С. Успенский

Источник

Одиннадцатый член Символа веры

Чаю Воскресения мертвых

Розы расцветают

Розы расцветают –

Сердце отдохни:

Скоро засияют

Благодатны дни.

Все с зимой ненастной

Грустное пройдет,

Сердце будет ясно,

Розою прекрасной

Счастье расцветет.

Розы расцветают –

Сердце уповай:

Есть, нам обещают,

В Небе лучший край.

Вечно молодая

Там весна живет,

Там, в долине рая,

Жизнь для нас иная

Розой расцветет.

В. Жуковский

Сошествие во ад18

Что говорит природа о Воскресении мертвых

Взглянем весной на то место, где поблекла осенняя роза. Куст ее весь покрыт новыми цветами, которые благоухают по-прежнему...

Солнышко закатилось вчера на наших глазах. Ночь покрыла всю землю, все краски потухли, умолкли все звуки, а сегодня рано утром восток осветился новой зарей. Она позолотила вершины гор и холмов. Жаворонки радостно поднялись к небу, чтобы своим пением приветствовать восходящее солнце...

Я видел, как ослабевший червячок сам готовил себе могилу, как он, завернувшись куколкой, лежал в ней мертвый. Но через некоторое время он начал прогрызать свою могилку и, полный сил и красоты, раскрыв пестрые блестящие крылья, взвился на воздух, радуясь новой жизни: червячок пропал – и вылетела бабочка...

Точно так же обновится и человек: красота восстанет из тления, и новая жизнь возникнет из праха. Ты пролежишь в земле, как семя, брошенное в нее, чтобы восстать в новом виде.

Но кто же придет и отворит гробы, кто пробудит мертвых, кто соберет народы с лица всей земли и воскресит их? Он – наш Искупитель, Спаситель и Победитель смерти, Христос Бог. То, что сеешь, не оживет, если не умрет (1Кор. 15:36).

У Бога мертвых нет

Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы.

Но некогда весна бессменная придет.

Жив Бог! Жива душа! И, царь земной природы,

Воскреснет человек: у Бога мертвых нет.

Н.Гнедич

Притча

Одна семья жила на пустынном острове среди океана, заброшенная туда кораблекрушением. Все члены семьи питались кореньями и травами и жили в пещере. Дети не помнили, когда и как они попали на остров. Они забыли родину и не знали, что такое хлеб, молоко и плоды.

Однажды к берегу пристала лодка с четырьмя неграми. Все потерпевшие очень обрадовались им и тотчас же решили разом покинуть остров. Но лодка была так мала, что не могла вместить всей семьи, и отец надумал отправиться первым.

Мать и дети горько заплакали, увидав его в утлой лодочке. Но родитель утешил семью, сказав на прощание:

– Не плачьте, там лучше, и мы все увидимся. Скоро лодка вернулась и увезла мать. Дети заплакали еще больше.

– Не плачьте, – утешала их и мать, – скоро мы увидимся в лучшей стране.

Наконец лодка причалила и за детьми.

Когда последние обитатели острова очутились в беспредельном море, то очень испугались своих перевозчиков, и этот страх не покидал их всю дорогу.

Но какова же была их радость, когда на берегу они встретили родителей.

– Милые дети, – сказал им отец, – в нашем переходе с пустынного острова на плодородную землю заключается большой смысл: всем нам предстоит переход из этого мира в лучший. Ведь и земля наша походит на остров; страна, в которой мы теперь очутились, слабое подобие Неба, а бурный переход с острова сюда – смерти. Лодочка – это носилки, на которых нас понесут четверо носильщиков в черной одежде.

Когда придет время покинуть землю, людям благочестивым, любящим Бога и покоряющимся Его воле такой переход не страшен; для них смерть – переход в лучшую жизнь.

Воскрешение Лазаря

(Евангельский пример воскрешения из мертвых19)

В то время Иисус был снова в Иудее.

Уже следя за Ним, шептались фарисеи...

Он изгонял бесов, слух возвращал глухим,

Здоровье – прокаженным, зрение – слепым.

Когда в Иерусалим Он к Пасхе возвращался,

Вдруг Лазарь, друг Его, в Вифании скончался.

Весть печальную Христос

Безмолвно принял; Он учил народ в то время

И, как пророки, в притчах сеял веры семя...

Вот речь прервав, Христос промолвил близким людям:

«Так друг наш, Лазарь, спит. Пойдем его разбудим».

Христос спросил: «Куда

Его вы положили». – «Вот, смотри: сюда».

И увидал Христос вблизи пещеру;

Привален был к ней камень. Переполнил меру

Страданья вид печальный гроба, где был друг.

Заплакал Иисус, – и все за Ним вокруг.

Тогда Христос промолвил: «Камень отвалите».

Но Марфа закричала: «Стойте, не спешите!

О Господи! Уж он в гробу четыре дня.

