иером. Филипп

Источник

VII. О поклонении Богу

1. Что означают слова Христа Спасителя о поклонении Богу Отцу в духе и истине (Ин.4:23)?

Это значит, что поклонение Богу должно быть в духе Христовом и истине евангельской.

2. А говорит ли Господь здесь о том, что внешнего, телесного богопоклонения совсем не нужно?

Ничего подобного. Христос Спаситель никогда об этом ничего не говорил, а, наоборот, – оставил нам пример внешнего, телесного поклонения Богу.

3. Как именно говорит слово Божие о телесном богопоклонении Христа Спасителя?

«И отошед немного, пал на лице Свое, молился»... (Мф.26:39; Мк.14:35; Лк.22:41).

4. Принимал ли Христос Спаситель внешнее поклонение?

Прокаженный, «кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф.8:2).

«Некоторый начальник, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф.9:18).

Ученики, после укрощения бури на море, «подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33).

Мария, сестра Лазаря, увидевши Иисуса, «пала к ногам Его и сказала Ему: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин.11:32).

«И они (мироносцы), приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9).

пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин... Не десять ли очистилось? (спросил Христос Спаситель) Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника»? (Лк.17:16–18).

5. Какой образ поклонения Богу на небе показан был апостолу Иоанну Богослову в особом откровении?

«Двадцать четыре старца падают пред Седящим на престоле и покланяются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу... » (Откр.4:10–11).

6. Как говорит слово Божие о внешнем поклонении Богу св. Апостолов?

Апостол Петр, прежде чем воскресить Тавифу, «выслал всех вон и, преклонив колена, помолился» (Деян.9:40).

«Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа», – говорит ап. Павел (Еф.3:14).

7. Завещали ли Апостолы христианам внешнее богопоклонение?

«Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8).

«Прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших» (1Кор.6:20).

«Умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумнаго служения вашего» (Рим.12:1).

1. О святых храмах

1. Кто научил людей устраивать молитвенные дома, т.е. храмы для духовно-телесного богопоклонения?

Господь Бог еще в Ветхом Завете. «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношение... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их. Все, как я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ея, так и сделайте» (Исх.25:1, 2, 9). В 25, 26 и 27 главах книги Исход Господь дает подробное повеление Моисею об устройстве скинии и всех ее принадлежностей.

О Соломоновом храме во второй книге Царств говорится: «Он (Соломон) построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки» (2Цар.7:13).

О Зоровавелевом храме: «Так говорит Господь Саваоф: Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь» (Агг.1:8).

2. Кто первый в Новом Завете оставил нам пример посещения храма Божия и ревности о его святости?

Христос Спаситель «каждый день бывал в храме» (Лк.22:53).

«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:12–13; Мк.11:17; Лк.19:46).

3. Как учил Христос Спаситель о том, что храм есть жилище Божие?

«Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф.23:21).

4. Посещали ли храм св. Апостолы?

После вознесения Христова Апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:53).

«Каждый день единодушно пребывали в храме (Деян.2:46).

«Я, говорит ап. Павел, пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян.24:11) «и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» (Деян.22:17–18).

5. Как еще называется в слове Божием то здание, в котором собирались первые христиане для богослужений?

«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей» (Деян.11:26).

6. Отличается ли в слове Божием церковь от обычных домов.

Отличается. «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволительно им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же оне хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома: ибо неприлично жене говорить в церкви (1Кор.14:34–35).

«Слышу, что когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения... ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» (1Кор.11:18, 21–22).

7. Откуда видно, что храмы Божии будут существовать на земле до времени антихриста, т. е. до конца мира?

«Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4).

***

О существовании христианских храмов от времен апостольских свидетельствует не только Священное Писание, но и история первохристианского времени.

