СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ, НИКЕЙСКИЙ ВТОРОЙ
Церковные правила, провозглашенные вторым никейским собором
1. О том, что нужно во всем соблюдать церковные правила.
Свидетельства и руководства для лиц, принявших сан священства, заключаются в начертаниях канонических постановлений, которые охотно принимая мы вместе с богоглаголивым Давидом воспеваем Владыке Богу. говоря: на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве (Псал. 118, 14), и: заповедал еси правду, свидения Твоя во век: вразуми мя и жив буду (Псал. 118, 138 и 144). Если же пророческое изречение заповедует нам сохранять во век свидетельства Божии и жить в них, то очевидно, что они постоянно остаются несокрушимыми и непоколеблемыми. Об этом и боговидец Моисей так говорит: к сим не подобает приложити и от сих не подобает отъяти (Второз. 12, 32, 4, 2). Также и божественный апостол (Петр), хвалясь ими, восклицает: в ня же желают ангели проникнути (1Петр. 1, 12) и (Павел): аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8). Поскольку это так и поскольку это засвидетельствовано нам, то мы с радостию, подобною той, как если бы кто обрел большую добычу, и с любовию принимаем божественные правила и содержим всецело и непоколебимо постановление этих правил, изложенных трубами Духа святими, всеславными апостолами, и шестью святыми и вселенскими соборами, а равно соборами, поместно собиравшимися для издания таких заповедей, и наконец святыми отцами нашими. Все они были просвещены одним и тем же Духом и узаконили полезное. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы также подвергаем; потому что возшедший до третьего неба и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно взывает: не сребролюбцы нравом, довольни сущими. (Евр. 13, 5).
2. О том, что хиротонисуемый епископ должен давать обещание твердо соблюдать эти правила, а в противном случае не хиротонисаться.
Так как мы в псалмопении даем Богу такой обет: во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих (Псал. 118, 16), то всем христианам спасительно сохранять это, в особенности же приемляющим священническое достоинство. Поэтому определяемъ, чтобы всякий, имеющий быть возведея в сан епископа, знал псалтирь в совершенстве, дабы мог таким образом и всех своих клириков поучать из нее. Также (определяем), чтобы митрополиты до степени несомненного убеждения испытывали его, подготовлен ли он к тому, чтобы с рассуждением, а не бегло читать священные правила и святое Евангелие, книгу божественного Апостола и все Божественное писание, а также к жизни согласной с божественными заповедями и к учению вверенного ему народа; так как сущность нашей иерархии составляют богопреданные слова, то есть, истинное знание божественных писаний, как изрек великий Дионисий. – Если же он обнаружит колебание и не выразит радостной готовности так поступать и учить, то пусть не хиротонисуется, потому что Бог пророчески изрек: ты уменее отвергл еси: отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати Мне (Ос. 4, 6).
3. О том, что епископ не должен быть избираем мирскими властями.
Всякое избрание епископа, или пресвитера, или диакона, совершаемое мирскими начальниками, должно оставаться не действительным, согласно правилу свят. апост. (30), которое говорит: «если какой либо епископ, воспользовавшись мирскими начальниками, чрез них получит (епископскую) власть в церкви, то да будет он извержен и отлучен и все находящиеся в общении с ним»: потому что имеющему быть возведенным в епископы следует быть избираемым епископами, как определено это бывшими в Никее святыми отцами в правиле, которое говорит: «Епископа поставлять наиболее прилично всем епископам местного округа. Если же это затруднительно, или по стесняющим их обстоятельствам, или по дальности пути, то по крайней мере три епископа, собравшись в одно место, должны произвести избрание, впрочем так, чтобы и отсутствующие имели в нем соучастие, изъявляя свое согласие посредством грамот. Утверждение же таковых действий по каждому округу должно принадлежать митрополиту» (пр. 4-е).
4. О том, чтобы епископы воздерживались от принятия каких бы то ни было подарков.