Уже смердит!..» – «Молчи и слушайся Меня. –

Ей возразил Христос. – Имей, о Марфа, веру,

И ты увидишь славу Божью». Вход в пещеру

Открыли для Него; Он очи к небесам

Возвел и подошел спокойным шагом Сам

К пещере мертвеца, как клад в себе хранившей.

«Изыди, Лазарь!» – молвил Лазаря любивший.

«Учитель!..» И мертвец, в свой саван облечен

И связан пеленой, из гроба вышел вон.

И молвил Иисус стоявшим: «Развяжите

Его и пусть идет. Воскрес наш друг. Смотрите!»

Ответ ученого

Ученого Ньютона однажды спросили: «Кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела для душ?» Ученый молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с земляной пылью и спросил: «А кто выберет железные опилки из этой смеси?» При общем недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение и послышался шелест. Пылинки быстро стали прилипать к магниту.

Серьезно посмотрел Ньютон на присутствующих и сказал: «Тот, кто такую силу сообщил бездушному металлу, неужели не может совершить большего через наши души, когда им потребно будет облечься в прежние, но обновленные тела по Воскресении».

Богач и бедный Лазарь

(Состояние душ умерших людей до всеобщего Воскресения)

1

Был древле некий муж богатый,

Он жил роскошно и светло,

И каждый день в его палаты

Друзей веселие влекло...

Был в граде том и Лазарь нищий,

Муж изнуренный и больной,

Одетый ризою худой,

Он не имел насущной пищи

И взрос бездомным сиротой.

2

Настало время: двери гроба

Открыть обоим смерть пришла,

И безразлично трупа оба

Земли суровая утроба

Под мрачный кров свой приняла...

Скончался нищий – все страданья

Пресеклись с жизнью для него.

И душу чистую его,

Гласит Священное Писанье,

Господень Ангел в Небо снес,

И водворил ее он прямо

На лоне светлом Авраама,

Где нет ни скорби, нет ни слез,

В блаженном, чудном том селеньи,

Где бесконечны наслажденья,

Где мир, покой и тишина,

И радость вечная одна

В удел всем праведным дана.

3

Где все утехи, вся отрада,

Какие ты имел, богач?

Чертог твой ныне – место смрада,

Где вечный скрежет, вопль и плач.

Не рай небесный – бездна ада

Вовеки будет твой удел,

И строгий суд, а не награда,

Там ждет того, кто не хотел

Стяжать богатства добрых дел.

4

И мучась в пламени жестоком,

Издалека богач взирал

На чудный рай, где за потоком

На месте злачном и высоком

Свет Авраама озарял,

И где в нем Лазарь обитал...

Сила поминовения усопших на литургии

Святой Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время одному благочестивому священнику явился во сне умерший христианин и просил за упокой его души совершить Бескровную Жертву, то есть литургию. При этом усопший прибавил, что если Священная Жертва облегчит его участь, то он уже больше не явится ему.

Священник исполнил эту просьбу и отслужил литургию по покойнику. С той поры нового явления уже не было.

Важность домашней молитвы за умерших

Святой Иоанн Дамаскин рассказывает, что один святой старец имел ученика, жившего в беспечности о своем спасении. В таком состоянии юноша и скончался.

Святому очень хотелось узнать посмертную участь своего ученика, и он слезно об этом молил Бога. Господь услышал молитву старца и в видении показал ему ученика стоящим в пламени до шеи. Святой ужаснулся и стал усердно молить Бога о спасении грешного юноши. Тогда в видении Господь снова показал ему ученика в огне, но на этот раз юноша стоял в пламени по пояс.

После этого чудного видения старец начал еще больше молить Господа о прощении грехов своего ученика, и Господь показал ему юношу в третий раз. Теперь ученик стоял совершенно свободным от пламени.

Значение милостыни, подаваемой за усопших

У блаженного Луки был родной брат, инок, который мало заботился о своей душе.

После его смерти в келлии покойного были найдены большие деньги, и святой Лука был очень огорчен, узнав, что его брат нарушил обет монашеской нестяжательности. Все найденное старец отдал нищим за спасение души своего брата.

Часто за молитвой о покойном святой Лука просил Бога открыть ему участь брата. И вот однажды во сне он видит его душу, около которой Ангелы спорят со злыми духами.

– Душа наша, потому что она творила наши дела! – кричали злые духи.

– Нет, – отвечали Ангелы. – Душа ныне избавлена от вашей власти милостыней, розданной за нее.

Но злые духи возражали:

– Разве сам усопший роздал милостыню? Роздал ведь его брат. – При этом они указали на святого Луку.

– Да, – ответил им святой, – я действительно роздал милостыню, но не за себя, а за душу моего грешного брата.

После этих слов злые духи стали невидимы.

Пролог

Что помогает душам умерших

В одном монастыре проживал старец, который принял иночество по следующему случаю.