Христиане во времена св. Апостолов не могли сразу иметь таких великолепных зданий, как в позднейшее время, потому, во-первых, что все почти язычники и иудеи относились к христианам или подозрительно или враждебно, а затем, – для этого требовалось время. Хотя все-таки, не сооружая пока нарочитых зданий-храмов для богослужебных собраний, христиане при Апостолах или посещали храм Иерусалимский (Лк.24:53; Деян.3:1, 2:46, 5:12, 22:17, 24:11), или же собирались в особых помещениях со всем необходимым для богослужения (Деян.20:7–8). Когда же в конце первого столетия, еще даже при жизни некоторых Апостолов, было воздвигнуто против христиан гонение, тогда они собирались на молитву в подземелья, катакомбы, где и устраивали храмы, собирались в них для богослужений, и там же хоронили умерших братьев и мучеников. Такие подземные храмы открыты учеными исследователями в Риме, на острове Кипре, в Антиохии и близ города Александрии. Некоторые из этих подземных храмов настолько сохранились, что была возможность срисовать не только внутренний вид их, но даже и живопись их.

Вот, например, на прилагаемом здесь рисунке представлен внутренний вид подземного храма в катакомбах Каллиста. Стены и по потолок его украшены символическими и священными изображениями, иконами. Храм этот устроен во втором столетии, то есть, спустя несколько десятков лет после вознесения Христа Спасителя на небо. Престол в таких храмах устраивался большею частью в тех стенных углублениях, в которых были погребены тела св. мучеников. Верхняя плита гробницы мученика служила в таких случаях престолом, на котором и совершалась евхаристия, т.е. литургия62. Такой престол изображен на прилагаемом ниже снимке из тех же катакомб Каллиста. Вверху находится символическое изображение Пастыря (Христа), пасущего овцы.

Кроме того, о существовании у первых христиан особых зданий для молитвы, или храмов, свидетельствуют церковные писатели и историки того времени. Так Климент Александрийский свидетельствует, что в его время, в конце второго века, у христиан были храмы, или особые здания для молитвы63. А в третьем веке, когда число христиан значительно увеличилось, они уже, несмотря на гонения, воздвигали величественные храмы и даже в городах64, как например, в Никомидии, где в гонение христиан языческого императора Диоклетиана, в 303 году, был разрушен величественный храм христиан, построенный недалеко от дворца Диоклетиана.

2. О святых иконах

1. Все ли предметы одинаковы для верующего, или же следует отличать священные от несвященных?

«Они (священники) должны учить народ Мой отличать священное от несвященнаго» (Иез.44:23; Лев.10:10).

2. Какую заповедь Господь Бог дал в Ветхом Завете относительно несвященных, ложных изображений, т.е. идолов?

«Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не покланяйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:2–5; Втор.5:6–9).

3. А какое повеление Тот же Господь дал относительно истинных, священных изображений?

«И сказал Господь Моисею: Сделай ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя... Сделай также крышку из чистаго золота: длина ея два локтя с половиною, а ширина ея полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другаго херувима с другаго края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ея, и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе. Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх.25:17–22).

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученаго виссона, и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» (Исх.26:1).

«И сделай завесу из голубой пурпуровой и червленой шерсти и крученаго виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх.26:31).

4. Были ли истинные, священные изображения в храме Соломоновом?

сделал в давире двух херувимов из масличнаго дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев до другаго конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинаковаго вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другаго херувима. И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другаго херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резныя изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов внутри и вне» (3Цар.6:23–29).

5. Какие священные и истинные изображения видел пророк Иезекииль в храме, показанном ему Самим Господом в особом видении?

"От верху дверей, как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резныя изображения. Сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждаго херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лице человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стене храма» (Иез.41:17–20).

6. Как Христос Спаситель ревновал о святости того храма, в котором были священные изображения херувимов?

«Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул... И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк.11:15–17).

7. Как говорит ап. Павел о своем поклонении и молитве в том же храме?

«Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому назад, как я пришел в Иерусалим для поклонения (Деян.24:11).

«Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа) (Деян.22:17–18).