Проповедник истины, божественный апостол Павел, как бы правилом полагая для ефесских пресвитеров или лучше для всего священнического сословия, с дерзновением изрек следующее: сребра, или злата, или риз, ни единого возжелах: вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя и помышляти, яко блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. 20, 33, 35). Поэтому и мы, быв научены им, определяем, чтобы епископ отнюдь не помышлял из низкой корысти отыскивать в грехах предлоги к требованию золота, или серебра, или чего либо другого от подчиненных ему епископов, или клириков, или монахов; потому что божественный апостол говорит: неправедницы царствия Божия не наследят (1Кор. 6, 9) и: не должна суть чада родителем снискати имения, но родители чадом (2Кор. 12, 14) Итак если кто либо окажется удаляющим от служения или отлучающим кого-либо из подчиненных ему клириков или запирающим честный храм, (чтобы не совершалось в нем богослужение) ради вымогательства золота или чего либо другого или по каким либо личным отношениям; то таковой, как простирающий свое неистовство и на бесчувственные предметы, по истине бесчувствен и должен быть подвергнут тому, чему подвергал другого, и обратится болезнь его на главу его (Псал. 7, 17). как преступника заповеди Божией и апостольских постановлений; потому что и верховный апостол Петр заповедует, говоря: пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. И явльшуся пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец (1Петр. 5, 2–5).
5.О том, что поносящие клириков за то, что последние определились в церковные должности и не сделали подарка, подлежат епитимии.
Грехом к смерти называется такой грех, когда совершающие его остаются неисправимыми. По хуже этого то, когда гордо восстают против благочестия и истины, предпочитают мамону повиновению Богу и не держатся Его постановлений. В таковых нет Господа Бога, если они еще не смирились и не отрезвились от своего заблуждения; ибо им скорее следует прибегать к Богу и с сокрушенным сердцем просить об оставлении этого греха и о прощении, а не тщеславиться неправедным даянием; близ бо Господь сокрушенным сердцем (Псал. 33, 19). Поэтому тех из клириков, которые хвалятся тем, что поставлены в церковный чин за золото, и возлагают надежды на этот гнусный обычай, отчуждающий от Бога и от всякой иерархической степени, и потому с наглым видом открыто, бранными словами бесчестят избранных Святым Духом за добродетельную жизнь и поставленных без даяния злата, – так таковых клириков следует сначала низводить на последнюю степень их чина; если же они будут упорствовать, то исправлять епитимиею. Если же окажется, что кто либо сделал это при рукоположении; то пусть будет поступлено с ним согласно апостольскому правилу (29), которое говорит: «Если какой либо епископ, или пресвитер, или диакон получит это достоинство за деньги, то да будет низвержен и он и поставивший его и да будет он совершенно отсечен от общения церковного, как Симон волхв мною Петром». А также согласно второму правилу святых отцов наших, собиравшихся в Халкидоне, которое говорит: «Если какой епископ совершит рукоположение за деньги и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги рукоположит епископа, или хорепископа, или пресвитера или диакона или кого либо другого из числящихся в клире, или определит за деньги эконома, или екдика, или просмонария167, или вообще кого либо на церковную должность ради прибытка своего: то покусившийся на это, быв обличен, да будет в опасности за свою собственную степень, и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которую получил за деньги. Если же кто явится и посредником в столь гнусном и незаконном лихоимстве, то и этот, если он клирик, да будет низвержен из своей степени, если же мирянин, или монашествующий, да будет анафематствован».
6.О том, чтобы каждогодно составлялся местный собор.
