых не клириками, руководителем может быть также и верующий мирянин: однако в объединениях, направленных преимущественно на осуществление апостольства, эту должность не могут занимать те, кто выполняет руководящую работу в политических партиях (кан. 317, § 4).

Руководитель может быть смещён по основательной причине; кроме того, при наличии серьёзных мотивов церковная власть может назначить поверенного (commisarius), чтобы он временно руководил объединением (кан. 318).

Каждое общественное объединение непосредственно распоряжается своим имуществом под контролем церковной власти, которой оно должно ежегодно представлять отчёт о назначении и распределении собранных подношений и подаяний (кан. 319).

3. Частные объединения верующих

Частные объединения управляются и возглавляются верующими согласно положениям уставов (кан. 321): хотя они обладают автономией, но вместе с тем находятся под попечением церковной власти, чтобы их деятельность была более эффективной и успешнее направлялась на общее благо (кан. 323).

Эти объединения не наделяются, как правило, правами канонического юридического лица. Однако они могут получить эти права по формальному декрету полномочной церковной власти, если она уже утвердила их уставы. Но такое утверждение не меняет частного характера этих объединений (кан. 322).

Объединение свободно назначает руководителя и официальных лиц в согласии с собственным уставом (кан. 324); оно может выбрать также духовного советника из числа священников, осуществляющих служение в данном диоцезе, но при этом ему нужно получить одобрение Епископа.

Объединение свободно распоряжается своим имуществом, однако за церковной властью остаётся право следить за тем, чтобы эти средства использовались для целей объединения (кан. 325).

Частное объединение распускается в согласии с уставом; оно может быть также распущено полномочной церковной властью, если его деятельность наносит тяжкий ущерб вероучению или дисциплине Церкви, или вводит верующих в соблазн (кан. 326).

В этом случае имуществом распоряжаются на основании указаний, содержащихся в уставе, однако в силе остаются приобретённые права (iura quaesita) и возможные волеизъявления пожертвовател ей.

4. Особые нормы для объединений мирян

Три особых канона Кодекса (327, 328:329) посвящены объединениям, образуемым исключительно верующими мирянами, и это ещё раз подтверждает значение, придаваемое деятельности мирян в Церкви.

В частности, верующим мирянам рекомендуется высоко ценить эти объединения, в особенности те, «которые имеют целью оживотворять преходящий мир христианским духом и тем самым усиленно способствуют более тесному единению между жизнью и верой» (кан. 327).

С этой целью члены таких объединений должны быть подобающим образом подготовлены для осуществления своего особого апостольства (кан. 329).

Даже если Кодекс не упоминает об этом, следует помнить, что здесь подразумеваются те объединения мирян, которые в тесном контакте со структурами Церкви трудятся ради распространения и воплощения христианских принципов в миру.

Особый вклад в развитие объединений мирян, работающих под руководством церковной власти на всех уровнях, внесла организация, известная под названием «Католическое действие» (Actio Catholica), кратко определённая Папой Пием ХІ-м как «сотрудничество мирян в иерархическом апостольстве Церкви» (Энциклика Ubi arcano от 23 декабря 1922 г.)

* * *

1

Латинский текст канонов см. в отсканированном оригинале – примечание электронной редакции.


Источник: Каноническое право о народе Божием : De populo Dei : Учеб. пособие / Колледж катол. теологии им. св. Фомы Аквинского; Сост. свящ. И. Юркович. - Москва : Христиан. информ.-изд. центр "Истина и жизнь", 1995. - 446,[1] с.

Комментарии для сайта Cackle