8. До какого времени существовали древние священные изображения?

«Доколе стояла прежняя скиния», то есть, «до времени исправления» (Евр.9:8, 10).

9. Как изображается в Новом Завете, т.е. после исправления, Бог Отец?

Как Он открылся в видении пророку Даниилу. «Видел я, наконец, говорит он, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан.7:9).

10. А почему Сын Божий изображается в плотском, человеческом образе?

Потому что «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16); «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став, как человек» (Флп.2:7).

11. А Духа Святого почему изображает в виде голубя?

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, – отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк.3:21–22).

12. Есть ли в слове Божием примеры поклонения пред священными предметами?

Иисус Навин «упал на землю пред ковчегом Господним» (Нав.7:6).

"Поклонюсь святому храму Твоему» (Пс.5:8, 137:2).

13. Откуда ведет свое начало возжжение светильников и каждение фимиамом пред иконами и вообще пред священными предметами?

«Господь сказал Моисею: Сделай светильник из золота чистаго... и сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его... Смотри, сделай их по тому образу, какой показал тебе на горе» (Исх.25:31, 37–40, 27:20–21, 30:8; Лев.24:2).

«И вели сынам Израилевым чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освящения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений от сынов Израилевых (Исх.27:20–21).

«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистаго и чистаго ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющаго масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделаннаго по сему составу, не делайте себе: святынею да будет он у тебя для Господа (Исх.30:34–37).

14. Могут ли совершаться чрез вещественные святыни, а, следовательно, и чрез иконы – чудеса?

«И поразил Он (Господь) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа» (1Цар.6:19).

«И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него; ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2Цар.6:6–7).

«Женщина, услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Мк.5:27–29).

«На больных возлагали платки и опоясания с тела ап. Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:12).

***

От первохристианского времени до нас дошли неопровержимые свидетельства, доказывающие, что употребление св. икон ведет свое начало от времен святых Апостолов и мучеников.

Так об употреблении и почитании икон в первые три века христианства свидетельствуют церковные учители и писатели этого времени, правда, не многие, но это часто потому, что многие писания этого времени не дошли до нас и известны нам только по имени, а частью и потому, что в виду гонений на христиан, христианские писатели побуждаемы были говорить об этом лишь в неизбежных случаях.

Тертуллиан (умер в 220 г. по Р.X.) свидетельствует, что в его время на потирах, т.е. чашах, обыкновенно находилось изображение Спасителя в виде доброго пастыря и, значит, вошло в общецерковное употребление. Затем в защиту своих братьев по вере он писал: «если нас обвиняют в поклонении кресту, мы того не стыдимся» (Аполог. 16 гл.).

Климент Александрийский говорит: «Останавливая взор на изящных изображениях, он (христианин) мысли свои устремляет на многих, прежде его достигших совершенства, патриархов, премногих пророков, бесчисленных ангелов и Самого Господа всех, поучающего нас, что и мы можем иметь жизнь, сообразную с сими высокими образами»65.

Св. Мефодий Патарский (ум. 312 г.) свидетельствует об изображениях в его время ангелов и сил небесных: «устрояемые из золота изображения ангелов Его (т.е. Бога), начал и властей мы устрояем в честь и славу Его», говорит он (О воскресении, 22).

Евсевий, историк: «Мы уже рассказывали, пишет он, что посредством красок на картинах сохранены лики ап. Петра и Павла, да и Самого И. Христа»66. Это свидетельство Евсевия тем более важно, что сам он был против священных изображений.