Так как есть правило, которое говорит: дважды в год в каждой области должны быть обсуждаемы собранием епископов канонические вопросы, а преподобные отцы шестого собора, во внимание к затруднениям собирающихся и к недостаткам средств для путешествия, определили непременно и неотложно быть собору однажды в год и исправлять погрешности, то и мы возобновляем это правило, и если окажется какой либо начальник, возбраняющий это, то да будет отлучен. Если же кто либо из митрополитов пренебрежет исполнением этого но по нужде и насилию или по какой либо уважительной причине: то да подвержется епитимии, согласно правилам. Когда же состоится собор о предметах канонических и евангельских; то собравшиеся епископы должны вменять себе в заботу и попечение сохранение божественных и животворящих заповедей Божиих, потому что внегда сохранити я воздаяние много (Псал. 18, 12), ибо заповедь есть светильник, закон свет, а обличение и научение путь жизни и заповедь Господня светла, просвещающая очи (Псал. 18, 9). Митрополит не смеет также требовать скота или чего либо другого из того, что привосит с собош епископ. Если же он будет изобличен в этом, то пусть возвратит вчетверо.
7.О том, что если в возобновленных храмах не положены святые мощи, то следует восполнить это.
Божественный апостол Павел сказал; неких человек греси предъявлени суть, неким же и последствуют (1Тим. 5, 24). Если допущены одни грехи, то за ними следуют и другие. Так за нечестивою ересью клеветников на христиан последовали и другие нечестия; потому что как только они отняли у церкви честные иконы, то покинули и некоторые другие обычаи, которые по писанному и неписанному законоположению следует возобновить и сохранить. Итак определяем, чтобы во всех тех честных храмах, которые освящены без святых мощей мучеников, было совершено положение мощей с обычною молитвою. И если после настоящего определения найдется епископ, который освятит храм без святых мощей, то да будет низвержен, как преступивший церковные предания.
8.О том, что не следует принимать евреев, если обращение их будет не от искреннего сердца.
Так как некоторые лица еврейского исповедания, переходя из одной веры в другую, вздумали подвергать осмеянию Христа Бога нашего, показывая вид, что они – христиане, тогда как сами отрицают Христа и тайно и скрытно соблюдают субботы и другие иудейские обряды; то определяем таковых не принимать ни в общение, ни на молитву, ни в церковь; но пусть будет явно, что они по своему исповеданию – евреи; ни детей их не крестить, ни в рабы никого яз них не покупать или не приобретать. Если же кто либо из них обратится чистосердечно и с искреннею верою и от всего сердца будет исповедовать истинную веру, торжественно отвергая еврейские обычаи и обряды, – с целию обличать и исправлять и прочих; то такого (определяем) принимать и крестить и детей его, и упрочивать их отречение от еврейского образа мыслей. Если же они будут не таковы, то отнюдь не принимать их.
9.О том, что не следует скрывать книг, содержащих в себе ересь христианообвинителей.
Все детские забавы, неистовые глумления и лживые писания, направленные против честных икон, должно представлять в константинонольскую епископию для присоединения их к прочим книгам еретиков. Если же обрящется кто-либо скрывающим их; то епископ, или пресвитер или диакон да будет низвержен, а монах или мирянин да будет предан анафеме.
10.О том, что клирик не должен оставлять своего прихода и переходить в другой без ведома епископа.
Так как некоторые из клириков, пренебрегая каноническим постановлением, оставив свои приход, переходят в другие, особенно в этом богохранимом и царствующем городе, и водворяясь у мирских начальников, отправляют Богослужение в их молитвенницах; то их без (ведома) своего и Константинопольского епископа не позволяется принимать в каком бы то ни было доме или церкви. Если же кто сделает это и будет упорствовать, да будет низложен. А тем (клирикам), которые так поступают с ведома вышепоименованных священноначальников, не следует принимать на себя мирских и житейских должностей, так как это запрещено божественными правилами. Если же откроется, что кто либо занимает должность у так называемых вельмож, то или да оставит ее или да будет низложен; лучше пусть он занимается обучением детей и слуг и пусть читает им божественные писания, потому что для этого он и получил священство.
11.О том, что в епископиях и в монастырях должны быть экономы.
