Н.И. Державин

Источник

Посты

Посты установлены Церковью для поддержания в человеке духовных сил, столь необходимых в деле спасения души. Они предшествуют наиболее значительным праздникам не только потому, чтобы лучше подготовить нас к их встрече. Можно сказать, что пост – это духовный путь, цель которого – совершенствование души.

Во время постов христиане отказываются от различных видов пищи, от многих развлечений. Но пост – это не просто некоторое количество формальных запретов и тем более пост не имеет ничего общего с диетой и разгрузкой организма. Прежде всего пост – это проявление любви к Богу, жертва Ему, а также средство покорения тела душе. Это время покаяния, усиленной молитвы; это особое состояние духа, ума и души. Пост призван «смягчить» сердце, чтобы оно смогло воспринять духовные реальности.

По своей продолжительности посты бывают многодневные и однодневные.

Великий пост

Самый главный и строгий пост – Великий (Святая Четыредесятница).

Великий пост настолько отличается от всех других постов, что Церковь постепенно подготавливает людей ко вступлению в него. Церковь знает, насколько сложно перейти от одного духовного состояния к другому. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные недели78. Воскресные дни этих недель посвящены воспоминанию евангельских притчей и событий, давших название этим неделям («неделя» здесь – в значении «воскресенье»):

Неделя о мытаре и фарисее;

Неделя о блудном сыне;

Неделя мясопустная (после которой наступает Масленица, или Сырная седмица, когда мясо уже запрещено, но молочное еще можно вкушать);

Неделя сыропустная, или Адамово изгнание, или Неделя о Страшном Суде, или Прощеное воскресенье (в этот день все в храме просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост, время особого покаяния, помирившись со всеми).

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и длится сорок дней, после чего наступает Страстная седмица, а затем Пасха. Самые строгие недели Великого поста – первая, четвертая и Страстная.

Время Святой Четыредесятницы совершенно особое. Службы Великого поста продолжительны, они отличаются покаянно-сосредоточенным молитвенным настроением. Мы как будто попадаем в такое место, куда не достигают повседневные заботы, тревоги, суета, все то, что обычно наполняет человеческую жизнь. Здесь все это теряет значение. Но, вступая в «светлую печаль» поста, мы уже видим конец пути. Этот конец и цель – радость Пасхи.

Ha первой неделе, в понедельник, вторник, среду и четверг в храмах читается «Великий покаянный канон» святого Андрея Критского79 – одно из величайших произведений византийской духовнои поэзии80. В оригинале – это ритмические стихи. Длинной чередой проходят перед молящимися образы из Ветхого и Нового Заветов, и каждый эпизод становится призывом к покаянию. Чтение Канона помогает верующим «настроить» душу на «светлую печаль» Великого поста, задуматься о жизни и смерти.

Канон Андрея Критского очень красив, но так как читается он на церковнославянском языке, то не всем понятен. Поэтому перед постом во многих храмах продаются брошюры, где Канон напечатан с параллельным русским переводом. Во время служб многие люди стоят с этими книжками и читают текст по-русски.

Христиане заранее готовятся к этим службам и планируют свои повседневные дела таким образом, чтобы иметь возможность в первые четыре вечера Великого поста пойти в храм и послушать Покаянный канон.

В субботу первой недели – память святого Феодора Тирона81. В этот день люди стараются по возможности причаститься.

Воскресенье первой недели – праздник Торжества Православия, установленный в память о победе Церкви над иконоборцами. В первое воскресенье Великого поста тоже принято причащаться.

Вторая и третья недели менее строгие. Во время Великого поста в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров82. Каждая Евхаристия – это праздник, поэтому в Церкви сложилась традиция не совершать ее в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы и воскресенья).

Но, чтобы не лишать людей возможности причаститься на неделе, обратились к практике первых христиан – оставлять Святые Дары для больных и отсутствующих. Так получила начало Литургия Преждеосвященных Даров.

В субботу второй, третьей и четвертой недель совершается поминовение усопших. Воскресенье второй недели – память свт. Григория Паламы83.

Накануне воскресенья третьей недели на середину храма выносится крест и кладется на аналой для поклонения. Крест будет находиться там всю следующую неделю – Крестопоклонную. Эта неделя посвящена воспоминаниям крестной смерти Спасителя, поэтому она отличается строгостью. В среду – преполовение поста (то есть его середина).

Пятая неделя. На утрене четверга (служится в среду вечером) совершается Стояние Марии Египетской. Во время этой службы священник полностью читает Великий канон Андрея Критского и житие Марии Египетской.

Суббота этой недели называется «Субботой Акафиста», на утрене (служится в пятницу вечером) читается акафист Божией Матери.

В воскресенье совершается память Марии Египетской84. Она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в пустыне, искупая свои грехи. Ее образ стал символом подлинного, преображающего все человеческое естество покаяния.

Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христа. Это событие очень подробно, с поразительной достоверностью описывает евангелист Иоанн, бывший очевидцем всего (см. Ин. 11, 1–46). В субботу на шестой неделе Церковь вспоминает это великое чудо. День этот получил название «Лазаревой субботы».

И вот наступает Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим85, или еще одно название – «Неделя Ваий». Вайи – это пальмовые ветви, которыми народ торжественно встречал Иисуса в Иерусалиме. Поскольку на Руси пальмы не росли, сложилась традиция приходить в храм с распустившимися вербами, чтобы приветствовать ими Христа, идущего на вольные страдания и крестную смерть.