Кроме этих письменных свидетельств в пользу иконопочитания, сохранилось немало и вещественных доказательств. Так в христианских катакомбах, подземных кладбищах, где первые христиане устраивали храмы и во время гонений собирались в них для богослужений, – там найдено очень много икон, которые относятся к первому, второму и к третьему столетиям по Рождестве Христовом. Почти все эти изображения учеными исследователями (даже сектантами) точно срисованы и описаны и, благодаря этому, мы имеем теперь возможность убедиться, что иконопочитание не только не было противно первым христианам, но было так же свойственно и необходимо, как, например, молитва, пост и милостыня, служившие выражением христианского настроения. Некоторые из этих изображений (заимствованных нами из сочинения «Римские катакомбы» А. фон Фрикена, Москва 1872 г.) мы и помещаем здесь с соответствующими пояснениями. Кроме этих изображений, для доказательства той же истины раньше нами уже были помещены некоторые изображения из первохристианских катакомб: иконы «Поклонение рожденному Богомладенцу волхвов», «Благовещение Богоматери» и икона Самой Богоматери.

Первохристианский могильщик, приготовлявший могилы, вырывавший катакомбы и наблюдавший за ними. На одежде его ясно заметны изображения Креста. Это свидетельствует, что первые христиане с особенной любовию относились к этому священному знамению и везде, где только можно, старались изображать его

Кровоточивая женщина, наклонившись, прикасается к краю одежды Христа Спасителя, изображенная здесь в виде молодого римлянина и в одежде того времени. Христос смотрит вполоборота на двух учеников, стоящих возле Него и имеющих такой же вид. Изображение это находится в одной из комнат катакомбы Претекстаты и относится к II-му столетию

Беседа Христа Спасителя с самарянкой (Ин.4:5–26) Христос опять изображен здесь в виде молодого римлянина. Это изображение находится в той же катакомбе Претекстаты и относится к тому же времени

Икона Господа нашего Иисуса Христа, найденная в катакомбе Каллиста и относящаяся к началу II столетия, т.е. почти к апостольскому времени

Икона Спасителя из катакомбы св. Нонтиниана III-го столетия

Чтобы был понятен весь смысл и великое значение в деле нашего спасения иконопочитания, приведем еще богомудрое определение о нем 7-го Вселенского собора. «Не вводя ничего нового, мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это, согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился и служит на пользу нам, потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцев наших и преданию вселенской Церкви, – ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, – со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же как и изображения честного и животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться во святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа или непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но не как не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их, и освящать их подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего Креста, св. ангелов и других священных приношений и как по благочестивому стремлению делалось это обыкновенно и в древности, потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющиеся иконе покланяются ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых Отцов наших, т.е. в предании Вселенской Церкви, в которой Евангелие преемственно переходило от одного лица к другому» (Догмат 367 святых отцов седьмого Вселенского собора, Никейского. «Книга правил св. Апостол, святых соборов Вселенских и поместных и святых отец», стр. 13).

3. О почитании святого Креста

1. Как говорится в слове Божием о святости ветхозаветного жертвенника?

«Сказал Господь Моисею: освяти жертвенник и будет жертвенник святыня великая» (Исх.40:10); «все прикасающееся к ним освятится» (Исх.30:22–29).

2. Имеем ли мы жертвенник в Новом Завете?

«Мы имеем жертвенник, от котораго не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10).

3. А жертвой у нас кто является?

Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» (Евр.7:27, 9:28).

4. На чем же Христос Спаситель принес Себя в жертву за наши грехи, то есть, что послужило для Него жертвенником?

«Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо" (1Пет.2:24).

Древо это, то есть Крест, и есть, следовательно, тот жертвенник, на котором Христос принес Себя в жертву. Если же был великой святыней ветхозаветный жертвенник, то тем более этот, новозаветный.

5. Через крестную жертву Христову что открывается верующим?

«Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа… Котораго Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:22–25).

6. А как говорится в слове Божием о том древе, чрез которое является правда?

«Благословенно древо, через которое бывает правда» (Прем.14:7).

7. Какой спасительный прообраз Креста был в Ветхом Завете?

«Сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ.21:8–9).

8. Откуда видно, что медный змий Моисея прообразовал собою Крест и Распятого на нем?

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14–15).

9. Как называется этот прообраз в слове Божием?

«Знамение спасения» (Прем.16:6).