Обязанные сохранять все божественные правила мы ни под каким видом не должны нарушать и того правила, которое говорит, чтобы в каждой церкви был эконом. И если каждый митрополит поставляет эконома к своей церкви, то конечно это хорошо; если же этого не делается, то предоставляется Константинопольскому епископу собственною властью определить эконома к церкви его (митрополита). Точно таким же образом и митрополиты должны поставлять экономов к церквам подведомственных им епископов, если эти сами не избирают их. Тоже надобно наблюдать и относительно монастырей.
12.О том, что епископ или игумен не должны дарить или продавать принадлежащих церкви угодий.
Если окажется, что какой либо епископ или игумен продает какие либо из угодий, принадлежащих епископии или монастырю, в руки властей или отдает другому лицу; то определяем, что такая передача не действительна, согласно правилу (38) святых апостолов, которое говорит: «епископ пусть имеет попечение о всех делах церковных и пусть распоряжается ими как бы под (непосредсгвенным) наблюдением Божиим. Непозводительно ему присвоять что́ либо из принадлежащего церкви или дарить родственникам то, что (пожертвовано) Богу. Если же они будут бедны, то он пусть дает им как бедным, но под этим предлогом пусть не продает принадлежащего церкви». Есди же будут выставлять на вид то, что земля причиняет убыток и не доставляет никакой прибыли: то и в этом случае не отдавать земли местным начальникам, но – улирикам или земледельцам. Если же употребят хитрую сделку и мирской начальник перекупит поле у земледельца или у клирика; то и в сем случае продажа недействительна и проданное возвращается епископии или монастырю. Епископ или игумен так поступающий да будет изгнан, – епископ из епископии, а игумен из монастыря, как злостно расточающие то, чего они не собирали.
13.О том, что великого осуждения достойны обращающие монастыри в обыкновенные жилища.
При случившемся, по грехам нашим, бедствии в церквах, некоторые святые храмы, епископии и монастыри похищены и обращены в обыкновенные жилища. Если обладающие ими пожелают добровольно возвратить их, чтобы снова восстановить их по прежнему, так это будет и прекрасно и благородно. Если же нет, то определяем таковых низлагать, если они будут священнического чина; если же это будут монахи или миряне, то отлучить, так как они осуждены уже Отцом и Сыном и Святым Духом. И да будет место им там, идеже червь не умирает, и огнь не угасает (Мар. 9, 44); потому что они противятся голосу Господа, Который говорит; не творите дому Отца Моего дому купли (Иоан. 2, 16).
14. О том, что без рукоположения не следует читать в церковном собрании с амвона. Всем очевидно, что священство неразлучно с порядком и что соблюдение точности в производствах священства есть дело богоугодное. Но так как мы видим, что некоторые, без руковозложения, в детстве получив причетническое пострижение, но не получив еще епископского руковозложения, читают в церкви с амвона и делают это несогласно с правилами; то определяем, чтобы отныне этого не было. Тоже самое (определяем) наблюдать и относительно монахов. Руковозложение же во чтеца дозволено делать каждому игумену в своем и только в своем монастыре, если только сам он получил от епископа рукоположение на игуменское начальство, конечно будучи уже пресвитером. Точно также и хорепископы, по древнему обычаю, должны производить чтецов с дозволения епископа.
15. О том, что не должно клирика определять к двум церквам.
Отныне клирик да не определяется к двум церквам; потому что это свойственно торговле и низкому своекорыстию и чуждо церковному обычаю. От гласа Самого Господа мы слышали, что никтоже может двема господинома работати: любо единого возлюбит, а другого возненавидит, или единого держится, о друзем же нерадити пачнет. (Матф. 6, 24). Итак каждый по слову апостола (1 Евр. 7, 20), к чему призван, в том должен пребывать и находиться при одной церкви; потому что все, что в церковных делах происходит из-за гнусного своекорыстия, чуждо Богу. Для потребностей же сей жизни существуют различныя занятия и если кто хочет, пусть, при помощи их, приобретает потребное для тела; потому что апостол сказал: требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии (Деян. 20, 34). Это соблюдать в этом богохранимом городе, а в других местах, по недостатку в людях, можно допустить исключение.