Последняя неделя перед Пасхой – Страстная седмица – в своих богослужениях хронологически точно, по дням, отражает евангельские события от Входа Господня в Иерусалим и до Его Воскресения. В эти великие дни верующие стараются каждый день ходить в церковь, чтобы мистически стать свидетелями последних дней земной жизни Христа.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последнее пребывание Христа в Иерусалиме. В эти дни служатся: полунощница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия Преждеосвященных Даров.

Великий Четверг. Утром христиане причащаются на Литургии, вспоминая установление Таинства Евхаристии и Тайную вечерю. А вечером на службе читаются 12 отрывков из Евангелия, повествующих о событиях двух последних дней жизни Спасителя – от Тайной вечери до Погребения.

В Великую Пятницу Литургия не служится – Сам Христос приносит Себя в жертву за грехи людей: Совершилось! (Ин. 19, 30).

После полудня в храмах совершается вечерня, в конце которой из алтаря выносится Плащаница с изображением снятого с Креста Иисуса. Ее полагают в центре храма на особом возвышении, и молящиеся, подходя, с благоговением прикладываются к ней. Вечером совершается утреня. Священники, стоя перед Плащаницей, читают погребальные стихи, а в конце утрени обходят с Плащаницей вокруг храма, символизируя погребение Спасителя.

Великая Суббота. Утром служится Литургия, после которой по традиции начинается освящение куличей и пасхальных яиц.

Петров пост

Петров пост длится от Недели Всех Святых86 до праздника святых апостолов Петра и Павла. Начало поста не имеет строго фиксированной даты и зависит от времени празднования Пасхи. Поэтому и продолжительность его непостоянна: самый длинный продолжается шесть недель, самый короткий – восемь дней. Этот пост не такой строгий, как Великий. Петров пост установлен в честь святых апостолов и в память того, что сами апостолы тоже постились перед выходом на проповедь.

Святые апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства. Пламенные речи Петра – одного из ближайших учеников Христа, – его горячая вера и бесстрашие привлекли в Церковь тысячи людей. Апостол Павел, один из самых образованных людей своего времени, прославился как апостол язычников. Во многом благодаря ему весть о Христе вышла за пределы Иудеи и распространилась среди других народов.

Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост, который готовит нас к празднику Успения Божией Матери. По строгости этот пост приближается к Великому, только длится он намного меньше – две недели – с 14 по 28 августа (по новому стилю).

166

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября и длится, как и Великий, сорок дней – до 7 января. Весь период поста пронизан радостным, светлым ожиданием великого праздника – Рождества Христова.

Однодневные посты

К однодневным постам относятся:

– среда и пятница каждой недели; среда – как скорбь о предательстве Иуды, пятница – в воспоминание страданий и смерти Спасителя87;

– день Воздвижения Креста Господня (27 сентября) – в воспоминание крестных страданий Христа;

– день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (11 сентября) – в воспоминание убийства Иоанна Предтечи Иродом, а также в подражание его аскетизму;

– Рождественский и Крещенский сочельники, когда по церковному обычаю не положено есть до вечера (до первой звезды).

* * *

78

Славянское слово «неделя» равнозначно русскому «воскресенье» . А русскому слову «неделя» соответствует славянское слово «седмица». Это иногда вызывает некоторую путаницу. Итак, Великому посту предшествуют три седмицы и четыре недели (то есть воскресенья).

79

Святитель Андрей Критский родился в VII в. в Дамаске. С 14 лет он посвятил себя служению Богу, жил в монастыре, много учился как богословским, так и светским наукам. С 685 г. он был архиепископом острова Крита. Святитель Андрей прославился как блестящий проповедник, умный и образованный человек, а также как церковный писатель – автор молитв и церковных песнопений.

80

Канон – большое поэтическое произведение, состоящее из девяти песней, каждая из которых содержит один ирмос и несколько тропарей. Канон как церковно – поэтический жанр сложился в VIII в. в Византии.

81

В 362 г. Византийский император Юлиан Отступник приказал тайно окропить все съестные припасы на антиохийских рынках кровью идоложертвенных животных. Но св. вмч. Феодор Тирон, сожженный за веру Христову в 306 г., явился в сновидении en. Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел ему в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Так христиане были спасены.

82

Особая великопостная служба, составленная папой Григорием Двоесловом.

83

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, на Константинопольском Соборе 1341 г. в храме Святой Софии обличил ересь Варлаама, который отвергал учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и Синае). Святитель раскрыл учение о посте и молитве.

84

Церковь обращает внимание на глубину ее греховного падения и на высоту благодатного восстания, чем указывается, что истинное покаяние изглаживает самые тяжкие грехи.

85

Подробнее см. в главе «Главные церковные праздники».

86

Так называется следующее после дня Святой Троицы воскресенье.

87

Существуют так называемые «сплошные седмицы», когда пост в среду и пятницу отменяется. Это седмицы после Пасхи (Светлая седмица), после Пятидесятницы, период от Рождества до Крещения – Святки, седмица мытаря и фарисея и Масленица.


Источник: Державин Николай Иванович. Я пришел в Церковь : Основы церковной жизни. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. – 184 с.

Комментарии для сайта Cackle