10. Как пророчественно молился Давид псалмопевец о новозаветном знамени, т.е. Кресте Христовом?

«Даруй боящимся Тебе знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» (Пс.59:6–7).

11. Кем спасались взиравшие с верою на «знамя спасания» при Моисее?

«Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою Спасителем всех» (Прем.16:7).

12. Как св. ап. Павел хвалится крестом Господним?

«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал.6:14).

Так и христиане, когда взирают с верою на древо крестное, получают помощь и спасение от Распятого на нем.

***

Об изображении в первохристианское время Креста Господня и о всеобщем почитании его ясно свидетельствуют и мужи апостольские и писатели века апостольского, а равно также и писатели последующего затем времени.

Св. Игнатий Богоносец, муж апостольский и ученик ап. Иоанна Богослова, писал о кресте: «Мой дух – в прах пред крестом».

Св. Иустин Философ и мученик (пострадал в 265 г.) свидетельствовал пред язычниками о кресте: «Крест есть величайший символ силы и власти Христовой» (Аполог. 1, гл. 72).

В конце II-го и в начале III-го столетия чествование креста настолько было распространено, что об этом уже знали язычники и издевались над христианами, называя их крестопоклонниками. Христианские апологеты (т.е. защитники христианства) не отвергали этого обвинения, но только старались выяснить настоящий смысл приписываемого им культа. Так, напр., христианский писатель того времени Тертуллиан (ум. 220 г.) в защиту своих братьев писал: «Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы не стыдимся того» (Аполог. 2, гл. 16).

Святые Отцы 7-го Вселенского собора вот как богомудро рассуждали о почитании креста Господня: «Когда ты видишь, что христиане поклоняются Кресту, то знай, что они относят поклонение к распятому Христу, а не к дереву. Если бы они почитали естество дерева, то покланялись бы всем деревьям и рощам... Но мы не говорим ни Кресту, ни изображениям святых: «Вы наши боги», потому что они не боги наши, но иконы Христа и святых Его, которые употребляются для воспоминания и почитания святых»67.

4. О крестном знамении

1. Как предсказал о крестном знамении пророк Исаия?

«Вот приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение" (Ис.66:18–19).

2. Как говорит о крестном знамении, как о печати Божией, св. ап. Иоанн Богослов?

«И видел я инаго Ангела, восходящаго от востока солнца и имеющаго печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр.7:2–4).

«И взглянул я, и вот, Агнец, стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр.14:1).

3. По какому апостольскому завещанию христиане осеняют себя крестным знамением?

«Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1Кор.6:20).

«Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8).

4. Какую Господню заповедь исполняют христиане, когда изображают на себе крестное знамение?

«Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным» (Мф.10:32).

***

Кроме Священного Писания о крестном знамении ясно свидетельствуют еще и церковные писатели первых веков христианства.

Св. Иустин мученик (ум. в 165 г.) говорит: «Чтобы воздавать Богу лучшее, христиане должны молиться на восток и крестное знамение изображать не левою, а правою рукою»68.

Тертуллиан (ум. в 220 г.) писал: «При всяком успешном предприятии, при всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах – словом, при всяком занятии нашем мы ограждаем чело свое знамением креста, по преданию Апостолов, которые внушали первым ученикам своим, а чрез них и всем верующим, чтобы они, в знак исповедания своего, полагали печать креста на лице и груди своей 69

Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Да не стыдимся исповедовать Распятаго; с дерзновением да изображаем перстами знамение креста на челе и на всем» (13 оглас, сл.).