16. О том, что человек священного чина не должен одеваться в роскошные одежды. Всякая роскошь и всякое телесное украшение чужды священнического чина. Потому епископы или клирики, украшающие себя блестящими и пышными одеждами, должны исправляться; если же они пребудут упорными, то их следует подвергать епитимии, равно как натирающихся благовонными мастями. Но так как корень горести выспр прозябаяй (Евр. 12, 15), ересь клеветников на христиан, соделалась нечистым пятном для кафолической церкви, а приявшие оную не только возгнушались живописными иконными изображениями, но и отвергли всякое благоговение, подвергли преследованию живущих скромно и благочестиво и исполнилось на них слово писания: мерзость грешнику благочестие (Сирах. 1, 25); то, если окажутся насмехающиеся над одевающимися в простую и скромную одежду, так пусть будут исправляемы епитимиею. С древних времен всякий священный муж носил одежду недорогую и скромную, поскольку все, что принимается не по нужде, но для украшения, подлежит обвинению в суетности, как сказал великий Василий. Никто также не надевал разноцветных шелковых одежд и на края одежд не нашивали украшений другого цвета; потому что слышали от Богоглаголивого языка, что мягкая носящии в домех царских суть. (Матф. 11, 8).
17.О том, чтобы не начинал строить молитвенного дома тот, кто не имеет средства довести дело до конца.
Некоторые из монахов, желая начальствовать и уклоняясь от послушания, оставляют свои монастыри и начинают строить молитвенные домы, не имея средств к выполнению своего предприятия. Итак если кто решится на это, то да будет остановлен местным епископом. Если же он имеет средства для выполнения задуманного, то пусть желаемое им будет доведено до конца. Тоже самое соблюдать и относительно мирян и клириков.
18.О том, что женщинам не следует жить при епископиях и в мужских монастырях.
Божественный апостол говорит: безпреткновени бывайте и тем, кто вне церкви (1Кор. 10, 32); а между тем пребывание женщин при епископиях, а также и в (мужских) монастырях служит поводом ко всякому соблазну; и потому если будет усмотрено, что кто либо имеет рабу или свободную в епископия или в монастыре для какого нибудь служения, то да подвергнется епитимии, а в случае упорства да будет низложен. Но если бы и случилось быть женщинам в загородных дачах, и епископ или игумен пожелал бы совершить по тем местам путешествие; то женщина в это время в присутствии епископа или игумена ни в каком случае пусть не услуживает, но пусть находится в другом месте, пока епископ или игумен не отправятся обратно, чтобы не было нарекания.
19.О том, что избрание священных лиц, монахов и монахинь должно совершаться безмездно.
Гнусность сребролюбия такую возымела силу над настоятелями церквей, что некоторые даже из так называемых благоговейных мужей и жен, забыв заповеди Господни, впали в заблуждение и посвящающих себя священному званию и монашеской жизни принимают за золото. То, говорит Василий великий, чего начало нечисто, и все становится непотребним; потому что нельзя служить Богу чрез мамону. Итак если замечено будет, что кто либо так поступает, так если это будет епископ или игумен или кто либо из священнического чина, или пусть исправится или да будет низложен, согласно второму правилу собора халкидонского; если же это будет игуменья, то да будет изгнана из монастыря и отдана в другой монастырь на послушание, равно и игумен, не имеющий священнической хиротонии. Что же касается приносимых ими (в монастыри) вещей, будут ли эти вещи собственного приобретения, или перешедшие от родителей к детям по дарственному праву, так мы определили, чтобы вещи эти, если приносящие заявляют, что посвящают их Богу, согласно обещанию их оставались в монастыре, будет ли оставаться в нем сам жертвователь, или выйдет из него, лишь бы только этот выход не зависел от вины настоятеля.
20. О том, что отныне не должны существовать двойные монастыри – и о двойных монастырях168.
Определяем, чтобы отныне не было двойных монастырей; потому что это служит для многих соблазном и преткновением. Если же некоторые пожелают отречься от мира вместе со своими сродниками и последовать жизни монашеской; то мужчины должны удалиться в мужской монастырь, а женщины вступить в монастырь женский; потому что этим благоугождается Богу. Находящиеся же до ныне двойные (монастыри) пусть управляются согласно правилу святого отца нашего Василия и пусть они устроятся согласно заповеди его так: пусть не живут в одном монастыре монахи и монахини, потому что совместная жизнь дает повод к прелюбодеянию. Пусть не дерзает монах с монахинею, или монахиня с монахом беседовать наедине; пусть не спит монах в женском монастыре и пусть не ест с монахиней наедине. И когда вещи нужные для жизни приносятся из мужского отделения к монахиням, то пусть их принимает игуменья с какою либо другою старою монахиней. Если же случится, что монах пожелает видеться с какою либо родственницей, то пусть он объяснится с нею в немногих и кратких словах в присутствии игуменьи и пусть немедленно удалится от нее.
21. О том, что монахам не следует покидать своих монастырей и переходить в другие.
Не следует монаху или монахине оставлять свой монастырь и отправляться в другой. Если же это случится, то необходимо оказывать ему странноприимство, а принимать его без соизволения его игумена не следует.
22. О том, что монахи должны есть с женщинами, если того потребует необходимость, с умеренностию и с чувством благодарения (Господу) и благоговения.
Великое дело все возносить к Богу и не быть рабом своих пожеланий; потому что Божественный апостол говорит: аще убо яше, аще ли пиете, вся во славу Божию творите (1Кор. 10, 31). И Христос Бог наш в евангелии своем повелел отсекать самые начатки грехов; ибо Он наказует не только прелюбодеяние, но Им осуждено и движение мысли к совершению прелюбодеяния, так как Он говорит: иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мат. 5, 28). Итак, наученные этим, мы должны очищать свои помыслы, потому что хотя и вся лет суть, но не вся на пользу, как научает нас апостол (1Кор. 10, 23). Итак всякому человеку необходимо есть, чтобы жить, а тем, которые ведут брачную жизнь, имеют детей и живут в мире, непредосудительно есть вместе мужчинам и женщинам, только бы они благодарили Подателя пищи и ели без всяких театральных безобразий, или сатанинских песней, без гитар и блуднических гласований, на которые падает укоризна порока, гласящая так: Горе тем, которые с гусльми и певницами вино пиют, на дела же Господня не взирают, и дел руку Его не помышляют (Ис. 5, 12). И если бы где либо были таковые среди христиан, то пусть исправятся. Если же не исправятся, то да будет соблюдаемо в отношении к ним то, что прежде нас изложено канонически. А те, которые ведут жизнь тихую и однообразную, как давшие обет Господу Богу взять на себя иго монашества, пусть сядут на едине, и умолкнут (Плач. Иерем. 3, 28). Но и избравшим жизнь священническую также совершенно не позволительно есть с женщинами в частных домах, разве только вместе с некоторыми богобоязненными и досточтимыми мужчинами и женщинами, чтобы и это общение трапезы вело к духовному назиданию. Тоже пусть соблюдается и относительно родственников. Если же случится, что у монаха или человека священного чина во время путешествия не будет насущных потребностей, и он по необходимости пожелает найти убежище в гостиннице или в каком либо доме, то ему дозволяется сделать это, потому что необходимость вынуждает его к этому.
* * *
Текст распознан и отредактирован редакцией интернет-портала «Азбука веры».
Иначе: парамонария.
Т. е. имеющих отделения – мужское и женское.