В молодости он очень любил увеселения. Как-то на масленице юноша зашел в театр, где давали мистерию «Страшный Суд».

Увидев священное событие на сцене, он возмутился и оставил зрелище. Через несколько минут после его ухода театр вспыхнул, а юноша, придя домой, тяжко занемог.

Однажды, когда болезнь достигла своего наивысшего напряжения, больному представилось, что к нему явились два Ангела и сказали: «Следуй за нами». Больной повиновался.

Долго шел он со своими чудесными спутниками по неизвестным и мрачным местам, наконец ему послышались шум и человеческие голоса. В страхе он увидел бушующий огненный вихрь, а среди пламени раздавались страдальческие стоны людей. То был ад.

Ангелы стали объяснять юноше, за какой грех уготовано грешникам то или другое место в аду.

Вслед за тем один из Ангелов вынес неведомого человека из пламени, и юноша увидел, что этот несчастный почернел, как уголь, и был окован цепями с ног до головы. Ангелы сняли с него оковы, и человек стал чист и свободен.

– Что все это значит? – спросил удивленный юноша.

– Душа этого человека за грехи была отлучена от Бога, – ответил один из Ангелов, – и как отлученная должна была гореть в этом пламени. Но родители отлученного грешника после его смерти подавали за него милостыню и поминали его на литургии и панихидах, и вот, ради ходатайства Святой Церкви, а равно и по родительским молитвам, Бог умилостивился над грешником, и теперь душа его будет радоваться пред Самим Господом. Да и ты, если хочешь избавиться от заслуженных мук ада, иди и живи, как истинный последователь Христа.

С этими словами видение кончилось.

По письмам Святогорца

Видение пророка Иезекииля

(Ветхозаветный прообраз Воскресения мертвых)

Господней десницей незримо влеком,

Я шествовал в силе и духе,

И поле увидел, и стал я на нем:

Покрыто костями все поле кругом,

И кости те древни и сухи.

И внял в тишине я Господним словам:

«Пророчествуй! Жизнь Я дарую,

И плоть Я созижду иссохшим костям,

И крепкие мышцы, и кожу им дам,

И вдуну им душу живую».

По слову Господню, я стал прорекать.

Послышались шум и бряцанье,

И начали кости к костям прирастать,

И стали их кожа и плоть облекать,

Но были они без дыханья.

И новою властью я был облечен.

«Пророчествуй, сын человека!

Пусть Дух с четырех соберется сторон,

Дохнет на тела и пребудет в них Он

Дыханием жизни до века!»

Веление Господа я сотворил,

И вихорь прошел предо мною,

Тела неподвижные Дух оживил,

И стали они, полны жизни и сил,

На поле великой толпою.

Л. Бельский

Говорящий череп

Однажды преподобный Макарий Египетский нашел в пустыне человеческий череп. Когда святой тронул его своим жезлом, ему показалось, что череп издал звук. Тогда старец спросил:

– Кто ты? Череп ответил:

– Я был начальником жрецов, живших на этом месте, а ты – святой Макарий, и когда ты молишься о нас, мы ощущаем некую отраду.

– В каком же состоянии вы находитесь ныне? – спросил старец.

Череп ответил:

– Как велико расстояние между землей и небом, так велико и то пламя, среди которого мы находимся. При этом мы совершенно не видим друг друга. Когда же ты молишься о нас, мы немного видим друг друга, и уж это одно для нас – великая отрада! Но помимо нас есть и другие грешники, которые переносят более тяжкие муки.

– Кто же это? – спросил старец.

– А это те, кто познал Бога, но забыл Его и не исполнял Его заповедей. Их участь тяжелей нашей, ибо мы – язычники и не знали Истинного Бога.

Четьи-Минеи

* * *

18

По учению Православной Церкви, после смерти на Кресте Господь Иисус Христос сошел во ад, где пребывали души всех умерших людей, начиная от Адама. Во аде Христос освободил души праведников, с верой ожидавших Его пришествия (1Петр. 4:6). Господь воскрес из гроба, а при Его Втором Пришествии воскреснут и все люди. Веровавшие в Христа Спасителя и исполнявшие Его заповеди наследуют Вечную Жизнь вместе с Ним, а нераскаявшиеся грешники – вечное осуждение.

19

О чуде воскрешения Лазаря сообщает евангелист Иоанн. По его свидетельству, Иисус Христос, узнав о болезни Лазаря, не поспешил к умирающему. Он намеренно задержался на два дня. Апостолам Господь сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Спаситель знал, что Лазарь умрет, но собирался воскресить его, чтобы такое великое чудо прославило Бога и Его как Сына Божия. Этим чудом Господь хотел также обратить к Себе сердца еще не уверовавших в Него и дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться.


Источник: Катехизис в рассказах. Выпуск 1. Символ веры / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г. 187 с.

Комментарии для сайта Cackle