Сохранилось также немало примеров проявления чудодейственной силы чрез крестное знамение. Так, например, ап. Матфей крестным знамением исцелил слепца князя, хотевшего взять Апостола на мучение (Чет.-Мин. 16 ноября). Ученик ап. Иоанна Богослова Прохор крестным знамением исцелил больного человека, лежавшего при пути (Чет.-Мин. 26 сентября). По повелению ап. Филиппа, христианин Ир крестным знамением исцелил больного Аристарха (Чет.-Мин. 14 ноября). Первомученица Фекла, оградивши себя крестным знамением, осталась невредимою в огне (Чет.-Мин. 24 сент.). Мученики Авдон и Сеннис, осенивши себя крестным знамением, остались невредимы от зверей, коим они были брошены на растерзание (Чет.-Мин. 30 июля), мученики Киприан и Иустин крестным знамением прогнали от себя бесов, искушавших их (Чет.-Мин. 2 ноября). И много других подобных примеров сохранилось в предании Христовой Церкви.

***

5. О святых мощах

1. Для чего Бог создал человека?

«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечнаго бытия Своего» (Прем.2:23).

2. Откуда появились в роде человеческом смерть и тление?

«Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24).

3. Каким образом люди опять получили возможность быть нетленными?

«Явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившаго смерть и явившаго жизнь и нетление чрез благовестие» (2Тим.1:10).

4. Кому делаются подобны святые христиане?

«Каков Небесный (т.е. Христос), таковы и небесные» (1Кор.15:48).

5. А каков Небесный?

«Плоть Его не видела тления» (Деян.2:31).

6. Как повествует Евангелие о великом чуде воскресения нетленных тел святых, совершившемся в час смерти Христа Спасителя?

«Гробы отверзлись и многия тела усопших святых воскресли» (Мф.27:52).

7. Откуда видно, что мощи св. Угодников могут источать чудеса?

«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил и встал на ноги свои» (4Цар.13:20–21).

8. Как свидетельствует Слово Божие о том, что даже чрез одежды святых действовала благодатная сила Божия?

«На больных возлагали платки и опоясания с тела ап. Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:12).

Елисей «взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей». (4Цар.2:14).

***

Исторические свидетельства убеждают нас в том, что почитание мощей св. угодников ведет свое начало от первых времен христианства.

В описании мученической кончины св. Игнатия Богоносца, друга и ученика св. ап. Иоанна Богослова, сообщается, что оставшиеся от его тела только твердейшие части были отвезены в Антиохию и положены в полотно, как неоцененное сокровище, по благодати обитающей в мученике, оставленное святой Церкви. Жители на пути лежащих городов, начиная от Рима, преемственно принимали тогда и несли на раменах своих до здешнего города (т.е. Антиохии) его останки, восхваляя увенчанного победителя (Злат. Похв. слово св. Игнатию). Ныне св. мощи Игнатия находятся в Климентовской церкви в Риме.

Смирнские христиане, извещая о кончине священномученика Поликарпа (жившего во времена св. Апостолов), говорили о себе: «Собрали кости его – сокровище драгоценнейшее дорогих камней и золота, и положили их там, где следовало. Туда, как только будет можно, мы будем собираться с веселием и радостию и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения, как в память уже совершивших свой подвиг, так в научение и утверждение будущих подвижников»70.

В актах о мученической кончине святого Киприана Карфагенского рассказывается, что когда палач готовился отсечь голову Святителя, многие из христиан постилали платки и полотенца, чтобы сберечь для себя кровь Священномученика.

* * *

62

Отсюда-то и ведет свое начало обычай Церкви полагать при освящении храмов частицы мощей святых под престолами и совершать евхаристии на антиминсах со вложенными в них частицами св. мощей.

63

Педагог. кн. 3, гл. II.

64

Евсевий, Церковная история, кн. 10, гл. 4.

65

Из 7 кн. Строматы.

66

Евсевий, Церковная история, гл. 4., с. 18.

67

Деяния Вселенских Соборов, т. 7, с. 279.

68

Разговор с Трифоном Иудеем, гл. 89.

69

О венце воина, гл. 3. О молитве Господней, гл. 12.

70

Евсевий, Церковная история, кн. 4, гл. 15, с. 217.


Источник: Утверждение истины / иером. Филипп. - 2-е издание, значительно дополненное. Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, 1914. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle