Двенадцатый член Символа веры
Чаю (ожидаю) воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь
Будущая жизнь
Много горя и кручины,
Много тягостных тревог
Посылает смертным Бог
С колыбели до кончины.
Есть за гробом жизнь другая:
Без лишений и скорбей.
Мы должны стремиться к ней,
Все земное забывая...
Посылай мне, Боже мой,
В этой жизни все лишения.
Лишь введи в Твои селенья,
Где блаженство и покой.
В. Бажанов
Сон святого Андрея
(Видение рая)
Однажды в течение двух недель в Константинополе стоял лютый мороз, сопровождавшийся снежной бурей.
Весь город был в снегу, и от холода замерзали на лету птицы. Люди обезумели от ужаса.
Был вечер. По городской улице с нечеловеческим трудом сугробами пробирался святой Андрей, никогда не имевший определенного пристанища и постоянного крова.
Остановившись от усталости вблизи полузанесенного городского дома, преподобный неожиданно увидел собаку и тотчас же улегся около нее, надеясь хоть немного согреться. Но испуганная собака шарахнулась от него. «Как грешен я! – подумал преподобный. – Не только люди, но и псы гнушаются мной».
Оставшись один, Андрей уже не мог двинуться дальше и стал быстро замерзать, молясь, чтобы Господь принял его душу с миром. Скоро приятная теплота разлилась по всем его членам, и святой увидел себя в дивном раю.
Там было много садов. Высокие деревья наклоняли свои вершины и радовали взор праведника. От многочисленных райских цветов струилось благоухание. Кругом порхали невиданной красоты птицы. Порой они садились на ветки райских деревьев и пели дивные песни, вызывая в душе святого неописуемый восторг.
Посредине рая протекала светлая, точно хрустальная, река. По берегам ее зрел виноград, от тяжести ягод опускавший свои лозы к земле. На большом возвышении, посреди самого рая, стоял крест, который окружали певцы. Они пели неземные гимны и славили Воскресшего Господа. За крестом висела завеса, которую сейчас же отдернула чья-то невидимая рука, и преподобный Андрей увидел Господа Саваофа, сидящего на престоле и окруженного Ангелами. Он был облечен в багряную ризу. Лицо Его светилось, как солнце, а очи с любовью взирали на праведника.
Когда святой подумал, почему он не видит здесь Пречистой Богоматери, сейчас же явился светлый Ангел и сказал Андрею:
– Богоматерь отошла ныне в мир земной помогать людям и утешать их в скорбях...
После этого видения святой Андрей проснулся. Он был в том же углу, где укрылся от холода.
Пролог
Три друга
У одного человека было три друга. Первых двух он сильно любил и жертвовал для них всем, что только у него было хорошего, третьему же другу уделял мало расположения. Случилось, что этому человеку нужно было уплатить значительный долг. Не имея своих денег, он отправился за помощью к друзьям. Вот приходит он к первому и просит взаймы. Но друг, на которого он так надеялся, отказался выручить беднягу.
– Я тебе теперь не друг, у меня новые приятели и поважней тебя, а если и этих не будет, то еще лучше найдутся. Вот тебе, впрочем, два рубища, а больше от меня ничего не жди.
Огорченный должник пошел ко второму другу.
– Друг мой, – сказал он, – вспомни, как я всегда ценил тебя и дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в несчастье, помоги мне.
– Сегодня я очень занят, – ответил второй друг, – и мне совсем не до тебя. Все, что я могу для тебя сделать, – это проводить тебя до царя, а больше от меня ничего не жди.
Так с пустыми руками и воротился должник от своих любимых друзей. Тогда он решил пойти к третьему другу. Придя к нему с унылым лицом, он чуть слышно заговорил: «Не смею и уста раскрыть, чтобы высказать тебе свою просьбу. Я так мало всегда уделял тебе внимания. Но вот пришло ко мне горе великое и не к кому обратиться за помощью, кроме тебя».
– Что же ты так рано загоревал? – ответил третий друг. – Я почитаю тебя близким человеком, хотя ты и мало знался со мной. Не беспокойся, любезный, я помогу тебе.
Это притча... Что же она значит и чему нас учит?.. Первый друг – это наша алчность к наживе и самое богатство, которое собирает человек за жизнь. Оно дает ему только два рубища на погребение – сорочку да саван. Второй друг – это семейные и знакомые, которых мы часто любим до забвения Бога. Но и от них при смерти пользы мало: проводят до могилы, а потом среди своих забот и позабудут. Третий друг – это наши добрые дела, которые после разлучения души с телом являются за нас ходатаями перед Богом.
Они-то и есть истинные наши друзья, помогающие христианину наследовать блаженство в загробной жизни.
Слепой и хромой
(Притча)
Один господин, отправляясь в путь, оставил в своем винограднике двух сторожей – слепого и хромого. Выбирая их, он думал, что ни тот, ни другой не смогут оборвать ягоды винограда. Но когда виноград созрел и слепой узнал от своего товарища о богатствах господского сада, то придумал следующее: он посадил на себя хромого и заставил его рвать ягоды.
Так продолжалось долгое время.
Но вот возвратился хозяин виноградника и сразу же заметил следы хищения.
На другой день сторожей позвали на допрос. Тогда слепой стал слагать вину на хромого, говоря, что без него он не мог бы найти и дорогу к винограду, а хромой стал обвинять слепца, без которого он никак не мог бы достать виноград.
Разгневанный господин велел снова посадить хромого на плечи слепца и одинаково наказать обоих.
Что же значит эта притча?
Слепец – это душа человека, а хромой – его тело. А так как и та и другая часть человека – и плотская, и духовная – участвуют в греховной жизни, то Господин виноградника, Судия живых и мертвых, одинаково осудит на Своем Страшном Суде в муку вечную как тело, так и душу грешника.
Какую пользу могут принести размышления о смерти
Святой Иоанн Милостивый, страшась, чтобы какие-либо греховные мысли не коснулись его сердца и не привели к худым поступкам, старался всегда помнить о смерти. С этой целью он приказал приготовить себе наполовину отделанный гроб, а его мастерам приходить к себе каждый праздничный день со словами: «Гроб твой еще не доделан, прикажи окончить его, так как смерть приходит неожиданно, подобно вору». Всякий раз это непременно говорилось святому в присутствии его посетителей. Так Иоанн Милостивый всегда помышлял о смертном часе и напоминал о нем и другим. Подражая ему, будем и мы всегда помнить о своей неизбежной кончине. Это будет удерживать нас от грехов, приближать к Богу и, таким образом, поможет достигнуть вечной блаженной жизни за гробом.